Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

Правила чтения духовной литературы

1. Начинают чтение Священного Писания (Библии) не с начала, а с Нового Завета. После его системного изучения переходят к Ветхому Завету.

2. Начинать и заканчивать чтение принято с молитвой.

3. Здоровым людям не принято читать Библию лёжа, читать следует с благоговением и неспешно.

4. Св. Писание не просто прочитывают, но читают ежедневно. Христос говорил: «Исследуйте Писания» (Ин.5:39), поэтому, наряду с благоговейным чтением, Св. Писание изучают.

5. Изучение Библии производится на основе толкований святых отцов. См. толкования.

6. Толкований Священного Писания, основанных на протестантских преданиях и собственных фантазиях, лучше избегать. Авторами их могут быть не только протестанты, но и православные авторы. Обычно они к месту и не к месту ссылаются на «современных учёных» и «последние открытия», стремясь эпатировать слушателей оригинальностью материала.

7. Важная добродетель – это рассуждение. Нужно уметь правильно и в совокупности оценивать прочитанное. Всегда проще воспринять крайность.

8. Полезно выписывать особенно тронувшие сердце строки и заучивать некоторые из них.

9. Чтение Священного Писания и святоотеческой литературы – это труд. Как и всякий другой, он не может быть всегда только легким и приятным. Иногда надо к нему себя понуждать, помня, что и враг человеческого спасения может противиться чтению: например, наводить скуку, усталость, отягощение.

10. Начинать чтение духовной литературы лучше с сочинений простых, «деятельных», и постепенно восходить до более возвышенных. Некоторые читают много, но бесплодно. Отчего? Оттого, что выбирают книги, для них неподходящие. Например, новоначальные часто стремятся быстрее ознакомиться с такими возвышенными сочинениями, как творения св. Исаака Сирина, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Макария Египетского. А бывает и наоборот, когда люди, уже несколько преуспевшие в молитве, читают только простейшие жития, брошюры и часто теряют то, что уже приобрели. Важно читать те книги, которые соответствуют духовному возрасту читателя.

11. Духовные книги нужно читать очень внимательно, лучше по два, а иногда даже и по три раза, выделяя на это ежедневно определенное время, желательно не менее часа.

12. Не следует читать по несколько книг одновременно. Лучше взять одну и ее прочитать со вниманием. Тогда все, о чем в ней повествуется, и хорошо запомнится, и принесет реальную пользу.

13. У каждого автора следует брать то, в чём он силён. Вряд ли получится изучать аскетику по трудам протопр. Александра Шмемана, но его произведения могут быть полезны входящим в Церковь и изучающим литургику (науку о Церковном богослужении).

14. У академических богословов нужно обращать внимание на предметы, в которых они специализируются. Например, почтенный проф. А.И. Осипов является специалистом в области апологетики; что же касается догматики, агиологии и патрологии, то для изучения этих предметов лучше обратиться к трудам других ученых.

15. Следует с осторожностью относиться к произведениям современных западных авторов, многие из которых заражены идеями толерантности и либерализма. Имеет смысл обращать внимание и на издательства, т.к. некоторые специализируются именно на таких переводах.

16. Учиться практике лучше у практиков или тех, кто обобщает и систематизирует опыт подвижников.

17. Рассматривая цитаты, руководствуйтесь принципом: кто, когда, кому и по какому поводу это сказал.

На эту тему есть полезная статья: Стоит ли убивать кротов, или как не попасть впросак при чтении современной православной литературы.

18. Могут существовать разные переводы одной и той же книги: если перевод труден для Вас, попробуйте найти более адаптированный для современного читателя.

Комментарии для сайта Cackle