Азбука веры Православная библиотека Жития святых Святитель-Чудотворец Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский


В.И. Ржевский

Святитель-Чудотворец Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский

Содержание

Тропарь святителю-чудотворцу Феодосию Кондак Молитва святителю-чудотворцу Феодосию  

 

9-го сентября текущего 1896 года в городе Чернигове совершилось великое духовное торжество – открытие мощей вновь прославленного благодатиею Божиею, угодника Божия святителя-чудотворца Феодосия Углицкого Архиепископа Черниговского.

Святитель Феодосий, живший во второй половине 17 века в одно время со святителем Митрофаном Воронежским, был сыном священника Никиты и жены его Марии из дворян Подольской губернии по фамилии Углицких. Имея в Киеве родственников, он в молодости учился в Киево-Братской Богоявленской школе, где развил высокие качества своей души, получив задатки того высокого благочестия, которым украшалась вся его последующая жизнь.

По окончании образования, он, по любви своей к подвигам благочестия, рано поступил в монашество в Киеве и митрополитом Дионисием Балабаном был поставлен сперва в архидиакона при Киево-Софийском соборе, впоследствии же настоятелем Корсунского монастыря в Коневском уезде Киевской епархии, где недолго настоятельствовал, будучи в 1664 году назначен игуменом Киевского Выдубицкого монастря. Монастырь этот незадолго перед тем был почти разорен униатами (поляками-католиками) и нуждался в своем устройстве, поэтому сюда требовался деятельный настоятель, и вновь назначенному игумену Феодосию предстояло много забот и трудов по внешнему и внутреннему благоустройству его. Святитель Феодосий, ревностно исполняя свои обязанности игумена, служил для братии примером строгой подвижнической жизни, имея постоянную заботу о духовном совершенствовании иночествующей братии, что и побудило его в 1680 году устроить в Мозырском уезде на земле, принадлежавшей обители, скит для желавших из братии полного уединения и усиленных подвигов. По просьбе Святителя гетман Малороссии Дорошенко в 1670 году укрепил за монастырем многие земли. В записях Выдубицкого монастыря о преосвященном Феодосии значится: «Он был муж благоразумен и благотворящ Киевскому братскому монастырю. Подвижническая жизнь игумена Феодосия и его опытная мудрость в управлении Выдубицкою обителью доставили ему всеобщее уважение и любовь. Бывший блюститель Киевской митрополии архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, заметив в святом муже чистое сердце и проницательный ум, избрал его себе в помощники и назначил его, еще тогда игумена, своим наместником по митрополии. В письме своём (1674 г.) он пророчески передавал Феодосию желание своё, чтобы «имя его (Феодосия) написано было на небесах». Письмо 104. Черн. Еп. Изв. за 1864 г. стр. 178179.

Желая в лице Феодосия приготовить достойного по себе преемника, архиепископ Лазарь Баранович в 1687 году вызвал его в Чернигов и определил архимандритом тамошнего Елецкого монастыря. Старец святитель поручал ему на рассмотрение дела по епархии и, увидев в нём хорошего помощника себе, с согласия гетмана Малороссии в 1691 г. отправил его в Москву к Патриарху Адриану с просьбою назначить его помощником ему в управлении епархией. Патриарх Адриан исполнил желание преосвященного Лазаря и святительскою грамотою своею уведомил гетмана Малороссии в таких знаменательных выражениях: «Мы слышали о добродетельной жизни архимандрита Феодосия, о том, что по управлению епархией Черниговской он способный и послушный помощник преосвященному архиепископу Лазарю, уже исполненному дней, опытный в делах и в отношении к нашей мерности возлюбленный сын. Потому мерность наша благословляет его, архимандрита, иметь попечение о том, дабы все дела, поручаемые ему архиепископом, исполнять благочестиво о имени Господа и угождать архиепископу, как старцу в духе послушания Христова. Если, творя доброе, окажется он терпелив в перенесении скорбей случайных и в исполнении должности явится непорочным, то, когда угодно будет Богу, получит и высшее достоинство архиепископа.»

Престарелый архиепископ Лазарь, исполненный признательности к своему помощнику за ревностное участие Феодосия по управлению паствою, пожелал еще при жизни своей видеть архимандрита Феодосия в сане святительском. В 1692 году архиепископ Лазарь и гетман Малороссии Мазепа писали о сем прошение к царю и Патриарху, при чем свидетельствовали, что «пречестный архимандрит Феодосий – муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни», которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещён, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою. Ходатайство это было уважено, и архимандрит Феодосий летом 1692 года путешествовал в Москву, где 11 сентября было совершенно наречение его в епископа, а 13-го того же сентября он был рукоположен в архиепископа Всероссийским Патриархом Адрианом. Возвратившись из Москвы в Чернигов, архиепископ Феодосий и в новом сане продолжал оставаться послушным помощником преосвященного Лазаря, оказывая ему сыновное послушание и любовь и ничего не предпринимая без согласия и воли его. Но не долго было суждено Господом черниговской пастве с духовной радостью видеть двух архиереев предстоящими у престола Божия. Не истекло еще года по возвращении Феодосия, как не стало святителя Лазаря, – 3-го сентября 1693 года он отошёл ко Господу.

В следующем 1694 году царь в грамотах, как гетману Малороссии, так и преосвященному Феодосию писал одно и тоже, именно, что он будет иметь его, Феодосия, в такой же царской своей милости, какою пользовался преставльшийся предместник его преосвященный Лазарь. Патриарх Адриан в грамоте своей объяснил Гетману, что рукоположение Феодосия Углицкого в архиепископа Черниговского еще при жизни архиепископа Лазаря устроено промыслом всеблагого Бога во благо Черниговской епархии; преосвященному же Феодосию патриарх прислал ставленную грамоту, и, сверх того, увещанье всесовершенно управлять людьми Божиими. Оставшись единоличным архипастырем Черниговским после смерти своего благодетеля, престарелого архиепископа Лазаря, святитель Феодосий проявил отеческую заботливость о своих пасомых, снисходительность к нуждам каждого, святость жизни, любовь к подвижничеству, христианское милосердие, суд не только справедливый, но и всегда милостивый. В особенности же он заботился об усилении в пастве любви к подвижничеству, и старался не только поддерживать существовавшие монастыри, но и основывать новыя обители.

Так, в самом начале своего самостоятельного управления епархией 31 октября 1693 года он дал в благословение одной благочестивой вдове Стародубского полковника Марии Сулимовой грамоту на построение девичьего монастыря на х. Печениках, отчего монастырь впоследствии получил название Печеницкого и, когда храм был окончен, архипастырь сам освятил его в честь Успения Богоматери. В сдедующем году по благословению преосвященного Феодосия, основан был другой монастырь в двух верстах от Любеча. В 1695 г. святителем Феодосием освящен летний храм в честь Пресвятой Троицы в Черниговском Троицком монастыре, а затем Рождество-Богородичная церковь в 35 верстах от Чернигова.

Еще при жизни святитель Феодосий подобно блаженному Лазарю пожелал иметь себе преемника в лице архимандрита Елецкого монастыря и с этой целью, вызвав к себе в Чернигов из Свенского монастыря Орловской губернии известного ему наместника Иоанна Максимовича, посвятил его в архимандриты. Недолго сиял на Черниговской кафедре святитель Феодосий. Созрев в жизни духовной, он скончался 5 Февраля 1696 г. и погребён в Борисоглебском соборе в Чернигове.

В Черниговском кафедральном соборе сохранилось живописное изображение святителя Феодосия: он изображен в саккосе и омофоре, с крестом в правой руке, с жезлом в левой и с наперстным крестом на груди. Судя по портрету, он был росту выше среднего, благолепный, бледносмуглый лик его с проницательным взглядом, с окладистой черной с проседью бородой, сияет умом и силой воли. Наверху в углу сего изображения написан герб Святителя, представляющий собою окрыленное сердце человеческое, окруженное архиерейскими регалиями и инициалами его титула. Внизу изображения находится надпись, сочиненная его преемником по кафедре архиепископом Иоанном Максимовичем, впоследствии митрополитом Тобольским.

Благодатные знамения у мощей святителя стали совершаться скоро после его кончины. Предстательством святителя Феодосия первым испытал на себе чудодейственную помощь преемник его преосвященный Иоанн Максимович, получив исцеление от болезни. Исцеление это произошло, по преданию, при следующих обстоятельствах. Преосвященный Иоанн, сильно заболев горячкою, в самом разгаре болезни призывает своего келейника и приказывает, чтобы всё готово было к его служению, и чтобы немедленно отправили у него в комнате вечерню и прочли ему правило ко причащению. Окружавшие и келейник думали, что больной бредит, но по настоянию его, исполнили его требование. И действительно: на другой день Преосвященный служил совершенно здоровый литургию, а потом объяснил, что накануне ему явился святитель Феодосий и сказал: «служи завтра и будешь здоров». В благодарность за исцеление преосвященный Иоанн устроил над гробом Святителя склеп и ход туда из храма, чтобы веруюпце могли ходить и молиться у гроба владыки, не забывшего своей паствы и после смерти. Описанное чудо исцеления архиепископа Иоанна было началом чествования святителя Феодосия, которое вследствие новых обильных проявлений благодати Божией распространилось далеко за пределы Черниговской губернии. Чудесные исцеления от мощей Святителя продолжались время от времени, но они не записывались, потому что не было об этом распоряжения правительства. Если же и были какие записи, они легко могли погибнуть среди разорений и пожаров, которым часто подвергался Чернигов.

В начале настоящего столетия мощи его почивали в деревянной раке; пещера где они покоились всегда открывалась желающим, и каждую пятницу правилась в ней панихида. При архиепископе Павле стали чаще заявлять о благодатных знамениях от мощей святителя Феодосия и потому вход в пещеру стал открыт каждый день и панихиды совершались почти непрерывно.

Мощи Святителя в саккосе и омофоре почивали на том же месте, где они поставлены были по его кончине.

В 1824 году усердием черниговского купца Горбунова, бывшего раскольника, получившего исцеление от болезни по молитве к святителю Феодосию, принявшим православие в благодарность за своё исцеление устроен медный посеребрённый гроб.

Это был уже третий гроб. Что касается первых двух гробов святителя, то о них в летописях Черниговского кафедрального собора сохранилось следующее предание. Первый гроб, в котором почивал святитель до 14 Февраля 1775 года, был кипарисный и до наших дней не сохранился, так как он по переложении из него мощей святителя в другой гроб был роздан по частям народу. Другой же гроб, деревянный, окрашенный, находится ныне в соборной ризнице. Существует предание, что и архиерейская мантия святителя была роздана по частям благочестивым его почитателям.

К гробнице святителя ежегодно стекаются тысячи богомольцев из разных мест нашего отечества получить помощь и исцеление, и святитель Божий, подражая Спасителю мира, Его же всемогущею силою всем помогал, всех успокаивал. Свыше семидесяти исцелений было записано в книгу, а сколько их не записано! Свидетелями чудесных исцелений, совершавшихся при гробе Святителя от разных болезней, были: мужчины, женщины, взрослые, дети, духовные, дворяне, военные, купцы, мещане, казаки и крестьяне, православные, раскольники, католики и лютеране, при том многие из больных, получившие исцеление, были такие, которым доктора уже назначили время смерти. Замечательны не только сами исцеления, но и слова его, сказанные в видениях тем, кому он благодетельствовал.

Мы видели, что он явился без просьбы своему преемнику преосвященному Иоанну, и в самый разгар болезни напомнив ему о долге служения, сказал: «служи завтра и будешь здоров». И слова эти немедленно оправдались самим делом к радости очевидцев. «Приведи ко мне твое семейство», сказал он бывшему ключарю черниговского собора протоиерею Дмитрию Стефановскому в начале продолжительной и трудной болезни его дочери, но, пораженный скорбью, отец находил невозможным исполнить предваряющие слова святителя, и только спустя три с половиною года, когда истощены были уже все усилия человеческие к уврачеванию больной, «её привезли» и на руках "внесли" ко гробу Святителя, и она мгновенно получила там дивное исцеление.

«Иди в собор и отправь молебен, и будешь здоров» – сказано было во сне человеку, который были нем в продолжение года и пяти месяцев. Немой, встав от сна, с удивлением начал говорить, потом, увидев в соборе портрет святителя Феодосия, узнал в нём явившегося ему во сне угодника Божия и с трепетной благодарностью пал у гроба его, молясь и плача.

Получивших чудесное исцеление от болезни и умолчавших о сем благодеянии Святитель Феодосий кротко вразумлял через других: «скажи Д., зачем он не хочет прославить меня за исцеление от болезни его и сына?»

Человеку, больному от беснования, чувствовавшему отвращение ко всему святому и произносившему хулу на Самого Бога, Святитель Феодосий дал целое наставление: «ходи в церковь, молись и получишь исцеление; проси священников читать над тобою заклинательные молитвы и каждую обедню вынимать частицы о здравии твоем в продолжение целой седмицы. Несмотря на страдания твои во время припадков, не отчаивайся, а проси помощи, крепко веруй, отслужи молебен с акафистом Успению Пресвятой Богородицы и после всего исповедуйся и причастись Святых Таин». И святитель сам напомнил больному его грехи и велел по исцелении сходить на поклонение Киевской святыне. Всё, сказанное в видении, было исполнено, и больной совершенно выздоровел во время служения панихиды у мощей святителя.

Священнику, исповедовавшему во сне пред Святителем свои грехи и молившемуся об исцелении больного сына, святитель сказал: «благословляю и прощаю» и при этом обещал исцеление младенца, который на другой же день действительно получил исцеление.

Женщине, в тяжких страданиях призывавшей Святителя на помощь и с плачем молившейся ему во дни святой четыредесятницы, он сказал: «ты не говела: это нехорошо. Ты недостойна будешь вкусить пасхи. Постарайся причаститься в великую субботу». Другой женщине, со слезами молившейся Богу и святителю Феодосию о выздоровлении её мужа, святитель сказал кротко: «не плачь, я умолю Бога и муж будет здоров». И вскоре после сего муж её, страдавший от мучительной болезни около года, совершенно выздоровел.

Одну неправославную женщину святитель Феодосий учил принимать благословение по православному: «как тебе не стыдно: ты не умеешь подойти к благословению!»

Больной, находившейся в Киеве и мысленно на одре болезни призывавшей Святителя, явился он во сне и сказал: «успокойся» и совершенно прекратил её нравственные страдания.

Все эти слова святителя Феодосия были сказаны людям в сонном состоянии их, но были понятны уму, сохранились в благодарном сердце, запечатлелись в памяти, пересказаны ими и сопровождались чудесными исцелениями. За всех, удостоившихся слышать от святителя такие слова, одна верующая душа говорит в слух всех: «всеведующий и всевидящий Господь свидетель, что показание мое истинно.»

В Указе Святейшего Правительствующего Синода от 25 июня – 5 июля 1896 г. за № 1816 о прославлении и открытии мощей святителя Федосия изъяснено следующее:

Память Преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, со дня его преставления, последовавшего 5 Февраля 1696 года благоговейно чтима была в православном народе русском, стекавшемся во множестве из разных местностей Российской Империи в Черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха для принесения молитв о упокоении души его с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. К почитанию святителя влекли верующих и воспоминания о высокой подвижнической жизни его и чудодейственные исцеления от различных недугов, совершавшиеся при его гробе. Ряд чудесных проявлений благодати Божией от мощей святителя Феодосия Углицкого открылся исцелением от тяжкой болезни преемника его по Черниговской кафедре архиепископа Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского. Благодарный за свое исцеление архиепископ Иоанн составил в честь святителя Феодосия «похвалу», в которой называет его «земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве». По распоряжению же архиепископа Иоанна, устроена была в фундаменте Борисоглебского соборного храма над гробом святителя Феодосия каменная пещера, в которую около 200 лет стекаются за благословением и дарами духовными усердные почитатели святителя Феодосия. И Господь Бог, дивный и славный во святых Своих, неоскудеваемо творил и ныне творит чудеса и являет Свои благодеяния, предстательством святителя Феодосия с верою притекающим к его гробнице в тяжких неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских. Уверенность в святости сего святителя чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления в православном народе возрастала и утверждалась всё более и более.

О такой уверенности народа засвидетельствовал, между прочим, черниговский губернатор во всеподданнейшем отчете о состоянии Черниговской губернии за 1889 год, на каковое свидетельство благоугодно было обратить свое внимание в Бозе почившему Государю Императору Александру Александровичу.

В виду сего Святейший Синод поручил Преосвященному Черниговскому собрать и доставить Синоду сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого. По получении от Преосвященного означенных сведений, Святейший Синод, приняв во внимание, что известия о чудесах святителя Феодосия остаются не вполне дознанными, а между тем общая уверенность в святости сего святителя утверждается всё более, нашел благовременным приступить к необходимым распоряжениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими. Ближайшее обследование сего дела Святейший Синод возложил на преосвященного Иоанникия, митрополита Киевского, и местного епископа Антония, которые, присоединив к себе викария Черниговской епархии, епископа Питирима, ректора Черниговской семинарии, члена Киевской духовной консистории протоиерея Преображенского и двух протоиерев из местного соборного причта, 5 июля 1895 г. прибыли в пещеру при Борисоглебском храме Черниговского кафедрального собора и по совершении здесь панихиды по святителе Феодосии произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия, причём оказалось, что тело святителя Феодосия благодатию Божиею сохранилось нетленным, несмотря на пребывание в течение 200 лет в пещере Борисоглебского храма, не отличающейся притом сухостью. Независимо от сего, преосвященные Иоанникий и Антоний, вместе с другими означенными духовными лицами, пригласив лиц, испытавших на себе или на своих сродниках чудесные исцеления заступлением святителя Феодосия, по молитвенном призывании благодатной его помощи, собрали от них под присягой за рукоприкладством показания о действительности совершившихся над ними чудотворений. Таких событий было обследовано ими 49, из числа коих двенадцать были в свое время занесены в книги кафедрального Черниговского собора для записи сказаний о чудесах святителя.

Синод, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием все вышеизложенные обстоятельства, пришёл к полному убеждению в истине нетления тела святителя Феодосия и в достоверности чудес, чрез него совершающихся, и, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присноблагодеющему твердой в праотеческом православии Российской Державе и ныне, в дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича как древле, благоволившему явить прославлением иерарха Церкви Российской новое и великое знамение Своих к ней благодеяний, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изъяснил следующее мнение: 1) во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговского, причислить к лику святых благодатью Божьею прославленным и нетленное тело его признать святыми мощами; 2) службу святителю Феодосию составить особую, а до времени составления таковой – отправлять ему службу общую святителям; память же святителя праздновать как в день преставленья его – 5 Февраля, так и в день, который Его Императорскому Величеству благоугодно будет назначить для открытия мощей святителя, и 3) объявить о сем во всенародное известие указами Синода.

При докладе сем представлены были на Монаршее усмотрение: подлинный акт освидетельствования мощей святителя Феодосия, краткое описание случаев чудодейственной помощи прибегавшим в болезнях и несчастьям к его заступлению и краткие сведения о жизни и деятельности святителя Феодосия.

На всеподданнейшей записке обер-прокурора, при коей был повергнут на Высочайшее Государя Императора благовоззрение вышеупомянутый всеподданнейший доклад Синода, Государь Император 13 апреля сего года соизволили Собственноручно начертать: «Согласен. Прочёл с умилением».

При этом г. синодальным обер-прокурором всеподданнейше было доложено, что торжество открытая мощей святителя Феодосия было бы по мнению Синода благовременно совершить в первой половине Сентября настоящего года.

Во исполнение изъясненной Высочайшей воли, Святейший Синод по определению 19–24 июня 1896 года постановили: Поручить преосвященному Иоанникию, митрополиту Киевскому совершить совместно с преосвященным Черниговским Антонием торжественное открытие мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, а для торжества сего назначить 9 день сентября текущего года.

Синод возвещает о сем благочестивым сынам Православной церкви, да купно с ними воздадут славу и благодарение Господу, тако изволившему, и да приимут сие явление нового заступника и чудотворца, яко новое небесное благословение на царствование Августейшего Монарха нашего, подъемлющего неусыпные труды ко благу православного народа Русского и своею Царскою любовию и попечением объемлющего всех своих верноподданных всякого звания и состояния.

Согласно приведенного Указа Святейшего Синода 5 Сентября в пещере Борисоглебского собора после установленного молебствия епископами – Черниговским и Нежинским, Новгород-Северским, кафедральным протоиереем и иеромонахом Киево-Печерской Лавры Алексеем было совершено переоблачение мощей святителя и чудотворца Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Когда с мощей было снято облачение, в котором они покоились двести лет, духовенство нашло на мощах Святителя нетленно сохранившиеся шейный крест на шнурке и параманд с отпечатанными на шелке орудиями страданий Христа, который носят на спине все монашествующие. Мощи Святителя были облачены в роскошное архиерейское облачение из белой парчи с вышитыми золотом цветами. Панагия и митра были надеты те самые, которые были при погребении святителя в 1696 году. По переоблачении мощи были возложены на обитую желтою шелковою материею доску. Для мощей был приготовлен новый кипарисовый гроб, обитый такою же шелковою материею и золотою парчею.

7-го сентября в Спасо-Преображенском соборе по правую сторону установлена роскошная серебряная рака для мощей Святителя Феодосия, частью вызолоченная. Рака сооружена известным сахарозаводчиком и землевладельцем Н. А. Терещенко с супругою.

В 9 часов утра благовест в Кафедральном соборе и во всех остальных церквах города созвал народ в храмы. Торжественную панихиду в Спасо-Преображенском соборе служил епископ Питирим с духовенством. Собор был переполнен. Множество богомольцев стояло в ограде храма. При поминовении патриарха Адриана, совершавшего хиротонию святителя Феодосия во епископа, благочестивейших Государей и Государынь от Императора Петра I до Александра III включительно, родителей святителя Феодосия – иерея Никиты и Марии, а также всех почивших архипастырей Черниговских, народ стал на колена. Молебствие производило на всех трогательное, глубоко религиозное впечатление. Среди богомольцев было много больных и калек, искавших исцеления у мощей Святителя.

В 6 часов вечера в соборе и во всех церквах города совершенно заупокойное всенощное бдение с пространною панихидою, причем на заупокойных ектениях поминался Феодосий, архиепископ Черниговский.

8-го Сентября в 9 часов утра прибыли: Киевский митрополит и архиепископы: Волынский, Одесский и Херсонский, наместник Почаевской лавры, Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода и настоятельница Петербургского девичьего монастыря. На вокзале они были встречены епископом Антонием Черниговским, начальником губернии, вице-губернатором, предводителем дворянства и кафедральным протоиереем. С вокзала митрополит приехал в Спасо-Преображенский собор, где пред входом в алтарь благословил народ. В десятом часу в присутствии начальника губернии и других властей Чернигова и прибывшего на торжество духовенства, монашествующей братии, хоругвеносцев и громадного стечения богомольцев в соборе и во всех церквах города совершена последняя заупокойная литургия по святителе Феодосии. После заупокойной литургии панихиду служил Киевский митрополит с четырьмя архиепископами, 7-ю архимандритами, 5 игуменами, 42 протоиереями и священниками. При пениии «со святыми упокой» и «вечная память» все молившиеся стали на колена. По окончании заупокойных литургии совершены панихиды с поминовением имени святителя Феодосия, архиепископа Черниговского.

Вечером прибыли: Председатель Комитета Министров И. И. Дурново, начальник Киевского военного округа генерал Драгомиров и все уездные предводители дворянства Черниговской губернии. Погода стояла совершенно летняя, солнечная. Богомольцы прибывали всё более и более, городская управа на вокзале указывала им дешевые квартиры. Заболеваний среди них не было.

В восьмом часу вечера состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феодосия из пещеры Борисоглебского собора в Преображенский собор, в котором собрались: власти черниговские, дамы, настоятельницы женских монастырей; в алтаре Киевский митрополит, архиепископы: Херсонский и Одесский, Волынский и Житомирской и епископы: Самарской, Гдовской, Черниговский, Новгород-Северский, 9 архимандритов, 9 игуменов, все настоятели Черниговских церквей и монастырей. Высшее духовенство было в мантиях, протоиереи – в рясах с епитрахилями, диаконы и псаломщики – в белых стихарях. После совершения начала всенощного бдения, из Спасо-Преображенского собора вышел крестный ход в Борисоглебский собор. Хоругвы, кресты и фонари, украшенные цветами, несли Московские и Троице-Сергиевские хоругвеносцы. Впереди несли крест из живых цветов – дар ко гробу святителя от черниговских дам. По прибытии крестного хода к Благовещенскому собору митрополит с архиереями опустился в пещеру, где окропил святою водой гробницу и покровы, архиереи переложили мощи святителя в новый кипарисовый гроб, обитый шелковою материею и золотою парчёю; архимандриты: Филарет из Почаевской Лавры, Герман из Новгород-Северского монастыря и Евлогий из Выдубецкаго монастыря и старейшие протоиереи, подняв гроб с мощами на плечи, при содействии некоторых богомольцев понесли его вдоль монастырской ограды. Гробу предшествовал крестный ход. За гробом шли: митрополит, архиепископы, епископы и съехавшиеся на торжество высокопоставленные лица.

Во время обнесения мощей кругом Преображенского собора процессия на каждой стороне его останавливалась для произнесения прошения литийной ектении. По окончании прошений у западных дверей собора была прочтена литийная молитва «Владыко Многомилостивый» и затем гроб был внесен в собор и установлен посредине его. Во время перенесения мощей все стояли с зажженными свечами. Вокруг ограды и в самой ограде стечение богомолцев было необычайное – до 75 тысяч человек. Когда показался гроб из Борисоглебского собора, вся эта многочисленная толпа народа опустилась на колени и с рыданиями стала возносить свои горячие молитвы Всевышнему. После благословения хлебов всенощное бдение продолжалось в соборе до полиелея. Между кафизмами епископ Антоний Черниговский сказал слово о значении этого дня. Митрополит раздал духовенству, а архиереи народу зажженные свечи, и, подойдя к гробу с мощами, митрополит открыл крышку гроба и совершил общее поклонение святителю Феодосию. После этого пелись святителю величания. По прочтении Святого Евангелия митрополит, архиереи, духовенство, а затем и народ прикладывались к мощам. По окончании всенощной, храм был оставлен открытым на всю ночь для поклонения народа мощам святителя.

Всю ночь богомольцы один за другим подходили ко гробу и прикладывались к мощам. Многие тут же получали исцеления.

9-го сентября поразительную картину представляла вся площадь, расположенная вокруг собора; масса народа в самых разнообразных костюмах переполняла её; среди богомольцев из простонародия были некоторые из Акмолинской области в Сибири, из Закавказского края, Архангельской и Вологодской губерний и других отдаленных мест России. Много богомольцев из достаточного класса прибыли из Москвы, Петербурга, Твери, Ярославля и других городов. У всех одно желание: поскорее побывать в пещере у святителя Феодосия и приложиться к его мощам. Еще чуть забрезжил свет, как толпы богомольцев потянули к собору, часть их проникла за ограду и в Спасо-Преображенский собор, другая часть стала вокруг ограды соборов сплошною стеною. Несмотря на такое громадное стечение народа, порядок повсюду был образцовый. Распоряжался лично начальник губернии. В девятом часу утра к собору прибыли войска и выстроились в две линии ко входу в Спасо-Преображенский собор: знамена были внесены в собор и поставлены у гроба святителя. Далее выстроились ратники ополчения призыва нынешнего года, собравшиеся на учебный сбор. В параде войска были назначены в помощь полиции, которой много помагали также конные уральские казаки и прибывшие из Москвы жандармы.

В 9 часов утра раздался звон колокола к поздней литургии, которую совершал Киевский митрополит с двумя архиепископами, четырьмя епископами, 9-ю архимандритами и многочисленным духовенством. На малом входе с Евангелием, при пении «Приидите поклонимся» священнослужители, преимущественно архимандриты, подняли кипарисовый гроб со святыми мощами, внесли его в царские врата в алтарь и поставили пред святым престолом так, что лицо святителя было обращено к престолу, как служащего. За мощами в алтарь вошли епископы, архиепископы и митрополит Иоаникий. Главу Святителя возвысили во гробе настолько, что почивающий во гробе святитель был виден народу, стоявшему в храме. Четыре иподиакона в орарях в продолжение всей литургии держали над святителем с обеих сторон рипиды, дикирий и трикирий, с возженными свечами. В алтаре по сторонам мощей стали митрополит и архиереи. В это время стали прибывать в Спасо-Преображенский собор из всех черниговских церквей крестные ходы с местными священниками. В собор вскоре были принесены чудотворные иконы Елецкую и Троицкую. Крестные ходы медленно двигались по улицам Чернигова при торжественном колокольном звоне. Войска отдавали честь святыням. В обычное время пред окончанием литургии Киевский митрополит о нетлении святых мощей сказал высокознаменательное слово следующего содержания:

«Светлое и радостное торжество совершается ныне во всех православных церквах России по случаю открытия честных мощей святителя и чудотворца Феодосия; преимущественно же радостно событие сие для вас, жители богоспасаемого града сего и всей области Черниговской. Отныне вы имеете нового, сродного вам предстателя и молитвенника о вас пред престолом Всевышнего. Прибегайте к нему с верою и любовию во всех ваших нуждах и обстояниях, много бо может молитва праведного, и, мысленно взирая на скончание жительства Его, подражайте вере Его.

Пастве естественно учиться у своего архипастыря. Не много дошло до нас из жизни святителя Божия, но самые нетленные останки его преподают всем и каждому неумолкающее поучение, поучение глубоко назидательное и отрадно утешительное. Приникать умом и сердцем к сему поученью, разумевать его по возможности и пользоваться им для своего спасения и блаженства – долг каждого истинного христианина.

Безмолвный гроб, вмещающий в себе нетленные останки святителя Божия, внушает нам прежде всего ту основную и коренную истину христианской веры, что се есть живот вечный, да знают единого истинного Бога, и Его же послал Он Иисуса Христа (Ин. 17:3).

Было ли когда-либо и где-либо подобное чудесное явление нетления между людьми, не исповедующими христианской веры? Не было никогда и нигде после того, как правда Божия изрекла человеку преступнику: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3:19), после того, как единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако во вся человеки вниде (Рим. 5:12). Что же значит сие? Отчего в одном христианстве встречается подобное явление? Оттого, что оно только одно вводит жизнь божественную в отчуждившееся от неё человечество. Жало смерти, а вместе с нею и тление, грех (1Кор. 15:56). Тлетворный яд греха, заражая первоначально душу, скорее или медленнее, но всегда смертоносно отравляет и тело, так что доколе есть грех в существе человека, дотоле человек неизбежно подлежит тленью и смерти. Дабы человеку снова возвратиться в неистленье необходимо, чтобы он не только перестал отравлять себя грехом, но и получил отвне животворную силу, которая исправила бы в нем поврежденье, произведенное прежними приёмами яда греховного. Требованья необходимые, но совершенно невозможные для самого человека: ибо кто чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день жития его на земли. (Иов. 14:4). С другой стороны, как получить животворную силу, противодействующую тлетворному действию греха, силу, которая в Боге, Источнике живота, когда грех, отравивши существо наше, стал средостением между нами и Богом и преградил собою токи благодати Божией! Вот почему не видим мы вне христианства ни одного примера чудесного изъятия из соделавшегося теперь всеобщим закона истления для смертного тела нашего. Чтобы снова возвратить нас в неистление, требуется сила, высшая человеческой, могущество, большее естественного, всемогущество Божие. Бог, создавший человека в неистление, и по падении его не отступил от Своего определения – соделать его причастником нетления и вечной жизни. Для избавления человека от работы тления, Он послал на землю Единородного Сына Своего, Который, приняв на Себя вину смерти – грех всего мира и вкусив за оный самую смерть, воскресением от смерти открыл в Себе источник жизни для всякого, приближающегося к Нему верою и любовию. Животворное действие благодати, начинаясь в душе, распространяется и на всё существо человека. Вот почему в христианстве только видим мы примеры чудесного изъятия тел из всеобщего закона тления.

Нетленные останки святителя Христова служат посему всегдашним безмолвным, но в самом безмолвии красноречивейшим проповедником истинности и животворности св. веры Христовой. Безмолвный гроб его говорит всем и каждому: «прииди и виждь, истинна ли вера, мною исповеданная, когда она так чудесно оправдана Самим Богом на мне самом; прииди и виждь, животворна ли вера, мною исповеданная, когда божественною силою её тело моё, само по себе бренное, как бы в самой смерти живёт нетлением.

Не слышатель слова забытлив, но творец дела, приникий в закон совершен свободы, и пребыв, сей блажен в делании своем будешь (Иак. 1:25) – вот что еще внушают нам нетленные останки святителя Христова. Только под условием полного и всецелого усвоения себе всего, чему учит и что заповедует св. вера, возможно достигнуть такого прославления. Животворное действие благодати начинается в душе и потом уже распространяется на всё существо человека. Надлежит посему, чтобы прежде воспринята была и всецело усвоена душею благодатная сила Христова, чтобы потом она могла произвесть животворное действие и на тело. Так и представляет Слово Божие настоящую жизнь избранных Божиих человеков. Они живут и действуют не своею естественною жизнию, но жизнию Иисуса Христа, таинственно вселяющегося и обитающего в них. Живу не ктому азъ, но живетъ во мне Христосъ (Гал. 2:20), говорит о себе св. апостол. С Ним они живут, в Нём и умирают для настоящего растленного мира, с Ним и воскресают духом, начинают жить по Бозе, в правде и преподобии истины, жизнью небесною, ангельскою еще здесь на земле. Эта благодатная сила Христова, обнимая собою всю душу по тесной и неразрывной связи души с телом простирается и на него, объемлет и проницает его своею живительною силою, и иногда сообщает ему еще на земле, при всеобщем тлении земных существ, силу нетления. Таким, а не иным путем благоугождал Господу и блаженным святитель Феодосий; таким путем достиг он прославления и по смерти своей; тот же путь к вечному животу указывает собою и всем нам, предлагая и побуждения идти сим путем. «Смотрите, – как бы так говорит он, – смотрите, какое дивное воздаяние от Господа за благочестие, когда чрез него не только дух наш удостаивается вечного блаженства в Боге и с Богом, но и самое тело, потрудившееся несколько в подвигах благочестия, делается настолько причастным благодатной силе Христовой, что в самой смерти живет нетлением. И это еще здесь – на земле; что же будет там – на небе?»

Не для всех, конечно, сие дивное прославление еще здесь на земле, прежде всеобщего прославления праведных в блаженном царстве Христовом. Мы видим, что многие и из святых Божиих не удостоены нетления... Но для всех возможно, все предназначены, все и обязаны стремиться к почести вышнего звания о Христе Иисусе к тому, чтобы удостоиться получить неистленен венец в царствии Отца Небесного. А путь к сему не иный, как путь веры, споспешествуемый любовию, проявляемой благочестивою жизнию и свидетельствуемой благими делами.

Таковы главные наставления, преподаваемые нам нетленными мощами новооткрытого угодника Божия, святителя и чудотворца Феодосия. «Блюдите – внушает он нам, – яко зеницу ока, св. веру Христову, держась неуклонно св. Церкви православной, как спасительного ковчега Божия; ревнуйте, по моему примеру, перевесть в собственную жизнь и деятельность то, во что веруете. Исполняя сие в меру данных каждому сил от Бога, недалеко будете от царствия Христова.»

Дай Бог, чтобы никто из нас не был праздным и забытливым слушателем сих наставлений, а по мере сил своих уразумевал их и переводил в плоть и кровь, или лучше – в дух и жизнь. Аминь.

По окончании литургии, мощи были вынесены из алтаря и установлены посредине храма. После молебного пения с каноном пред святыми мощами тронулся из собора вокруг его крестный ход; за ним следовали святыя мощи, которые несли на плечах архимандриты в открытом гробе. Впереди несли 46 хоругвей, много запрестольных крестов и все святые иконы города. В крестном ходе кроме митрополита, архиепископов и епископов участвовало до ста священников и иеромонахов. Позади высшего духовенства шли: Председатель Комитета Министров, Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода, генерал Драгомиров, начальник губернии, предводитель дворянства и много других высокопоставленных лиц. По пути следования крестного хода стояли воспитанники и воспитанницы семинарии, женского епархиального училища и церковно-приходских школ города Чернигова. По возвращении крестного хода в собор гроб с мощами святителя был вставлен в серебряную раку. Митрополит и архиереи окружили раку; протодиакон возгласил: «Паки и паки, преклоньше колена, святителю и чудотворцу Фсодосию помолимся»; все опустились на колена; митрополит прочел пред мощами молитву святителю; затем прикладывались ко св. мощам духовенство, власти и народ. Колокольный звон продолжался во всех церквах весь этот день и следующие два дня.

Над ракою святителя помещено много дорогих лампад, присланных из Москвы и других мест; пожертвовано много дорогих покровов.

10-го Сентября, после архиерейской обедни отслужен был молебен, служил митрополит Иоанникий с четырьмя архиереями; церковь была наполнена молящимися, присутствовали и все высшие власти.

На торжество съехалось множество миссионеров. Немало было раскольников поморского и безпоповщинского толков. 10-го Сентября после литургии прибывшим с Дону, Кубани и из Владимира раскольничьим учителям и начетчикам преосвященный Питирим открывал мощи, раскольники были поражены, они приложились и поклонились им до земли. Накануне при них исцелился расслабленный, пребывавший в болезненном состоянии 15 лет, которого несли на подушках четыре человека.

В дни торжественного прославления и открытия мощей святителя Феодосия, много было чудесных исцелений у гроба святителя. Вот некоторые из них, о которых заявили или сами исцелённые, или свидетели – очевидцы дивных дел Божиих:

1. В пещеру, где почивали мощи святителя, был введен слепой мальчик лет шести; он ощупью взял восковую свечку, стал на колени пред гробницею Святителя и горячо молился, – слёзы капали из его глаз. Молитва его была услышана, – он прозрел. Невозможно описать радость мальчика, увидевшего свет Божий, радость его родителей. Присутствовавшие при этом плакали от умиления. В числе многих свидетелей-очевидцев этого чуда был и корреспондент газеты.

2. Иван Павлов Феодоров, уроженец города Брянска Орловской губернии 20 лет был разбит параличем и не мог ходить. 5-го сентября он был снесён на руках в пещеру к мощам святителя Феодосия. Когда он, прослушав молебен, приложился к мощам святителя, то почуствовал облегчение, но был вынесен из пещеры на руках же. На второй день больной в сопровождении сестры сам уже пришел ко входу в пещеру, в которую был внесён опять на руках. Там он сам стоял, слушая молебен, и пел со слезами на глазах. Выходя из пещеры, он сам при посторонней помощи поднялся на три ступеньки лестницы, а потом был вынесен на руках. На следующий день он сам уже вошел в пещеру, приложился к мощам святителя и сам вышел из неё без посторонней помощи. Потом видели его ходящим с сестрою за соборной оградой среди богомольцев.

3. Дочь крестьянина Воронежской губернии Бобровского уезда слободы Бутурлиновки 11 лет с трехлетнего возраста чуствовала боль в правой руке и не могла свободно владеть ею и брать что бы то ни было. Когда она приложилась к мощам святителя Феодосия и вернулась домой, то почувствовала облегчение: боль в руке прекратилась, и она получила возможность брать предметы: так, например, в присутствии записавшего это исцеление, она по его предложению взяла со стола серебрянный двугривенный и подала ему, – ничего подобного по заявлению самой исцелённой и её матери, она не могла делать до исцеления.

4. Вдова Татьяна Карпова, уроженка гор. Тамбова, в продолжении 20 лет подвергалась беснованию, – кричала, ругалась, плевала. 6-го сентября она с большим трудом была подведена к раке святителя. Приложившись к мощам, она успокоилась, молилась со слезами на глазах и вышла из пещеры, совершенно здоровою. На второй день она сама пришла в пещеру святителя и в теплых молитвах благодарила его за исцеление.

5. Купчиха Александра Рыбушина, жительница г. Тамбова, 15 лет подвергалась беснованию. 6-го сентября она с трудом была подведена к раке святителя; здесь произошло с нею сильное сотрясение, после которого она перекрестилась, стала плакать и просить святителя об исцелении и получила его. На второй день она сама уже пришла в пещеру. Встретившись с человеком, который в первый раз подвел её к раке, она благодарила его и заявила, что чувствует теперь себя здоровою.

6. Женщина Орловской губернии, Мало-Архангельского уезда, села Вошни, дерев. Токмакова, мещанка Елена Игнатьева Гостаева приехала в Чернигов к открытию честных мощей святителя Феодосия с больным, пяти с половиною лет, ребенком Симеоном, который от рождения не только не ходил, но и не становился на ноги. Когда же мещанин Саратовской губернии, Царицынского уезда, Пётр Лотышев поднял больного ребенка и приложил к мощам, ребенок, к изумлению его, Лотышева и матери сам побежал от мощей по лестнице; стоявший у ступенек её городовой поспешил поддержать исцелённого ребенка и передать его матери. Об этом чудесном благодатном исцелении мать исцелённого в соборном храме при громадном стечении народа заявила соборному священнику о. А. Шестерикову, причем мещанин Пётр Лотышев настойчиво просил записать и его фамилию, как сподобившегося быть ближайшим свидетелем чудесного исцеления ребенка мещанки Гостаевой.

7. Мещанка г. Тулы Евдокия Петрова заявила тому же священнику Шестерикову, что она получила у раки святителя Фёодосия чудесное исцеление. По словами исцелённой, она 42 года «кричала беспрестанно», а теперь после молитвы у мощей угодника Божия святителя Феодосия не кричит и чувствует себя совершенно здоровою. О болезни Петровой и её благодатном исцелении засвидетельствовала спутница исцелённой – Мария Морозова.

Сильное впечатление на народе произвело исцеление больного еврея, много лет страдавшего подучей болезнью. Родственники умолили духовенство допустить их престарелого отца испытать благость Творца чрез святителя Феодосия. В припадке был доставлен еврей к мощам. Он сильно бился сначала, но к концу прочтённой над ним молитвы он почуствовал облегчение, и когда на его голову был возложен воздух, он как бы впал в забытье. Когда воздух был снят с головы старика-еврея, он без помощи стал на колени пред мощами святителя и долго молился. Отойдя от гробницы, он обратился к одному из стоящих священников, прося его и всю его семью приготовить к принятию святой православной веры. С быстротою молнии облетела эта весть о чудесном исцелении старика-еврея, как всё еврейство от мала до велика бросилось к храмам наводить справки, правда ли это. Бесспорно, что этот знаменательный факт будет иметь громадное значение, так как исцелённый пользовался в городе почтенной известностью.

Великое торжество – торжество открытия честных и многоцелебных мощей святителя Феодосия, торжество в высшей степени радостное – совершилось.

Явился новый провозвестник истины христианства, истины православия, свидетель нашей святой веры. Дух Христов преисполнял дух святителя Феодосия, и Божественная благодать, проникнув ум, сердце, всё существо святителя Христова облагоухала самый телесный состав его, и вот – ни труды пощения и всевозможных лишений, ни недуги плоти многоболезненной, ни узы смерти, ни темница гроба, ни даже общий закон тления не могли заглушить этих начатков жизни вечной, в которую возрождается верующий и в которой он возрастает по благодати и дару Живодавца Христа.

В недрах православия родился, воспитался, совершал свой жизненный подвиг святитель Христов. Соками нашей святой православной церкви питался он, её зова и внушений слушался. Она привела его и к тихой пристани спасения, и к этой великой славе нетления и чудотворений.

К великому и славному лику молитвенников наших присоединился новый молитвенник и заступник наш пред Богом. Славный ряд Святителей дополнился еще одними дорогим именем Феодосия. От севера, востока, запада и юга на небе Церкви возсиявают светила для указания нам путей жизни, для ободрения нашего среди нужд её и скорбей, для возгревания и питания благоговейных чувств веры и для руководства к вечному спасению.

Знаменательно и поучительно это дивное прославление угодника Божия в наш век неверия, отрицания будущей жизни, слепой приверженности к интересам и удовольствиям жизни временной и плотской в особенности. Возстал пред нами из своего двухвекового гроба муж веры нелицемерной, любви самоотверженной, глубочайшего смирения, постник, молитвенник, трудолюбец, бессребренник, в сокровенной от мира жизни инока совершивший свое спасение. Какое сильное для всех сынов века сего вразумление!

После бурь и крушений недавнего прошедшего по милости Господней началась в стране нашей новая полоса времени – успокоение умов, умирение страстей, и вот посылается к нам угодник Божий с вестью мира, любви, упования.

Не до конца прогневался на нас Господь за грехи и беззакония наши.

Господь крепость дает нам в святой вере нашей и благословляет люди Своя миром.

В особенности знаменательно прославление Святого угодника Божия при начале царствования нашего возлюбленного монарха, одновременно с его священным коронованнием. До него Господь соблюдал открытие сего великого сокровища, этого нового источника благословений и чудес. Да почиет же на венценосной главе его, молитвами святителя Христова неисчерпаемая в дарах своих благодать Господня.

Тропарь святителю-чудотворцу Феодосию

Преудобрен в архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду; таже преставился еси в вечныя обители: умоли у престола Царя славы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак

Пастырей начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовной, питая словесныя свои овцы, и приял еси от Христа Спаса целебный дар целити от немощи телесныя и душевныя всякого приходящего к целебным твоим мощам; моли, святе, о призывающих имя твое от наветов вражиих спастися душам нашим.

Молитва святителю-чудотворцу Феодосию

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие, услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце честных многоцелебных мощей твоих. Поминай нас у престола Вседержителева и не престай, моляся о нас ко Христу Богу: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Испроси предстательством твоим у всемилостивого Бога нашего мир церкви его, пастырям её силу ревностно подвизатися о спасении людей, Благочестивейшему Государю Нашему Императору НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ благопоспоспешение в устроении благоденствия царства его. Умоли Небесного Отца и всем нам подати дар, коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, юным и младенцам благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблудшим исправление, бедствующим благовременную помощь, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой, и царствия небесного наследником быти, иде же ты ныне водворяешися со ангелы и со всеми святыми, прославляя Бога в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Источник: Святитель-чудотворец Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский : Житие, чудеса, прославление и открытие нетленных мощей его. - Валуйки: В.И. Ржевский, 1896 (обл. 1897). - 34 с., 1 л. фронт. (ил.)

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс