III. Как учили о Церкви мужи апостольские, святые Отцы и учители Церкви первых 3-х веков христианства
1. О священстве Церкви Христовой
Свидетельства о священстве Церкви Христовой мужей апостольских и вообще отцов и учителей Церкви (св. Климента Римского, св. Игнатия Богоносца, св. Иринея Лионского , Тертуллиана, св. священномученика Киприана Карфагенского и др.), живших в первые три века христианства и ближайших преемников св. Апостолов, свято соблюдавших волю их наставников и волю Божественного Учителя – Господа нашего Иисуса Христа.
Св. Климент Римский, живший в первом столетии, был третьим епископом Римским после Апостолов. Св. Ириней Лионский, живший во втором веке, вот что говорит о нем: «На третьем месте от Апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных Апостолов (разумеются Петр и Павел, основавшие Римскую церковь) и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими»1. Вот этот-то самый Климент Римский, когда в Коринфской церкви появились возмутители, шедшие против церковной власти, написал коринфянам от лица Римской церкви два послания, в которых призывал их к миру и убеждал возмутителей покориться законной власти. Вот что говорится в этих посланиях о трех степенях священства Христова. Сравнивая его с ветхозаветным священством, св. Климент говорит: «Христианам дано проникать в глубины божественного ведения, т. е. в духовный смысл ветхозаветного закона, прообразовательно указывавшего на откровение новозаветное, – и они должны в порядке совершать все, что Господь повелел в определенные времена. А Он в Ветхом Завете Сам установил определенные времена и часы для жертв и священных действий и также, где и чрез кого должны быть совершаемы эти действия. Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело и на левитов возложены свои должности, мирской человек связан предписаниями для народа»2. И в христианстве есть такой же от Бога и Христа происходящий порядок церковный, и нарушение его тем опаснее для христиан, чем больше дано им ведение в сравнении с религией ветхозаветной3. «И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (т.е. епископов, пресвитеров и диаконов) и притом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение»4.
Св. Игнатий Богоносец, друг и ученик св. ап. Иоанна Богослова и преемник ап. Петра по епископской кафедре в Антиохии, вот как писал в своих посланиях о божественном происхождении священства и трех степенях его: «На епископа должно смотреть, как на Самого Господа». «Я удостоился, писал св. Игнатий магнезианам, – видеть вас в лице достойнейшего епископа вашего Дамаса, и достойных пресвитеров Васса и Аполлония, и сотрудника моего диакона Социона, которого я желал бы иметь при себе, потому что он повинуется епископу, как благодати Божией, и пресвитерству, как закону Иисуса Христа'5, «Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец явился видимо'6, «Посему, как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров'7, «Ибо, когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а но образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией'8,
«Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви»9, «Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это... Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердое и несомненно»10.
Св. Ириней, еп. Лионский, учитель 2-го века, ученик священномученика Поликарпа, еп. Смирнского, обращавшегося с самими апостолами, в своем сочинении против ересей говорит так о епископах: «Мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в Церкви, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что еретики бредят»11.
Тертуллиан Карфагенский (умер между 216–220 гг.), обращаясь к еретикам, пишет: «Пусть объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый из епископов имел своим виновником и предшественником кого-либо из Апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами. Ибо Церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: Смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, Римская – Климента, рукоположенного Петром; равно прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих Апостолов, имели они – отрасли апостольского семени» 12.
Св. священномуч. Киприан Карфагенский, живший в первой половине 3-го столетия и за свою горячую преданность Церкви пострадавший от врагов ее, вот что пишет о священстве: «Можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, отделяет себя от общения с Его клиром и народом? Да ведь он вооружается против Церкви, противодействует божественному домостроительству; он – враг алтаря, возмутитель против жертвы Христовой, изменник в отношении веры, в отношении благочестия святотатец, непокорный раб, сын беззаконный, брат неприязненный. Презревши епископов и оставивши священников Божиих, он дерзает устроять другой алтарь, составлять другую молитву из слов непозволительных, ложными жертвоприношениями осквернять истину жертвы Господней, и даже не хочет знать, что действующий вопреки Божию чиноположению наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению Божию»13. Он же о руководителях еретиков, выдававших себя за пастырей, говорит: «Каким образом может считаться пастырем тот, кто при существовании пастыря, управляющего в Церкви Божией по преемству посвящения, оказывается чужим и сторонним – кто, никому не последуя, начиная с самого себя, будучи врагом Господня мира и божественного единства, не обитает в дому Божием, т. е. в Божией Церкви, в которой обитают только согласные и единодушные, как говорит в псалмах Дух Святый: »вселяет единомысленныя в дом» (Пс.67:7)?14
***
Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви
(Этот список ясно показываете нам, как благодать священства в православной Русской Церкви преемственно сохранилась от времен апостольских)
Константинопольские епископы | Время вступления | |
1 | Андрей Первозванный, апостол | 36 |
2 | Стахий, из учеников Христовых (октября 31) | 37 |
3 | Онисим | 53 |
4 | Поликарп | 67 |
5 | Плутарх | 84 |
6 | Седекион или Седекия | 101 |
7 | Диомен или Диоген | 110 |
8 | Елевферий | 125 |
9 | Феликс (святой, апреля 15) | 132 |
10 | Афиноген | 137 |
11 | Евзоий | 141 |
12 | Лаврентий | 157 |
13 | Алипий | 168 |
14 | Пертинакс | 182 |
15 | Олимпион | 201 |
16 | Марк | 212 |
17 | Кириак I (из Кирилльак) | 225 |
18 | Кистин (Кастин или Константин) | 241 |
19 | Тит (июня 4), (Трат) Тарат | 248 |
20 | Домитиан (Дометий), Димитрий | 283 |
21 | Пров (святый) | 308 |
22 | Митрофан I | 320 |
23 | Александр 1 (августа 30) | 330 |
24 | Павел I Омологит | 353 |
25 | Евсевий | 353 |
26 | Павел I (во второй раз) | 355 |
27 | Македоний (арианин) | 355 |
28 | Павел I (в третий раз) | 355 |
29 | Македоний (во второй раз) | 356 |
30 | Павел I (в четвертый раз) | 359 |
31 | Македоний (в третий раз) | 359 |
32 | Евдоксий | 360 |
33 | Евагрий | 371 |
34 | Димофил, еретик | 371 |
35 | Григорий I, Богослов | 379 |
36 | Нектарий I, патр. Константинопольский, окт. 11 | 381 |
37 | Иоанн I, Златоуст | 391 |
38 | Арсакий | 404 |
39 | Аттик | 406 |
40 | Сисипий I | 425 |
41 | Несторий, еретик | 428 |
42 | Максимиан | 431 |
43 | Прокл (октября 24) | |
44 | Флавиан, блаженный | 446 |
45 | Анатолий (июля 31) | 449 |
46 | Геннадий I | 458 |
47 | Акакий | 471 |
48 | Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик | 491 |
49 | Евфимий (Всехвальный) | 492 |
50 | Македоний II | 496 |
51 | Тимофей | 511 |
52 | Иоанн II, Каппадокиец | 517 |
53 | Епифаний | 520 |
54 | Анфим, еретик | 535 |
55 | Мина | 537 |
56 | Евтихий | 552 |
57 | Иоанн III | 565 |
58 | Евтихий (во второй раз) | 577 |
59 | Иоанн IV, постник | 582 |
60 | Кириак II | 595 |
61 | Фома I | 606 |
62 | Сергий I | 610 |
63 | Пирр I | 629 |
64 | Павел II | 641 |
65 | Пирр (во второй раз) | 645 |
66 | Петр, еретик | 655 |
67 | Фома I Погонат | 667 |
68 | Иоанн V | 669 |
69 | Константин I | 674 |
70 | Феодор I | 676 |
71 | Георгий Кипрский | 678 |
72 | Феодор I (во второй раз) | 683 |
73 | Павел III | 686 |
74 | Каллиник I | 693 |
75 | Кир | 705 |
76 | Иоанн VI | 711 |
77 | Герман I (мая 3) | 714 |
78 | Анастасий, иконоборец | 730 |
79 | Константин II | 754 |
80 | Никита Кастрат | 766 |
81 | Павел IV | 780 |
82 | Тарасий | 785 |
83 | Никифор I (июня 2) | 806 |
84 | Феодот, иконоборец | 815 |
85 | Антоний I, иконоборец | 821 |
86 | Иоанн VII, Синкел | 832 |
87 | Мефодий Омологита | 842 |
88 | Игнатий | 846 |
89 | Фотий | 858 |
90 | Игнатий (во второй раз) | 867 |
91 | Фотий (во второй раз) | 877 |
92 | Стефан I Порфирородный | 886 |
93 | Антоний II | 893 |
94 | Николай I, мистик | 895 |
95 | Евфимий I Синкел | 906 |
96 | Николай I (во второй раз) | 911 |
97 | Стефан II | 925 |
98 | Трифон | 928 |
99 | Феофилакт | 933 |
100 | Полиевкт (февраля 6) | 956 |
101 | Василий I Скамандрин | 970 |
102 | Антоний III Студит | 974 |
103 | Николай Хрисоверг | 984 – 996 |
Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского
Михаила I | 988–991 |
Лев I | 991–1007 |
Иоанн I | 1008–1035 |
Феопемпт | 1035–1049 |
Кирилл I | 1050– |
Иларион | 1051–1054 |
Ефрем I | 1055 – |
Георгий 1 | 1067–1077 |
Иоанн II | 1077–1089 |
Иоанн III | 1089–1091 |
Ефрем II | 1092–1097 |
Николай | 1097–1102 |
Никифор I | 1103–1121 |
Никита | 1122–1126 |
Михаил II | 1127–1145 |
Климент Смолятич | 1147–1154 |
Константин I | 1155–1159 |
Феодор | 1161–1163 |
Иоанн IV | 1164–1166 |
Константин II | 1167–1177 |
Никифор II | 1182–1198 |
Гавриил | С 1191– по 1281 |
Дионисий | |
Матфей | |
Кирилл II | |
Иосиф I | |
Кирилл III | |
Максим | 1283–1305 |
Петр | 1308–1326 |
Феогност | 1328–1353 |
Алексий | 1350–1378 |
Пимен | С 1380 –по 1461 |
Киприан | |
Дионисий | |
Фотий | |
Исидор | |
Иона |
Митрополиты в Киеве и Галиче
Феодорит | 1345–1354 |
Роман | 1354–1362 |
Киприан | 1376–1390 |
(в Вильне)
Григорий | 1415–1419 |
(в Смоленске)
Герасим | 1433–1435 |
Митрополиты Киевские и всея России
Григорий | 1458–1473 |
Мисаил | 1474–1480 |
Митрополиты Киевские, Галицкие и всея России
Симеон | 1481–1488 |
Иона II | 1492–1494 |
Макарий I | 1495–1497 |
Иосиф II | до 1503 |
Иона III | 1503–1507 |
Иосиф III | 1509–1521 |
Иосиф IV | 1523–1534 |
Макарий II | 1535–1556 |
Сильвестр | 1556–1567 |
Иона | 1577–1579 |
Онисифор | 1583–1588 |
Михаил | 1588–1596 |
Иов Борецкий | 1620–1631 |
Исаия | 1631–1633 |
Петр | 1633–1647 |
Сильвестр | 1649–1657 |
Дионисий | 1658–1663 |
Иосиф | 1663–1676 |
Антоний | 1676–1679 |
Гедеон | 1685–1690 |
Варлаам | 1690–1707 |
Иоасаф | 1708–1718 |
Варлаам | 1722–1730 |
Рафаил | 1731–1747 |
Тимофей | 1748–1757 |
Арсений | 1757–1770 |
Гавриил | 1770–1783 |
Самуил | 1783–1796 |
Иерофей | 1796–1799 |
Гавриил | 1799–1803 |
Серапион | 1803–1822 |
Евгений | 1822–1837 |
Филарет | 1837–1857 |
Исидор | 1858–1860 |
Арсений | 1860–1876 |
Филофей | 1876–1882 |
Платон | 1882–1891 |
Иоанникий | 1891–1900 |
Феогност | 1900–1903 |
Флавиан | 1903 |
2. О единстве Церкви
Св. Ириней еп. Лионский. «Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли... однако верует, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует, учит и предает, как бы у ней были одни уста»15.
Путь тех, кто принадлежит к Церкви, идет по всему миру, потому что имеет твердое предание от Апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера; ибо все принимают одного и Того же Бога Отца, и веруют в то же домостроительство воплощения Сына Божия, и знают одно и то же дарование Духа, соблюдают те же заповеди, и содержат тот же образ устройства Церкви, и ожидают того же пришествия Господа, и допускают то же спасение целого человека, т. е. души и тела. И проповедь Церкви истинна и тверда, так как в ней (в Церкви) указывается во всем мире один и тот же путь спасения»16.
Священномуч. Киприан Карфагенский. «Бог один и один Христос, одна Церковь Его и вера одна, и один народ, совокупленный в единство союзом согласия'17. «Церковь одна, хотя с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящих от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала, – единство не допустит существования отдельному свету; отломи ветвь от дерева, – отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с источником, – разобщенный иссякает. Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается не разделенным. По всей земле распростирает она свои ветви, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство: при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преуспеянием благотворения». Сам Господь напоминает в Своем Евангелии и поучает нас, говоря: и будет едино стадо и един пастырь (Ин.10:16). Кто же подумает, что в одном месте могут быть или многие пастыри, или многие стада?.. Один есть Бог и один Христос, и Церковь одна, основанная по слову Господа на камне (Мф.16:18). Нельзя ставить другого алтаря и нового священства там, где есть один алтарь и одно священство. Кто инуде собирает, тот расточает (Лк.11:23). Народ, составляющий Церковь, соединен и взаимно связан неразрывным согласием; вне остаются только те, которых надлежало бы извергнуть, если бы они были и внутри ее... Что Церковь одна, это возвещает Дух Святый в Песни Песней, говоря от лица Христова: единственная – она, голубица моя, чистая моя: единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей (Песн.6:9); и ап. Петр, показывая, что Церковь одна, тоже заметил, сказавши: во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немного, т. е. восемь душ спаслись от воды. Так и нас ныне подобно сему образу спасает крещение (1Пет.3:20–21), доказывая тем и свидетельствуя, что единый ковчег Ноя был прообразом единой Церкви'18.
Пусть никто не думает, будто добрые могут отделиться от Церкви. Ветер не развевает пшеницы, и буря не исторгает дерева, растущего на твердом корне; только пустые плевелы уносятся вихрем; только слабые деревья падают от устремления бури. Их-то предает проклятию и поражает ап. Иоанн, говоря: Они вышли от нас, но не были наши, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами (1Ин.2:19). Ереси происходили и происходят часто от того, что строптивый ум не имеет в себе мира и посевающее раздор вероломство не держится единства. Господь, сохраняя свободный наш произвол, допускает быть сему, чтобы чрез искушение сердец и мыслей наших состязанием об истине, в ясном свете представилась чистая вера достойных. Об этом предвозвещает Дух Святый чрез Апостола, говоря: подобает и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас (1Кор.11:19). Так испытываются верные и открываются вероломные, так еще прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных, и отделяются плевелы от пшеницы. Отделяются те, кои без божественного распоряжения, самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, без законного посвящения поставляют себя вождями. Дух Святый в псалмах называет их сидящими на седалищи губителей (Пс.1:1), язвою и заразою для веры, людьми, обольщающими посредством змеиных уст, искусными в извращении истины, пагубным языком изрыгающим смертоносный яд – людьми, которых слово распространяется как рак (2Тим.2:17), и беседа вливает смертельную заразу в сердце каждого. Против них вопиет Господь, от них удерживает и отклоняет заблуждающийся народ Свой, говоря: не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прельщают вас: видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних (Иер.23:16). Их же описывает и обозначает Господь говоря: Меня оставили, источник воды живой, и ископали себе колодцы разбитые, которые не могут держать воды (Иер.2:13).
Пусть не обольщают себя некоторые словами, сказанными Господом: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Извратители Евангелия и ложные толкователи приводят эти слова; но это слова последующие, а предыдущие они пропускают, – напоминая об одной части, о другой коварно умалчивают; как сами отделились от Церкви, так рассекают и целость одного и того же места. Господь, внушая ученикам Своим хранить единомыслие между собою и мир, говорит им: говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго; ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:19–20), и тем показывает, что многое представляется не малочисленности, но единомыслию молящихся: если двое из вас согласятся на земле, говорит Он. Таким образом Господь заповедал сперва единодушие, указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собраться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас. После того, как чрез учреждение ими различных сборищ, произошли у них ереси и расколы, они оставили главу и начало истины. А Господь говорит о Своей Церкви, – говорит к находящимся в Церкви, что, если они будут согласны, если, сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них, т. е., посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...
3. О Священном Предании Церкви Христовой
Св. Игнатий Богоносец, по свидетельству Евсевия, церковного историка первых веков христианства, увещевал верующих блюстись от превратных мнений еретиков и с твердостью держаться апостольского предания19.
Св. Ириней Лионский, вот что говорит об учителе своем Поликарпе и о слышанном от него: «Я мог бы теперь изобразить место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, изобразить его походку, его образ жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем обращении с Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах. Так как он слышал все от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти»20. Тот же св. Ириней о Предании говорит так: "Все желавшие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем Мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что еретики бредят...21 Не должно у других искать истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет от нее питье жизни, а все прочие учители суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины. Что, если бы апостолы не оставили нам писаний? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили церкви?22 Проповедь Церкви повсюду постоянна и пребывает неизменно и имеет свидетельство от пророков и апостолов и всех учеников в начальные времена, и в средние, и в последние, и во всем устроении Божием и Его твердом действовании относительно спасения человека, которое содержится в нашей вере; его-то, приняв от Церкви, мы соблюдаем и она всегда чрез Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим самый сосуд, в котором содержится...23 Истинное познание есть учение апостолов и изначальное устройство Церкви во всем Мире, и признак тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым апостолы передали сущую повсюду Церковь; и она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писания, не принимая ни прибавления, ни убавления: здесь чтение Писаний без искажений и правильное и тщательное, безопасное и чуждое богохульства истолкование Писаний, и превосходный дар любви, который драгоценнее познания и славнее пророчества и превосходнее всех других дарований...24 Оставляющие проповедь Церкви мечтают найти что-либо помимо истины; следуя измышленным учениям, не твердо идя по многим и различным дорогам, не всегда согласные между собою относительно одних и тех же вещей, они, как слепые ведутся слепыми и достойно падают в незамечаемую ими яму неведения, всегда ища и никогда не находя истины25.
О Папии. еп. Иерапольском, третьем ученике Иоанна Богослова и друге Поликарпа, Евсевий передает: «Если мне, говорил Папий, случилось встречать кого-либо, обращавшегося со старшими (апостолами), то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матфей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господни. Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющийся голос» 26.
Св. Климент Александрийский, живший во второй половине 2-го и в начале 3-го века, в одном из своих многочисленных творений упоминает о том, что братья заставили его записать и таким образом передать потомству все то учение, которое ему устно передавали пресвитеры, бывшие прямыми преемниками апостолов (Петра, Иакова, Иоанна и Павла) в деле сохранения истинного Божественного учения27.
Тертуллиан Карфагенский высказал замечательные мысли о принадлежности Священного Писания только Церкви. «Писания принадлежат только Церкви; еретиков же и допускать не нужно к состязанию о Писании; они не христиане и не имеют никакого права на христианские Писания. Еретиков Церковь может спросить: кто вы такие? Вы не мои, что же у меня делаете? Ты, Маркион, по какому праву рубишь мой лес? С чьего позволения ты, Валентин, превращаешь мои источники? Какою властью, Апеллес, изменяешь мои границы? Что вы, прочие, здесь сеете и пасете по своему произволу? Это мое владение. Я владею издавна. Я имею твердое основание от самых авторов, которым Писание принадлежит. Я наследница апостолов. Вас, конечно, навсегда они лишили наследства и отвергли, как чужих, как врагов»28.
Св. Киприан Карфагенский о пользе и важности Священного Предания писал: «Душам благочестивым и простым легко избежать заблуждения и найти истину, ибо когда мы обратимся к источнику божественного предания, заблуждение исчезнет... Я знаю, что из поставленных Богом епископов над церквами Господними во всем мире большая часть хранит правило евангельской истины и Господнего предания, не отступая к человеческим нововведениям от того, чему научил Христос – Учитель»... (Письмо 63).
4. Вне Церкви Христовой нет спасения
Св. Ириней Лионский, «В Церкви Бог положил Апостолов, пророков, учителей (1Кор.12:28) и все прочие (средства) действования Духа; коего не причастны все те, которые не согласуются с Церковию, но сами себя лишают жизни худым учением и самым худшим образом действия. Ибо где Церковь, там и Дух Божий; и где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина. Посему, кто не причастен Его, не питаются для жизни от сосцов матери, не пользуются чистейшим источником, исходящим от тела Христова, не выкапывают себе сокрушенные колодцы из земных рвов и пьют гнилую воду из грязи, удаляясь веры Церкви, чтобы не обратиться, и отвергая Духа, чтобы не вразумиться29. Восстающие против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землею, как приверженцы Корея, Дафана и Авирона. Но рассекающие и разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам»30.
Св. священномученик Киприан: «Апостол Павел пишет к Ефесянам и говорит: Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною» (Еф.5:25–26). Если Церковь, которую любит Христос, и которая очищается Его банею, одна, то каким образом тот, кто не в Церкви, может быть любим Христом, или омыться, или очиститься Его банею? Крещение вне Церкви только пустое и нечестивое погружение. Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу. Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа. Как может быть со Христом тот, кто не пребывает с невестою Христовой, не находится в Церкви Его... Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене прелюбодейце; и делается чуждым обетования Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом, он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающий в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову... Какой мир обещают себе враги братьев? Какие жертвы думают приносить завистники священников? Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени, – пятно их не омоется и самою кровию. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви; не может достигнуть Царства, кто оставляет Церковь, имеющую царствовать...
5. Святоотеческое предостережение
Св. Игнатий Богоносец в своем послании к траллийцам убеждает их «удаляться от яда еретиков», говоря: «Прошу вас не я, но любовию Иисуса Христа, – питайтесь одной христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном виде. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть... Итак, убегайте злых произрастаний, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умрет» (гл. 6).
Св. Ириней Лионский пишет: «Надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины»31.
Священномученик Киприан Карфагенский обращается к христианам с таким увещанием и предостережением: «Никто, возлюбленнейшие братие, да не совратит вас с пути Господня. Никто вас – христиан – да не отвергнет от Евангелия Христова. Никто сынов Церкви да не похитит у Церкви. Пусть погибнут они одни, захотевшие погибнуть. Пусть пребудут вне Церкви они одни, отпадшие от Церкви... Апостол научает нас, говоря: Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстию к состязаниям и словопрениям... удаляйся от таковых (1Тим.6:3–5). Да не будет того, чтобы вы, обольщенные пустыми словами, сделались участниками в их нечестии. Прошу вас, удаляйтесь от таковых, бегайте волков, которые отлучают овец от пастыря. Избегайте ядовитых речей диавола, который от начала мира был всегда лукав и лжив: он лжет, чтобы обольстить, – льстит, чтобы вредить, – предлагает благо, чтобы причинить зло, – обещает жизнь, чтобы умертвить, – предлагает спасение, чтобы согрешившему заградить путь ко спасению, – обещает Церковь, а делает так, что поверивший словам его вовсе погиб для Церкви»32.
* * *
Соч. кн. 3, гл. 3.
Послание к коринфянам, 1, гл. 40
Послание к коринфянам, 1, гл. 41
Послание к коринфянам, 1, гл. 44
Послание к траллийцам, гл. 3.
Послание к смирнянам, гл. 8.
Сочинения, кн. 3, гл. 3.
«О давности против еретиков», гл. 20.
Творения, гл. 2, с. 191–192.
Письма, с. 314.
Сочинения, с. 49–50.
Сочинения, с. 487–488.
Евсевий, Церковная история, кн. 3, гл. 36.
Сочинения, с. 6.
Сочинения, с. 222.
Сочинения, с. 225.
Сочинения, с. 312.
Сочинения, стр. 409.
Сочинения, стр. 488.
Евсевий, Церковная история, кн. 3, гл. 39.
Евсевий, Церковная история, кн. 6, гл. 13; кн. 5, гл. 11.
О давности против еретиков, гл. 37.
Сочинения, стр. 312–313.
Сочинения, стр. 388.
Сочинения, с. 387.
Творения, т. I, письмо 34.