Антихрист

Анти́христ (от греч. ἀντί – против, вместо и Χριστός – Пома­зан­ник, Хри­стос; ἀντίχριστος) –

1) чело­век, кото­рый объ­явится перед кон­чи­ной мира, неза­долго до Вто­рого При­ше­ствия Спа­си­теля, создаст, при помощи дья­вола, все­мир­ное монар­хи­че­ское цар­ство, воз­гла­вит его, будет ярым про­тив­ни­ком Христа и хри­стиан, назо­вет себя богом и станет тре­бо­вать по отно­ше­нию к себе боже­ского покло­не­ния; многие иудеи при­знают его истин­ным мес­сией, истин­ным хри­стом;
2) про­тив­ник Христа, любой, кто не испо­ве­дует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвер­гает Его учение (1Ин.2:22).

azsaints 61 - Антихрист

Каковы при­знаки при­ше­ствия анти­хри­ста?

При­знаки при­ше­ствия анти­хри­ста: повсе­мест­ное рас­про­стра­не­ние Еван­ге­лия (Мф.24:14), появ­ле­ние лже­про­ро­ков, лжехри­стов (Мф.24:5; Мф.24:11), глу­бо­кое паде­ние нрав­ствен­но­сти среди жите­лей земли, мас­со­вое охла­жде­ние любви в людях (Мф.24:12); воз­рас­та­ние коли­че­ства / интен­сив­но­сти раз­ру­ши­тель­ных войн (Мф.24:6-7); при­род­ные ката­клизмы (Мф.24:7; Лк.21:25). При этом, при­ше­ствие анти­хри­ста по дей­ствию сатаны будет со всякою «силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными» (2Фес.2:9).

Дьявол и анти­христ – это одно и то же лицо?

Нет. Дьявол – падший ангел. Анти­христ – обыч­ный чело­век, кото­рый, однако, будет наде­лен огром­ной вла­стью, спо­соб­но­стями и силой, будет дей­ство­вать при пособ­ни­че­стве сатаны. Согласно ука­за­нию многих святых отцов Церкви, осно­ван­ному на сви­де­тель­ствах Писа­ния, анти­христ про­изой­дет из колена Дана (Иер.8:16), то есть он будет иметь еврей­ское про­ис­хож­де­ние.  Пола­гают, что он родится от блу­до­де­я­ния, будет вос­пи­тан тайно. Апо­стол Павел назы­вает анти­хри­ста «чело­ве­ком греха и сыном поги­бели» (2Фес.2:3). В широ­ком зна­че­нии слова анти­хри­стом может име­но­ваться всякий чело­век, отри­ца­ю­щий бого­че­ло­ве­че­ство и бого­сы­нов­ство Иисуса Христа (1Ин.2:22).

Почему анти­хри­сту усво­ено такое наиме­но­ва­ние?

В гре­че­ском языке слово «анти» может иметь два зна­че­ния: «против» и «вместо». По отно­ше­нию к анти­хри­сту оба зна­че­ния пра­во­мочны, так как анти­христ будет как про­тив­ни­ком Христа, вся­че­ски истреб­ля­ю­щим хри­сти­ан­ство, так и тем, кто попы­та­ется «занять Его место».

Анти­христ – это имя?

Имя анти­хри­ста неиз­вестно, но известно его число – 666, точнее чис­ло­вой экви­ва­лент его имени. Подроб­нее см. Число зверя.

Откуда берет начало наиме­но­ва­ние «анти­христ»?

Пред­став­ле­ние об анти­хри­сте воз­никло не на иудей­ской, а на хри­сти­ан­ской основе. Непо­сред­ственно слово «анти­христ» или «анти­хри­сты» упо­ми­на­ется в Первом и Втором посла­ниях св. Иоанна Бого­слова (1Ин.2:18, 1Ин.2:22, 1Ин.4:3, 2Ин.1:7).

Почему власть анти­хри­ста будет про­дол­жаться 3,5 года?

О том, что власть анти­хри­ста будет про­дол­жаться 3,5 года, ука­зано в Свя­щен­ном Писа­нии (Откр.13:5), что равно или 42 меся­цам, а точнее 1260 дням (Откр.12:6). Этот срок, в при­бли­зи­тель­ном исчис­ле­нии, рав­ня­ется про­дол­жи­тель­но­сти обще­ствен­ного слу­же­ния Иисуса Христа на земле. Ука­за­ние на при­чину огра­ни­че­ния срока прав­ле­ния анти­хри­ста можно видеть в словах: «И если бы не сокра­ти­лись те дни, то не спас­лась бы ника­кая плоть; но ради избран­ных сокра­тятся те дни» (Мф.24:22).

Что будет, когда придет анти­христ?

Анти­христ будет пре­воз­но­ситься «выше всего, назы­ва­е­мого Богом или свя­ты­нею» (2Фес.2:4), «…придет во имя свое» (Ин.5:43), то есть будет бороться против всех рели­гий, поскольку харак­тер­ной чертой его будет бого­хуль­ство (Откр.13:5-6). Он будет выда­вать себя за Бога: «В храме Божьем сядет он как Бог, выда­вая себя за Бога» (2Фес.2:4). «Рели­ги­оз­ная» власть при анти­хри­сте будет соче­таться с вла­стью поли­ти­че­ской – то есть насту­пит своего рода сата­но­кра­тия: власть анти­хри­ста будет «…над всяким коле­ном и наро­дом, и языком, и пле­ме­нем» (Откр.13:7). Те, кто не примут его власти, вынуж­дены будут тер­петь лише­ния, скорби и даже смерть: «…уби­ваем был всякий, кто не будет покло­няться образу зверя» (Откр.13:15). Цер­ковь вынуж­дена будет «скры­ваться в пустыне» (Откр.12:1-6), но «врата ада не одо­леют ее» (Мф.16:18), и Евха­ри­стия не пре­кра­тится до Вто­рого При­ше­ствия (1Кор.11:26). Отдель­ных святых этой сата­нин­ской власти будет попу­щено побе­дить: «И дано ему вести войну со свя­тыми и побе­дить их» (Откр. 13:7).

Когда придет анти­христ?

Точное время при­ше­ствия анти­хри­ста нам неиз­вестно. Это время знает Гос­подь. Анти­христ придет тогда, когда созда­дутся соот­вет­ству­ю­щие усло­вия. Не нужно ждать анти­хри­ста, не нужно гото­виться к его при­ходу. Но надо ждать Гос­пода и учиться жить с Ним уже в насто­я­щий момент: «Довольно для каж­дого дня своей заботы» (Мф.6:34). 

Нужно ли бояться анти­хри­ста?

Хри­сти­а­нин должен иметь страх Божий. При столк­но­ве­нии с тяж­кими труд­но­стями, в том числе со столь тяж­кими, кото­рые будут свя­заны с воца­ре­нием анти­хри­ста, хри­сти­а­нину сле­дует упо­вать на Бога. Что каса­ется пути или средств пре­одо­ле­ния страха перед анти­хри­стом и его цар­ством, «совер­шен­ная любовь изго­няет страх, потому что в страхе есть муче­ние» (1Ин.4:18). Однако необ­хо­димо пом­нить, что не только чрез­мер­ный страх, но и лег­ко­мыс­лен­ная, бес­ша­баш­ная бра­вада перед анти­хри­стом (мол, я настолько храбр, свят и тверд в вере, настолько велик, что никого не испу­га­юсь, ни от чего не пошат­нусь) может сви­де­тель­ство­вать о духов­ных изъ­я­нах бра­ви­ру­ю­щего.  

Можно ли про­ти­во­сто­ять анти­хри­сту?

Про­ти­во­сто­ять анти­хри­сту может чело­век, защи­щен­ный Божией бла­го­да­тью, живу­щий хри­сти­ан­ской верой, при­ни­ма­ю­щий уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах и все­цело упо­ва­ю­щий на Его милость. Однако, духовно про­ти­во­стоя анти­хри­сту, Цер­ковь вынуж­дена будет скры­ваться от него (Откр.12:13-16).

Как и кем будет низ­вер­жен анти­христ?

Сокру­шит анти­хри­ста окон­ча­тельно и бес­по­во­ротно Сам Иисус Хри­стос; Он пора­зит анти­хри­ста «…духом уст Своих и истре­бит явле­нием При­ше­ствия Своего» (2Фес.2:8). После всех этих собы­тий нач­нется Суд Хри­стов.

Цитаты об анти­хри­сте

«Воз­вы­сив­шись над всеми царями и над всяким богом, он построит город Иеру­са­лим и вос­ста­но­вит раз­ру­шен­ный храм, и всю страну и пре­делы ее воз­вра­тит иудеям».
свя­щен­но­му­че­ник Иппо­лит Рим­ский

«Вос­ста­но­вит он также и камен­ный храм в Иеру­са­лиме».
свя­щен­но­му­че­ник Иппо­лит Рим­ский

«Он при­зо­вет к себе весь народ иудей­ский из всех стран, в кото­рых он рас­сеян; он при­своит их себе, как своих соб­ствен­ных детей, воз­ве­стит им, что он вос­ста­но­вит страну и вос­ста­но­вит их цар­ство и храм, и все это с тою целью, чтобы они покло­ни­лись ему, как Богу».
свя­щен­но­му­че­ник Иппо­лит Рим­ский

«Яко же ему (анти­хри­сту) сести в церкви Божией. В какой же церкви? Разу­ме­ется, разо­рен­ный иудей­ский храм. Да не будет же того, чтобы разу­мелся сей храм, в кото­ром мы! Но для чего гово­рим это? Да не поду­мают, что мы гово­рим из лести себе. Если анти­христ придет к иудеям, как Хри­стос, и от иудеев вос­хо­щет покло­не­ния, то, чтобы более обо­льстить их, пока­жет вели­кое усер­дие к их храму, внушая о себе ту мысль, что он рода Дави­дова, и что ему должно создать храм, соору­жен­ный Соло­мо­ном. Придет же он, когда в Иудей­ском храме не оста­нется камня на камне, по опре­де­ле­нию Спа­си­теля».
свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский

«Апо­стол открыл то, на что и я не раз ука­зы­вал, что в Иеру­са­лиме храм был построен по рас­по­ря­же­нию Истин­ного Бога… В нем-то и будет сидеть про­тив­ник, ста­ра­ясь пред­ста­вить себя Хри­стом».
свя­щен­но­му­че­ник Ириней Лион­ский

«Сде­лает он (анти­христ) во время своего цар­ства; пере­се­лит цар­ство в этот город (то есть Иеру­са­лим) и сядет в храме Божием, обо­льщая покло­ня­ю­щихся ему, как будто он Хри­стос».
свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский

«Зло­че­сти­вый и гроз­ный тать придет прежде, в свое время, с наме­ре­нием похи­тить, заклать и погу­бить избран­ное стадо Истин­ного Пас­тыря, тотчас узнают обман­щика, потому что голос зло­че­сти­вого нимало не похож на голос Истин­ного Пас­тыря, но язви­те­лен: голос татя при­тво­рен и вскоре дела­ется извест­ным, каков он…».
пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

«Анти­христ придет на поги­бель чело­ве­че­скую, чтобы нано­сить людям обиды. В самом деле, чего только он не наде­лает в то время! Все придет в смя­те­ние и в заме­ша­тель­ство, как посред­ством пове­ле­ний, так  и посред­ством страха. Он будет стра­шен во всех отно­ше­ниях: и своею вла­стью, и жест­ко­стью, и без­за­кон­ными пове­ле­ни­ями… Апо­стол назы­вает анти­хри­ста чело­ве­ком без­за­ко­ния, потому что он совер­шит тысячи без­за­ко­ний и побу­дит других к совер­ше­нию их. А сыном поги­бели назы­вает его потому, что и он сам погиб­нет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, но чело­век некий, кото­рый вос­при­мет всю его силу (сатаны). Он не будет при­во­дить к идо­ло­слу­же­нию, а будет бого­про­тив­ни­ком, отверг­нет всех богов и велит покло­няться себе вместо Бога и будет вос­се­дать в храме Божием, не в Иеру­са­лим­ском только, но и повсюду в церк­вах… Не сказал, что он будет назы­вать себя богом, но что будет ста­раться пока­зать себя богом. Он совер­шит вели­кие дела и пока­жет чудес­ные зна­ме­ния».
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

«Придет время, воз­люб­лен­ные дети мои, когда монахи оста­вят пустыни и поте­кут вместо них в бога­тые города, где вместо этих пустын­ных пещер и тесных келий воз­двиг­нут гордые здания, могу­щие спо­рить с пала­тами царей, вместо нищеты воз­рас­тет любовь к соби­ра­нию богатств, сми­ре­ние заме­нится гор­до­стью, многие будут гор­диться зна­нием, но голым, чуждым добрых дел, соот­вет­ству­ю­щих знанию; любовь охла­деет; вместо воз­дер­жа­ния умно­жится чре­во­уго­дие, и очень многие будут забо­титься о рос­кош­ных явствах, не меньше самих мирян, от кото­рых монахи ничем другим отли­чаться не будут, как оде­я­нием и наглав­ни­ком; и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут назы­вать себя уеди­нен­ни­ками».
пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий

«В церкви Божией (сядет) – не в нашей, но в древ­ней, иудей­ской; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и хри­стиан: почему и назы­ва­ется анти­хри­стом. Итак, должно, чтобы сперва было про­по­ве­дано Еван­ге­лие у всех наро­дов (Мф.24:14). «Тогда явится без­за­кон­ник, его же есть при­ше­ствие по дей­ству сатаны во всякой силе и зна­ме­ниях и чуде­сах ложных,  и во всякой льсти неправды, поги­ба­ю­щих, его же Гос­подь убиет гла­го­лом уст Своих и упразд­нит явле­нием при­ше­ствия Своего» (2Фес.2:8). Итак, не сам дьявол дела­ется чело­ве­ком, подобно воче­ло­ве­че­нию Гос­пода, — да не будет! Но рож­да­ется чело­век от блу­до­де­я­ния и при­ни­мает на себя все дей­ствие сатаны. Ибо Бог, зная напе­ред раз­вра­щен­ность буду­щего про­из­во­ле­ния его, попус­кает дья­волу все­литься в него… В начале своего цар­ство­ва­ния, или вернее – тира­нии, он при­кры­ва­ется личи­ною свя­то­сти; когда же сде­ла­ется побе­до­нос­ным, то начнет гнать Цер­ковь Божию и выка­жет всю свою злобу. Придет же он в зна­ме­ниях и чуде­сах ложных, вымыш­лен­ных, а не истин­ных, и тех, кото­рые имеют слабый и нетвер­дый ум, обо­льстит и отвра­тит от Бога».
пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин

«Явит себя анти­христ крот­ким, мило­сти­вым, испол­нен­ным любви, испол­нен­ным всякой доб­ро­де­тели: при­знают его таким, и поко­рятся ему по при­чине воз­вы­шен­ней­шей его доб­ро­де­тели те, кото­рые при­знают прав­дою падшую чело­ве­че­скую правду, и не отрек­лись от нее для правды Еван­ге­лия. Зна­ме­ния анти­хри­ста пре­иму­ще­ственно будут являться в воз­душ­ном слое: в этом слое гос­под­ствует сатана. …Отступ­ле­ние нового Изра­иля от Спа­си­теля к концу времен примет обшир­ное раз­ви­тие, а потом, как послед­ствие и плод отступ­ле­ния, откро­ется чело­век без­за­ко­ния, сын поги­бели, кото­рый дерз­нет назвать себя обе­то­ван­ным Мес­сией… Обиль­ное земное пре­успе­я­ние  и огром­ные земные пред­при­я­тия, как оче­вид­ные для всех, выстав­лены словом Божиим в при­знак послед­него вре­мени и созрев­шей гре­хов­но­сти чело­ве­че­ства, боль­шей частью неяв­ной и непо­нят­ной при поверх­ност­ном и неопыт­ном взгляде на чело­ве­че­ство. Постигли вре­мен­ные и вечные бед­ствия вет­хого Изра­иля за отвер­же­ние Иску­пи­теля: эти бед­ствия – слабый образ страш­ных бед­ствий, дол­жен­ству­ю­щих быть карою нового Изра­иля за его пре­ступ­ле­ние… Цер­ковь будет низ­вра­щена от меча – от убий­ствен­ного наси­лия соблаз­нов – и пуста весьма. Умно­жив­ши­еся отступ­ники, назы­ва­ясь и пред­став­ля­ясь по наруж­но­сти хри­сти­а­нами, тем удоб­нее будут пре­сле­до­вать истин­ных хри­стиан; умно­жив­ши­еся отступ­ники окру­жат бес­чис­лен­ными коз­нями истин­ных христиан…Они будут дей­ство­вать против рабов Божиих и наси­лием власти, и кле­ве­тою, и зло­хит­рыми коз­нями, и раз­но­об­раз­ными обо­льще­ни­ями, и гоне­ни­ями лютыми».
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

«Своей внеш­ней показ­ной сто­ро­ной жизни он будет ста­раться под­ра­жать Христу. Боль­шин­ство хри­стиан, руко­вод­ству­ю­щихся …плот­ской муд­ро­стью, не увидят обмана и при­знают анти­хри­ста Хри­стом, вто­рично при­шед­шего на землю… Испы­та­ния для святых Божиих наста­нет страш­ное: лукав­ство, лице­мер­ство, чудеса гони­теля будут уси­ли­ваться, стрем­ле­ние обма­нуть и обо­льстить их, утон­чен­ные и про­ду­ман­ные, при­кры­тые ковар­ной изоб­ре­та­тель­но­стью пре­сле­до­ва­ния и стес­не­ния, неогра­ни­чен­ная власть мучи­теля поста­вит их в самое затруд­ни­тель­ное поло­же­ние… Про­тив­ники анти­хри­ста сочтутся воз­му­ти­те­лями, вра­гами обще­ствен­ного блага и порядка, под­верг­нутся при­кры­тому и откры­тому пре­сле­до­ва­нию…».
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки