Обзор пособий по Сравнительному Богословию

Сравнительное Богословие – наука, занимающаяся исследованием, анализом и сравнением особенностей инославных «христианских» вероучений как между собою, так и относительно вероучения Вселенской Православной Церкви, а также изобличением ложных положений этих вероучений.

Методология Сравнительного Богословия отчасти опирается на методологию полемического богословия – особого направления богословского творчества, – основы которого были заложены в раннехристианские времена. Во многом развитие этого творчества было обусловлено необходимостью борьбы Церкви с еретическими заблуждениями. Некоторые ересиархи того времени пользовались огромным влиянием в народной среде и привлекали на свою сторону множество (обманутых ими) христиан. Возражая еретикам, было жизненно важно не только обнаруживать и обозначать их заблуждения, но и аргументированно, убедительно их опровергать. В процессе развития полемического направления богословия приумножались и совершенствовались необходимые для этого методы и приемы.

Среди литературных памятников, представляющих это направление богомыслия, можно выделить произведения: Тертуллиана «О прескрипции [против] еретиков», «Против Маркиона в пяти книгах», святителя Василия Великого «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия», святителя Кирилла Александрийского «Защищение «12 глав» против восточных епископов», преподобного Максима Исповедника «Письмо XIII. Краткое слово к иллюстрию Петру против учения Севира», святителя Григория Паламы «Антирретики против Акиндина» и др.

В Российских духовных школах в XVII–XIII вв. на занятиях по Богословию, догматы, как правило, раскрывались перед учащимися в полемическом ключе. Полемический метод активно использовался и в практической сфере российского духовного образования: в разных духовных школах с различной периодичностью устраивались учебные (иногда – экзаменационные) диспуты. В формате теоретического изучения Богословия учащиеся знакомились с элементами вероучений католиков и протестантов, с основами методологии опровержения католических и протестантских заблуждений, с методами отстаивания истин православного вероучения, а затем эти знания применялись ими в процессе полемических состязаний (диспутов).

Высококачественных специализированных пособий, направленных на опровержение лжедогматов инославных «христианских» вероучений, в то время издавалось не много, но всё же они издавались.

В конце XVII века под авторством братьев Лихудов вышло произведение антикатолической направленности «Мечец духовный». А в первой четверти XVIII века митрополитом Стефаном Яворским было создано фундаментальное произведение антипротестантской направленности: «Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви».

Как самостоятельная дисциплина Сравнительное Богословие получило распространение в XIX веке (при этом поначалу оно называлось иначе: «Обличительное Богословие»).

Среди созданных в XIX веке пособий по Обличительному Богословию можно выделить следующие: «Лекции по обличительному богословию» архиепископа Иннокентия (Борисова); «Богословие обличительное» архимандрита Иннокентия (Новгородова), «Обличительное богословие, составленное по лекциям священника Ставровскаго в 1866/67 году», «Записки по обличительному богословию» Епифановича Л., «Руководство к обличительному богословию, составленное преподавателем Могилевской семинарии И. Трусковским», «Обличительное богословие» Е. Успенского, «Руководство к обличительному богословию» И. Перова.

Перечисленные пособия отличались одно от другого такими чертами, как объём содержания и стилистика изложения материала, акцентуация на тех или иных положениях, но во многом они были схожи по своим методологическим основам, задачам и целям. Изобличение инославных «догматов» строилось, главным образом, на том, что выявлялось несоответствие этих «догматов» Священному Писанию (и Преданию Церкви); в ряде случаев вскрывалась абсурдность их внутреннего содержания, особо подчеркивалось их позднее происхождение.

Кроме того, в XIX веке был издан ряд трудов научного и просветительского характера, затронувших отдельные стороны (аспекты) Сравнительного Богословия, например, сочинение святителя Филарета Московского «Разговор между уверенным и испытующим», сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова) проливающие свет на тематику специфики католической мистики.

Среди работ такого рода, написанных в последующий период, можно вспомнить труд архиепископа Илариона (Троицкого), касающийся вопроса о границах Церкви, «Единство Церкви и Всемирная Конференция Христианства», труды патриарха Сергия (Страгородского), затронувшие тематику спасения, оправдания, границ Церкви: «Православное учение о спасении», «Разбор инославных учений об оправдании», «Значение апостольского преемства в инославии», «Об отношении Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам», сочинения В. Н. Лосского – «К вопросу об исхождении Святого Духа», «Догмат о непорочном зачатии», работу «Значение Реформации как события в истории христианства» протоиерея Иоанна Мейендорфа.

Свой вклад в развитие Сравнительного Богословия внёс и профессор Д. П. Огицкий (трудился на кафедрах МДА; в частности, он исследовал вопросы, связанных с Фотиевой схизмой), и архиепископ Михаил (Чуб) (ряд его статей, касающихся полемики с лютеранами, вошёл в «Богословские труды»).

Среди сочинений греческих авторов уместно назвать «Православие и католичество» протопресвитера Иоанна Романидиса.

Среди современных пособий по Сравнительному Богословию пользуются известностью: «Сравнительное богословие» протоиерея Валентина Васечко, курс лекций по сравнительному богословию протоиерея Максима Козлова – «Западное христианство. Взгляд с Востока», – «Католический Катехизис с точки зрения православного богословия» протоиерея Имриха Белейканича и др.

Комментарии для сайта Cackle