святитель Василий Великий

(329/30–379)

Догматические труды

Экзегетические труды

Беседы

Письма

Аскетические труды

Гимнография. Каноническое право

Spuria (приписываемые)

Собрание сочинений

Сборники

Симфонии или указатели

Аудиокниги

Труды на иностранных языках

Тесты

святитель Василий Великий
святитель Василий Великий

Избранный отец Церкви, епископ Кесарии Каппадокийской, один из трех Вселенских святителей, автор выдающихся догматических и нравственных сочинений, а также последования Божественной литургии.

Биография

Дни памяти: 1(14) января, 30 января (12 февраля) (Собор Вселенских учителей и святителей)

Семья, детство

Родился в Кесарии Каппадокийской, на востоке Малой Азии (ныне это территория Турции) около 330 года, происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей святителя Григория Чудотворца. Макрина и ее супруг прославились исповеданием Господа во время гонений.

Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был известным адвокатом и учителем риторики, владел землями в Каппадокии, Понте, Малой Армении. Он женился на красавице Емилии, сироте, дочери мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж за уважаемого и безупречного человека во избежание возможных домогательств со стороны язычников. По словам святителя Григория Богослова, супружество не помешало им преуспеть в добродетели, выражавшейся в заботе о нищих, странноприимстве и милостыне, чистоте души. Судя по тому, что святитель Григорий называет Емилию «супругой иерея», Василий Старший незадолго до смерти, последовавшей между 341 и 345 годами, принял священнический сан. В семье родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Петр. Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Петр — святителем Севастийским.

Мать Емилия, по смерти мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу в монастыре, настоятельницей которого была ее дочь, сестра Василия Великого, Макрина Младшая. Память преподобной Макрины совершается Церковью 19 июля/ 1 августа, а память святой Емилии — в один день с ее великим сыном Василием 1/ 14 января.

Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. С самого раннего возраста он отличался слабым здоровьем. Еще в младенчестве он перенес смертельный недуг, от которого чудесным образом исцелился: его отец увидел Христа, говорящего: Пойди, сын твой здоров (Ин. 4:50). Детство его прошло при бабке Макрине Старшей в окрестностях Неокесарии. От нее будущий святитель получил первые духовные познания: она передала ему, как он сам писал, «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» и «воспитала в благочестивых учениях». С детства усвоенные понятия о Боге Василий пронес через всю жизнь, лишь «доводя [их] до возможного совершенства».

Образование

Сначала обучением Василия занимался отец. В частности, он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.

Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской, местной «митрополии наук». Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом, ставшим впоследствии его близким другом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием. Василий был пока не крещен, как было принято в то время, чтобы крещение принималось сознательно.

Наконец, он отправился в «обитель наук», Афины. Еще в Кесарии проявились способности Василия выступать перед публикой и вести дискуссии, так что всякий афинский учитель был бы рад иметь столь способного ученика. Cвятитель Григорий Богослов, который в это время тоже учился в Афинах, отмечает у молодого Василия твердость характера и точность речи, редкую проницательность ума. В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование, Василий добивался исключительного успеха.

Поначалу он был разочарован, не найдя в Афинах того, ради чего приехал, называя этот город призрачным раем. Однако сближение с Григорием утешило его. Василий и Григорий были руководимы одним призванием — быть и именоваться христианами. Обилие же в Афинах идолов и языческих соблазнов только укрепило их в вере. По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к... священным храмам и к тамошним учителям, другая... — к наставникам во внешних науках».

Кроме основных наук (риторики, грамматики, философии, геометрии и арифметики), Василий изучил астрономию и медицину, вероятно, не в последнюю очередь из-за своего слабого здоровья.

В Афинах Василий познакомился с будущим императором Юлианом Отступником, гонителем и разорителем Церкви.

Возвращение в Кесарию. Монашество

Около 356–58 года, несколько ранее Григория, Василий покинул Афины ради того, чтобы «вступить в жизнь более совершенную», как пишет святитель Григорий, и возвратился в Кесарию.

Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этот период он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился примерно в 27 лет, впоследствии он призывал не откладывать принятие этого великого таинства (Беседа 13).

Вскоре, движимый стремлением ознакомиться с аскетической монашеской жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Путешествие это заняло целый год.

По возвращении на родину Василий отправился в родовое имение Анниса, где уже несколько лет подвизались его мать Емилия и сестра Макрина Младшая. Он перебрался на противоположный берег реки Ирис, на расстояние 3-х дней пути, в место, где прежде нес монашеский подвиг его скончавшийся брат Навкратий. В отличие от жилища матери и сестры, располагавшегося около деревни, место уединения Василия находилось в стороне от поселений и было труднодоступным, его окружали горы и овраги. Более всего он ценил здесь тишину и уединение. Он занимался физическим трудом, молился, постился, читал Писание и сочинения отцов. К подвижническим трудам друга вскоре присоединился Григорий Богослов, который писал впоследствии, что отшельничество способствует обретению добродетели, достижению духовной высоты. Именно высокая жизнь подвижников привлекали к ним множество последователей, которые, приходя, селились поблизости.

Василий отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для братской христианской любви и терпения.

Плодом отшельничества Василия стало составление сборника фрагментов из сочинений Оригена «Филокалия» и «Монашеских правил». К этой работе святитель возвращался в продолжение всей жизни, отвечая на запросы насельников основанных им общин.

Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. В 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.

Служение в сане пресвитера

В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться любимого монашеского уединения.

Но всё же он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, некоторую ревность, и он чем-то обидел Василия. Не желая усугублять ситуацию, Василий вновь удалился в уединение. Но потом, с усилением арианской ереси, отрицавшей Божество Господа нашего Иисуса Христа, Василий счел своим долгом вернуться. Примирителем сторон выступил Григорий Богослов, призвавший епископа Евсевия любовью уврачевать нанесенное оскорбление и принять Василия.

В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий призывал зажиточных граждан, придерживавших продовольствие, чтобы поднять цену, осознать «общность человеческой природы», убедил их отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по наследству.

Епископство

В 370 году, после смерти епископа Евсевия, Каппадокийскую кафедру занял Василий Великий.

Церковь в 360–370-х годах переживала тяжелые гонения со стороны императора Валента, поддерживавшего арианство. Православные подвергались изгнаниям, лишению имущества. Епарх Модест призвал святого Василия к себе и угрозами пытался склонить к единомыслию с императором. Святой ответил: «Если ты отнимешь у меня имущество, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается всё мое богатствою Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом. То место, на котором живу теперь, не мое. И всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. Лучше же сказать: везде место Божье, где ни буду странником и пришельцем (см. Пс 38:13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Смерть же для меня — благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, к Которому давно я стремлюсь». Модест сказал, что никто еще не говорил с ним так дерзновенно. Святой ответил, что просто он еще никогда не говорил с епископом. «Во всем ином мы показываем кротость и смирение, но когда речь идет о Боге, и против Него дерзают восставать, — тогда мы, всё прочее вменяя ни во что, взираем только на Него Единого».

По примеру своих родителей святой уделял большое внимание заботе о больных, путешествующих и о нищих, обеспечивая их работой. На собственные средства и на пожертвования он основал и поддерживал богоугодное заведение, получившее название «Василиада» и действовавшее по крайней мере до VI века. Оно включало больницу, возможно, и лепрозорий, и странноприимный дом. Подобные заведения получили широкое распространение и в других местностях.

Личные качества

Святой Василий по виду напоминал великих святых древности. Святитель Григорий Богослов говорит о бледности его лица, о бороде, которую носили либо философы, либо монахи, о необычной походке, о замедленной манере речи. Недоброжелатели говорили об угрюмости его нрава, гордости и надменности. В ответ на обвинения святитель Григорий отмечает у Василия твердость характера, постоянство, мужество и в то же время осмотрительность, силу ума, дар учительства, пишет о его умении быть приятным собеседником, выговаривать, не задевая самолюбия

Святитель Григорий говорит, что святой Василий был нестяжателен, «бесплотен и почти бескровен». Болезнь, сопровождавшая его всю жизнь, росла вместе с ним и как будто даже воспитывала его, служа к духовной пользе. О своем обычном состоянии он говорил как о более тяжелом, чем у самых безнадежных больных, так что болезнь стала для него чем-то естественным. В возрасте 40 лет он называет себя стариком, цепенеющим от времени, телесной немощи и перенесенных страданий.

Умер Василий Великий 1 января 379 года в возрасте около 49 лет. Он причтен Церковью к лику святых вселенских святителей и учителей и почитается именем «Великий». Святых с таким именованием совсем немного в Церкви.

Труды святителя Василия

Среди произведений святого есть сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера, беседы, письма и правила.

В своих аскетических творениях Василий Великий писал о любви к Богу и ближним; о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и о многом другом.

В области богословия важное значение имеет четко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, Сыне и Святом Духе он излагает в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».

Много внимания святитель уделил таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, вопросу о священнослужении. Он составил прекрасные и глубокие молитвы для Божественной литургии (см. подробнее: Литургия). Литургия святителя Василия Великого служится в день его памяти, в воскресные дни Великого поста и на Страстной седмице в Великий Четверг и Великую Субботу.

Святителю принадлежат Беседы на Шестоднев о сотворении мира, которые заканчивал уже его младший брат святитель Григорий Нисский, толкование на псалмы и Толкование на Книгу пророка Исаии.


Тропарь святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 1

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси1́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси2́,/ ца́рское свя́щение3, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 4

Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ все́м некра́домое4 госпо́дство челове́ком,/ запечатле́я твои́ми веле́ньми,// небоявле́нне Васи́лие, преподо́бне.


1 Естество сущих уяснил еси — имеется в виду книга святителя Василия о шести днях творения «Шестоднев», где он говорит о природе всех творений.

2 Обычай — нрав, природа, обыкновение, обычай, неписаное правило, образ действий. Здесь, вероятно, имеются в виду написанные святителем Василием нравственные, канонические и монашеские правила.

3 Имя Василий означает «царский». Царственным священством называются и все верующие (см. Исх. 19:6; 1 Пет. 2:9).

4 Некрадомое — неотъемлемое, то, которое нельзя украсть.

Литература об авторе