Печа́ть анти́христа – (также «Начертание зверя», «Печать зверя») – особый знак, символизирующий принятие власти Антихриста и покорности зверю из книги «Апокалипсис» (Откровения св. апостола Иоанна Богослова). Устойчивое словосочетание «начертание зверя» встречается в Священном Писании лишь в Откровении (Откр.13:16-18; 14:9,11; 15:2; Откр.16:2; 19:20; 20:4). Понятие «печать Антихриста» является ключевым для христианской эсхатологии. Согласно книге Откровения, начертание зверя налагается на чело (то есть лоб) или на правую руку (Откр.13:16). Под зверем-антихристом подразумевают зверя, выходящего из моря, хотя иные разумеют под данным символическим образом сатану. Без этого начертания никто – ни богатый, ни нищий, ни раб, ни свободный, не смогут ни покупать, ни продавать. Начертание связано с числом «человеческим» – 666 (Откр.13:16-18). Принятие начертания будет свидетельством поклонения зверю, и принимающих будет ожидать наказание от Бога (Откр.14:9-11).
Есть мнение, разделяемое, правда, не всеми христианскими авторами, что согласно правилам русского языка понятие «Антихрист» в словосочетании «печать Антихриста» или вне его принято писать с прописной буквы в случае, если речь идет о персонаже, противостоящем Господу Иисусу Христу в конце времен. В случае, если понятие «антихрист» используется как ругательство или в переносном смысле (например, «печать антихриста» в значении метки, которая указывает на принадлежность к чему-либо злому, недоброму), то принято писать его со строчной буквы1. Во многих богословских пособиях, составленных на на русском языке или переведенных с иных языков, слово «антихрист» принципиально представлено с «маленькой» буквы (если, конечно, оно не расположено вначале предложения) даже в тех случаях, когда речь идёт об антихристе в строгом значении, как о личности.
Печать Антихриста у Святых Отцов
Святоотеческая мысль не могла обойти стороной такую важную для христианской эсхатологии тему, как начертание зверя. Уже ранние отцы, например, священномученик Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 235) дает комментарий некоторым местам из Апокалипсиса в своей работе «Слово о Христе и Антихристе»: «Он [то есть Антихрист], коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесет жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая дается на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти»2. С точки зрения свт. Ипполита печати Антихриста противоположна печать Господа, печать Христа: «Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека»3. Именно со св. Ипполита появляется литературная традиция противопоставления «печатей» - Антихриста (которая, как мы покажем ниже, понималась в разные времена по-разному) и Христа (под которой понималось миропомазание, получаемое в Таинстве Миропомазания – печать Духа Святого).
В более позднее время в святоотеческой литературе под «начертанием» понимался довольно широкий спектр вещей: клеймо (bestiae sigillo), знак или метка (notam), знамение (signaculum). Начертание может иметь как число зверя (упоминание об содержаться у свт. Викторина Петавского (230–303/4)4, так и зашифрованное имя зверя (упоминание об этом содержаться в толкованиях свт. Андрея Кесарийского (VI–VII вв.)5. Прп. Ефрем Сирин (ок. 306–373) пишет, что наложение начертания на правую руку связано с тем, что в таком состоянии человек будет не способен совершить крестное знамение6. Аналогичное утверждение мы встречаем и у Псевдо-Ипполита (VII–VIII вв.)7 в труде «Слово о кончине мира, и об Антихристе, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа»8.
Уже в более позднее время в святоотеческой литературе трактовка правой руки и чела, на которые будет нанесено начертание, становится не только буквальной (как у свт. Ипполита Римского), но и аллегорической, Под «правой рукой» начинает пониматься деятельное начало в человеческой жизни, а под челом – принятие Евангельских истин разумом и собственно разум. При такой интерпретациии наложение печати Антихриста на руку и чело делают невозможным ни принятие христианского вероучения, ни активное проявление христианской жизни (в частности, подобная точка зрения содержится в толкования св. Андрея Кесарийского).
Начертание зверя содержит число имени Антихриста, таким образом, число 666 представляет собой шифровку его имени. Одним из первых об этом пишет свт. Ириней Лионский (ок. 130–202)9. Вообще, у святителя можно найти два подхода к толкованию числа зверя и, как следствие, печати Антихриста – числовой и алфавитный (в эпоху жизни святителя числа обозначались буквами греческого или латинского алфавита). Первый подход заключался в поиске референсных числовых значений в Священном Писании. Второй подход заключался в поиске имени, сумма знаков в котором давала бы число 666. Святой Ириней вывел в соответствии со вторым подходом следующие имена: Евантас, Латинянин, Титан. У свт. Викторина мы встречаем два таких имени: Антемос, Диклюкс. У св. Андрея Кесарийского – Лампетис, Бенедикт10.
Святоотеческая литература однозначно свидетельствует о добровольном принятии печати Антихриста, как своего рода свидетельстве об отречении от Христа. Об этом свидетельствуют и более поздние авторы, в частности, свт. Феофан Затворник11.
Основания ошибочной интерпретации понятия
Проблема интерпретации понятия «печать Антихриста» лежит в эсхатологических заблуждениях некоторых христиан. Источником заблуждений является некорректная трактовка явлений времени или определенных исторических событий. Также, источником заблуждений является некорректное понимание той или иной исторической личности и ее действий. Так, например, на протяжении всего синодального периода те или иные действия российских монархов и российского правительства трактовались старообрядцами, представителями христианских сект и даже отдельными православными верующими как знамения пришествия Антихриста (например, перепись населения, использование напечатанных купюр или паспорта в практическом смысле слова воспринимались в качестве начертания зверя)12.
С одной стороны, данные ошибочные убеждения лежат в области чувств, а именно скорого ожидания пришествия Христа, которое приводит к постоянному поиску знамений этого пришествия, в том числе и знамений негативного характера – печати Антихриста и пр. С другой стороны, данные заблуждения подчас имеют и материальное, хозяйственное основание, в частности, надзорный (например, налоговый) контроль со стороны государства воспринимается как неминуемое пришествие Антихриста.
Современные проблемы интерпретации понятия
Среди современных проблем интерпретации понятия «печать Антихриста» в Русской Православной Церкви занимает проблема ИНН / штрих-кодов, а также проблема т. н. «жидкого чипа», которая появилась совсем недавно.
Пик проблемы ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика) приходится на 1999–2001 годы, в годы введения этого государственного инструмента налогового контроля (присвоение ИНН организациям началось в 1994 году, индивидуальным предпринимателям – с 1997 года, физическим лицам – с 1999 года). Экономическая подоплека борьбы с ИНН в Русской Церкви была описана в начале нулевых годов русско-немецким религиоведом Николаем Митрохиным в статье «Экономика Русской Православной Церкви»13, а также ряде иных текстов. Несмотря на то, что ИНН присваивается государством без ведома человека, заочно, и не требует каких-либо действий со стороны гражданина Российской Федерации в принципе, многими верующими введение ИНН было воспринято, если не как печать Антихриста, то как минимум «предпечать», то есть действие, которое предуготавливает принятие начертания зверя. С критикой этой точки зрения выступал, в частности, игумен Андроник (Трубачев)14. Многие святоотеческие тексты однозначно сообщают нам о том, что невозможно принять начертание зверя без осознанного и видимого отречения от Христа, а также не сообщают нам о том, что начертание зверя может наноситься на что-либо еще, кроме чела и правой руки15. Проблема ИНН и штрих-кодов на официальном уровне была разрешена на VII пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви в стенах Московской Духовной Академии 19-20 февраля 2001 года. Первый пункт решения комиссии звучал однозначно: «Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения»16.
Совместно с проблемой ИНН возникла проблема УЭК (Универсальной электронной карты), которая также вызвала озабоченность верующих. По замыслу законодателей УЭК должен был совмещать возможности платежного средства и личного идентификатора. УЭК начал выдаваться российским гражданам в добровольном порядке с 1 января 2013 года, а 1 января 2017 года выдача была прекращена. Русская Православная Церковь выступила с осторожной критикой данной государственной инициативы и призвала не подвергать насилию и дискриминации тех граждан, кто по тем или иным причинам хотел бы отказаться от УЭК. Данная позиция Церкви отражена в официальном документе: «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» от 2–5 февраля 2013 года17.
Надо отметить, что проблема интерпретации Откровения св. апостола Иоанна Богослова встает не только на уровне отдельных, обеспокоенных верующих, но и на уровне церковных институций. Так, в послании Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 декабря 2003 года подчеркивается опасение Церкви в связи с развитием технологий контроля, имеющий апокалиптический оттенок: «Царство Антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей... <…> Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое совпадение с ограничениями апокалипсических времён»18.
Обеспокоенность верующих в некоторых случаях претворяется в необоснованную панику перед новыми технологиями контроля и учета, что в свою очередь приводит к необдуманным и даже абсурдным действиям: самовольному уничтожению тех или иных документов (например, СНИЛС), использованию водяных пистолетов с освященной водой для нейтрализации «антихристова» действия предметов, помеченных штрих-кодами, срыванию и зачеркиванию штрих-кодов, уходу в изгнание или самоизоляцию (случай «пензенских затворников»).
Развенчание сложившихся мифов и недопонимания относительно свидетельств книги Откровения предпринимается не только на уровне священноначалия и официальной позиции Русской Церкви, но и на уровне авторитетных церковных исследователей – теологов и религиоведов. В частности, убедительный разбор необоснованности беспокойства по поводу государственных систем учета и контроля провели сектовед и религиовед, преподаватель Московской Духовной Академии Роман Конь19, а также преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, российский специалист по книге Откровения Антон Небольсин20.
Цитаты о печати антихриста
«"Которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Откр.20:9).
Упоминаемый здесь зверь может быть предметом особого исследования; однако же правой вере не противоречит разуметь под ним сам нечестивый град и народ неверных, враждебный народу верному и граду Божию. Образом же его, по моему мнению, называется лукавство его в тех людях, которые веру как будто исповедуют, но живут как неверные. Ибо они изображают из себя не то, что они на самом деле, и называются не истинным видом, а ложным подобием христианина. К тому же самому зверю относятся не только открытые враги имени Христова и славнейшего града Его, но и те плевелы, которые в конце века должны быть собраны от Его царства, под которым разумеется Церковь. А эти, не поклонившиеся ни зверю, ни его образу, кто они, как не те, которые исполняют слова апостола: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными (2Кор.6:14)? Они не поклоняются ему, т. е. не сочувствуют, не подчиняются; и не принимают начертания, т. е. клейма преступления: на чело – ради исповедания, на руку – ради дел. Чуждые этого зла, они, при жизни ли еще в этой смертной плоти, или после смерти, царствуют уже со Христом и теперь известным, соответствующим настоящему времени образом, во весь тот период, который обозначается числом тысяча лет».
Толкование блаженного Августина на слова Священного Писания
Примечания
1 Антихрист. http://gramota.ru
2 Cвященномученик Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе.
3 Там же.
4 Викторин Петавский. Жизнь.
5 Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова
6 Преподобный Ефрем Сирин. На пришествие Господне (I)
7 Невоструев К. М. Слово святого Ипполита об Антихристе. В славянском переводе по списку XII в. М., 1868. С. 4.
8 Блаженнейшего Ипполита, епископа и мученика, Слово о кончине мира, и об антихисте, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
9 Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).
10 Игумен Андроник (Трубачев). Святоотеческое толкование Библейского понятия “печать антихриста”.
11 Святитель Феофан Затворник. Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.
12 Е.А. Агеева. Старообрядческая полемика об антихристе на исходе XX века.
13 Николай Митрохин. Экономика Русской православной церкви.
14 Игумен Андроник (Трубачев). Святоотеческое толкование Библейского понятия “печать антихриста”.
15 Доклад игумена Андроника (Трубачева). Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста»
16 Синодальная богословская комиссия русской православной церкви приняла итоговый документ по проблеме ИНН.
17 Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных.
18 Послание Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат).
19Сектовед Роман Конь об адвентистах и их «пророчествах». Этот бесконечный конец света.
20 Антон Небольсин. Лекция 32. Откровение Иоанна Богослова. Ответы на вопросы.
Литература по теме
- Раздел «Апокалипсис»
- Святоотеческое толкование понятия «печать антихриста иг. Андроник (Трубачев)
- Биометрия и чипы — печать антихриста? о. Георгий Максимов
Комментировать