II. ПРООБРАЗОВАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Тя прообразуют пророческая речения, и гадания, и законнии образи.
(Служба 25 Марта, кан. п. 5, троп. 2)
Тайно во священных писаниях глаголася о Тебе, Мати Вышняго.
(Там же, п. 9, троп. 3)
Святой Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что всё это служило «тенью» или предызображением новозаветных лиц и событий. Значение предызображений (прообразований) признавал Сам Господь наш Иисус Христос; Он Сам применял ветхозаветные события к новозаветным; например, Он говорил: «как Моисей вознёс змию в пустыни; так должно быть вознесену Сыну человеческому» (Иоанн. 3:14), и ещё: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Ветхозаветные прообразования главным образом имели своим предметом Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, к Которому направлялись надежды и ожидания праведных мужей древнего мира. Но Святая Православная Церковь, в Богослужебных канонах и песнопениях, и святые Отцы, в своих творениях, находят между ветхозаветными предсказаниями и такие, которые относятся к лицу приснодевственной Матери Господа. «Во всём вообще Богодухновенном Писании внимательный исследователь увидит разные указания на Пречистую Деву Марию, рассеянные повсюду» – замечает святой Андрей Критский; и святой Иоанн Дамаскин называет Пресвятую Деву «Богородицей, по предведению Божьему предопределённой в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованной и предвозвещённой Духом Святым».
В самом начале Библии, при повествовании Моисея о творении мира, Святая Церковь и Богомудрые Отцы находят указание на Деву Марию – в первобытной, девственной земле. Эта земля, хотя не была возделана человеческими руками и орошена дождём, тем не менее произрастила удивительное разнообразие трав и деревьев, и из неё создано самое тело человека. «Как первосозданный Адам – говорит святой Ириней – получил телесный состав от чистой, ещё девственной земли и образован рукой Божьей, т. е. Словом Божьим, так и в воплощении Бога-Слова повторилось то же самое; Бог-Слово, возстановляющий Собою Адама, благоволил и родиться по подобию восстановляемого Адама, ибо родился от Марии, которая была Девой». «Эта дева (т. е. девственная земля) была образом – по замечанию святого Иоанна Златоустого – другой Девы: как эта земля произрастила нам рай, не приняв семени, так и Та безмужно произрастила нам Христа». В акафисте Пресвятая Дева именуется «прозябший божественный клас, яко нива неоранная яве (то есть, невозделанная явно), произращающей садителя жизни нашей, нивой растящей гобзование (многоплодие) щедрот».
Рай – первоначальное жилище человека – был прекрасный сад, украшенный деревьями, приятными на вид и добрыми в снедь. Пресвятая Дева, как «одушевлённый рай», показывала в Себе плоды добродетелей. Она – «тайных цветов (то есть, добродетелей) прекрасный сущий рай». Посреди рая было насажено древо жизни,– и Пресвятая Дева имела в Себе Господа: «Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа».
Первая жена Ева, загадочно называемая матерью живущих,– говорит святой Епифаний,– прообразовала Пресвятую Деву Марию. Ева тогда лишь названа матерью живущих, когда услышала: «земля еси и в землю отъидеши», то есть, после совершения греха. Удивительно, что ей дано такое славное название после падения. Если возьмём во внимание внешнее и подлежащее чувствам, то увидим, что от этой Евы произошёл на земле весь человеческий род; тогда как Девой Марией введена в мир сама жизнь, Она рождает жизнь и делается матерью живущих... Ева была причиной смерти человеческого рода,– через неё вошла во вселенную смерть. Мария принесла жизнь,– через Неё подана нам самая жизнь». Как Ева получила жизнь свою прямо от рук Божьих, так и Пресвятая Дева дарована Самим Богом Её родителям; Ева по сотворению введена в рай, Пресвятая Дева введена была в храм Господень. Впрочем, разные черты жизни Евы предызображали Пресвятую Деву «по противоположности». «Как праматерь (Ева) создана из Адама – говорит святой Иоанн Дамаскин – так и Пресвятая Дева родила нового Адама хотя и по закону чревоношения, но превыше естественного рождения; потому что Он рождается от Жены без отца, как и тот от Отца без матери». "Как Ева – замечает святой Ириней – была обольщена речью дьявола удалиться от Бога, по преступлению воли Его: так Дева Мария была оглашена ангельским словом к приятию Бога, при повиновении воле Его; как та была соблазнена к удалению от Бога: так эта убеждена к повиновению Богу». Грехом Евы введена смерть в мир и человек изгнан из рая: напротив, через Пресвятую Деву Марию введена жизнь в мир и даровано людям вечное блаженство. «Ева недугом преслушания клятву (проклятие) вселила есть – воспевает Святая Церковь;– Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения, мирови благословение процвела еси». И в другой песне: «умерщвление плодом мне Ева принесе: Ты же, Жизнь рождши ипостасную, Пречистая, абие исправила еси». «Из Едема изыде род наш, прабабы ради Евы: призван же Тобою, рождшей нам нового Адама – Христа». Святой Ириней высказывает такую же мысль: «узы Евина непослушания разрешены послушанием Марии: Что Ева связала неверием, то разрушила Дева Мария верой». «Ева поверила змию – говорит Тертуллиан – Мария поверила Гавриилу; что та согрешила по доверию, то эта загладила верою». "Жена – говорит святой Григорий Нисский – защитила жену; первая (то есть Ева) открыла путь греху: а эта (то есть Мария) послужила явлению правды; та последовала совету змея: эта представила Истребителя змея и произвела на свет Подателя света». Противоположность их всего лучше изъясняется словами, сказанными той и другой. Еве сказано: «в болезнях родиши чада», а Деве Марии возвещено: «радуйся, Благодатная»; Еве сказано: «к мужу твоему обращение твоё»,– а Деве Марии: «Господь с Тобою!»
Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод всемирного потопа, предызображает Пресвятую Деву. «Радуйся ковчег, Богоустроенное жилище – восклицает к Ней святой Иоанн Дамаскин – управительница новосозданного мира, от которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением». Сто лет (как говорят предания, занесённые в древние книги) был строен ковчег: и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и рождению Девы Марии. Ковчег был устроен из дерев не гниющих: Пресвятая Богородица пребыла Приснодевой. В ковчеге спаслись Ной и дети его от потопа: через Марию все, послушные голосу благодати Божьей, спасаются от погибели вечной. От Ноя, вышедшего из ковчега, населился послепотопный мир: от Христа, родившегося от Пресвятой Девы, ведут своё начало чада Нового Завета.
Ной, находившийся в ковчеге, о конце всемирного потопа узнал тогда, как выпущенная им оттуда в другой раз голубица прилетела с масличным сучком; выпущенная же в третий раз она более не возвращалась. Эта голубица предызображала Пресвятую Деву: "голубице – говорит Ей Святая Церковь – Милостивого рождшая». Рождением Милостивого Она действительно возвестила окончание гнева Божьего и совершенный мир на земле. «Радуйся спасшая мир от потопления греховного»!
Как Исаак прообразовал Господа Иисуса Христа: так и рождение его от Сарры служило образом рождения от Девы Марии обетованного Мессии. «Сарра, рождши Исаака, образ Иисусов, радость ми сотвори Господь, глаголаше; образованного Исааком рождшая и девствующая, паче радуйся, всепетая Мати Дево». «Исаака рождение от бесчадной матери поношение отъят и возвеличи славою: рождшееся от Тебе Свято первейшую славу принесе Тебе, Пречистая Дево и Мати».
На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором показана ему лествица, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба (Быт. 28:12). Эта лествица изображала Пресвятую Деву. «Радуйся – поёт Ей Святая Церковь – лествице высокая, юже Иаков виде». «Тебе мысленную и одушевлённую лествицу, на ней же Бог наш утвердися, ею же к небеси обретохом восхождение, песнями, Богородице, величаем». И в других местах Святая Церковь называет Богородицу «лествицей возвысившей всех от земли благодатью,– лествицей небесной, еюже сниде Бог». »Господь – говорит святой Иоанн Дамаскин – соорудил Себе одушевлённую лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, то есть, Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земле; глава Её касалась неба: потому что глава Её был Бог и Отец». Ангелы на лествице восходят и нисходят, потому что в молитвах неусыпающая Богородица велит Ангелам, да с Нею вместе непрестанно помогают людям и, восходя, возносят к Богу молитвы молящихся, и, нисходя, приносят от Бога людям помощь и дарования.
Боговидец Моисей зрел образ Божьей Матери в купине горевшей, но не сгоравшей. Купина, объятая пламенем, оставалась невредимой: так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила Своего девства. «Образ чистого рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная». «Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси и Дева пребыла еси». Святой Отец Григорий Нисский говорит: «что там (то есть, в Ветхом Завете) предызображалось пламенем и купиной, то, что с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгорает: так и здесь (то есть, в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна». По этой причине Святая Церковь именует Богоматерь «неопалимой купиной», а христианское искусство нередко изображает Её окружённую огненным сиянием. Таким иконам издревле усвоено наименование Неопалимой Купины.
Евреи, изведённые из Египта всесильной десницей Божьей, в своём странствовании к земле обетованной, были предводимы не столько Моисеем, сколько Богом. Он присутствовал в облачном столпе, который осенял их днём и освещал ночью. Этот столп предызображает Пресвятую Деву. Проявив нам телесно Христа – Солнце правды – и излив на весь мир дождь Его благодати, Она сделалась «облаком всесветлым, верным непрестанно осеняющим», «светоносным облаком, в оньже всех Владыка сниде и воплотися нас ради». Рассеяв мрак неверия и распространив свет истинного Богопознания, Она явилась «огненным столпом, наставляющим сущих во тьме», «вводящим в высшую жизнь человечество». Как «покров миру, ширший облака», Она покрывает и защищает верующих Своим милосердным заступлением от всех бед и напастей. Ходатайствуя обо всех новозаветных чадах Своих, Она старается всех привести в царство Сына Своего и Господа: «световидный облак, предводящий новых людей к земле обетованной, во истину Богоблагодатная явилася еси, и врата вводящая к жизни». «Не отчаиваем Божьего милосердия – говорит святой Димитрий Ростовский – се бо имамы в пути жизни нашей премилостивую Одигитрию (путеводительницу), милосердную наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам от Бога аки столп Израильтянам, к обетованной земле ведущий. Есть бо Она столп огнеоблачный, якоже вещает к Ней в акафисте Церковь. Огнь есть не вещественный, но божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к разуму божественному всех наставляющая. Облак есть, яко носившая Бога и изливающая нам дождь Божия милосердия и благодати. Столп есть, яко утверждающая ратующую на земли Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая».
Далее, скажем вместе со Святой Церковью: «В Чермном мори неискусобрачной Невесты образ написася иногда; там Моисей разделитель воды: здесь же Гавриил служитель чудесе; тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева; море, по прошествии Израилеву, пребысть непроходно: Непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна». Чермное море, пропустив по сухому дну Израильтян, сомкнуло воды свои и потопило полчища Фараона, устремившиеся за народом Божьим: и Пресвятая Дева именуется «морем, потопившем Фараона мысленного». Через рождение Господа Она явилась для сатаны и всей силы его – морем погибели, а для верующих во Христа, этих истинных Израильтян, странствующих к небесному отечеству,– морем спасения.
Странствуя к земле обетованной по безводной пустыне, Евреи ощутили недостаток в воде; Моисей, по воле Божьей, ударил жезлом в камень горы Хорив – и вода истекла оттуда в изобильном количестве. Пресвятая Богородица есть «камень напоивший жаждущих жизни»: «премудрости, Пречистая, Тя сокровище вемы – воспевает Святая Церковь – и благодати точащую источник приснотекущий разума». От Пресвятой Девы, через рождение от Неё Господа Иисуса Христа, Которого святой Апостол Павел разумеет под камнем Хоривским (1Кор. 10:4), истекла вода благодати, могущая утолить жажду жизни вечной.
Местом особенного присутствия Божьего в Ветхом Завете были сначала скиния Моисеева, потом храм Соломонов. Здесь Господь как бы вселялся между людьми, принимал молитвы Своего народа и даровал откровения избранным мужам. Как только скиния Моисеева и храм Соломонов были освящены, слава Господня наполнила их. Пресвятая Дева, как одушевлённый храм Божий, называется «местом освящения славы», «пространным селением Слова», «Бога невместимого вместилищем», селением преславным Сущего на серафимах».
Скиния и храм служили прообразами Девы Богородицы. «Исполнися вопиющего пророчество, глаголет бо: восставлю скинию падшую священного Давида, в Тебе , Чистая, прообразившуюся». «Храм Тя чист и пренепорочен, Приснодево Богородице – поёт Святая Церковь – Вседетель обрете едину яве от века». «Иже от конец гор святых всех, храм Богу бывши, якоже прежде Пророк рече, Христу чист покажи мя храм, Владычице». Богородица, поистине «Божественная сень Слова, чистотой Ангелы превосшедшая», в которую «единый херувимским существам неприступный и страшный ангельским чинам вселися и нас обнови». Когда храм Соломонов был разрушен и богатства его расхищены: то на месте его, по возвращению Евреев из плена Вавилонского, был выстроен второй храм. Хотя этот храм во многом уступал первому, так что Евреи не могли удержаться от слёз при взгляде на него; но второй храм, на самом деле, сделался славнее Соломонова, потому что в нём явилось одушевлённое селение Божьей славы.
Как скиния и храм служили прообразом Божьей Матери: так предызображали Её, по учению Святой Церкви и святых Отцов, разные священные принадлежности ветхозаветного богослужения. «Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя – кивот, и трапезу, и свещник, и стамну (золотой сосуд с манной), образне назнаменуя воплощение, еже из Тебе, Вышнего, Мати Дево». «Преславно прообразоваше, Чистая, закон Тя скинию, и божественную стамну, странен (чудный) кивот, и катапетасму (завесу), и жезл, храм неразрушимый, и дверь Божью». «Радуйся свещниче светлый – поёт Святая Церковь Богородице – радуйся ручко (сосуд), в нейже манна; радуйся жезле Ааронов; радуйся Божественная трапезо». «Во истину Тя, яко светел свещник невещественного Света, кадильницу злату Божественного угля, во Святая святых всели, ручку и жезл, скрижаль Богописанную, ковчег святой, трапезу Слова жизни, Дево, рождество Твое». Рассмотрим частные эти прообразы.
Важнейшим местом скинии и храма было «Святое святых», где находился ковчег завета. Оно было доступно одному первосвященнику, и только один раз в год, когда он в день очищения входил сюда для окропления жертвенной кровью. Святое святых служило образом Божьей Матери, вместившей воплощённое Слово Божье. Но сколько жертва, принесённая Богу Господом, была несравненно превосходнее ветхозаветных жертв и сколько Сам Господь выше первосвященников Израильских: столько и Пречистая Дева выше и превосходней Святого святых. «Радуйся, Святая, святых бо́льшая».
Во внутреннем отделении скинии и храма – «Святого святых», стоял ковчег завета – ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе священные предметы. Этот кивот уподобляется Божьей Матери, вместившей не скрижали закона, а самого Законодателя. «Ковчег, Божественным Духом позлащённый, Пречистая показася: не скрижали носящ закона, но Христа Господа, егоже закон и пророцы древле предвозвеща». Одушевлённый ковчег Божий был «позлащён Духом»,– иначе сказать: Пресвятая Дева была украшена всеми духовными дарами. И как к древнему кивоту невозможно было касаться неосвещённой и дерзновенной рукою, так и новозаветный кивот Божий ограждён силой Божьей от всяких подобных попыток; «яко одушевлённому Божьему кивоту, да никакоже коснется рука скверных». Во втором храме не было кивота Божьего: вместо него в этом храме вскоре явилась Сама Пресвятая Дева.
Ковчег завета сверху был накрыт «очистилищем»,– золотой крышкой, над которой распростирали свои крылья два херувима, изваянные также из золота. Это очистилище собственно и было в Ветхом Завете местом, где вездесущий Бог обнаруживал особенное Своё присутствие, открывал Свою волю и принимал молитвы Своего народа. Пресвятая Дева, по учению Святой Церкви, есть «теплое очистилище», «очистилище миру», «всего мира очищение». Чрез Неё пришёл на землю единородный Сын Божий, для того, чтобы оправдать пред Богом всех верующих в Него, не Иудеев только, но и язычников.
В ковчег завета, по Божьему повелению, в память будущим родам, был положен чудесно прозябший и процветший жезл Ааронов. Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от бесплодных родителей подобно тому, как процвёл сухой жезл: «произрастание сухого жезла указало Израилю предызбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от бесплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеева, Анна ныне растити начинает божественный жезл, прозябший таинственный цвет – Христа, всех Зиждителя». Ещё более чудно, чем прозябение Ааронова жезла, было рождение от Пресвятой Девы Господа: «прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий, Чистая, Божественное рождество, яко безсеменно зачнеши, и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, младенца питающи всех Бога». Приснодева, поистине, есть «тайный жезл, цвет неувядаемый процветший», и по Своей чистоте и непорочности,– Сама «цвет нетленный», «неувядаемый», «отрасли неувядаемая розга» (ветвь).
Кроме Ааронова жезла, в ковчеге завета стояла «стамна», или золотой сосуд, наполненный манной, этим «небесным хлебом», которым Господь питал Израильский народ в бесплодной пустыне. Святая Церковь видит в этой стамне образ Божьей Матери: «манноприемная ручка (сосуд) Тя, Богородице, иногда прообрази; Христа бо носила еси, манну разума одождившего всем чтущим Тя». «Радуйся стамно, манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства»: «златокованная стамно, из неяже истече миро животворное верным». В этом сосуде вмещалась «манна жизни» – Христос, сошедший с неба, хлеб жизни и бессмертия, насыщающий и услаждающий души верных.
За второй завесою скинии, по свидетельству Апостола Павла (Евр. 9,4), находилась золотая «кадильница», для воскурения пред Господом фимиама. Новый образ Пресвятой Девы! «Златая кадильница была еси, огнь бо во утробе Твоей вселися, Слово от Духа Свята». «Радуйся, кадильница, золотой сосуд – говорит святой Иоанн Дамаскин – Ты носишь в себе Божественный угль, и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление». Божественный угль этой кадильницы есть Сам Господь, как поёт Святая Церковь: «угль проявлейся – Солнце из девственные утробы возсия во тьме заблудшим». Возношение кадильного фимиама, по мысли Святого Писания, означает возношение молитвы к престолу Божию. И в этом отношении Пресвятая Дева есть «кадило благовонное», «приятное молитвы кадило»: потому что Она самая усердная и надежная наша Молитвенница и Заступница пред Богом.
В святилище скинии и храма стоял устроенный из золота светильник с семью лампадами, наполненными чистым елеем и постоянно горевшими. Пресвятая Богородица была семисвещный светильник, украшенный всеми дарами Духа Святого. «Светозарный Тя свещник предвообрази, приемшую несказанно Свет неприступный, разумом Своим озаряющ всяческая». «Седмосветлый Тя свещник, огнь Богоразумия носящ, Отроковице, пророк древле провиде, светящ во тьме неведения бедствующим». «Закона свещник прообразоваше Тя рождшую Свет, просветившего, Пречистая, всяческая». «Светоприемную свещу сущим во тьме явльшуюся зрим святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму божественному вся». "Радуйся – взывает Божьей Матери святой Иоанн Дамаскин – радуйся светильник, золотой и твёрдый сосуд девства: светильней этого светильника служит благодать Духа, а елеем святое тело, заимствованное из чистой плоти: отсюда происходит невечерний свет – Христос, осиявший вечною жизнью сидящих во тьме и сени смертной».
В том же отделении скинии и храма находилась трапеза, сделанная из не гниющего дерева и обложенная золотом, на котором полагаемы были в жертву Богу 12 хлебов. «Радуйся Божественная трапеза»,– воспевает Пречистой Деве Святая Церковь,– «Яко трапеза хлеб вмещаеши тайный, от негоже ядше нектому алчем, Всепетая». От Неё мы имеем хлеб, сошедший с небес – Христа, питающий нас для жизни вечной. Поэтому Она называется ещё «одушевлённой трапезой, хлеб животный (жизненный) вместившей».
Во дворе скинии, между жертвенным алтарём и самой скинией, находилась медная умывальница, в которой омывались жрецы перед начатием своего служения. Пресвятая Дева есть «баня, омывающая совесть».
В скинии и храме Израильтяне приносили жертвы Богу, и между прочим животных разного рода, но с непременным условием – не имеющих какого-либо недостатка, непорочных и чистых. В частности юница (телица) приносилась в жертву спасения или мира. «Радуйся – взывает Святая Церковь Пресвятой Деве – юница, Юнца рождшая непорочного; агнице, рождшая Божия Агнца, вземлющего мира всего прегрешения».
Ханаанская земля, обетованная Израильскому народу ещё в лице праведных патриархов его и занятая им после сорокалетнего странствования, была в древнее время чрезвычайно плодоносна: она, по живописному выражению Святого Писания, «кипела млеком и мёдом». Пресвятая Дева, произрастившая нам «хлеб животный» – Христа, есть для нас истинная земля обетования. »Радуйся – возглашает Ей Святая Церковь – земле обетования, из неяже течёт мёд и млеко».
Вступив в обетованную землю, Израильтяне разделили её между двенадцатью коленами, и из 48 городов, предоставленных колену Левину, шесть назначили для убежища неумышленным убийцам: там эти несчастные, достойные более сожаления, чем наказания, были безопасны от всех поисков, и не прежде, как по смерти первосвященника они могли возвратиться на первоначальное место своего жительства. Пресвятая Дева есть для верующих душ «спасения град», «пристанище», «хранилище, ограждение, утверждение и священное прибежище».
Гедеон, пятый судья Израильского народа, выслушав от Ангела волю Божью – идти и избавить отечество от власти мадиамлян, пожелал получить знамение в удостоверение того, что на это дело есть благословение Божье. Избранное им самим знамение было такое: на руно (кожу овцы), положенное им на гумне, ночью сошла обильная роса, тогда как вся земля вокруг была суха; в другую же ночь земля была омочена росою, а лежавшее на гумне руно осталось совершенно сухим. Все обстоятельства этого чудного события имеют отношение к лицу Пресвятой Богородицы. Гумно, в таинственном смысле, знаменовало избранный народ Божий. Руно – Пречистая Дева, по толкованию Святой Церкви. «Радуйся, руно одушевлённое, еже Гедеон предвиде». Руно было орошено росой: и Пресвятая Дева была орошена небесным и божественным дождём, сошедшим на Неё. «Якоже на руно во чрево Девы сшел еси дождь, Христе». Одушевлённое руно – Дева была обильно орошена благодатью Божьей; тогда как, в то же время, язычники и самые Израильтяне были духовно сухими – от зноя суеверия и неверия. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росой: так и Дева, по рождестве Господа, не потерпела изменения, между тем, как земля увлажилась росою истинной веры. «Якоже на руно сниде без шума с небесе, Дево, дождь в ложесна Твоя Божественный, и спасе все иссохшее человеческое естество, Пречистая».
Премудрый царь Соломон, устроив в своём доме судную палату, поставил в ней великолепный престол, сделанный из слоновой кости и золота: такого не было, замечает святой писатель, ещё нигде, ни в каком другом царстве. «Радуйся, яко еси царево седалище»,– говорит Святая Церковь Пречистой Деве. Вместив первообраз Соломона – Господа Иисуса Христа, Она сделалась одушевлённым престолом Царя Небесного. Седалище Соломона было возвышено: и седалище Господне – Пресвятая Дева Мария – превыше херувимов и серафимов, служащих престолами Царю славы. «Престол Тя Божия Слова прославляем, Богородице, на немже яко человек Бог седе».
Три благочестивые отрока – Анания, Азария и Мисаил – были воспитанниками Даниила, при дворе царя Вавилонского, а потом и соправителями его. Однажды царь Навуходоносор воздвиг золотой истукан и повелел, чтобы все знатные люди царства его по данному знаку поклонились бездушному идолу. Три отрока не устрашились «зверской ярости», не поклонились твари, вместо Творца, и за такое преслушание были ввержены в раскалённую пещь, но силой Божьей сохранены невредимыми. Ангел великого совета Божия – Господь Иисус Христос, сошедши в пещь, преложил пламень в росу, и тем предобразил чудное рождение Своё от Пресвятой Девы Марии. «Благословите отроцы, Троицы равночислении, Содетеля Отца Бога, пойте снисшедшее Слово и огнь в росу претворшее» – поёт Святая Церковь. Неопалением отроков в вавилонской пещи, прежде всего, предуказано неопаление Пресвятой Богородицы от огня Божества. «Росоносная пещь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет принятых юношей, как и огнь Божества утробы Девы». Потом невредимость юношей в огне, по понятию Святой Церкви, означает приснодевство Богоматери. «Чуда преестественного показа образ огнеросная пещь древле: огнь бо не опали юные дети, Христово являя безсеменно от Девы божественное рождество». «Ветхозаветные юноши, объятые огнём неопально, прообразуют утробу Отроковицы сверхъестественно рождающую, запечатлённую». Наконец, вавилонская пещь послужила для трёх отроков орудием не истребления, а жизни и обновления: так через Пресвятую Деву мир достиг своего обновления.
Прообраз приснодевства Божьей Матери Святая Церковь находит в невредимом сохранении пророка Ионы в утробе кита. «Иону, (как) младенца из чрева, морской зверь изрыгнул, каким принял; а Слово, вселившееся в Деву и принявши плоть, прошло, сохранив (Её) нетленной».
Но все эти прообразования, предначертавшие, по изволению Божьему, уму и чувству ветхозаветных чад будущее величие Приснодевы Богоматери, далеко уступают самому первообразу. «Закона и ковчега честнейшую Тя воспеваем, Богородице Марие»! «Паче скинии Моисеевы всю Тя Бог освяти, Богородице»! Святой Иоанн Дамаскин так изъясняет отношение ветхозаветных предызображений к лицу Пресвятой Девы: «там Слово Божье на каменных досках начертало закон Духом, как бы перстом Своим; а здесь само Слово Божье воплотилось от Духа Святого и девственных кровей... Там манна; здесь услаждающий манну... Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного всякого рода вещества, и прежде неё бывшая скиния праотца Авраама,– да поклонится одушевлённой и умной Скинии Божьей! Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознает своё ничтожество пред Нею позлащённый отовсюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и всё древнее! Всё это потому только важно было, что прообразовало Скинию духовную, так как тень истинного первообраза».