Источник

Святость, или Чудеса Святителя Иннокентия

…Проторжеся вода в пустыни, потек источник

чудотворений от нетленных мощей, и чем далее тек

он, тем более принимал в себя струй благодати, так

что ко времени полного открытия тайны, положенной

в совете Вечного, чудеса от Угодника Божия

сделались жизненною потребностью Иркутска...

Первые чудеса Святителя Иннокентия

По кончине Святителя Иннокентия жители Иркутска и окрестных селений ежедневно во множестве текли в Вознесенский монастырь для отправления панихид по усопшем при общем чаянии чего-то необыкновенного. А чрез 15 лет чаяние это обратилось в народный голос, что тело Угодника нетленно и цельбоносно. Еще восемь лет, и верование Иркутска перешло в видение. При исправлении в 1764 г. Тихвинской церкви, под которою почивал Святитель, тело Его, одеяние на нем и бархат на гробе обретены непричастными тлению, хотя со дня погребения Его протекло 33 года, и условиями места по сие время остаются сырость и затхлость.

Обретение мощей епископа Иннокентия нетленными было духовным торжеством для иркутской паствы. В нетлении сем она видела уверение свыше, что в Первосвятителе своем имеет близкого к себе и близкого к Богу предстателя и заступника. Но не ограничилась сим чудодейственная сила Божия. Проторжеся вода в пустыни, потек источник чудотворений от нетленных мощей, и чем далее тек он, тем более принимал в себя струй благодати, так что ко времени полного открытия тайны, положенной в совете Вечного, чудеса от Угодника Божия сделались жизненною потребностию Иркутска. Проследим их в хронологическом порядке.

1766 год

1. В Вознесенском монастыре, в день храмового праздника Вознесения Господня, у настоятеля архимандрита Синесия было много гостей, а во главе их иркутские – епископ Софроний, и первый губернатор (в это время Иркутск возведен на степень губернского города) Фрауендорф. После обеда губернатор полюбопытствовал видеть нетленное тело Иннокентия. Преосвященный, после долгого, говорят, отрицания, приказал открыть пещеру над гробом, и что же? Посланные нашли могильный склеп сверху донизу заваленный снегом, а это было 1-е число июня. Велено снег очистить; но по мере того, как очищали, появлялся новый. По отъезде же губернатора пещера оказалась бесснежной и чистою, как и всегда была, и в которую снег не проникал никогда и зимою.

1780 год

2. Жена регистратора Ивана Судейкина Пелагия Иванова две недели лежала в жестокой горячке и призвала на помощь Святителя Иннокентия. Во время сна она увидела себя в церкви, подобной той, под которою почивал Святитель. Сам Он отправлял утреню и по просьбе больной из царских врат благословил ее, потом выслал ей с ангеловидным человеком часть хлеба наподобие артоса. Употребивши часть, она спросила: какую в благодарность должна Чудотворцу читать молитву? Угодник вышел к ней из алтаря и, держа в руке свиток, сказал: читай молитву, и сем свитке написанную. Больная приняла свиток и проснулась, и встала с одра своего. И памяти своей сохранила она следующие слова свитка: «Милостивый мой наставнице, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвале, беспомощных заступниче, Отче наш иерарше моли Бога о нас». На память сего события в Иркутском Вознесенском монастыре, близ раки Святителя, можно видеть образ Его в рост, в уменьшенном размере. Святитель изображен в мантии и клобуке, вышитых серебром, и вокруг изображения Святителя также вышиты серебром вышеозначенные слова молитвы. Образ сей вышивала иркутянка, дочь статского советника девица Екатерина Александровна Постникова (в 1854 г. 22 ноября скончавшаяся в приходе Иркутской Спасской церкви 79 лет), и посылала его в дар ко Двору. Государь пожаловал ей 300 р., но образ возвратил, который потом и поднесла она в дар Угоднику Божию.

1782 год

3. В марте 1782 г. иркутский мещанин Григорий Каргополов испросил позволение приложиться к нетленному телу Иннокентия. Исшедшее от тела благоухание, издавшее запах кипариса и ладана, привело его в ужас.

4. У иркутского мещанина Тихона Немского вдруг начал возвышаться живот и чрезвычайно затруднилось дыхание. Во сне является ему Святитель в архиерейском облачении и говорит: «Имей надежду о выздоровлении и проси Бога». Проснувшись, больной обратился с теплым молением к заступлению Угодника Иннокентия. Чрез четыре дня после видения у Немского вышли низом два живые червя, длиною каждый в 4 вершка, он начал поправляться и скоро выздоровел.

1783 год

5. Иркутский мещанин Григорий Наквасин, бывши в Вознесенском монастыре, подошел к пещерному окну под Тихвинскою церковию, где покоились мощи Святителя, и увидел над гробницею необыкновенно ярко горевшую свечу, и в то же время разнеслось неизреченное благоухание. Устрашенный видением, он поспешил в Успенскую, в то время деревянную церковь, где только что начиналась литургия. Он вызвал из церкви товарищей, пришедших с ним из города, и возвестил о виденном. Когда же они все подошли к окну, то свечи не видали, а благоухание чувствовали.

6. Того же года и июня в полдень Вознесенская обитель посещена была страшным пожаром. Из Иркутска прибыли сюда епископ Михаил I, преемник Софрония, и стеклись все граждане с мала до велика. Тихвинская церковь, под которою почивал Святитель, обхваченная пламенем, казалось, с уничтожением своим не оставляла надежды на сбережение нетленного тела. Почетные из граждан стали умолять епископа, чтоб он позволил исхитить из огня мощи. Епископ отвечал: «Вы думаете человечески спасти тело от огня. Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, то ради Его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь». Огонь в ту же минуту потерял силу над благодатным зданием139 и Тихвинская церковь доныне стоит, в среде каменных стен и зданий монастыря, одна деревянная. В бытность настоятелем монастыря архимандрита Аполлоса в 1810-х гг. она обита тесом и окрашена, чрез что сокрыты следы совершившегося над нею чуда, ибо на внешних стенах ее оставались явные признаки, что когда-то была она купиною горевшею, и несгоревшую. Граждане преобразованием достопамятной древности отзывались недовольными.

1784 год

7. В феврале сего года нашла необыкновенная тоска на дочь иркутского купца девицу Екатерину Федорову Савельеву, следствием которой была тяжкая болезнь. По желанию больной родители отслужили на гробе Святителя Иннокентия панихиду и взяли из-под него земли. Больная поела кутьи, испила земли, растворенной водою, и выздоровела.

8. Сын прежде упомянутого мещанина Григория Каргаполова (см. чудо 3) Евфимий подвергся странной болезни. Всего стал бояться, и все его пугало. Мечты преследовали его до того, что в течение 10 дней он никак не мог заснуть. Отец посоветовал призвать его на помощь Угодника Божия Иннокентия. Больной поступил по сему совету и освободился от боязни, мечты и бессонницы.

9.Асессорша Агрипина Худякова три года страдала болью в ногах, пораженных ломотою и ранами. Тщетно во все это время прибегала она к медицинской помощи. Наконец бесполезные лекарства ей омерзели, и она попросила Святителя Иннокентия ходатайствовать за нее у Небесного Врача. В ноябре 1784 г. виделось ей во сне, якобы она в здравом положении пришла в Вознесенский монастырь; Святый Иннокентий, написанный на образе, стоит вне церкви с правой стороны и говорит ей: «Возвратись в дом, и паки прииди в монастырь для отслужения панихиды по своему обещанию». Больная скоро получила облегчения, а по отслужении панихиды и совсем выздоровела.

1785 год

10. Город Якутск при жизни Святителя Иннокентия не принадлежал к его пастве, оставаясь в ведении Тобольской митрополии. Но Угодник Божий, в показание того, что благотворные чудеса Его простираются на близких и дальних, в отдаленный Якутск предпослал как бы нарочную весть о своем прославлении и многопомощии пред Богом. Здешний1-й гильдии купец Павел Сергеев Лебедев переломил ногу и был в опасности жизни. В полночь 3 января1785 г. ему видится, что растворились двери у его спальни, вошел архиерей с жезлом и сказал: «Проси, проси помощи у епископа Иннокентия, погребенного в Иркутском Вознесенском монастыре». Купец, проснувшись, не дал особенного значения сему видению. Опять заснул, и опять является Святитель с упреком ему за неверие и ударяет жезлом в пол. Больной, пробудившись, видит на полу язву от ударения жезла и верует. Перед утром больной видит во сне в третий раз Святителя, получает облегчение; прежнюю ломоту в ноге заменяет зуд заживления. Поутру больной встал с постели и начал ходить без костыля. Первым долгом его по выздоровлении было отправиться в Иркутск поблагодарить Чудотворца и отслужить над Ним панихиду.

11. Иркутский купец Иван Малыгин десять недель был болен при смерти. Наконец над ним совершены были уже все напутственные таинства и прочитаны отходные молитвы. После сего по совету суздальского купца Ивана Слизина умирающий обратился с молением о помощи к Святителю Иннокентию. Чудотворец явился ему в сонном видении в архиерейской мантии с жезлом, которым толкнул больного в бок и сказал: «Полно болеть!» От удара Малыгин пробудился здоровым.

