Почему ты не в Церкви?

архи­манд­рит Хар­лам­пий Васи­ло­пу­лос

Оглав­ле­ние


Бла­го­сло­ве­ние Эллад­ской Церкви

Книга архи­манд­рита Гре­че­ской Пра­во­слав­ной Церкви Хар­лам­пия Васи­ло­пу­лоса «Почему ты не в Церкви?» на родине автора поль­зу­ется огром­ной попу­ляр­но­стью не одно деся­ти­ле­тие. Насто­я­щий пере­вод сделан с деся­того изда­ния. Книга, впер­вые пере­ве­ден­ная на рус­ский язык, зара­жает чита­теля горя­чей верой автора. В про­стой и понят­ной форме повест­ву­ется о смысле 4‑й запо­веди Гос­под­ней, о Церкви, ее Таин­ствах, при­чи­нах, пре­пят­ству­ю­щих хри­сти­а­нам быть вер­ными чадами Церкви. Един­ство взгля­дов Рус­ской и Гре­че­ской пра­во­слав­ных Церк­вей на боль­шин­ство вопро­сов цер­ков­ной жизни делает книгу инте­рес­ной и полез­ной для рус­ского чита­теля.

Пре­ди­сло­вие

Мы не могли и поду­мать, что эта книга будет поль­зо­ваться таким спро­сом и по исте­че­нии несколь­ких лет нам при­дется при­сту­пить к деся­тому изда­нию тира­жом в несколько тысяч экзем­пля­ров.

Без рекламы и пре­зен­та­ций, а из рук в руки разо­шлась она повсюду. Про­чи­тав эту книгу, каждый считал своим долгом посо­ве­то­вать ее другим. Вот, что пишет дирек­тор гим­на­зии Е. Тровас: «С боль­шим вни­ма­нием и при­зна­тель­но­стью прочел Вашу книгу «Почему ты не в Церкви?» Я поздрав­ляю Вас и бла­го­дарю за все разъ­яс­не­ния вопро­сов цер­ков­ной жизни, кото­рые Вы даете. Хорошо было бы, если бы эта книжка разо­шлась по хри­сти­ан­ским семьям».

Журнал «Энория» пишет: «Книга эта неболь­шая, но содер­жа­тель­ная. Она посвя­щена вопро­сам, свя­зан­ным с посе­ще­нием церкви и пред­на­зна­чена для широ­кого рас­про­стра­не­ния среди веру­ю­щих. В начале ее автор убе­ди­тельно гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти посе­ще­ния церкви, о пользе, полу­ча­е­мой при этом. Затем при­во­дит при­меры само­оправ­да­ний, кото­рыми обычно сопро­вож­да­ются все случаи про­пуска вос­крес­ных бого­слу­же­ний, подробно рас­смат­ри­вает при­роду и послед­ствия такого нера­де­ния. Просто и ясно объ­яс­няет, как должно при­го­то­вить себя к посе­ще­нию церкви, и завер­шает корот­ким, но глу­бо­ким разъ­яс­не­нием смысла свя­щен­но­дей­ствия за Боже­ствен­ной литур­гией.

Оче­вид­ные досто­ин­ства этой книги при осо­зна­нии печаль­ного факта мало­чис­лен­но­сти людей воцер­ко­в­лен­ных обя­зы­вают нас к самому широ­кому ее рас­про­стра­не­нию. Велика будет польза от этого для нашего народа и для Святой Церкви».

А сколько людей, кото­рые по разным при­чи­нам не ходили в цер­ковь, но после про­чте­ния ее стали посто­янно посе­щать храм!

Один пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин спро­сил как-то судо­вла­дельца с ост­рова Парнис, ходит ли он в цер­ковь. Тот отве­тил, что у него нет для этого сво­бод­ного вре­мени, да к тому же его мучают рев­ма­ти­че­ские боли. Тогда он пода­рил ему эту кни­жечку. Через три дня судо­вла­де­лец уже был в храме Пре­свя­той Троицы, где зака­зал моле­бен, и с тех пор регу­лярно ходит в храм.

Мы уве­рены, что и два­дца­тое изда­ние книги будет очень полезно. Хорошо, если бы она вошла в каждый дом. В этом можешь помочь и ты, чита­тель. Рас­про­стра­няй ее с усер­дием, тер­пе­нием и настой­чи­во­стью и будешь иметь вели­кую награду от Бога. Сделай, хри­сти­а­нин, и ты то, что делают уже многие другие. Как пода­рок они пре­под­но­сят книгу «Почему ты не в Церкви?» своим зна­ко­мым. Многие свя­щен­ники и ста­ро­сты тоже дарят книгу каждой семье в своем при­ходе. И резуль­таты не застав­ляют себя ждать. Храмы напол­ня­ются. Люди, не посе­щав­шие цер­ковь, начи­нают ходить туда всей семьей.

Вот рас­сказ одного веру­ю­щего: «Я купил четы­ре­ста пять­де­сят книг «Почему ты не в Церкви?» и тайно послал свя­щен­нику, чтобы он рас­про­стра­нил их среди при­хо­жан. После службы в вос­кре­се­нье их раз­да­вали, одна доста­лась и мне. Прошло неко­то­рое время… Вы не можете себе пред­ста­вить моей радо­сти, когда я вижу теперь нашу цер­ковь, полную народа».

архи­манд­рит Хар­лам­пий Васи­ло­пу­лос

Глава 1

1.1. Думал ли ты об этом серьезно?

Я не знаю твоих отно­ше­ний с Цер­ко­вью. Может быть ты посто­янно ходишь в храм, а может уже давно в раз­рыве с Цер­ко­вью. Может быть ты вообще не быва­ешь на литур­гии или появ­ля­ешься редко, как крас­ное сол­нышко. Воз­можно, ты при­хо­дишь только по Вели­ким празд­ни­кам: на Пасху, в Рож­де­ство или на Кре­ще­ние за святой водой.

Да, может быть у тебя впе­реди недели, месяцы и годы, чтобы ходить в цер­ковь, и, про­пу­стив одну вос­крес­ную службу, ты можешь наде­яться на «потом», а может быть, обкра­ды­вая себя и нахо­дясь в раз­де­ле­нии с Цер­ко­вью, ты дотя­нешь до того, что не сам при­дешь, но тебя при­не­сут…

Неужели ты дума­ешь, что, не обра­ща­ясь к Богу, ты можешь само­сто­я­тельно решить свои про­блемы? Если бы ты знал, чего ты себя лиша­ешь! Но ты не знаешь, и отсюда все твои беды. Друг мой, прошу тебя, прими на себя неболь­шой труд, прочти эту книгу вни­ма­тельно и до конца. После этого ты будешь твердо убеж­ден в пользе и острой необ­хо­ди­мо­сти ходить храм.

1.2. Посе­ще­ние церкви – необ­хо­ди­мость

Не слышал ли ты, как люди лег­ко­мыс­лен­ные или враж­деб­ные Церкви, утвер­ждают, что храмы – это выдумки попов для их соб­ствен­ной наживы? Нет ничего глупее этого! Тогда печи – выдумки пека­рей, а гости­ницы – измыш­ле­ния их хозяев, вода же – изоб­ре­те­ние дель­цов для добы­ва­ния денег. Но, милый мой, если бы не было у нас необ­хо­ди­мо­сти в еде, питье, сне, то не поль­зо­ва­лись бы мы пекар­нями, колод­цами и гости­ни­цами. Если бы не было у нас необ­хо­ди­мо­сти ходить в храм, не стро­или бы люди церк­вей. Для удо­вле­тво­ре­ния нашей первой потреб­но­сти и служат церкви.

Необ­хо­ди­мость посе­ще­ния храмов была у людей всех времен и наро­дов. Потому-то храмы, алтари и свя­ти­лища воз­во­дили по всей земле, рас­по­ла­гая их в самых живо­пис­ных местах. В центре горо­дов, на вер­ши­нах гор, на высо­ких бере­гах, на холмах и в полях, на ост­ро­вах – повсюду нахо­дит кирка архео­лога вели­че­ствен­ные храмы. И там, где оста­вила свой след чело­ве­че­ская циви­ли­за­ция, самые вели­ко­леп­ные стро­е­ния – это храмы. Пар­фе­нон, храм Соло­мона, Святая София и мно­же­ство других оста­нутся на века чудом архи­тек­туры.

В наше время стоит и про­дол­жает стро­иться бес­чис­лен­ное мно­же­ство храмов. Повсюду видишь их купола, боль­шие и малые, встре­ча­ешь мона­стыри и часовни. И все это в двух шагах от соб­ствен­ного дома. Почему? Потому что мы испы­ты­ваем в них без­услов­ную потреб­ность. Они нам необ­хо­димы, как вода и воздух, сопро­вож­да­ю­щие нашу жизнь. Более того, как вода и воздух, в изоби­лии окру­жа­ю­щие нас, явля­ются основ­ным усло­вием нашего физи­че­ского суще­ство­ва­ния, так и мно­го­чис­лен­ные храмы, воз­двиг­ну­тые в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от наших домов, явля­ются основ­ным источ­ни­ком жиз­нен­ных сил чело­века.

Появив­шись на свет, мы уже за это должны быть бла­го­дарны своим роди­те­лям. А Бог обе­щает нам за почи­та­ние их еще и награду. Причем, здесь, в этой жизни: «Чти отца своего и матерь свою. Да будет тебе благо, и будешь дол­го­ле­тен на земле» (Еф. 6:13). Так, бла­го­даря за про­шлое, ты при­об­ре­тешь буду­щее.

Слово бла­го­дар­но­сти, обра­щен­ное к роди­те­лям, отпра­вится от них дальше, всем твоим пред­кам. И так, обо­ра­чи­ва­ясь назад мыс­лен­ным своим взором, ты обя­за­тельно встре­тишься с Созда­те­лем. А как Его бла­го­да­рить?

Твои предки, приняв святое кре­ще­ние, усво­или себе имя «пра­во­слав­ные». Этим же свой­ством они награ­дили и твою душу. Что это, неужели только дань тра­ди­ции? Тогда почему пра­во­слав­ными ста­но­вятся не только мы, греки, или рус­ские, сербы, бол­гары, румыны, но и фран­цузы, аме­ри­канцы, японцы? Много пра­во­слав­ных также среди других наро­дов и наций. Один только этот факт сви­де­тель­ствует о том, что пра­во­сла­вие не наци­о­наль­ная тра­ди­ция, а нечто боль­шее.

Наша вера назы­ва­ется «пра­во­слав­ной», что значит право, т.е. пра­вильно сла­вя­щая Бога. Даже враги нас так назы­вают, согла­ша­ются с тем, что мы пра­вильно Его испо­ве­дуем. Пра­виль­ность эта бережно охра­ня­ется от чуже­род­ных вли­я­ний, от попы­ток при­ме­шать к Истине хотя бы капельку лжи. Твер­дое сто­я­ние в нашей вере доста­лось нам от пред­ков, а они-то знали, что значит бла­го­да­рить Бога, потому что сами ели от этих плодов и нам с тобой заве­щали.

Глава 2. Польза

2.1. Быть в Церкви – быть чело­ве­ком

Но кто же тогда те, кто не ходят в цер­ковь? Разве они не люди? Или нет у них ног, ушей, головы? И глаза, друг мой, и ноги, и все осталь­ное, конечно, у них есть. Но головы, уши, ноги есть и у живот­ных, и гораздо круп­ней, однако это не делает их людьми. Чело­века от живот­ного можно отли­чить не только по внеш­нему виду, а по посе­ще­ниям церкви. Если чело­век не ходит в цер­ковь, то он упо­доб­ля­ется живот­ному (не в обиду будет ска­зано). Сам поду­май: всю неделю, как и живот­ное, посто­янно заня­тое поис­ком пищи, рабо­тает, чтобы про­кор­мить себя и семью. Спит он, спит и зверь. Ест он, ест и бес­сло­вес­ная тварь. Отды­хает – отдых нужен и чет­ве­ро­но­гому. Какая же раз­ница? А раз­ница видна в вос­кре­се­нье. Чело­век идет в храм и там пред­стоит Богу, чего живот­ное не делает. Тот, кто не ходит в цер­ковь, забы­вает, что он чело­век и опус­ка­ется до живот­ного образа жизни. Дичает, ста­но­вится зверем. Он может ходить в гал­стуке и быть све­же­вы­бри­тым, но сердце его – сердце зверя.

2.2. Источ­ник обще­ствен­ного бла­го­ден­ствия

Отчего стра­дает сего­дня обще­ство? От вражды и раз­до­ров, от себя­лю­бия и бес­сер­де­чия силь­ных мира сего, неспра­вед­ли­во­сти и обмана. Но храм – это мастер­ская общего дела, уди­ви­тель­ный источ­ник обще­ствен­ной спра­вед­ли­во­сти. От звуков еван­гель­ского бла­го­ве­стия рушатся обще­ствен­ные пере­го­родки, как стены Иери­хона. Чело­ве­че­ская раз­об­щен­ность, обу­слов­лен­ная соци­аль­ными раз­ли­чи­ями, оста­ется за цер­ков­ной огра­дой. Бога­тые и бедные, вели­кие и малые, с высо­ким поло­же­нием и без него, друзья и бывшие враги нахо­дятся здесь в равном досто­ин­стве и при­ча­ща­ются из одной Святой Чаши. Все рабы Гос­пода чув­ствуют себя в церкви бра­тьями, име­ю­щими общее наслед­ство – Цар­ство Небес­ное. Мягче ста­но­вятся их сердца, они выхо­дят из храма более крот­кими и сми­рен­ными, воз­вра­ща­ются домой гораздо более сдер­жан­ными.

Если вдруг захо­дит в цер­ковь скупой богач и слышит еван­гель­ские слова: «Безум­ный, в эту ночь душу твою возь­мут у тебя, кому же доста­нется то, что ты заго­то­вил?», его душу начи­нают бере­дить угры­зе­ния сове­сти. Не дождется он часа, когда можно уйти. Почему? Дело в том, что вчера он неспра­вед­ливо захва­тил един­ствен­ный дом вдовы своего брата. После литур­гии спешит навстречу ей. «Прости меня, – гово­рит он, – я посту­пил неспра­вед­ливо. Дом – твой. Я воз­вра­щаю его».

А разве мало тех, кто еще недавно были позо­ром обще­ства и муче­нием для семьи, но посе­ще­ние церкви изме­нило их?

Жил в Пирее один хули­ган. Оси­ро­тел в дет­стве и не знал церкви. С две­на­дцати лет начал воро­вать. Ска­тился на самое дно. По нему «пла­кала тюрьма», его боя­лись дружки. Его боя­лась жена и вся семья. Пья­ница и полу­ноч­ник, он считал, что жена должна ждать его, в какой бы час ночи он ни вер­нулся домой. И горе ей, если она засы­пала: он изби­вал ее до полу­смерти.

