Николо-Богоявленский морской собор (Санкт-Петербург)
Николо-Богоявленский морской собор в городе Санкт-Петербург — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота. Храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет.
История[править | править код]
Часовня, полотняная и деревянная церкви
Жизнь Санкт-Петербурга в первое время сосредотачивалась вокруг главной судоверфи — Адмиралтейства. В 1710 году на Адмиралтейском лугу была сооружена небольшая деревянная церковь во имя преподобного Исаакия Далматского, находившаяся в ведении Адмиралтейств-коллегии. Чуть позже она была перестроена в камне. В 1730 году этот храм перешел в ведение Духовного правления, а приход приписан к небольшой часовне, находящейся в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Она была освящена в честь небесного покровителя моряков – святителя и чудотворца Николая.
В 1733 году вместо часовни была построена полотняная церковь во имя того же святителя.
В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь. Деревянная церковь просуществовала до начала 1761 года.
Строительство каменного храма
Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского...» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков - святителя Николая Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведение новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви. Разработка проекта нового храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому.
Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции.
Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма.
К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав. Для их заказа архитектор лично ездил в Тулу к владельцу железноделательных заводов П. А. Демидову, который оказал всяческую поддержку этому делу.
К осени 1760 года на храме были водружены кресты.
В 1755 году, когда стены собора были только выведены под крышу, заблаговременно начались работы по оформлению интерьеров.
Одновременно со строительством собора неподалеку от него производилось строительство колокольни. Место для нее было выбрано на западе от собора. Начало работ было положено в 1756 году, и к 1758 году колокольня была завершена и отштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. К тому времени колокольня Никольского собора обладала одним из лучших наборов колоколов в Санкт-Петербурге.
Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы cвятого Иоанна Предтечи.
20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского. Тогда же императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. С этого времени победы русского флота стали праздноваться в Никольском Морском соборе.
С тех пор храм изменялся лишь незначительно. В 1845 году были заменены врата главного предела нижнего храма, в связи с тем, что прежние сделались ветхими и резьба уже с трудом на них держалась. Новые врата были сделаны по тому же рисунку, но несколько меньше прежних.
В 1862 году деревянные лестницы, ведущие в верхний храм были заменены на каменные.
После перехода храма в Морское ведомство в 1901 году, в верхнем храме были устроены печи, и он стал теплым.
В 1913 году старостой собора купцом I гильдии Алексеем Ивановичем Ивановым был сделан новый престол и жертвенник: металлические, вызолоченные, чеканной и скульптурной работы, с художественной живописью в медальонах.
Годы гонений
Октябрьская революция и приход к власти большевиков незамедлительно сказался и на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. 6 апреля 1918 года Николо-Богоявленский собор перешел в разряд приходских.
Все имущество собора и капиталы согласно декретам советской власти подлежало национализации. В мае 1919 года Петроградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал представить все банковские документы. Согласно описи капиталы в размере 147 392 рубля были переданы в доход казны. Вскоре дело дошло до церковного имущества. Была составлена полная опись. На собрании прихожан был подписан договор с представителем райисполкома об официальной передаче собора со всем инвентарем «в бесплатное и бессрочное» пользование коллективу верующих.
В Николо-Богоявленском морском соборе за время его существования были накоплены богатейшие ценности. В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари, общим весом 328 килограммов. Часть святынь были выкуплены прихожанами, которые внесли равное по весу количество серебра.
Собор был одним из первых центров борьбы с обновленцами. Такое сопротивление было встречено негативно со стороны властей. Во главе Петроградской автокефалии стоял епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской Лавры. Власти традиционно стали предпринимать репрессии, для борьбы с этим движением. 26 октября группа священников на 3 года была сослана в Среднюю Азию, а епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – в Казахстан. Во главе движения сопротивления стал епископ Петергофский Николай (Ярушевич). За короткий срок число приходов порвавших с обновленцами увеличилось до 65. В этот период владыка Николай очень часто совершал богослужения в соборе. В 1923 году он, а также настоятель собора протоиерей Александр Беляев, были арестован и высланы.
В Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец протоиерей Николай Русанов, храм оказался на несколько месяцев захвачен обновленцами. 22 июля 1923 года обновленческие священники были изгнаны из собора. Однако вскоре опять обрушились репрессии и этим воспользовались обновленцы. В сентябре настоятелем опять стал протоиерей Н. Н. Русанов.
Из храма были изъяты уникальные ценности: Евангелия в серебряных окладах, иконы, серебряные оклады, комплект серебряных сосудов. Нижний храм не отапливался, что приводило к сырости.
В январе 1924 года храм вновь вернулся под омофор патриарха Тихона, а в марте настоятелем храма стал протоиерей Николай Кириллович Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий. Его трудами была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. 23 ноября состоялось торжество «обновления храма».
9 июля 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом 20 408 килограммов. При этом продолжалось изъятие церковных ценностей и не прекращались аресты священнослужителей.
Середина и вторая половина XX века
В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится кафедральным. Почти весь период Великой Отечественной войны вплоть до момента восшествия на патриарший престол, здесь проживал и служил митрополит Алексий (Симанский).
В августе 1941 года началась маскировка куполов с помощью чехлов, сетей и окраски в защитный цвет. Но окраска применялась редко, чтобы не повредить позолоту. Работы были завершены к сентябрю 1942 года.
С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. Из прихожан были назначены ответственные дежурные ПВО для охраны храма. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную Литургию один без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля его, чтобы он сохранил храм и город от разрушения.
За время войны собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками. Окончательно храм был восстановлен к 1953 году.
С осени 1958 года начались так называемые «хрущевские гонения». О жизни собора в этот период подробно говорит доклад настоятеля протоиерея Александра Медведцева Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г. С. Жаринову от 19 ноября 1963 года. В докладе говорится, что богослужения совершаются без излишней помпезности, хотя и в соответствии с установленными традициями. Сокращено количество акафистов, а литургии по воскресным дням совершаются не соборно, а одним священником по недостатку духовенства. Проповедь также сокращена, и даже не всегда по воскресным дням имеет место быть, потому что проповеди должны представляться для проверки, что требует затрат времени. Подавляющее число прихожан составляли престарелые женщины в возрасте от 45 лет, мужчин же не более 10%, а молодежи нет и 1%.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время Собор полностью отреставрирован, в нем проходят регулярные богослужения. Храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет.
Описание[править | править код]
За образец храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении города. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина Императора помешала исполнению задуманного. Однако, сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием. Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже полстолетия храмы строились по образцу Петропавловского собора — одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.
Руководил строительством собора архитектор С. И. Чевакинский с помощью каменных дел мастера Михаила Алексеевича Башмакова. Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых - четырехгранных.
Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы — Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы, они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой церкви в Царском селе.
Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в него.
Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года.
Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью.
Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны делят храм на 7 нефов различной длины. Резные царские врата напоминают золотое кружево. В центре храма на ближайшем к иконостасу северном столпе установлена проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столпа устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом. Здесь часто бывали русские цари и царицы.
В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами — в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е I» — в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами в 1830 году были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.
Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге.
Деятельность прихода[править | править код]
В школе-интернате №37 Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе.
В дни воспоминания трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды.
Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая №17, Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, 1-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи».
На приходе действуют:
- Воскресная школа для взрослых
- Воскресная школа для детей
- Свято-Никольский Молодежный Союз
- Библиотека
Святыни[править | править код]
- Чудотворный образ Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца с частицей мощей (Греция, XVII век)
- «Тихвинская» икона Божией Матери
- Частица Животворящего Креста Господня
- Икона Божией Матери «Троеручица»
- Казанская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
- Икона Божией Матери «Знамение»
- Икона Божией Матери «Владимирская»
- Икона Божией Матери «Всецарица»
- Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
- Собор икон Божией Матери
- Икона Архистратига Божия Михаила с мечом
- Частица ковчега свт. Николая Чудотворца
- Рака свт. Феодосия Черниговского
- Икона Сретения Господня
- Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна
- Икона Святителя Спиридона Тримифунтского
- Икона вмц. Екатерины
- Икона вмч. Георгия Победоносца
- Икона вмч. Пантелеимона
- Икона сщмч. Вениамина Петроградского
- Икона блж. Ксении Петербургской
- Икона прав. Иоанна Кронштадтского
- Икона прав. Симеона Богоприимца
- Икона прп. Геннадия Костромского
Мощевик
В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии.
Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского, свт. Афанасия Александрийского, ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского.
Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.
Третий ряд мощей: мч. Калиопия, мч. Евлампия, мч. Андроника, вмч. Анастасия персянина, вмч. Трифона, мч. Нестора, сщмч. Христофора, мч. Севастиана.
Нижний ряд мощей: прп. Петра Афонского, мч. Хрисанфа, мч. Иоанна Бессребренника, мч. Фотинии(Светланы) Самарийской, вмч. Пантелеимона, мч. Параскевы Пятницы, вмч. Мины, мч. Измарагда(Смарагда), прп. Феодора Начертанного.
Престольные праздники[править | править код]
- Богоявление (Крещение Господне) - 19 января
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
- Храм Рождества Иоанна Крестителя - 7 июля
- Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - 11 сентября
- Димитрий Ростовский, святитель - 4 октября (обре́тение мощей), 10 ноября
Как добраться[править | править код]
Адрес: 190068, Санкт-Петербург, Никольская площадь, 1/3
Проезд: Станция метро: Сенная/Спасская/Садовая. От метро: автобус: 49, 181; маршрутки: К-7, К-124, К-195, К-212; трамвай № 3.
Телефон: +7 812 714 70 85, +7 812 714 69 26, +7 812 714 08 62
Электронная почта: info@nikolskiysobor.ru
Паломнику[править | править код]
Собор открыт ежедневно с 6.30 до 22.00 часов.
Паломники и туристы, посещающие собор во внебогослужебное время, имеют возможность прослушать экскурсию с квалифицированным рассказом об истории, святынях и богослужении Николо-Богоявленского морского собора по предварительной договоренности.
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт
- Страница ВКонтакте
- Храмы Петербурга. Никольский Морской собор. Священник Константин Пархоменко
- Николо-Богоявленский морской собор. Справочная информация
- Николо-Богоявленский морской собор
- Николо-Богоявленский кафедральный собор
- Николо-Богоявленский Морской собор Санкт-Петербурга на сайте Patriarchia.ru