Аннотация Источник

Аннотация АВ

Письма свт. Василия Великого разделяют на 3 группы:

1) письма, написанные до принятия епископского сана (1-46; 357-370 гг.);

2) письма, написанные во время епископского служения (47-291; 370-378 гг.);

3) письма, неопределенной даты написания (292-366).

До нашего времени сохранилось 365 писем. Несомненно, подлинными считаются 325.

Письма святителя имеют важное значение: направленные к очень многим лицам разного положения, они отражают в себе историю жизни самого свт. Василия и его времени, и церковным историкам доставляют богатый и ценный материал, до сих пор полностью не исчерпанный.

По содержанию письма можно разделить на следующие группы:

а) письма исторического содержания. В них изображается состояние Церквей – восточных и западных;

б) догматические. В этих посланиях св. Василий ведет борьбу с савеллианами, евномианами, аполлинаристами и духоборцами и раскрывает православное учение о Святой Троице, о единосущии и равночестности Божественных Лиц, разъясняет тайну воплощения Бога Слова. Между этими посланиями особенно должно отметить письмо к брату свт. Григорию Нисскому, в котором св. Василий точно устанавливает различие понятий «сущность» и «испостась». Некоторые из писем этого рода являются настоящими трактатами;

в) нравоучительные. В них даются самые разнообразные наставления, касающиеся всех сторон жизни;

г) относящиеся к церковной дисциплине. Среди этих посланий необходимо назвать три канонических послания к свт. Амфилохию Иконийскому, написанных около 375 г., в которых даются указания о дисциплине и управлении Церкви. Из них, вместе с некоторыми другими посланиями, были составлены 92 правила, которые вошли в собрания святоотеческих правил;

д) предлагающие утешение и ободрение. Св. Василий утешает впавших в отчаяние и ободряет надеждой на Божию помощь;

е) ходатайства за разных лиц. Эти письма ясно показывают, каким авторитетом пользовался св. Василий у лиц разнообразного положения;

ж) письма личного характера. Имеют значение для личной характеристики свт. Василий и его отношений к обыденной жизни.

Письмо 179 (186). К Антипатру, областному правителю

Поздравляет Антипатра, который вылечился капустою, квашенною в уксусе. (Писано около 374 г).

Как прекрасно любомудрие и в других отношениях, и в том, что питомцам своим не позволяет употреблять дорогих врачеваний, но одна и та же вещь служит у него и припасом для стола, и достаточным пособием для здоровья! Ибо, как слышал, ослабевший позыв на пищу восстановил ты капустою, квашенною в уксусе, на которую я прежде смотрел с неудовольствием и потому, что она напоминала совоспитанницу – нищету. Теперь же, кажется, сам себя переуверил и смеюсь над пословицею, видя эту добрую кормительницу юности, которая возвратила здоровье и нашему градоправителю. И ничего уже не буду предпочитать ей, не только Омирова лотоса, но и той амвросии43, которая, если была когда-нибудь, питала обитателей Олимпа44.

* * *

43

Амвросия – пища неистлеваемая: «...воду божественную, амвросию, нектара, никогдаже по питии истлевающа....» См.: Триодь Цветная. Служба Пресвятой Богородице, Живоприемному Источнику. На стиховне вечера, стихира 3-я. – Ред.

44

Вот остроумный ответ Антипатра: «Капуста дважды – смерть, – говорит завистливая пословица. А я, требовавший ее много раз, умру однажды. Без сомнения же, умру, хотя бы и не требовал. А если без сомнения, то не затруднюсь вкусить сладкого припаса, который напрасно бранит пословица». В издании Гарниера письмо 187.


Источник: Творения : в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. - Москва : Сибирская благозвонница, 2008-2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). ISBN 978-5-91362-144-3 // Том 2. 2009. – 1232 с. / Письма. 440-956 с.

Комментарии для сайта Cackle