прот. Константин Буфеев

Источник

9. Гигантские змеи – драконы

«Диавол-искуситель в образе дракона». Фрагмент пономарской двери. Поволжье. Середина XVII в. ФААП

В настоящей главе приведен ряд библейских и житийных примеров, говорящих о существовании гигантских змеев (как их называли по-русски) или драконов. Данные факты представляются нам не менее достоверными или, по крайней мере, не менее достойными внимания исследователей, чем коллекции динозавров, собранные в палеонтологических музеях. Не касаясь специальных вопросов геохронологии и классификационных признаков описанных ниже ящеров, отметим, что как Священное Писание, так и святоотеческое Предание доносят до нас вполне определенные сведения о драконах.

Нижеприведенные свидетельства выглядят не более фантастическими и невероятными, чем все прочие, представленные в нашей книге.

9.1. Свидетельства о существовании гигантских змеев

В книге Иова описываются два весьма крупных животных, каждое из которых мало похоже на известные науке виды.

Одно из них именуется бегемотом, но его не следует путать с известным африканским животным гипопотамом, которого можно встретить во многих современных зоопарках. Библейский бегемот – зверь несравненно более грозный и могучий.

Иов, гл. 40


10. Но убо се, зверие у тебе, траву аки волове ядят ; 11. Се убо, крепость его на чреслах, сила же его на пупе чрева; 12. Постави ошиб яко кипарис, жилы же его яко уже сплетены суть; 13. Ребра его ребра медяна, хребет же его железо елияно 14. Сиесть начало создания Господня; сотворен поруган быти Ангелы Его; 15. Возшед же на гору стреминную, сотвори радость четвероногим в тартаре; 16. Под всяким древом спит, при рогозе и трости и ситовии; 17. Осеняют же над ним древеса велика с леторасльми и ветви напольныя; 18. Аще будет наводнение, не ощутит; уповает, яко внидет Иордан во уста его; 19. Во око свое возмет его, ожесточився продиравит ноздри. 10. Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; 11. вот, его сила в чреслах го и крепость его в мускулах чрева его; 12. поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бёдрах его переплетены; 13. ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; 14. это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; 15. горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; 16. он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; 17. тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; 18. вот, он пьёт из реки и не торопится; остаётся спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. 19. Возьмёт ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?

Иной таинственный зверь, описанный в книге Иова – гигантский левиафан (по славянски – змий).

Иов, гл. 40


20. Извлечеши ли змия удицею, или обложиши узду о ноздрех его? 21. Или вдежеши колце в ноздри его? шилом же провертиши ли устне его? 22. Возглаголет же ли ти с молением, или с прошением кротко? 23. Сотворит же ли завет с тобою; поймеши же ли его раба вечна? 24. Поиграеши же ли с ним, якоже со птицею, или свяжеши его яко врабия детищу? 25. Питаются ли же им язы́цы, и разделяют ли его фииикийстии народи? 26. Вся же плавающая собравшееся не подъимут кожи единыя ошиба его, и корабли рыбарей главы его. 27. Возложиши же ли нань руку, воспомянув брань бывающую на теле его: и ктому да не будет. 20. Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? 21. вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? 22. будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? 23. сделает ли он договор с тобою, и возьмёшь ли его навсегда себе в рабы? 24. станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? 25. будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? 26. можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьего острогою? 27. Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь.

Иов, гл.41


1. Не видел ли ecu его, и глаголемым не удивился ли ecu? Не убоялся ли ecu, яко уготовася ми; кто бо есть противляяйся мене? Или кто противостанет ми и стерпит, 2. аще вся поднебесная моя есть? 3. Не умолчу его ради и словом силы помилую равного ему. 4. Кто открыет лице облечения его, в согбение же персей его кто внидет? 5. Двери лица его кто отверзет; окрест зубов его страх, 6. утроба его щиты медяны, союз же его якоже смирит камень, 7. Един ко другому прилипают, дух же не пройдет его: 8. Яко муж брату своему прилепится, содержатся и не отторгнутся. 9. В чхании его возблистает свет; очи же его видение денницы. 10. Из уст его исходят аки свещы горящыя, и размещутся аки искры огненныя; 11. из ноздрей его исходит дым пещи горящия огнем углия. 12. Душа же его яко углие, и яко пламы из уст его исходит... 13. На выи же его водворяется сила, пред ним течет пагуба. 14. Плоти же телесе его сольпнушася, лиет нань, и не подвижится. 15. Сердце его ожесте аки камень, стоит же аки наковальня неподвижна. 16. Обращшуся же ему, страх зверем четвероногим по земли скачущым. 17. Аще срящут его копия, ничтоже сотворят ему, копие вонзено и броня. 18. Вменяет бо железо аки плевы, медь же аки древо гнило. 19. Не уязвит его лук медян, мнит бо каменометную пращу аки сено. 20. Аки стеблие вменишься ему млатове, ругаетжеся трусу огненосному. 21. Ложе его остни остри, всяко же злато морское под ним, якоже брение безчисленно. 22. Возжизает бездну, якоже пещь медяну, мнит же море яко мироварницу. 23. И Тартар бездны якоже пленника: вменил бездну в прохождение. 24. Ничтоже есть на земли подобно ему сотворено, поругано быти ангелы моими. 25. Все высокое зрит, сам же царь всем сущым в водах. 1. Надежда тщетна: не упадёшь ли от одного взгляда его? 2. Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? 3. Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? Под всем небом всё Моё. 4. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. 5. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? 6. Кто может отворить двери лица его? Круг зубов его – ужас; 7. крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; 8. один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; 9. один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. 10. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; 11. из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; 12. из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. 13. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. 14. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. 15. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. 16. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жёрнов. 17. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. 18. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. 19. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. 20. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. 21. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. 22. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. 23. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; 24. оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. 25. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; 26. на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

Нередко бегемота и левиафана воспринимают аллегорически, видя в них диавольское начало. Никак не умаляя значения подобных символических прочтений библейского текста, отметим, что описание драконов в книге Иова вполне натуралистично.

В житиях Святых также содержится немало указаний на существование змеев – крупных ящеров.

Преподобный Косма евнух (3 августа)

«Во время дороги, пролегавшей по пустыне, он увидел громадного змея, спускавшегося с Каламонской горы; змей был так велик, что своею тяжестью оставлял на земле глубокий след, а изгибы тела его образовывали большие дуги, он как раз пересекал путь старца. Уразумев козни диавола, хотевшего заставить Преподобного отказаться от своего намерения, старец вооружился молитвою и безбоязненно продолжал свой путь: хранимый силою Божией, он без всякого вреда, точно сквозь ворота, прошел чрез изгибы тела змея...» [1, с. 48].

В «Луге духовном» приведены слова самого преподобного аввы Космы:

«Проходя пустыней близ Каламона, я увидал огромного змея, который сползал с горы к Каламону. Змей был так велик, что при своих движениях представлял вид как бы свода, и я прошел невредимо под этим сводом. Я понял, что диавол хотел ослабить мое усердие, но мне помогли молитвы старца» [4, гл. 40, с. 165].

Преподобный Аполлос

«Когда мы шли по пустыне в полдень, вдруг видим: дракон огромный, как бревно, ползет по песку. Увидев его, мы сильно испугались. Но провожавшие нас братия убеждали нас не бояться, а быть спокойными и держаться следа дракона.

– Увидите, – говорили они, – веру нашу.

Они надеялись убить его своими руками.

Мы уже убивали руками много и драконов, и аспидов, и керастов, – говорили они.

Над ними исполнилось Писание: Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк.10:19). Но мы, по неверию, а еще более по страху, просили их идти не по следу дракона, а по прямой дороге. Тогда один брат из числа их, оставив нас на месте, с великою отважностию устремился в пустыню по следам зверя. Нашедши недалеко его логовище, он громко кричал нам, что дракон в пещере, и звал к себе посмотреть, что будет, между тем как другие братия убеждали нас не пугаться. Когда мы с великим страхом пошли посмотреть зверя, нечаянно встретился с нами один брат и, ухватясь за нас руками, влек в свой монастырь и говорил, что мы не можем снести ярости того зверя. Тем больше, что никогда не видали его. А о себе говорил, что он часто видал это животное, что оно чрезвычайно велико и имеет больше пятнадцати локтей. Приказав нам остановиться, сам он пошел к тому брату и просил его оставить пещеру, ибо тот не хотел оставлять этого места, пока не убьет дракона» [3, с. 144–145].

Руфин повествует об этом эпизоде следующим образом:

«Простившись с блаженным Аполлонием, мы направились в южную часть пустыни. Дорогой мы заметили следы огромного дракона – точно бревна были протащены по песку. Сопровождавшие нас братия уговаривали нас бесстрашно следовать по следам дракона.

– Вы увидите могущество веры, когда убьем зверя! – говори­ли они. – Мы своими руками умертвили уже многих драконов, змей и рогаток... Не дал ли Спаситель верующим в Него власть наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражью (Лк.10:19)?

Так они ободряли нас. Но у нас не было столь твердой веры... Ужас овладевал нами все более и более... Мы просили оставить в стороне следы дракона и идти прямым путем. Между тем один из них с быстротою бросился преследовать дракона. Он уже близок был к логовищу и громко звал нас к себе, чтобы мы могли видеть, что будет. Но в это время вышел к нам навстречу один брат, живший в соседней пустыне, который удержал нас.

– Вы не выдержите вида чудовища, в особенности если вам не приходилось никогда видеть его. Я же частенько видал его: это – зверь невероятных размеров... Никак не менее пятнадцати локтей в длину...

Отговоривши нас подходить к логовищу, этот брат поспешил отвлечь и того, который поджидал нас, приготовившись поразить зверя. Он стал отзывать его, но тот непременно желал покончить с драконом и только после многих просьб наконец уступил. Вернувшись к нам, он укорил нас за наше малодушие и неверие» [2, с. 26].

Преподобный Аммон

«Однажды он отправился в пустыню и на возвратном пути повелел следовать за собою двум драконам. Им повелено было лечь у входа в пещеру и охранять его» [3, с. 146–147].

Преподобный Симеон Столпник (1 сентября)

«Преподобный Симеон Столпник». Литье. VI век. Лувр. Париж

«На той самой горе, где подвизался святой Симеон, невдалеке от столпа поселился страшный змей, из-за которого даже трава не росла на месте том» [1, с. 28].

Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября)

«Встретив однажды в большой расселине горы гнездившегося там огромного змея, Иоанникий вознамерился отдать себя ему на съедение, решившись лучше умереть, чем дать простор нечистым мыслям и осквернить свое чистое тело. Он бросился к змею, думая, что тот пожрет его, но змей не хотел к нему прикоснуться. Когда Иоанникий стал дразнить его, желая быть пожранным, змей неожиданно оказался мертвым. С того часа у Иоанникия перестали появляться скверные помыслы, страсть угасла, похоть утихла и спокойствие возвратилось в тело его. Вместе с тем ему дана была власть наступать на видимых и невидимых змеев и сокрушать им головы» [1, с. 61].

Мученица Голиндуха (12 июля)

«Она брошена была на съедение громадному и страшному змею, который содержался и кормился в одной глубокой пропасти» [1, с. 332].

Как видно, змей был достаточно велик, чтобы съесть Святую. Также способен был «пожрать» человека и дракон, встретившийся пустынножителю Фалассию.

Преподобный Фалассий, пустынник Сирийский (22 февраля)

«Однажды на него напал змей и хотел пожрать его, но он помолился и молитвой спас себя от смерти» [1, с. 403].

Преподобномученица Евдокия (1 марта)

В житии Святой описан следующий эпизод про воинов.

«...И вот напал на них внезапно страшный громадный змей и они, побросавши оружие, в ужасе бежали. Но, хотя они спаслись от зубов змея, не избежали его яда. Пораженные смертоносным дыханием змея, одни из них внезапно пали мертвыми, другие еле живые валялись на дороге, и только с тремя воинами возвратился комит к царю» [1, с. 29–30].

В Житиях встречаются описания крылатых ящеров.

Архимандрит Сергий, наместник Соловецкий

«Днем 5 мая 1664 года инок Исайя, келейник соловецкого книжника, к тому времени уже престарелого архимандрита Сергия (Шелонина) как обычно находился на послушании в монастырской келье старца. Отцу Сергию, по старости его, нездоровилось, и он дремал на кушетке. В это время внимание келейника привлекли странные тени, промелькнувшие за окном кельи. Подойдя к окну и вглядевшись в нечто, летавшее над монастырем, Исайя в ужасе прошептал:

– Господи, помилуй, – И в этот момент некая мерзкая тварь, в виде крылатого змея, заметив в окне Исайю, развернулась в воздухе и ринулась на него. Инок едва успел отпрянуть от окна как «змий, прилетев к окну его и пробив окончину у окна, едва его, Исайю, не достигнул». Разбуженный внезапным грохотом, архимандрит Сергий приподнялся с постели и к ужасу своему обнаружил, что келейник борется с какой-то гнусной тварью, вломившейся в окно кельи. Возопив молитву «Да воскреснет Бог..», старец схватил бутыль с Крещенской водой и начал поливать борющихся. Почуяв святыню, крылатая нечисть разразилась душераздирающими криками. Общими усилиями удалось задавить это исчадие ада, которое, страшно шипя и извиваясь, наконец испустило дух. Келья при этом наполнилась ужасающим смрадом и жуткую бестию поспешили скорее вытолкнуть за окно.

Однако радоваться победе, как оказалось, было рано. Выглянув в окно, старец с келейником похолодели от ужаса. Окна кельи выходили на монастырскую трапезную. Так вот, совсем рядом, на кресте трапезной, «нагорблся сидел змий велик и страшен зело, три главы имущий, а хобот (хвост) его висел аж до кровли». В это время в келью вбежали иеромонах Артемий и несколько иноков, которые, взглянув в окно, так же в ужасе стали креститься. «И на того змия зряху множество людей иноков и белцов, полон монастырь, и за монастырем множество людей смотряху» [VI, с. 204–206].

9.2. Святые побеждают змеев силой молитвы

Библия не оставляет сомнения в том, что при искушении праматери нашей Евы в Эдемском саду диавол использовал одно из созданных Богом животных – змея.

Бытие, гл. 3


1. Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог. 1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.

Поэтому Бог и проклял его от всех зверей земных и положил вражду между ним и между семенем жены.

Бытие, гл. 3


14. И рече Господь Бог змию яко сотворил ecu сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего; 15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя; той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пят у. 14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

С самого начала человеческой истории, с грехопадения наших праотцев Адама и Евы, существует Богом установленная вражда между человеком и гадами. Ратоборство с драконами всегда воспринималось Святыми как победа над силой диавольской, поскольку падшие духи связаны с проклятым Богом змеем, вместилищем сатаны.

Нередко язычники обожествляли змеев-драконов, почитали их как живых кумиров, приносили им поклонение.

В библейской книге пророка Даниила повествуется, что крупный змей-дракон был почитаем в Вавилоне.

Книга пророка Даниила, гл. 14


23. И бяше змий великий на месте том, и почитаху его вавилоняне. 24. И рече царь Даниилу: еда и сему речеши, яко медь есть? сей жив есть, и яст и пиет: не можеши рещи, яко несть сей бог жив; убо поклонися ему. 25. И рече Даниил: Господу Богу моему поклонюся, яко той есть Бог жив. 26. Ты же, царю, даждь ми власть, и убию змия без меча и без жезла. И рече царь: даю ти. 27. И взя Даниил смолу и тук и волну, и возвари вкупе, и сотвори гомолу, и верже во уста змию, и изъяд разседеся змий. И рече Даниил: зрите чистилища ваша. 23. Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его. 24. И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьёт; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. 25. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. 26. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. 27. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни.

Распространенный в древности культ змей и драконов подтверждает сатанинскую сущность язычества.

Апостолы Иоанн Богослов, Варфоломей, Филипп и сестра его Мариамия (6 сентября)

«Когда вся вселенная была помрачена тьмою многобожия и люди поклонялись твари, а не Творцу, – в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну, и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну...

Святой Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь сотруднику своему, святому апостолу Филиппу; там же находились в то время святой апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними святой Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертву, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю» [1, с. 128, 129].

Священномученик Артемон (13 апреля)

«...Змеи тотчас стали мертвы, простершись пред ногами его, как пораженные молнией. И сказал святой Артемон Патрикию:

– Видишь, как почитаемые вами боги умерли силою Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

Ужасался народ и Патрикий, видя убийство змей без какого-либо орудия; из них один был так велик, что имел пять локтей в ширину и двадцать пять в длину. Жрец же Виталий воскликнул громким голосом:

– Велик Бог христианский и велика сила мужа сего, одним дуновением убившего змей этих!» [1, с. 192].

Святитель Сильвестр, папа Римский (2 января)

«В то время в Риме, в глубокой пещере, под Тарпейскою скалой, гнездился огромный змей, которому язычники всякий месяц приносили жертвы, как богу; когда же этот змей выходил из пещеры, он отравлял своим ядовитым дыханием воздух, и многие из живых вблизи того места умирали, чаще всего дети. Святой Сильвестр, желая избавить людей от пагубного змея и обратить их от безбожия к истинному Богу, созвал живших в городе христиан и заповедал им три дня поститься и молиться, причем сам постился и молился больше всех. В одну ночь явился ему в видении святой апостол Петр и повелел, чтобы он взял с собою несколько священников и диаконов и пошел без страха к пещере, где жил змей. При входе в пещеру Сильвестр должен был совершить божественную службу, потом войти внутрь пещеры и, призвав имя Господа Иисуса Христа, заключить там змея, чтобы он уже никогда не выходил оттуда. Святой, по повелению Апостола, пошел к пещере и по совершении божественной службы вошел туда и, найдя в ней какие-то двери, затворил их, говоря:

– Да не открываются сии двери до дня второго пришествия Христова!

