Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Материал из Азбука паломники
(перенаправлено с «Валаам»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
61.394592; 30.926705
Россия, Республика Карелия, Сортавальское городское поселение, остров Светлый
Республика Карелия
Россия
Телефон: +7 812 252 77 00
Телефон: +7 812 902 86 05
Валаам

Этот монастырь в блогах →

Валаа́мский Спа́со-Преображе́нский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь в Карелии на островах Валаамского архипелага.

См. также: Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных художником П.И. Балашовым, изд. 1853 года, Альбом видов Валаамского Спасо-Преображенского монастыря и его скитов, изд. 1914 года

Яндекс.Погода

История[править]

Основание монастыря

Когда возник Валаамский монастырь? Однозначно дать ответ на этот вопрос сложно – одни данные в разных источниках противоречат другим. О чем можно точно судить, так это о серьезности последствий нашествий врагов. Когда обитель переживала опустошение – тут не просто прекращалось служение, а уничтожались церковные памятники, святыни обители и пр. Такая же участь постигла и жития преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Однако говорят о двух основных примерных датах основания монастыря:

XII-XIV ст. Этой концепции (основанной на рукописи XVI ст. «Сказание о Валаамском монастыре», Н.А. Охотиной-Линд) больше доверили ряд церковных и современных историков. Пока что никто другой не смог подтвердить данные рукописи, как и то, что обитель основал не преп. Сергий Валаамский (традиционно так считают), а преп. Ефрем Перекомский.

X-XI ст. Корни этой версии берут начало из редакций жития преп. Авраамия Ростовского и упоминаний в летописи о переносе с Валаама мощей прпп. Сергия и Германа в Новгород в 1163 г. Словом, благодаря последним архивным изысканиям, найдены были и иные такие же упоминания (их 8). Этой версии (согласно которой обитель основана в эпоху Крещения Руси) придерживаются церковная и монастырская традиции.

Становление обители

По истории Валаамской обители этого периода информации мало. Известно, что XI ст. принесло ей тяжкие испытания – на беззащитных монахов и мирное население напали шведы, которых изрядно перед этим потрепали русские.

Согласно новгородским летописям, мощи преподобных Сергия и Германа были обнаружены и перенесены в Новгород в 1163-1164гг., когда было нашествие шведов. С того момента, после местного прославления основателей Валаамской обители, и началось церковное почитание преподобных в Новгородской епархии. На Валам мощи вернулись в 1182 г., когда уже не было опасности. Святыня пребывает и по сей день в могиле, иссеченной в скале.

Валаам до первого нашествия называли обителью Пресвятой Троицы. Видимо, враги уничтожили деревянный Троицкий Валаамский монастырь. После возвращения Карелии, когда в 1348 г. в Дерпте был подписан мир, Валаам отдыхал от шведского ига.

В 1371 г. здешние монахи спасли короля Швеции Магнуса II Смека, которого выбросили на берег ладожские воды, когда он хотел снова пойти на православные земли. Старцы усмотрели в этой беде Промысел для венценосного шведа, призвавший того в лоно Православной Церкви, как и Савла в свое время. Магнус, стал схимником, скончался спустя 3 дня после пострига.

Монастырь получал от русских самодержцев различные льготы. Так, грамотой, пожалованной велик.князем Василием III Иоанновичем даровал игумену Иоакиму с братией, от ряда пошли и повинностей освобождались крестьяне, которые жили в тех местах. В монастырских угодиях и на Валааме не били зверей, не рубили лес. Эта грамота была подтверждена при игумене Варлааме, в 1534 г., царем и велик.князем Иоанном IV Васильевичем. Ну и так далее.

В XVI ст. шведы снова пошли на Россию, и Валаам не избег этой участи. Враги напали на обитель 20 февраля 1578 г., умучив за исповедание православной веры 18 старцев и 16 послушников.

Через 3 г. эпидемия чумы унесла жизни 87 валаамских старцев и 47 послушников. Затем и новое нападение шведов опустошило обитель. Кто-то из братии с настоятелем в скитах в лесах укрывались, а кто-то - в Антониевом Дымском монастыре, где соблюдали устав Валаамского монастыря.

Новгородские земли вернулись 18 мая 1595 г., когда шведы заключили мир с Россией. А позднее царь Феодор Иоаннович повелел с помощью средств из царской казны возобновить монастырь и владение вотчиной, рыбной ловлей и пр. Это было начало расцвета обители.

В XVI веке иноческая жизнь была сильной – тут появилось 12 скитов, руководимых их игуменом. Процветание обители позволило назвать ее честной и великой Лаврою.

XVII столетие

Монастырь был уничтожен при игумене Макарии. От руки шведов, не желая расстаться с монастырем, погибли и братия, и настоятель. Враги стоили на месте сожженной обители дома, думая тут всегда господствовать. Братия, зная о нападении шведов, с Валаама увезли на хранение в монастыри Новгорода многие святыни, перебираясь сюда иногда. Но многие ушли в Ладогу, и тут в 1618 г. дан был им в управление Ладожский Васильевский монастырь.

Сжигая храмы, убивая или ссылая священнослужителей, шведы уничтожили и ростки православия, насажденного валаамскими иноками на финском берегу Ладожского озера. Шведскому королю Густаву Адольфу, согласно Столбовскому договору, заключенному с Россией, уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Иноверцам достался и Валаам.

В 1685 г. над могилами прп. Сергия и Германа Валаамских построена была часовня из дерева, которая быстро разрушалась. Когда на ветшающий крест позарился лютеранин-финн, решив его низвергнуть, он жестоко заболел и исцелился только на Валааме, благоговейно почитая преподобных, возобновив и часовенку, и крест. Она простояла до 1717 г., то есть до начала возобновления обители на Валааме.

Расцвет и возобновление

Возобновлен был монастырь в 1715 г. по указу императора. Его стали строить на отвоеванных землях, еще до подписания мирного договора (Ништадтский договор 1721). Через 2 года из Кириллова монастыря сюда прислали церковную утварь, хлебные припасы и пр. Так и началось возрождение обители.

В начале 1719 г. построен был из дерева храм Преображенский с приделами св. апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Через год, приписанный тогда к Кирилло-Белозерской обители, монастырь обрел уже самостоятельность.

Новые испытания постигли обитель на Пасху, 3 апреля 1754 г. – пожар уничтожил все, кроме спасенных некоторых икон и пр., часовни, где поначалу потом служили, и части стены над святыми вратами. Затем императрица Елизавета Петровна пожаловала восемь тысяч рублей по прошению Синода на восстановление.

Обитель была обнесена деревянной оградой. Тут через пару лет появился деревянный теплый храм Успения Пресвятой Богородицы и соборный храм Преображения Господня, а также надвратные часовни Предтеченская, Космодамианская и Ильинская, четвертая построена была перед входом в монастырь.

В храмах, кроме Успенского, было очень холодно. И скоро на его паперти появился придел во имя свт. Николая. А при трапезной была построена теплая церковь во имя Рождества Христова.

5 марта 1786 г., обитель повелением Екатерины II включена была в когорту штатных третьего класса с игуменским настоятельством. Начиная с 1789-го и кончая 1794-м годами, а потом в период с 1809 и до 1814-й годы были освящены ряд церквей. Тут в 1793 г. была учреждена епархиальная больница. Кстати, скоро в обители все церкви были только из камня.

Вот еще несколько важных вех: куплен дом для Валаамского подворья в Петербурге: обитель возведена в первый класс при определенных условиях; в это время обитель застраивается, в том числе скитами, и благоустраивается; в ее стенах проходит съезд духовенства и мирян, посвященный введению нового стиля.

Когда Финляндия укрепляла свои границы...

Финляндия после октябрьской революции 1917 г. стала независимой. Оказавшись на ее территории, монастырь на время был сохранен. А уже через год пришли голод на остров и эпидемия гриппа, унесшие жизни нескольких иноков.

Из-за укрепления Финляндией своих границ и рассматривания военным командованием Валаамского архипелага в роли приграничного форпоста державы на Ладожском озере, тут не прекращались фортификационные работы. По словам монаха Иувиана (Красноперова), монастырского летописца, 12 января 1918 г. в монастыре началось т.н. «порт-артурское сидение», принесшее обители разобщение с Россией и всем миром.

В 1923-м на Валааме в богослужебную практику вводят на новый (григорианский) календарный стиль, навязанный насильно Финляндской Православной Церкви. Раскол в братии привел к исключению за верность старому стилю 42 монашествующих.

В обители через пару лет находилось около четырех сотен человек (110 - иеромонахов с иеродиаконами). Наемные рабочие разрабатывали лес. Богомолки управлялись в прачечной и на огородах. Скиты закрывались, кроме Предтеченского, Тихвинского и Всесвятского.

Тут регулярно проводили съезды духовенства и мирян. В надвратном храме ап. Петра и Павла с 26-го года иеромонах Исаакий служил на финском языке. В 31-м в Воскресенском скиту открыли детский приют. В эти годы в обитель вернулась традиция книгопечатания.

Вторая мировая

Отношения между СССР и Финляндией испортились в 1939 г. В монастыре прекратили звонить в колокола. В 1939 г. Красная Армия начала военные действия на этом направлении. Валаамский архипелаг тоже подвергался бомбардировкам. Братию начали эвакуировать в конце года.

После подписания мирного договора между сторонами Карелия и монастыри, включая Валаамский, отошли к СССР. С территории в Финляндию жители должны были перебраться за несколько дней.

Началась жизнь в бывшей усадьбе Папинниеми, приобретенной братией в Хяйнавеси, потом она стала называться Новым Валаамом. Но через время на остров вернулись финские войска, которые покинули его в 44-м году.

После войны

В 49-м на острове появился совхоз. С 1952 до 1984го тут был дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых, директор которого жег деревянные часовни, чтобы отопить свинарник и коровник.

Протечки и конденсат портили живопись в Спасо-Преображенском соборе. В нижнем храме был овощной склад. А в алтаре Успенского храма работал магазин. Турбазу поселили в Воскpесенском скиту. Каменные скиты и деревянные разбирались на топливо и пр. В эти годы сожгли деревянную церковь Ильинского скита на о. Лембос. Не стало и Назариевской пустыни, порядка двух сотен деревянных часовен на островах, строений Коневского скита, храма, перевезенного на центральную усадьбу и оскверненного, как и ряд монастырей, находившихся под попечением Валаамской обители.

С 1965 г. власти сделали несколько попыток дать Валааму второе дыхание. Спустя 14 лет природный заказник, организованный ими, стал числиться как историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Здесь планировали устроить тураттракцион с канатной дорогой, аэродром, в соборе планировался зал органной музыки и пр.

Смотрите также: Островъ Валаамъ и тамошній монастырь (1852 год, 89 страниц)

Современное состояние[править]

Скиты (но не Воскpесенский и Гефсиманский), которые были рядом со Спасо-Преображенским собором и сам собор с внутренним каре по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Совмин Карелии решил передать в 1989 г. в пользование» Ленинградской епархии. Приехав на остров, первые насельники в лице иеромонахов Варсонофия, Геронтия, Фотия, иеродиакона Серафима, послушников Леонида и Вадима в 1989 г. поселились в бывшем изоляторе дома инвалидов.

В нижнем храме в честь преп. Сергия и Германа стали идти службы. В это же время в монастыре началась реставрация. Главный престол нижнего собора был освящен в конце мая 1990 г. В это же время Верховный Совет Карелии решил, что пора вернуть обители все храмовые и административно-хозяйственные строения. И тогда же монастырю присвоен был статус ставропигиального.

Здесь возобновились камнерезное производство, книгоиздательство, кузнечное дело, свечное и пр. Стали восстанавливаться старые и строиться новые скиты. А в 2008 г. патриарх Алексий II освятил и отслужил в храмовом комплексе Свято-Владимирского скита первую литургию.

Через год в празднования 20-летия возрождения монашеской жизни на Валааме его Святейшество патриарх Кирилл открыл с главой Республики Карелия в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита музей, посвященный патриарху Алексию II.

Храмы[править]

  • Спасо-Преображенский собор
  • Церковь Валаамской иконы Божией Матери
  • Церковь Петра и Павла
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной
  • Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Часовня иконы Божией Матери «Знамение»
  • Часовня иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
  • Часовня Покрова Пресвятой Богородицы

Скиты[править]

В начале XX века монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама и 21 часовню.

Скиты Валаамского архипелага:

  • Скит Всех Святых (белый скит, большой скит) — самый первый и самый большой скит, в 1789—1796 годах были построены каменный храм и шесть келейных корпусов

для братии. Женщинам посещение скита разрешено только раз в году — в первое воскресенье после дня Святой Троицы.

  • Никольский скит — включает церковь Николая Чудотворца (построена в 1853 году) и церковь Иоанна Дамаскина (построена в 1856 году). Архитектор А. М. Горностаев.
  • Скит Иоанна Предтечи на Предтеченском острове — устав в Предтеченском скиту отличается особой строгостью, посещение скита посторонними не разрешается.
  • Коневский скит — освящён в 1870 году, разобран в 50-х годах XX века, восстановлен в 2004 году и освящён во имя Коневской иконы Божией Матери.
  • Аврааамиевский скит (скит Авраамия Ростовского) — расположен на Емельяновском (Авраамиевском) острове. В советское время был разрушен, в 2014 году начато его восстановление.
  • Воскресенский скит (Новоиерусалимский скит, красный скит) — расположен на горе Сион, где по преданию св. апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.
  • Гефсиманский скит (жёлтый скит) — освящён в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше».
  • Смоленский скит — устроен в 1917 году по проекту великого князя Петра Николаевича, восстановлен в 2005 году.
  • Ильинский скит на острове Лембос — в 1867 году была возведена деревянная часовня во имя пророка Илии с колокольней и кельями, уничтожена в 50-е годы XX века, заново отстроена в 2006 году.
  • Казанский скит на восточном побережье острова — заложен в 2015 году, строится.

Скиты на других, более удалённых островах Ладожского озера:

  • Германовский скит с церковью Александра Невского на острове Сюскюянсаари (остров св. Германа, на северо-северо-востоке от Валаама), в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии;
  • Сергиевский скит на острове Путсаари;
  • Тихвинский скит на острове Воссинансаари — в наши дни не существует, все постройки скита в советское время были разобраны.

Подворья[править]

Совершить виртуальную экскурсию

Деятельность монастыря[править]

  • Сельское хозяйство (молочная и рыбная ферма, монастырские сады)
  • Свечной завод
  • Флот
  • Духовно-просветительская деятельность

Святые[править]

Указаны в алфавитном порядке:

Святыни[править]

  • Мощи прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора)
  • Мощи прп. Антипы Валаамского
  • «Валаамская» икона Божией Матери (в нижнем храме собора)
  • Икона Божией Матери «Всецарица» (в нижнем храме собора)
  • Икона прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора, над ракой преподобных)
  • Чтимые могилы схимон. Агапия Слепого и Иоанна Молчальника, иеросхимон. Никона, схиигум. Феодора и др. подвижников (на Братском кладбище)
  • Чтимая могила игум. Дамаскина (на Игуменском кладбище)
  • Чтимая могила иеросхимон. Клеопы (Всехсвятский скит)
  • Чтимые могилы иеромон. Исаии и схимон. Никиты (Иоанно-Предтеченский скит)

Престольные праздники[править]

Как добраться[править]

Адрес: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам

Проезд: Остров расположен на Ладожском озере, куда добираются по воде (из Сортавалы или Приозерска: до Сортавалы ехать автобусом из Санкт-Петербурга, а до Приозерскай — электричкой от Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, от Приозерского вокзала до причала — такси.

Расписание флота

Как добраться: смотреть подробнее на сайте Валаамского монастыря

Канцелярия Валаамского монастыря:

Адрес: 190020, Россия город Санкт-Петербург, Нарвский пр., д.1/29

Телефон: +7 812 252 77 00

Электронная почта: office.spb@valaam.ru

Паломнику[править]

Расписание богослужений[править]

Будничный круг богослужений:

  • 5:00 – 5:45 – Полунощница
  • 5:45 – 7:30 – Утреня (совершение таинства исповеди). На кафизмах братия и паломники имеют возможность приложиться к святым мощам.
  • 7:30 – 9:30 – Часы, Божественная литургия
  • 13:25 – 13:45 – Молебен:
    • Пн. – у раки прп. Антипы Валаамского
    • Вт., Чт., Пт. – у раки прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев
    • Ср. – у иконы Божией Матери «Всецарица»
    • Сб. – у иконы Божией Матери «Валаамская»
  • 17:00 – 18:00 – Вечерня
  • 18:00 – 19:00 – Малое повечерие и Акафист, совершение таинства исповеди

Полиелейные праздники:

Накануне вечером:

  • 17:00 – 18:00 – Вечерня
  • 18:00 – 19:00 – Малое повечерие, Акафист , совершение таинства исповеди

В день праздника:

  • 5:00 – 5:45 – Полунощница
  • 5:45 – 7:45 – Утреня (полиелей, помазание)
  • 7:45 – 10:30 – Часы, Божественная литургия

Воскресный или праздничный день

Накануне вечером:

  • 18:45 – 19:00 – Общая исповедь
  • 19:00 – ~24:00 – Всенощное бдение (совершение таинства исповеди)

В день праздника:

  • 9:00 – ~12:00 – Часы, Божественная литургия
  • 17:00 – 17:45 – Вечерня (совершение таинства исповеди)
  • 17:50 – 18:40 – Малое повечерие, Акафист прп. Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам

Исповедь совершается во время утреннего (с 6 утра) и вечернего (с 18 вечера) богослужений.

Расписание богослужений можно посмотреть на сайте Валаамского монастыря

Паломническая служба Валаамского монастыря[править]

Приемом паломников и туристов на о. Валаам занимается Паломническая служба Валаамского монастыря «ВАЛААМСКIЙ ПАЛОМНИКЪ»:

Для самостоятельной поездки паломников и туристов по индивидуальному графику обращаться:

Администрация дома паломника «ВАЛААМ»:

Администрация дома паломника «Игуменский»:

Администратор дома паломника «Флотский домик»:

Паломническая служба, приём заявок осуществляется круглогодично на свободные места:

Информация для трудников[править]

Служба благочиния (прием трудников):

Телефон: +7 812 902 86 05

Электронная почта: hotel@valaam.ru

В Валаамском монастыре для трудников существует достаточно много разных послушаний: келарская служба (мойка посуды, работа в трапезной, на кухне, на складах, в мастерской), сады, теплицы, храм, швейная мастерская, пекарня, котельные, ферма и т.д. В зависимости от срока, который трудник планирует пребывать на острове, могут быть назначены и другие послушания. Послушания в монастыре выбираются не по вкусу, распределением задач занимается Служба благочиния.

В обители трудятся обычно до 17:00, либо по сменам, в зависимости от назначенного послушания. В выходные дни и свободное время, могут быть назначены дополнительные послушания. В субботу на многих послушаниях трудятся до обеда, чтобы отдохнуть перед Всенощным бдением. Отдыхают как правило по воскресеньям и большим праздникам, а также в выходные, согласно графикам послушаний.

Примерный распорядок дня для трудника:

  • 5:00 – 6:00 – полунощница и шестопсалмие
  • 6:00 – 9:00 – отдых/сон
  • 9:00 – 13:00 – послушания
  • 13:00 – 14:00 – обед и отдых
  • 14:00 – 17:00 – послушания
  • 17:00 – 19:00 – вечернее богослужение (благословляется быть в храме один час)
  • 19:00 – 21:00 – ужин и свободное время
  • 21:00 – 21:40 – вечернее молитвенное правило с чтением Евангелия
  • 21:40 – 23:00 – свободное время
  • 23:00 – 05:00 – сон

Подробнее о том, как приехать трудником на Валаам

Волонтёрам[править]

История волонтерского движения на Валааме началась в 2005 году, когда на приглашение Спасо-Преображенского мужского монастыря откликнулись первые добровольцы: россияне (Петербург, Москва, Мурманск, Калуга и мн.др.), представители стран ближнего (Белоруссия, Украина и мн.др.) и дальнего (Словения, Франция, Бельгия, Сербия, Англия, Швеция, Чехия, Германия, Польша и США) зарубежья.

Добровольческая деятельность посвящена возрождению сельского хозяйства Валаамского монастыря. До революции, в условиях зоны рискованного земледелия, братия обители растила все традиционные овощные культуры. Рожь, овёс и ячмень на полях. В садах и огородах тыквы и дыни, арбузы, сливы и вишни, груши, крыжовник, малину и смородину и даже виноград. Десятилетия самоотверженного труда преобразили угрюмый карельский край, – и сегодня воображение гостей поражают скальные, террасированные сады, где древние яблони, по сей день, цветут и плодоносят. В конце 19 века Валаамский монастырь, получивший Гран-при на сельскохозяйственной выставке в Париже, прославился на всю Европу. Кроме фруктово-ягодных садов на уникальных, но тощих почвах (плодородный слой здесь редко превышает 30 см) был создан древесный питомник. И в середине того же 19-го века на острове, покрытом хвойным лесом, появились сирени, кедры, ясени, дубовые рощи, кленовые, пихтовые и лиственничные аллеи.

Все желающие, готовые к труду и дисциплине, могут приехать в трёхнедельные сезонные (весна-лето-осень) лагеря для участия в программе «Волонтёром на остров Валаам».

Жизнь волонтёров на архипелаге, в древней православной обители, несравнима ни с туризмом, ни с паломничеством. Это не только активная хозяйственная деятельность на лоне природы, не только прикосновение к святыням, к истории. Встреча с Валаамом – это встреча с самим собой. Подробности по ссылкам:

Волонтером на остров Валаам

Волонтерский лагерь Валаамского монастыря

Фото[править]



Видео[править]

Ссылки[править]


Обсудить эту статью на форуме