12. Действительный статский советник Иван Никитич Корюхов, которого рассудительность, привязанность к религии и труженичество по делам гражданской службы еще в живой памяти у Иркутска, где он с звания писца дослужился до генеральского чина, описывает следующее с ним чудесное событие. С 1 января 1785 г., когда он был еще 25 лет от роду, началось у него стеснение в груди, дыхание затруднилось, последовали частые обмороки с развитием других разнородных болезней. Все, какие были тогда в Иркутске, врачи с полным усердием спешили предложить ему свои услуги; но в течение многих месяцев никакой пользы не оказали. Оставалось в мучительном положении, со дня на день отягчающемся, ожидать смерти. Но город уже был оглашен чудесными исцелениями, подаваемыми новоявленным Чудотворцем Иннокентием. Страдалец обратился к Нему, начал почасту посещать Вознесенский монастырь, брал из-под гробницы Угодника землю, пил ее с водою и не преставал просить Бога, дабы молитвами Святого Иннокентия избавил его от болезни. На 6 августа того 1785 г., изнуренный и утомленный от болезни, заснул он в бывшем при доме его садике. И ему виделось, якобы он в Иркутской Владимирской церкви деревянной (а в это время деревянной уже не было, а заменена она каменною), в которой никого нет, а в приделе Предтеченском стоит гробница, покрытая краскою под орех, на одре, на каковом обыкновенно износят умерших; в гробнице лежит тело Преосвященного Иннокентия. Гробница не на своем месте подумал сновидец, ей надлежит быть в Иркутском Знаменском монастыре, и вознамерился перенести ее, но не имел пособника. В это время в церковь вошел человек из благородных и по приглашению его, Корюхова, согласился помочь ему. Пришлец взял гробницу за рукоятки у ног, а ему предоставил изголовье, у которого рукояток не было. Ужас напал на Корюхова; однако ж они вынесли гробницу и поставили на улице против церковного крыльца. Здесь ужас его увеличился до того он хотел скрыться бегством. Однако преодолел себя, подошел к гробнице, но крыши на ней уже не видал, место которой занимало шелковое темного цвета покрывало. Желая воспользоваться хотя малым лоскутком от покрывала, он приблизился к главе и увидел из-под покрывала половину лица Святителя, а под главою Его лежала подушка из неизвестной материи темно-багряного цвета; и на ней были литеры, потемневшие от времени, с означением числа 444. Отняв от подушки небольшой уголок и с поспешностью спрятав его у груди за свое платье, Корюхов опять объят был таким страхом, что быстро побежал от гpo6a. «Не убежишь, не убежишь», – раздался сзади его томный голос, а впереди представился огонь, расстилавшийся по земле сажен на пять и высоко поднимавшийся. Устрашенный хотел было бежать в левую сторону к находившемуся близ Владимирской церкви колодезю и – проснулся в четвертом часу пополудни; из Вознесенского монастыря слышался благовест к заутрене (не к вечерне ли?). Для больного была уже первая радость та, что он проснулся на спине, тогда как прежде болезнь позволяла ему спать только на правом боку. Внутри себя он чувствовал утоление недуга; болезнь постепенно ослабевала и к 1788 г. совершенно прекратилась, и после того он никаких припадков не чувствовал140.

1786 год

13. Иркутская купеческая жена Анна Федорова Рязанцева страдала невыносимыми ломотою и стрелянием в обеих руках. Напрасно прибегала она ко всем простонародным лекарствам, а лекарей не приглашала. Наконец она обратилась с усердным молением к Святителю Иннокентию. Два раза ходила она к Его гробу, брала у пещерного окна землю и ею терла свои руки с несомненною надеждою на исцеление. И во вторичное посещение гроба тут же почувствовала облегчение и отраду, а вскоре и совершенно от своей тяжкой болезни избавилась, которая более к ней не возвращалась.

14. У этой же купеческой жены Рязанцевой жил в доме новокрещеный бурят, по имени Петр, 18-летний. Ему приключилась жестокая боль в левой ноге, которую сколько не лечили, вылечить не могли. Наконец он впал в тяжкое изнеможение и лежал на постели недвижим. В одно утро ухаживавшая за ним хозяйка нашла его неутешно рыдающим. И он рассказал, что в ночь, предшествовавшею настоящей, пред самым восхождением солнечным, так как он от болезни спать не мог, пришел к нему Святитель Иннокентий с другим неизвестным, в простом одеянии человеком и внимательно смотрел на него. Когда же он Петр стал молить Его об исцелении, то ни Святитель, ни спутник Его не дали никакого ответа. На нынешнее утро в те же самые часы явился ему спутник Святителя и объявил, что послан от епископа сказать, что исцелиться тебе от болезни невозможно, потому должен ты приготовиться к исходу от сей жизни. Рассказавши это, больной просил хозяйку послать за священником, исповедался, приобщился Святых Таин и на той же неделе скончался.

1787 год

15. В январе 1787 г. купеческая дочь девица Агрипина Иванова Лычагова заболела глазами, страдала два года и не могла сносить света. Мать ее Фекла Иванова проливала теплые молитвы Угоднику Иннокентию и наконец повезла болящую дочь к гробнице Святителя, попросила отслужить над ним панихиду, взяла от лампады Его масла, которым по возвращении домой помазала очи немощствующей. И с этого же времени болезнь миновалась, девица пользовалась после сего хорошим зрением.

16. Девица Агрипина Федорова шесть лет страдала глазною болезнию без всякой надежды на исцеление. Наконец, чувствуя, что скоро совсем лишится зрения, прибегла с молитвою к Святителю Иннокентию и дала твердое обещание повсегодно ходить к Нему на поклонение и служить панихиды. Обет ее был благоугоден Чудотворцу; в скором времени болезнь ее прекратилась и она стала видеть по-прежнему, и в знак благодарности Святителю неопустительно исполняла обет свой.

17. Иркутский купец Стефан Дудоровский страдал стеснением в груди, тяжким удушьем и хриплостию; в течение шести месяцев болезнь не позволяла ему заснуть, разве на руках или на коленах у тех, которые его поддерживали. Медицинская помощь многих врачей нисколько не приносила пользы. Наконец он воззвал       к святителю Иннокентию и тут же почувствовал облегченно и отраду, а и скором времени стал наслаждаться и полным здоровьем.

1789 год

18. Жена того Стефана Дудоровского Анна Осипова объявила, что в 1789 г. тело ее покрылось сыпью, а в некоторых местах и ранами. Но как никакие лекарства не помогали, то она по примеру мужа своего141 прибегла к помощи святителя Иннокентия и в сонном состоянии увидела гробницу Его, в которой будто бы лежал Он с сложенными руками в белой светлой одежде и поворотился. По сем сновидении Дудоровская почувствовала облегчение болезни, а скоро и совсем исцелела.

1791 год

19. Емельян Тихонов в течение пяти лет страдал ломотою и нытием в ногах; острота болезни стреляла от бедр до оконечностей ножных пальцев, отчего он издавал раздирающий крик, особенно в ночное время, и никакими пособиями не мог облегчить свои страдания. Наконец он решился при помощи костылей сходить к мощам Святителя Иннокентия, просил отслужить над Ним панихиду и через две недели начал чувствовать ослабление болезни, а скоро и совершенно исцелился, и был здоров до самой смерти.

20. У бывшего Иркутского наместника Пиля отчаянно заболела малолетняя внука Александра. Наместник, видя, что лекарства не приносят никакой пользы, приказал нести внуку к Угоднику142. Игумен Гавриил приложил больную к руке Святителя, потом приобщена она в монастыре Св. Таин. По принесении домой дитя уснуло, и пробудилось здоровым, и приняло пищу.

1792 год

21. Иркутский купец Григорий Киселев положил два обета в душе своей, поклониться Соловецким Чудотворцам, но предварительно отслужить, при выезде из Иркутска, панихиду над Святителем Иннокентием. Отправляясь же в путь 13 декабря 1792 г. в 7 часов утра, он, подорожив временем, отложил в уме своем служение панихиды до возвращения своего из Соловецкой обители. По переправе из Иркутска чрез Ангару тройка лошадей, впряженная в обыкновенную повозку, вмещавшую не более 20 пудов клади и самого Киселева с приказчиком, яренским мещанином Яковом Межевым, сперва с трудом сдвинулась с места, а затем лошади на каждом шагу останавливались, были в поту и пене, шатались от изнеможения со стороны на сторону, словом готовы были пасть и издохнуть. В таком мучительном положении путники находились более семи часов, а от реки и полверсты не отъехали. Припрягли четвертую лошадь, но и она не пособила. Тогда-то Киселеву пришел на память отложенный им обет отслужить над Святителем панихиду и взмолился он Угоднику всею верою. Лошади начали помаленьку двигаться и привезли путников в Вознесенский монастырь, отстоящий от города Иркутска по Московскому тракту в пяти верстах, в седьмом часу вечера. По совершении Киселевым панихиды те же лошади, и только три, понеслись от монастыря с особенною быстротою и доставили на станцию скорее обыкновенного.

1794 год

22. Секретаря Николая Мысовцова единственный сын младенец Константин был болен при смерти. Полумертвого понесли в Иркутский Вознесенский монастырь, здесь отслужили над Угодником панихиду, младенца приобщили Св. Таин, и он выздоровел. Жил потом всегда здоровый, до старости, исполняя должность советника Иркутской казенной палаты.

23. Надворный советник Василий Осипов Верещагин, находясь в горячке, был в таком изнеможении, что не мог в постели поворотиться, а в ногах совершенно не было владения. В этом мучительном состоянии он обратился с молитвою к Угоднику Иннокентию, и ночью, во время самой тонкой дремоты, Святитель предстал ему в архиерейской одежде и сказал: «Возстани, друже, возстани, иди и помолись Господу Богу». По произнесении сих слов Святитель стал невидим, а больной, пришедши в себя, встал с постели без всякой помощи и начал ходить по покоям. Потом явился позыв на пищу, которой не принимал десять дней, и он получил совершенное здравие. Спустя после сего три или четыре года он, Верещагин, в ноябре месяце опять был в горячке, подобной прежней, несколько дней не пил, не ел и дошел до беспамятства. Коль же скоро пришел в себя, то послал в Вознесенский монастырь взять земли из-под решетки у окна, против которого стоял гроб Угодника Иннокентия. Принесенную землю развели водою, и больной начал пить ее, чувствуя от питья особенное благовоние и находя в ней приятнейший вкус. С тем вместе тут же почувствовал облегчение, а в скором времени и совсем выздоровел. В знак благодарности целителю Иннокентию он после этого ежегодно ходил в монастырь на поклонение Святителю и служил панихиды.

1795 год

24. Иркутский протоиерей Иоанн Логинов восемь лет страдал глазною болезнию и напоследок ничего уже не мог видеть. К тому в одном глазе открылась невыносимая ломота, продолжавшаяся более полуторых месяцев. Протоиерей обратился с усердною молитвою к Святителю Иннокентию. В одно время, когда больной, сидя в кресле и облокотившись на стол, держал руками голову, Святитель явился ему в том облачении, в котором почивал, положил на голову его свои руки и сказал: «Призывай в помощь Иннокентия». Старец в первый раз увидел горницу, в которой сидел, а затем получил и совершенное исцеление глаз и в течение двухлетней после сего жизни пользовался до самой смерти хорошим зрением.

25. Дочь священника Иркутской Спасской церкви девица Анастасия Гаврилова, находясь в тяжкой болезни, просила помощи от Святителя Иннокентия. На нее нашел сладкий покойный сон, и виделось ей якобы она и праздник Пасхи пришла к литургии в Иркутскую Крестовоздвиженскую церковь, в которой никого не было, кроме стоявшего в царских вратах архиерея с чашею в руке, из которой Он приобщил больную Св. Таин, и сказал: «Имей веру неослабную к Святителю Иннокентию, и будешь здрава». Когда же она, Анастасия, поклонившись, отступила от чаши, то усмотрела небольшого мальчика, который сказал ей: «Святитель, приобщивший тебя Св. Таин, есть Сам Иннокентий». Пробудившись, она почувствовала облегчение и скорую возможность идти и монастырь – благодарить Угодника.

26. Проживающий в Иркутске тотемский купец Иван Корелин летом 1795 г. заболел горячкою, продолжавшеюся с месяц, и к тяжкой по самой себе болезни присоединилась еще беспрерывная, в продолжение семнадцати дней икота. Такие два недуга изнурили силы его до того, что он не владел ни одним членом и находился в беспамятстве и в отсутствии всякого сознания. В один день, это было в июле, он получил успокоение в не долгом, но сладком сне. Эти немногие минуты ему виделось, будто бы за рекою Ангарою против Иркутска стоит кто-то, из монашеского чина, в мантии и в прочей подобающей одежде; а с ним другой в белой, простой мирской: первый стал подавать больному пить из кувшина, употребляемого при умовении архиерейских рук, и когда больной отзывался своею невозможностию, то подававший настоятельно велел ему пить. Больной испил несколько, а подносивший отступил в это время в сторону, чем воспользовавшись, больной спросил спутника, кто такой подавший мне пить?.. «Иннокентий Святитель», – отвечал спутник. Больной спросил у Святителя: куда Вы идете? Он отвечал: «В дом мой, в монастырь Вознесенский». И пошли оба, Святитель и другой. Больной смотрел вслед им, пока дошли они до монастыря. С этим больной проснулся и чувствовал значительное облегчение от недугов. По прошествии трех дней при восходе солнечном служитель поворотил его с одного бока на другой, на котором и лежал больной спокойно. Но чрез несколько минут больной почувствовал, что кто-то его толкнул и сказал: «Вставай, вставай, что медлиши? Сделай подризник в кладбищенскую церковь». Больной почувствовал, что сам по себе может двигаться, и, обрадованный, поворотился. Чрез несколько же минут приподнялся с постели, встал на ноги, перешел через горницу к окну, отворив его, посидел несколько, потом разбудил своего служителя, который, увидевши напредь сего неподвижного больного расхаживающим по горнице, пришел в изумление. Скоро за сим купец Корелин совершенно выздоровел.

27. Надворная советница Вера Ефремова Богданович страдала жестоким кашлем, от которого не имела себе покоя. И одно время в сонном видении представилось ей, что ее некто спросил: «Знаешь ли ты меня?..» Она отвечала: «Не знаю, ибо тебя нигде не видала». «Ты меня видела в Тобольске, – сказал ей явившийся. – Я Архиерей Иннокентий». Сказав сие. Святитель благословил ее вторично. По сем видении она скоро избавилась от кашля.

28. У коллежского асессора Ивана Федорова Салтанова на 4 марта 1795 г. родился сын, нареченный Алексеем. Более полугода младенец одержим был поносом, который, несмотря на все врачебные пособия, изнурил его до того, что трудно было приметить в нем дыхание. Но Бог вложил отцу и матери благую мысль положиться на помощь Святителя Иннокентия. Они взяли младенца почти мертвого, принесли в монастырь, помолились усердно во время литургии, потом служили над Угодником панихиду, в продолжение которой младенец лежал при гробнице, и с сего часа понос у него прекратился. Затем младенец выздоровел и возмужал.

29. Асессор Андрей Худяков (см. чудо 9) полтора года страдал ломотою в ногах и от медицинских пособий, каковые подавал ему лекарь Бритиков, не получил никакой пользы. С одра болезненного воззвал он к Святителю Иннокентию, дал обет отслужить над ним панихиду и по исполнении сего в марте 1795 г. получил совершенное исцеление.

30. Титулярная советница Елена Повалишина в течение шести месяцев страдала кровотечением и прибегала с молитвою к Святителю Иннокентию. Он, в сонном видении, помазал струнцем чело ее, и течение крови остановилось, больная выздоровела.

31. Казак Матвей Безперстов был болен горячкою. В одно утро мать его во сне слышит чей-то голос: «Обещайтесь отслужить с усердием Св. Иннокентию панихиду!» Мать поблагодарила Бога за это откровение, повеленное исполнила, и сын ее выздоровел.

32. Иркутская мещанка Пелагия Осипова Зонова впала в расслабление всех членов, к тому тело ее было покрыто ранами. В этом близ мертвенном состоянии лежала она шесть лет. Никакие лекарства не помогли; не хотелось ей умереть, и она стала призывать на помощь Угодников Божиих: Косьму и Дамиана и Святителя Иннокентия. В марте 1795 г., около 8 или 9 часа пополудни, нашел на нее легкий сон, в котором ей представилось, что вошел в ее комнату старец в простом белом одеянии, среднего роста, с русыми на голове и браде власами с проседью. Не всмотревшись хорошо, больная подумала, что вошел прежний ее шарлатан-лекарь из поселенцев, который напрасно выманивал у ней деньги, и закричала: «Зачем, зачем ты пришел ко мне, разве опять обманывать?..» «Я не обманщик, я пришел исцелить тебя», – отвечал вошедший. И поднес ей в деревянном сосуде питье, красное цветом, кисло-сладкое на вкус, которое и велел ей выпить до капли. Выпивши, она пробудилась и почувствовала такое облегчение, что могла правою рукою сотворить на себе крестное знамение, чего не в силах прежде была сделать уже в течение двух лет; потом без всякой сторонней помощи спустила ноги свои с постели и, опираясь на лавку, перешла в другой покой и скоро сделалась здоровою, хотя и не в той мере, как была до болезни.

1796 год

33. Дочь иркутского мещанина Ивана Дружинина девица Марфа, находясь в тяжкой болезни, дала обещание сходить к Угоднику и отслужить панихиду и скоро выздоровела и исполнила обет свой.

34. Вдова Парасковья Чемезова в мае 1796 г. страдала трясовицею. В один вечер, когда приемы болезни сделались несравненно лютее прежних, она взмолилась Святителю, заснула и проснулась здоровою.

35. Того же года и в том же доме девица Евдокия и женщина Марфа Жданова от той же болезни чрез усердное призывание Святителя Иннокентия получили исцеление.

36. В начале июля 1796 г. вдова иркутского купца Федора Киселева Агрипина Прокопьева по случаю кончины 30-летнего сына впала в невыносимую тоску и сделалась тяжко больна. Во время сна ей виделось, что четыре священника внесли в ее комнату с пением гробницу под дорогим покровом и поставили. Больная спросила: «Чья это гробница?» «Молись, молись Иннокентию и избавишься от недугов», – отвечали ей священники. Сказав сие, они вынесли гроб со славою. Больная, пробудившись, чувствовала облегчение от тоски и болезни, а вскоре и совсем выздоровела.

37. Иркутского Знаменского монастыря игуменья Анфиса в первых числах ноября 1796 г. впала в тяжкую болезнь, и было ей такое видение: кто-то явился в ее келии в Святительских одеждах и сказал: «Не скорби, не скорби, скоро будеши здрава». Сказав сие, стал невидим. Пробудившись, она чувствовала облегчение. И по мере того как она более убеждалась, что явившийся был Святитель Иннокентий и обращалась к нему с молитвою, здоровье ее поправлялось и наконец совсем поправилось.

1797 год

38. Иркутский купец Федор Мясников, которого пользовал от горячки знаменитый доктор Тимковский, но без всякого успеха, 1 числа января 1797 г. приготовлен был к смерти, но, дав обещание отслужить панихиду над гробом Угодника, выздоровел.

39. Иркутский купец Николай Сибиряков объявил игуменье Иркутского Знаменского монастыря Анфисе, а она духовному начальству, что полковником Козловым-Угреиным была привезена из Екатеринбурга женщина, которая при отъезде его в Якутск оставлена им в Иркутске по ее безумию в доме чиновников Поскочиных. У Поскочиных безумная занемогла, попросила у хозяйки денег, чтобы идти за реку, где живут одетые в черное платье и где лежит погребен старец, ставить там свечи, пить воду и выздороветь, и действительно отправилась, принудив идти с собою одну встретившуюся с нею нищую. Два дня молилась она в монастыре, почасту приникая к пещерному окну, у которого стоял гроб Святителя. На третий день возвратилась в Иркутск не только здоровою, но и в полном разуме и рассказала историю своей жизни, о которой прежде никто ничего не мог узнать от безумной. Но вскоре по выздоровлении Святитель явился ей во сне, приказал исповедаться и приобщиться Св. Таин и приготовиться к смерти, назначив ей день кончины. В назначенный день блаженная скончалась.