Так, заключив в пещере змея, он лишил его выхода навеки. Язычники же думали, что Сильвестр со своим клиром будет пожран змеем. Но когда они увидели его вышедшим без всякого вреда для него, то удивились; видя, что змей уже больше не выходит с тех пор, многие познали силу истинного Бога и присоединились к верующим» [1, с. 124].

Духовные средства – пост и молитва – всегда требовались для победы над змеем. Однако было бы ошибкой думать, будто драконы, с которыми сражались Святые и которых побеждали силою своей молитвы, были лишь бесплотными призраками.

Преподобный Аммон

«Ужаснейший дракон опустошал соседние местности, и много народу погибло от него. Жители пришли к святому Аммону и молили его, чтобы изгнал зверя из их страны. Чтобы склонить его к милосердию, принесли с собою мальчика, сына одного пастуха, который помешался от испуга при одном взгляде на дракона. Зверь точно отравил его своим дыханием, и он замертво, весь опухший был принесен домой. Старец помазал елеем отрока и возвратил ему здоровье. В душе он, конечно, желал гибели зверя, но поселянам не дал никакого обещания – как бы сознаваясь в своем бессилии помочь им. На другой день, вставши рано, отправился к логовищу зверя и, склонив колена, начал молиться. Зверь стремительно бросился было к нему, уже слышно было его ужасное дыхание, сопровождавшееся резким шипением. Бесстрашно взирал на него старец... Обратившись к дракону, он произнес:

– Да поразит тебя Христос, Сын Божий, имеющий некогда поразить еще более страшного зверя!

И лишь только он сказал это, как вдруг ужасный дракон, изрыгнув вместе с дыханием ядовитую пену, с треском лопнул посредине. Сбежались соседи и оцепенели от изумления; поднялось нестерпимое зловоние... Поспешили набросать на него огромные груды песку. Авва Аммон стоял тут же, потому что и к мертвому чудовищу не смели приблизиться одни, без святого старца...» [2, с. 27, подобное повествование приведено в «Лавсаике»: 3, с. 147].

Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября)

«Однажды Святой стоял и воспевал псалмы Давидовы, как вдруг куча камней, находившаяся вблизи Святого, начала колебаться. Взглянув туда, Святой увидел выходившего из средины камней страшного змея с огненными глазами. Он дотронулся до змея своим жезлом, и тот тотчас издох» [1, с. 61].

Преподобный Фома Дефуркин (10 декабря)

«Однажды блаженный отец совершал Божественную бескровную службу, служение приближалось к концу, и вот откуда-то выполз громадный змей и как кольцом опоясал собою всю церковь, в которой совершалось священнодействие. Прислуживавший Преподобному инок вышел пред тем из церкви, чтобы принести потребную при священнодействии теплоту, а змей, сначала как бы опоясавший собою церковь, в это время свернулся у порога церковного, представляя собою огромный клубок. И вот произошло дивное чудо: совершавший богослужение Преподобный, удивляясь, почему не подается но обычаю своевременно теплота, оглянулся и увидел чудовище, лежащее у порога, а прислуживавшего инока стоящим в трепетном ужасе, и, исполнившись Духа Святого, сказал брату:

– Входи и не бойся.

Сам же продолжал святое дело. Ободренный отеческим повелением инок, как бы на крыльях, перескочил через змея и вошел в церковь. По окончании Божественной службы, блаженный старец в священном облачении подошел к порогу, где лежало чудовище, и сказал:

– Если это появление твое здесь, змей, означает кончину твою с помощью Бога моего, то следуй за мною.

Змей схватился зубами своими за край одежды Святого и последовал за ним, Фома же отошел от церкви на расстояние полета стрелы из лука и, зайдя в дебрь, где была глубокая яма, остановился и начал молиться. Ко многим молитвам он присоединил и такую:

– Боже, давший власть верующим в Тебя наступать на змей и скорпионов, благоволи, Господи, и мне меньшему наступить на гортань змее, по слову Твоему!

Как только Преподобный произнес эту молитву, змей тотчас поднялся с места и низвергся в пропасть, с ним осыпались и края этой пропасти, так что на том месте образовалась заравненная котловина. Возблагодарив Бога, старец возвратился в свою келию. А затем последовало и новое дивное чудо: змеи, гнездившиеся под келиею Преподобного и столько лет устрашавшие его, при виде его святого лица, как бы спасаясь от огненного опаления, внезапно все ушли в то место, где погиб и змей-чудовище. Там, волею Божиею, их погибло многое множество, и птицы нападали на них и поедали» [1, с. 289–291].

Крестное знамение, поражающее силу диавольскую, помогало не раз Святым побеждать змеев-драконов.

Преподобный Маркиан Киринейский (2 ноября)

«Однажды большой змей, снаружи наклонившись над их хижиной, так устрашил постников, что они сильно испугались. Святой же, сотворив перстом крестное знамение, дунул, и как высохшая трость от огня, так и змий тотчас был истреблен» [1, с. 30].

Великомученица Марина (17 июля)

«Наступила ночь, а Святая все не переставала молиться Богу; тогда диавол осмелился испугать мученицу мечтательным страшилищем; так попустил Бог для большего прославления Своей угодницы. Внезапно потряслась темница, и показался какой-то мрачный свет, как будто от огня в дыму; затем явился диавол в виде пестрого, громадного, страшного змея, а тело его, насколько было видно, окружало и опоясывало множество меньших змей и ехидн. Змей ужасно свистел и, зияя огромной и жадной пастью, испускал нестерпимый смрад; он обошел вокруг мученицы, наводя на нее страх и ужас; потом раскрыл свою мерзкую пасть, напал на Святую и схватил ее голову, стараясь проглотить. Казалось, мученица проглочена змеем, как некогда пророк Иона китом. Однако, она не отчаялась и не усомнилась, но, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением и тотчас увидела, что утроба змея расселась, а она сама избавилась от него и была цела и невредима: и в то же время погибло все то бесовское страшное привидение: земля разверзлась, поглотила змея и всех змей с ним и бросила их в ад; святую же мученицу осиял небесный свет. Посмотрев вверх, она увидела, что открылась кровля темницы и на нее сходят сверху как бы лучи солнечные; увидела она также большой крест, сияющий несказанным светом» [1, с. 382].

«Дракон, отравляющий воду в источнике близ Иерусалима». Фрагмент иконы «Святитель Модест, патриарх Иерусалимский, с житием». Ярославль. Конец XVII в. ФААП

Святитель Модест, патриарх Иерусалимский (18 декабря)

Святитель Модест умертвил своей молитвой огромного змея, который своим ядом отравил колодец, что привело к гибели скота.

Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября)

«Он отправился в путь, и когда пришел к реке, называемой Горам, то встретил змея, который возмущал в реке воду и останавливал ее течение: молитвой и крестным знамением он умертвил того змея» [1, с. 62–63].

Преподобномученица Параскева (26 июля)

«Царь приказал отвести ее за город к обитавшему в пещере и наводившему на всех ужас змею, чтобы он растерзал ее, но она сотворила над змеем крестное знамение, и он от этого распался надвое» [1, с. 617].

Преподобный Евмений (18 сентября)

«Однажды Святой молитвой умертвил устремившегося на него большого змея» [1, с. 342].

Преподобная Елисавета чудотворица (24 апреля)

«Святая Елисавета совершала многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея» [1, с. 400].

Нередко драконы заканчивали свою жизнь, посылаемые Святыми в огонь.

Преподобный Иларион Великий (21 октября)

«В тех местах обитал страшный змей, столь огромный, что он пожирал больших волов и поглощал людей. Таким образом, он погубил бесчисленное количество людей и домашнего скота. Услыхав о нем, Святой велел сложить множество дров и разжечь большое пламя, а сам, преклонив колена, помолился Богу, чтобы Он помиловал Своих людей и во славу Своего святого Имени избавил их от пагубного змея. Затем он начал призывать змея. И вот змей явился, как бы влекомый какою силой на заклание. Все смотрели и ужасались. Святой же велел ему войти в пламя, и тотчас, повинуясь его словам, змей вошел в огонь и сгорел. Тогда люди прославили Бога и принесли благодарение святому Илариону» [1, с. 487–488].

Священномученик Ипатий Чудотворец (31 марта)

«Царь с честью встретил Святого, поклонился ему до земли и просил его своею молитвою прогнать от царской сокровищницы змея, которого не могла изгнать никакая сила человеческая, – так как даже многие духовные лица, вооружившись молитвою, пытались изгнать его, но без всякого успеха; некоторые же из них при этом даже пострадали. Святой же сказал на это царю:

– Царь! Если наша молитва и будет бессильна, то не тщетна будет твоя вера пред Богом.

Затем, пав на землю, он молился довольно долго. Потом, поднявшись, Ипатий сказал царю:

– Среди конского ристалища, где находится статуя твоего отца, вели поставить печь и накалить ее как можно сильнее, в ожидании когда я приду туда.

Тотчас же приготовили и разожгли печь; тогда святой Ипатий, взяв святительский жезл, подошел к царскому дворцу, открыл ворота сокровищницы и долго бил жезлом змея. Народ и царь, объятые страхом и трепетом, смотрели издалека, и, видя, что змей не уползает (а день уже склонялся к вечеру), все думали, что змей умертвил Святого, как это случилось ранее с некоторыми иереями. Святитель же Ипатий, подняв очи к небу и призвав на помощь Господа, вложил в пасть змею жезл со словами:

– Во имя Господа моего Иисуса Христа следуй за мною.

Змей, взявшись зубами за жезл, точно связанный пленник, последовал за Святым. И действительно, его связал Божьею силою великий чудотворец.

Потом святой Ипатий отошел от царской сокровищницы, обошел все конское ристалище и торговую площадь, водя змея. Народ, видя змея, держащегося за край жезла и влекомого Святым, ужасался и удивлялся. А змей был весьма страшен, длина его равнялась шестидесяти локтям. Приблизившись к огненной печи, горящей великим пламенем, Святой сказал змею:

– Во Имя Христа, Которого я, недостойный, проповедую, повелеваю тебе войти в средину того огня!

Тогда страшный змей тот, перегнувшись, бросился стремительно в огненную печь, посредине которой и сгорел. Все, смотревшие на это с ужасом, прославляли Бога за то, что Он при их жизни явил миpy такого светильника и чудотворца, святого Ипатия» [1, с. 611–612].

Преподобномученица Евдокия (1 марта)

«Один отрок Зинон, работая в близлежащем саду, был умерщвлен смертоносным дыханием змея, и неутешно плакала о нем мать его, вдова. Узнав об этом, агница Христова Евдокия сказала Диодору:

– Пойдем утешить плачущую вдову, и увидишь дивное милосердие Бога нашего.

Придя, они увидели, что отрок опух, раздулся и почернел от змеиного яда. Святая сказала Диодору:

– Настало время показать, сколь великую веру имеешь ты в Бога. Итак, помолись, возведя на небо душевные очи, и воскреси умершего...

Тогда Диодор, преклонив свою выю и ударяя себя в грудь, начал со слезами вслух молиться... После молитвы, Диодор сказал мертвецу:

– Зинон! Во имя Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, встань!

И тотчас мертвый встал, отер черноту, стало тело его здоровым, как прежде, и все уверовали и прославили Бога, Творца неба и земли. Когда народ стал расходиться, блаженная агница Христова Евдокия сказала:

– Братья! Подождите немного. Еще раз прославится Христос Спас наш.

Народ остановился. Святая помолилась, и вот змей, умертвивший отрока, приполз со страшным свистом, гонимый чудесным огнем, и стал перед глазами всех метаться и извиваться, расторгнулся и издох. Тогда все, видевшие это, вместе с женами и детьми отправились к епископу Илиополя и приняли святое крещение» [1, с. 37–38].

В житиях Святых описаны случаи, когда драконов истреблял огонь, сходящий с небес.

Преподобные Евгений и Макарий (19 февраля)

«Они прибыли в Оасим, взошли на одну гору и одни стали жить на ней. Правители страны сказали им:

– Братие, уйдите из этого места, потому что неподалеку отсюда обитает свирепый змей, который пожирает всех, кто близ­ко подходит к нему.

На это Святые отвечали:

– Покажите нам пещеру, где обитает этот змей.

Их привели к месту обитания змея и издали показали пещеру, где он находился. Тогда Святые, преклонив колени, помолились Богу, и внезапно последовал с неба удар грома и поразил змея. Убитый змей объят был пламенем и немедленно же сгорел, причем вместе с ним сгорел и песок, бывший в пещере, и над пещерой бурным зловонным вихрем поднялась пыль. Увидев такое чудо, начальники страны, бывшие язычниками, уверовали во Христа» [1, с. 354].

Преподобный Давид Гареджийский

«Ниже той пещеры, в которой жили подвижники, была другая пещера. Там обитал огромный, страшный дракон, змей, с глазами большими и светлыми, как у животного, на голове у него был большой рог, а на шее – щетина.

«Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские». Фрагмент миниатюры из жития святых. XVIII в. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе

В один день олени святых мужей подошли ко входу в пещеру, где обитал дракон. И чудовище неожиданно напало на них и похитило одного из молодых оленей. Испуганные животные прибежали в пещеру Святых. Лукиан, увидя их, сказал Давиду:

– Отче святый! Олени эти по обыкновению пришли, чтобы послужить нам, но они беспокойны и смущены, и среди них нет одного из молодых оленей.

Преподобный тотчас взял свой посох с изображенным на нем крестом Христовым и пошел по следам, оставленным животными, оглядываясь по сторонам, чтобы увидеть обидевшего их.

Приблизившись к пещере дракона, святой Давид вдруг увидел страшное и удивительное по величине чудовище и, не устрашившись, сказал ему:

– Злодей! Зачем ты обидел оленей моих и похитил у них детеныша? Теперь же уходи отсюда в места необитаемые, чтобы с этого времени пустыня эта была обителью отшельников.

«Преподобный Давид Гареджийский». Иллюстрация. МПЦ «Шестодневъ»

Поднимая вверх посох, Святой с гневом сказал:

– Если не уйдешь отсюда, то этим посохом и крестом Христовым рассеку чрево твое и отдам на снедение червям, чтобы отомстить тебе, так как ты обидел оленей моих, данных Богом на подкрепление немощных моих сил.

Диавол, поселившийся во чреве дракона, человеческим голосом ответил:

– Не гневайся на меня, раб Бога Живого. Если тебе угодно, чтобы я удалился отсюда, взойди на вершину этой горы и не отводи глаз твоих от меня, пока не войду в реку. Ибо я боюсь погибнуть от гнева твоего.

Дракон вышел из своего жилища, и от его движения стали трескаться большие камни. Лукиан, увидев это, в ужасе и трепете упал на землю, как мертвый. А когда Давид взошел на высокую гору, чудовище поспешно спустилось вниз на равнину. Когда оно приблизилось к реке Куре, Преподобный услышал позади себя голос Ангела, который звал его:

– Давид! Давид! Давид!

Оглянувшись на голос Ангела, он увидел спадающий с неба огонь, который мгновенно сжег дракона, как сено. На том месте, где сожжен был дракон небесным огнем, не растет трава, что служит доказательством подлинности рассказа об этом событии.

Давид же, увидя это, весьма огорчился и воззвал к Богу:

– Боже, Боже мой! Что сотворил Ты! Тот дракон положился на меня с упованием, а Ты огнем истребил его.

На эти горестные слова Святого Ангел Божий отвечал:

– Что ты так беспокоишься, отче, об одном червяке? Разве ты не знаешь, что, если бы он вошел в реку, то отсюда пошел бы в море и там истребил бы множество кораблей? Не скорби о погибели его, ибо так изволил Бог. Иди в свою пещеру, где твой ученик лежит подобно мертвому, укрепи и утешь его. Лучше тебе заботиться о духовных детях твоих.

Давид, сойдя с горы, нашел Лукиана, лежащего в обмороке, и, поднимая его, сказал:

– Что же ты так испугался из-за какого-то червяка, который по повелению Божию был мгновенно сожжен небесным огнем! Теперь ободрись и не бойся, ибо сила Христова споспешествует нам во всем, она сохранила нас ныне от страшной брани.

Лукиан, ободрившись и утешившись этими словами, благодарил Бога, творящего великие чудеса и знамения, давшего рабу Своему Давиду власть над зверями» [9].

9.3. Поединки Святых с драконами

Некоторые жития Святых содержат описания поединков угодников Божиих со змеями.

Великомучник Феодор Тирон (17 февраля)

«Святой Феодор Тирон был известен как победитель дракона. Согласно тексту греческой рукописи 890 г., огромное чудовище, поселившееся недалеко от большой дороги, препятствовало

Икона «Чудо великомученика Феодора Тирона». Новгород. в. ГРМ

жителям проходить по ней. Святой, прибывший на это место, осенив себя крестным знамением, вступил в битву с драконом и отрубил ему голову. В рукописи более позднего времени рассказывается о том, что дракон проглотил св. Марину во время ее молитвы. Тогда явившийся Федор Тирон вспорол дракону живот, и Марина вышла невредимой...

«Чудо великомученика Феодора Тирона». Фрагмент иконы. Строгановская школа. XVII в. ГРМ

Согласно апокрифическому тексту жития св. Феодора Тирона, получившему распространение на Руси, Феодор Тирон убил дракона, спасая свою мать. Огромный дракон, живший в подземелье около колодца, вынуждал жителей близлежащего города приносить ему дань. Оставшись без приношений, чудовище лишило город воды. Затем дракон похитил мать св. Феодора Тирона. Воин, спустившись в подземелье, одолел его и освободил свою мать. Этот сюжет впервые на славянском языке описан в древнейшем списке Пролога XII-XIII вв.» [XV, с. 115].

Великомученик Феодор Стратилат (8 февраля)

«Недалеко от города Евхаиты, на север от него, было пустын­ное поле, а в нем большая пропасть, внутри которой жил громадный змей. Когда он выходил из этой пропасти, земля на том месте тряслась; выходя же, он пожирал все, что только ему ни попадалось – и человека, и зверя.

Услышав об этом, храбрый воин Христов святой Феодор... вышел один на того лютого змея... Святой мученик Феодор, сотворив крестное знамение и воззрев на небо, стал так молиться:

– Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на супротивных, Ты и ныне Тот же есть. Господи Христе Боже: итак, пошли мне одоление с высоты Твоей святой, да поборю я врага этого – змея.

Потом, беседуя со своим конем как бы с человеком, он сказал: – Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак, помогай мне при помощи Христа – да одолею я врага.

Конь, выслушав слова господина своего, остановился, ожидая появления змея. Тогда мученик Христов, приблизившись к пропасти, воззвал громогласно к змею:

– Тебе говорю и повелеваю именем Господа нашего Иисуса Христа, распявшегося добровольно за род человеческий, выйди из логовища своего и приползи ко мне.

Змей, услышав голос Святого, зашевелился, и тотчас земля на том месте потряслась. Святой же Феодор, назнаменовав себя крестным знамением, сел на коня, который, терзая и попирая вышедшего змея, встал на него всеми четырьмя копытами.

Тогда воин Христов Феодор поразил змея мечом и, убив его, произнес:

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты услышал меня в час сей и даровал мне победу над змеем!» [1, с. 162–163].

Святитель Донат, епископ Эврийский (30 апреля)

«Святой Донат жил в царствование благочестивого императора Феодосия Великого и был епископом в городе Эврии, находившемся в древнем Эпире. Близ сего города было место, называемое Сориа, на котором находился источник воды; если кто-либо пил из этого источника воду, то тотчас умирал в жестоких мучениях. Святой епископ Донат, узнав об этом, пошел к тому источнику со своими клириками.

Когда он уже был около источника, послышался сильный гром и из источника вышел большой и страшный змей. Змей направился к угоднику Божию и старался своим хвостом ударить по ногам мула, на котором ехал святитель. Тогда епископ Донат ударил приближающегося змея по хребту бичом, которым погонял своего мула, и тотчас змей умер. Бывшие же при епископе клирики и народ, увидав такое чудо, собрали дрова и, разложив большой костер, сожгли на нем змея, чтобы его труп не стал гнить и не отравил бы воздух ядом, тем более, что змей тот был весьма велик; но воды из того источника все же никто не осмеливался пить. Тогда святой Донат, помолившись, благословил источник и сначала сам почерпнул воду и выпил ее, а затем и всем повелел пить ее без опасения. Все люди, после сего, пили воду, не сделав себе никакого вреда и, прославив Бога, возвратились в жилища свои» [1, с. 478].

Известным житийным сюжетом является тема освобождения Святыми воинами девицы, предназначенной в жертву змею.

Святой праведный Михаил Воин (22 ноября)

«Один из слуг Михаила увидал с места остановки вблизи озера дым и, наскоро взяв припасы для пищи, пошел туда, где был дым. Там он увидел девушку, которая сидела в слезах и чего-то ожидала. Слуга стал расспрашивать ее и так заслушался ее повествованием о страшном змее, что на огне пригорела та пища, варить которую он пришел. Когда слуга вернулся к своему господину, то Михаил Воин спросил его, почему он замедлил и отчего пригорела пища. Тогда слуга подробно рассказал все, что видел и что слышал от девицы о змее.

Святой Михаил, выслушав рассказ, решил пойти туда и стал звать своих слуг, но они, убоявшись, отказались идти со своим господином. Тогда Михаил, помолившись Господу Богу и осенив лицо свое крестным знамением, сел на коня и поехал к озеру, взяв только одного старейшего слугу.

Прибыв на место, он стал расспрашивать девицу, зачем она прибыла на это место.

Девица уговаривала сначала Михаила Воина удалиться, чтобы не быть съеденным чудовищным змеем, но, по настоянию Святого, рассказала об установившемся в городе обычае по очереди отдавать детей на съедение змею.

Изумленный рассказом девицы, Михаил приказал своему слуге отойти с конем и ожидать вдали, а сам пал на землю и стал молиться Господу Богу. Когда Святой окончил молитву и встал, среди озера появился змей и, подняв высоко голову и ударяя хвостом по воде, стал приближаться к берегу, раскрыв три свои пасти. Святой взял щит и меч и отсек лукавому три головы, с которыми он показался. Змей же, свернув хвост, ударил Святого в правую щеку и левую руку и причинил ему рану. Михаил упал без сознания, но скоро очнулся и встал.

Слуга Михаила, видя такое чудо, поспешил в город и сообщил о происшедшем. Граждане вышли из города и торжественно встретили избавителя, а девицу вручили ее родителям» [1, с. 615].

Сказание о десной руке Иоанна Предтечи (7 января)

«В пределах Антиохийских гнездился великий и страшный змей, которого обоготворяли и которому как богу ежегодно приносили жертвы. В эту жертву обыкновенно назначаема была особо избиравшаяся непорочная девица, которая и отдавалась на съедение змею в присутствии всего народа, смотревшего на это зрелище с особых мест, построенных невдалеке от пещеры, где жил змей. Змей же выползал из пещеры и производил всеобщий ужас своим страшным видом, шипением и широко отверстою пастью, а потом хватал представленную ему жертву и, терзая ее своими губами, пожирал. Для такой жертвы дочери антиохийских граждан были назначаемы по жребию. В один год жребий этот пал на дочь одного антиохийского христианина. Христианин этот молил со слезами Христа Бога и Его святого Крестителя об избавлении его дочери от лютой смерти.

Когда наступал день того гнусного праздника, отец с воплями и рыданиями вопиял к Богу и призывал на помощь святого Иоанна Крестителя. В это время он пришел к храму Иоанна Крестителя, где хранилась рука Крестителя, и усердно просил ключаря, чтобы тот отпер ему храм и пустил его поклониться той честной и святой руке. Сие же делал он с тайной целью, для достижения которой он положил за пазуху несколько золотых монет. Когда он стал совершать поклоны пред ковчегом, в котором была хранима та святая рука, то как бы нечаянно просыпал из-за пазухи золотые монеты. Ключарь, который любил деньги, бросился подбирать монеты, а в это самое время христианин тот, лобызая святую руку Крестителя, тайно откусил зубами один сустав малого перста, спрятал его и, помолившись вышел, неся с собою сустав пальца. Когда настал тот день, в который девица должна была неповинно подвергнуться смерти, и когда народ собрался к полночному часу на позорище, туда явился и отец, ведя дочь на съедение змею, и в душе вознося к Богу молитвы о спасении.

И вот выполз из своей пещеры страшный змей, шипящий, с разинутою пастью, и стал подползать к приготовленной для него жертве – девице, чтобы пожрать ее. Но отец не отступал от дочери, призывая на помощь Всевидящего Спасителя Христа Бога и Его Крестителя. Когда змей подполз совсем близко и еще шире раскрыл свою пасть, отец девицы бросил сустав священного перста Крестителя прямо в середину гортани змея, и змей тотчас же издох. Девица спасена была таким образом от лютой смерти, отец же ее со слезами радости громким голосом воссылал благодарение Спасителю Богу и Его святому Крестителю, разъясняя всему народу, какое великое чудо совершил Господь Бог» [1, с. 235–236].

Великомученик Георгий Победоносец (23 апреля)

«Около города Бейрута близ Ливанских гор находилось большое озеро, в котором жил змей-губитель, великий и страшный. Выходя из этого озера, змей тот похищал многих людей, увлекал их в озеро и там пожирал их. Много раз народ, вооружившись, выступал против него, но каждый раз змей прогонял народ, потому что, приблизившись к стенам города, наполнял воздух своим губительными дыханием, так что уже от одного этого многие заболевали и умирали. По причине этого в том город постоянно была скорбь, печаль, вопль и плач великий. В этом городе жили люди неверные – идолопоклонники, здесь же жил и сам царь их.

Однажды жители города того, собравшись вместе, отправились к своему царю и сказали ему:

– Что нам делать, ибо вот мы погибаем от змея того?

Он же ответил им:

– Я вам сообщу то, что мне откроют боги.

Затем царь, по научению живущих в идолах бесов, губителей душ человеческих, возвестил им такое решение: если они не хотят погибать все, то пусть дают в пищу тому змею каждый день по жребию своих детей, сыновей или дочерей. При этом царь прибавил:

– Когда дойдет очередь до меня, то и я, хотя и имею одну только дочь, но и ее отдам.

Жители того города приняли этот совет царский или, лучше сказать, бесовский и давали все, как важные, так и неважные граждане, каждый день на съедение змею одного из сыновей или дочерей своих, хотя весьма сожалели и плакали о них. Отдаваемых на съедение змею ставили на берегу озера, нарядив в лучшие одежды; змей же тот, выходя из озера, похищал их и съедал.

Когда очередь обошла всех людей того города, они пришли к самому царю и сказали ему:

«Чудо великомученика Георгия о змие». Новгород Великий. Середина вторая половина XV в. ФААП

– Вот царь, по твоему совету и постановлению отдавали мы детей своих змею. Очередь уже обошла всех. Что же теперь ты нам повелишь делать?

Царь ответил им на это:

– Отдам и я дочь свою, хотя она у меня и единственная. Потом я вам сообщу, что нам откроют боги.

Позвав к себе свою дочь, царь велел ей украситься как можно лучше; он весьма сожалел ее и плакал об ней со всем домом своим, но никак не мог нарушить того постановления, как бы божественного, сообщенного бесами. Приготовясь отправить дочь свою на съедение змею, царь смотрел на нее с высоты своего дворца и со слезами на глазах провожал ее взором своим.

Девица, между тем, была поставлена на обычном месте, на берегу озера. Ожидая смертного часа, в который змей, вышедши из озера, пожрет ее, она горько рыдала.

По помышлению Бога, хотящего спасения всех, благоизволившего спасти и город тот от погибели душевной и телесной, в это время к тому месту подъехал на коне святой великомученик Георгий, воин Царя Небесного, имевший в руке копье.

Увидев девицу, стоявшую у озера и горько плакавшую, он спросил ее:

– Для чего ты здесь стоишь и о чем плачешь?

Она же ответила ему:

– Добрый юноша! Беги скорей отсюда на своем коне, чтобы не погибнуть вместе со мною.

Святой же сказал ей:

– Не бойся, девица, но скажи мне, чего ты ждешь в присутствии всего народа, смотрящего на тебя?

Девица ответила ему:

– Славный юноша! Я вижу, что ты мужественен и храбр. Но для чего ты желаешь умереть со мною? Беги скорее от этого места!

Святой же сказал ей:

«Чудо великомученика Георгия о змие». Костромские земли. Середина XV в. ФААП

– Нет, я не отъеду от этого места до тех пор, пока ты не расскажешь мне, для чего ты здесь стоишь, о чем плачешь и кого ты здесь дожидаешься.

После этого девица рассказала ему все по порядку и про змея, и про себя.

Святой Георгий сказал ей:

– Не бойся, девица, потому что я именем Господа моего, Бога истинного, спасу тебя от змея.

Она же ответила ему:

– Доблестный воин! Зачем ты желаешь погибнуть со мною? Беги и спасай себя самого от горькой смерти. Достаточно и того, если я одна умру здесь, тем более, что и меня ты не спасешь от змея, и сам погибнешь.

В то время как девица говорила эти слова Святому, вдруг из озера появился страшный змей и направился к обычной своей пище.

Увидав его, девица закричала громким голосом:

– Беги, человек, вот змей уже идет!

Святой же Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», – устремился на коне своем на змея, потрясая копьем, и ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же Святого попирал змея ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же с удивлением взирая на змея, влачимого девицею, обратился от страха в бегство. Святой же Георгий сказал народу:

– Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змея.

Затем святой Георгий убил змея того мечем посреди города. Жители же города того, извлекши труп змея за город, сожгли его» [1, с. 390–392].

Сопоставительное описание змеев-драконов, составление их научной классификации и подробный сравнительный анализ не входят в нашу задачу. Не всегда удается однозначно отождествлять описанных в житиях гадов с известными вымершими или живущими видами ящеров. Очевидно, что в различных свидетельствах упоминаются не одинаковые пресмыкающиеся. Некоторые из них обитали в пещерах, другие жили в водоемах. Иные ползали по земле, иные имели ноги или крылья. Одни издавали рев, другие шипели, третьи свистели. Яд драконов иногда отравлял воду и воздух в округе. Как живые, так, в особенности, мертвые драконы нередко вызывали злосмрадие.

Драконы наблюдались и в эпоху Ветхого Завета, и в раннехристианские века, и в относительно недавние времена.

Общей характерной чертой всех упоминаемых в Житиях рептилий является, пожалуй, то, что победа над ними дается Святым, вооруженным верой и укрепленным молитвой с призыванием имени Божьего.

В заключение приведем суждение на тему о драконах, которое не утопает в седой мифологической древности, но принадлежит трезвенному и рассудительному святому мужу, жившему в XX веке.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1 апреля)

В письме настоятелю архимандриту Ксенофонту, отправленному из Манчжурии в августе 1904 года, старец Варсонофий писал:

«Верую вместе со всеми православными русскими людьми, что непостижимая, Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста победит и раздавит темную силу глубинного змия-дракона, красующегося на японских знаменах. Замечу, кстати, что мне пришлось тоже лично слышать от солдат, стоявших на постах у станции Хантазы, верстах в 70 от Муллина, что они нередко видели года два назад, как из одной горной пещеры выползал громадный крылатый дракон, наводящий на них ужас, и снова прятался в глубь пещеры. С тех пор его не видят, но это доказывает, что рассказы китайцев и японцев о существовании драконов вовсе не есть вымысел или сказка, хотя ученые естествоиспытатели европейские и наши вкупе с ними отрицают существование сих чудовищ. Но ведь мало ли что отрицается только потому, что не подходит под мерку наших понятий...» 12, с. 142.

Заключение

Отчего так многочисленны чудеса, описанные в Библии? Чудо шестодневного творения, Потоп и другие сверхъестественные события, о которых говорится в Книге Бытия, равно как знамения, явленные при Исходе евреев из Египта, и последующие свидетельства присутствия Бога в Своем народе...

Отчего так обильны чудеса, сотворенные Господом Иисусом Христом, засвидетельствованные в Евангелии – начиная с Благовещения и Рождества и кончая Воскресением и Вознесением? А ведь евангелисты, говоря об исцелениях, воскрешениях, изгнаниях бесов и иных чудесах Спасителя, умалчивают о большом количестве знамений, явленных Сыном Божиим: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей (Ин.20:30)...

Отчего так много различных чудес содержится в житиях Святых? Это также отнюдь не случайно, ведь Христос обещал: Истинно, истинно говорю вам: верующие в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит (Ин.14:12)...

Ответ на эти вопросы один: там, где действует Бог – нарушаются «естественные» законы падшего миpa, отступают смерть и тление, одухотворяется, восстанавливается и преображается всякая тварь – Яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк.1:37).

Настоящая книга посвящена свидетельствам о влиянии Божьей благодати на животных, оказавшихся в непосредственной близости от Святых.

Все события и факты, приведенные в книге (как взятые из Священного Писания, так и отражающие деяния Святых, описанные в их Житиях), сколь бы невероятными и необычными не представлялись современному читателю, воспринимаются в Православном Церковном Предании как реальные, а не аллегорические эпизоды. Чудесный характер описанных событий свидетельствует не об их «выдуманности», а о благодатном воздействии Бога на творение, происходящем по молитвам Святых. Поэтому едиными, как имеющие общий Божественный источник, представляются чудеса, описанные в Ветхом и Новом Заветах, равно как в Житиях Святых. Готовность к буквальному принятию этих свидетельств может быть критерием веры для всякого человека.

В этом смысле данная книга может быть названа «не научной» и даже «антинаучной», поскольку в ней приведены сведения о фактах исключительных и сверхъестественных, которые не относятся ни к области зоологии, ни к натуралистическим описаниям поведения животных в обычных условиях.

Но в том-то все и дело, что условия, в которых находились дикие звери, являлись вовсе не обыкновенными – животные попадали в сферу влияния благодати Божией, действующей через Святых, и меняли свое привычное поведение. Это осознавал прекрасно преподобный Зосима Финикийский (8 июня), когда заставлял дикого льва, съевшего его осла, нести его ношу: «Понеси эту тяжесть ты, хотя это и противно твоему нраву, если ты хочешь освободить себя от Зосимы; потом же ты можешь снова стать злым и свирепым, согласно твоей природе» [1, с. 149].

Так же говорится в житии при описании подвига Христовых мучеников (21 апреля): «Ни один из зверей тех не прикоснулся к святым мученикам, но все, на время изменив свою природную свирепость на овечью кротость, подошли к святому епископу Ианнуарию и припали к ногам его. Это необычайное происшествие привело в изумление и ужас всех бывших там людей» [1, с. 311].

В Евангелии сказано, что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму (Мф.3:2). Неужели Всемогущий Творец не способен зверей, имеющих живую душу, заставить повиноваться Своим угодникам – святым мужам и женам?

Послушание животных Святым, без всякого сомнения, имеет благодатную природу.

Как написано в житии преподобного Флорентия (23 августа), «Сам Бог вразумил того зверя, коего отдал в подчинение угоднику Своему, и научил его понимать приказание старца и исполнять его волю» [1, с. 398].

Мученик Вит (15 июня), укротивший лютого льва, так объ­яснил царю-мучителю свои действия: «Все делает сила Христа, Бога моего; огонь и зверь, как создания Божии, повинуются воле Создателя своего, а не мне, и почитают Творца своего, тебе же причиняют великий стыд: ибо огонь, будучи бездушной тварью, и зверь, будучи бессловесным созданием, знают создавшего их Бога» [1, с. 359].

Отношения Святых с животными не имеют ничего общего с натаскиванием собак или дрессировкой зверей в цирке. В Священном Писании и житиях Святых мы встречаем множество примеров чудесного проявления силы Божией, действующей в различных творениях. Речь вовсе не идет о наличии «естественных» способностей у животных – таких, как возможность понимать человеческие слова и неукоснительно выполнять различные повеления (свидетельства о чем собраны в 3-й главе нашей книги) или возможность членораздельной речи змеями, ослами, верблюдами и др. (примеры чего представлены в 8-й главе книги). Все описанные феномены относятся к области сверхъестественных возможностей, не типичных для нашего миpa.

Как сказал священномученик Артемон (13 апреля), «нет ничего невозможного для Бога: чтобы показать Свою силу, Он может одарить речью и бессловесных» [1, с. 193].

В житии священномученика Евтихия (24 августа) говорится созвучно: «Тот, Кто мог в древности открыть уста Валаамовой ослице, так что она изрекла по-человечески, разве не мог открыть уста льва, чтобы он проглаголал человеческим языком на обличение и постыжение нечестивых и на прославление всемогущей силы Своей? Один и Тот же Господь присутствовал и чудодействовал и здесь, и там» [1, с. 422].

Случалось не раз так, что звери были более восприимчивы к действию Благодати Божией, чем иные люди, и являли не свойственную им духовную высоту, которую не могли показать ожесточенные сыны Адамовы.

Преподобный Аммон выразил эту мысль, обращаясь к нечестивцам: «Посмотрите, сколько вы свирепее зверей; вот они ради Бога повинуются нашей воле, а вы и Бога не боитесь, и христианского благочестия не уважаете» [3, с. 146].

Звери порой вели себя даже более этично и духовно, чем люди. Когда на обнаженную первомученицу Феклу (24 сентября) были выпущены голодные разъяренные хищники, «звери чувствовали стыд: они отвращали свои глаза от девической наготы, а люди бесстыдно смотрели на нее! Так бессловесные животные являлись обличителями и судьями людям на этом зрелище: будучи кровожадными по природе, звери приняли на себя нрав целомудренного человека, – люди же, будучи разумными, уподобились диким зверям» [1, с. 473].

Обилие повторяющихся сходных чудесных феноменов, встречавшихся в разные эпохи с разными Святыми – начиная от древних библейских времен и проходящих через всю историю ветхо- и новозаветной Церкви – позволяет говорить о некоторой «норме» сверхъестественных проявлений, об определенных характерных «типологических чудесах». Каждый раздел нашей книги посвящен одному из таких чудесных проявлений.

В силу того, что некоторые житийные эпизоды у разных Святых являются схожими, допустимо, как это ни странно, говорить о возможности вполне научного исследования воздействия благодатной силы Святых на животных (с использованием, в том числе, современных математическо-статистических методов и классификационных принципов).

К примеру, 5-я глава книги содержит достаточно убедительных подтверждений тому факту, что дикие звери не причиняли вреда Святым – как Преподобным, так и Мученикам. Обилие названных свидетельств такого рода позволяет установить некий духовный «закон» – закон невозможности зверям проявлять агрессию против людей, находящихся в благодатном состоянии. Живый в помощи Вышняго в крови Бога Небесного водворится (Пс.90:1), и Господь говорит такому подвижнику: На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия (Пс.90:13).

Сказанное, конечно, не является обязательной и неотменной нормой, поскольку Святые жили все-таки не в Раю, а в нашем обычном миpe. Кроме того, некоторые из них даже сами молили Бога о том, чтобы Он даровал им возможность прославить Его своей страдальческой кончиной.

Так, перед выходом на свой последний подвиг обратился к христианам с посланием священномученик Игнатий Богоносец (20 декабря):

«Святитель Игнатий Богоносец». Икона. Черногория. XX век

«Я пишу церквам и всех извещаю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтобы они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду поистине учеником Христа, когда даже тела моего миp не будет видеть. Молитесь о мне Христу, чтобы я посредством этих орудий сделался жертвою Богу» [1, с. 556].

Последними словами Святого были следующие:

« – Я – Его пшеница, и буду смолот зубами зверей, чтобы быть для Него чистым хлебом.

Как только Святой сказал это, на него были выпущены львы. Тотчас набросившись, они растерзали Святого и съели, оставив только твердые кости. И исполнилось желание Святого, чтобы звери были гробом его, и Бог допустил совершиться сему по желанию угодника. Он мог бы заградить уста львов пред ним, как пред святым пророком Даниилом во рву и пред святою Феклою также во время казни, ради славы Своего Святого Имени, однако не сотворил сего, изволив лучше исполнить желание и просьбу раба Своего, чем прославить всемогущую Свою силу»[1, с. 560].

Такое величественное исключение лишь подтверждает правило. Всемогущий Бог, дивный во Святых Своих, исполняет молитвенное прошение рабов Своих.

Другой поразительный пример духовной высоты, выраженный в истинном евангельском смирении, содержится в Завещании преподобного Нила Сорского (7 мая):

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Завещаю яже о себе, моим присным господам и братиям, яже суть моего нрава. Молю вас, повергните мое тело в пустыни, да изъядят е звери и птицы: понеже согрешило есть Богу много и недостойно есть погребения. Аще ли сице не сотворите, то, ископавши ров на месте, идеже живем, со всяким бесчестием погребите мя. Бойтеся же слова, еже Великий Арсений завеща учеником своим, глаголя: на суде стану с вами, еще кому дадите тело мое. Тщание бо и мне было то, елико по силе моей, да не сподоблен буду чести и славы века сего некоторыя, якоже в житии сем, тако и по смерти моей»[6, с. 88].

Очевидно, что желание преподобных Арсения Великого и Нила Сорского быть съеденными хищниками, никак не опровергает примеров, описанных в разделах 4.7 и 5.6 нашей книги, в которых приведены свидетельства о почитании зверями умерших Святых, служении им и о защите их тел после смерти.

Во 2-й главе приведены примеры заботливого отношения Святых к животным, когда благочестивые подвижники живут в соседстве с дикими зверями, кормят, спасают и лечат их. Так Святые, исполненные любовью к Богу и ко всему Его творению, восстанавливают вокруг себя потерянный Адамом Рай и вносят благодатное преображение в миp.

В 4-й главе приведены примеры ответного почтительного и благоговейного отношения животных к человеку. Дикие звери служат Святым, заботятся о них, питают их, помогают в их трудах, защищают их и даже «работают» у них пастухами. Это – тоже закон. Только закон не из области естествознания, но из области «духовной науки» – аскетики. Все это обеспечивается и действует благодатной силой Божией и определяется Его Промыслом.

Не следует думать, что эпизоды, описанные в нашей книге, говорят о подобии человека и животных, с которыми он вступал в общение. Святоотеческому учению глубоко враждебна мысль о родстве (в смысле общего предка) человека с бессловесными тварями. Православному сознанию всегда были чужды языческие идеи тотемизма, в том числе и современной его разновидности – «научного эволюционизма», согласно которому человек имеет предком различных животных – обезьян, рыб и других. Напротив того, Отцы Церкви учат, что сами зверовидные страсти человек в себе обнаружил, когда обрел, вследствие грехопадения, вместо подобия Божия «сродство» с бессловесной тварью: приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:21).

«Притча разуму человеческому». Фрагмент иконы «Лествица Небесная, с притчами и поучениями». Нижний Новгород. Середина XVII в. ФААП

Сербский святитель Николай (Велимирович) отмечал: «Дикие звери в общем смысле олицетворяют страсти. Подобно тому, как дикие звери терзают тела, так страсти терзают души. Творец дал Адаму власть над всеми страстями. Вот почему Адам имел власть над дикими зверями как символами страсти. Те Святые, кто через Нового Адама, Христа, укротили свои страсти, добились также и власти над дикими зверями» [II, с. 37].

На иконе «Притча разуму человеческому», аллегорически изображающей праведную Душу, символически изображены побежденные страсти: «смирением змия укроти», «постом льва связа».

Для святоотеческой традиции характерно, с одной стороны, буквальное восприятие библейского свидетельства о Шестодневе, создании Богом Адама и поставлении его как царя и владыки над всеми творениями – и, с другой стороны, многим святым отцам было присуще не буквальное, а вполне аллегорическое сопоставление наших человеческих страстей с нравом диких животных.

Так, святитель Василий Великий писал: «Ты обладаешь всяким родом диких зверей. Но, скажи, нет ли диких зверей во мне? Есть, множество. Это, точно громадная толпа диких зверей, которых ты носишь в себе. Не принимай это за обиду. Не есть ли гнев маленький свирепый зверь, который лает в твоем сердце? Не более ли он дик, чем любая собака? И разве обман, пресмыкающийся в вероломной душе, не более жесток, чем пещерный медведь?.. Какого рода диких зверей нет в нас?.. Ты был сотворен, чтобы обладать; ты владыка страстей, владыка диких зверей, владыка змей, владыка птиц... Будь владыкой помышлений внутри себя, чтобы стать владыкой всех существ» [цит. по III, с. 81–82].

Наши звероподобные страсти – не рудиментарное наследие от животных предков (во что веруют «просвещенные» эволюционисты-тотемисты), но проявление греховности.

Именно преодоление личной греховности подвигом жертвенной аскетической жизни, стяжанием Святого Духа делает человека через смирение победителем над своими страстъми и похотьми (Гал.5:24) и властелином над всякой тварью. Как сказано в «Луге Духовном», «если бы мы соблюдали заповеди Господа нашего Иисуса Христа, то звери боялись бы нас. Но за грехи наши мы стали рабами, и теперь скорее – мы боимся их» [4, гл. 18, с. 118].

Эпизоды, описанные в настоящей книге, не много добавляют к нашим знаниям об отношениях человека с животными в нынешнем падшем миpe, где царствуют тление и смерть. Но они приоткрывают недоступную нам в повседневной жизни природу отношений Адама первозданного с животными, населявшими Райский сад прежде грехопадения наших праотцев.

Эта мысль отражена во многих Житиях Святых. Так, при описании кончины преподобного Герасима Иорданского (4 марта) умилительное поведение его знаменитого льва Иордана сопровождается следующим комментарием: «Не мог ничего выразить лев словами, но все-таки, волею Божиею, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из Рая» [1, с. 82–83].

Об этом же в «Адамовом плаче» писал преподобный Силуан Афонский: «В Раю я был радостен и весел: Дух Божий веселил меня, и я не знал никаких страданий. Но когда я был изгнан из Рая, то холод и голод начали мучить меня, звери и птицы, которые были кротки в Раю и любили меня, одичали, стали бояться и бежать от меня» 18, с. 383.

Законы, царящие на проклятой земле, управляемой князем миpa сего диаволом (Ин.12:31), очевидно, отличаются от законов, бывших в Эдемском саду. Можно утверждать наверняка, что мы не имеем другого способа познавать райскую первозданную доброту и даже вообще представлять каков был миp до грехопадения – если не прибегнем к свидетельству Божественного Откровения и опыту Святых, стяжавших Дух Божий. Как в Фаворском Преображении Христа апостолам Господь открывался им в меру, которую они могли вместить («якоже можаху»), так и нам Райская жизнь и ее законы открываются в той мере, в которой мы способны воспринимать свидетельства о ней Священного Писания и житий святых угодников Божиих.

Эти свидетельства, помимо тайны Шестоднева, приоткрывают нам и тайну будущего века, в котором не будет ни смерти, ни тления – как среди людей, так и среди животных.

Изначально весь миp был создан Богом для человека. Предназначение человека указано в Священном Писании: Работайте Гоеподеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11). Предназначение же всякой твари состоит в служении человеку. В этом стройном иерархическом подчинении состоит предвечный замысел Божий о Своем творении. Множество подтверждений этому содержится в Библии и в Житиях Святых, что и послужило источником составления настоящей книги.

Агиографические источники

1. Димитрий Ростовский, свт. Жития Святых. Четьи-Минеи. М.: Синодальная Типография. 1910.

2. Руфин, пресвитер. Жизнь пустынных отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/7Zhitija/rufin

3. «Лавсаик». Клин: Фонд «Христианская жизнь». 2001.

4. Иоанн Мосх, блаж. Луг духовный. М.: Сибирская благозвонница. Артос-Медиа. 2009.

5. Жития русских святых. // Жития Святых. Т. 13. Электронная библиотека. М.: «Директмедиа Паблишинг». 2003.

6. Жития русский святых. Т. I–VI. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. 1993.

7. Троицкий Патерик. Свято – Троицкая Сергиева Лавра . 1896. Репринт. 1992.

8. Афонский патерик. Киев. Репринт (Изд-во не указано).

9. Полные жизнеописания Святых Грузинской Церкви. Перевод М. Сабинина (Сабинашвили).

10. Безумием мнимым безумие миpa обличившие. Блаженные старицы нашего времени. М.: «Русский Хронографъ». 2005.

11 .Владимир Зноско, свящ. Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры // Киевские подвижники благочестия. T. II. ИО УПЦ . 1994. (Репринт. Киев. 1906).

12. Житие Оптинского старца Варсонофия. Изд-во. Введенской Оптиной Пустыни. 1995.

13. Жизнеописание блаженной старицы Евфросинии. М.: «Русский Хронографъ». 2001.

14. Акафист, житие и чудеса преподобного Кукиш Одесского. Свято-Успенский мужской монастырь. Одесса. 2007.

15. Преподобная Мелангелла Уэльская

http://halkidon 2006.narod.ru/saintsl/Europe/895_St_Melangella.htm

16. Пролог церковнославянский.

17. Жития сибирский Святых. Новосибирск: «Новониколаевск». 1999.

18. Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 1996.

19. Житие святого Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником//Альфа и Омега, 1996 , № 4 (11).

Литература

I. Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 6. М.: Издательский отдел Московского Патриархата. 1993.

II. Николай (Велимирович) свт. Символы и сигналы. Изд-во «Покров». Русско-Сербское Братство свв. Царя Николая и Владыки Николая. 2003.

III. Серафим (Роуз), иером. Православное понимание книги Бытия. М. 1998.

IV. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от миpa сего. Жизнь и труды отца Серафима (Роуза) Платинского. Российское Отделение Валаамского Общества Америки. 2001.

V. Старец иеросхимонах Сампсон. Жизнеописание. Ч I. М. 1997.

VI. Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский. Православные подвижники Кольского Севера. СПб.– Мурманск: «Ладан». 2007.

VII. Горичева Т. Святые животные. СПб. 1993.

http://www.rchgi.spb.ru/Izdat/Chrstian/EC7.html

VIII. Чинякова Г. Сказка о небе. М.: «Паломник». 2005.

IX. Афанасьев В. Кот старца Нектария.

http://pravo.vuz-chursin.ru/?d=794

X. Архимандрит Павел (Груздев). Документы к биографии. М. 2006.

XI. Иоанн, игумен горы Синайской, преп. Лествица. Сергиев-Посад. 1908.

XII. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. М.: Изд-во «Новоспасский монастырь». 2004.

XIII. «Непридуманные рассказы». «Трим». 1994 // Pravoslavie58region.ru –«Православные чудеса. Сборник № 2. Чудотворения».

XIV. Сборник Клинского благочиния Московской епархии РПЦ . Фонд «Христианская жизнь». 1998.

XV. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. Образы небесных защитников в византийском, балканском и древнерусском искусстве. М.: «Интербук-бизнес». 2008.

XVI. http://hram-vlad-butovo.ru/libr/

XVII. Сказания о чудесах: Т. 1. Русская фантастика XI–XVI вв. М.: Сов.Россия. 1990.


Источник: Буфеев К., прот. Животные рядом со Святыми.М.2012

Комментарии для сайта Cackle