Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

Обзор пособий по Церковному Праву

Церковь может рассматриваться с разных сторон. Как общество Земная Церковь имеет определенные законы и правила. Соответсвенно, верующие, члены Земной Церкви, имеют и свои обязанности, и свои права. Законы и правила церковной жизни составляют предмет науки: Церковное Право.

Как наука Церковная Право возникло не сразу. Однако материал для этой науки формировался с первых же дней существования Церкви. Ряд основных положений относительно прав и обязанностей последователей Христа представлен в Священном Писании. Эти положения имели руководственное значение уже для первых христиан. Постепенно оные положения конкретизировались за счёт появления правовых положений более частного характера.

В эпоху Вселенских Соборов были оформлены и закреплены Правила Вселенских Соборов, а именно: «Св. Вселенского I Собора, Никейского», «Св. Вселенского II Собора, Константинопольского», «Св. Вселенского III Собора, Эфесского», «Св. Вселенского IV Собора, Халкидонского», «Св. Вселенского VI Собора, Константинопольского», «Св. Вселенского VII Собора, Никейского».

В этот же период, а также в последующее время были созданы своды правил: «Правила св. Петра архиепископа Александрийского и мученика, из слова его о покаянии», «Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского», «Первое каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийскойя, к Амфилохию епископу Иконийскому Вступление», «Второе каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому», «Третье каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому » и др. Какие-то из означенных правил были приняты за обязательные к исполнению, какие-то в качестве дисциплинарных и/или нравственных ориентиров.

В это же время были изложены и введены в оборот Правила ряда Поместных Соборов, как то: «Анкирского (314)», «Неокесарийского (315)», «Антиохийского (341)», «Сардикийского (344)», «Лаодикийского (364)», «Карфагенского (393–419)» «Константинопольского, во храме св. апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861)» и др.

Особое место в ряду сводов правил занимают «Апостольские постановления», «Правила святых Апостолов».

По мере развития богословского творчества, богословской науки церковные правила анализировались, систематизировались, сравнивались, исследовались на предмет соответствия современности и пр.

В связи с развитием богословской науки появлялись и множились труды, направленные на изъяснение смысла церковных канонов. Среди них можно выделить «Канонические правила Православной Церкви с толкованиями (Зонара, Аристен, Вальсамон, Кормчая, Книга правил)», «Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона» «Правила Николая, патриарха Константинопольского c толкованиями епископа Никодима (Милаша) » «Правила Поместных Соборов с толкованиями», «Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями» священноисповедника Никодима (Милаша), «Правила святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями» и др.

В России преподавать Церковное Право начали в конце XVIII столетия, в Московской славяно-греко-латинской духовной академии. В начале XIX века Комиссия Духовных училищ предложила правлению Санкт-Петербургской духовной академии поручить способнейшему из преподавателей «выбрать из древних и новейших церковно-политических постановлений положения, касающиеся важнейших духовных дел, и представить их в особом хронологически-систематическом сочинении». В 1814 году Комиссия вновь обратилась к правлению Санкт-Петербургской духовной академии с предложением собрать в краткую систему канонического (церковного) права «коренные правила церковного управления с доказательством оных из слова Божия, соборов и отцов (Церкви), с прибавлением Духовного Регламента». Но ни то, ни другое предписание не было исполнено, так как на преподавателей церковного права в духовно-учебных заведениях возлагалась задача не только научной обработки всего материала, но и его сбора. Преподавание предмета обычно соединялось с преподаванием других богословских наук.

Университетский устав 1835 года впервые ввел преподавание Канонического (Церковного) Права на юридических факультетах университетов. Наука первоначально носила чисто богословский характер: чтение лекций поручалось профессору богословия, а слушание было обязательно только для студентов-юристов православного исповедания. Не имея внутренней органической связи с другими предметами, она естественно оставалась в университетах как бы приемышем: ее преподавали и слушали только по требованию Устава. Примечательно, что первый полный учебник церковного права написал профессор богословия Университета св. Владимира прот. Скворцов.

В 1874–1875 вышел курс профессора Московского университета Н. К. Соколова «Из лекций по церковному праву». Лекции, по мнению А. С. Павлова, «отличались замечательной ясностью изложения и достаточно твердою юридической постановкою предмета».

В 1888 году появился «Краткий курс церковного права Православной Церкви» профессора Казанского университета И. С. Бердникова. Несмотря на то, что это пособие вызвало ряд замечаний у отдельных критиков, многими оно было признано как удачное. Скажем, то замечание, что оно отличалось не столь юридическим, сколь богословским характером, рядом исследователей было оценено с положительной стороны. Помимо означенного пособия ученый составил ряд трудов на частные канонические темы. В этот перечень входят: «Основные начала церковного права Православной Церкви», «Церковное право как особая, самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права », «Заметка о раскольническом браке», «О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку» и пр.

Широкой известностью в своё время пользовался «Курс церковного права» профессора Ярославского юридического лицея Н. С. Суворова – квалифицированного юриста, превосходно знавшего источники канонического (церковного) права и историю церковных институтов, особенно западных. Впервые изданный в 1888–1890 годах, впоследствии переработанный в «Учебник церковного права», он многократно переиздавался.

Одним из наиболее удачных русских руководств по канонике считается «Курс Церковного права» А. С. Павлова, изданный в 1902 году, по смерти автора по студенческим записям его лекций, читанных в Московском университете. По некоторым оценкам, он написан хорошим, живым языком, не особенно свойственным юридической литературе, отличается от других учебников продуманной системой изложения, а главное, строго православной позицией автора.

В XIX – начале XX века было проведено много научных исследований в области канонического (церковного) права. Среди них видное место занимает исследование петербургского юриста Г. А. Розенкампфа «Обозрение Кормчей книги в историческом виде».

Известный археограф и источниковед Н. В. Качалов в 1850 году выпустил работу «О значении Кормчей в системе древнего русского права». Ученый полагал, что освоение «Кормчей» должно быть включено в общий курс канонического (церковного) права допетровской Руси в том числе для того, чтобы «определить в кратком обзоре юридическое значение духовенства в России и отношение его к светской власти в период до воцарения Петра Великого.

Во второй половине XIX века вышли такие труды А. С. Павлова, как «Первоначальный славяно-русский Номоканон», «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права» и «Номоканон при Большом Требнике». Его авторством отмечены также труды по системному изложению курса Церковного Права: «Курс Церковного права» и «Сокращенный курс лекций церковного права».

Крупным специалистом по источникам древнерусского Канонического (Церковного) Права считался Серафим Владимирович Юшков (1888–1952). Его стараниями был составлен курс «История государства и права СССР» (1940 год).

Митрополит Николай (Ярушевич) внес свой вклад в церковно-правовую науку, создав творение «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)».

В настоящее время крупнейшим специалистом в области Церковного Права считается протоиерей Владислав Цыпин. Среди его трудов выделяют: «Каноническое право», «Курс церковного права», «Присоединение инославных. К вопросу о границах Церкви», «Русская Православная Церковь и государство в 1917–1990 годах: правовой аспект», «Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность» и др.

Комментарии для сайта Cackle