Источник

Седмица 3-я по Пятидесятнице

Воскресенье. О Царствии Небесном и царстве земном

Неделя 2-я, Всех святых, в земле Российской просиявших.

Мф.4:18–23

Рим.2:10–16

В прошлое воскресенье мы со всею Церковью праздновали память всех святых, от века угодивших Богу. А ныне – особо – творим память святых, в земле Российской просиявших. «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим.2:10)! Но, как истинная любовь ко всему человечеству начинается с любви к родным, так и истинное почитание всех святых невозможно без почитания, в первую очередь, тех, следы чьей жизни остались рядом с нами, на нашей земле. Мы можем посещать места их подвигов, которые доселе посещает их дух. Мы можем молиться у их мощей, прославленных многими чудесами. Мы благоговейно созерцаем предметы, когда-то освященные их прикосновением, и берем целебную воду из источников, возникших по их молитвам. Можно бы назвать не один город на месте бедной кельи, когда-то построенной одиноким отшельником. Преподобный уходил в пустынные леса работать Единому Богу, а мир смиренно тянулся за ним; люди селились вокруг его жилища, чтобы пользоваться духовным руководством. И постепенно возникал белокаменный монастырь, а потом и целый город.

Смиренные иноки мечтали о уединенных подвигах и молитвах, но по послушанию становились епископами, митрополитами, патриархами. Они собирали народ вокруг Христа, и в трудные годы испытаний христианские воины знали, что они защищают не столько временное земное царство, сколько – спасительную православную веру, без которой невозможно наследовать и Царство Небесное.

Так, наши святые старались угодить Богу, по заповеди, а Бог давал им послужить и всему народу. Они хотели трудиться лишь для Царства Небесного, а Господь через них оказывал блага и царству земному. Здесь действовал вечный закон Христов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).

Все это наши земляки, такие же люди, как и мы. Все они сначала занимались такими же земными делами, какими и мы занимаемся. Откуда же взялось в них то, за что мы их славим, и чему удивляемся?.. А просто каждый из них когда-то встретился с Господом, и Господь просто позвал его, как позвал первых Апостолов. «Идите за Мною» – «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф.4:19,20).

Понедельник. О первом приближении Бога

Мф.9:36–10:8

Рим.7:1–13

Видя толпы народа, изнуренные и рассеянные, Господь сказал ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:37,38). И – послал учеников проповедовать в городах иудейских, что «приблизилось Царство Небесное» (Мф.10:7). Но Господь предупредил, что далеко не все выйдут им навстречу и примут их в свои дома.

Для грешного человека вообще очень непросто вынести приближение Бога. Каково было, например, евреям вступать в первый, Ветхий Завет с Ним? Каково было испытать это первое приближение к человечеству Царствия Небесного?.. Тяжело было в рабстве. Но вот Бог явился Моисею и велел вывести народ. И что же? На каждое требование Моисея фараон – наоборот – все более ужесточал их жизнь. Потом пришлось уходить ночью с поспешностью. А впереди – погоня, враги, отсутствие привычной пищи, сорокалетнее скитание в пустыне, пока, наконец, Господь не ввел в землю обетованную. А изнутри сколько поднималось ропота на Моисея, сколько они восставали против Бога, порываясь вернуться в Египет, сколько молитвенных слез пролил Моисей, спасая их от заслуженного гнева!

Дело в том, что пока человек предоставлен самому себе, то есть пока он в плену у диавола, грех, живущий в нем, кажется мертвым. Человек как бы не знает о нем и не мучается. Но вот он получает от Бога закон, получает заповедь, которая говорит о чем-то: «Не пожелай» (Рим.7:7). И вдруг он чувствует, что «грех ожил» (Рим.7:9). Он с изумлением отмечает, что «грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание» (Рим.7:8), что «страсти греховные, обнаруживаемые законом», стали действовать в членах, «чтобы приносить плод смерти» (Рим.7:5), что «грех ожил, а я умер… потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Рим.7:9–11).

И эта страшная картина оживания и восстания греха – в той или иной степени повторяется всякий раз, когда Бог призывает человека ко святому крещению. Начинаются страхи, терзания совести, начинаются конфликты с окружающими. Люди, которые казались интеллигентными и терпимыми, начинают с дикой злобой бросаться на тебя за то, что перекрестился, за то, что стал по воскресеньям ходить в храм. Новообращенный и сам отмечает, что стал гораздо хуже. А кому-то кажется, что он вообще сходит с ума. Но что же делать? Кто виноват? «Неужели доброе сделалось мне смертоносным?» (Рим.7:13)

Хочется рассказать такой случай. Один христианин пришел в гости к другому, и увидел на стене непристойные изображения. Гость удивился, а хозяин объяснил: «Пока эти картинки у меня висят, я живу спокойно и не грешу, а на них даже не смотрю. Но как только сниму – неудержимо впадаю в блуд. А как повешу – снова живу спокойно».

Что же, свободен ли он от греха, когда и не грешит делом? И будет ли виноват в его грехопадениях тот, кто посоветует ему все же снять со стены непотребство? «Неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим.7:13). Змей греха терпеливо стережет свою добычу, и только потому пока не терзает, что она не дергается и не пытается вырваться из клетки. И неужели надо молчать, оберегая ложный покой плененного грехом человека?

Господь знал, что произведут заповеди в душе человека, и все же дал их. Апостолы тоже прямо возвещали людям, что они уже не принадлежат себе, что они «умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых» (Рим.7:4). И мы должны быть готовы всякому, требующему у нас отчета о нашем уповании, «дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

Вторник. О ждущей душе

Мф.10:9–15

Рим.7:14–8:2

Посылая Апостолов, Господь сказал: «входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему». И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» (Мф.10:13). И сегодня Апостол показывает, что происходит в душе, ждущей Бога, на которую приходит Его мир.

«Когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер» (Рим.7:9–10). На какое-то время жить становится труднее. Но живая душа, во-первых, не будет обвинять в этом Божий закон. Она знает, «что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7:14). Живая душа видит, где добро, а где зло; она признает закон, и хочет следовать ему, ибо «желание добра есть во мне» (Рим.7:18). «Хочу делать доброе», и даже «нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим.7:21,22). И ум, и воля, и чувства стремятся к свету. Но происходит что-то непостижимое: «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». «Желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:16,18,19).

И душа убеждается, что это поистине «закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:21–23). Душа осознает свою греховную раздвоенность: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:20). Ужас и состоит в том, что я прекрасно понимаю, чего я хочу; но я же хочу и противоположного! Хочу жить по духу, но хочу жить и по плоти.

Что же делать? – А только то, о чем пишет Апостол: увидеть это в себе, назвать все своими именами, и воскликнуть: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24) Потому что только осознавший свою погибель примет слово о спасении, когда оно коснется его. А потом – от всего сердца воскликнет: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.7:25)!

Среда. О живущих по Духу и по плоти

Мф.10:16–22

Рим.8:2–13

Посылая Апостолов в мир, Господь предостерег: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас» (Мф.10:16,17). И против кого такая злоба? – Против тех, кто возвестит, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех» (Рим.8:3), что отныне «закон духа жизни во Христе Иисусе» освобождает «от закона греха и смерти» (Рим.8:2), и что больше нет «никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» будут жить «не по плоти, но по духу» (Рим.8:1)! Теперь всякий, кто ранее тщетно пытался жить по духу, сможет свободно следовать своему выбору; и кто ранее не мог пробить стену греха, теперь вдруг почувствует, как она поддается.

Но почему же, принеся такую благую весть, надо еще и остерегаться? От кого именно ждать злобы, от кого последуют гонения? А от тех, кто, несмотря ни на что, свободно и сознательно предпочтет жить не по духу, а по плоти. Что можно сказать об этих людях? – А только то, что если теперь «нет… никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут… по духу» (Рим.8:1), то, значит, живущие по плоти теперь уже не имеют никакого оправдания. Отныне жизнь тех и других стремительно расходится: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» (Рим.8:5). И притом, «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим.8:6).

Борьба здесь неизбежна, потому что живущие по плоти не просто живут по какому-то своему особому, независимому закону. Их «закон» в том, что они именно «закону Божию не покоряются», и поэтому «плотские помышления» неизбежно «суть вражда против Бога» (Рим.8:7). И если мы видели, как даже внутри человека возникает жестокая брань плоти против духа, то как же она не возникнет у тех, в ком побеждает плоть, против тех, в ком побеждает дух? Для одних смысл жизни – последовать воле Божией, а для других – противостоять ей, заглушая и голос совести, и голос проповедников истины. А третьего ничего нет. Отсюда и жестокость гонений, о которой предупреждал Господь: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф.10:21,22).

Но слово Божие прямо говорит: «если живете по плоти, то умрете», – хотя бы и гнали, хотя бы и убивали других. А если «духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:13), хотя бы и мучили вас, хотя бы и убивали вас рабы плоти. Господь говорит: «претерпевший… до конца спасется» (Мф.10:22). И даже в самых страшных обстоятельствах, когда «будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10:19,20). Но только всегда «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16). Будьте мудры, всегда и во всем распознавая волю Божию; а потом следуйте ей с голубиной простотой.

Четверг. О духовных руках

Мф.10:23–31

Рим.8:22–27

Апостол пишет: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:22,23).

Все мы слишком хорошо знаем, сколько страданий и стенаний в мире. Мы знаем, с чего это началось. Но почему же и теперь это продолжается? Ведь воскрес же Христос из мертвых, смертию смерть поправ!..

Слово Божие объясняет, что «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим.8:24,25). Мы постоянно встречаем в Новом Завете эти слова: вера, надежда. Как правда Божия открывается нам «от веры в веру», так и спасение наше совершено «в надежде». Но почему Бог не дал все это прямо в наши телесные руки, которыми мы так привыкли пользоваться? Ну, а что можно взять телесными руками? Хлеб, камень, нож, палку. Телесные руки имеет и безумный. А сокровище спасения, сокровище вечной жизни можно дать только в духовные руки. Вера и надежда, – это и есть две духовные руки. Господь хочет, чтобы уже в этой жизни они окрепли, чтобы мы могли охватить ими и прошлое, и будущее, и видимое и невидимое; чтобы мы приучились этими духовными руками держаться за Бога, Который тоже есть Дух.

Но можно сказать и то, что вера и надежда, это как бы две части духовного существа: верою принимаем, а надеждой удерживаем, делаем своим, неотъемлемым. Верою принимаем слова Господни: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано… Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И не одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:26,28–30). А надежда позволяет жить, исходя из этих слов. И не бояться говорить при свете то, что слышали в темноте, и не бояться проповедовать на кровлях то, что слышали на ухо.

Без веры и надежды невозможно противостоять миру. Ты протягиваешь к нему свои телесные руки, а он хватается за них, и тащит тебя в свой водоворот. А кто верой и надеждой держится за Бога, тот побеждает мир; тот зачастую выживает вопреки полной невозможности выжить.

Пятница. О помиловании и ожесточении

Мф.10:32–36, 11:1

Рим.9:6–19

Однажды Господь сказал ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). А как же Ангелы в Рождество Христово пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир»? И Сам Господь приветствовал учеников словами: «мир вам»… (Ин.20:19) Но все «противоречия» Священного Писания только от нежелания думать. Да, Господь принес мир. Но Он пришел к свободным существам. Одни примут Его, а другие не примут, и воздвигнут гонение на христиан, так что мир Христов обернется для них мечем.

Апостол Павел сегодня тоже рассуждает об одном видимом противоречии. Когда-то Еврейскому народу были даны и «усыновление, и слава, и заветы, и законоположения, и богослужение» (Рим.9:4). А этот народ в подавляющем большинстве ожесточился и отпал от Бога. «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось» (Рим.9:6), – говорит Апостол. И тут же поясняет, что «не плотские дети суть дети Божии» (Рим.9:8).

Вообще большинство наших недоумений – оттого, что мы всерьез принимаем только плоть. А между тем, все, что по плоти, лишь тогда становится реальным и действительным, когда получает Божье одобрение и благословение. Сначала Бог сотворил мир, а затем его благословил: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». И лишь с этого момента «и был вечер, и было утро», и потекло время, и началась жизнь (Быт.1:31)).

Так же и по отношению к отдельным людям. У Авраама, прежде Исаака, родился сын Измаил. Брат близнец Иакова-Израиля, Исав, первым увидел свет. Но Бог сказал Аврааму: «В Исааке наречется тебе семя» (Быт.21:12). О близнецах же сказал: «Больший будет в порабощении у меньшего» (Рим.9:12). Таким образом, не плотское рождение определило судьбу, а Божье благословение. Старшие по плоти остались в стороне, а младшие получили достоинство истинных детей и наследников. Об этих двух случаях открыто в Писании. Но несомненно, что и на всякое вообще плотское рождение Бог невидимо ставит ту или иную духовную печать. И вдруг окажется, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим.9:7,8).

И даже если человек сознательно старается быть в числе детей Авраама, все равно – помилование зависит «не от желающего и не от подвизающегося». Оно зависит «от Бога милующего» (Рим.9:16). Желая разрушить самоуверенность Израиля по плоти, Апостол заострил эту мысль до предела, приведя пример с Иаковом и Исавом. «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого», – «сказано было»: «больший будет в порабощении у меньшего», «как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9:11–13).

Но и при всем этом, – у Бога не может быть несправедливости: «Что же скажем?» – предваряет Апостол неизбежный вопрос. – «Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим.9:14,15). Значит, все-таки только на тех Он ставит духовную печать, только тех «милует» и «жалеет», кто достоин, чтобы их «миловать» и «жалеть». И если человек даже еще не сделал «ничего доброго или худого» (Рим.9:11), – Бог все равно видит и справедливо оценивает его душу, которая таинственно самоопределяется еще во чреве матери.

Но узнаем мы, что не только милует Господь, кого хочет, но «кого хочет» и «ожесточает» (Рим.9:18). Мы возмущены: тогда «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим.9:19) Но Апостол и тут сначала ставит на место гордый ум: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал»? Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого» (Рим.9:20–21)? А потом уже Апостол на примере фараона показывает, как «ожесточает» Господь. «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим.9:22–23)? И оказывается, что не лепит Господь сосуды для низкого употребления. А «ожесточение» на самом деле есть – долготерпение над тем, кто сам своими делами уже уготовал себе погибель.

Не бывает, «чтобы слово Божие не сбылось» (Рим.9:6). Оно не может противоречить самому себе. Для желающего с чистым сердцем вникнуть и понять, истина всегда откроется, и любой воздвигнутый меч снова обернется Христовым миром.

Суббота. О вере и делах

Мф.7:24–8:4

Рим.3:28–4:3

Апостол часто противопоставляет веру закону. Он пишет, например, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28), и что Бог «оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим.3:30). Но на вопрос: «Итак, мы уничтожаем закон верою?» – Апостол решительно отвечает: «Никак». «Но закон утверждаем» (Рим.3:31).

Противоречия между верой и законом нет. Верим мы в Бога, Который и дал закон. И дела закона только тогда спасительны, когда человек совершает их не случайно, не по личному пристрастию, не по народной традиции, но – движимый живой верой в Живого Бога, желая угодить Ему и заслужить от Него похвалу.

А просто хороший, но неверующий человек, конечно, тоже «имеет похвалу». Но… «не перед Богом», а перед тем, кому старается угодить. Мы, например, ничего не знаем о прежних делах Авраама. И лишь с тех пор, как Бог призвал его, и он поверил Богу, «это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3).

Дела без веры бессмысленны. Но гораздо страшнее – вера без дел. Верить в Бога, слышать Его слова и… не выполнять – что может быть безумнее? Вот и в конце Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что был основан на камне. А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:24–27).

И когда после этого Господь исцелил прокаженного, то сказал ему: «смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику, и принеси дар, какой повелел Моисей во свидетельство им» (Мф.8:4). Вот, человеку, в котором через чудесное исцеление умножилась вера, Господь повелевает пойти и во свидетельство этой веры исполнить обряд Моисеева закона. Но Он же и запретил ему разглашать о случившемся. Почему? А чтобы не хлынули люди, движимые или праздным любопытством, или желанием обрести только телесное здоровье. Чтобы эти любители строить на песке своей грубой толпой не оттеснили от Господа тех, кто – больной или здоровый, – желал смиренно слушать и выполнять. Тех, кто имел твердую решимость строить на камне веры дом своего спасения.


Источник: Полный круг проповедей на ежедневные Апостольские и Евангельские чтения / Протоиерей Вячеслав Резников. – Изд. 2-е испр. - Москва : Изд. Держава XXI век, 2011. - 606 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle