Глава 1. Что есть церковь
Прежде всего, определим, что такое церковь, кем она устроена и в каком виде, т. е. из кого она составлена; а потом – кто такой епископ и каковы его обязанности и права, чтобы видеть: может ли церковь быть без епископа или не может? – «Да увеси, пишет ап. Павел Тимофею, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Толкование Феодорита: «Пишу это, как должно вести себя тем, кому вверено попечение о других, потому, что домом Божиим и церковью назвал (апостол) собрание уверовавших; их наименовал столпом и утверждением истины; потому что, утверждаясь на камне, пребывают незыблемыми» (ч. 7, стр. 690, изд. 1861 г.). Он же говорит: «Церковью апостол называет собрание
верующих; её нарёк телом Христовым и исполнением Отчим. (Еф. 2:22–23; – Там же, 422 стр.). «Церковь во множестве верующих», говорит св. И. Златоуст (т. III, стр. 445; снес. т. XI Еф. б. 10, стр. 90. Издан. Петерб. акад. 1895–1906 г.). «Церковь составляют верующие,» читаем в толковом еванг. Евф. Зигабена (Мф. 249 стр.) «Ничто не может отделить Христа от церкви, говорит св. Киприан, т.е. народа, составляющего церковь», (ч. I, пис. 63, стр. 397, Киев 1891 г.). Он же говорит: «Церковь не отступит от Христа, – а её составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Из этого ты должен уразуметь, что епископ – в церкви и церковь – в епископе, и кто не с епископом, тот и не в церкви». (Там же пис. 54, стр. 307). «Церковь есть тело Христово, читаем в кн. о Вере, яже от собрания верных нас глаголю человеков всякого возраста сана1 святых Божиих и праведных мучеников, и преподобных и всех благочестивых от веков составися, и церковью наречеся» (л. 22) «Вси вернии во всем мире, читаем в Б. Катихизисе, иже ныне суть, бяху и будут сии суть единою святою соборною церковью, домом же Божиим, иже есть столп и утверждение истины» (нарицается, Б. Кат. л. 120 об.). Там же читаем: «Что есть церковь Божия; Отв. Церковь есть собрание всех верных Божиих, иже непоколебимую держат едину православную веру, и в любви пребывают, облобызают же учение евангельское непоколеблемое. И иже суть достойны приимати святые и божественные совершенные тайны. И иже суть под единою главою Господем нашим И. Христом, а под правлением совершенных святых от Него поставленных». (Еф. зач. 224; Бол. Кат. л. 120 об.). «Что же такое есть церковь? Собрание святых в правде живущих, говорит св. Ипполит, единомыслие, которое есть путь святых ко общению – вот церковь... храм, – в котором обнаруживаются различные деревья всевозможного рода: и род отцев..; и деяния пророков..; и лик апостолов..; и мученики..; и звание девственниц, и чин епископов, священников и левитов (так назывались диаконы в древнейшее время). Всякой доблестью украшенные, все они (в том числе, конечно, епископы, священники и диаконы) процветают в церкви, не подвергаясь тлению» (т. I, стр. 22). Так. обр. из слов св. Ипполита видно, его убеждение в том, что священство не подвергается тлению, т. е., что церковь Христова в своём составе, данном ей Христом, никогда не изменится. Тоже говорит и св. Игнатий богоносец. (См. Филадельфян. л. 18, Киев, 1888 г.).
Из приведённых свидетельств видно, что церковь состоит из людей, верующих во Христа. Но так как одни из них есть православные христиане, а другие нет, то в Б. Катих. указаны признаки, по которым можно отличить православного христианина от неправославного. Первый признак тот, что церковь Христову составляют такие верующие во Христа, которые непоколебимо держат веру православную; 2-й тот, что они исполняют евангельское учение без всякого изменения; 3-й тот, что эти верные достойны принимать св. тайны; 4-й тот, что они находятся под главенством Христа, и под правлением епископов, от Него поставленных.
Значит, православными христианами называются такие верующие, которые держат веру непоколебимо, а не меняют её чуть не ежегодно, переходя из секты в секту; исполняют евангельское учение без изменения и опущения, и не говорят, что в нынешнее время нельзя исполнить всех заповедей евангельских; признают, что в церкви Христовой должно быть семь тайн, а не две или три, как признают безпоповцы, и не шесть, как признают беглопоповцы, чем колеблют учение евангельское, не исполняя всех заповедей;2 находятся под правлением пастырей и учителей от Христа поставленных, а не живут под правлением беглых попов, и учителей, ими самими избранных (2Тим. 4:3). Так. обр. из сказанного видно, что старообрядцы «верными Божиими» и православными христианами не могут быть названы потому, что не находятся под правлением от Христа поставленных пастырей и не имеют семи тайн, через что и учение евангельское колеблют.
В девятом члене Символа веры указываются тоже четыре признака, по которым можно узнать церковь Христову и отличить её от церквей еретических. В Б. Катехизисе в объяснении сего 9 члена об этих признаках говорится следующее: «Вопрос. Чесому учимся сего девятого стиха: во едину святую соборную и апостольскую церковь; Отв. Учимся сим вещем о церкви Божии. Первей, яко едина есть соборная церковь Божия обаче во едином Дусе И. Христове во единой вере, и во единех догматех о той вере, и святых тайнах учащих и во единой Главе Господе нашем И. Христе, и под единем чином его и рядом правил же апостольских, и вселенских седьми соборов святых богоносных отец, пастырей и учителей сиреч святых пап патриархов и митрополитов, архиепископов, епископов, и всего священнического чина. Другой вещи учимся, яко сия церковь Божия есть святая, сих ради вин: первая убо, яко от Христа жениха и главы своей, верою и тайны, с ним соединившися освящается. Вторая же, яко Дух Святый, пребываяй в ней выну, соблюдает ю и во святыни сохраняет. Третьей вещи учимся, яко сия едина церковь есть вселенская или соборная, сиречь, яко она всех верных везде во всем мире, и в коемждо веце сущих объемлет, и в себе содержит. Четвёртой вещи научаемся, яко веруем во едину святую соборную и апостольскую церковь, сиреч, уповаем на учения и догматы святых апостолов, и святых вселенских седми соборов, а не в люди верим».3 (Б. Кат. л. 118 об.).
Таким образом из приведённых свидетельств видно, что церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами; что это общество людей, рассеянное по всей вселенной, составляет едину церковь, так как освящается одними и теми же таинствами и руководится одним законом-учением апостолов, каковое учение должно быть неизменно (Гал. 1:8), как и прочее устройство церкви (Mф. 16:18); а иначе это общество людей, изменив или утратив хотя некоторые из указанных признаков (т. е. веру, или закон, или священство, или тайны, или даже хотя бы одну из них, (см. выше прим. 2), перестаёт быть церковью Христовой4.
Каким же образом церковь Христова, состоящая из такого множества верующих, есть одна? Да таким же, каким тело человеческое, состоящее из многих членов: головы, рук, ног и др. есть одно и никто не скажет, смотря на множество членов в теле, что много тел. Св. ап. Павел для более ясного понимания и отчётливого представления единства церкви, состоящей из многих верующих, берёт в пример, тело человеческое и сравнивает оное с церковью. «Якоже бо во единем телеси, говорит он, многи уды имамы, уди же вси не тожде имут делание, такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди». (Рим. 12:4–5). «Яко же бо тело едино есть и уды имать многи, он же говорит, вси же уди единого тела, мнози суще, едино суть тело; тако и Христос.5 (1Кор. 12:12).
Потом апостол говорит, что тело не может состоять из одного члена: «Ибо тело несть един уд, но мнози. Аще все тело око, где слух; Аще же все слух, где ухание; Аще ли быша вси един уд где тело6). Ныне же мнози убо удове, едино же тело»7 (1Кор. 12:14, 17, 19, 20); и что ни один член не может сказать другим, что они ему не нужны. Не может же око рещи руце не требе ми еси, или паки глава ногама: не требе ми есте8) (1Кор. 12:21).
Затем он говорит, что все члены тела заботятся друг о друге, почему между ними не бывает разделения и распри, а существует согласие. «Да не будет распри в телеси, но да тожде в себе пекутся уди.»9 (1Кор. 12:25).
Наконец от речи о теле человеческом он переходит к телу церкви, т. е. к верующим во Христа и говорит: «Вы есте тело Христово и уди от части».10 (1Кор. 12:27) «И овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей».11 (1Кор. 12:28).
Что же следует из сказанного? Во 1-х то, что как члены тела, хотя имеют различное назначение: руки делают, ноги ходят, но трудятся все для одной и той же цели: для поддержания жизни, потому что в голове заключается дух жизни тела, так что, лишившись головы, тело лишается жизни (см. ниже в главе 6); так и члены церкви, будучи различными по роду деятельности, епископы и миряне, направляют свою деятельность к одной цели: к получению вечного спасения через веру и добрые дела при помощи благодати Божией, получаемой в таинствах через епископов, лишившись которых, церковь лишается и благодати Божией.12 Во 2-х то, что как один какой-нибудь член тела человеческого не может составить всего тела, потому, что телом называется не один какой-нибудь член, напр. голова, или руки, или ноги, а все они вместе; так и церковь Христову не может составить один какой-нибудь член, а все они вместе, потому что церковью вселенскою называется вся совокупность членов церкви, а не один из них. Если, по словам св. Злат., голова, собственно составлявшая человека, сама по себе недостаточна и не может одна совершить всего, т. е. исполнить обязанности всех членов тела, то тем более сего не могут сделать одни ноги. Так и в церкви, если одни епископы не могут составить церковь, то тем более не могут составить церковь одни миряне.13 В 3-х то, что как в теле не может и не должно быть распри между членами, и ни один из них не может сказать другому, что он ему не нужен, как напр. глаз руке или голова ногам, а иначе всё тело должно будет погибнуть; так и в церкви не должно быть распри – раскола между членами,14 а потому ни один член не может сказать, что ему не нужны другие члены, и что он может и без них обходиться. Поэтому, если, напр. епископы не могут сказать, что им не нужны миряне, так как не они избирали себе паству, а были посланы, то тем более миряне не могут сказать, что им не нужны епископы, и что они могут обходиться и без них, так как не они их поставляли.
Таким образом из сказанного видно, что как тело человеческое состоит из многих членов, которые имеют различную деятельность и различны по важности и необходимости их в составе тела; так и церковь состоит из многих членов, которые также различны по деятельности и необходимости в составе церкви. Что как в теле ноги не могут исполнять дело рук, а руки – дело головы; так и в церкви миряне не могут делать дела пресвитеров, а пресвитеры не могут сделать всего того, что поручено епископам.
* * *
«Потщаливии мирстии человецы поставляются в сан в нем же беша, или пресвитери или диакони или ино что». (Кормч. гл. 37 пр. апост. 29; 8-е 1 вс. соб.; 12, 15 антиох; Злат. бесед. апост. стр. 475, 1329, 1461, 1474 и др., где слово «сана, сан» прилагается к епископам, пресвитерам и диаконам). Значит, и здесь под словом «сана» разумеются они же, т.е. епископы, пресвитеры и диаконы.
Старообрядцы Павел и Алимпий, основатели австрийщины, в предложении московскому старообрядческому обществу, на основании слов Симеона Солунского (73 гл.), писали следующее: «православная церковь непременно должна содержать семь тайн церковных: аще ли же и едину от сих изгубит (т. е. не будет совершать), то таковая истинная несть церковь, но еретическая». (Матер. для белокр. иер., издан. Суббот. л. 57). А старообрядческая церковь изгубила не одну тайну, а все, потому что, не имея епископа, она не может иметь не только семи тайн, но и ни одной.
Но Усов все вышеприведённые определения церкви оставил и сочинил своё. Вот что он пишет о церкви. «Веровать в церковь, значит, веровать не в людей, а в евангелие, в заповеди Божие, в проповедования и догматы божественные, в учения и предания соборные и апостольские... В эту церковь, состоящую из евангельских и божественных заповедей, из апостольских и отеческих догматов, преданий и проповеданий, мы, по символу веры, исповедуемся веровать и пребывать в ней... Старообрядческая церковь Христова верует во едину святую соборную и апостольскую церковь, сиречь верует в евангелие, в заповеди божественные, в догматы и предания св. апостол и св. отец, и всегда содержала и содержит их неизменно». (Усов Церк. времен. без епископа, стр. 21). Вот тут и извольте разбирать эту путаницу, из которой трудно понять: что же такое церковь? Люди или заповеди? Выше (стр. 18) Усов смеялся над новообрядцами (т. е. сам над собой, так как и новообрядец и старообрядец есть одно и тоже лице), что они, считая людей церковью, веруют в людей, т. е. сами в себя; а потому, надо полагать, что он церковью считает заповеди и проч., хотя тут же и людей называет церковью. «Старообрядческая Христова церковь, говорит он, верует во едину святую соборную и апостольскую церковь». И выходит, по Усову, что у них две церкви, и одна из них верует в другую, или же их церковь верует сама в себя. – Но заповеди, евангелие, догматы, проповедания и проч., нельзя считать церковью потому, что как же тогда понимать сказанное о церкви, что «ради нея пропято небо, пролияно море, простерт воздух, основана земля, рай насажден... Сына Своего Бог не пощаде, яко да церковь исцелит. И кровь Сына Своего излия церкви деля. Кровь сия окропляет церковь?» (кн. о Вер. л. 19 об.). Неужели и небо, и море, и воздух, и земля, и рай насажден для заповедей и проч.? Неужели за них Христос и кровь Свою пролил? «Искупив её (церковь) от клятвы законные и от власти диавола», говорит Усов в другом месте (стр. 39). Кого же искупил Христос от клятвы законныя и власти диавола, если, по нему, церковь состоит из заповедей, догматов и проч. Неужели Христос пришёл на землю и пострадал за заповеди, проповедания и проч., и их искупил от клятвы? Конечно, нет, так как Христос пришёл ради людей и их искупил от клятвы. (3 чл. Сим. в.; Гал. 3:13; Апок. 5:9) – Церковь есть тело Христово, говорит ап. Павел (Колос. 1:24). Неужели заповеди, догматы и проч. есть тело Христово? Опять нет, потому что ап. Павел в послании к Коринфянам телом Христовым называет не заповеди, а их – Коринфян и пишет им: «вы есте тело Христово». (1Кор. 12:27). Таким образом из сказанного видно, что церковью, собственно, называются верующие во Христа, а не заповеди и пр., которые, если иногда и называются церковью, то в ином – переносном смысле, чем в каком слово «церковь» употреблено в Символе в. и в Б. Катехизисе. – Для чего же, спрашивается, потребовалось Усову уверять, что церковь состоит из заповедей и проч.? Да для того, чтобы оправдать своё общество от обвинения в том, что оно, не имея епископа, не имело и церкви, потому что церковь, состоящая не из заповедей, а из людей, без епископа быть не может, а потому и спастись не может. Вот эта-то нужда и заставила его уверять, что церковь состоит не из людей, которым безусловно нужен епископ, а из заповедей и проч., которые, дескать, их общество имеет и исполняет, а потому, значит, и спастись может, так как имеет церковь. Одним словом Усов, такою неясностью определения церкви, которая, по нему, то заповеди, то люди, хочет отыграться, надеясь, что читатели из поповцев не станут очень вникать в сказанное и доискиваться до сути дела. – «Вы, укоряет Усов, новообрядца, и составляете собою церковь и веруете в неё, да ещё как в Бога; значит, вы веруете в себя, как в Бога... По-вашему, должно веровать как в Бога и в каждого верующего человека и даже в молитвенные здания: ведь и они называются церковью» (стр. 18–19). Ну, а вы, г. Усов, в кого веруете, когда говорите: верую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь? Если мы, признавая, что церковь состоит из людей, по-вашему, веруем в людей, как в Бога; то значит, и вы, признавая, что церковь состоит из заповедей и проч., веруете в них как в Бога; и такое своё неразумное верование навязываете нам. Мы-то, конечно, так не веруем, как говорите вы, но вы-то, надо полагать, так именно и веруете, как говорите о нас, потому что иначе с чего бы вы взяли укорять нас в неправильном веровании. Или вот ещё. Вы, конечно, веруете в существование ангелов и рая, но значит ли это, что вы в них веруете, как в Бога? Ясно, что Усов не понимает слова «верую», а потому все его рассуждение в 3 главе и прочих о церкви есть ни более, ни менее как пустая и неосновательная болтовня. – Что же значить веровать? Значит, быть внутренне твёрдо уверенным или убеждённым, что всё открытое нам Богом и записанное в писании, касающееся предметов для нас невидимых и непонятных, безусловно достоверно и действительно существует. Поясню примером. Я Бога не видел, но верую или признаю, что Он есть и, именно, таков, каким изображает Его писание, т. е. что Он один; что Он есть Отец, так как имеет Сына; что Он Вседержитель, так как всё содержит в Своей власти: что Он есть Творец, так как сотворил всё видимое и невидимое. Далее. Я верую, что церковь одна, хотя и вижу, что она, т. е. общество верующих во Христа, состоит из многих членов, рассеянных по всему миру и ничем видимым друг с другом не связанных; но, не смотря на это, я признаю, что все верующие во Христа составляют одно тело, так как имеют одну главу Христа (Кол. 1:18; Еф. 4:15–16) и связываются невидимым, образом друг с другом верой и благодатью, получаемой в таинствах. (Еф. 4:4–6; Рим. 12:5; 1Кор. 12:13. См. ниже 5 прим. Феодор.) Ещё. Я вижу, что все люди грешат (1Иоан. 1:8; Рим. 3:23), но, несмотря на это, я верую написанному, что церковь есть свята и непорочна. (Еф. 5:25–27; II, 19–21; Кол. 1:22). А святою она делается: через крещение (Мр. 16:16; Еф. 5:26), через миропомазание (2Кор. 1:21–22; 1Иоан. 2:27; снеси Рим. 8:14–15), через покаяние; (Иоан. 20:23), через причащение (Иоан. 6:53–4), через елеосвящение (Иак. 5:15). (См. ниже в гл. 7 Симеона Сол.) Хотя действия благодати в тайнах бываемого я не вижу, но, на основании писания, я твёрдо убеждён, что люди через тайны очищаются от грехов и становятся святыми (См. ниже) Значит, вере нашей в церковь подлежат не люди, как видимый предмет, а их невидимая благодатная связь между собой, т. е. их единство и святость (См. ниже в глав. 6) «Есть вера, как говорит ап. Павел, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 9:1). И в другом месте: «еже бо видит кто, что и уповает». (Рим. 8:24) И так, объясняет эти места св. Златоуст, вера состоит в том, когда мы верим невидимому, утверждая мысль на непреложной верности обещающего». (Злат. т. IV, Быт., б. 36, стр. 396). Таким образом из всего сказанного Усовым видно, что он, желая быть учителем других, сам не разумеет, что говорит и что утверждает (1Тим. 1:7). А скорее всего он-то разумеет, что утверждает, но намеренно прибегает к неясности, чтобы «отторгати ученики в след себе». (Деян. 20:30; 2Петр. 2:3; Рим. 16:18).
Если в паспорте, предъявленном владельцем сего паспорта, окажется одна из примет, выставленных в нём, неподходящей к лицу, предъявившему паспорт, то это возбудит сомнение в принадлежности ему паспорта, и он будет считаться беглецом, присвоившим себе чужой паспорт. Напр., если в паспорте в приметах написано: волосы чёрные, лицо чистое, а у предъявителя окажется на самом деле: или волосы светлые, или лицо рябое, то это ясно покажет, что он не то лицо, которому дан паспорт. Так и общество людей, именующих себя церковью Христовой, если не имеет всех признаков, принадлежащих церкви и указанных в символе веры, то не может быть церковью Христовой и не может называться сим именем. Напр. в символе сказано; «во едину... церковь», а обществ старообрядческих много, то, как же они могут приложить к себе этот признак, и говорить: «верую во едину... церковь», когда их много? Как австрийцы, не говоря уже о других толках, могут по чистой совести говорить: «во едину», если они разделились на окружников и противоокружников, почему и не составляют одной церкви? Ясно, что они свои многие общества напрасно называют «единою» церковью, а если они так себя называют, то это несправедливо и есть подлог.
"Надлежало бы сказать, говорит св. Злат. в толковании этого места: так и Церковь« (т. X, I Кор. б 30, стр. 297). »Тако, говорит, и Христос, т. е. Церковь Христова, говорит Феофилакт болг. Поскольку Христос есть глава церкви, то именем главы назвал церковь» (I Кор., стр. 110, изд. Каз. акад. 1905 г.) «Христом назвал здесь Апостол общее тело церкви, говорит бл. Феодорит, потому что глава сего тела есть Владыка Христос... Научает также, почему все мы верующие называемся одним телом. «Ибо единем Духом вси во едино тело крестихомся... вcu единем Духом, напоихомся». (1Кор. 12:13) Единым Духом мы все обновлены, одного и того же дара все сподобились в крещении, равно прияли отпущение грехов, одинаково причащаемся божественных тайн. Поэтому одно составляем тело, хотя и различные имеем в оном члены». (Феодор. ч. 7, стр. 257.).
Толков. Феодорита. «Если всё тело станет иметь один член самый досточестный; то оно без сомнения будет ни к чему негодно, как лишённое прочих членов», (там же стр. 258). – Толков. Златоуста. «Ни один из них (членов) не может сам по себе составить тело, и каждый одинаково недостаточен к тому, чтобы составить тело, а необходимо для этого их соединение; когда многие сделаются единым, тогда и составляется одно тело», (т. X бес. 30, стр. 297). – Примеч. – Сказанное ап. Павлом и его толкователями неприложимо к старообрядцам, потому что они не имеют всех членов тела церкви Христовой, а особенно беспоповцы, состоя из одного члена – мирян. Это всё равно, как если бы тело состояло из одних ног. Поповцы же не имеют самого главного члена церкви – епископа. А это всё равно, как если бы тело не имело головы.
Толков. Феодорита. «Ибо ни к чему негодным было бы тело, не имея разности в членах», (стр. 258). Толков. Златоуста «От того преимущественно и бывает тело телом, что члены у него многие и различные. Если бы они все были одно, то и не составили бы тела; посему он и говорит: ащо ли быша вси един уд, где тело? В таком случае не только не было бы тела, но не было бы и прочих членов: аще ли все слух, говорит, где ухание (обоняние)? (там же стр. 300).
Толков. Златоуста. «Он (апостол) берёт два крайние члена и на них останавливает речь свою, именно приводит в пример во 1-х руку и глаз, а во 2-х голову и ноги. В самом деле что маловажнее ноги, и что почтеннее и необходимее головы? Голова особенно и составляет человека. Однако и она сама по себе недостаточна и не может одна совершить всего: иначе нам напрасно даны ноги.» (Там же стр. 306). – Примечание – Ап. Павел говорит, что глаз не может сказать руке, а голова – ногам, что они им не нужны; а старообрядцы уверяют, что не только голова ногам, а руки и ноги будто бы могут сказать голове, что она им не особенно нужна, так что они могут и без неё обходиться, что поповцы и доказали делом, прожив без головы – епископа 180 лет. Безпоповцы же и до сих пор живут без головы и рук, т. е. без епископов и пресвитеров. Пусть поповцы и безпоповцы докажут, что эти слова ап. Павла к ним не приложимы, и что у них руки, т. е. пресвитеры и ноги – миряне не говорят голове – епископам, что они живут и проживут и без них?
Толков. Злат. «Если в нашем теле не должно быть несогласия, то гораздо более в теле Христовом, и тем более, чем благодать сильнее природы». (Там же, б. 32. стр. 315). Толков. Феофилакта. «Если в теле человеческом не должно быть распри, то не тем ли более в теле Христовом». (I Кор. гл. XII, ст. 27, стр. 115). – «Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в церкви, говорит св. Златоуст. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел (а наши старообрядцы, отколовшись от церкви и расколовшись между собою, взамен единомыслия, этой-то только тысячью добрых дел, без таинств, и думают спастись), подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость церкви». (Злат. т. XI, Еф. б 11, стр. 102). Он же говорит: «Я говорю и свидетельствую, что производить разделение в церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси». (Там же стр. 105). Ещё: «Разделение более всего подрывает церковь, это – диавольское орудие, им всё ниспровергается. Пока единение соблюдается в теле (церкви), до тех пор диавол не может иметь доступа, но от разделения происходит соблазн», (т. IX, Рим. б. 32, стр. 852). «Диавол наперёд производит раздоры в народе, говорит св. Кирилл Иерус., дабы, когда придёт антихрист, удобнее приняли его», (поуч. XV, стр. 315). И св. Киприан раздорников называет детьми диавола. (ч. 1, пис. 47, стр. 260; Иак. 3:16; 1Кор 3:3). А бл. Феодорит говорит, что «противные ему (ап. Павлу) учители ведут в беззаконие и тьму, и есть слуги диавола». (ч. 7, стр. 335). Кто же, спрашивается, творит раскол и раздирает церковь? Старообрядцы, отделившиеся от церкви и разделившиеся между собою на множество сект. Кто, вопреки словам ап. Павла (Евр. 6:4–6; свес. 8 пр. 1 соб.; 7-е II; 95 VI и др.) учит, что крещённых нужно перекрещивать? Поморцы и прочие перекрещенцы. Кто, вопреки словам ап. Павла (1Кор. 11:23–26) учит, что причащение не вечно будет совершаться? Они же и все вообще беспоповцы. Кто, вопреки словам ап. Павла (Еф.4:11–13), учит, что епископы и вообще пастыри и учители церкви могут перестать существовать (см. ниже в прил. VI). Поповцы и безпоповцы. Так. обр. слова бл. Феодорита вполне приложимы к нашим старообрядцам, так как и они тоже противно словам ап. Павла (Гал. 1:8–9).
Толков. Феодорита. «Ибо не вы одни составляете тело сие, но все уверовавшие во вселенной. Поэтому апостол и прибавил: отчасти. Потом описывает чины церковные». (ч. 7. стр. 260). Толков. Злат. «Он сказал: тело: а так как всё тело составляла не коринфская церковь, но вселенская, то и присовокупил отчасти, т.е. ваша церковь есть часть церкви вселенской, тела составляемого всеми церквами, так что вы обязаны быть в мире не только друг с другом, но и со всей вселенской церковью, если вы в самом деле члены целого тела. (т. Х, 315).
Толков. Феодорита. «Разумеем не 12 только, но 70, и в последствии сподобившихся сей благодати. Ибо и сам будучи впоследствии призван, приял сие поставление, также блаж. Варнава, а кроме них и многие другие». (Там же 260). – Толков. Златоуста: «Подобие тела положим к церкви, и будем пещись о всех, как о собственных членах. И в церкви есть многие и различные члены, и одни из них важнее, а другие маловажнее... Когда я исчислю членов церкви, то называя епископов, пресвитеров, диаконов, девственниц и воздержных, называю так же и вдовиц.» (там же стр. 302).
«Егда несть ту архиерея, таковем не дается Дух Святый» говорит Никон Черногор. (Такт. л. 41; снес. Деян. 8:14–17).
«Голова господствует над всем телом, говорит св. Златоуст, в ней заключаются все чувства и самое господство души, – вследствие чего без головы никому нельзя жить, тогда как, по отсечении ног, многие ещё надолго остаются в живых... Но для чего я об этом говорю? И в церкви есть много таких, которые достигли такой же высоты, как и голова... Иные же занимают место ног, попирая землю». (Злат. т. XI, Еф. бес. 10, стр. 90). Впрочем, как ноги все без остатка, в корне, никогда не отнимаются, так и миряне все отпасть или быть отсечёнными не могут.
«Всякое царство разделившееся на ся запустеет, говорит Христос, и всяк град или дом разделившийся на ся не станет». (Mф. 12:25).