Исповедание веры американских старокатоликов

Источник

Содержание

Символ веры Соборы Таинства Крещение Миропомазание (Confirmation) Покаяние Евхаристия Помазание больного Священство (Sacred Orders) Брак Церковь Епископство (The Episcopate) Монашеская жизнь Святые иконы Святые Священное Писание Папство Наш союз единения  

 

В американском ежемесячном листке «Старокатолик» (The old Catholic), который служит органом местной старокатолической церковной общины, состоящей под управлением известного нам1 архиепископа Вилатта, недавно (November 1895. № 11) напечатан весьма интересный документ, который представляет собой довольно полное и обстоятельное изложение вероучения этой общины. В виду того высокого интереса, какой имеет старокатолическое движение с православной точки зрения, спешим предложить этот документ вниманию читателей в буквальном переводе, как ясное свидетельство о том, насколько американские старокатолики в своем вероучении приблизились к Церкви Православной.

Символ веры

Верую во единого Бога и т.д. Следует точное изложение Никео-Цареградского символа без той прибавки в 8-м члене слов «и от Сына», с какою читает его церковь римская. К концу символа сделано следующее подстрочное примечание: Этот символ веры есть сокращенное изложение или вероисповедание (the summary or Creed) трехсот восемнадцати отцов, собравшихся в Никее, в Виеинии, в 325 году, законченное и обнародованное (completed and published) властью Константинопольского Вселенского Собора в 381 г. Оно предано церкви как неоцененный памятник (keepsake) веры, содержащейся в Священном Писании. Оно заключает в себе основные (first) начала Христианской веры и надежды и кто упорно отвергает (хотя бы) один член, не имеет надежды спасения.

После текста Никео-Цареградского символа документ читается так:

«Мы отвергаем папистическое и протестанское учение о двойственном исхождении (procession) Святого Духа, как еретическое, как не содержащееся ни в Писании, ни в божественном Символе Веры.

Соборы

Мы принимаем в Качестве Вселенских семи всеобщих соборов, признанными всею Вселенскою церковью (by all the Catholic churches), а именно:

Первый в Никее 325 г. против арианства.

Второй в Константинополе 381 г. против аполлинариан и македониан.

Третий в Ефесе 431 г. против несторианства.

Четвертый в Халкидоне 451 г. против монофизитов.

Пятый в Константинополе 553 г. против неосторианства и монофизитов.

Шестой в Константинополе 680 г. против монофелитов.

Седьмой в Никее 787 г. против иконоборцев.

Мы принимаем также учения Собора Вифлеемского относительно семи таинств.

Таинства

Мы веруем, что таинства Нового Завета суть не только священные знаки, которые изображают нам благодать, и не печати, которые ее в нас утверждают; но что они суть орудия Святого Духа, которые сообщают и даруют нам благодать (apply and confer grace upon us) в силу слов произносимых и действий, совершаемых над нами извне, если только мы не представляем какого-либо препятствия к тому своими собственными дурными расположениями2.

Крещение

Мы признаем крещение как таинство, установленное Христом для очищения людей от первородного греха и для соделания их христианами. Оно есть таинство нового рождения. (Иоан.3:5). Истинно, истинно говорю тебе: если человек не возродится от воды и Святого Духа, он не может войти в царствие небесное.

Миропомазание (Confirmation)

Мы веруем, что епископ есть обычный совершитель миропомазания и что в этом таинстве Святой Дух: подается с полнотою Его даров. Ибо они были только крещены во имя Господа Иисуса; тогда апостолы возложили свои руки на них и они приняли Святого Духа. (Деян, 8:14–17).

Покаяние

Мы веруем, что Иисусу Христу угодно было оставить в церкви своей власть прощать тех, кои после крещения нарушили закон Евангелия, и что каждый священник, действительно посвященный (validly ordained) иметь эту власть через заслуги и в лице Христа (through the merits and in the person of Christ). Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся. (Иоан. 20:23).

Евхаристия

Мы исповедуем, что Евхаристия есть и жертва и таинство; что в бескровной жертве мессы, составляющей средоточный обряд (rite) и самый существенный акт того общественного поклонения (worship), каким христианин обязан Богу, приносится истинная, угодная (proper), умилостивительная жертва за живых и умерших. Мы утверждаем, что литургия должна совершаться на языке понятном для народа, согласно со Словом Божиим и обычаем (custom) первенствующей церкви. (Впрочем, в виде исключения, с дозволения архиепископа латинский язык может быть удержан в тех собраниях, которые желают этого). Мы веруем, что в святейшем таинстве Евхаристии присутствуют (there is) истинные и действительные Тело и Кровь Иисусу Христа (truly and really). Мы утверждаем, что миряне не должны быть лишены чащи Господней, ибо по установлению и заповеди Христа обе части таинства Господня должны быть преподаваемы одинаково всем людям. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого, и не пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни. (Иоан. 6:53).

Помазание больного

Мы веруем, что помазание больного есть таинство Нового Завета, установленное для духовного и телесного утешения больного. Его действенность и способ совершения ясно указаны в соборном послании (Св. Иакова 5: 14–15): Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Священство (Sacred Orders)

Мы веруем, что священство есть таинство, дарующее тем, кто законно принимает его (validly), власть исполнять различные обязанности священнослужения (the several functions of the ministry). Епископы суть совершители этого таинства.

Католическая церковь делает различие между меньшим чином и большим, или чином священным (Holy Orders); последний называется так по причине высокого достоинства, им сообщаемого, и важных обязанностей, им налагаемых.

Брак

Мы веруем, что святой брак есть таинство, освящающее законный союз христианских мужчины и женщины. Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. (Св. Павел к Ефес. 5:32). Никто не имеет права разрывать узы брака. Ибо, что Бог сочетал, того человек да не разлучит. (Мф. 19:6).

Никто из наших священников не имеет права вступать в брак после своего посвящения. Но женатый человек, имеющий призвание к священнослужению, может принять посвящение (holy orders), не смотря на свой предшествующий брак, согласно порядку, идущему от раннейших веков христианства (earliest ages of the falth), и доселе имеющему силу в восточных церквах.

Церковь

Видимая церковь Христа есть общество, в котором все верующие соединены исповеданием одной и той же веры и составляют тело, где Иисус Христос есть единственная Глава и источник всякого освящения.

Епископство (The Episcopate)

Мы веруем, что епископство столь же необходимо для жизни церкви, как дыхание для жизни человека; что оно есть всеобщее средоточие единства и блюститель залога божественного откровения; что, по праву божественному, епископы силою и властью равны между собой и на них лежит долг защищать истину и вселенские предания, дабы во всей, объединенной под их руководством (guidance) церкви всегда были один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и чрез всех, и во всех нас. (Св. Павел к Ефес. 4:5).

Различия Архиепископов, Митрополитов, Патриархов, Пап и т.д. имеют церковное происхождение.

Монашеская жизнь

Старокатолики признают, что монашеская жизнь (religious orders) есть такой источник крепости и освящения, которым не следует пренебрегать, но который должно поощрять и развивать среди чад Божьих. Жизнь самопожертвования (of sacrifice) и превосходящей любви к Богу и человеку, отличавшая апостолов, должна быть в церкви предметом подражания для тех избранников (elect souls), которые призваны Духом Святым для добровольного принесения себя в жертву на алтарь любви, чтобы мог быть явлен миру пример евангельских добродетелей. Мы веруем, потому, что весьма угодно Богу добровольное безбрачие, к которому многие призваны для славы Божией, для вернейшего спасения их собственных душ и для утешения больных и бедных. Ибо не женатый заботится о Господнем; он старается как бы угодить Богу, а женатый занят делами мира, он старается как бы угодить жене своей и разделяется ( and is divided). (1 Посл. Св. Павла к Кор.7:32–33).

Святые иконы

Мы решительно отвергаем то обвинение наших отделившихся братий, которые утверждают, что будто бы католики обоготворяют (adore) изображения Христа, Пресвятой Девы и святых. Мы почитаем их как священные предметы и как изображения лиц святых. Католическая церковь никого не принуждает употреблять при богослужении святые иконы или изображения. Это предполагается (recommended) как обычай благочестивый, но не необходимый ни для оправдания, ни для спасения. Кроме того, мы веруем, что при осуществлении этого обычая должно действовать с благоразумием, согласно духу и правилам вселенской церкви, дабы избежать злоупотреблений, которые всегда так легки в этом деле и так пагубны.

Святые

Мы веруем, что только «Един Посредник (искупления) между Богом и человеком: Человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5), но что доброе и полезное дело призывать святых, которые суть наши прославленные братья, дабы они помогали нам своими молитвами, ибо если на сей земле «много могут молитвы праведного» то не много ли могущественные должны они быть, когда вблизи престола Божия в царстве славы. Что отшедшие братья наши молятся за нас, это мы знаем из всеобщего предания церкви и из Священного Писания. Один из примеров находим в пророке Иеремии, предстательствующем за людей уже много после своей смерти. Сей есть братолюбец и из народа Израильского: это тот, который много молится за людей и за весь святой народ, а именно Иеремия, Пророк Божий. (2 Макк. 15:14).

Священное Писание

Старокатолики принимают Свящ. Писание как вдохновенное Слово Божие. Это драгоценное откровение принимается в смысле, предназначенном Духом Святым, и изъясняется церковью, которой принадлежит право определять истинный смысл и истинное толкование Библии. Они никогда не понимают и не изъясняют Слова Божии (the Oracles of God) вопреки единогласным мнениям Отцев. Те книги принимаются как канонические, которые повсюду приняты католическими церквами всего мира. Епископы и пресвитеры этой церкви распространяют обязанность и право чтения Слова Божия на всех верующих. В сущности, они лишь повторяют слова аббата Бонифация, когда он говорил: « Устраните все, что только может препятствовать вам в изучении Священного Писания: ищите в нем божественной мудрости, которая светлее золота, чище серебра, блестящее алмазов, яснее хрусталя, драгоценнее топаза; юный не может найти себе лучшего руководителя и старый не может обладать более драгоценным даром, как Священное Писание, которое направляет корабль души нашей и без крушения приводит его к благословенным берегам рая, к обители божественных радостей, где пребывают ангелы».

Папство

Мы с негодованием (horror) отвергаем недавно измышленный догмат о непорочном зачатии Всесвятой Владычицы нашей, Матери Божией, и противухристианский догмат папской непогрешимости. Римский патриарх, если он православен, был бы первым в церковном чине; но как не православный, как и раскольник и еретик, он не имеет никакой власти в истинной католической церкви или над нею. Для нас, старокатоликов Америки, Видимая Глава церкви на земле есть Вселенское Епископство (Catholic Episcopate), вечно живущее и никогда не могущее погрешить, поскольку Христос сказал всем Апостолам: cе Я с вами во все дни до скончания века. Слушающий вас Меня слушает; и отвергающий вас Меня отвергается. Когда Христос давал заповедь – научите все народы; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся – Он не говорил Петру в каком-либо отличном от других смысл. (Мф. 18:18(?); Ин.20:23; Мф.16:18–19). Несомненно Христос сказал Петру, «ты Петр (камень), и на сем камне Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее». В этом случае Петр был глашатаем (oracle) Духа Святого и представителем (mouthpiece) апостольского сонма. Но обетование Я создам начало исполняться в день Пятидесятницы и печать Духа Святого и власть низошли на всех равно, как всем равно дано было обетование ключей царства небесного – власть вязать и решить. Св. Дух научает нас в постании к Ефесеям II гл. 20 ст., что Петр есть только один из основных камней церкви. Церковь создана на основании Пророков и Апостолов, а краеугольный камень (the Chief Corner Stone)есть Сам Иисус Христос. И Петр есть основной камень, и Пророки и Апостолы суть также основные камни, но Христос есть камень краеугольный.

Римский папа не есть источник, ни единственный орган (channel) власти в Церкви Божией. Ибо, как говорит Мишо, папа имеет (holds) свою власть от церкви, а не церковь от него. Свящ. Писание и история церкви показывают, что высшая власть (the sovereignty) пребывает не в воли какого-либо главы (chief), но в церкви, в воле христианской общины, и что церковное управление должно быть общинное (democratic).

Нас называют старокатоликами, потому что мы возвратились к католичности (Catholicity) времен Свящ. Писания и первых веков (Scriptural and primitive times). Но католичность (Catholicism) не может быть ни старой, ни новой, или скорее, она всегда стара и всегда нова.

Наш союз единения

Мы не дозволяем никакого разномыслия в делах веры. Мы признаем, как уже сказано, семь Вселенских Соборов, как основу (the foundation – head) для единения веры. В них пути мира. От них истекает поток благодати, который некогда изгладит все разделения. Их благотворный свет все секты приведет к единению чрез искреннее возвращение к Православию (Orthodoxy). Если какой либо из членов нашей церкви станет, к несчастью, восставать против этой веры, он перестанет быть членом и на него станут смотреть как на язычника и мытаря, ибо никто не имеет права прибавить, или отнять что-либо от установленной (defined) веры.

***

Стоит лишь, думается нам, со вниманием вникнуть в этот документ, чтобы видеть, что он ясно говорит сам за себя и не нуждается в толкованиях.

Листок газеты, где помещено приведенное нами исповедание, заключается воззванием д-ра Доллингера, который, по мнению многих, существующих в христианском мире, догматических разногласий, говорит: « Станем вместе испытывать, сравнивать и исследовать дело и мы обретем драгоценные перлы религиозного мира и церковного единения и соединим тогда руки наши для возделывания и очищения вертограда Господня, заросшего плевелами».

Православный человек может откликнуться на этот призыв лишь с полным сочувствием, ибо он хорошо знает, к чему приведет такое сравнение и исследование.

* * *

1

См. Богословский Вестник 1893г. Апрель стр. 111 и далее.

2

При совершении таинства старокатолики точно следуют обрядам (the Ritual) латинской церкви, при посвящении епископов и постановлении низшего клира употребляя «Римский Чиновник» (Pontificale Romanum), а при других таинствах следуя «Римскому Требнику» (Rituale Romanum), переведенному на отечественный язык, исключая только преподание чаши мирянам при приобщении. –Прим. подлинника.


Источник: Соколов В.А. Исповедание веры американских старокатоликов // Вогословский вестник 1896. Т.1. №2. С.311-319 (2-я пагин.).

Комментарии для сайта Cackle