Церковь Успения Пресвятой Богородицы на наб. Лейтенанта Шмидта (Санкт-Петербург)

Материал из Азбука паломники
Перейти к: навигация, поиск

Россия Санкт-Петербург

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на набережной Лейтенанта Шмидта.jpg

Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1895-1897 годах, является подворьем Козельской Введенской Оптиной пустыни. При храме действует гостиница.

Трансляция богослужений с Успенского храма

История

С Благовещенского моста, что ведет на Васильевский остров из центра Санкт-Петербурга, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы.

1721 год считается годом основания подворья. Исторически это место принадлежало разным монастырским подворьям: в середине XVIII века Свято-Троицкому Сергиеву монастырю (ныне Лавре), затем Псковскому Архиерейскому дому. С 1856 по 1874 годы оно находилось в ведении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. В 1875 году, по предложению митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина), старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре.

Учреждение монастырского подворья относится к первой трети ХVIII века, вслед за строительством и заселением Санкт-Петербурга. К 80-м годам XIX века, уже во время служения на Киевской кафедре митрополита Платона (Городецкого), дом и церковь подворья сильно обветшали, маленький храм с трудом вмещал молящихся. Была утрачена гармоничная организация как внутреннего, так и внешнего пространства церковных строений.

С 1891 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев), часто приезжавший в Санкт-Петербург на заседания Святейшего Синода, ходатайствует и способствует масштабной перестройке подворья и своей резиденции. Пребывание Киевского митрополита явилось почетной функцией подворья. Резиденция духовного владыки, а также домовое имущество, церковно-богослужебные предметы, архиерейская ризница, должны были всецело соответствовать высокому статусу этого духовного учреждения.

Новый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских заложил 15 августа 1895 года настоятель подворья архимандрит Феогност по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова (1862–1921 гг.), автора Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и ряда других известных проектов храмов.

В своих авторских проектах В. А. Косяков успешно развивал одно из направлений национального русского стиля в архитектуре, обращенного к опыту Византии. В его творчестве византийская линия получает свое новое, наиболее последовательное и одновременно достаточно индивидуальное творческое воплощение. Главной идеей творчества В. А. Косякова становится синтез архитектуры и различных видов искусств: декоративно-прикладных, монументальной живописи, скульптуры.

18 декабря 1897 года освящен главный придел храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, а на следующий день — боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Перестроенный В. А. Косяковым подворский комплекс включал в себя Успенский храм, двухэтажный на высоком цоколе Митрополичий корпус, братские флигели, дом причта, образующие пространство двора, служебные постройки (конюшни, каретник, кладовые) и два сада. Жизнь монашеской братии была ограждена от шумной жизни столицы продуманной планировкой жилых корпусов и церкви.

В архитектуре храма Успения Богородицы В. А. Косякову удалось достичь сочетания уюта домовой церкви с простором митрополичьего собора. При всей богатой и тщательно выполненной отделке (желтый кирпич, мозаика и т. д.) главным для него было достижение выразительности архитектурного ансамбля.

В 1900 году строительные работы на Лаврском подворье завершились.

Мирная жизнь Киево-Печерского подворья закончилась в 1917 году, во время государственного переворота. В эти годы монахи подворья сохраняли богослужебную деятельность храма, но к марту 1932 года все они были арестованы, осуждены за контрреволюционную деятельность и отправлены в Соловецкий лагерь и в ссылку в Казахстан.

Как свидетельствуют архивные материалы, с 1928-й по 1933-й годы проходят аресты священнослужителей, монашествующих и прихожан подворья.

В июне 1932 года Успенский храм подворья из Ставропигиального ведения был передан в Ленинградскую епархию, подворье существовало как приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. В конце 1933 года сорок три человека, самые активные прихожане, были арестованы. Их обвинили в подготовке убийства Сталина, двоих впоследствии расстреляли.

Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев (†1974 г.), отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он пел в любительском хоре Подворья, где и познакомился со своей будущей женой Раисой Владимировной Кучиной (†1984 г.), матерью Святейшего Патриарха Кирилла.

В январе 1935 года церковь была закрыта и превращена в склад. В это время было уничтожено все церковное имущество, уцелело лишь наружное убранство храма — изразцы, мозаичные орнаменты.

В 1961 году в церкви открылся первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. На этом катке начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. Каток оказывал на здание разрушительное действие: от постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.

В июне 1991 года осуществилось возвращение храма Русской Православной церкви — Введенскому ставропигиальному мужскому монастырю Оптина Пустынь.

При осмотре здания в 1990-е годы у специалистов-архитекторов сложилось впечатление, что восстановить церковь практически невозможно: в алтаре были расположены холодильные агрегаты, пол отсутствовал, стены были испорчены сыростью, росписи сводов и стен замазаны семью слоями краски и штукатурки. Тем не менее, восстановление разрушенного храма началось, были организованы реставрационные работы в административно-хозяйственных частях подворья.

Постепенно возрождался и сам уклад монашеской жизни, развивалась деятельность прихода. В 1993 году в южном приделе храма, в честь святых Печерских преподобных, возобновились богослужения. Украшением служб Оптинского подворья стало пение мужского хора — ансамбля профессиональных певчих, выпускников Санкт-Петербургской Государственной консерватории. Этот богослужебный коллектив был призван возрождать утраченные традиции древнего монастырского пения. Благодаря тесному сотрудничеству хора с группой ученых-медиевистов, многие певческие рукописи, пребывавшие в забвении в книгохранилищах монастырей и академических библиотек, вновь обрели звучание на клиросе Подворья.

Современное состояние

С 1997 года начались работы по воссозданию живописи церкви. В 2011 году по архивным фотографиям и чертежам был заново собран исчезнувший после 1935 года иконостас.

На Подворье вновь стала работать крупнейшая в городе православная библиотека. С 1999 года при Подворье начал действовать Институт религиоведения и церковных искусств с мастерскими, где можно обучаться иконописи, вышиванию и православному пению, изучать православное богословие. С 2010 года открыта православная Гимназия имени святого преподобного Амвросия Оптинского.

Подворьем стала осуществляться работа по социальному служению и благотворительности: помощь многодетным и неполным семьям, бездомным и заключенным, престарелым людям и инвалидам. Организуются благотворительные акции, оказывается адресная помощь нуждающимся.

15 сентября 2013 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершен чин Великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Ежедневное уставное богослужение, возрождение монашеской жизни и полное воссоздание архитектурного ансамбля Подворья помогает превращению этой исторической части города в особый остров духовной жизни, являющийся представительством ставропигиального монастыря — благословенной Оптиной Пустыни. Близкое расположение к общественной столичной жизни способствует просветительской и социальной деятельности Подворья, с момента своего основания призванного осуществлять миссию духовно-нравственного служения людям.

Святыни

  • В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного и Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), великомученика Пантелеимона (III-IV), преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.

  • В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», который написан в 2009 году на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар (из надписи на иконе), одной из древнейших обителей полуострова. Это точный список с чудотворной иконы монастыря, которая входит в число первых десяти самых почитаемых святынь Афона.

В храме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» расположен справа от амвона. Этот образ особенно почитается прихожанами храма, горожанами и паломниками.

  • В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преподобного Амвросия, старца и чудотворца Оптинского.

Каждый будний день, по окончании Божественной литургии, у раки святого служится молебен с акафистом и каноном, читаются записки о здравии, молящиеся помазываются святым елеем от лампады.

День памяти: 10 июля, 23 октября.

День празднования: 22 ноября.

  • Также в храме пребывают: икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных.

Рака с сенью и частицей мощей старца Амвросия, живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья. Список частиц мощей:

  1. Прп. Лев Оптинский (1841)
  2. Прп. Макарий Оптинский (1860)
  3. Прп. Моисей Оптинский (1862)
  4. Прп. Антоний Оптинский (1865)
  5. Прп. Иларион Оптинский (1873)
  6. Прп. Амвросий Оптинский (1891)
  7. Прп. Анатолий I Оптинский (1894)
  8. Прп. Исаакий I Оптинский (1894)
  9. Прп. Иосиф Оптинский (1911)
  10. Прп. Варсонофий Оптинский (1913)
  11. Прп. Анатолий II Оптинский (1922)
  12. Прп. Нектарий Оптинский (1928)
  13. Преподобноисповедник, новомученик Рафаил (Шейченко) (XX)

День памяти Собора Оптинских старцев: 24 октября.

  • В храме находится икона афонского письма с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона (III-IV). Икона святого расположена в храме слева от амвона.

На иконе имеется надпись: «Сiя святая икона написана и освящена на АфонѢ въ Русскомъ Св.-Пантелеимоновомъ монастырѢ».

День памяти: 9 августа.

  • Справа от амвона, в южном приделе храма, освященном в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских, расположен мощевик преподобных старцев Печерских.

В нем имеются частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких известных и почитаемых святых: преп. Моисея Угрина (XI), преп. Нестора Летописца (XI-XII), преп. Илии Муромца (XII), преп. Онуфрия Молчальника (XII), преп. Иоанна Многострадального (XII), преп. Алипия и преп. Григория Иконописцев (XII), преп. Аврамия и преп. Арсения Трудолюбивых (XIII-XIV), преп. Ипатия Целебника (XIV), праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской (XVI), священномученика Владимира, митрополита Киевского (XX). В середине мощевика имеется литография иконы Успения Пресвятой Богородицы с предстоящими преп. Антонием и преп. Феодосием (XI), основателями русского монашества и устроителями Киево-Печерской лавры.

Список частиц мощей:

Левая сторона от литографии.

  1. Прп. Поликарп, архим. Печерский, в Ближних пещерах (1182)
  2. Прп. Сисой, схимник Печерский, в Дальних пещерах (XIII)
  3. Прп. Вениамин Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  4. Прав. дева Иулиания, кн. Ольшанская (XVI), в Ближних пещерах (1718)
  5. Сщмч. Владимир, митр. Киевский и Галицкий, в Дальних пещерах (1918)
  6. Прп. Ахила Печерский, диакон, в Дальних пещерах (XIV)
  7. Свт. Лаврентий, затворник Печерский, еп. Туровский, в Ближних пещерах (1194)
  8. Прп. Савва Печерский, в Ближних пещерах (XIII)
  9. Прпп. 12 зодчих греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI)
  10. Прп. Феодор, инок, кн. Острожский, Печерский, в Дальних пещерах (ок. 1483)
  11. Прмч. Евстратий Печерский, в Ближних пещерах (1097)
  12. Прп. Игнатий, архимандрит Печерский, в Дальних пещерах (1435)
  13. Сщмч. Кукша Печерский, просветитель вятичей, в Ближних пещерах (после 1114)
  14. Прп. Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах (1065)
  15. Прп. Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах (ок. 1043)

Правая сторона от литографии.

  1. Прп. Агафон Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  2. Прп. Никон Сухой, Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  3. Прп. Нифонт, еп. Новгородский, в Ближних пещерах (1156)
  4. Прп. Нектарий, послушливый, Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  5. Прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах (1143)
  6. Прп. Фео́фила Печерский, архиепископ Новгородский, в Дальних пещерах (1482)
  7. Прп. Прохор Чудотворец, называемый Лебедником, в Ближних пещерах
  8. Прп. Онисифор Печерский, исповедник, в Ближних пещерах (1148)
  9. Прп. Ипатий Печерский, целебник, в Дальних пещерах (XIV)
  10. Прп. Иосиф Многоболезненный, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  11. Прп. Марк, гробокопатель, в Ближних пещерах (XI-XII)
  12. Прп. Лаврентий, затворник, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV)
  13. Прп. Макарий Печерский, диакон, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV)
  14. Прп. Тит, иеромонах (пресвитер, 1190?)
  15. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский, в Ближних пещерах (1110)

Первый ряд после литографии.

  1. Мч. Иоанн, младенец (983)
  2. Прп. Феофил Киевский, Христа ради юродивый (1853), погребен в Троицкой церкви Китаевской пустыни
  3. Прп. Исайя Печерский, в Ближних пещерах (1115)
  4. Прп. Руф, затворник, в Дальних пещерах (XIV)
  5. Свт. Симон Печерский, епископ Владимирский и Суздальский (1226)
  6. Прп. Силуан, схимник Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  7. Прп. Спиридон, просфорник Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  8. Прмч. Феодор Печерский, в Ближних пещерах (1098)
  9. Прп. Паисий Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  10. Прп. Лонгин, вратарь Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  11. Прп. Арсений трудолюбивый, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  12. Прп. Нестор Летописец, Печерский, в Ближних пещерах (ок. 1114)
  13. Прмч. Василий Печерский, в Ближних пещерах (1098)
  14. Прп. Пимен, игумен, постник Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  15. Прп. Онуфрий Молчальник, Печерский, в Ближних пещерах (XII–XIII)

Второй ряд после литографии.

  1. Прп. Моисей, чудотворец Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  2. Прп. Зинон, постник Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  3. Прп. Феофан, постник Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  4. Прп. Леонтий, канонарх Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  5. Прп. Евфимий схимник, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  6. Прмч. Анастасий Печерский, диакон, в Ближних пещерах (XII)
  7. Прп. Геронтий, канонарх Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  8. Прп. Авраамий трудолюбивый, Печерский, в Ближних пещерах (XII–XIII)
  9. Прп. Афанасий затворник (?)
  10. Прмч. Анастасий диакон, Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  11. Прп. Феофан постник (?)
  12. Прп. Исаакий затворник Печерский (ок. 1090)
  13. Прп. Павел послушливый, Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  14. Сщмч. Климент, папа Римский (101)
  15. Прп. Агапит врач безмездный, Печерский, в Ближних пещерах (XI)

Третий ряд после литографии.

  1. Прп. Иоанн (?)
  2. Прп. Спиридон, просфорник (?)
  3. Прп. Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах (1088)
  4. Прп. Григорий чудотворец, Печерский, в Дальних пещерах (1093)
  5. Прп. Тит воин, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  6. Прп. Алипий иконописец, Печерский, в Дальних пещерах (1114)
  7. Прп. Феодор молчальник, Печерский, в Дальних пещерах (?)
  8. Прп. Сергий послушливый, Печерский, в Ближних пещерах (XII—XIII)
  9. Прп. Григорий иконописец, Печерский, в Ближних пещерах (XI—XII)
  10. Прп. Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах (около 1160)
  11. Прп. Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах (1160)
  12. Прп. Нестор некнижный, Печерский, в Дальних пещерах (?)
  13. Прп. Лука иконом, Печерский, в Ближних пещерах (XIII)
  14. Прп. Меркурий постник, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  15. Прп. Софроний затворник, Печерский, в Дальних пещерах (XIII)

Четвертый (последний, малый) ряд.

  1. Прп. Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV)
  2. Прп. Захария постник, Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV) # Прп. Сильвестр чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах (ХII)
  3. Прп. Илия Муромец, в Ближних пещерах (1188)
  4. Прп. Анатолий, затворник Печерский, в Дальних пещерах (ХIII)
  5. Прп. Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах (ХI)
  6. Прп. Иоанн постник, Печерский, в Ближних пещерах (XII)

День памяти Собора Киево-Печерских старцев: 2-я Неделя Великого поста.

Фото

Видео

Как добраться

Адрес: 199034, Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27/2

Телефоны: 8 (812) 323-74-36 (канцелярия), 321–74–73 (дежурный в храме), 321–74–63 (книжная лавка),

E-mail: mnih.spb@mail.ru

Официальный сайт

Гостиницы при Успенском подворье

Номера класса «Стандарт», «Стандарт 2» и «Евростандарт».

[Информация на сайте http://spb.optina.ru/information.php?id=123]

Телефон: 8 (981) 880–33–00 (бронирование мест в паломнической гостинице: пн.-пт. 10:00–19:00, сб. 10:00–15:00, выходной — воскресенье, великие и двунадесятые праздники)

Расписание богослужений

На Подворье в храме Успения Пресвятой Богородицы богослужения совершаются ежедневно.

Божественная литургия — в 9:00 (часы — в 8:40). После утреннего богослужения служится лития (молитвенное поминовение усопших). В субботу — панихида.

В воскресенье, великие и двунадесятые праздники совершаются две Божественные литургии: ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00 (часы — в 9:40). По окончании поздней Литургии в воскресенье служится молебен и панихида.

Вечернее богослужение — в 17:00 (9-й час — в 16:50). Вечером в субботу всегда бывает Всенощное бдение.

Таинство Исповеди совершается ежедневно. Начало в будние дни — в 8:40, в воскресенье — в 7:00 и 9:20; а также вечером — во время чтения кафизм и канона (после 18:00); накануне больших церковных праздников, на Всенощном бдении — с 17:15.

С актуальным расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте храма.

Ссылки