Дни памяти

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

22 августа  (переходящая) – Собор Валаамских святых

Житие

Отец Илия ро­дил­ся в г. Кур­ске, в 1829 го­ду, в про­стой и бла­го­че­сти­вой се­мье. С ран­не­го дет­ства об­на­ру­жил осо­бен­ную лю­бовь к по­се­ще­нию хра­ма Бо­жия и к слу­ша­нию свя­щен­ных книг, в осо­бен­но­сти жи­тий свя­тых по­движ­ни­ков. Вы­учил­ся чи­тать и немно­го пи­сать до­ма, при по­мо­щи сво­их ро­ди­те­лей.

Юный Иоанн (так был он на­ре­чен во свя­том Кре­ще­нии) бла­го­да­ря бла­го­че­сти­вым се­мей­ным по­ряд­кам был чужд гре­хов­ных на­клон­но­стей, раз­вле­че­ний из­бе­гал. Уже в этом воз­расте у него за­ро­ди­лось го­ря­чее же­ла­ние оста­вить мир и по­свя­тить се­бя ино­че­ской жиз­ни.

Из­брав для се­бя стро­гий и уда­лен­ный Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь, Иоанн Че­бо­та­рев при­был ту­да 4 ян­ва­ря 1862 го­да, ко­гда ему бы­ло 32 го­да от рож­де­ния. Сра­зу был при­нят в чис­ло по­слуш­ни­ков и на­зна­чен на по­слу­ша­ние при са­мом мо­на­сты­ре. Через 2 го­да, а имен­но 13 ян­ва­ря 1864 го­да, он был при­нят в брат­ство мо­на­сты­ря.

С при­ня­ти­ем мо­на­ше­ско­го об­ра­за он уве­ли­чил по­дви­ги мо­лит­вы и са­мо­от­вер­же­ния. Несмот­ря на бо­лезнь, несмот­ря на осла­бе­ва­ние те­лес­ных сил, он по осо­бо­му бла­го­сло­ве­нию сво­их ду­хов­ных от­цов по­ла­гал еже­днев­но очень мно­го по­кло­нов — по­яс­ных ты­ся­чи, а зем­ных — сот­ни. 16 ян­ва­ря 1892 го­да по­сле­до­ва­ло по­стри­же­ние его в схи­му с име­нем Илии, ров­но через 30 лет жиз­ни на Ва­ла­а­ме.

При­об­ре­те­ние мо­лит­вен­но­го ду­ха со­став­ля­ло глав­ней­ший его по­двиг. Но о. Илия был укра­шен и те­лес­ным по­дви­гом. Ни­кто не знал, ко­гда и как он спал: ни­ка­ко­го ло­жа в его ке­лье не бы­ло. По­том вы­яс­ни­лось, что спал он в се­нях на дро­вах. Оде­вал­ся очень про­сто и лег­ко, да­же в хо­лод­ное вре­мя.

Ему пред­ла­гал­ся свя­щен­ный сан, но он по сми­ре­нию ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся от него, не же­лая остав­лять пу­стын­ное жи­тие.

Вско­ре о. Илия пе­ре­шел в еще бо­лее стро­гий скит Иоан­на Пред­те­чи на ост­ро­ве. Все усло­вия здесь бы­ли чи­сто пу­стын­ни­че­ские, а устав пост­ни­че­ский. Это-то и влек­ло сю­да по­движ­ни­ка-пу­стын­но­люб­ца, ко­то­рый во­шел уже в стар­че­ский воз­раст. Ста­рец о. Илия был по­сто­ян­но углуб­лен в ду­хов­ное де­ла­ние, в мо­лит­вен­ный по­двиг, сто­ро­нил­ся су­ет­но­го, из­бе­гал ма­лей­шей воз­мож­но­сти упо­тре­бить вре­мя впу­стую.

На по­сле­док дней его, в кон­це 1893 го­да, Гос­подь пе­ре­се­лил о. Илию с Ва­ла­а­ма в Си­бир­ский край, имен­но в Вер­хо­тур­ский Ни­ко­ла­ев­ский мо­на­стырь. При­чи­ной столь неожи­дан­ной пе­ре­ме­ны ста­ло то, что в озна­чен­ном мо­на­сты­ре ука­зом Свя­щен­но­го Си­но­да от 4 ок­тяб­ря 1893 го­да штат­ный устав сме­нял­ся на об­ще­жи­тель­ный. Но т. к. для во­дво­ре­ния но­вых по­ряд­ков нуж­ны бы­ли опыт­ные в этом лю­ди, то од­новре­мен­но с ука­зом в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь на­зна­чен был на­сто­я­те­лем иеро­мо­нах Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря Иов с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. По­след­ний ис­про­сил се­бе в под­держ­ку еще неко­то­рых ва­ла­ам­ских мо­на­хов, опыт­ных в де­ле бла­го­устрой­ства оби­те­ли в ма­те­ри­аль­ном и ду­хов­ном от­но­ше­нии, и в их чис­ле был при­гла­шен схи­мо­нах Илия.

В Вер­хо­тур­ском мо­на­сты­ре о. Илия по-преж­не­му стре­мил­ся к со­вер­шен­но­му уеди­не­нию, но вы­нуж­ден был при­ни­мать мно­же­ство па­лом­ни­ков.

В кон­це 1900 го­да бо­лезнь у него на­столь­ко уси­ли­лась, что он по­чти пе­ре­стал при­ни­мать по­се­ти­те­лей и стал ча­сто при­об­щать­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн.

30 но­яб­ря 1900 го­да он со­вер­шен­но спо­кой­но вы­слу­шал от­ход­ную мо­лит­ву, за­тем в при­сут­ствии мо­на­стыр­ских бра­тии и близ­ких, как бы за­сы­пая, стал ти­хо кон­чать­ся, вздох­нул и по­чил мир­ной кон­чи­ной пра­вед­ни­ка — то­го же 30 но­яб­ря, имея 70 лет от ро­ду и по­сле 38-лет­ней ино­че­ской жиз­ни.

По­хо­ро­нен он был за ал­та­рем клад­би­щен­ско­го мо­на­стыр­ско­го хра­ма свя­то­го му­че­ни­ка Нео­фи­та с юж­ной сто­ро­ны. Ныне чест­ные остан­ки пре­по­доб­но­го Илии пре­бы­ва­ют в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме мо­на­сты­ря.

Случайный тест