Источник

Протоиерей Александр Павлович Смирнов
Некролог4

19 сентября 1950 г. в гор. Москве неожиданно скончался от кровоизлияния в мозг выдающийся деятель Русской Православной Церкви, и. д. ректора Московской Духовной Академии и ректор Московской Духовной Семинарии, настоятель Московского Николо-Кузнецкого храма, протоиерей Александр Павлович Смирнов.

Почивший был хорошо известен верующим не только г. Москвы, но и по всему СССР.

В лице о Александра Русская Православная Церковь потеряла пастыря, который горел огнем любви к православному народу и служил ему от всей души устно и литературно.

Нет сомнения, что весть о смерти этого достойнейшего пастыря глубоко взволнует и опечалит его многочисленных по­читателей.

Если судить по внешности, о Александру, казалось, надо было жить еще долго. Он был бодр, крепкого сложения, почти всегда благодушен и весел. Ему едва исполнилось 62 года.

Смерть стерегла о Александра и сразила тогда, когда он о ней не думал. Накануне смерти, 18 сентября, он был на своей подмосковной даче. Довольный и даже радостный, гулял он по аллеям дачи; восхищался падающими с деревьев желтыми листьями и говорил своей матушке, что тут, на даче, он рад бы прожить целый месяц, отдыхая отдел...

Его оставляли на даче ночевать; но он знал, что “мрежи иные его ожидают”, и поехал в Москву, в свою городскую квартиру5. Там по телефону вел разговор с сотрудниками Патриархии, с инспектором Академии и около 10 ч. вечера изнеможенно сел на диван, заявив, что ему дурно.

Послали за врачом. Он поставил диагноз: “кровоизлияние в мозг”. Больной потерял сознание. Так, до самой смерти, оАлександр оставался без сознания, лежал с закрытыми глазами... В ночь на 19 сентября он был напутствован Святыми Тайнами и особорован. Но час его жизни на земле пробил, и Господь призвал его в Свою тихую обитель, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

“Так, видно, Богу угодно!” – сказал перед потерей сознания почивший о. Александр. Да, Ему “угодно”, чтобы люди сознавали, что их жизнь – пар исчезающий и что мы “всуе мятемся”...

***

А. П. Смирнов родился в 1888 г. на Волге, в б. Симбирской губернии, в семье священника. Не ограничившись успешным про­хождением курса в духовном училище и в Симбирской Духовной Семинарии, он в 1909 г. поступил в число студентов Петербургской Духовной Академии, которую и окончил в 1913 г. с ученой степенью кандидата богословия.

В том же 1913 г. АП.Смирнов был назначен преподавателем латинского языка и гражданской истории в родном Симбирском духовном училище.

Но уже в декабре этого года молодой преподаватель получил назначение священником храма во имя Никиты мученика в Москве.

Так молодой академист, сердечно преданный Церкви, с первых же шагов своей службы начал трудиться под кровом Церкви и для нее.

Вскоре о.Александр был перемещен священником в близ расположенный храм во имя св. Климента и затем в Николо-Кузнецкую церковь, в которой и состоял настоятелем более двадцати лет, до самой своей смерти.

С 1914 по 1919 г. О.Александр был одновременно законо­учителем одной из Московских женских гимназий.

В 1943 г. он был назначен Ответственным секретарем Ре­дакции “Журнала Московской Патриархии” и состоял в этой должности до 15 августа 1949 г., оставаясь в то же время настоятелем Николо-Кузнецкого храма.

15 августа 1949 г. О.Александр получил иное высокое на­значение – и.д. ректора Московской Духовной Академии и ректором Московской Духовной Семинарии, с оставлением его настоятелем приходского Николо-Кузнецкого храма.

В Московских Духовной Академии и Семинарии о.Александр потрудился, не жалея своих сил. всего один год и преподавал в Семинарии Священное Писание Нового Завета (Евангелие). А к началу 1950–1951 учебного года он успел подготовить и представить в Совет Академии (почти накануне своей смерти) диссертацию на ученую степень магистра богословия.

За свое годичное пребывание на работе в Академии и Семинарии о. А. П. Смирнов оставил по себе память доброго, простого и заботливого начальника.

***

Пастырская деятельность о.Александра продолжалась в Москве свыше 37 лет, из них 23 года в Николо-Кузнецкой церкви.

Многие из верующих москвичей помнят его первое вхождение в храмы Замоскворечья. Он был тогда юным священником, полным сил духовных, энергии и здоровья. Около него группировались многие верующие, жаждущие духовного наставления.

Жизнь этого пастыря стала пламенным служением Богу. О. Александр любил народ, любил свои святой храм; всегда заботился, чтобы он был чистый, уютный и теплый; чтобы производился своевременно и должным образом ремонт храма, наружный и внутренний. Одним из последних дел его по этой линии была позолота иконостаса у главного алтаря, и ныне этот иконостас сияет во всей своей благолепной красоте.

Почивший настоятель любил прекрасное церковное пение, большое внимание уделял церковному хору, преодолевая всякие препятствия к наилучшей работе очень хорошего хора в Николо-Кузнецком храме. Он любил церковный музыкальный колокольный звон и осуществил его в Николо-Кузнецком храме. О Александр любил художественно благоукрашать храм, особенно к великим праздничным дням Святой Пасхи и Рождества Христова.

Это был мудрый администратор и рачительный хозяин.

За свое свыше чем 37–летнее пастырское служение о Алек­сандр являлся непрестанным пламенным проповедником слова Божия, умевшим зажигать своими вдохновенными поучениями с церковной кафедры сердца слушателей.

В дни Великой Отечественной войны ему пришлось фи­зически разлучиться с Николо-Кузнецким храмом и приходом, быть в эвакуации вместе с Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Сергием. Но и из места эвакуации о.Александр давал советы и указания, духом соприсутствуя в своем приходском храме.

После возвращения из эвакуации о. Александр продолжал ревностно выполнять свои обязанности приходского пастыря.

Неся с 1943 г. другие высокие обязанности в порядке послушания, наряду с пастырством в храме, о .Александр не забывал своих духовных чад, усиленно заботясь об их религиозно- нравственном просвещении. В продолжение последних пяти лет, а особенно в нынешнем году, он дал возможность прихожанам и всем другим желающим верующим провести в храме много прекрасных вечеров, посвященных изучению Закона Божия, Ветхого и Нового Завета. Он совершил немало паломничеств с большим количеством прихожан в Троицс-Сергиеву Лавру к раке преподобного Сергия. Подчас о Александру не хватало дня для труда и его трудовой день кончался глубоко за полночь. Прихожане на духовную любовь своего пастыря отвечали со своей стороны любовью и во множестве стекались, чтобы получить у него духовное утешение и научение.

О.Александр служил в приходе всей душой, неустанно. Вот, например, выдержки из некоторых писем ему от прихожан.

“Духа яркое горенье вы сохранили до седин...” Это-то служение о. Александра невидимо, но крепко сроднило его с при хожанами.

“Присоединяясь к многочисленным голосам боголюбивых прихожан Николо-Кузнецкой церкви, выражаем Вам глубокую благодарность за Вашу ревность о благолепии церковном, за Ваше неустанное проповедование слова Божия...”

“Вы приложили героические усилия к благоустройству прихода в новых условиях церковной жизни, и мы видим, как в нашем храме чисто, уютно, тепло, светло и великолепно...”

Там, где все “чисто, уютно, тепло, светло и великолепно”, – туда люди охотно устремляются и оттуда не уходят. Это же есть “край желаний” пастырских. Это – пастырско-миссионерская школа, по тону и образцу которой многие священники располагали свою пастырскую работу. И чутко прислушивались к тому, что в своем приходе делал о. Александр Павлович.

Прот. А. П. Смирнова знали православно верующие не только г. Москвы и в СССР, но и многие из православно верующих за границей, т. к. он не раз выполнял там поручения Святейшего Патриарха, связанные с жизнью чад Православной Церкви за пределами нашей Родины.

За свою многогранную успешную деятельность o.Александр был награжден медалью за Оборону Москвы и медалью за доблестный труд в дни Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

В 1947 г. за ревностное и плодотворное служение он был награжден Святейшим Патриархом Алексием правом ношения второго наперсного креста.

За несколько дней до смерти о.Александру был прислан от Антиохийского Патриарха Апександра III при личном письме особый наперсный золотой крест, который в торжественной обстановке был вручен о Александру представителем Антиохийского Патриарха.

***

В течение нескольких дней, когда гроб с телом почившего пастыря стоял в Николо-Кузнецком храме, громадная людская волна прихожан и др. почитателей о.Александра текла к его гробу, чтобы проститься с любимым пастырем.

22 сентября в Николо-Кузнецком храме было совершено отпевание о Александра.

Гроб с телом его утопал в венках из живых и искусственных цветов, с трогательными надписями на лентах венков.

Заупокойную литургию совершал Преосвященный Борис, епископ Берлинский и Германский, которому сослужили прото­пресвитер Н. Ф. Колчицкий и ряд др. священнослужителей. Верующих в храме было множество. В полном составе были студенты Академии и воспитанники Семинарии, а также преподавательская корпорация Московских духовных школ и работники Редакции “Журнала Московской Патриархии”.

Масса людская толпилась и возле храма; люди стеной стояли на улице близ церкви.

В храме стояла духота. Но благоговение и молитвенное настроение людей были поразительны.

Пел местный и академический хор, скорбно, но слаженно и проникновенно. В запричастный стих прот. Т.Д. Попов, профессор Московской Духовной Академии, произнес пространное слово. В основу его положен был текст из Откровения св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова: “Услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними” (Огкр. 14,13).

Охарактеризовав кратко “мертвого” как “умершего в Господе”, проповедник остановил внимание молящихся на последнем периоде жизни о. Александра, которую Промыслом Божиим суждено было ему провести у “Троицы в Академии”.

В Академию о. Александр пришел, как он сам заявил при своем вступлении в должность ректора, по воле Святейшего Патриарха, как его “послушник”, – пришел не для господства над “наследием Божиим”, а с твердым намерением: “быть”, по завету Пастыреначальника, “всем слугою”.

Верный своему слову, о. Александр, при выполнении своего “служебного долга, “трости сокрушенной не надламывал”, “льна курящегося не угашал”, а “немощи немощных на себе носил”, – и так выполнял Закон Христов...

Он дорожил традициями Московской Духовной Академии.

В течение единственного года своей многосложной и трудной службы, о. Александр сумел написать магистерскую диссертацию и за четыре дня до смерти представил ее в Совет Академии. Темой его ученой работы были не протестантские и католические авторитеты Запада, а Крестный путь нашего Господа и Учителя от Вифлеема до Голгофы...

О.Александр подвигом добрым подвизался, веру до конца сохранил, и, по обетованию Божественного откровения, ему блюдется успокоение от трудов, его... “Дела” его идут за ним от земного сеяния к вечной жизни в Пресвятой Троице, а в Академии и Семинарии, в памяти его сотрудников и питомцев остался “след” верного раба Христова и честного труженика на ниве Господней.

По окончании литургии, на отпевание вышли Преосвященные Макарий, епископ Можайский, и епископ Борис, окруженные сонмом московского духовенства и священнослужителей-преподавателей и студентов Московских духовных школ.

Перед началом чина отпевания священник Николо-Куз­нецкого храма о.Б.Писарев, от лица сослуживцев о.Александра по храму и прихожан, в сжатой, но прочувствованной речи поведал, что все они потеряли с кончиной о.Александра, и призывал к молитве об упокоении души новопреставленного любимого пастыря.

После 6-й песни канона, перед “Со святыми упокой”, у гроба выступил инспектор Академии проф. Вертоградов В.С. со следующей речью:

“ Ваше Высокопреподобие, дорогой наш отец ректор Алек­сандр Павлович!

В церковной стихире погребения усопших поется: “Внезапу найде на мя страшный час смертный”. Эти слова особенно приложимы к тебе, дорогой наш наставник и руководитель. Смерть подкралась к тебе внезапно и, как стрела, поразила тебя. За 15 минут до того момента, как тобою потеряно было сознание, ты по телефону давал мне руководящие распоряжения по Академии и Семинарии. Твой голос еще звучит в моих ушах, а ты... ты лежишь пред нами безгласен в этом гробе. Трудно выразить в словах глубокую скорбь и потерю, которую понесла в твоем лице наша Академия и Семинария. Ты ведь оставил нас без предупреждения и унес с собой в вечность неведомые нам твои планы мероприятий дальнейшего развития академической жизни и науки. Но ты, дорогой наставник, оставил нам и твоим юным питомцам своею жизнью и деятельностью неизгладимый в памяти и сердцах, неизмеримо ценный образец и пример для подражания. Эго – пример и образец пастыря – наставника христианина. Вся твоя жизнь была наполнена непрерывным подвигом служения Церкви Православной, Родине и богословской науке. Эта многогранная пастырская деятельность твоя будет запечатлена на страницах истории Русской Православной Церкви. Мы же, твои соработники на ниве духовного просвещения, можем утверждать, что ты горячо любил Святую Церковь, Родину, Академию и огнем своей любви зажигал наши сердца пламенной любовью к ним. Мы глубоко скорбим, почивший наставник, о том, что из всей твоей многотрудной и многоплодной деятельности на благо Церкви Божией лишь незначительный отрезок времени был дан Промыслом Божиим для работы на ниве духовного просвещения в должности ректора и преподавателя духовных школ. Прошел всего только один год твоего пребывания в академической корпорации, но за этот краткий промежуток времени ты успел наполнить сердца будущих пастырей духовным опытом своей многолетней пастырской практики, а примером своим показать, как беззаветно ты отдавал все свои силы делу любимой тобою Церкви, оставаясь всегда верным сыном своей Родины, честным, горячим патриотом, каким мы знали тебя до последних дней.

На уроках по Священному. Писанию Нового Завета ты углублял толкование евангельского текста наставленшіми семи­наристам о том, как надо научать верующих пониманию евангельской истины, а Академии на этих последних предсмертных днях твоих сдал свой магистерский труд, в котором обоснованы и рассмотрены вопросы Крестного пути Христа Спасителя от Вифлеема до Голгофы. Это наследие твое Академия и богословская наука с глубоким почтением принимает как надгробный памятник твой.

Жизнь твоя, Александр Павлович, угасла раньше, нежели, по-нашему, должна она была окончиться. Пламенный организм твой горел, преодолевая трудности, но их, как сухого валежника, оказалось столько, что пред ним не устояла твоя неистощимая энергия. Ты это сознавал и последние предсмертные твои слова, произнесенные слабеющим уже голосом, прежде нежели сомкнулись уста твои, были: “Так, видно. Богу угодно”.

Скажем и мы: Господу угодно было взять его от нас к Себе.

Наш дорогой о. ректор лежит бездыханным в гробе. Мы собрались отдать последний долг почившему. Он от нас ждет и умиленно просит лишь одного: Христовой любви. Ему нужна теплая, усердная и глубокая молитва за него пред Всевышним, ибо душа его ныне предстоит пред Правосудием Божиим.

Вознесем же искренно наши усердные молитвы о нем ко Господу о прошении его вольных и невольных согрешений, да водворится душа его в селениях праведных в Царстве славы Божией.

Прости!”

За отпеванием говорили и студенты Академии 4-го курса – о.иеродиакон Сергий (Петров) и Е. Дулуман.

Первый в своей речи сказал: “Совсем недавно, только 15 сентября, наш о.ректор, начиная новый учебный год молитвой у раки преп. Сергия, в стенах Троице-Сергиевой Лавры, обратился к нам с речью, в которой говорил о значении образования для будущих пастырей, о необходимости для них благочестивой жизни, о воспитании пастырей – патриотов нашей Родины. Он указывал на пример преподобного Сергия, который, при своей святости, был великим патриотом своей Родины. Наконец, о.ректор увещевал всех нас прибегать во всех обстоятельствах нашей жизни к раке преп. Сергия и здесь в молитвенном обращении к нему находить христианское утешение.

Сколько в этот день о.ректор вселил в нас надежд, стремлений к усвоению богословских познаний, для того чтобы быть подражателями великим пастырям Христовой Церкви!

Для нас он был отцом, любящим своих детей. Он был примером кипучей, непрестающей деятельности на благо Церкви и Родины.

При высоком своем положении он был прост и доступен для всех. Себя он часто называл “послушником Святейшего Патриарха” и этим воспитывал и в нас смирение и послушание.

Мы оплакиваем его кончину, но в наших сердцах навсегда останется его светлый образ и мы сохраним его в памяти своей как пример для подражания в пастырском делании.

Если при жизни о.Александра мы находились с ним в общении через учебно-воспитательную работу, то после его смерти наше общение должно проявляться в горячей, сердечной молитве о нем.

Вечная память тебе, дорогой и горячо любимый наш отец ректор!”

Е. Дулуман в своей речи сказал: “Мы, студенты Московской Духовной Академии, глубоко скорбим по поводу безвременной кончины дорогого нашего наставника – о. ректора.

Всего один год Московская Духовная Академия имела Вас своим руководителем, но и за это короткое время установилась прочная связь Вас со студентами. Ваши быстрые и сердечные отклики на наши духовные и бытовые запросы сразу же привязали наши сердца к Вам.

Предпринятый, по Вашей личной инициативе, показ картин из Священной. Истории, с сопровождением Ваших бесед по содержанию их, не только запечатлел в нашей памяти Священную. Историю, разъяснил ее смысл. Вместе с этим, нераздельно, запечатлелся в нашей душе и Ваш светлый образ.

В нашей студенческой бытовой жизни было немало зат­руднений. В Вашем лице мы всегда находили внимание к нашим желаниям и удовлетворительное разрешение их, при чем Ваши решения всегда были и справедливы.

Короткое время управления Вами Московской Духовной Академией сказалось в ее жизни. А сколько еше было многообе­щающего впереди?..

Примите же, дорогой о.ректор, наше последнее заверение в искренней сыновней любви к Вам.

Усердно молим Бога, да вселит Он Вас в месте злачне, в месте покойне, идеже несть болезнь, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Отпевание о.Александра продолжалось долго. Когда гроб с останками почившего обносили кругом храма, вечерело. А когда гроб с телом был доставлен к месту последнего упокоения останков на Даниловском кладбише, был уже вечер. Почитателей о.Александра на кладбище было множество. Многие не могли удержать своих слез, когда гроб опускали в могилу...

По окончании похорон, в квартире почившего была устроена традиционная поминальная трапеза.

Во время ее выступили с теплыми речами, посвященными памяти о Александра: и.о. Ответственного секретаря Редакции “Журнала Московской Патриархии” доцент Московской Духовной Академии А.И.Георгиевский, доцент той же Академии свящ. Н.С.Никольский и однокурсник почившего по Петербургской Духовной Академии протоиерей из г.Тамбова М.К.Сперанский.

А.И.Георгиевский обрисовал светлую личность и деятельность о.А.П.Смирнова в должности Ответственного секретаря Редакции “Журнала Московской Патриархии”. Он говорил об активном участии o.Александра в организации редакционно-издательского дела Московской Патриархии; вспоминал, как любил покойный редакцион но-издательское дело, как внимательно и любвеобильно относился к сотрудникам Редакции, какою любовью со своей стороны отвечали и сохраняют ее до сих пор работники Редакции, и как, выполняя свое новое послушание на посту ректора духовной школы, о.Александр до последних своих дней нс прекращал интересоваться жизнью и деятельностью Редакции и ее работников.

Доцент-свящ. Н.С.Никольский говорил о деятельности о. Александра в Московских Духовных школах.

Прот. М.Сперанский поделился своими воспоминаниями о совместном с о.Александром ученье в стенах Петербургской Духовной Академии.

По случаю смерти о. А. П. Смирнова поступили телеграммы:

От Святейшего Патриарха Алексия из Одессы –

В Московскую Духовную Академию: “Сердечно сожалею о неожиданной кончине отца Александра. Выражаю его семье, Духовной Академии, Семинарии, причту и его пастве мое искреннее и глубокое соболезнование”.

От Патриарха-Католикоса веся Грузии Каллистрата –

В Московскую Духовную Академию: “Узнал о кончине ректора Академии протоиерея Александра Павловича Смирнова. Сердечно жалею об утрате крупного церковного работника. Да упокоит его душу Господь в обителях небесных, а Академии пришлет преемника достойного”.

От митрополита Крутицкого и Коломенского Николая из Сухуми:

На имя священника Николо-Кузнецкой церкви Б. Писарева: “Примите и передайте причту, семье, прихожанам мое глубочайшее сочувствие по случаю неожиданной кончины нашего выдающегося церковного деятеля, достойнейшего ректора Духовных школ, пламенного пастыря, благородного, прекрасного человека отца Александра. Вечная ему память. Оплакиваю его кончину”.

В Московскую Духовную Академию: “Плачу над гробом почившего дорогого отца Александра. Выражаю Академии мое глубочайшее сочувствие по поводу огромной потери. Душой вместе со всеми вами”.

В Академию поступили также следующие телеграммы:

От Ректора Ленинградской Духовной Академии Симеона, епископа Лужского: “Ленинградская Духовная Академия выражает сердечное соболезнование по поводу безвременной кончины досточтимого ректора Московской Духовной Академии протоиерея Александра Павловича Смирнова, оплакивает его кончину и молится об упокоении души его”.

От архиепископа Львовского и Тернопольского Макария: “Узнал о смерти ректора протоиерея Смирнова. Разделяю скорбь Академии в постигшей ее тяжелой утрате. Господь упокоит почившего в обителях Своих”.

Из Талды-Кургана: ‘‘Преподавателям и воспитанникам Московской Духовной Семинарии и Академии выражаем свое искреннее соболезнование по случаю безвременной кончины ректора протоиерея Александра Смирнова. Вместе с вами молимся, да упокоит Господь душу почившего Своего труженика во Своих обителях. Вечная память новопреставленному протоиерею Александру. Архиепископ Николай, протоиерей Синицын”.

От епископа Ташкентского и Среднеазиатского Гурия: “Получив известие о кончине ректора Духовной Академии и Семинарии протоиерея Александра Смирнова, глубоко скорблю и выражаю сочувствие Академии и Семинарии в тяжелой утрате. Вечная память почившему”.

От епископа Вологодского и Череповецкого Гавриила: “Глубоко скорблю о безвременной кончине в Бозе почившего дорогого отца ректора протоиерея Александра и прошу принять мое соболезнование”.

От епископа Тамбовского и Мичуринского Иоасафа: “Шлю корпорации Московской Духовной Академии и Семинарии мое глубочайшее соболезнование о постигшей ее внезапной кончине ректора протоиерея Александра Смирнова. Вечная ему память”.

От епископа Одесского и Херсонского Никона: “Выражаю глубокую печаль по поводу внезапной и безвременной смерти глубокочтимого ректора отца Александра Смирнова. Да упокоит Господь его душу в вечных Своих обителях”.

“Одесская Духовная Семинария скорбит о тяжелой утрате и выражает соболезнование Совету Академии и семье в Бозе почившего ректора Академии. Ректор семинарии протоиерей Кремлев”.

Проф.-прот. Д.Боголюбов

Матушка прот. Александра Антонина Поликарповна с братьями Алексеем и Александром (г. Симбирск, 1910-e гг.)

Священник Александр Смирнов с семьей (Москва, 1924 г.)

Прот. Александр Смирнов в эвакуации (г. Ульяновск, 1943 г.)

Матушка Антонина с дочерью у входа на колокольню Николо-Кузнецкого храма

Богослужение Светлой Седмицы в Николо-Кузнецком храме

Прот. Александр Смирнов

Крестный ход на Светлой Седмице

Патриаршее богослужение в Николо-Кузнецком храме

Патриаршее богослужение в Николо-Кузнецком храме

Прот. Александр Смирнов с семьей на даче (пос. Кратово)

Прот. Александр Смирнов на даче незадолго до смерти

(пос. Кратово, сентябрь 1950 г.)

Чин отпевания в Николо-Кузнецком храме

Протоиерей Александр Павлович Смирнов (1950 г.)

* * *

4

Журнал Московской Патриархии, 1950, №10.

5

Маленькую комнату на колокольне. – Прим. З. А. Смирновой.


Источник: Протоиерей Александр Павлович Смирнов. 1888–1950. Воспоминания. Сост. 3. А. Смирнова. 80 С. Москва, 2000 г.

Комментарии для сайта Cackle