М.В. Корогодина

Источник

Глава 11. Бесстыдное поведение

Статей, посвящённых бесстыдному поведению, встречается в исповедных вопросниках не так уж много, причём большинство из них известно в одном-трёх текстах. Это свидетельствует о том, что тема бесстыдного поведения волновала составителей, и они стремились вносить новые вопросы в свои тексты.

1. Физическая нечистота и омовение

«Забывши умытися, быв с женою?» – самый распространённый вопрос на эту тему. В некоторых текстах особо подчёркивается, что умывать необходимо руки, в других говорится, что омыть надо всего себя.982 В отдельных текстах упоминается, что умываться необходимо не только после блуда с женой, но и «скаредно держав».983

В исповедных текстах мы находим статьи, свидетельствующие о восприятии нечистоты средневековым человеком, о запрете посещать церковь или приближаться к святыне после блуда, не умывшись. В процитированных вопросах то же отношение к нечистоте высказывается не только при приближении к святыне, но и вообще в жизни. Например, в исповедных вопросниках встречаются следующие статьи: «Быв с женою и мылся из судна, ис которово пьют и ядят?», «А с женою грех творив, за стол хоживал, не измывся или порта не изменив?»,984 – в качестве «святыни», которую необходимо хранить в чистоте, выступает пища. Этнографические материалы сохранили свидетельства трепетного отношения к еде, восприятия пищи отчасти как священной материи.985 Здесь мы видим то же отношение на материале средневековых исповедных текстов.

Епитимья, которая назначалась за подобный грех, обычно была небольшой – три дня поста.986 В вопроснике М-Соф. 848 епитимья намного больше, а сама статья формулируется развёрнуто: «Или быв с женою, или что скаридье держав, и забывся умыти, и будешь ял и пил и делав? – опитемьи 40 дни, а поклонов 12 вечер и заутра».987

2. Мочеиспускание

«А при мужи мочивала ли ся?» – статья получила чрезвычайно широкое распространение в исповедных вопросниках, обращённых к женщинам. Интересно, что похожая статья: «Мочился не срамясь?»988 в вопросниках, предназначенных для мужчин, встречается крайне редко. В статье неизменно подчёркивается намеренно бесстыдное поведение: «не соромеючись», «не срамясь». По-разному трактуется объект действия: свой или чужой муж, многие «мужи», «священник»; в тексте XVII в. перечисляются чуть ли не все категории мужского населения: «при своем, ли при чюжем, или при отце родном, или при брате родном, или двоюродном, или крестном отце, ли при вотчиме, или при девере, или при зяте, ли при куме, ли при отце духовном, или при черньце, или при попе, ли при игумене, или при дияконе».989

Грех мог быть совершён по разным причинам, например, в пьяном виде: «ставши жене мочитися при мужех не соромеючися, ли пьяне, ли терезве».990 Другая причина – желание соблазнить объект: «блуда ради».991 Епитимья, назначаемая за подобное поведение, была, как правило, небольшой – три дня поста, однако встречается и епитимья на порядок больше – 30 и 40 дней поста.992

«На восток мочился?» – ещё одна статья, достаточно часто встречающаяся в текстах, обращённых как к мужчинам, так и к женщинам. В некоторых текстах уточняется: «к зори», «на восток солнца», т. е. главным в статье является солнце, а не что-либо иное, ассоциативно связанное с востоком. В некоторых текстах спрашивается не только про восток, но и про запад.993 Иногда спрашивается, был ли пьян человек («упився без памяти»), присутствовали ли другие люди («не срамящеся людей»).994 В то же время епитимья, встречающаяся всего в двух текстах, оказывается весьма небольшой – 100 поклонов, а пост вообще не назначается. Это один из самых незначительных грехов, который мы находим в исповедных вопросниках.

3. Плевки после целования покойника

Остальные статьи о неподобающем поведении известны в немногих списках. В одном из вопросников, предназначенном для исповеди мужчин, находим статью: «Мертвеца в гробе целуя ци плевал?»995 Статья записана в тексте XIV в., что уже свидетельствует о её раннем появлении. Мертвец здесь воспринимается как нечто настолько нечистое, что контакт с ним может оказаться опасным для благополучия человека. Этнографические материалы сохранили немало свидетельств о поверьях, связанных с «ходячими» покойниками.996 Чтобы избежать контактов с такими покойниками, применялись различные апотропейные средства, в том числе плевки.997 Интересно, что в более поздних текстах мы не встречаем подобных вопросов.

4. Стрижка волос женщинами

«Или власы на свое главе стригла?»998 – статья, присутствующая в вопроснике XVI в., обращённом к женщинам. Из этнографических материалов известно, что стрижка волос символизировала вступление девушки или женщины в брачные отношения: обрезали косы во время вступления в брак (часто обрезание кос заменялось расчёсыванием); за пределами свадебного обряда обрезание кос у девушки или женщины – знак бесчестья и поругания.999

В XVI в. стриженые волосы стали восприниматься как признак приверженности языческим обрядам, особенно в землях, удалённых от центральной, христианизированной части Русской земли. Сообщения об этом находим в грамоте 1548 г. новгородского архиепископа Феодосия в Вотскую пятину: «Да в ваших же деи местех, в Чюдцкой земле, замужни жены и вдовы головы бреют, старые и молодые, <...> и в том их безчинии велико поругание женскому полу: и яз ныне велел своему соборному священнику Никифору сей злый безчинный обычей разорити, и поучати их по Божественному Писанию, чтобы жены все, молодые и старые, влас глав своих никакоже не брили и не остригали».1000 Следовательно, в процитированной статье духовник спрашивает не просто о бездумном повторении некоторых ритуалов, например свадебных, как могло восприниматься остригание или расчёсывание волос невесты перед свадьбой в XIX–XX вв. Духовник подразумевает приверженность языческим верованиям: бритье волос, обращение к «арбуям», поклонение на капищах деревянным или каменным идолам. Обо всем этом говорится в упомянутом послании и в предшествовавшей ему грамоте 1531 г., отправленной в Вотскую пятину новгородским архиепископом Макарием, будущим митрополитом.1001

5. Единичные статьи

В некоторых текстах говорится о бесстыдном поведении, сходном с тем, что описывалось выше. Например, в трёх текстах (двух, адресованных женщинам, и одном, предназначенном для мужчин) находим статью: «Мочилась ли на стену церковную?», причём в одном из них добавлено: «или пьяна в церкве, или где при людех».1002 Статья, встречающаяся в разных текстах XV–XVII вв.: «Укушал еси млека женскаго?».1003 Этнографические материалы показывают, что женское молоко и вообще кормление грудью считалось сакральным и предполагало вступление в «молочное» родство.1004 Встречаются и другие статьи, говорящие о бесстыдном или оскорбительном поведении: «Мочилась на подругу или на мужа?», «Понюхавши смешения блуда?», «Срамом не стыдился?», «Поплевав, что имал ли еси?».1005

* * *

982

МАрханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л 46–50, Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062, л. 185–189, Q.I. 851, л. 153 об.–157 об., ММих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472.

983

М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472. Скаредный – грязный, нечистый; то, что не употребляется в пищу; гадкий, мерзкий, отвратительный (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 2000. Вып. 24. С. 178–179).

984

М-Погод. 310: Погод. 310, л, 95 об.–98, 130 об.–135, 236–237 об.; М-Петр. 91: П.I. А 94, л. 225–228.

985

Топорков. А.Л. Еда // Славянские древности. Т. 2. С. 176–178.

986

М-Соф. 839: Соф. 839, л. 195 об.–197, Соф. 1088, л. 358–360.

987

М-Соф. 848: Вят. 157, л. 236–237, Кир.-Бел. 528/785, л. 229 232 об., Погод. 305. л. 21 об.–28, Соф. 716, л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848, л. 243 об.–246а об., Соф. 1062, л. 207–211, Q.I.729, л. 171 об.–173, 33.4.32, л, 91 об.–94.

988

М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.

989

ЖВдов-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 415 об.–418.

990

Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

991

ЖВдов-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 415 об.–418.

992

Ж-Соф. 848: Арханг. Д. 163, л. 172 об.–174. Волок. 85, л. 265–266, Вят. 157, л. 237–238, Кир.-Бел. 528/785, л. 232 об.–234. Соф. 716, л. 108 об.–109 об., Соф. 845, л. 221 об.–223, Соф. 848, л. 246а об.–249, Соф. 1062, л 211–213, Q.I. 729, л. 173–174 об., 33.4.32, л. 94 об.–96; Ж-Соф. 839: Соф. 1088, л. 360–361 об.; Ж-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 240 об.–242 об., Арханг. Д. 168, л. 9 об.–12, КДА 174л, л. 299–301, Колоб. 176, л. 6 об.–8 об., Погод. 306, л 27–29. Соф. 1061, л. 193 об.–195 об., ТСЛ 232, л. 35–36 об., ТСЛ 235, л. 22–23 об., F.I.100, л. 156–157, ЖMux. Q 9: Мих. Q 9, л. 167 об.–168 об., Соф. 839, л. 182 об.–184.

993

М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74. Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42. Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062, л. 185–189, Q I.851, л. 153 об.–157 об.: Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76, Арханг. Д. 72, л. 50–53, Солов. 1092/1201, л. 191–193. Соф. 1061, л. 222–224, Соф. 1062, л. 189–192, Q.I.851, л. 185 об.–188 об.; М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; ЖСоф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482. О противопоставлении «восток-запад» в славянской традиции см . Толстой Н.И. Восток – Запад // Славянские древности. Т. 1. С. 445–447.

994

М-КДА 174: О.I.100, л. 37 об.–40 об.; М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л 460 –472.

995

М-Соф. 524: Соф. 524, л. 66 об.–68.

996

Толстая С.М. Полесские поверья о ходячих покойниках // Восточнославянский этнолингвистический сборник; Исследования и материалы М., 2001. С. 151–206; Кормина Ж.В., Штырков. С.А. Мир живых и мир мёртвых: способы контактов (два варианта северорусской традиции) // Там же. С. 206–232; Материалы к словарю полесской этнокультурной лексики. Похороны // Там же. С. 315–337.

997

Толстая С.М. Полесские поверья о ходячих покойниках. С. 184.

998

Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.

999

Усачева В. В. Коса // Славянские древности. Т. 2. С. 615–618.

1000

Дополнения к Актам историческим... СПб., 1846. Т. 1. С. 60.

1001

Там же, С. 27–30, 57–60.

1002

Ж-Калик. 1: Калик. 1, л. 17 об.–19 об. и 10–12, ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.; М-Калик. 1: Кир.-Бел. 530/787, л. 152 об.–156. Соф. 1102, л. 28–30.

1003

М-Мих. Q9: КДА 174л, л. 296–298, Мих. Q 9, л. 165 об.–167, Соф. 1090, л. 460–472. Типогр 385. л. 47 об.–48; М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.– 218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

1004

Кабакова Г.И. Грудь // Славянские древности. Т. 1. С. 563–566

1005

М-Колоб. 176: Колоб. 176, л. 8 об.–9 об.; М-Петр. 94: П.I.А 94, л. 225–228, М Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 473 об.–482; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 460–472; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л 72 об.–78 об.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle