Азбука веры Православная библиотека Жития святых Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий)


Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий)

Содержание

От составителя

«...И да благо вам будет!»

От святаго крещения Жизнь и подвиги Св. Иннокентия Чудотворца, первого епископа Иркутского Пред царством хинов О пекинской миссии Архимандрит Антоний Платковский Чрезвычайный посол Савва Владиславич «В Селенгинску пребывание иметь…» Божией милостью Епископ Иркутский Иннокентий Святый, 1-й епископ Иркутский В Бессмертие Недуги и кончина Святителя Иннокентия Святость, или Чудеса Святителя Иннокентия Первые чудеса Святителя Иннокентия Освидетельствование мощей Святителя Иннокентия Открытие церковного празднования Святителю Иннокентию Первое обретение мощей Указ Святейшего Правительствующего Синода о явившихся святых мощах первого иркутского епископа Иннокентия от 1 декабря 1804 года Перенесение мощей Святителя Иннокентия Чествование Святителя Иннокентия Чудеса от Святителя Иркутского Иннокентия в XIX веке Заявления в редакцию «Иркутских епархиальных ведомостей» Стихи 1-му епископу Иркутскому, Святителю и Чудотворцу Иннокентию Чудесные исцеления по молитвам Святителю Иннокентию (продолжение) Два [недавних] случая благодатных исцелений от святых мощей угодника Божия, Святителя Иркутского и Чудотворца Иннокентия Церковное торжество 100-летие со дня открытие мощей Святителя Иннокентия Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Тихону, Архиепископу Иркутскому и Верхоленскому, – от 3 января 1905 года за № 31 Церковное торжество в Иркутской епархии 9-го февраля 1905 года, в память 100-летия со дня открытия честных и многоцелебных мощей Святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутскаго, почивающих в Иркутском Вознесенском монастыре Столетие со дня открытия мощей Святителя и Чудотворца Иннокентия Первого Епископа Иркутского 9 февраля 1805 года – 9 февраля 1905 года Празднование столетия в Князе-Владимирском монастыре и в учебных заведениях, находящихся при нем Слава и украшение иркутской паствы. День Святителя Иннокентия. Как молится Святителю Иннокентию Молитвы Святителю Иннокентию Акафист Святителю Иннокентию Чудотворцу Иркутскому Молитва Святителю Иннокентию, Иркутскому Чудотворцу Какую молитву читать Святителю Христову Иннокентию? Молитва Поучения Св. Иннокентия, первого епископа Иркутского Осквернение Протокол вскрытия Святых мощей Святителя Иннокентия 1-го Епископа Иркутского, Чудотворца, составленный представителями духовенства и верующих г. Иркутска присутствующих при вскрытии 11/24 января 1921 года «Прошу о возвращении мощей...» Возвращение Непопранная святость К истории возвращения мощей святителя Иннокентия в Иркутск Письмо Олегу Бычкову архиепископа Керченского, викария Сурожской епархии Святитель Иннокентий и будущее Сибири Благодарение  

Светильниче церкви пресветлый, озаривый лучами доброт твоими страну сию, и исцеленьми многими притекающих к раце твоей с верою Бога прославивый, молим тя Святителю Отче Иннокентие, ограждай молитвами Твоими град и храм сей от всех бед и печали.

Тропарь Святителю Иннокентию Глас 3.

«Господь, даровал русским Великое Царство, потому что все заботы их духовные, а не телесные»

Патриарх Антиохийский Макарий, XVII век.

Первому епископу Иркутскому, Святителю и Чудотворцу Иннокентию

В Сибири соградив духовный вертоград,

И в тернах насадил Ты Веры виноград;

Монголам показал пути к Небесной славе,

Христов крест водрузив и в темной их державе.

Яд черной клеветы и желчи притупив,

Лукавого врага любовью победив,

Как крин ныне цветешь, как финик зеленеешь,

Как кедр Ливанских гор – небесной славой спеешь,

Как пастырь добрый – всех хранишь своих овец,

Как врач душ и телес – целишь болезнь сердец.

Молитва уст Твоих столь сильна в небесах,

Что слышен глас ее в вседневных чудесах.

Пребудя же вовек, Великий наш Святитель,

Российского Царя и царств Его хранитель;

Молитвами спасай вовек Иркутский град,

В котором насадил Христов Ты виноград!

 
От составителя

Идея выпуска фундаментальной книги о святителе Иннокентии принадлежит архиепископу Иркутскому и Ангарскому, владыке Вадиму. Уже на первом этапе подготовки нам пришлось отказаться от научного пути её создания. Подчеркиваю – это не научное издание. Уже тот факт, что в основе её житийной половины авторами являются только священство XIX века, и есть указующий на то знак. Поэтому книга является как бы развернутым житием и житейским повествованием о величайшем из сибирских угодников Божиих на Иркутской земле. Как верно заметил владыка Вадим, основополагающими авторами сказаний о святителе и сей книг и представлены священник Прокопий Громов и архимандрит Модест (Стрельбицкий), а позднее священники С. Соколов и И. Дроздов. Первые два имели непосредственное отношение к библиотеке Иркутской духовной семинарии, куда попали древние рукописи из ризницы Вознесенского монастыря. Поэтому их труды выверенно точны и строго документальны. Собственно, вся дальнейшая библиография свт. Иннокентия – просто переписание их трудов с небольшими вариациями. Кроме последних чудес и явлений свт. Иннокентия, которые привели к канонизации святого, мы включили в книгу документальное повествование о самой канонизации и торжественно отмеченном Сибирью 100-летии со дня канонизации в 1905 году. Сделано это для того, чтобы наш читатель доподлинно познал, сколь велико было значение самого имени покровителя Иркутского на Иркутской земле. С каким благоговением наши благочестивые и весьма просвещенные предки чтили память о святом Иннокентии, его подвигах и деяниях. Для нас, вновь возвратившихся к святой Церкви, – и жизнь святителя Иннокентия, и посмертное его значение, и отношение к нему наших отцов – бесценный пример!

Авторские ссылки, пунктуация и орфография тех времен во всей книге максимально сохранены.

Валентина Сидоренко

 
«...И да благо вам будет!»

В середине семидесятых уже прошлого века я, молодой «дембель», весело и, как казалось мне, навсегда прощался с Восточной Сибирью. «Бог создал Сочи, а кто-то другой Сковородино и Могочи» поговаривали об этой земле, и я за три года службы в нерчинских обетованиях всей своей продубленной сквозными ветрами кожею понимал значение этой пословицы. Стоял май, и бугристая скудость за бетонною оградою военного городка на короткое время расцветала лиловым багульником и удушливо яркими цветами марьина корня. Гораздо позднее я стал понимать неброскую, тайно святящуюся красоту этих просторов, а тогда, в предвкушении вишнево-яблоневых садов родной Белгородчины, даже в майском цвету эта земля казалась мне забытою Богом. «Прощай навсегда», – сказал я со всем легкомыслием молодости – степям и казенным баракам, где я тосковал по матери, заброшенному храму, где укромно молился долгими вечерами перед потрескавшейся, темной от времени и ненужности росписью с образом тогда еще неизвестного мне святого с проникновенным, прямо смотрящим на меня взором, горбоносого и седого. Под образом едва прочитывалась надпись, исполненная древней славянскою вязью: «Святый Иннокентий, 1 епископ Иркутский». Так впервые я познакомился с именем, которое повторяю ныне с любовью по многу раз в день. Именно эта надпись заставила меня обратить внимание на то, сколь много нареченных Иннокентиями среди старожилов края, как пестрят подобными надписями местные, отдаленные, сельские и городские кладбища.

В 1990 году Божией милостью я был хиротонисан во епископа Иркутского и Читинского. К тому времени я послужил в нескольких храмах Иркутской области и Приморского края и уже не удивлялся, сколь много распространены Иннокентии и Иннокентьевичи в этих краях, а удивлялся только тому, как мало их среди прихожан, впрочем, как и самих прихожан, стоит в иркутских храмах во дни молитвенной памяти Святителя. Я уже немало знал о нем. По крупицам и крохам собирал все имеющиеся о нем сведения, расспрашивал старожилов, хорошо помнящих благоговейное почитание его когда-то на этих краях. Особенно охотно вспоминала о нем монахиня Гавриила, бывшая насельницей еще до революции Иркутского Знаменского монастыря. Она в молодых летах провожала мощи Святителя, видела, как клали их на телегу, увозя для осквернения. Вместе с нею мы и встречали святые мощи в Иркутске. Господь удостоил меня великой милости быть причастным к возвращению святых мощей Иннокентия, первого епископа Иркутского. В Ярославле, в музее религии, в храмовом здании, когда-то званном церковью Николы Надеина, завернутый в серую холстину, нагой, лишенный даже имени, за надписью «Сибирская мумия», хранился наш Святитель. Одна из работниц музея, добрая женщина Елена, рассказывала мне, что чувствует странную притягательность к этой «мумии», подолгу беседует с нею, как с родным, обращаясь к нему со своими жизненными неурядицами. И получает благодатную помощь. Со скорбью и грустью расставалась она с мощами. Зато не было предела радости православных, встречавших поезд с драгоценным грузом. В сентябре 1990 года после многих экспертиз, хлопот, переговоров с властями, различных осложнений, ночью, при большом стечении народа, святые мощи Иннокентия, первого епископа Иркутского, прибыли в Иркутск. Этой же ночью, после семи десятков лет почти полного забвения, правилась первая служба Святителю в Знаменском соборе города. Не передать той атмосферы благоговения, изумления, радости, растворявшихся в те часы в забитом прихожанами православном храме! И сейчас, по прошествии почти двух десятков лет моего епископства, могу с благодарностью сказать, что эти минуты были одним из самых больших утешений в жизни...

Нигде так незыблема строгая иерархия, как во Святой Церкви. В Православии она подобна лестнице – учению, подробно изложенному в древности Иоанном Лествичником. «В ад можно прийти или упасть, хотя того не хочешь и не думаешь о том. На небо нельзя взойти, когда того не хочешь и не думаешь о том», – учил митрополит Филарет Московский. Тем более стать святым невозможно, не пройдя пути высокого подвижничества, самоотречения во имя Господа, пути скорби и страданий. Весь период иркутской жизни святителя Иннокентия – пример этого подвижничества, и путь его до самого захоронения его честных останков – это тернистый и узкий путь скорби. Не буду излагать его составляющие – обо всем написано в нашей книге в разные времена и разными авторами, но все они говорят об одном: подвиг Святителя безмерен. Безмерны и благодать, коей он одарил этот край, его спасительные чудеса, заступничество, незримое и верное руководство православною душою. Он вовремя ступил на Иркутскую землю в земной свой срок – в годы разграбленного монастыря, церковных нестроений, нечистоплотных властителей и распрей с Китаем. По тем же законам Божиим он вовремя возвратился к нам вновь всей своей духовной ипостасью – в годы духовной и нравственной смуты, нашествия враждебных сект, потери нравственных критериев в обществе и явно выраженной опасности потери Сибири. Он вернулся к нам тогда, когда крайне назрела нужда в нем, и возвысились, возопили наши молитвенники о спасении многострадального Отечества. Теперь я удивляюсь стечению православных во дни молитвенной памяти – храмы заполнены до паперти, – их благоговейному стоянию перед Иркутским святым, убежденной вере в его скорую и спасительную помощь и верное обретение ее. Святитель словно бы отделился от тех выщербленных стен заброшенных храмов и вошел в новые обновленными, сияющими образами, стал вездесущим и близким. В Иркутской епархии сейчас более 160 храмов и нет ни одного без образа Святителя. И его биография, жизнь, подвиги и страдания словно бы воскресли. И если пятнадцать лет назад само имя его было предано забвению и мало кто помнил, что когда-то землю эту молитвенно преображал и устраивал духовный сосуд Божий, Его великий избранник, то сейчас во многих гимназиях и школах повторяют его имя каждый день и множество православных соизмеряют свою жизнь с его житием...

Это ли не великое чудо Божие и Его благосклонность к Сибирской земле! И упование наше, что небесным предводительством возрастут и окрепнут здоровые силы, выйдут на зримое поле Куликово за жизнь, за спасение и вечное утверждение Бога, Отечества, великого русского народа на Русской земле.

***

Книга, предложенная тебе, высокочтимый читатель, составлена из фундаментальных трудов писателей, ученых, священства XIX века, документов, исследований, проповедей и воспоминаний и поведает полное житие святителя Иннокентия от святой купели в его земной жизни, осквернения Его святых мощей, вплоть до второго их обретения в начале 90-х годов прошлого века. Фрагментами, выдержками, либо полными статьями из книг и работ разных авторов, опубликованных в разные времена, мы старались наиболее подробно осветить, как бы лампадою, колоссальный образ Иркутского Покровителя.

Коротко о тех, кто приложил свои земные усилия к его неугасимой памяти, об авторах сей книги.

Это прежде всего протоиерей Прокопий Васильевич Громов. Годы жизни: 1801–1880. Священник, ученый-историк, исследователь Камчатки и Сибири, писатель, он был большим почитателем святителя Иннокентия, первым стал собирать, систематизировать все имеющиеся в Иркутске материалы и сведения о нем. В 1863 году Иркутской епархией был учрежден журнал «Иркутские епархиальные ведомости», редактором которого стал протоиерей Прокопий Громов. И с первых же номеров журнал стал печатать хронику жизни святителя Иннокентия. В нашей книге она расположена по годам деятельности епископа в Иркутске. Кроме того, протоиерей Прокопий Васильевич написал книгу «Начало христианства в Иркутске», с выдержками из которой мы и познакомим читателя. Они, как правило, касаются характеристик тех или иных исторических лиц. Судьба отца Прокопия Громова изобиловала и взлетами, и скорбями. За добросовестную службу в Церкви он был удостоен орденов св. Анны и св. Владимира. Написал много полезных и ныне представляющих живой интерес книг. Основные из них, кроме книг о свт. Иннокентии, это «История Церквей», «Описание земли Камчатки», «Дополнение к догадкам о полярности северной земли». Он был счастливым мужем и отцом двенадцати детей. Однако в старости ему пришлось испытать великие скорби. Из двенадцати детей умерло девять, а также супруга. Кроме того, его постиг удар, от которого он не оправился, дом его сгорел в пожаре 1879 года. Сгорели рукописи, книги, дневники, которые он вел всю свою жизнь.

Вторым, безусловно самым серьезным, автором нашей книги является епископ Модест Стрельбицкий. Годы жизни: 1823–1902. В Иркутске его деятельность проходила в сане архимандрита. Здесь он преобразовал духовную семинарию и девять лет – с 1868 по 1877 год – был в ней ректором. При этой же семинарии архимандрит Модест собрал обширную библиотеку, исследовал в ней древние книги и рукописи, в частности о Патриархе Никоне с подлинными заметками на полях известного церковного деятеля Феофана Прокоповича. Именно архимандрит Модест доказал по всем законам историко-библио-графической критики подлинность поучений свт. Иннокентия. Первый раз они были опубликованы им же в Иркутске в 1873 году. Мы помещаем их целиком в нашей книге. При отъезде из Иркутска в 1877 году на прощальном обеде архимандрит Модест торжественно обещал священству во главе с Преосвященным Вениамином и знатным гостям города на новом месте служения написать новый труд по рукописям Сената о святителе Иннокентии. Что исполнил доподлинно. Начиная с 1883 года в «Прибавлениях к Иркутским епархиальным ведомостям» появились первые главы жития святого Иннокентия. Мы знакомим с ними читателя в нашей книге. В том же году архимандрит Модест отбыл в Петербург для хиротонии во епископа Екатеринбургского. Почил он в Бозе епископом Люблинским и Варшавским.

В нашей книге представлены труды членов братства Святителя Иннокентия. Создано оно в 1901 году 30 ноября и работало очень активно, вплоть до 1918 года. В основе братства (а оно состояло из священства, интеллигенции и знатных, достойных людей города) лежала просветительская деятельность. Устраивали большие просветительские вечера собрания, лектории, религиозно-нравственные беседы и чтения. Братство собрало и содержало две библиотеки – при Преображенском и Троицком храмах. В 1913 году на средства братства был заложен, а 1915 году полностью отстроен храм имени Святителя Иннокентия в Глазковском предместье. Авторы книги священник Иоанн Дроздов и протоиерей Д. Гагарин являлись активными членами братства.

Из современных авторов мы рекомендуем к рассмотрению труд Олега Викторовича Бычкова, к прискорбию, ныне покойного. Историк, журналист, бывший сотрудник нашей епархии, он принимал самое непосредственное участие в возвращении святых мощей Святителя, и его записки об этом событии – очень интересное свидетельство.

А Анатолий Дмитриевич Сирин – философ, историк, ученый, написавший ряд основательных работ по истории Иркутской епархии, проведя глубокие исследовании о селенгинском периоде жизни Святителя, утверждает, что он своей деятельностью практически навеки спас Сибирь от нашествия Китая.

***

Двадцатый век попытался отвергнуть само бытие Бога. Он подменял живые заповеди Бога на западническую мораль. Она пообтерлась, как позолота на свиной коже, обнажив звериный оскал безбожного общества. Человек положился на гордый свой ум, сотворил им на потребу себе техническую мертвую цивилизацию, которая, уничтожая естественную среду его обитания – природу, – грозит уничтожить его самого. Ни наука, ни искусство, ни политика ни на шаг не сблизили человечество. Изобрели интернет и мобильники, с помощью которых можно связаться в любую минуту с любой точкой земного шара. А стали ли мы ближе друг к другу?! Возлюбили ли ближнего хоть на миг? Мы изобрели оружие уничтожения для охраны всей земли от любого нашествия, но исподличавшийся наш ум забыл о понятиях: Отечество, Родина, земля, кровно добытая для нас предками и освященная молитвами русских святых, и продаем все это за бесценок. Завоевали земной шар, мир, но потеряли драгоценную свою душу. В грозных аккордах последних времен по-прежнему твердо и трезво слышен глас Святой Церкви. Она, милостивая Мать наша, не устает очищать, обличать, взывать ко спасению через проповедников, мучеников, святителей православных. В Ее живоносном хорале отчетливо и насущно слово Святителя, сказанное три века назад. Напомним некоторые моменты из его поучений: «Горе падшему естеству нашему и горе вечное... Огнем бо Господним осудится вся земля!.. И будут в позор всякой плоти от страшного и непостоянного прощения, от нескончаемой казни. Человече! Аще хощеши избыть муки, то уклонися от зла и сотвори благо, аще хощеши покаяния истинное имети, то яви делом; аще гордости каеши – покажи смирение, аще сребролюбие каеши – покажи боголюбие, аще о блуде каеши – покажи целомудрие, аще объедение и пьянство каеши – покажи воздержание, аще ненависти каеши – покажи друголюбие, аще скупости каеши – давай милостыню. И да благо вам будет вовеки, да воспримите живой и узрите к тому дни благи...»

Итак, открой свои духовные очи, читатель! Проникнись жизнью великого угодника Божия, заступника нашего перед Ним. Узри, каким тесным и тернистым путем он шел и к твоему спасению. Да будет он нам верным путеводителем в столь нелегкие и темные времена.

Святильниче Церкви Пресветлый, Отче Иннокентие, моли Бога о нас!

архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим


Источник: Первосвятитель Иркутский, епископ Иннокентий I (Кульчицкий) / сост. В. В. Сидоренко; вступ. слово архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима. — Иркутск: Иркутская епархия совместно с АНО Издательство «Иркутский писатель», 2006 г.

Комментарии для сайта Cackle