Виктор Афанасьев

Источник

Живые зерна

Раз одна особа передала старцу Иосифу слышанный ею разговор о том, что прежние старцы будто бы не приучали своих учеников к телесным подвигам, а требовали более внутреннего монаха. Батюшка ответил: „Не вырастивши древа, не дождешься плодов. Древо же, на котором зреет внутренний монах, есть вот что: пост, всякое воздержание, посещение церковных служб, телесный труд. Вот на сих вырастает плод: внутренний монах“.

Однажды спросили батюшку Иосифа про некое духовное лицо: как это он, батюшка, человек необразованный, так пишет письма, что они дышат духовным разумом и проникают в душу? Отец Иосиф сказал: „Как луч солнечный не может проникнуть сквозь туман, так и словеса человека хотя и образованного, но не победившего страсти, не имеют действия на душу. А победивший страсти, стяжавший разум духовный – и без внешнего образования имеет доступ к сердцу каждого“.

Одна сказала старцу Иосифу: „Вы хотите дать мне правило, а я боюсь, что мне трудно будет“. Батюшка ответил: „Наложенное всегда трудно“. И рассказал про архимандрита Исаакия, который, еще живя в миру, готовился быть монахом и ежедневно клал по тысяче земных поклонов. Придя в Иоанно-Предтеченский Скит, он сказал об этом старцу Льву. Тот вместо тысячи назначил ему пятьдесят... Вскоре о. Исаакий пришел и сказал: „Простите, батюшка, мне стыдно сознаться, но я почему-то не могу класть пятьдесят поклонов в день“. Старец велел ему делать двадцать пять. Прошло немного времени, о. Исаакий приходит вновь: „Не могу понять, почему дома мне тысячу поклонов сделать было легко, а здесь и двадцать пять тяжело“. Отец Лев пояснил: „В миру тебе враг помогал – ты клал свою тысячу и гордился этим, а тут кладешь не по своей воле, но из послушания, видишь свою немощь и смиряешься, – оттого и трудно“.

Сказала одна женщина: „Батюшка, скорблю, что средств нет и все должна зарабатывать, а между тем хочется то того, то другого...“ Старец Иосиф ответил: „Ищите прежде Царства Божия, и прочее все приложится. У нас вот в Скиту, когда я поступил, самоваров ни у кого не было, а был один большой у начальника на весь Скит, и после службы братия по очереди там пили чай, и все были довольны. Так же было и во всех других потребностях. Старались больше исполнять службы церковные да свои послушания. И за это Господь все им прилагал“.

И еще говорил о. Иосиф: „Совесть человека похожа на будильник. Если будильник прозвонил и, зная, что надо идти на послушание, сейчас же встанешь, то и после всегда будешь его слышать. А если сразу не встанешь несколько дней подряд, говоря: полежу еще немножко, – то в конце концов и просыпаться от его звона не будешь“.

Гуляя в лесу возле Скита с несколькими учениками, батюшка Иосиф вел духовную беседу. Ему сказали, что в одном женском монастыре есть затворницы. „Это путь опасный, – отвечал о. Иосиф. – В уединении все страсти растут... На людях, в общежитии – полезнее. Вон, где ходят, на дороге, – там и трава не растет, а где не ходят, там она густая. Да и в уединение-то часто уходят от нетерпения... Нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине – так сразу от бури и валится“. Еще сказали Старцу: „Хоть бы вы пожили, батюшка!“ Отец Иосиф ответил: „Поживем... Пока новое орудие не приготовлено, – Господь не отнимает старого“. Пройдя несколько шагов, Старец добавил: „Только надо нам стараться жить хорошенько, а то за наше непослушание Господь возьмет старцев и никого не оставит“.

На вопрос: „Какое истинное намерение должно быть при молитве?“ – старец Иосиф отвечал: „Спасение! Надо просить помилования, а не утешения. Не по тщеславию молиться, а терпя с благодарением все находящее скорбное. А если какое получаем в молитве утешение, то еще больше нужно считать себя виновным и должником, потому что задаром получил“.

Вспоминал также батюшка Иосиф, что старец Лев писал одной духовной дочери: „Вот тебе три орудия в брани духовной – смирение, терпение, самоукорение. Сими побеждай!“

Однажды батюшка Иосиф сказал: „Много есть плачущих, но не о том, о чем нужно; много скорбящих, но не о грехах; много есть как бы смиренных, но не истинно“.

Старец Иосиф советовал: „Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостью Божией и за молитвы великих наших отец – Льва, Макария, Амвросия... Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам“.


Источник: Житница жизни. Страницы истории духовного бытия Оптиной пустыни / Виктор Афанасьев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003 г. 252 с.

Комментарии для сайта Cackle