40. Посольского монастыря игумен Петр напредь сего был долго священником. Рождались у него дети и умирали. Он прибегнул с молением к Святителю Иннокентию, дабы предстательством Его Бог даровал ему наследника. Сын испрошен и был уже диаконом, но скоро овдовел. Это для отца, по совету благочестивых людей, послужило знамением, что Святитель овдовевшего усвояет Себе, и диакон поступил в Иркутский Вознесенский монастырь. Но когда отец стал игуменом в Посольском монастыре, то пожелал иметь сына диакона при себе, несмотря на предостережения более внимательных к путям Божиим. Диакон переселился в Посольский монастырь, заболел и вскоре умер.

1798 год

41. Девица казачьего звания Евдокия Максимова в 1798 г. заболела глазами до того, что не видела рук своих. Она попросила мать свою Марью Игнатьеву сходить в Вознесенский монастырь, отслужить над Угодником панихиду, взять масла из лампады и земли из-под гробницы. Мать исполнила по ее желанию. Больная, приложив к глазам земли и масла, исцелела.

42. Иркутский купец Иван Тиунцев в сентябре 1798 г. также тяжко болел глазами и сколько ни употреблял врачебных средств, не получил ни малейшей пользы. Наконец обратился к целителю Иннокентию, пришел в монастырь, помолился в церкви, где стояло нетленное тело, взял из горевшей над ним лампады масла, помазал глаза свои и, не отходя от Угодника, тут же получил исцеление.

43. Приезжая из России, вольноотпущенная Агафья имела малолетнего сына Петра, который долгое время страдал кашлем. Она привела малютку к Угоднику и, помолившись усердно, взяла из лампады масла и влила его в рот малютки, который в тот же час перестал кашлять и на возвратном пути был здоров, весел и смеялся, как бы и никогда не был болен.

44. И том же доме, где жила вышереченная Агафья, находилась приезжая из Петербурга Марья Петрова Глебова. Сия Глебова впала в расслабление всех членов, и к тому же ей приключилась зубная боль, выбившая ее из ума. Агафья присоветовала ей помазаться маслом от лампады Угодника. Больная, приняв совет, немедленно вскочила с постели, помазала уста и все члены свои маслом и в тот же час исцелела.

45. Иркутская мещанка Евдокия Петрова Игнатьева страдала болезнию в ногах, так что с трудом могла передвигаться с места на место. Не получив облегчения от лекарств, прибегла к помощи Угодника Иннокентия, отслужила по Нем панихиду и получила совершенное здоровье.

46. Иркутской инвалидной команды унтер-офицера жена Марья Иванова Щепеткова, проживая в Тобольске, страдала внутреннею болью. Разные лекаря лечили ее и разными лекарствами, на которые вышло 300 р., но без малейшей пользы. Приехавши в Иркутск, она оставила лекарства и обратилась к помощи Угодника. Трижды сходила она к гробнице Его и получила совершенное выздоровление, и болезнь к ней не возвращалась.

47. Иркутского купца Федора Савельева дочь девица Екатерина впала в расслабление и три недели лежала неподвижна. В одну ночь представился ей Святитель Иннокентий лежащим на столе в ее комнате облеченным в архиерейскую одежду. Больная, приступивши к Нему с благоговением, молила явить отеческую милость, укрепить члены ее, но, к величайшему прискорбию, не получив от него ответа, увидела, что Он восстал и пошел из дома. Пробудившись, она рассказала родителям сновидение и просила их идти в монастырь, отслужить над Святителем панихиду и принести земли из-под гроба Его. Когда же родители служили в монастыре панихиду, в то время больная ощутила внутри себя необычайную радость, почувствовала некоторое укрепление в членах и поднялась с постели сама собою без всякой сторонней помощи и, сидя на кровати, ожидала возвращении родителей. Затем стала принимать в воде принесенную от Угодника землю и пришла в прежнее здоровое положение.

48. Жена секретаря Василья Васильева Марфа Лаврентьева в 13 день августа 1798 г. начала мучиться родами; но в продолжение без малого трех суток не могла разрешиться и была близка к смерти. Ей пришел на мысль Святитель Иннокентий, и она потребовала, чтобы изображение Его было поставлено у ее изголовья. И лишь только бывшая тут жена советника Иркутской палаты Марфа Яковлева исполнила сие желание, страдавшая в тот же час разрешилась.

49. Иркутский купец Стефан Шестунов по прибытии из Малороссии в 1791 г. был поражен параличом; причем отнялась у него половина тела и он перестал владеть рукою и ногою. В этом положении находился он семь лет. Переиспытав безуспешность всякого лечения, в 1798 г. обратился он к помощи Святителя Иннокентия и, промолившись при гробе Его неделю, приложился к мощам Его с обещанием сделать Угоднику серебряную раку. Возвратившись домой, больной почувствовал некоторое облегчение в разбитых членах, стал похаживать, владеть несколько рукою и со дня на день укрепляться.

50. Иркутский купец Петр Авдеев в мае 1798 г. впал в мучительную болезнь, открывшуюся сперва в правой ноге и затем переходившую по всему телу и дошедшую в течение месяца до того, что больной не владел уже ни одним членом. Два медика лечили его, но без пользы. Наконец он обратился к прославленному чудесами Святителю Иннокентию, послал домашних к нетленному телу помолиться о своем исцелении, отслужить панихиду и принести от лампады Угодника елея. И коль скоро принесенным елеем помазал свое тело, тут же начал чувствовать облегчение и, продолжая мазаться, скоро получил возможность идти ко гробу Святителя, где от всего сердца поблагодарив Его и отслужив панихиду, от того дня получил совершенное исцеление.

51. Тульский купец Даниил Шапошников, в бытность свою в Иркутске, летом 1798 г. тяжко заболел, два месяца не вставал с постели, не употреблял пищи, находясь в опасности жизни, был напутствован. В одну ночь задремал он и видит, что в комнату к нему вошел архиерей в мантии, старец, украшенный сединами, остановился у возглавия больного, ударил жезлом в пол и сказал: встань! Удар был так силен, что больной вздрогнул и, встрепенувшись, спросил у жены, находившейся в той же комнате: кто был у нас и стучал в пол?.. Она, находясь в испуге, отвечала, что слышала, как отворилась дверь, и что сама от стука в пол пробудилась и полагает, что их посетил Святитель Иннокентий, которого она призывала в помощь. С этого времени больному стало легче, и скоро выздоровел.

1799 год

52. Казак Никифор Максимов, родной брат вышереченной девицы Евдокии Максимовой (см. чудо 41), пять недель лежал в горячке; но, призвав с верою Святителя Иннокентия, получил исцеление.

53. Иркутский мещанин Василий Емельянов Попов был прокажен сплошною по телу сыпью, но призвав в помощь Бога и Его Угодника, получил скорое исцеление.

54. Отставного майора Ильи Постникова жена Елисавета Петрова целый год болел рукою. Потом было ей во сне видение: Святитель Иннокентий с другим архиереем пришел к ней в дом и сказал: «Ты меня призывала, чтоб я исцелил твою руку». Больная проснувшись, послала денщика отслужить над Святителем панихиду и получила исцеление.

55. Троицкосавский мещанин Василий Прокопьев Осипов, в феврале 1798 г. находясь в Кяхте, был поражен параличом, вследствие чего отнялись у него левая рука и правая нога. В таком расслаблении лежал он 10 месяцев и потерял надежду на выздоровление. Но окружавшие его малолетные дети беспрестанно твердили ему, чтоб он, молясь Богу о своем выздоровлении, просил предстательства и помощи у Святителя Иннокентия. После сего он дважды видел во сне или наяву, различить не может, приходившего к нему некоего старца, сединами украшенного, роста умеренного, который наконец подал ему свою трость. Больной, взявши трость, пошел провожать старца, и после этого посещения в апреле 1799 г, изумительно скоро выздоровел, без всяких медицинских пособий.

56. В том же году дочь его Осипова, девица Анна 18 лет, подверглась сумасшествию в такой степени, что беснуемую вынуждены были содержать в особом покое за решеткою. В этом состоянии девица находилась семь месяцев. Отец, познавший собственным опытом, как скор на помощь Святитель Иркутский, обратился к Нему с теплым молением, дабы оказал подобную же помощь и его страждущей дочери. И дочь его Осипова в том же году пришла в себя, образумилась и всем рассказывала, что ее посещал старец в таком же виде, как являлся прежде отцу ее. Мещанин Осипов нарочно приезжал из Кяхты в Иркутск, чтоб принести хвалу Угоднику, отслужить над Ним панихиду, и заявил чудные события тогдашнему Иркутскому епископу Вениамину.

57. Казачья жена Матрона Бубякина, лишившись пятерых детей, со слезами, с сокрушением сердца просила Святителя Иннокентия, чтоб не оставил ее бесчадною. И сын Михаил да дочь Елена остались и выросли на утешение ее.

58. Фурьера Ивана Галяминского жена Парасковья Герасимова долгое время страдала болью в животе и просила со слезами Святителя Иннокентия о помощи, обещавшись поставить ему свечу. По исполнении сего обещания больная чрез три дня выздоровела.

59. Иркутская мещанская жена Устинья Васильева, долгое время находясь в болезни тяжкой, слезно просила Святителя Иннокентия помочь ей и дала обещание по выздоровлении сходить в Вознесенский монастырь и отслужить панихиду. По сем обещании в скором времени получила совершенное исцеление.

60. У означенной Устиньи Васильевой была весьма больна дочь-младенец, но коль скоро помазала ее елеем от Святителя, она выздоровела.

61. Иркутской почтовой конторы канцеляриста Матвея Малгина сын, однолетний младенец Александр, был в 1799 г. болен внутренним страданием и болезнию изнурен до того, что у него остались только кожа и кости, и ни малейшей надежды на выздоровление не было. Отец взмолился скорому помощнику Святителю Иннокентию, отслужил над ним панихиду и взятым от лампады Его слоем помазал больного, и младенец выздоровел.

62. Иркутский мещанин Григорий Наквасин (см. чудо 5) в 1799 г. был болен горячкою, жар в теле в течение пяти или шести дней был невыносим. Больной воззвал к Святителю Иннокентию; и нашел на него тонкий сон, в котором ему виделось, что Святитель с двумя другими архиереями пришел в дом его и напоил его водою. Пробудившись, больной не чувствовал жару, а на другой день совершенно выздоровел.

63. Жена коллежского регистратора Афанасия Меркушева Евдокия Алексеева в ноябре 1799 г. страдала зубною болью, против которой давали ей пособия два доктора – Рейслен и Петров, но боль не облегчалась. Громкий говор о совершавшихся от Святителя Иннокентия чудесах привел ее к мысли обратиться за помощью к сему Чудотворцу. По совершении панихиды над гробом Угодника болезнь миновалась.

64. Иркутской казенной палаты регистратора Якова Березовского сын младенец Яков с 5 декабря 1799 г. сделался болен; все тело его покрылось гнойными струпами. Младенца стали поить землею из-под мощей Угодника, растворенною в воде, и чрез четыре дня младенец исцелился.

1800 год

65. Регистратор Иван Судейкин, муж прежде упомянутой Пелагии Ивановой (см. чудо 2), в январе 1800 г. был постигнут ударом в поясницу, сопровождавшимся обмороком. Следствием сего во всех членах и костях его была невыносимая боль, не позволявшая ему тронуться и в течение трех недель не дававшая покоя ни днем, ни ночью. В этом мучительном расслаблении он дал обет поклониться мощам Святителя Иннокентия. Чрез две недели он уже чувствовал облегчение и отраду, а по исполнении обета получил совершенное здоровье.

66. Жена означенного Судейкина, Пелагия Иванова, мучилась тяжко родами. Со слезами молилась она Святителю Иннокентию об облегчении ее страданий, это было 26 февраля 1800 г. Святитель явился ей в сонном видении так, будто бы священники в сопровождении народа несли мощи Его в Иркутск, которые по просьбе ее были остановлены. Она, поклонившись, увидела Угодника Божия во гробе, и Он, открыв с лица своего покрывало, благословил ее и сказал: «Уж мне твоя тягость!» – и, сказав сие, опять осенил ее обеими руками. По пробуждении родильница чувствовала облегчение недугов, и 27 числа благополучно разрешилась сыном.

67. Тех же Судейкиных слуга 10-летний Димитрий десять недель лежал в оспе, которая так его обезобразила, что его невозможно было узнать. А медик объявил, что он не встанет, а если сверх чаяния и оживет, то наверное будет слеп. Муж и жена Судейкины опять обратились к своему дознанному Целителю, взяли из лампады Его масла, которым помазали глаза отроку, и глаза прозрели, и отрок исцелел.

68. В первых числах января 1800 г. балаганский мещанин Иван Петухов был при смерти болен горячкою и неослабно просил Святителя Иннокентия подать ему помощь. Когда же он в таком молитвенном настроении мысленно был в Вознесенском монастыре и предстоял у гроба Святителя, к одру Его подошли три инока и сказали: «Дай серебряную ложку, се тебе часть пепла, которого ты просил для исцеления». Услышав сии слова, больной открыл глаза и увидел, что за иноками вдалеке стоит Святитель Иннокентий в мантии и с жезлом в руке. При больном на это время никого не случилось, и он закричал домашним, чтоб скорее подали ложку. В это время иноки и Святитель стали невидимы. Но больной тут же почувствовал облегчение и начал укрепляться в силах и скоро выздоровел.

69. Иркутский губернский почтмейстер Александр Калугин с 1790 г. в течение десяти лет страдал стеснением и корчами во всем теле, отчего не мог иметь покойного сна, и хотя чрез великую силу должностью свою исполнял, однако ж бывало и так, что по полугоду не выходил из дома. Прибегал он ко иркутским врачам; выписывал лекарства из других мест, много истратил, но пользы ниоткуда не получал. А наконец и первостепенный тогдашний иркутский штаб-лекарь Поддубный совершенно от него отказался, не находя, чем еще пользовать. Оставленный всеми, больной прибегнул к Святителю Иннокентию и стал просить Его со слезами об исцелении. Молитва была услышана, и к маю 1800 г. больной получил совершенное здоровье.

70. Иркутская мещанская жена Ирина Кондратьева Зимина долгое время страдала глазами. Пользование их различными средствами довело ее до слепоты. Тогда обратилась она с молитвою к Угоднику Божию, отслужила над ним панихиду, тут же почувствовала облегчение, а скоро получила и совершенное исцеление, и болезнь не возвращалась.

71. У дворового человека чиновника Гагина, Федора Прибенского, годовый младенец Гавриил изнурен был поносом, рвотою и кашлем, и не оставалось никакой надежды на продолжение его жизни. Отец и мать отслужили над Угодником панихиду, принесли масла и земли, помазали и напоили ребенка, и он выздоровел.

72. Иркутский мещанин Григорий Наквасин (см. чудо 5 и 62) в июле 1800 г. заболел горлом. Болезнь усилилась до того, что он не мог проглотить слюны, и оставалось ждать, что скоро захватит дыхание. В этом страхе обратился он к своему целителю Иннокентию, и пришло больному на мысль положить в воду земли, прежде принесенной от Угодника, воду выпить, а землею, оставшеюся на дне сосуда, помазать горло снаружи. Сделав это, больной уснул, а через два часа проснулся здоровым так, что казалось ему, будто бы он горлом и не был никогда болен. Объявляя о сем исцелении иркутскому епархиальному начальства, Наквасин присовокупил, что дети его подвергались различным болезням и он не знал для них другого лекарства, как мазать их маслом и поить землею от Угодника, и они исцелялись. Один из сыновей его был при смерти болен; в этом состоянии родители понесли его к Угоднику и во время панихиды положили его у решетки на окно, что против гроба Святителя. Ребенок по принесении домой крепко заснул, на другой день стало ему легче, а затем стал и совершенно здоров.

73. Жена канцеляриста Казенной палаты Гладкова Елена около десяти месяцев страдала конвульсиями во внутренностях, не имея не минуты покоя. Но, отслужив над Угодником панихиду и помазавшись маслом от Его лампады, совершенно выздоровела.

74. Надворная советница Татиана Прохорова с 21 ноября 1799 по май 1800 г. была одержима лихорадкою, которая была так жестока, что больная лежала на постели неподвижно и ощущала, будто бы нечто живое щипало все ее тело. В этом мучительном положении дала она обет сходить в Вознесенский монастырь и поклониться нетленному телу Угодника Иннокентия. И лишь только изрекла она обет свой, как почувствовала некоторое облегчение, почему, несмотря на слабость сил своих, решилась идти в монастырь. Выходя из дома, она ощутила в себе особенную силу к совершению пути. Поклонившись в монастыре Угоднику Божию и принесенною из-под гроба Его землею вытерши все свое тело, больная стала здоровою.

75. Цеховый Димитрий Апрелков с 2 числа декабря 1800 г. заболел вместе с своею матерью Татианой Алексеевой горячкою. Со всем усердием молился он Угоднику Божию об исцелении и обещался в случае выздоровления отслужить по Нем панихиду. Святитель явился ему во сне и сказал: «Что ты, человеке, страждеши? но ты       будеши здрав, мать же твоя умрет». То и другое исполнилось.

76. Иркутский купец Григорий Киселев с 5 августа по 16 декабря 1800 г. был одержим ломотою в ногах и       расслаблением всех членов. Он призвал на помощь Святителя Иннокентия и положил обет: чрез каждые три дня отправлять над гробом Его панихиды. По произнесении сего обета получил совершенное исцеление.

Столько-то свидетелей, людей разного сословия, разделенных временем и местами и согретых теплотою веры и колебавшихся между верою и недоверием, к исходу 1800 г. заявили перед иркутским епархиальным начальством по чистой христианской совести, не имея других побуждений, кроме сердечной благодарности и внутреннего благоговения к Чудотворцу, о совершившихся или в виду их, или над ними самими Его чудотворениях! А сколько, без сомнения, осталось еще чудес, или от простоты и неведения, или из благочестивой скромности, или по другим причинам незаявленных! Но замечательно, что ближайшие наблюдатели дивных событий, епископы иркутские Софроний, Михаил I и Вениамин, в десятилетнее управление которого благодатная помощь от Угодника Божия проявлялась в нарочитом обилии, – ничего с своей стороны не предпринимали к оглашению совершавшегося воочию их, даже не извещали о том Св. Синод. Конечно, иркутские иерархи поступали так не без важных причин. Слагая в сердце своем все глаголы сии и благоговея пред открыто совершавшимся делом Божиим, они не дерзали ускорять его чрез свое участие, пока не будет на то указания им свыше, а между тем по судьбам Божиим давалось время хотя бы и самому упорному неверию убедиться, что не от человек дело сие...

Освидетельствование мощей Святителя Иннокентия

Пришло уреченное в совете Божием время, и указание свыше последовало, чтоб поставить Светильник на свещнице. Иркутские граждане уже несомненно веровали и исповедовали, что нетленный Святитель Иннокентий есть истинный Угодник Божий и молитвенник за свою паству, имели в домах своих Его иконы (см. чудо 48), ставили Ему свечи (чудо 58), и если чествовали Его не более как служением панихид, то только по неимению дозволения петь Ему молебны. При таком расположении сердец и умов иркутские граждане в последних числах сентября 1800 г. письменно заявили Иркутскому епископу Вениамину свое нетерпение видеть прославленные нетлением и чудотворениями святые мощи открытыми и чествовать Угодника церковным празднованием. Изложив в своей хартии, подписанной 389 представителями купеческого и мещанского сословий, что почивший в Бозе Святитель Иннокентий, по свежим преданиям, перешедшим только от отцов к детям143, был образ верным словом и житием, что Его нестяжательность, открывшаяся по Его кончине, Его труды при обозрении епархии, превосходившие возможность человеческую, Его витийственное слово неусыпной проповеди, привлекавшее множество слушателей, его сострадание к нищим и ко всем требовавшим Его помощи и не отходившим без нее, наконец, обращение Им в христианскую веру многих язычников, обитающих в сих местах, прославлены от Бога нетлением Его тела и исходящими от него чудотворениями, чему свидетели не только весь город Иркутск, но и окрестные веси, иркутские граждане просили Преосвященного Вениамина довести до сведения Св. Синода их желание, дабы благословил нетленное тело Чудотворца из земли с подобающим обрядом взять, внести в церковь и установить празднество.

Когда епископ Вениамин, приняв такую просьбу, недоумевал, что предпринять по ней, к нему поступило секретное отношение от обозревавших в сие время Иркутский край, по высочайшему повелению, сенаторов, дейст. тайного советника Матвея Ржевского и тайного советника Федора Левашева. «Как самовидцы не только нетленнаго тела Святителя Иннокентия, но и свежести тела сего, – писали они к Преосвященному, – как сами обонявшие происходящее от Него благоухание, как личные свидетели повествований о Его многоразличных чудесах, поставляем себе долгом иметь от Вашего Преосвященства, десять лет управляющаго Епархиею, все сведения о нетленном Чудотворце, для доклада, по нашей обязанности, Государю Императору». Преосвященный Вениамин отвечал, что как давно сии мощи открыты, тому, по недостатку записок, года, месяца и дня означить не можно. А хотя и известно, якобы были они открыты около 1755 г., но совершенно достоверно, что в 1764 г. были они явны, открыты же по случаю происходивших работ под алтарем, где Святитель Иннокентий погребен был. При сем Преосвященный сообщил сенаторам краткую выписку о чудесах, к тому времени заявленных. Сенаторы немедленно донесли Императору Павлу Петровичу, что в Вознесенском монастыре, отстоящем от Иркутска по течению реки Ангары в 5 верстах, существует нетленное тело Иркутского первого епископа Иннокентия, хранящееся под церковию в обложенной кирпичной палатке, которое, по вскрытии гроба, они осматривали, и оказалось чрез 70 лет нетленно, даже одежда на оном таковому тлению непричастна; и что отзывы многих первейших тамошних жителей о чудесах, происходящих от него, побудили их, сенаторов, требовать от Иркутского архиерея полных сведений. При сем всеподданнейшем рапорте Ржевский и Левашев представили и выписку о чудесах Угодника. Государь повелел Синоду войти в рассмотрение обстоятельств, изъясненных в рапорте к Нему от осматривавших Иркутскую губернию сенаторов Ржевского и Левашова.

Святейший Синод счел необходимо нужным для лучшего удостоверения о нетленном теле епископа Иркутского Иннокентия, а паче о происходящих от Него исцелениях и чудотворениях, по примеру свидетельств, бывших при обретении мощей Святителя Димитрия Ростовского и Преподобного Феодосия Тотемского, послать в Иркутск Казанской епархии викария, епископа Свияжского, Иустина144 дабы он купно с Иркутским епископом Вениамином, осмотря еще пристойным образом вернее то Святителя Иннокентия тело, описали, в каком положении оное находится, и потом получивших исцеление людей, персонально по сущей правде и христианской совести допросили, по коликом времени, каким образом и когда получили от болезней своих исцеление, и известно ли кому было, что оные подлинно одержимы были болезнями и сверх того, разведав надлежащим образом с употреблением всех тех способов, которые к вероятности бессумнительны быть могут, прислали все то в Синод с своим мнением. Определение сие Высочайше утверждено 4 декабря 1800 г., а от 6 числа посланы Преосвященным Иустину и Вениамину указы.

Исполнив порученное. Преосвященные Вениамин и Иустин от 5 марта 1801 г. представили Св. Синоду следующий отчет: «29 числа прошедшего января взяв с собою протоиереев Иркутского Богоявленского собора Иоанна145 и благочинного Феодора146 отправились мы в Вознесенский монастырь и по прибытии в оный, присоединя к помянутым протоиереям правящего должность настоятеля иеромонаха Иоасафа, осмотр нетленному телу Преосвященного Иннокентия произвели с должным вниманием и осторожностию, по которому открылось: глава, грудь, ребра, спина и ноги, все в целости и с плотию, точию присохшею, от коих происходит благовонный запах, мощам свойственный и многими ощущаемый. Одеяние, в которое тело святительское облечено, состоящее во власянице, подряснике шелковом из китайской материи и архиерейской мантии объяринной голубого цвета, в целости и довольно крепко. Гроб такожде из соснового дерева, обитый черным бархатом, в совершенной целости и твердости. После осмотра тела, занимались мы исследованием объявлений о чудотворениях и явлениях, как тех, которые прежде поданы, и коих экстракт доставлен гг. сенаторам Ржевскому и Левашеву, так и вновь поступивших во множестве, в котором исследовании осторожность и внимательность, каковых обстоятельства могли и долженствовали требовать, всегда были употребляемы с крайним старанием, дабы не опустить ничего, что могло пособствовать утверждению оных. Оканчивая же исследование объявлений, для большей достоверности о целости нетленнаго тела рассудили мы пригласить господ начальствующих в здешней губернии и других почтеннейших града жителей и особ с тем, дабы дать им случай и повод видеть оное тело, и по их рассуждению обозреть. Сие нами и учинено марта 3 числа в день Воскресный, в который, в продолжении Божественной Литургии, при руководстве Преосвященного Иустина г. Действительный Статский советник Иркутский гражданский Губернатор и кавалер Алексей Иванович Толстой, с прилучившимися некоторыми чиновниками и с градским головою, 2-й гильдии купцом, Петром Авдеевым, и со многими из почетного купечества у гроба Святительского были, и нетленное тело осматривали с благоговением, и не без любопытнаго внимания на части онаго, даже и сокровенныя. О всем вышеписанном донося Святейшему Синоду, излагаем наше мнение следующее: Святителя Иннокентия перваго Епископа Иркутского тело все в целости и нетленно; благовоние издает из себя, которое многими ощущаемо бывает; объявления о чудотворениях и явлениях, яко по христианской совести от объявителей учиненныя, и почти все надлежащими свидетельствами подтвержденныя, тех же объявителей, которые померли или, за великою отдаленностию, не могли быть лично допрошены, другими вероятия достойными людьми засвидетельствованы и утверждены; все они имеют надлежащую подлинность и суть истинны; потому разсуждаем, что праведно и достойно, дабы Святитель Иннокентий, первый Епископ Иркутский причтен был к лику Святителей, церковию почитаемых и прославляемых. Тело Его нетленное суть истинныя мощи, и достойны, чтоб для почитания народнаго были объявлены и открыты. И к таковому рассуждению тем паче мы определяемся, что в таковом Святителя открытии и прославлении, яко особенном даре от промысла отдаленным здешним странам ниспосылаемом, не можем не ощущать благоволения Божескаго к диким их обитателям, наисильнейшим образом обращению их в Святую православную нашу веру поспешествовать могущаго. А притом и жители града Иркутска имеют великое усердие и почтение к сему Святителю, стекаются во множестве к нетленному телу Его на поклонение, и непреоборимое изъявляют желание, дабы Святитель был Святым, со установлением в память Его службы и празднества. С объявлений же о чудотворениях точныя копии, за скрепою присутствующих Консистории, при сем представляем, положив подлинныя в архив».

Открытие церковного празднования Святителю Иннокентию

Заверение пред Императором вельмож Ржевского и Левашева, что в Иркутске есть совершенно нетленное тело первого Иркутского епископа Иннокентия, даже не лишенное свежести, хотя от погребения Его протекло 70 лет, которое сами они осязали, от котораго сами они обоняли благоухание, – совестное убеждение на месте двух иерархов – Иустина Свияжского и Вениамина Иркутского в непричастности тлению не только тела, но и риз и гроба Иннокентия, и в обильном излиянии чудес от сего гроба, – свидетельство допущенных к свободному осмотру тела иркутского губернатора и градского главы с чиновниками и гражданами и, наконец, общий голос, что почивающий в нетлении Святитель есть Угодник Божий, Чудотворец, благодатною помощию которого воспользовались и пользуются все, Его призывающие, – казалось бы, это такие убеждения, которые не оставляли места недоумению и которых сильнее и очевиднее невозможно было требовать. Однако ж Св. Синод и еще предоставил времени дать новые уверения несомненности чудесного события.

Не ранее как чрез два года, по получении донесений от епископов Иустина и Вениамина, приступил он к дальнейшему рассуждению о совершающемся в Иркутске, именно 5 марта147 1803 г., и признал нужным еще спросить Иркутского епископа Вениамина; не было ли в течение сих последних двух лет каких-либо новых достопамятных происшествий, кои бы могли служить вящим подтверждением прежде представленным? Какое ныне народное мнение о нетленном теле Святителя? и не примечено ли в нем какого изменения? К сим сведениям требовалось личное мнение самого Преосвященного Вениамина по долгу архипастырскому и по самой сущей справедливости, дабы можно было судить Св. Синоду с твердым основанием яко о важнейшем обстоятельстве.

Преосвященный Вениамин от 28 августа того 1803 г. донес Св. Синоду, что в нетленном теле Святителя Иннокентия никакой измены не усматривается, усердие здешних стран жителей к Угоднику не только не ослабевает, но все более увеличивается, чему служит доказательством частое требование видеть Его мощи и им воздавать поклонение, исцеления и чудотворения продолжаются, и что сам он епископ Вениамин, убеждаемый совестию, не может не почитать Святительского ходатайства Иннокентия у милосердия Божия уважаемым. К сему донесению епископ Вениамин приложил выписку чудесных исцелений, последовавших от Угодника и заявленных после произведенного над ним свидетельства. Объявления были следующие:

77. Балаганского священника Николая Преловского сын Константин в первых числах октября 1796 г. весь опух, лежал, ничего не чувствуя и не говоря, и даже редко переводил дыхание. Все пособия оказывались бесполезными. Тогда отец его, призвав в помощь Святителя Иннокентия, имевшимся в доме от лампады Его елеем помазал тело больного, и потекла из тела гнойная жидкость, опухоль спала, и в недолгое время больной выздоровел; потом ездил с матерью в Вознесенский монастырь к Угоднику и служил над ним панихиду.

78. Другой сын священника Преловского, Петр, провожая благочинного священника Горбунова и отца своего священника Николая на верховой лошади в деревню Малышевскую, был улягнут в ногу набежавшим на него табунным жеребцом. Нога разболелась до невозможности владеть ею. Отец немедленно вымазал ее хранившемся при себе елеем от лампады Угодника, и наутра нога стала совершенно здорова, и ушибенный беспрепятственно продолжал путь. В следующую ночь Угодник явился исцеленному в белой одежде архиерейской с другим мужем в черной архиерейской же одежде и приказал служить на гробе своем панихиды. Благодарное семейство служило над мощами Святителя панихиды по два года.

79. В 1787 г. сын священника и заказчика Киренского духовного правления Михаила Пономарева – Василий, упал с колоколенной лестницы Иркутской Архангельской церкви, переломил ногу и лежал на одре более двух месяцев, не чувствуя облегчения. Отец и мать его, бывшие в Иркутске, в день Вознесения пошли в Вознесенский монастырь для поклонения мощам Угодника и, отслужив панихиду, просили Всемогущего Бога об исцелении сына своего. По возвращении же в тот же день домой увидели сына своего, идущего из сада и радующегося. Он сказал, что по отходе родителей в монастырь почувствовал такое облегчение, что встал с постели и начал ходить. Обрадованные отец и мать принесенным от лампады Святителя елеем помазали ножный излом, и в скором времени не осталось следов болезни.

80. Умершего коммерческого штата бухгалтера вдова Анна Кирилова Корсакова в 1801 г. троекратно видела над собою помощь Угодника. Болели к смерти один за другим дети ее младенцы, и после усердного молитвенного ее обращения к Святителю оба получили с невероятною скоростию облегчение. Потом одного из сыновей ее постигло жестокое несчастие, мать прибегла к Святителю за помощию, и опасность миновалась, дело окончилось благополучно.

81. Штурман Василий Степанов в июле или в августе 1801 г. имел жестокую болезнь в ногах. Родственница его, мещанка Евдокия Чукачева, принесла от лампады Угодника елея, которым Степанов помазал один раз ноги и почувствовал облегчение, а потом выздоровел.

82. Иркутская мещанка Улита Бекрешева в 1801 г. была нездорова ногами; отслужила Святителю Иннокентию панихиду, попросила Его о ходатайстве пред Богом и выздоровела.

83. Иркутская мещанка Параскева Сабачева с 6 января 1802 г. была нездорова глазами. На сырной неделе в четверток отслужила над Угодником панихиду, назавтра почувствовала от болезни немалое облегчение, на первой неделе Великого поста и совершенно выздоровела.

84. В феврале 1802 г. иркутский купец Семен Останин по случаю приключившейся сыну его глазной болезни отслужил над гробом Святителя панихиду, взял от лампады елея, помазал им сыну глаза, и болезнь миновалась.

85. В первых числах марта 1802 г. дворовый человек вице-губернатора Семена Голощапова, Иван Коновалов, был болен отнятием поясницы, потом левой руки, наконец всего левого боку, лежал без движения и был близок к смерти. Иркутской Спасской церкви священником Михаилом Ларевым был исповедан, приобщен Св. Таин и особорован, после чего ждал кончины. Но пришедшая посмотреть больного повивальная бабка жены его, солдатка Агафья Димитриева Шарыпова, велела ему снять две мерки, с головы и с груди, и в эту меру поставить две свечи Угоднику Божию Иннокентию. Свечи были приготовлены и с тою же бабкою отосланы в монастырь, а больной в это время мысленно призывал на помощь Святителя, обещаваясь отслужить над Ним панихиду. Среди молитвы он заснул и видит, что Святитель Иннокентий встал из гробницы своей в мантии и, как бы проходя мимо больного, задел за плечо больной его руки и пошел в Смоленскую в том монастыре церковь. Ожидая Его выхода из церкви, больной проснулся и сказал своей жене и бабке, возвратившейся из монастыря, что Святитель ушел в холодную церковь, велел поворотить себя и с сего времени начал чувствовать от болезни облегчение, владение левою рукою и всем корпусом, а по немногом времени и совершенно выздоровел.

86. Якутский купец Василий Соловьем в 1802 г. был болен расслаблением членов. Когда все медицинское искусство было истощено и врачи от него отказались, больной прибегнул к Богу и почивающему в Иркутском Вознесенском монастыре Угоднику Иннокентию, и в виду отчаявшихся в жизни его семейства и родственников получил по молитве своей скорое исцеление. Движимый благодарностию Соловьев прибыл из Якутска в Иркутск, поклонился мощам Угодника и, сделавши вклад, списал Его образ и обратно отправился в Якутск, благодаря Бога и Его Чудотворца, повсеместно прославляя совершившееся над собою исцеление и поставив себе в обязанность ежегодно, до конца жизни своей, праздновать день поклонения своего мощам Угодника.

87. Полковник Сапожников и июне 1802 г, сделался болен простудою, обратившеюся у него в постоянный припадок; 8 июня взял он от мощей Угодника земли и, растворив в воде, выпил, и припадок кончился.

88. Проживавшая в доме означенного полковника штабс-капитанша Надежда Петрова Круглова была больна глазами; но помазав их елеем от лампады Угодника, получила облегчение.

89. Майорша Елисавета Постникова (см. чудо 54) в 1802 г. была больна глазами. В исходе августа служила она над Святителем Иннокентием панихиду и взятым от лампады Его маслом мазала глаза свои, и стала здорова.

90. Иркутская мещанка Матрена Туголукова сделала обет Святителю и не исполнила. Святитель неоднократно являлся ей и требовал исполнения обета, и тогда он был исполнен.

91. Иркутский купец Николай Семенов Чупалов в октябре 1802 г. был одержим коликою во всех членах так, что в течение двух месяцев едва мог стоять на ногах. По отправлении же панихиды над Преосвященным Иннокентием получил облегчение, а вскоре потом совершенно выздоровел. К сему объявлению о чудесном исцелении купец Чупалов присовокупил следующие подробности: когда он страдал колотьем и особливо чувствовал великую боль в животе, то пришла к нему жившая при Вознесенском монастыре мещанка Рещикова и объявила, что будучи с другими женщинами у гроба Святителя для отправления панихиды, она слышала невидимый глас, повелевавший ей сходить к больному Чупалову и сказать ему, чтоб он сам приехал в монастырь помолиться Богу. На другой же день отправился больной в монастырь в крайнем изнеможении и с великим трудом, так что едва держался на ногах. Когда же он молился у гроба Святителя, то и его поразил глас: «Не бойся, исполни и исполняй свой обет!»148 От страха он вышел из надгробной пещеры в верхнюю церковь, в которой никого не было и двери были заперты.

92. Иркутского купца Петра Иванова дочь, девица Макрина, в 1802 г. была больна глазами; но, помазав их взятым от лампады Угодника елеем, получила совершенное исцеление149.

93. Такое же исцеление от глазной болезни, чрез троекратное помазание маслом от лампады Угодника, получил мещанин Лаврентий Матвеев.

94. Сын мещанина Михайла Посылина в ноябре 1802 г. сделался болен всем корпусом. По отслужении над гробом Угодника панихиды скоро и совершенно выздоровел.

95. 1803 г. 23 апреля пономарь Балаганской Спасской церкви Петр Преловский, сын вышеупомянутого (см. чудо 77) священника Николая Преловского, поехал в поле для осмотра лошадей; но домой пришел пешком в 7 часу вечера нездоровый, глаза его были налиты кровью, а голова и лицо видимо опухали. С трудом рассказал он, что какая-то вылетевшая из лесу птица испугала лошадь, на которой он ехал верхом, и был сбит одуревшею лошадью, и сверх сего она лягнула его лежачего заднею ногою, отчего он пришел в беспамятство, в котором и оставался долгое время. 24 числа болезнь усилилась, и мать по просьбе больного помазала ему голову елеем от лампады Угодника, постоянно хранившимся в их доме. После помазания боль в голове стихла. Мать, находясь при больном сыне, даже и не заметила, что он заснул; но больной вдруг встал с постели, перекрестился, поблагодарил Бога и сказал: слава Богу! теперь я здоров! Но в это время у него закрылся слух, и он написал на бумаге, что лишь только мать помазала его маслом, он заснул и видел себя лежащим в деревянной церкви, где почивает Угодник. Святитель Иннокентий стоит пред ним, а два диакона кадят на Святителя двумя кадилами. Один из них сказал больному: «Как вы маловерны! Когда брат Константин был болен при смерти, то не Святитель ли по молитвам родительницы вашей исцелил его? Да и твою болящую ногу (чудо 78) исцелил он же Святитель и велел по три года служить панихиды, а вы служили по два года только, а третью не отслужили». К словам диакона Святитель Иннокентий присовокупил следующее: «Будешь здоров всем, кроме того, что ушами не будешь слышать до тех пор, пока не послужишь мне шесть месяцев. Первые три месяца исполнишь, тогда будешь слышать одним ухом, а после других трех будешь слышать и другим ухом. Буде же чего не исполнишь, то вовсе останешься глух и умрешь, а отец твой свету не увидит, и дом ваш, аки корабль, опрокинется». За сим святитель повелел ему к 30 апреля явиться к мощам и обо всем объявить Иркутскому Преосвященному Вениамину. Больной 30 апреля был в монастыре на поклонении у мощей, взял от лампады Угодника масла и, смешав оное с церковным вином, 1 числа мая состав этот пустил в левое ухо, и чрез четверть часа из уха пошла материя, и он левым ухом стал слышать.

96. Курский купец Димитрий Шматов с 5 мая 1803 г., по объявлению его, был болен лихорадкою и пользовался различными средствами безуспешно. Наконец, наслышанный о чудесных исцелениях, происходящих от мощей Святителя Иннокентия, попросил открыть мощи, и приложился к ним, и стал здоров. Но в течение месяца наложенного на себя какого-то обета не выполнил, и болезнь возвратилась сильнее прежнего. Вследствие сего он снова повторил свой обет, и опять получил исцеление, и с благословения Преосвященного Вениамина выполнил свой обет 14 числа июля с надлежащим обрядом.

97. Сын иркутского купца Михаила Саватеева – Алексей, находясь в Москве с августа 1802 г. по январь 1803 г., был болен трясавицею. Но выздоровел и в последних числах марта прибыл в Иркутск; а в первых числах апреля та же болезнь опять открылась и в жестоких приемах продолжалась до июня. Отец больного усердно просил Господа Бога и Его Угодника Иннокентия об исцелении. 26 мая ходили они в Вознесенский монастырь, прикладывались ко гробу Святителя и служили панихиду. По выходе из церкви больному хотелось напиться воды из монастырского колодезя; но отец не позволил, опасаясь нехороших последствий от холодной воды. По прибытии же домой болезнь необыкновенно усилилась, больной наконец заснул, и ему виделось, будто бы он в Вознесенском монастыре и какой-то монах укоряет его, зачем он не испил воды из монастырского колодезя, которая бы его исцелила. Назавтра, то есть 27 мая, больного отправили в монастырь, где он прожил три дня, и возвратился домой совершенно здоровым. В благодарность Угоднику он в течение 10 недель в каждый воскресный день ходил в монастырь и служил панихиды.

98. Иркутский цеховой Иван Сабачев с 2 октября 1802 г. по июнь 1803 г. был болен опухолью. Между тем жена его Парасковья Федорова по три ночи сряду во сне получала приказание, чтобы сходила с мужем своим в монастырь и отслужили бы Святителю Иннокентию панихиду. Коль скоро это было исполнено, то больной получил облегчение, и затем скорое выздоровление.

99. Вдова, купеческая жена, Сигклитикия Жгилева в болезни видела двукратно во сне, чтоб от лекарей помощи не ожидала, а служила бы Святителю Иннокентию панихиды. Чрез служение панихид и при употреблении от лампады Угодника масла она выздоровела.

100150 Отставный майор Илья Постников (см. чудо 54) в июле 1803 г. был болен. Во сне явился ему Святитель Иннокентий и сказал: «Будешь здоров, молись Богу!» По сем видении больной выздоровел.

Последнее донесение Иркутского Преосвященного Вениамина с приложением описания новых, вышеизложенных 24 чудес от Святителя Иркутского Иннокентия, было получено в Св. Синоде в первых числах октября 1803 г. – Опять медление.

Наконец, в 1804 г. в 11 день мая в Св. Синод поступили новые представления от Сибирского генерал-губернатора, действ. тайного советника Селифонтова, адресованные на имя первенствующего члена, митрополита Амвросия, и обер-прокурора князя Голицына. Генерал-губернатор Сибирский писал, что сколько по народной молве, столько и по собственному любопытству смотрел он тело почивающего в Иркутском Вознесенском монастыре первого Иркутского епископа Иннокентия и лично удостоверился, что оно в полной целости без всякого изменения, и потому, убеждаясь приверженностью к Нему народа, подкрепляемою многими доводами происшедших от Него чудотворений, просит ходатайства об открытии нетленного тела сего Святителя.

И это было последнее воззвание из Сибири об открытии мощей первого новоявленного в ней Чудотворца. Св. Синод, снова и внимательно рассмотрев прежние представления и государственных сановников, Ржевского и Левашева, и двух епископов, Иркутского Вениамина и Свияжского (в это время бывшего уже епископом в Перми) Иустина, и убеждаясь несомненностию чудотворений, происходящих от мощей епископа Иннокентия, и возрастающим более и более народным к нему благоговением, с Высочайшего согласия Государя Императора Александра Павловича в первый день декабря 1804 г. всенародно объявил, чтоб. 1) тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенные Святые мощи, и с подобающим благоговением. Иркутскому Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря, на верху той, где оное обретено, или в другом пристойном месте, с установлением празднования ему ноября 26 числа, на память преставления151 сего Святителя и 2) всенощные бдения и молебные пения желающему народу открыть и надлежащую тому Святителю службу отправлять, а также и в церковные книги, в кои подлежит, наряду, с прочими (святыми) внести тако: «Ноября 26 числа память преставления Святителя Иннокентия, перваго Епископа Иркутскаго Чудотворца».

Да приникнут здесь слухом те, уклонившиеся на ложный путь, которые, не разумея – ни яже глаголют, ни о них же утверждают, буесловят во дни наши, будто бы оглашение нетленных мощей есть выдумка духовенства из своих видов. Кто первые признали и огласили нетление мощей Святителя Иннокентия пред Императором?.. Светские вельможи Ржевский и Левашев, тогда как епископы, ближайшие свидетели дивного события, на изумление града, о нем безмолвствовали. Как принял Св. Синод известие о доведенном до сведения Государя необыкновенном событии?.. С строгим испытанием, продолжавшимся четыре года. Чье, наконец, было последнее заверение о чудотворных мощах и настояние открыть их к чествованию народа, нетерпеливо того ожидавшего? Сибирского генерал-губернатора!.. Довольно ли сказанного в заграждение уст неразумных...

* * *

139

В современной событию фамильной летописи духовного дома Карамзиных пожар сей описан таким образом: 11 ч. июня, в Неделю Всех Святых, пополудни часу в 4-м, монастырь Вознесенский сгорел, а именно: кельи все, три церкви – две каменные – снаружи и внутри без остатку. При том два колокола разбились, а другие истопились. Великий страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и проч., и ограда вся, и два кедра архиерейские сгорели без остатку; осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен.

140

Иван Никитич Корюхов, уважаемый всеми, был исренним приятелем Преосвященного архиепископа Михаила. Скончался позднее его двумя годами, именно 11 мая 1832 г., после кратковременной болезни, в звании, несколько лет несомом им, председателя Иркутской уголовной палаты, 72 лет, приняв все напутственные таинства. Отпет при Иркутской Спасской церкви, в приходе которой имел дом, ныне принадлежащий чиновнику Березовскому, на берегу Ангары.

141

Исцеленние Стефана Дудоровского в записях монастырских отнесено к 1797 г.; но, как жена говорит, что она получила исцеление в 1789 г. по примеру мужа своего, то очевидно, что 1797 г. написан ошибкою 1787, к которому и отнесли мы чудо над Дудоровским как предшествовавшее болезни жены его.

142

В Иркутске вообще говорят: идти к Угоднику, дать обет Угоднику, помолиться Угоднику, не прибавляя имени Иннокентия. В этом общепринятом смысле и мы будем разуметь под именем Угодника – Святителя Иннокентия.

143

Предание гласит, что в это время оставались еще (как и быть должно) в живых люди, которые помнили Святителя лично. Восьмидесятилетие старцы и старицы, каковые всегда бывали в Иркутске и его окрестностях, могли хорошо припоминать Его в 1800 г.

144

Был после епископом Пермским.

145

Кафедрального – Затопляева.

146

По прозванию Сухих, скончавшегося в глубокой старости под именем Феодорита, архимандрита Посольского монастыря.

147

Нельзя не заметить, что важнейшие факты относительно открытия мощей Святители Иннокентия, как-то донесение Преосвященных Вениамина и Иустина Св. Синоду об открытии мощей, и настоящее, близкое к решению определение Св. Синода относятся к пятому числу марта. А это число рукоположения Св. Иннокентия во епископа в 1721 г.

148

Иркутским купцом Николаем Семеновичем Чупаловым построена в Иркутске обширная каменная гражданская для всех сословий больница, в которой имеется и портрет здателя в рост. Не на этот ли подвиг, бывший тогда только в обете, указывал невидимый глас?

149

Деревянное масло, как показывает опыт, может повредить и здоровому зрению. Но взятое от мощей Угодника оно врачует глаза. Бог идеже хощет, побеждается естества чин.

150

В указе Св. Синода от 1 декабря 1804 г. сказано, что в выписках, представленных в Синод от Преосвященного Вениамина за скрепою консистории, всех чудес обозначено 85. А здесь исчислино их 100. Разность в том, что Преосвященный Вениамин несколько чудес, заявленных одним лицом или случившихся в одном семействе, подводил под один номер. Здесь же они показаны раздельно.

151

Хотя Святитель скончался утром 27 числа, но как утренний час Его кончины отнесен к ночным, а ночь эта отнесена к 26 числу, – потому, вероятно, Св. Синод и назначил празднование 26 числа ноября.


Источник: Первосвятитель Иркутский, епископ Иннокентий I (Кульчицкий) / Сост. В.В. Сидоренко; Вступ. слово архиеп. Иркутского и Ангарского Вадима; Иркутская епархия. - Иркутск : Иркутский писатель, 2006. - 576 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle