Библиотеке требуются волонтёры

Печать антихриста

***

Печа́ть анти́христа – (также «Начер­та­ние зверя», «Печать зверя») – особый знак, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий при­ня­тие власти Анти­хри­ста и покор­но­сти зверю из книги «Апо­ка­лип­сис» (Откро­ве­ния св. апо­стола Иоанна Бого­слова). Устой­чи­вое сло­во­со­че­та­ние «начер­та­ние зверя» встре­ча­ется в Свя­щен­ном Писа­нии лишь в Откро­ве­нии (Откр.13:16-18; 14:9,11; 15:2; Откр.16:2; 19:20; 20:4). Поня­тие «печать Анти­хри­ста» явля­ется клю­че­вым для хри­сти­ан­ской эсха­то­ло­гии. Согласно книге Откро­ве­ния, начер­та­ние зверя нала­га­ется на чело (то есть лоб) или на правую руку (Откр.13:16). Под зверем-анти­хри­стом под­ра­зу­ме­вают зверя, выхо­дя­щего из моря, хотя иные разу­меют под данным сим­во­ли­че­ским обра­зом сатану. Без этого начер­та­ния никто – ни бога­тый, ни нищий, ни раб, ни сво­бод­ный, не смогут ни поку­пать, ни про­да­вать. Начер­та­ние свя­зано с числом «чело­ве­че­ским» – 666 (Откр.13:16-18). При­ня­тие начер­та­ния будет сви­де­тель­ством покло­не­ния зверю, и при­ни­ма­ю­щих будет ожи­дать нака­за­ние от Бога (Откр.14:9-11).

Есть мнение, раз­де­ля­е­мое, правда, не всеми хри­сти­ан­скими авто­рами, что согласно пра­ви­лам рус­ского языка поня­тие «Анти­христ» в сло­во­со­че­та­нии «печать Анти­хри­ста» или вне его при­нято писать с про­пис­ной буквы в случае, если речь идет о пер­со­наже, про­ти­во­сто­я­щем Гос­поду Иисусу Христу в конце времен. В случае, если поня­тие «анти­христ» исполь­зу­ется как руга­тель­ство или в пере­нос­ном смысле (напри­мер, «печать анти­хри­ста» в зна­че­нии метки, кото­рая ука­зы­вает на при­над­леж­ность к чему-либо злому, недоб­рому), то при­нято писать его со строч­ной буквы1. Во многих бого­слов­ских посо­биях, состав­лен­ных на на рус­ском языке или пере­ве­ден­ных с иных языков, слово «анти­христ» прин­ци­пи­ально пред­став­лено с «малень­кой» буквы (если, конечно, оно не рас­по­ло­жено вна­чале пред­ло­же­ния) даже в тех слу­чаях, когда речь идёт об анти­хри­сте в стро­гом зна­че­нии, как о лич­но­сти.

Печать Анти­хри­ста у Святых Отцов

Свя­то­оте­че­ская мысль не могла обойти стороной такую важную для хри­сти­ан­ской эсха­то­ло­гии тему, как начер­та­ние зверя. Уже ранние отцы, напри­мер, свя­щен­но­му­че­ник Иппо­лит Рим­ский (ок. 170 – ок. 235) дает ком­мен­та­рий неко­то­рым местам из Апо­ка­лип­сиса в своей работе «Слово о Христе и Анти­хри­сте»: «Он [то есть Анти­христ], ковар­ный и над­мен­ный в отно­ше­нии к рабам Божиим, желая истре­бить и изгнать их из мира, за то, что они не воз­дают ему славы, велит всем везде класть куриль­ницы с фимиа­мом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни про­дать, если пред­ва­ри­тельно не при­не­сет жертвы. Это и есть та печать анти­хри­стова, кото­рая дается на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увен­чаны, нося на себе огнен­ный венец, но венец не жизни, а смерти»2. С точки зрения свт. Иппо­лита печати Анти­хри­ста про­ти­во­по­ложна печать Гос­пода, печать Христа: «Гос­подь дал печать веру­ю­щим в Него, и он также даст; в образе чело­ве­че­ском явился Спа­си­тель, и он придет в образе чело­века»3. Именно со св. Иппо­лита появ­ля­ется лите­ра­тур­ная тра­ди­ция про­ти­во­по­став­ле­ния «печа­тей» — Анти­хри­ста (кото­рая, как мы пока­жем ниже, пони­ма­лась в разные вре­мена по-раз­ному) и Христа (под кото­рой пони­ма­лось миро­по­ма­за­ние, полу­ча­е­мое в Таин­стве Миро­по­ма­за­ния – печать Духа Свя­того).

В более позд­нее время в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре под «начер­та­нием» пони­мался довольно широ­кий спектр вещей: клеймо (bestiae sigillo), знак или метка (notam), зна­ме­ние (signaculum). Начер­та­ние может иметь как число зверя (упо­ми­на­ние об содер­жаться у свт. Вик­то­рина Петав­ского (230–303/4)4, так и зашиф­ро­ван­ное имя зверя (упо­ми­на­ние об этом содер­жаться в тол­ко­ва­ниях свт. Андрея Кеса­рий­ского (VI–VII вв.)5. Прп. Ефрем Сирин  (ок. 306–373) пишет, что нало­же­ние начер­та­ния на правую руку свя­зано с тем, что в таком состо­я­нии чело­век будет не спо­со­бен совер­шить крест­ное зна­ме­ние6. Ана­ло­гич­ное утвер­жде­ние мы встре­чаем и у Псевдо-Иппо­лита (VII–VIII вв.)7 в труде «Слово о кон­чине мира, и об Анти­хри­сте, и о Втором При­ше­ствии Гос­пода нашего Иисуса Христа»8.

Уже в более позд­нее время в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре трак­товка правой руки и чела, на кото­рые будет нане­сено начер­та­ние, ста­но­вится не только бук­валь­ной (как у свт. Иппо­лита Рим­ского), но и алле­го­ри­че­ской, Под «правой рукой» начи­нает пони­маться дея­тель­ное начало в чело­ве­че­ской жизни, а под челом – при­ня­тие Еван­гель­ских истин разу­мом и соб­ственно разум. При такой интер­пре­та­циии нало­же­ние печати Анти­хри­ста на руку и чело делают невоз­мож­ным ни при­ня­тие хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, ни актив­ное про­яв­ле­ние хри­сти­ан­ской жизни (в част­но­сти, подоб­ная точка зрения содер­жится в тол­ко­ва­ния св. Андрея Кеса­рий­ского).

Начер­та­ние зверя содер­жит число имени Анти­хри­ста, таким обра­зом, число 666 пред­став­ляет собой шиф­ровку его имени. Одним из первых об этом пишет свт. Ириней Лион­ский (ок. 130–202)9. Вообще, у свя­ти­теля можно найти два под­хода к тол­ко­ва­нию числа зверя и, как след­ствие, печати Анти­хри­ста – чис­ло­вой и алфа­вит­ный (в эпоху жизни свя­ти­теля числа обо­зна­ча­лись бук­вами гре­че­ского или латин­ского алфа­вита). Первый подход заклю­чался в поиске рефе­ренс­ных чис­ло­вых зна­че­ний в Свя­щен­ном Писа­нии. Второй подход заклю­чался в поиске имени, сумма знаков в кото­ром давала бы число 666. Святой Ириней вывел в соот­вет­ствии со вторым под­хо­дом сле­ду­ю­щие имена: Еван­тас, Лати­ня­нин, Титан. У свт. Вик­то­рина мы встре­чаем два таких имени: Анте­мос, Диклюкс. У св. Андрея Кеса­рий­ского – Лам­пе­тис, Бене­дикт10.

Свя­то­оте­че­ская лите­ра­тура одно­значно сви­де­тель­ствует о доб­ро­воль­ном при­ня­тии печати Анти­хри­ста, как своего рода сви­де­тель­стве об отре­че­нии от Христа. Об этом сви­де­тель­ствуют и более позд­ние авторы, в част­но­сти, свт. Феофан Затвор­ник11. 

Осно­ва­ния оши­боч­ной интер­пре­та­ции поня­тия

Про­блема интер­пре­та­ции поня­тия «печать Анти­хри­ста» лежит в эсха­то­ло­ги­че­ских заблуж­де­ниях неко­то­рых хри­стиан. Источ­ни­ком заблуж­де­ний явля­ется некор­рект­ная трак­товка явле­ний вре­мени или опре­де­лен­ных исто­ри­че­ских собы­тий. Также, источ­ни­ком заблуж­де­ний явля­ется некор­рект­ное пони­ма­ние той или иной исто­ри­че­ской лич­но­сти и ее дей­ствий. Так, напри­мер, на про­тя­же­нии всего сино­даль­ного пери­ода те или иные дей­ствия рос­сий­ских монар­хов и рос­сий­ского пра­ви­тель­ства трак­то­ва­лись ста­ро­об­ряд­цами, пред­ста­ви­те­лями хри­сти­ан­ских сект и даже отдель­ными пра­во­слав­ными веру­ю­щими как зна­ме­ния при­ше­ствия Анти­хри­ста (напри­мер, пере­пись насе­ле­ния, исполь­зо­ва­ние напе­ча­тан­ных купюр или пас­порта в прак­ти­че­ском смысле слова вос­при­ни­ма­лись в каче­стве начер­та­ния зверя)12.

С одной сто­роны, данные оши­боч­ные убеж­де­ния лежат в обла­сти чувств, а именно ско­рого ожи­да­ния при­ше­ствия Христа, кото­рое при­во­дит к посто­ян­ному поиску зна­ме­ний этого при­ше­ствия, в том числе и зна­ме­ний нега­тив­ного харак­тера – печати Анти­хри­ста и пр. С другой сто­роны, данные заблуж­де­ния подчас имеют и мате­ри­аль­ное, хозяй­ствен­ное осно­ва­ние, в част­но­сти, над­зор­ный (напри­мер, нало­го­вый) кон­троль со сто­роны госу­дар­ства вос­при­ни­ма­ется как неми­ну­е­мое при­ше­ствие Анти­хри­ста.

Совре­мен­ные про­блемы интер­пре­та­ции поня­тия

Среди совре­мен­ных про­блем интер­пре­та­ции поня­тия «печать Анти­хри­ста» в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви зани­мает про­блема ИНН / штрих-кодов, а также про­блема т. н. «жид­кого чипа», кото­рая появи­лась совсем недавно.

Пик про­блемы ИНН (Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный номер нало­го­пла­тель­щика) при­хо­дится на 1999–2001 годы, в годы вве­де­ния этого госу­дар­ствен­ного инстру­мента нало­го­вого кон­троля (при­сво­е­ние ИНН орга­ни­за­циям нача­лось в 1994 году, инди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям – с 1997 года, физи­че­ским лицам – с 1999 года). Эко­но­ми­че­ская подо­плека борьбы с ИНН в Рус­ской Церкви была опи­сана в начале нуле­вых годов русско-немец­ким рели­гио­ве­дом Нико­лаем Мит­ро­хи­ным в статье «Эко­но­мика Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви»13, а также ряде иных тек­стов. Несмотря на то, что ИНН при­сва­и­ва­ется госу­дар­ством без ведома чело­века, заочно, и не тре­бует каких-либо дей­ствий со сто­роны граж­да­нина Рос­сий­ской Феде­ра­ции в прин­ципе, мно­гими веру­ю­щими вве­де­ние ИНН было вос­при­нято, если не как печать Анти­хри­ста, то как мини­мум «пред­пе­чать», то есть дей­ствие, кото­рое преду­го­тав­ли­вает при­ня­тие начер­та­ния зверя. С кри­ти­кой этой точки зрения высту­пал, в част­но­сти, игумен Анд­ро­ник (Тру­ба­чев)14. Многие свя­то­оте­че­ские тексты одно­значно сооб­щают нам о том, что невоз­можно при­нять начер­та­ние зверя без осо­знан­ного и види­мого отре­че­ния от Христа, а также не сооб­щают нам о том, что начер­та­ние зверя может нано­ситься на что-либо еще, кроме чела и правой руки15. Про­блема ИНН и штрих-кодов на офи­ци­аль­ном уровне была раз­ре­шена на VII пле­нуме Сино­даль­ной Бого­слов­ской комис­сии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в стенах Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии 19–20 фев­раля 2001 года. Первый пункт реше­ния комис­сии звучал одно­значно: «При­ня­тие или непри­ня­тие инди­ви­ду­аль­ных номе­ров ни в коей мере не явля­ется вопро­сом испо­ве­да­ния веры или гре­хов­ным дея­нием. Это дело лич­ного выбора, оно не имеет рели­ги­оз­ного зна­че­ния»16.

Сов­местно с про­бле­мой ИНН воз­никла про­блема УЭК (Уни­вер­саль­ной элек­трон­ной карты), кото­рая также вызвала оза­бо­чен­ность веру­ю­щих. По замыслу зако­но­да­те­лей УЭК должен был сов­ме­щать воз­мож­но­сти пла­теж­ного сред­ства и лич­ного иден­ти­фи­ка­тора. УЭК начал выда­ваться рос­сий­ским граж­да­нам в доб­ро­воль­ном порядке с 1 января 2013 года, а 1 января 2017 года выдача была пре­кра­щена. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь высту­пила с осто­рож­ной кри­ти­кой данной госу­дар­ствен­ной ини­ци­а­тивы и при­звала не под­вер­гать наси­лию и дис­кри­ми­на­ции тех граж­дан, кто по тем или иным при­чи­нам хотел бы отка­заться от УЭК. Данная пози­ция Церкви отра­жена в офи­ци­аль­ном доку­менте: «Пози­ция Церкви в связи с раз­ви­тием тех­но­ло­гий учета и обра­ботки пер­со­наль­ных данных» от 2–5 фев­раля 2013 года17.

Надо отме­тить, что про­блема интер­пре­та­ции Откро­ве­ния св. апо­стола Иоанна Бого­слова встает не только на уровне отдель­ных, обес­по­ко­ен­ных веру­ю­щих, но и на уровне цер­ков­ных инсти­ту­ций. Так, в посла­нии Свя­щен­ного Синода Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 29 декабря 2003 года под­чер­ки­ва­ется опа­се­ние Церкви в связи с раз­ви­тием тех­но­ло­гий кон­троля, име­ю­щий апо­ка­лип­ти­че­ский отте­нок: «Цар­ство Анти­хри­ста не состо­ится без соот­вет­ству­ю­щей тех­ни­че­ской базы, с помо­щью кото­рой он захо­чет добиться своих целей… <…> Нынеш­ний про­цесс коди­фи­ка­ции граж­дан­ского насе­ле­ния непо­сред­ственно каса­ется поли­ти­че­ской и хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти граж­дан. Он внед­ря­ется в формах, кото­рые имеют типо­ло­ги­че­ское сов­па­де­ние с огра­ни­че­ни­ями апо­ка­лип­си­че­ских времён»18.

Обес­по­ко­ен­ность веру­ю­щих в неко­то­рых слу­чаях пре­тво­ря­ется в необос­но­ван­ную панику перед новыми тех­но­ло­ги­ями кон­троля и учета, что в свою оче­редь при­во­дит к необ­ду­ман­ным и даже абсурд­ным дей­ствиям: само­воль­ному уни­что­же­нию тех или иных доку­мен­тов (напри­мер, СНИЛС), исполь­зо­ва­нию водя­ных писто­ле­тов с освя­щен­ной водой для ней­тра­ли­за­ции «анти­хри­стова» дей­ствия пред­ме­тов, поме­чен­ных штрих-кодами, сры­ва­нию и зачер­ки­ва­нию штрих-кодов, уходу в изгна­ние или само­изо­ля­цию (случай «пен­зен­ских затвор­ни­ков»).

Раз­вен­ча­ние сло­жив­шихся мифов и недо­по­ни­ма­ния отно­си­тельно сви­де­тельств книги Откро­ве­ния пред­при­ни­ма­ется не только на уровне свя­щен­но­на­ча­лия и офи­ци­аль­ной пози­ции Рус­ской Церкви, но и на уровне авто­ри­тет­ных цер­ков­ных иссле­до­ва­те­лей – тео­ло­гов и рели­гио­ве­дов. В част­но­сти, убе­ди­тель­ный разбор необос­но­ван­но­сти бес­по­кой­ства по поводу госу­дар­ствен­ных систем учета и кон­троля про­вели сек­то­вед и рели­гио­вед, пре­по­да­ва­тель Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии Роман Конь19, а также пре­по­да­ва­тель кафедры биб­ле­и­стики Пра­во­слав­ного Свято-Тихо­нов­ского гума­ни­тар­ного уни­вер­си­тета, рос­сий­ский спе­ци­а­лист по книге Откро­ве­ния Антон Небо­ль­син20.


При­ме­ча­ния:

1 Анти­христ. http://gramota.ru

2 Cвя­щен­но­му­че­ник Иппо­лит Рим­ский. Слово о Христе и анти­хри­сте

3 Там же.

4 Вик­то­рин Петав­ский. Жизнь.

5 Свя­ти­тель Андрей Кеса­рий­ский. Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис св. Иоанна Бого­слова 

6 Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин. На при­ше­ствие Гос­подне (I) 

7 Невоструев К. М. Слово свя­того Иппо­лита об Анти­хри­сте. В сла­вян­ском пере­воде по списку XII в. М., 1868. С. 4.

8 Бла­жен­ней­шего Иппо­лита, епи­скопа и муче­ника, Слово о кон­чине мира, и об анти­хи­сте, и о втором при­ше­ствии Гос­пода нашего Иисуса Христа

9 Свя­щен­но­му­че­ник Ириней Лион­ский. Обли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­ного знания (Против ересей).

10 Игумен Анд­ро­ник (Тру­ба­чев). Свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние Биб­лей­ского поня­тия “печать анти­хри­ста”

11 Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Посла­ние свя­того Апо­стола Павла к солу­ня­нам второе, истол­ко­ван­ное свя­ти­те­лем Фео­фа­ном

12 Е.А. Агеева. Ста­ро­об­ряд­че­ская поле­мика об анти­хри­сте на исходе XX века.

13 Нико­лай Мит­ро­хин. Эко­но­мика Рус­ской пра­во­слав­ной церкви

14 Игумен Анд­ро­ник (Тру­ба­чев). Свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние Биб­лей­ского поня­тия “печать анти­хри­ста”

15 Доклад игу­мена Анд­ро­ника (Тру­ба­чева). Свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние биб­лей­ского поня­тия “печать анти­хри­ста” 

16 Сино­даль­ная бого­слов­ская комис­сия рус­ской пра­во­слав­ной церкви при­няла ито­го­вый доку­мент по про­блеме ИНН.

17 Пози­ция Церкви в связи с раз­ви­тием тех­но­ло­гий учета и обра­ботки пер­со­наль­ных данных.

18 Посла­ние Свя­щен­ного Синода Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Мос­ков­ский Пат­ри­ар­хат).

19 Сек­то­вед Роман Конь об адвен­ти­стах и их «про­ро­че­ствах». Этот бес­ко­неч­ный конец света.

20 Антон Небо­ль­син. Лекция 32. Откро­ве­ние Иоанна Бого­слова. Ответы на вопросы.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки