сост. А.В. Фомин

Источник

Глава 3. Ангелы-Хранители человека

Участие Ангела-Хранителя в жизни человека

У каждого христианина есть свой Ангел-Хранитель. Как только человек приобщился в купели Св. Таинства Крещения к благодатному царству Христову, с той самой минуты он получает от Бога постоянного приставника души своей – одного из св. Ангелов, в обязанности которого входит руководить и поддерживать его на многотрудном жизненном пути, постоянно направляя стези его на путь правый. Исполняя волю Всевышнего, Ангел-Хранитель берет, так сказать, вверенного ему человека на свои руки и блюдет, да не преткнется о камень нога его.

Таково всеобщее верование христиан!

Откуда же оно ведет свое начало и на чем основано? Эта вера в постоянное пребывание с верующими св. Ангела-Хранителя столь же древняя в человечестве, как сама вера во единого Бога-Творца и Промыслителя мира и человеков.

Какое же участие собственно принимает Ангел-Хранитель в жизни христианина? Участие это различно в различные моменты жизни человека-христианина. Когда мы, явившись на свет, по благодати Божией, воспринимаем крещение и получаем в нем новое бытие, наш Ангел незримо присутствует при этом таинстве, радуется о нас, видя, что Иисус Христос, искупивший кровью Своей человека, принимает нас в число своих избранных, что Дух Божий освящает наше сердце и делает его чистым храмом Своим. С этого момента св. Ангел не покидает нас ни на одну минуту. В период нашей, так сказать, колыбельной жизни – добрая мать наша, утомленная попечением о нас, и та иногда предается крепкому сну и забывает о нас на несколько минут. Ангел же не отвращает своих очей от нашей колыбели, приникает над ней и любуется в нас образом Божиим и богатством благодати Христовой. Но вот мы начинаем несколько понимать язык матери. Она спешит передать нам святые слова молитв. Ангел-Хранитель запечатлевает их в нашем сердце, твердит и повторяет в глубине души нашей имена Христа Спасителя и Божией Матери. Он же затем подготавливает нас к принятию Тела и Крови Господней, вселяя в нас чувство любви к Богу и наполняя пламенными желаниями всю нашу душу.

С наступлением сознательного периода нашей жизни Ангел-Хранитель старается озарить наш ум лучом Божественного света, обогатить его мыслями чистыми, благородными, небесными и вразумить его в познание всего, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала. Сердце наше он старается согреть такой любовью к Богу и ко всему доброму и святому, которой сам пламенеет. Совесть нашу он старается озарить и просветить настолько, чтобы она верно различала доброе от лукавого, грозно обличала не только дело, а и помышление и желание греховное, верно руководила нас в исполнении заповедей Божиих. Дождавшись же от нас наших молитв и наших добрых дел, св. Ангел переносит их на Небо, представляет Богу, влагает их вместе с молитвами святых в златую кадильницу, благоухавшую пред Престолом Всевышнего, и вписывает их в книгу жизни.

Несмотря на такую заботливую попечительность о нас Ангела-Хранителя, мы, как носящие в себе семя греха, мало-помалу позволяем, чтобы нашей душой овладевали различные порочные наклонности. Глаза наши устремляются на предметы суетные и часто опасные, слух внимает клевете и соблазнительным разговорам, язык произносит слова, обидные для ближнего и оскорбительные для Бога; этот драгоценный дар наш занимается пустыми земными предметами, а сердце, долженствующее пламенеть любовью к Богу, преисполняется низких и грубых вожделений. Ангел, с трепетом и сокрушением следя за всем этим, все усилия употребляет к тому, чтобы мы превозмогли все греховные мысли свои. Он старается рассеять все наши недоразумения, направить волю нашу на путь истины и возбудить в нашем сердце желания, сообразные с Законом Божиим. И едва только в нашем сердце загорается сознание греховности и неправоты пред Богом, св. Ангел внушает нам через нашу совесть, чтобы мы окончательно очистили себя в Таинстве Покаяния от всех содеянных нами лютых. «Пройди мысленно, – как бы так говорит нам Ангел-Хранитель, – десять заповедей Божиих и правила Церкви, и ты убедишься, что нет ни одной заповеди и ни одного церковного правила, которых бы ты не нарушил, нет ни одного греха, которого бы ты не совершил». Иди же и очисть свою душу чистосердечным раскаянием во грехах. Наконец, св. Ангел успевает убедить нас в необходимости исповедания пред священником грехов своих и, направляя нас в храм Божий, и Сам сопровождает нас в то священное судилище, где грешник примиряется с Богом. Ангел слышит наше раскаяние во грехах и радуется нашему чистосердечному желанию исправиться. Однако, по немощи природы своей, мы скоро опять впадаем в различного рода беззакония, забывая все добрые внушения своего Ангела. Этот последний терпеливо смотрит на все наши уклонения с правого пути и постепенно опять начинает вселять в нас сознание своей греховности и необходимости очиститься в Таинстве Покаяния. Жизнь наша есть непрерывная цепь грехопадений, стезя, ознаменованная раскаяниями и нарушениями обещаний. Поэтому Ангел-Хранитель не отступает от нас до конца жизни нашей, дабы мы совершенно не забыли своих христианских обязанностей и не перешли во власть диавола. Когда же наступает смертный час наш, св. Ангел утешает нас, если мы достойны того, своею отрадною беседою на смертном одре нашем; по разлучении души с телом встречает ее за гробом, отверзает ей врата вечности и ободряет ее своим вождением пред Верховным Судьей.

Проникаясь этими последними мыслями, один из наших отечественных поэтов М.Ю. Лермонтов дал им прекрасное образное выражение в одном из своих стихотворений.

В пространстве синего эфира

Один из Ангелов святых

Летел на крыльях золотых;

И душу грешную от мира

Он нес в объятиях своих,

И сладкой речью упованья

Ее сомненья разгонял,

И след проступка и страданья

С нее слезами он смывал.

Итак, от колыбели и до гроба над нами бодрствуют служебные духи, в служение посылаемые за «хотящих наследовать спасение»; от колыбели и до гроба свв. Ангелы служат делу нашего спасения. Служение это чрезвычайно обширно, на что указывает между прочим и то, что в нем принимают участие вообще все ангельские силы. Это же подтверждается и теми разнообразными дарованиями, которыми облечены св. духи.

Из всего сказанного выше ясно открывается, что все Ангелы находятся в близком общении с нами; но ближе всех стоят к нам Ангелы-Хранители. Поэтому-то каждый из нас обязан с благоговением памятовать о своем Ангеле-Хранителе, чтить его и ежедневно приносить ему молитвы, установленные Церковью. Сама Св. Церковь непрестанно в своих служениях напоминает нам об Ангелах-Хранителях. Устами своих священнослужителей Она испрашивает у Бога для каждого из нас Ангела мирного, верного наставника, хранителя души телес наших. «Ангела мирна, верна наставника, Хранителя душ и телес наших у Господа просим», – слышим мы почти за каждой церковной службой. В этом молитвенном прошении Св. Церкви выражается, с одной стороны, Ее заботливость о спасении всех христиан, а с другой стороны – напоминание нам, чтобы каждый из нас в своих молитвах просил себе у Бога Ангела-Хранителя, как Ангела мирного, как верного наставника и как хранителя души и тела.

Но может быть, кто-нибудь скажет, что Ангел-Хранитель даруется нам прежде прошения нашего, в то время, когда мы еще ничего не понимаем и не можем понимать, а потому – не для чего просить его у Господа. Чтобы нагляднее уяснить это недоуменное обстоятельство, я сошлюсь на факт, имеющий место в жизни каждого человека (семьянина) и потому известный всем. Каждый земной отец заботится о своих детях, старается приготовить и доставить им все необходимое для них, однако это не освобождает детей от обязанности обращаться к нему во всех своих нуждах, перед ним выражать свою любовь и доверие, свою преданность и благодарность. В противном случае дети явно показали бы, что они не чувствуют отцовской любви и попечительности о них, что они неблагодарны к благодеяниям отца. Подобным образом и Отец Небесный дарует нам все, предупреждая прошения наши, тем не менее это не освобождает нас от обязанности обо всем молиться Ему и всего просить у Него. Он сияет солнце свое на злых и благих и дождит на праведных и неправедных; несмотря на это, мы должны молиться Ему, чтобы и свет солнечный, и дожди, и росы были для нас благотворны, а не губительны. Он повелел земле произрастать многоразличные плоды в насыщение наше, но тем не менее Сын Божий заповедал нам просить у Отца Небесного насущного хлеба нашего на всякий день. Иначе мы высказали бы свое неверие в Его отеческий Промысл о нас, свое бесчувствие к Его высочайшей любви и благости, свою неблагодарность к Его благодеяниям.

Кроме того, мы сами часто делаем себя недостойными благодатного хранения своего Ангела-Хранителя. Хотя Ангел-Хранитель дается христианину на всю жизнь и не оставляет его до гробовой доски, но коль скоро душа его преисполняется нечестия, которого не может терпеть чистое и святое око Ангела, то Ангел-Хранитель удаляется от него. С удалением же от нас Ангела-Хранителя нами овладевает ангел тьмы, потому что при ком нет Ангела-Хранителя, при том – враг-губитель.

Вот поэтому-то Св. Церковь учит нас ежедневно молиться Отцу Небесному, чтобы Он не отнял от нас, по грехам нашим, св. Ангела-Хранителя, заповедал ему не удаляться от нас за грехи наши, но побуждать нас к покаянию, охранять нас от всякого зла, учит молиться и самому Ангелу-Хранителю нашему, чтобы он не возгнушался нечистотою нашею и не предал нас злой власти диавола.

Почему же для нас необходимо, чтобы наш Ангел был именно Ангелом мирным, наставником верным и душ и телес наших хранителем?

Ангела мирного мы должны просить себе у Бога потому, что св. Ангелы служат не только любви и милосердию, но и правде и суду Божию. Господь посылает их к людям не с одними дарами благости, а и с явлениями праведного гнева Своего. Хотя Господь Иисус Христос, примирив нас кровью Креста Своего с правосудием Божиим, даровал небесный мир душе нашей, мир нашей совести и сердцу, однако прегрешениями своими мы опять навлекаем на себя праведный гнев Божий. Своими неправдами и беззакониями мы вносим нестроение и вражду и в самое общество, в котором живем. Следствием всего этого бывает скорбь и теснота на всякую душу человека, творящего злое. Ангел Божий не только отступает со скорбью и слезами от души грешной и нечистой, но по любви своей к Богу, по ревности о славе Божией, о величии и святости закона Божия готов стать против нас за честь и славу Божию, наказать нас за преступление закона Божия, отомстить нам за оскорбление величия и святости Божией. Когда прародители наши согрешили, то Ангелы – прежние друзья их – являются первыми исполнителями казни над падшими: Ангел Божий изгнал их из рая, а Херувим с пламенным мечом охранял заключенные для преступников двери рая (Быт. 3:24). Страшная казнь городов Содома и Гоморры также совершена была рукою посланных Ангелов (Быт. 19:13). Св. Андрей Юродивый видел однажды около умирающего беззаконника такого грозного Ангела, вид которого был подобен пламени. Ангел, который был невидим, держал в руке своей огненную трость. Он подошел к умирающему и начал бить его этою тростью, приговаривая: еще ли ты хочешь беззаконничать и осквернять различных лиц? Ты притворялся, что ходил к утрени, а между тем ходил на диавольские дела. И в это время беззаконник испустил дух свой, и душа его была взята тотчас же демонами (Четьи-Минеи, 2 октября). Ввиду всего этого мы и должны просить у Господа Ангела мирного, т. е. просить, чтобы Ангел Господень был для нас не вестником гнева и карателем беззаконий наших, но ходатаем нашим пред Богом.

Ангела как верного наставника нам нужно просить у Господа потому, что сами по себе, без постороннего наставления и руководства, мы, как говорит Сердцеведец Господь, и окаянны, и бедны, и слепы, и наги. Разум наш подвержен сплошным ошибкам и заблуждениям, так что иногда, по слову пророка, свет представляется ему тьмою и тьма светом, доброе лукавым и лукавое добрым, а потому вместо руководства к Царствию Божию он заводит нас в погибель. Воля наша настолько немощна, что, как говорит апостол, «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Сердце наше есть такой мутный и нечистый источник, из которого, по слову Самого Господа, исходят помышления злые. Вследствие этого и целая жизнь человека бывает иногда цепью ошибок и заблуждений, сопровождаемых тяжкими и грустными последствиями, сцеплением неудач и разочарований, пороков и преступлений, оставляющих после себя одно горькое, но позднее и бесплодное раскаяние. Что же случилось бы с нами, если бы в этой жизни, которую, по справедливости, приравнивают к вечно волнующемуся морю, мы были бы предоставлены самим себе, без верного руководства и наставления свыше? Было бы, без сомнения, то же, что было с древними язычниками, которые жили, как бессловесные животные, руководствуясь одними чувствами и страстными влечениями растленной своей природы, и умирали без ясного сознания того, что ожидает их за гробом, без надежды и упования жизни вечной.

Правда, нельзя сказать, чтобы у нас не было наставников и учителей. Помимо того наставника небесного, которого дает нам милосердный Господь, нас учит, например, внешняя природа, в которой повсюду дает себя чувствовать присносущная сила Божия. Немало учат нас и родители, и земные наставники наши. Св. Церковь, в свою очередь, не перестает учить нас, предлагая нам и самое живоносное слово Божие, и многочисленные писания святых и богоносных мужей, в которых заключаются многообразные опыты духовной мудрости великих подвижников и учителей веры и благочестия. Но все эти наставники и учители говорят уму и сердцу нашему посредством внешнего слуха, который не всегда верно и почти всегда слабо передает душе нашей их наставления. Ангел же Хранитель говорит душе нашей непосредственно; он прямо, без посредства чувства слуха, говорит нашему разуму, нашему сердцу, нашей воле и нашей совести. Конечно, как успех всякого ученика зависит от его внимания, прилежания и послушания своему учителю, так и благоуспешность наставлений св. Ангела-Хранителя зависит от нас самих, от нашего внимания, усердия и повиновения своему небесному наставнику. Когда мы со всем усердием внимаем своей совести, через которую преимущественно говорит нам Ангел Божий, повинуемся голосу ее, творим благое и угодное Богу и избегаем всякого греховного обольщения, тогда Ангел-Хранитель радуется о нас, молится за нас и утешает нас своим мирным и благодатным присутствием с нами. Когда же, напротив, мы не слушаемся своей совести, поступаем вопреки ее внушениям, стараемся даже заглушить ее голос лживыми чувствованиями и изворотами и даем волю своим страстям и злым похотям плоти, тогда Ангел предает нашу душу «превратному уму – делать непотребства» (Рим. 1:28).

В необходимости просить для себя у Господа Ангела как хранителя душ и телес наших мы убеждаемся ежеминутно. Так, телесная жизнь наша очень много страдает от разнообразных болезней, полчище которых так велико, что все усилия врачей не в состоянии уследить за ними, не могут даже исчислить их, тем менее одолеть их и защитить от них нашу жизнь. Все в природе может грозить нам смертью. Умирает человек и без пищи и от пищи, и от воздуха и без воздуха, и без воды и от воды, и от солнца и без солнца, и от грозного удара молнии и от легкого дуновенья ветра. Смерть всю нашу жизнь преследует нас по пятам. Что же спасет нас от нее? Несомненно – одно милосердие и долготерпение Божие, одно охранение и ходатайство о нас нашего Ангела-Хранителя. Домовладыка небесный, назирая вертоград свой, быть может, уже сказал о нас как о бесплодной смоковнице: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее» (Лк. 13:7–9).

Много опасностей есть в мире и для жизни духовной, для нравственной чистоты сердца нашего и здравия духа. Мир наш так преисполнен различных соблазнов, что Сам Господь со скорбью говорил: «Горе миру от соблазнов». Дух злобы непрестанно стережет нас на всех путях жизни, «ходит, яко лев рыкая, ища кого поглотить». И опять-таки только один Ангел-Хранитель может защитить нашу душу от угрожающих ей напастей и погибели. На этом основании и нужно нам постоянно молиться, чтобы Ангел-Хранитель оберегал и сохранял невредимыми нашу душу и наше тело.

Николай Славин. Ангелы-Хранители человека. Чернигов, 1893

Когда начинается и как долго продолжается служение Ангела-Хранителя?

Когда начинается служение Ангела-Хранителя человеку?

К разрешению этого вопроса преимущественно ясные основания представляются в словах Иисуса Христа об Ангелах младенцев возрастом и младенцев веры, также в сказанном у Псалмопевца, что Бог ополчает Ангелов Своих только окрест боящихся Его, и в свидетельстве ап. Павла, что эти служебные духи посылаются от Бога только к тем, которые призваны к наследованию спасения.

Строго державшиеся этих оснований знаменитейшие из отцов внушают нам, что служение Ангела-Хранителя человеку начинается со времени присоединения его к обществу верующих в Спасителя и оживотворения души его благодатью, но не с самого рождения, как полагали некоторые, большей частью западные учители Церкви.

Внушение такой мысли можно усматривать во всех местах отеческих писаний, где святые провозвестники истины предлагали свои рассуждения о том, каждому ли человеку или только каждому верующему и, следовательно, принадлежащему к Царствию Божию дарует Бог Ангела-Хранителя? Общим их ответом на этот вопрос представляется основанное на изречениях Св. Писания мнение, что не всякому человеку даруется Ангел-Хранитель, но удостаиваются его особенного попечения и усиленного охранения только имеющие в себе залог веры и по вере сподобляющиеся благодатного усыновления и прав на наследие того спасения, которое приобретено для нас Господом и Спасителем нашим.

Заимствуем несколько собственных слов св. отцов из их писаний.

Василий Великий говорит, что «с каждым из верных есть Ангел, который как детоводитель и пастырь управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презрите единого малых сих, яко Ангели их выну, видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10); и Псалмопевец говорит: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его (Пс. 33:8)».

Подобные места находим в Беседах Василия Великого на псалмы 33, 48 и в творениях Ефрема Сирина и Григория Богослова.

Иоанн Златоуст в разъяснении Послания к Колоссянам говорит: «Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне – по числу верующих. Откуда сие известно? Слушая, что Христос говорит: блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо, яко Ангели их на небесах выну, видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10). Знай же, что каждый из верных имеет Ангела; да и каждый из древних праведников имел Ангела».

Подобные места есть в изъяснениях того же отца на Послание к Евреям (гл. 1 и 9), на Деяния Апостольские (гл. 12).

Амвросий Медиоланский, возбуждая верных к борьбе против похотей плотских, в ободрение напоминает: «Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право на наследие обещанных благ в жизни небесной».

Св. Анастасий Синаит к изъяснению Книги Бытия присовокупляет несколько таких слов о наших Хранителях: «Тем, которые получили крещение и взлетают на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него».

Подобные соображения выражаются у древнего писателя ответов на вопросы о вере православной, у Феодорита, у Кирилла Александрийского, у Илария Пиктавийского, у Феодора Студита, у Феофилакта и у многих позднейших.

Следуя таким внушениям отцов, никто, конечно, не затруднится повторить с полным убеждением, что нам даруются Ангелы-Хранители вскоре по рождении и что служение наших Ангелов-Хранителей начинается со времени нашего возрождения в купели крещения. Но, повторяя это себе, не можем отрицать и того, что при ином положении спасаемых во времена ветхозаветные, когда еще не было Таинства Крещения, и во времена новозаветные, когда некоторые из богобоязненных и искренно верующих в Господа Иисуса Христа, по обстоятельствам жизни, оставались, иногда на много лет, без таинственной купели крещения, – не можем отрицать, что ни один из них и до крещения не был оставлен без помощи Ангелов-Хранителей. Верующий ветхозаветный пользовался служением Ангела-Хранителя в достижении спасения, по вере в грядущего Спасителя (Пс. 90:11). Верующий во времена новозаветные, но еще не получивший крещения, имеет нужду в руководстве Ангела-Хранителя к достижению полного благодатного освящения, по вере в Иисуса Христа, и теснейшего присоединения к телу Церкви Его посредством таинств.

До какого предела продолжается служение Ангела-Хранителя?

По соображению цели, для достижения которой даруются нам Ангелы-Хранители, которую апостол определяет служением спасению призванных к вере и спасению (Евр. 1:14), справедливо думать, что служение Ангела-Хранителя человеку, принадлежащему к Царствию Божию, продолжается до конца спасительных подвигов, то есть до последнего предела его жизни в здешнем мире. В притче Иисуса Христа о богатом и Лазаре, именно в словах: «умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22), есть основание предполагать, что служение Ангелов-Хранителей наших простирается за пределы нашей жизни в здешнем мире.

Соответственно этим указаниям Св. Писания отцы Церкви единогласно свидетельствуют, что:

1) служение Ангелов-Хранителей не прекращается никогда до отшествия человека с поприща здешней жизни, как с поприща, на котором он должен воинствовать до смерти,

2) не прекращается вовсе, хотя и встречаются случаи в жизни охраняемого, когда Ангел-Хранитель принужден бывает отдаляться от него на время, и

3) служение Ангелов-Хранителей сопровождает порученных им и за пределы здешней жизни до решения их участи в мире духовном.

Всеобщая уверенность о постоянном сопребывании Ангелов-Хранителей с охраняемыми, выражающаяся во всех многообразных рассуждениях отцов и учителей Церкви об этих небесных приставниках наших, видна в особенности из тех наименований, какими обозначаются у отцов их отношения к нашей жизни. Так, Василий Великий выражает уверенность о всегдашней, от начала до конца жизни, близости к нам Ангелов-Хранителей, когда именует их такими детоводителями и пастырями, которые управляют нашей жизнью.

Св. Григорий Нисский в том же значении именует Ангелов-Хранителей всегдашними зрителями нашей жизни.

Св. Иларий, входя в соображения о постоянном сопребывании Ангелов с охраняемыми во всю жизнь, именует их свидетелями нашей воли, то есть наших расположений душевных, раскрывающихся во всей нашей деятельности от начала и до конца здешней жизни.

Подобные выражения встречаются часто у писателя III века – Оригена, у Климента Александрийского и Августина.

У Блаженного Августина есть молитвенные размышления, в которых благочестивый писатель, выражая благодарение Богу, между прочим, и за дарование Ангела-Хранителя, говорит: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что даровал мне Ангела мирна, дабы он сопутствовал мне всегда, и быть стражем моим от рождения до конца моей жизни».

Допуская случаи удаления Ангела-Хранителя от человека, богомудрые учители считают виновником этого удаления самого человека, иногда же объясняют причину этого из премудрых намерений Промысла Божия.

1) Сам человек бывает виновником удаления от себя Ангела-Хранителя, когда, пренебрегая добрые и святые внушения, погрязает в нечистотах плотских или беспечно и необузданно предается страстям, подавляющим всякую добродетель. В таком случае Ангелу – духу чистому, любящему дорогое и святое, – остается сожалеть об угрожающей человеку погибели и только выжидать минуты его раскаяния, чтобы снова приблизиться к нему и иметь радость ополчиться окрест кающегося грешника (Лк. 15:7–10).

2) Иногда Промысл Божий скрывает содействие ангельское от борющихся с искушениями, для того чтобы открывать мужам силы поприще деятельности напряженной и усиленной.

Чтобы видеть собственные свидетельства отцов о том и другом случае, обращаемся к их писаниям.

1) Василий Великий, рассуждая о греховной вине человека, удаляющей от него Ангела, и о печальных следствиях такого удаления, пишет: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся его: Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами».

После изъяснения пророческих слов Исаии: «отниму ограждение винограда», великий учитель замечает: «Поскольку и каждый из нас имеет святого Ангела, ополчающего окрест боящихся Господа; то и каждый из нас может, по изобличению в грехах, сделаться повинным бедствию; такового перестает закрывать стена, то есть защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими. Всякая же душа, оставшаяся без этой защиты, предоставляется на разграбление врагам, то есть супротивным деятелям, и на попрание тому, кто хвалится и говорит: «прошед вселенную, се есмь» (Иов 1:7). Ибо не огражденные, словом и ангельскою силою преданы, бывают неразумному движению».9

Подобные мысли выражаются у Феодорита в толковании на Книгу Бытия, у Анастасии Синаита и у многих позднейших.

2) Св. Амвросий, имея в виду случающееся как бы удаление Ангелов-Хранителей от борющихся с врагами спасения, говорит: «Зачем же вдали стоят (как сказано в 37-м псалме стихе 12-м) те, которые на то и поставлены, чтобы оказывать помощь? Да они и не отошли далеко; только палимый искушениями полагает, что далеко от него те, которых желал бы он видеть ближе. Но тогда как он считает себя оставленным ими, они нетерпеливо ждут того мановения, которым Владыка укажет им выступить в помощь. Владыка же, чем блистательнейшую для Своего борца предвидит победу, тем продолжительнейшее время предоставляет ему борение».

Иоанн Златоуст, исходя из евангельского повествования о борьбе с искусителем, выдержанной самим Подвигоположником нашим Иисусом Христом, предполагает нечто подобное и в нашей жизни. Именно в изъяснение слов Евангелиста: «и се Ангели приступиша и служаху Ему» (Мф. 4:11), говорит: «Доколе продолжалась брань, Христос не попускал являться Ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить. Но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и Ангелы. Познай отселе, что и тебя после побед над диаволом примут с рукоплесканием Ангелы. И будут ограждать во всех случаях».

Раскрыта эта мысль в другом толковании св. Иоанна Златоуста следующим образом: «По смотрению Божию Ангел-Хранитель иногда отступает от человека или, лучше, не отступает, а только скрывается, делая себя невидимым для искусителя. Ибо Ангел добрый не бывает видим для диавола, если сам того захочет. Итак, когда он уклоняется, чтобы дать диаволу доступ искушать нас, со вниманием ожидает следствий, какие от того произойдут. Посему, когда злое пожелание возникает в твоем сердце и влечет тебя к греху, знай, что не близ тебя Ангел добрый и что диавол говорит в сердце твоем, искушая тебя и обольщая. Но если ты будешь крепко сокрушать сердце твое или, лучше, сокрушать будешь диавола в сердце твоем, сей без победы отступит от тебя. Когда же ощутишь по ослаблении страсти радование в сердце своем о прогнании злого искушения и почувствуешь в душе тихий глас радостного благодарения Богу, знай, что удалился от тебя диавол, и после одержанной над ним победы Ангел приступил и служит тебе, беседует с тобою и производит радостные ощущения».

Архимандрит Алексий. Об Ангелах-Хранителях. М., 1849

Как услышать своего Ангела?

«Можно ли собственным опытом убедиться в том, что у каждого из нас есть Ангел-Хранитель?» – спросит кто-нибудь. Не только можно, но и должно. Если мы не ощущаем ангельского охранения над собой, то это предполагает в нас невнимание к нему и слабость нашего духовного союза с Ангелом-Хранителем.

Предметом хранения для Ангела-Хранителя служат в человеке дух, душа и тело, ум, воля и совесть, а вместе с этим и его внешнее состояние, и притом во всех случаях жизни. Поэтому можно надеяться на всякую помощь от Ангела-Хранителя, для этого нужно обращаться к нему с молением при всех обстоятельствах. Но преимущественно Ангел-Хранитель бодрствует над сохранением нашей души и совести. Ибо хотя бы все было потеряно, даже здоровье и сама жизнь, но если цела душа и совесть, то человек цел, и Ангел-Хранитель радуется о нем, как о сохраненном. Напротив, хотя бы весь мир был нами приобретен, но если погублены совесть и душа, то мы все потеряли, и Ангел-Хранитель плачет о нас, как о погибших.

Действие Ангела-Хранителя над человеком обнаруживается чудесно в тех случаях, где естественные средства недостаточны, а помощь необходима величайшая, как, например, когда три святых отрока ввержены были в печь огненную в Вавилоне. Но во всех прочих, обыкновенных случаях Ангел-Хранитель действует так, как свойственно его природе. Поскольку знание и силы Ангелов далеко превышают всю мудрость и все могущество человеческое, то Ангел-Хранитель без чудес может сделать для хранимого им человека весьма много такого, чего сам человек не мог бы для себя никогда сделать; например, может невидимо отклонять от человека опасности или заблаговременно предостерегать его от них, может просвещать ум светом Богоразумия, может вдыхать в сердце благие чувствования, одушевлять, когда нужно, мужеством, утешать в скорбях и прочее.

Хотя Ангел-Хранитель дается человеку на всю жизнь и никогда не оставляет его совершенно до самой его смерти; но коль скоро человек, повторяя одни и те же грехи, предается совершенно страстям и, ниспадая из одного порока в другой, доходит наконец до ожесточения во грехе и нераскаянности, то Ангел-Хранитель хотя не оставляет вовсе такого грешника, но как существо святое, не любящее беззаконий, удаляется от грешника, так что такой несчастный лишается ангельского покрова.

Впрочем, самый великий грешник может примириться со своим Ангелом-Хранителем посредством искреннего раскаяния в грехах и оставления их навсегда. В таком случае, по слову Св. Писания, великая радость бывает не только для Ангела-Хранителя, но и для всех прочих Ангелов на Небесах.

Молитвы и прошения с нашей стороны особенно приятны для Ангела-Хранителя такие, в которых испрашивается у него помощь на совершение благих дел, на подвиги самоотвержения, смирения и любви христианской, на побеждение соблазнов, на искоренение в себе худых навыков и страстей. Такими прошениями мы открываем Ангелу-Хранителю все удобство низводить на нас благодать Божию, для чего он и дарован каждому из нас.

За каждым из нас есть грехи, заблуждения, ошибки, горести, беды; а между тем всему этому не следовало бы быть между нами, когда у каждого из нас есть свой Ангел-Хранитель. Отчего же это так? Уж конечно, Ангелы не попустили бы этого, если бы мы сами не были тому виною. А если они попускают, то это или потому, что мы сами делаем себя недоступными ангельскому руководству, или потому, что своим противодействием и противонастроением уничтожаем и отвращаем все усилия Ангелов содействовать нам в добре.

Прежде всего надо помнить, что у нас есть Ангел-Хранитель, и иметь к нему умное и сердечное обращение. И в обычном ходе нашей жизни, а тем более когда чем-либо она возмущается. Если нет такого обращения, то Ангелу нет и способа вразумить нас.

Когда кто-то идет к трясине или пропасти, заткнув уши и закрыв глаза, что ты ему сделаешь и как поможешь? Кричать бы – так у него уши заткнуты; каким-либо знаком показать опасность – так глаза у него закрыты. Скажешь, пусть за руку возьмет и остановит или наведет на путь правый. Да он, верно, и готов так делать, ищет у тебя руки, чтобы взять ее и поруководить тебя, – да есть ли рука-то такая у тебя? Ведь не за эту телесную руку возьмет он тебя, хоть и это бывает в особенных случаях, – но за руку душевную, потому что он и сам бесплотен. Душевная же рука есть деятельная сила, направленная и ревнующая о спасении. Когда в душе твоей есть такая ревность, то Ангел Господень непременно возьмет тебя за нее и поведет; а когда нет – за что ему взять тебя? Нет в тебе места соприкосновения ему с тобою; ведь он сам из числа тех духов, которые посылаются только за «хотящими наследовать спасение».

Скажешь опять, пусть же возбудит во мне самое желание спасения. Да он и это делает прежде всего и усерднее всего. У тех, которые имеют это желание, он его поддерживает, а у кого нет – всячески старается возбудить. Но редко успевает в этом по причине великого настроения, живущего в душе нерадивой. В такой душе все в смятении – и мысли, и чувства, и намерения; беспорядочный шум, как на базаре. В какой мере есть у нас этот недостаток внутреннего мира и собранности, в такой есть он враг ангельскому воздействию на нас. Как внушит что-либо доброе Ангел, когда внимания нет? Как услышит такое внушение душа, когда в ней шум и смятение? Вот потому-то старания Ангела-Хранителя и остаются бесплодными для нас.

Таким образом, если хочешь пользоваться ангельским руководством и содействием – укроти свою внутреннюю беспорядочность, собери свое внимание внутрь и стань у сердца своего. Ангел Господний тотчас это заметит, подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения. Склонись на это внушение и примись ревновать о спасении – тогда Ангел-Хранитель не только за руку тебя возьмет, но на свои руки подымет, да не поведет только, а понесет даже по пути спасительному. Только и ты уж имей к нему постоянное умное и сердечное обращение, в ревности не ослабевай и внимание храни. Он станет учить тебя всему, что, когда и как делать и чего не делать; а когда нужно, то и внешнее знамение даст в руководство.

Нужно быть внимательным к себе, чтобы заметить ангельскую помощь. Вот что говорит об этом, и весьма поучительно, Филарет, митрополит Московский: «Как в видимых своих явлениях святые Ангелы нередко принимаемы были человеками за подобных человеков, так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные естественные действия. Не случается ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг как молния просияет чистая, святая и спасительная мысль, что в обуреваемом или хладном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то сии внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии Небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действия Ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как достойно сожаления, если мы не примечаем сей ангельской помощи! Ибо, не примечая, не приемлем ее как должно и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом удаляем от себя Хранителей наших».

Свт. Феофан Затворник. Домашняя беседа, вып. 51. СПб., 1873

Ангел спасает ребенка от смерти

Хочешь ли ты найти мудрость, которая научит тебя, как поступать в жизни? Если хочешь, то обратись к твоему Ангелу-Хранителю, внимай его спасительным советам, и ты будешь поступать в жизни, как самый мудрый человек.

Не ослепляйся блеском человеческой мудрости; путеводителем твоим пусть будет твой Ангел-Хранитель. Будешь ли ты сомневаться в его спасительном руководстве? Ты знаешь, что его внушения мудры, верны, спасительны и святы.

Если ты прибегнешь к его совету – он тебе укажет путь Господень и в то же время поможет тебе проходить этот путь, путь действительно очень трудный и тернистый.

Ангелы-Хранители, данные Богом каждому из нас, христиан, охраняют и блюдут жизнь каждого из нас, если только грехами своими мы не отгоняем их от себя.

Но особенно близки Ангелы-Хранители к невинным детям, которые не знают еще греха. Вот рассказ, подтверждающий эту мысль.

Один ремесленник (по занятию портной) работал в той комнате, в которой в колыбели спал его ребенок. Вдруг среди веселого настроения духа, которое возбуждала в нем его честная работа, без всякого видимого повода им овладел какой-то непонятный страх, словно от спазмы сжалось его сердце, и какое-то смутное чувство говорило ему, что жизни спящего в колыбели ребенка угрожает какая-то опасность. Мало этого, он совершенно отчетливо услыхал внутри себя голос, кратко и ясно говоривший ему: «Встань скорее и возьми ребенка из колыбели».

Ремесленник не послушался сейчас же этого неизвестного голоса. Он старался даже успокоить себя разными соображениями. Ребенок спал по-прежнему крепко в своей постельке; ничто его, кажется, не беспокоило в комнате; на улице также все было тихо. Откуда же может грозить опасность его жизни? Должно быть, это просто воображение его создало такое беспокойство душевное. «Нужно прогнать, рассеять свои мысли», – решил портной и, взяв снова иголку для работы, постарался даже затянуть песню. Действительно, ему удалось успокоиться на несколько мгновений; но потом вдруг по-прежнему объял его страх, на этот раз гораздо сильнее прежнего, и опять он услыхал внутренний голос: «Встань скорее и возьми ребенка из колыбели».

Опять отец прекращает свою работу, и песня как бы сама собою замерла на устах его. Внимательно он озирается кругом и осматривает всю комнату, начиная от своего рабочего стола и до последнего отдаленного уголка ее. Так как он решительно нигде не нашел какого-либо повода опасаться за ребенка, а последний по-прежнему крепко спал в своей постельке, то ему показалось неразумным из-за какой-то воображаемой опасности беспокоить ребенка.

Не слушая, таким образом, голоса, он опять сел на свое место за рабочим столом и принялся за работу, но у него уже исчезла прежняя веселость; он не напевал более песни.

Напрасно употреблял теперь он все усилия к тому, чтобы преодолеть какими-либо соображениями свой страх. Через несколько мгновений страх снова возвратился, и гораздо сильнее прежнего; в сердце же его с силою громового удара опять раздался голос: «Встань скорее и возьми ребенка из колыбели».

Теперь он наконец сделал то, чего требовал предостерегающий его голос. Мгновенно он был уже у колыбели ребенка, поспешно взял его и отнес на свое место, где сам сидел перед этим.

Едва только он успел занять свое место, как в том углу комнаты, где находилась колыбель, раздался сильный грохот. Весь потолок мгновенно рухнул, повалился на то место, где стояла колыбель малютки. Все это место было совершенно покрыто мусором и отвалившимися кусками штукатурки.

Ребенок проснулся от сильного шума и заплакал, но он был цел и невредим на руках отца, который, будучи глубоко тронут случившимся, прижимал его к своему сердцу.

Какой живой радостью объята была бедная мать, когда, услышав громкий шум, со смертельной бледностью в лице вбежала в комнату; она боялась, что муж и ребенок ее убиты, а они оба остались целы и невредимы.

Преисполненное глубокой набожностью ее сердце, равно как и ее мужа, излилось в искреннейшую молитву ко Господу, когда муж рассказал ей, как чудесно спасен был дорогой сердцу их ребенок.

Скажите, чей это голос слышал ремесленник, будучи серьезно занят своей работой? Не ясно ли, что это голос Ангела-Хранителя малютки, так крепко спавшего в своей колыбельке и не помышлявшего о той беде, какая могла случиться над этим невинным существом?

Да, несомненно, это был Ангел-Хранитель!

Кто же мог бы так заботливо охранять жизнь невинного малютки, как не Ангел-Хранитель? Даже все заботы любящей и внимательной матери часто могут оказаться напрасными, так как хрупкое и нежное тело малютки подвержено весьма большим опасностям. То, что безвредно для взрослого человека, для младенца может оказаться причиной погибели. И вот в этих случаях, когда любвеобильная мать и внимательный отец не могут предохранить своего любимого ребенка от грозящей ему беды, на помощь им является Ангел-Хранитель и спасает малютку.

Как верный, постоянный страж стоит он у изголовья малютки. Он не нуждается ни во сне, ни в отдыхе как существо бестелесное. Потому-то так бдительно и хранит он покой ребенка.

Разве не видим мы в жизни, как гибнут люди часто от не важной, по-видимому, причины; гибнут люди от таких пустяков, ничтожнее которых, кажется, и быть ничего не может. Но этому хрупкому, недавно явившемуся на свет Божий существу еще больше грозит опасностей и бед. И вот только Ангел-Хранитель спасает его в юные годы.

Но Ангел-Хранитель не отступает от человека и в годы его юности, мужества и преклонного возраста. Лишь только грехи наши могут отогнать его от нас.

Священник Георгий Орлов. Ангел-Хранитель. М., 1905

Сопутствие Ангелов-Хранителей отходящим в жизнь загробную

Немало свидетельств в писаниях отеческих и о том, что верующие не лишаются служения своих Хранителей при самой кончине и за пределами здешней жизни.

1) Ангелы-Хранители присутствуют при самом разлучении души с телом.

Помня сказанное Иисусом Христом о кончине человека, не помышляющего о смерти и о жизни по смерти, приведем слова великого подвижника духовной жизни.

Св. Феодор Студит в одном из утешительных писем к Ефросинии, похоронившей свою мать, писал: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти; ибо, где мысль о смерти, там удаление страстных расположений; размышляй о самом разлучении души от тела – о разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего Ангела; размышляй и о последующем отведении души в страну небесную.

2) Ангел-Хранитель отводит душу в назначенную ей страну духов блаженных или же мраком томимых.

Св. Иларий, при изъяснении слов Псалмопевца «возвеселится праведник, егда увидит отмщение» (Пс. 57:11), замечает: «радость праведникам (отшедшим) – зрелище воздаяния; они исполняются радостно тогда, как, быв отведены Ангелами в обитель вечного успокоения, обращаются мыслию к заслуженному грешниками воздаянию».

Древний составитель ответов о православной вере говорит: «По исшествии из тел души праведников отделяются от душ нечестивых, именно, отводятся Ангелами туда, кто куда достоин; души праведников – в рай, для блаженного общения с Ангелами и Архангелами и, как открыто, для лицезрения самого Спасителя Христа, а души нечестивых – в ад... И те, и другие блюдутся в подобающем им состоянии до воскресения и решительного воздания».

Потому и Св. Церковь заповедует нам обращаться к Ангелу-Хранителю с такой молитвой: «прежде онаго (страшного) суда не забуди раба твоего, руководителю мой... покрытый мя исходяща от тела. Еже не видети мерзкие лица демонские».

Мы веруем, таким образом, что присутствие Ангела-Хранителя и его светлый радостный взор облегчают тяжелые минуты разлучения души с телом и успокоят доброго христианина, не лишившего себя этой последней на земле небесной помощи.

Верует Св. Церковь и в то, что Ангел-Хранитель бывает покровителем христианской души и по разлучении ее от тела, во время прохождения ею мытарств. Потому и молится всякий из нас, христиан, Ангелу-Хранителю: «буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютаго миродержца».

То же свидетельствуют и св. отцы Церкви. Например, св. Кирилл Александрийский в «Слове на исходе души» говорит: «Душа поддерживается святыми Ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стерегут восход, удерживают и останавливают души восходящие».

В чем именно и как может выражаться заступничество Ангела-Хранителя, свидетельства тому мы находим в житии прп. Нифонта, епископа Кипрского. Молясь некогда в церкви и возведя очи на небо, прп. Нифонт увидел, как небеса отверзлись и множество Ангелов, из которых одни на землю нисходили, а другие на Небо восходили, вознося туда человеческие души. Два Ангела несли в высоту какую-то душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, оттуда вышли бесы, с гневом говоря: «Это наша душа; как вы дерзаете нести ее мимо, когда она наша?» Ангелы отвечали: «Какое знамение на ней имеете, называя ее своею?» Бесы отвечали: «Она до смерти грешила, осквернила себя, осуждала ближнего и, что еще хуже, умерла без покаяния; а вы что скажете на это?» Ангелы отвечали: «Поистине, ни вам, ни отцу вашему, диаволу, не верим, пока не расспросим Ангела, души сей Хранителя». Ангел-Хранитель сказал: «Правда, много согрешила душа эта; но с того часа, с какого разболелась, она стала плакать и грехи свои исповедывать Богу. Если Бог ее простил, то Он знает почему; Он имеет власть, Того праведному суду слава». Тогда Ангелы, посмеявшись бесам, пошли с душою в Небесные врата.

Верующая христианская душа ждет от своего Ангела-Хранителя утешения и помощи и в тот страшный день, «егда поставятся престоли, и книги разгнутся, и Ветхий деньми сядет, и судятся человецы, и Ангелы предстанут, и земля восколеблется, и вся ужаснутся и вострепещут: тогда, молит христианин, «твое человеколюбие на мне покажи, и избави мя геенны, Христа умоляяй... Егда трубный страшный глас имать мя от земли воскресити на суд, близ мене стани тогда тих и радостен, надеждею спасения отъемляй мой страх» (Канон Ангелу-Хранителю»).

Но, разумеется, Ангел-Хранитель «тих и радостен» станет близ того только человека, который в здешней жизни, по слову апостола, подвигом добрым подвизался и веру соблюдал. Напротив, далек он будет от такой души, которая здесь, на земле, затворила для себя врата Царствия Небесного. Прп. Нифонт видел и такую душу, влекомую бесами в ад. Это была душа некоторого раба, которого Господь морил голодом и ранами.

Он же, не терпя мучения, будучи научен бесами, взял веревку и удавился. Ангел этой души, идя издали, горько плакал, а бесы веселились – так тяжек грех самоубийства! Ангел-Хранитель, как может, борется за нашу душу, но его возможности ограничены количеством наших добродетелей. И только от нас, пока мы живы, зависит – будет ли лик нашего верного и единственного друга радостным или омраченным горем от невозможности помочь нам.

Явления Ангелов в час смертный

Святая мученица Мавра поведала о себе, что в то время, как она пригвождена была ко кресту, явился ей некоторый чудный муж, лицо которого сияло, как солнце. Он взял Мавру за руку и возвел ее на Небо. Там показано было мученице блаженство, уготованное ей и ее супругу, участнику ее подвига. После этого светоносный муж привел ее к телу, висевшему на кресте, и сказал ей: теперь возвратись в твое тело, завтра же, в час шестой, придут за душами вашими Ангелы Божии. (Четьи-Минеи, 3 марта).

Видение Ангела архимандритом Тихоном

Об Ангелах припоминаю рассказ еп. Тихона (тогда еще архимандрита) (Тищенко), бывшего настоятелем в Берлинской Русской Церкви. В 1923 году я был приглашен читать лекцию на съезде христианской молодежи в городке Фалькенберге, недалеко от Берлина. Был и архимандрит Тихон. Он был очень образованным богословом, инспектором в Киевской Духовной Академии, магистром.

Происходил из крестьянской семьи, из города Белая Церковь. У них была большая семья: человек 7 детей. Последний ребеночек – Мария – опасно заболела. После нескольких бессонных ночей мать их, положивши дитя возле себя на кровать, заснула. А мальчик – тогда еще Тимофей – сидел у окна.

– Мне было лет семь. Вдруг я увидел Ангела с Манькой на руках и закричал: «Мамо! Мамо! Маньку взяли, Маньку взяли!» Мать проснулась: «Что ты кричишь?» – «Да Маньку взяли!» – «Кто взял?» – бросилась она смотреть дитя больное. «Ангел взял. Я видел». Мать взяла Марию, но она уже была мертва.

Архимандрит Тихон сообщил мне, что и он видел Ангела белым и с крыльями. (Из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «О вере, неверии и сомнении». М., 2002.)

Видение старцу на смертном одре светлого Ангела

Иеромонах Троице-Сергиевой Лавры отец Мануил, служивший при храме Петроградского подворья, сообщил: «Однажды часов в десять вечера позвали меня напутствовать одного больного старца. Лицо его было светло и приятно, и весь он дышал благочестивым чувством преданности воле Божией. После исповеди я поспешил приобщить его, так как он был очень слаб, а соборован он был еще раньше. По принятии Святых Христовых Таин он сделал мне знак, чтобы я подошел к нему. Лицо его сияло светом радости. Когда я приклонил ухо к его устам, он тихо спросил меня, показывая вдаль: «Батюшка! Видите ли вы Ангела светлого, блистающего, как молния?» Я сказал, что ничего не вижу. Он употребил последнее усилие, чтобы сотворить крестное знамение, и скончался». (Троицкие листки с луга духовного. С. 101. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 1915.)

Душу странника приняли Ангелы

Святой Иоанн Молчальник возымел желание видеть, как разлучается душа от тела, и, когда просил об этом Бога, был восхищен умом во святой Вифлеем и увидел на паперти церкви умирающего странника. После кончины странника Ангелы приняли его душу и с песнопениями и благоуханием вознесли на Небо. Тогда святой Иоанн захотел наяву своими глазами увидеть, что это действительно так. Он пришел в святой Вифлеем и убедился, что в тот самый час действительно преставился этот человек. Облобызав его святые останки, он положил их в честной гроб и возвратился в свою келью. (Помяловский И. Палестинский патерик. С. 17. М., 1885.)

Душу нерадивого монаха сопровождали на Небо Ангелы

Поведал некий старец, что жили по соседству с ним два брата. Один – странник, другой – туземец. Иноземец жил немного нерадиво, туземец был великий подвижник. Настало время, и иностранец скончался в мире. Прозорливый старец, сосед их, увидел множество Ангелов, сопровождавших его душу. Когда он приблизился ко входу на Небо, на вопрос о нем пришел голос свыше: «Ясно, что он был немного нерадив, но за странничество его отворите ему вход в Небо». После этого скончался и туземец, и собрались у него все его знакомые. Старец увидел, что Ангелы не пришли для сопровождения его души, и удивился. Упав ниц перед Богом, он спросил: «Почему иноземец, живший нерадивее, сподобился такой славы, а этот, будучи подвижником, не удостоен ничем подобным?» И последовал ответ: «Подвижник, умирая, видел своих плачущих родственников, и этим душа его была утешена, а странник хотя и был нерадив, но не видел никого из своих. Находясь в таком состоянии, он плакал сам, и Бог утешил его». (Еп. Игнатий. Отечник. С. 524. СПб., 1903.)

Видение Филарету Глинскому

Ночью 2 января 1833 года после утрени, стоя на крыльце своей кельи, отец Филарет Глинский увидел сияние на небе и чью-то душу, с пением возносимую Ангелами на Небо. Долго смотрел он на это чудное видение. Подозвав к себе некоторых братий, оказавшихся тут, показал им необыкновенный свет и, подумав, сказал: «Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». Видеть сияние сподобились только двое из братий. После узнали, что действительно в ту самую ночь скончался отец Серафим. (Глинский патерик. С. 91.)

Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

Об Ангеле-Хранителе душ и телес наших

Церковь новозаветная от начала своего до наших времен представляет столько примеров действия Ангелов-Хранителей, что исчислить их было бы невозможно.

Спросит кто-нибудь из вас: нужна ли для людей помощь ангельская? Да, заступление ангельское совершенно необходимо для нас. И Божественное Откровение, и собственное сознание, и опыт уверяют нас, что жизнь христианина подвержена постоянным ухищрениям со стороны врагов спасения. Нет нужды говорить, как могущественны эти враги, по свидетельству Священного Писания, и самый праведник седмижды в день падает. И благо христианам, что у них есть защитники небесные, Ангелы-Хранители.

Однажды преподобный Нифонт видел пространное поле, на котором стояло бесчисленное множество бесов. Чернейший из них говорит им: «Не бойтесь ничего: моя сила будет с вами». По всему заметно было, что это начальник их. Он разделил всех бесов по полкам, каждому полку дал разные чарования и послал их на землю искушать христиан. В это время неведомый голос сказал святому: «Нифонт! Посмотри на восток!» Нифонт обратился на восток и видит вдвое, если не втрое больше Ангелов в сравнении с бесовским полком. Муж светлее солнца говорит Ангелам: «Господь Саваоф повелевает вам идти на землю помогать христианам и охранять их». (Четьи-Минеи, 23 декабря)

И действительно, Ангелы-Хранители прогоняют от нас нечистые возбуждения плоти, внушают благие мысли, добрые намерения и чистые расположения, вообще хранят во дни и в нощи от всех наветов вражиих. Св. Димитрий Ростовский в слове на день Архангела Михаила говорит: «Когда бесы хотят погубить человека того, при котором находится Ангел, тотчас Ангел Господень с огненным мечом отгонит их».

По воле Божией, невидимо, с самого святого крещения, пребывая с нами неразлучно во всю нашу жизнь, подобно искренним друзьям, Ангелы-Хранители разделяют с нами и горе, и печаль, и веселие, и радость. Они учат нас добру – в уме возбуждают помышления благие, в сердце желания богоугодные и хотения праведные. Они помогают нам во всех делах, если дела эти угодны Господу Богу, и отвращают от того, что Господу неприятно и Божию закону противно, – от лености, праздности, от пустословия и сквернословия, от пьянства и от прочих пороков. Они, как глаз, берегут человека от всяких бед и напастей и защищают его от всех врагов видимых, особенно же невидимых – от злых духов. Они, наконец, непрестанно молятся вместе с нами и за нас, грешных, да Господь милосердый простит нам все грехи и беззакония наши. Если сказать кратко: Ангелы-Хранители – наши невидимые наставники, помощники, защитники и молитвенники в этой жизни. Но что особенно отрадно, так это то, что и за пределами этой жизни святые Ангелы-Хранители не оставляют нас. Святой Макарий Александрийский учит, что, когда у человека разлучается душа с телом, тогда Ангел-Хранитель приемлет ее и относит в другой мир, потом сопутствует ей, когда она ходит по мытарствам воздушным, и старается защитить от злых духов, истязающих ее за худые дела.

Можно ли просить Господа о том, чтобы он послал Ангела-Хранителя, видимо для нас, можно ли видеть нам своего благодетеля духа?

В настоящей жизни чувственное явление Ангела-Хранителя человеку есть особенный знак благоволения Божия и зависит единственно от воли Божией. Поэтому желать чудесного явления Ангела-Хранителя не нужно и просить Бога об этом не должно. Искушать Бога, т. е. желать, чтобы благодать Божия действовала по нашей воле, а не по своему благоусмотрению, недостойно христианина. Подвижники благочестия даже советовали просить Бога о том, чтобы Ангел не являлся нам; ибо есть опасность не отличить от него сатану, который преобразуется в «Ангела светла». Св. Нил говорит: «Не желай видеть Ангелов... чувственно, дабы совершенно не обезуметь, принимая волка вместо пастыря и поклоняясь своим врагам бесам» («Добротолюбие» Ч. IV). Но будет время, когда каждый из нас увидит своего небесного Хранителя. Это в час смерти. Ибо Ангел-Хранитель остается единственным спутником души по разлучении ее с телом, единственным ее руководителем в жизни новой, неизвестной. Здесь каждый узнает своего наставника и неусыпного Хранителя. Только для души грешной сколько при этом будет стыда, печали и угрызений совести!

Пользуясь благотворным служением Ангелов-Хранителей, нужно и самому стараться сохранить навсегда общение с ними. Как же это сделать, какой надежнейший способ к вступлению в живое общение с Ангелом-Хранителем?

Неразрывный внутренний союз может быть только там, где он скрепляется единством мыслей, желаний и действий; те же условия и для сохранения союза с Ангелом-Хранителем. Для Ангела-Хранителя всего приятнее, когда мы стараемся уподобляться ему. А для уподобления Ангелу-Хранителю с нашей стороны первое и главное условие: чистота и святость жизни. «Чисты суть святии Ангели, с чистыми любят и водворятися», – говорит св. Димитрий Ростовский (Слово на день Архистратига Михаила). Потому-то св. Антоний Великий советует всегда помнить о том, что при нас есть Ангел-Хранитель. «Когда затворишь двери дома и один будешь, знай, что соприсутствует тебе определенный от Бога каждому человеку Ангел». Св. Златоуст убеждает нас как можно чаще заниматься молитвой. «Ею, – говорит он, – снискиваем мы их общение, вступаем в их общество, делаемся соучастниками их жизни, состояния, достоинства, благородства, мудрости и разумения». Другие же опытные собеседники Ангелов заповедуют нам другие занятия, например, чтение божественных книг. «Не веси ли, – говорит страстотерпец Тимофей мучителю своему, – яко егда книги о Бозе чту, обстоят мя Ангели Божии?» (Четьи-Минеи, 3 мая). Нравственная чистота, жизнь для одного Господа нашего Иисуса Христа, чуждая пристрастия к миру, более всего радует Ангела-Хранителя. Такова, по словам свв. отцов, должна быть жизнь иноческая, и ее-то они называют по преимуществу жизнью ангелоподобною.

Что служит в человеке предметом хранения для Ангела-Хранителя? Все существо человека – и душа, и тело. Поэтому от Ангела-Хранителя можно ожидать всякой помощи, прибегать к нему с молением во всякой нужде.

Хотя Ангел-Хранитель дается верующему на всю жизнь и никогда не оставляет его совершенно, до самой смерти, но коль скоро человек совершенно предается страстям и доходит до ожесточения в грехах и не раскаивается, то Ангел-Хранитель хотя и не оставляет его вовсе, однако удаляется от него, так что грешник лишается ангельского покрова и, в этом смысле, можно сказать, лишается Ангела-Хранителя.

В этом состоянии, т. е. когда человек лишается ангельского покрова, открывается ближайший доступ к нему ангела тьмы – диавола; а где этот враг спасения, там тьма следует за тьмою, нечистота за нечистотою, пока наконец смерть не положит предела всему этому.

Но и это состояние не есть состояние совершенного падения в глубину зла и безвозвратного удаления от себя Ангела-Хранителя. Самый великий грешник в этой жизни может возвратить себе своего Ангела-Хранителя и примириться с ним посредством истинного раскаяния во грехах. В таком случае, по слову Св. Писания, великая радость бывает не только для Ангела-Хранителя, но и для всех прочих Ангелов на Небесах.

В житии св. Евдокии рассказывается, что Архангел Михаил, явившись ей, сказал: «Я князь Ангелов Божиих. Мне дано служение принимать грешников кающихся и вводить их в блаженную жизнь. Многая бывает радость на Небесах небесным ликам, если грешник приносит покаяние; ибо Бог Отец всех не хочет погибели души человека, созданной по образу Его. Все Ангелы радуются, когда видят душу человеческую, украшенную правдою; они приветствуют ее, как сестру свою». (Четьи-Минеи, 1 марта.)

Священник Георгий Орлов. Об Ангеле-Хранителе душ и телес наших. М., 1900

О нашем отношении к Ангелам-Хранителям

Отношения, или обязанности, какие налагает на каждого верующего вера и долг любви к Ангелу-Хранителю своему, постараемся уяснить для себя в следующем:

1) Словом Божиим нам внушается мысль о том, что Ангел-Хранитель принадлежит к лику святых духов горнего мира, он есть слуга и посланник Божий, не по достоинству человека, падшего и грешного, но ради благодатного восстановления и усыновления его Богу, посылаемый на служебное содействие его спасению. Мысль об этом внушает каждому священную обязанность – благоговеть пред своим Хранителем как пред существом высшим, святым и ближайшим к Господу Богу, как пред Ангелом, приходящим к нему от Самого Господа Бога.

Отсюда сама собою открывается первая обязанность верных, в особенности чтить своих Ангелов-Хранителей и обращаться к ним с благоговейными молитвами.

Говоря собственно о нашей обязанности молиться Ангелам, св. Амвросий указывает и на то, сколь нужно и благопотребно человеку обращаться к свв. Ангелам с молитвою. «Больные не могут испросить себе помощи у врача, если он не будет призван к ним старанием других. Немощна наша плоть, душа болезненна, связана греховными узами, не может изъяснить Врачу оному всего, что нужно. Посему-то нам и должно обращаться с молитвою к тем Ангелам, которые даны нам как споспешники».

2) Живое сознание нежной и предусмотрительной любви, с какой Ангел – подражатель Божией беспредельной любви – проходит свое служение верному рабу Христову, не должно ли иметь глубокого действия на сердце каждого, живущего под влиянием такого содружества и любви? Не должно ли непрестанно воспитывать в нем чистых расположений любви к Ангелу-Хранителю своему, и желания соответствовать всегда и во всем нежной его заботливости? И вот обязанность благодарной любви к Ангелам-Хранителям. Блаженный Августин внушает, чтобы и в самом чествовании Ангелов была любовь, а не рабство.

3) Памятование о той цели, к которой направлено здесь все благодетельное служение Ангела-Хранителя, именно: к укреплению человека в жизни благочестивой – по учению, закону и примеру Подвигоположника Иисуса Христа, – живо напоминает верующему о его обязанности, деятельным упражнением и ревностными подвигами для достижения в зрелости мужа, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), сохранять верность своему Ангелу-Хранителю.

4) С другой стороны, примечая в себе враждебные Богу и Ангелу-Хранителю влечения на путь нечестивых, испытывая многообразные прелести и искушения от врагов спасения, верующий должен возбуждать себя к неослабному сопротивлению, между прочим, представлением своей обязанности не изменять Ангелу-Хранителю, раболепным служением греху и содружеством с противниками всякого добра.

5) В случае грехопадений и нарушения союза с Ангелом-Хранителем верующий обязан покаянием, скорым и искренним, привлекать к себе небесного споспешника и восстановлять живой с ним союз, без уныния, с уверенностью, что не только Ангел-Хранитель, но и все прочие Ангелы на Небесах радуются «и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10).

Укажем о прочих обязанностях.

1) Из понятия об Ангелах-Хранителях как о сопребывателях наших, как о ближайших и всегдашних свидетелях нашей жизни само собой следует сугубо обязательное для каждого из нас правило: соблюдать осторожность не только в действиях, но и в словах и в мыслях, дабы ни в уединении домашнем не оскорблять своего Ангела-Хранителя, ни в общении с другими не сделать чего-либо неприличного и оскорбительного для чистого взора и слуха свв. Ангелов, которые, и пребывая с нами, «всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Если мы, говорит св. Иоанн Златоуст, имеем близ себя Ангелов; то надлежит нам вести себя скромно, как прилично в присутствии таких наставников.

«Если опасение встретить свидетелей преступления, – по словам св. Илария, – останавливает от совершения преступления, уже замышленного в душе; то как не укоризненно должно быть поведение человека-христианина, когда он представляет себе, что его отовсюду окружают взоры столь многих духов ангельских, которые суть свидетели не одних только дел наших, но и самых намерений воли? Когда повлечет нас к страстному вожделению немощная природа, не должны ли мы почувствовать страха в присутствии окружающих нас ликов ангельских?.. Ежели Ангелы младенцев всегда видят Отца нашего Небесного, не должны ли мы страшиться свидетельства таковых Ангелов, когда знаем, что они и при нас всегда присутствуют, и пред Богом предстоят».

2) Из понятия об Ангелах-Хранителях как о наставниках наших очевидно вытекает обязанность наша заботиться о молитвенном настроении духа, иметь внимательный ум, открытое сердце, искреннее желание, не только слышать их благие вещания, но и следовать святым их внушениям.

«Аще истинно молишися, – говорит прп. Нил, – многое извещание обрящеши: и Ангели придут к тебе, якоже и к Даниилу, и вины бываемых возвестят ти».10 «Молитвою своею, – по замечанию одного из отечественных наших проповедников, – Даниил проложил стезю, или поставил лестницу, по которой нисшел к нему небесный посланник».11

3) Из понятия об Ангелах-Хранителях как о неотступных стражах наших среди опасностей и заступниках наших в различных напастях жизни вытекает обязанность наша в опасностях просить их ходатайства пред Богом об избавлении нас от напастей и в их предстательстве искать себе успокоения и защиты от недоброжелателей и врагов.

«Помните, – говорит св. Амвросий, – что рабов Божиих хранят более те, которые невидимы, нежели те, которые видимы. Но они и хранят тогда, когда бывают призываемы вашими молитвами».

4) Из понятия об Ангеле-Хранителе как о небесном помощнике в болезнях душевных и телесных открывается наша обязанность – от него просить утешения и в случае недугов телесных к нему обращаться прежде, нежели к земным врачам и советникам.

5) Тому, кто смущается мыслью о смерти, прилично искать примирения с сей мыслью в уповании (и при смерти, и по смерти) на неотступного Ангела-Хранителя своего.

Предоставляем благочестивому размышлению каждого уяснить в свое назидание обязанности наши, усвоить, по возможности, ангельские свойства чистоты, стремиться к жизни ангелоподобной.

Архимандрит Алексий. Об Ангелах-Хранителях. М., 1849

* * *

9

Толкование на Книгу пророка Исаии (Ис. 4:2). С. 192 и 193

10

О молитве, гл. 50. Добротолюбие. Ч. IV. Лист. 250

11

Слова и речи Филарета, митрополита Московского. Том III. С. 230.


Источник: Невидимый мир ангелов : чудесные явления ангелов людям, участие ангелов-хранителей в жизни человека, явления и чудотворения святых архангелов / [сост. Фомин А. В.]. - Москва : Новая мысль, 2011. - 478 с. ISBN 978-5-902716-21-1

Комментарии для сайта Cackle