Один сапож­ник уго­во­рил его схо­дить в вос­кре­се­нье в храм Пре­свя­той Троицы. Там он позна­ко­мился и с дру­гими при­хо­жа­нами. На него про­из­вело силь­ное впе­чат­ле­ние то, что они не похо­дили на людей из его соб­ствен­ной ком­па­нии. С тех пор он начал посто­янно ходить в цер­ковь. Испо­ве­до­вался, бросил пить, оста­вил нар­ко­тики. Начал носить деньги домой, взялся за вос­пи­та­ние детей и вместе с ними ходил в цер­ковь. С окру­жа­ю­щими стал дру­же­лю­бен. В кар­мане он всегда носил душе­по­лез­ную книжку. Хотя сам читать не умел, но давал ее другим, чтобы они полу­чили пользу. Так с посе­ще­ния церкви нача­лось его воз­рож­де­ние.

Как-то в порту один рабо­чий был не в духе и дал ему поще­чину, но он не отве­тил ему. На обеде в кофейне все, кто его знал, обсуж­дали про­ис­ше­ствие и уго­щали его. «Сего­дня, – гово­рили груз­чики, – видели чудо. Ягне­нок бил волка, а тот не пришел в ярость!»

Те, кто ходит в цер­ковь, состав­ляют лучшую часть обще­ства, даже если кто-нибудь и утвер­ждает обрат­ное. Срав­ним тысячу людей, посе­ща­ю­щих храм, и тысячу не посе­ща­ю­щих. Про­цент пре­ступ­но­сти среди веру­ю­щих меньше, а среди неве­ру­ю­щих больше. Гово­рят, и спра­вед­ливо, что когда церкви зарас­тают травой, откры­ва­ются тюрьмы, а когда появ­ля­ются церкви, тюрьмы закры­ва­ются.

2.3. Кла­дезь духов­ных благ

Не все из нас, хри­стиан, рев­ност­ные подвиж­ники. Есть и уме­рен­ные, и лени­вые, и теп­лохлад­ные – такие, кто только по имени хри­сти­ане. Что же нам необ­хо­димо для того, чтобы прийти в себя, избе­жать духов­ного застоя и воз­го­реться душою? Толчок, рука помощи, под­хо­дя­щая среда и окру­же­ние, теплое и живо­твор­ное.

Конечно, обста­новка храма, духов­ная атмо­сфера церкви вооду­ше­вит нас. Неужели не знаем этого по опыту? Псалмы, гимны, сла­во­сло­вия, бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника, моле­ния, вос­ку­ре­ния ладана, иконы святых и, прежде всего, Боже­ствен­ная литур­гия воз­вы­шают нас.

Нас окру­жает усер­дие рев­ни­те­лей, теплое бла­го­че­стие веру­ю­щих, уми­ле­ние и сокру­ше­ние рядом сто­я­щих. Свя­щен­ный огонь их веры пере­да­ется и нашим душам. Как часто мы ста­но­ви­лись на колени, видя других коле­но­пре­кло­нен­ными! Про­ли­вали слезы, тро­ну­тые уми­ле­нием нас окру­жа­ю­щих! А сколько раз выхо­дили из храма с обнов­лен­ной душой, испол­нен­ной реши­мо­сти сде­лать более серьез­ной и воз­вы­шен­ной нашу внут­рен­нюю жизнь! Без сомне­ния, посе­ще­ние церкви воз­вы­шает нас духовно.

2.4. Источ­ник обнов­ле­ния сил

Гово­рят, что даже про­стая смена рода дея­тель­но­сти обнов­ляет силы. Поэтому видные поли­тики в сво­бод­ное время часто зани­ма­ются живо­пи­сью или чем-нибудь другим. Но посе­ще­ние церкви лучше укреп­ляет и осве­жает наш дух.

Во время Фран­цуз­ской рево­лю­ции ее лидеры, с целью осла­бить вли­я­ние Церкви, запре­тили вос­крес­ный выход­ной. Рас­счи­ты­вая, что девять рабо­чих дней поз­во­лят уве­ли­чить объем про­из­вод­ства, они пере­несли вос­крес­ный выход­ной. Кон­вент решил, что выход­ным будет не седь­мой день, как уста­но­вил Бог, а деся­тый. Но, скоро научен­ные горь­ким опытом, рево­лю­ци­о­неры вынуж­дены были вер­нуться к вос­крес­ному отдыху, так как орга­низм чело­века не выдер­жи­вал девяти дней непре­рыв­ного труда. Творец лучше знал чело­века, когда запо­ве­дал ему: «шесть дней рабо­тай и делай в них все дела твои, а день седь­мой – суб­бота Гос­поду Богу твоему».

Отдых не озна­чает, что ты должен всю ночь смот­реть фильмы или весе­литься на вече­рин­ках, а потом спать до полу­дня, про­пус­кая вос­крес­ную службу. И не сле­дует отво­зить своих близ­ких, малых и старых, для купа­ний в море и про­гу­лок в горы или к морю далеко от храмов. Отдых – это также не чтение пустых рома­нов, не пере­ли­сты­ва­ние непри­стой­ных жур­на­лов и не посе­ще­ние раз­гуль­ных ком­па­ний. Все это остав­ляет гряз­ные следы в душе и уро­дует не только дух, но и тело.

2.5. Защита и Божие покро­ви­тель­ство

Много забот в жизни, много невзгод, много и испы­та­ний. К кому обра­титься за помо­щью? К силь­ным мира сего? Но они не обра­тят вни­ма­ния на нас и далеко не в каждой ситу­а­ции могут помочь. И при­хо­дят люди в цер­ковь, как гони­мые ветром корабли воз­вра­ща­ются в порт. Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Бог устроил цер­ковь, как гавань, чтобы в ней, укрыв­ши­еся от шума и тре­вол­не­ний жиз­нен­ного моря люди насла­жда­лись вели­ким покоем». В церкви ты обре­тешь силы про­ти­во­сто­ять житей­ским неуря­ди­цам. «Тебя, Гос­поди, молим, все нам пред­сто­я­щее ко бла­гому направь, с путе­ше­ству­ю­щими спу­те­ше­ствуй, боль­ных посети, Врач душ и телес наших». Гос­подь хранит тебя, если ты ходишь в храм, от всех напа­стей и бед, о кото­рых ты даже и не подо­зре­ва­ешь.

Во вре­мена Фео­до­сия Вели­кого в Кон­стан­ти­но­поле продан был в раб­ство некто Феофил. Такова была сила его сынов­ней любви, что он согла­сился на раб­ство ради того, чтобы доста­вить про­пи­та­ние своему пре­ста­ре­лому отцу! Про­ща­ясь с сыном, отец дал ему совет: «Сын мой, какие бы пору­че­ния ни дава­лись тебе в вос­кре­се­нье, прежде всего иди в храм Божий. Литур­гию стой до конца, а потом иди по своим делам».

Купив­ший Фео­фила пат­ри­ций Кон­стан­тин, один из при­двор­ных импе­ра­тора, очень полю­бил его за добрый нрав и всегда держал его при себе. Одна­жды, торо­пясь на призыв импе­ра­тора, Кон­стан­тин забыл дома пакет с бума­гами госу­дар­ствен­ной важ­но­сти. Послан­ный за паке­том Феофил, вер­нулся в дом пат­ри­ция неожи­данно для его жены и застал ее, изме­ня­ю­щей супругу с одним из рабов.

Бес­стыд­ная жен­щина, чтобы скрыть свое без­за­ко­ние, так пред­ста­вила про­ис­шед­шее мужу, когда тот вер­нулся домой: «Этот раб, кото­рый всегда при тебе, соблаз­нял меня и обес­че­стил бы, если бы на мой крик не при­бе­жал другой раб. Ты или убьешь его, как он того и заслу­жи­вает, или я уйду к своему отцу». Пре­ступ­ница доби­лась своего и убе­дила мужа убить Фео­фила.

Пат­ри­ций дого­во­рился с эпар­хом, чтобы его раба обез­гла­вили, а голову при­слали ему. Казнь решили совер­шить на сле­ду­ю­щий день. Наутро пат­ри­ций Кон­стан­тин сказал Фео­филу: «Иди к эпарху и попри­вет­ствуй его от моего имени, и он даст тебе ответ, кото­рого я жду». Ничего не подо­зре­ва­ю­щий Феофил отпра­вился к эпарху, но про­ходя мимо храма Пре­свя­той Бого­ро­дицы, оста­но­вился. Шла литур­гия. Он вошел в храм и отстоял ее.

В это время пре­ступ­ный раб не нахо­дил себе места и все не мог дождаться людей эпарха, с голо­вой Фео­фила, «Гос­по­дин, – сказал он пат­ри­цию Кон­стан­тину, – не схо­дить ли мне в дом эпарха и не при­не­сти ли его ответ?» «Ступай», – отве­тил тот. Скоро побе­жал бес­со­вест­ный раб к дому эпарха и попри­вет­ство­вал его от имени пат­ри­ция. Палач же, кото­рый был при этом, не раз­ду­мы­вая, отру­бил ему голову. Он считал, что это и есть тот раб, смерти кото­рого ищет пат­ри­ций. И в то время, когда люди эпарха заво­ра­чи­вали отруб­лен­ную голову, чтобы послать ее Кон­стан­тину, входит Феофил и при­вет­ствует эпарха от имени пат­ри­ция. Эпарх пере­дал ему запе­ча­тан­ный свер­ток и тот отнес его своему гос­по­дину.

– Что у тебя в руках, – спро­сил его Кон­стан­тин.

– Пакет, кото­рый мне дал эпарх, чтобы отне­сти тебе!

Посе­ще­ние церкви спасло жизнь Фео­фила, а пат­ри­ций узнал правду и усы­но­вил его.

Спасен посе­ще­нием церкви!

Из церкви воз­вра­ща­ешься, друг мой, испол­нен­ный радо­сти и бла­го­дати. «При­ходи в цер­ковь, – гово­рит Иоанн Зла­то­уст, – чтобы уйти испол­нен­ным небес­ных даров, чтобы в любых поло­же­ниях оста­ваться невре­ди­мым, чтобы, воору­жив­шись духов­ным ору­жием, стать неуяз­ви­мым и непод­власт­ным дья­волу». О воз­вра­ща­ю­щемся из храма сложил поэт стихи:

Бла­го­во­ние рекою
По дороге раз­ли­лось.
И неви­димо с тобою
Сам Иисус Хри­стос.

С Божиим бла­го­сло­ве­нием, кото­рое ты полу­чил в церкви, и дела твои пойдут на лад.

– Почему ты рабо­та­ешь в вос­кре­се­нье? — спро­сил один тор­го­вец ремес­лен­ника.

– Потому что я беден, – отве­тил он.

– Сколько лет ты рабо­та­ешь?

– Всю мою жизнь.

– А ведь не стал богат! Давай уго­во­римся , что ты будешь хра­нить вос­крес­ный день. Шесть дней рабо­тай, не покла­дая рук, но в вос­кре­се­нье иди в храм. Я зайду к тебе через пол­года и вос­полню весь ущерб, кото­рый ты поне­сешь из-за посе­ще­ния церкви…

– Ну, как дела? – спро­сил он его через шесть меся­цев.

– Ничего, – отве­тил он ему, – Вот и коровку купил…

Прав ока­зы­ва­ется тот, кто сказал: «Я знаю два верных спо­соба, чтобы прийти в бед­ность: воров­ство и работа в вос­крес­ный день»! Вспом­ните, кого мы ста­ра­емся защи­тить? Наших домо­чад­цев. Так и Бог хранит тех, кто при­над­ле­жит Его Церкви.

2.6. Запо­ведь Божия

В Ветхом Завете ска­зано: «Помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его» (Исх.20:8). Для этого Бог пове­лел Моисею устро­ить Скинию Завета, кото­рая стала цен­тром бого­слу­же­ния. Подробно опре­де­лил все, что отно­си­лось к обя­зан­но­стям свя­щен­ства и при­не­се­нию жертв.

Две­на­дца­ти­лет­него Отрока Иисуса нашли в храме, он и после посто­янно ходил в сина­гоги, в храм Соло­мона. «И вошел, по обык­но­ве­нию Своему, в день суб­бот­ний в сина­гогу» (Лк.4:16).

Апо­столы вместе с веру­ю­щими тоже ходили в храмы и совер­шали литур­гию в домах хри­стиан. «И они посто­янно пре­бы­вали в учении Апо­сто­лов, в обще­нии и пре­лом­ле­нии хлеба и в молит­вах» (Деян.2:42). И там же: «И каждый день еди­но­душно пре­бы­вали в храме и, пре­лом­ляя по домам хлеб, при­ни­мали пищу в весе­лии и про­стоте сердца» (Деян.2:46).

Муче­ник Иустин Фило­соф сооб­щает, что первые хри­сти­ане соби­ра­лись на бого­слу­же­ние каждое вос­кре­се­нье. «Бывает у нас собра­ние, когда все, живу­щие по горо­дам и селам, соби­ра­ются в одном месте и читают Писа­ния про­ро­ков. Когда чтец закон­чит, пред­сто­я­тель словом настав­ляет и уве­ще­вает всех под­ра­жать услы­шан­ному. Потом все вместе встаем и вос­сы­лаем молитвы. Когда же окон­чим молитву, при­но­сится хлеб, вино и вода, и пред­сто­я­тель также, насколько у него хва­тает сил, вос­сы­лает молитвы и бла­го­да­ре­ния. И народ выра­жает свое согла­сие словом «аминь». И бывает раз­да­я­ние каж­дому и при­об­ще­ние Даров, над Кото­рыми совер­шено бла­го­да­ре­ние. А тем, кого не было, они посы­ла­ются через дья­ко­нов».

Тех, кто нару­шал чет­вер­тую запо­ведь и не при­хо­дил в храм три вос­кре­се­нья подряд, ждала стро­гая епи­ти­мья – отлу­че­ние от Церкви! «Если кто-нибудь, не имея ника­кой насто­я­тель­ной нужды или пре­пят­ствия, в три вос­крес­ные дня на про­тя­же­нии трех седмиц не придет в цер­ков­ное собра­ние, то клирик да будет извер­жен из клира, а миря­нин да будет удален от обще­ния» (80‑е пра­вило Шестого Все­лен­ского Собора).

Да и как воз­можно не соблю­дать запо­ведь, данную Самим Богом.

2.7. Наше пред­на­зна­че­ние

Заду­мы­вался ли ты когда-нибудь в чем состоит наше чело­ве­че­ское при­зва­ние? В слу­же­нии Богу! Мы созданы для того, чтобы слу­жить все­объ­ем­лю­щему и все­со­вер­шен­ному Богу. Причем, не важно, осо­знаем ли мы это или нет. Слу­же­ние – это дело и горних духов.

В слу­же­нии Богу заклю­чено сча­стье чело­века. Мера сча­стья про­пор­ци­о­нальна умению слу­жить Богу. Нечто похо­жее про­ис­хо­дит с музы­кан­том. Только тот, кто хорошо знает свое дело, кто проник в тайны гар­мо­нии, может насла­ждаться музы­кой. Бет­хо­вен, напри­мер, слушая музыку, чув­ство­вал себя как в раю.

Мил­ли­оны подвиж­ни­ков несмотря на все лише­ния и стра­да­ния испы­ты­вали бла­жен­ство, потому что твердо пре­дали себя на слу­же­ние Богу.

К Нему будут устрем­лены наши жела­ния и в буду­щей жизни. Как же ты вой­дешь в Цар­ство Божие и какое испы­та­ешь бла­жен­ство, если в насто­я­щей жизни не ходил в храм и не научился слу­жить Богу? Тот, кто не ходил в школу и не выучил букв, как сможет посту­пить в уни­вер­си­тет и полу­чать удо­воль­ствие от заня­тий в нем? В гря­ду­щей жизни, когда мы увидим вещи в их истин­ном свете, многие будут горько рас­ка­и­ваться и скажут:

«Если бы я знал об этом раньше». Но будет поздно: не потру­див­шись в своем при­зва­нии на земле, они утра­тили его навсе­гда.

2.8. Литур­гия – крат­чай­ший путь наших молитв к Богу

Не посе­щая цер­ковь, многие рас­суж­дают при­мерно так: «Ничего страш­ного. Бог вез­де­сущ, могу помо­литься и у себя дома». Но одно дело дома, и совсем иное – в церкви. Дома можешь помо­литься, но не можешь совер­шить Боже­ствен­ную литур­гию. В церкви пре­бы­вает Сам Хри­стос. Ему при­над­ле­жат слова: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Если же Он пре­бы­вает среди двоих или троих, поду­май, с какой радо­стью Он нахо­дится там, где собра­лись десятки, сотни и даже тысячи. Всякое дело, о кото­ром бы не попро­сили люди вместе, бла­го­сло­вит Гос­подь. По обе­то­ва­нию ждем в церкви от Бога испол­не­ния про­ше­ний своих, и Отец наш дает нам в избытке бла­го­сло­ве­ние Свое. Да и какой отец, если все дети вместе просят его о чем-нибудь полез­ном, не испол­нит их просьбу с радо­стью? Вот почему нужно всем веру­ю­щим, кото­рые знают об этом, звать с собой в цер­ковь других. А чем больше будет при­зы­ва­ю­щих, тем больше будет услы­шав­ших и ото­звав­шихся.

Потому-то дьявол всегда мешает и ста­ра­ется отвлечь чело­века от церкви. Что раз­ру­шают захват­чики во время войны прежде всего? Линии связи, чтобы отре­зать снаб­же­ние.

Как-то в вос­кре­се­нье утром один святой про­хо­дил мимо часовни, на крыше кото­рой без­мя­тежно спал бес. Прошел подвиж­ник мимо, и дошел до сосед­него селе­ния. Тут он увидел, как хри­сти­ане соби­ра­лись в цер­ковь, и многие были уже внутри. А вокруг храма клу­би­лись толпы бесов, кото­рые с ору­жием и раз­лич­ными ору­ди­ями окру­жали храм.

– Что про­ис­хо­дит? – спро­сил он одного из них, – цер­ковь здесь, цер­ковь и там. Почему же здесь вас такое мно­же­ство, а там всего один?

– Все очень просто, – был ему ответ, – часовня сейчас пуста, там хватит и одного беса. Здесь же, как видишь, полно работы…

Глава 3. Отго­ворки

3.1. Одежда

«Я хочу идти в храм, но не могу. Мне не в чем, – вос­кли­цает кое-кто, – как я могу пойти в таком старье»? Иными сло­вами, если бы у тебя был бы кра­си­вый и модный наряд, ты бы пошла. Но в таком случае ты идешь не ради Бога, а ради своей одежды, чтобы щеголь­нуть ею. Но где же ты слы­шала, что в Еван­ге­лии Хри­стос гово­рит о том, что нужно наря­диться в кра­си­вые и модные одежды, чтобы пойти в цер­ковь? Не одежду увидит Хри­стос, а твое рас­по­ло­же­ние духа, твою готов­ность молиться и слу­жить Ему. Какой бы старой ни была одежда, она не должна пре­пят­ство­вать тебе идти в храм.

Тебя вол­нует, что скажут люди? Раз­бе­рись, о чем ты забо­тишься перед две­рями храма: о чело­ве­че­ском или о Божьем? Разве не видят тебя при­хо­жане вне храма и не знают, есть у тебя наряды или нет? А еще рас­суди так: если бы у тебя вообще не было хоро­шей одежды, ты сми­ри­лась бы и ходила, не обра­щая вни­ма­ния на пере­суды и заме­ча­ния людей. Так же иди и к Богу и будешь иметь награду от Него.

3.2. Цер­ков­ные слу­жи­тели

Есть и такие, кто не ходит в цер­ковь, потому что им не нра­вятся свя­щен­ники, дьячки, чтецы, певцы и при­хо­жане. Но, милый мой, для чего ты при­хо­дишь в цер­ковь? Чтобы на людей посмот­реть или Богу помо­литься? Хороши или плохи другие – это не твое дело. Твоя задача видеть соб­ствен­ные грехи, чтобы полу­чить про­ще­ние от Бога.

А свя­щен­ни­ков, друг мой, плохие они или хоро­шие, будет Судить Бог. Но даже если они и плохи, они – слуги Божий и совер­ши­тели Таинств. Они постав­лены Богом, чтобы пода­вать про­ще­ние, освя­ще­ние и бла­го­сло­ве­ние. Если царь при­зы­вает тебя в чер­тоги , чтобы дать то, что ты хочешь, отка­жешься ли ты прийти только потому, что рас­по­ря­ди­тель дворца недо­ста­точно хорош? Ты ходишь, любез­ней­ший, не ради свя­щен­ника и не ради дьячка, а ради Христа, чтобы полу­чить то, что даст тебе Бог через свя­щен­ника. Роза, держит ли ее рука невин­ного ребенка или пре­ступ­ная рука убийцы, исто­чает тот же аромат. И бла­го­дать, кото­рая пре­по­да­ется тебе доб­ро­де­тель­ным свя­щен­ни­ком или недо­стой­ным, исхо­дит прямо от Христа, Кото­рый и есть наш Тай­но­во­ди­тель.

3.3. Скорбь

Еще гово­рят так: «Я поте­рял всякую надежду, нечего мне делать в церкви. Да и зачем я пойду туда после того, как поте­рял и ребенка, и жену»? И чело­век месяцы и годы не ходит в цер­ковь.

А куда же еще тебе пойти? Конечно, если бы тебя позвали на сва­дьбу или на тор­же­ство с тан­цами и засто­льем, у тебя было бы полное право отка­заться. Но речь идет о том, чтобы ты пришел в дом Божий. Здесь всту­пишь в обще­ние со своим Спа­си­те­лем. Здесь полу­чишь уте­ше­ние. Здесь услы­шишь из Еван­ге­лия и про­по­веди, что близ­кий тебе чело­век не умер, но жив. Он сейчас в ином, лучшем мире.

В храме ты можешь про­явить попе­че­ние о родном тебе чело­веке, кото­рый уже пере­шел в жизнь вечную. Знаешь ли, какую помощь и облег­че­ние сам полу­чишь и его душе при­не­сешь поми­но­ве­нием за Боже­ствен­ной литур­гией? Во время воз­гласа свя­щен­ника: «Твоя от Твоих», скажи: «Гос­поди, упокой душу его»! Боль­шое облег­че­ние полу­чит он от этого.

3.4. Житей­ская суета

«Откуда у меня сво­бод­ное время? – вос­кли­цает домо­хо­зяйка. – Нужно и дом убрать и обед при­го­то­вить». Отлично! Во славу живота пре­не­бре­га­ешь Цер­ко­вью! Но кто же застав­ляет тебя бро­сить домаш­ние дела? У хоро­шей хозяйки все готово еще нака­нуне вече­ром. Не остав­ляй на завтра то, что можно сде­лать сего­дня. Тот же, кто пони­мает необ­хо­ди­мость посе­ще­ния церкви, не только с домаш­ней рабо­той справ­ля­ется, но успе­вает сде­лать еще и мно­же­ство других дел.

Муж­чины тоже вторят: «Кто же гово­рит, что цер­ковь это плохо? Но когда зани­маться своими делами?» Это они гово­рят, под­ра­зу­ме­вая отнюдь не пер­во­сте­пен­ные свои обя­зан­но­сти. На вос­кре­се­нье остав­ляют все мелочи: пере­писку и походы по мага­зи­нам. На тот же день пла­ни­ру­ются путе­ше­ствия, назна­чают встречи и, вообще, все, что не успели сде­лать за неделю.

Доро­гой мой! Неужели тебе недо­ста­точно было целой недели, чтобы спра­виться с буд­нич­ной рути­ной? Запомни: деньги, зара­бо­тан­ные в вос­кре­се­нье, это огонь, кото­рый пожрет и осталь­ные. Сколько хочешь рабо­тай, но даст тебе Бог столько, сколько посчи­тает нужным.

Кроме того, вос­кре­се­нье – это день Божий, кото­рый ты должен посвя­тить Ему. Самый глав­ный твой труд в этот день – пойти в цер­ковь, помо­литься, услы­шать Слово Божие. И, конечно, всей семьей. Под­чер­ки­ваю: всей семьей. Ведь если дети не при­вык­нут к храму малень­кими, они не зайдут в него и боль­шими.

В вос­кре­се­нье сле­дует поза­бо­титься о своей душе. Разве чело­век не дву­со­ста­вен? Разве нет у него кроме тела и души? И разве душа не больше? Разве не подо­бало бы боль­шее число дней забо­титься о душе и только один о теле? Но Бог шесть дней опре­де­лил нам для нужд тела и только один для души. А мы и этим днем пре­не­бре­гаем!

Как-то слышал я от свя­щен­ника такой рас­сказ: «Встре­тился бога­тому чело­веку на пути нищий. Бедняк рас­ска­зал ему о своих несча­стьях. Тот сжа­лился над ним и от семи лир, кото­рые у него были, дал две. После того, как нищий рас­ска­зал и о других своих бедах, полу­чил еще две лиры. Подойдя к источ­нику, они решили под­кре­питься. Богач поде­лился со спут­ни­ком своей едой и, услы­шав сле­ду­ю­щую исто­рию из его жизни, отдал еще две лиры. Так он был мило­сер­ден! Полу­чив­ший же шесть лир вместо при­зна­тель­но­сти, вне­запно выхва­тив из-под одежды нож, потре­бо­вал седь­мую лиру. Черная небла­го­дар­ность! Чего же он достоин? – закон­чил свой рас­сказ свя­щен­ник.

– Смерти! – закри­чали его слу­ша­тели.

– И вы заслу­жи­ва­ете такого стро­гого нака­за­ния, – сказал он им. – Вы и есть тот самый небла­го­дар­ный нищий. Бог дал вам шесть дней и только один отде­лил для Себя. А вы и этот день похи­тили у Него».

И в самом деле, в суете многие забы­вают о церкви. Вос­кре­се­нье у них посвя­щено пустой трате вре­мени и, к сожа­ле­нию, грехам. Под стра­хом нака­за­ния тру­дится рабо­чий всю неделю, а в вос­кре­се­нье пирует, безум­ствует в кофей­нях и при­то­нах. Про­жи­гает время в кино­те­ат­рах, теат­рах, на пляже. Такие хри­сти­ане вместо того, чтобы свя­тить вос­кре­се­нье, сквер­нят его. Бог может повто­рить: «Суб­боты ваши нена­вистны душе моей». Бед­няги! Тот, кто не ходит в цер­ковь, не может понять, какого сокро­вища он лиша­ется! Пред­по­ло­жим, что каж­дому, при­шед­шему в храм в вос­кре­се­нье, свя­щен­ники бы давали по сто лир. Что ска­жете? Стали бы искать отго­ворки, чтобы не пойти? Уверен – нет. Не сомне­ва­юсь, при­хо­дили бы еще на рас­свете. Раньше свя­щен­ни­ков!

Ника­ких дел в вос­кре­се­нье! Ника­ких побла­жек! В 1884 году в Лон­доне с визи­том нахо­дился царь Нико­лай1. Он хотел посе­тить в вос­крес­ное утро одну мастер­скую, поль­зу­ю­щу­юся миро­вой славой. Послали к управ­ля­ю­щему, чтобы сооб­щить монар­шую волю…

– К сожа­ле­нию, – отве­тил управ­ля­ю­щий, – мастер­ская в вос­кре­се­нье утром не рабо­тает.

– Надо открыть на час-два, этим заслу­жите бла­го­склон­ность царя со всеми выте­ка­ю­щими отсюда послед­стви­ями.

– Бла­го­склон­ность царя – это хорошо. Но даже если я при­кажу начать работу в вос­кре­се­нье утром, рабо­чие не выпол­нят моего при­каза, потому что он про­ти­вен воле Божией. В это время они будут в церкви, отве­тил управ­ля­ю­щий.

3.5. Радио и теле­ви­де­ние

Еще гово­рят: «Я слушаю радио и часто ловлю про­грамму «Мит­ро­по­лия» с цер­ков­ной музы­кой». Но радио, доро­гой мой, для боль­ных, для живу­щих на чуж­бине, для пла­ва­ю­щих в океане – для тех, кто не может придти в храм. Оно не для здо­ро­вых. Здо­ро­вый стоит в церкви. Да и глав­ное во время бого­слу­же­ния не музыка, а Таин­ство, Жертва Хри­стова. Она не совер­ша­ется дома. Хри­стос при­но­сит Сам Себя в жертву за веру­ю­щих в Него, и ради этого Бог подает благое и полез­ное нам на потребу. Бог не может отречься от нас. К этому Его понуж­дает Жертва Хри­стова, Радио­транс­ля­ция или теле­пе­ре­дача не может сооб­щить всей пол­ноты бого­слу­же­ния. Во время бого­слу­же­ния – тра­пеза духов­ная, а по радио – только запах от нее. Насы­тишься ли ты запа­хом?

3.6. Экс­кур­сии

Экс­кур­сии стали в наше время еще одним пре­пят­ствием для посе­ще­ния церкви.

В час, когда звонят коло­кола, созы­вая хри­стиан, устра­и­ва­ются и путе­ше­ствия, и юноши с девуш­ками, ста­рики с вну­ча­тами, еле пере­став­ля­ю­щие ноги бабушки спешат к экс­кур­си­он­ному авто­бусу.

Оправ­да­ние такое: целую неделю рабо­таем, хочется отдох­нуть, поды­шать свежим воз­ду­хом. Поз­во­ли­те­лен и воздух, и про­гулки, но ведь многие ездят не ради воз­духа, а ради моды.

Но какой полу­ча­ется отдых? Только изму­ча­ются. И идут в поне­дель­ник на работу раз­би­тыми.

А вот как было бы разум­нее. Вна­чале – цер­ковь, потом – поездка. Побудьте на службе, и после нее отправ­ляй­тесь на место встречи. Авто­бус не будет ждать? Или дого­во­ри­тесь, чтобы подо­ждал, или орга­ни­зуйте поездку с хри­сти­а­нами.

Гово­рят, и не без­осно­ва­тельно, что такие поездки устра­и­ва­ются пред­на­ме­ренно про­тив­ни­ками хри­сти­ан­ства, чтобы веру­ю­щие не ходили в храм. Евреи, до сих пор соблю­да­ю­щие суб­боту, вынуж­дены были отды­хать в вос­кре­се­нье по при­чине хри­сти­ан­ского празд­ника. Но они доби­лись, чтобы и суб­бота была при­знана выход­ным днем, якобы для того, чтобы люди могли ездить на двух­днев­ные про­гулки. Сна­чала они доби­лись этого в Аме­рике, потом и по всему миру. А двух­днев­ные поездки ста­но­вятся при­выч­ным и у нас, пра­во­слав­ных хри­стиан, при­зван­ных сла­вить Христа в вос­кре­се­нье.

3.7. Охота

Многие не могут попасть в цер­ковь, потому что в вос­кре­се­нье с утра отправ­ля­ются в горы, долины и на мор­ское побе­ре­жье с ружьями в сопро­вож­де­нии собак или с раз­ными рыбо­лов­ными сна­стями. И какая же от этого польза?

Коварна страсть охот­ни­чья,
коварна – рыбо­лов­ная:
Стре­ля­ешь, удишь – а когда
Бывает миска полная!

И верно:

Весь день в охот­ни­чьих бегах
А на ужин – при бобах.

Ходят целый день, их тер­зают колючки, мучает то холод, то зной – и все это ради того, чтобы вер­нуться домой чаще всего с пустыми руками. Хорошо, если бы только это. А ведь ради какой-то под­стре­лен­ной птички, загнан­ного зайца или пой­ман­ной рыбешки они забы­вают о церкви! «Но это же страсть», – ска­жешь ты. Конечно, потому и сле­дует бороться с ней, чтобы ника­кая страсть не власт­во­вала над тобой.

3.8. Сон

– Только вос­кре­се­нье и оста­ется, чтобы выспаться.

– Ты что же, не спишь в другие дни?

– Ну, а дела, работа?

В вос­кре­се­нье – цер­ковь. На службе боишься ослу­шаться началь­ника своего. А Бога не боишься? Если про­пу­стишь работу, поте­ря­ешь днев­ной зара­бо­ток. Не поду­мал, что ты теря­ешь, уда­ля­ясь от церкви и от Бога?

Итак, ты хочешь выспаться. Ложись в суб­боту пораньше и не сиди до полу­ночи в теат­рах, кино­те­ат­рах и на вече­рин­ках. В суб­боту тебе сле­дует уда­ляться от других заня­тий, чтобы под­го­то­вить себя к глав­ному визиту, кото­рый нане­сешь на сле­ду­ю­щий день Богу.

Глава 4. Как вести себя в Церкви

4.1. При­го­тов­ле­ния

В тече­ние недели. Хоро­ший хри­сти­а­нин помнит о церкви всю неделю. С нетер­пе­нием ждет он, когда насту­пит вос­кре­се­нье, чтобы пойти в храм. Если же ты бес­печно провел всю неделю, то хотя бы в вос­кре­се­нье поста­райся напра­вить свой ум на раз­мыш­ле­ние о церкви. Управ­ляй им несмотря на то, что он, как вор, бро­шен­ный в тюрьму, будет искать любую воз­мож­ность, чтобы вырваться на сво­боду в объ­я­тия мир­ских помыс­лов.

В суб­боту вече­ром. Прежде всего, этот день надо посвя­тить под­го­товке к зав­траш­нему походу2. А начать надо с чистоты телес­ной. Ты же ходишь нагла­жен­ным на офи­ци­аль­ные встречи. Как же к Богу соби­ра­ешься немы­тым? Но я под­чер­ки­ваю, что все эти при­го­тов­ле­ния должны быть совер­шены нака­нуне вече­ром, а не на сле­ду­ю­щее утро. Утром же лучше пораньше прийти в цер­ковь.

Не забудь и о настрое душев­ном. Прочти, если есть воз­мож­ность, Еван­ге­лие и Апо­стол сле­ду­ю­щего дня, а также свя­зан­ную с чте­нием про­по­ведь из Кири­а­ко­дро­мио («Сбор­ника цер­ков­ных про­по­ве­дей»). Еще прочти, если соби­ра­ешься при­ча­щаться, после­до­ва­ние. Испы­тай сам себя как прожил неделю, чтобы перед Кре­стом и Еван­ге­лием вспом­нить все, в чем согре­шил с момента послед­ней испо­веди. Можешь запи­сать свои грехи на бумагу, чтобы враг не отвлек тебя и ты не забыл бы рас­ка­яться даже в самом малом пре­гре­ше­нии. Вспомни все, чтобы полу­чить про­ще­ние у Бога. Вспомни обо всех бла­го­де­я­ниях, полу­чен­ных от Бога, и воз­бла­го­дари Его. И будь начеку, потому что сатана в суб­боту будет вся­че­ски пре­пят­ство­вать тебе, осо­бенно если ты гото­вишься к При­ча­стию.

4.2. Бла­го­го­ве­ние

Помни, что ты в храме и перед Лицом Божиим! Перед лицом царя или пат­ри­арха ты собран, а перед Лицом Божиим стоишь с руками в кар­ма­нах! Это бес­стыд­ство.

Бог, при­сут­ствуя в храме, по вели­кой Своей мило­сти не откры­вает нам Своего лица: «Не может чело­век уви­деть Лицо Мое и жив остаться», – гово­рит. Да и кто может усто­ять перед Ним? Пророк Исаия, увидев Бога на высо­ком и вели­че­ствен­ном троне в окру­же­нии ангель­ских сил, вос­клик­нул: «Горе мне»! Что же нам оста­ется ска­зать? Изра­иль­тяне, когда уви­дели гору Синай, кото­рая вся дыми­лась, потому что Гос­подь сошел на нее, и услы­шали звук труб вели­ких, не осме­ли­ва­лись при­бли­зиться к ней. Отде­лили Моисея от среды своей, кото­рый и пред­стал перед Богом. А как бы мы усто­яли, если бы уви­дели Его? Помня об этом, будь в церкви собран­ным и бла­го­го­вей пред очами Все­выш­него.

При­вычка уби­вает бла­го­го­ве­ние, и вни­ма­ние гибнет от того же, осо­бенно у слу­жи­те­лей храма: свя­щен­ни­ков, чтецов, певцов. Стоит только осла­бить вни­ма­ние, как мало-помалу при­хо­дит при­вычка. Во время пер­вого бого­слу­же­ния охва­ты­вает свя­щен­ный страх. Но после при­хо­дит бес­стра­шие и нечув­ствие к свя­то­сти места. Это беда, послед­ствия кото­рой – охла­жде­ние веры и даже отпа­де­ние от Церкви. «Знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15,16.) Бойся этой болезни и при первых симп­то­мах спеши пре­одо­леть насту­па­ю­щую теп­лохлад­ность. Как? Искрен­ним пока­я­нием.

Когда при­хо­дишь в цер­ковь, займи место и стой, не дви­га­ясь. Не води гла­зами, не любо­пыт­ствуй, кто идет и что несет. Не думай о повсе­днев­ных делах. Они оста­лись за Пре­де­лами храма. «Всякое ныне житей­ское отло­жим попе­че­ние». Неко­то­рые, хотя и стоят в храме, мысли их заняты соб­ствен­ными забо­тами.

Жили два брата-рыбака. В вос­кре­се­нье один гово­рит дру­гому: «Я пойду в цер­ковь, а ты оста­вайся. Следи за уловом, удоч­ками, сетями». Так и посту­пили. Стар­ший пошел в цер­ковь, а млад­ший остался. Но умом он пре­бы­вал в церкви. Сидя в лодке он пред­став­лял, как сейчас в храме поют «Чест­ней­шую». Пел и он. Вот дошли до хва­лит­нов. Вос­хва­лял и он. Теперь время вели­кого сла­во­сло­вия. Он творил крест­ное зна­ме­ние и тоже пел. А сейчас воз­гла­шают: «Бла­го­сло­венно Цар­ство…». Так мыс­ленно он и следил за ходом литур­гии.

Стар­ший же брат сам стоял в церкви на литур­гии, а умом пре­бы­вал в лодке с братом и рыбой. Все время он думал: «Спра­вится ли брат мой? Заки­нет ли сети? А может, нет и клева»?

Кто же полу­чил пользу от службы?

4.3. Без раз­го­во­ров

Тот, кто раз­го­ва­ри­вает в храме, сам не молится, и другим мешает. Вошел как-то семи­на­рист в храм и со вни­ма­нием следил за литур­гией. Рядом сто­яв­ший зна­ко­мый спро­сил его: «Что вам пре­по­дают в семи­на­рии»? Тот про­мол­чал, а сосед не успо­ко­ился: «Чему вас учат в семи­на­рии»? И опять не полу­чил ответа. В третий раз спро­сил он: «Я тебя спра­ши­ваю, чему вас учат»? «Не бол­тать в церкви», – был ответ.

4.4. Без бор­мо­та­ния

Многие имеют обык­но­ве­ние тихонько под­пе­вать и под­хва­ты­вать слова свя­щен­ника или чтеца вслух, не заду­мы­ва­ясь над тем, не мешают ли они своим сосе­дям молиться. Нужно соблю­дать поря­док. Цер­ковь – это храм Божий, а не рыноч­ная пло­щадь.

Сла­во­сло­вят вслух чтецы и свя­щен­ники. Веру­ю­щие же молятся про себя.

В древ­ней Церкви народ молился вслух, обя­за­тель­ными для общего испол­не­ния были часто повто­ря­ю­щи­еся тро­пари. Да и сейчас, по знаку дья­кона весь приход может петь «Свете тихий», «Взбран­ной Вое­воде», «Хри­стос вос­кресе»3.

4.5. Когда можно сидеть

Сиди, когда это поз­во­ли­тельно, и стой во время важных момен­тов, как ска­зано: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах». Во время Шесто­псал­мия будь на ногах, а также во время «Чест­ней­шей», Вели­кого сла­во­сло­вия, воз­гласа «Бла­го­сло­венно Цар­ство», Малого входа, чтения Еван­ге­лия, ведь это Слово Божие. Когда войску читают приказ царя, разве не стоя слу­шают воины? Во время Сим­вола веры тоже стой. Осо­бенно вни­ма­те­лен будь во время воз­гласа «Твоя от Твоих»! Именно в это время сходит Святой Дух и совер­ша­ется чудо пре­су­ществ­ле­ния хлеба и вина в Плоть и Кровь Хри­стову. Это и есть самый глав­ный момент Таин­ства, сердце Боже­ствен­ной литур­гии. Стоя, пой «Отче наш». Когда же услы­шишь «Со стра­хом Божиим», покло­нись бла­го­го­вейно, потому что в это время в Святой Чаше выхо­дит на солею4 Сам Хри­стос.

Хорошо было бы, если бы каждый имел свое сиде­ние, как это было в древ­ней Церкви (отсюда воз­глас: «Пре­муд­рость, пр“ости5, услы­шим Свя­таго Еван­ге­лия чтение»). Но не потому, что мало места и много моля­щихся. Сиде­ния подо­бает усту­пать боль­ным и старым. Не зани­май сиде­ния нагло, так, чтобы трудно тебя было сдви­нуть с места даже буль­до­зе­ром. Конечно, уста­нешь, но чем больше труд, тем больше награда от Бога.

4.6. Крест­ное зна­ме­ние

Сле­дует также знать, когда совер­шают крест­ное зна­ме­ние. В начале и в конце всякой молитвы, в начале утрени, когда свя­щен­ник воз­гла­шает: «Бла­го­сло­вен Бог». При воз­не­се­нии имени Пре­свя­той Троицы: «Бла­го­сло­венно Цар­ство Отца, и Сына, и Свя­того Духа…». Во время воз­но­ше­ния имени Пре­свя­той Бого­ро­дицы, во время молитвы «Чест­ней­шую». Когда слы­шишь имя свя­того дня на отпу­сте и в клю­че­вые моменты бого­слу­же­ния, напри­мер, при воз­гласе «Твоя от Твоих» и т.д. И пусть тебя не сму­щает, что пона­чалу ты будешь делать что-то не так. Знания и опыт при­хо­дят со вре­ме­нем.

4.7. Поря­док во время при­ча­стия

Как же грустно бывает наблю­дать тол­котню перед Святой Чашей. Спорят, кто первый подой­дет, галдят, пиха­ются! Был даже такой случай: один обо­гнал дру­гого, а тот его… убил. Прямо перед Чашей.

В стро­гом порядке один за другим должны при­бли­жаться к Чаше хри­сти­ане. Каждый молится про себя, чтобы поми­ло­вал его Бог. Вспомни, чело­век, куда ты под­хо­дишь, и не обра­щай вни­ма­ния на других, хорошо ли они себя ведут. Не оби­жайся, если сде­лает тебе заме­ча­ние свя­щен­ник, и не смотри сви­репо, если кто-нибудь тебя одер­нет.

4.8. Необ­хо­ди­мость соблю­дать мол­ча­ние и поря­док до конца службы

Бывает, служба еще не закон­чи­лась, а уже слышны при­вет­ствия, смешки. Всю литур­гию царила тишина, а в конце под­няли шум. И вот наблю­да­ешь, как перед храмом, даже еще в при­творе, начи­на­ются при­вет­ствия, объ­я­тия. Что это, козы, кото­рые вырва­лись из загона? Нет, это хри­сти­ане, выйдя из храма, обща­ются друг с другом.

Храм это не забе­га­ловка, куда каждый при­хо­дит, поест и уходит. Это дом Отца нашего Небес­ного. Конечно, посе­ще­ние церкви дает нам воз­мож­ность побыть среди бра­тьев и сестер. Было бы полезно про­дол­жить это обще­ние, но не в стенах храма и не во время службы.

4.9. Поря­док цело­ва­ния икон

Самое яркое выра­же­ние чув­ства любви это поце­луй. Когда мы под­хо­дим к иконе с тем, чтобы выра­зить свое отно­ше­ние к изоб­ра­жен­ному на ней свя­тому, Матери Божией или Самому Гос­поду Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамас­кина, обра­ща­емся не к дереву и крас­кам, а к Пер­во­об­разу. Мы, каса­ясь губами досок, адре­суем поце­луй Самому Христу, Пре­свя­той Бого­ро­дице и святым, изоб­ра­жен­ным на иконах.

Но чтобы была польза, нужен поря­док. Каждый, кто входит в цер­ковь, при­кла­ды­ва­ется к чтимой иконе храма. Не обходи во время службы все иконы церкви и ико­но­стаса, как архи­ерей. Это назы­ва­ется бес­чи­нием и непо­слу­ша­нием. Когда ты бро­дишь по всему храму, ты меша­ешь моля­щимся, им трудно сосре­до­то­читься. Твое почи­та­ние икон ста­но­вится для них соблаз­ном. К осталь­ным иконам подой­дешь в другое время. «Все да будет у вас бла­го­при­стойно и по чину», – настав­ляет Писа­ние.

Глава 5. Не образ, а плоть и кровь

Многие без устали уве­ряют, что Боже­ствен­ная литур­гия есть только вос­по­ми­на­ние, а хлеб и вино – образы, и как образы не имеют досто­ин­ства. Запомни, что это не образы. Это Плоть и Кровь Хри­стовы, и, конечно, велико Таин­ство, кото­рое совер­ша­ется.

5.1. Боже­ствен­ная литур­гия

Боже­ствен­ная литур­гия есть центр всего бого­слу­же­ния. Без нее невоз­можно спа­стись и войти в Цар­ствие Божие. Цер­ковь — это кос­ми­че­ский корабль, кото­рый доста­вит тебя на Небо. А знаешь, почему? Потому что в ней совер­ша­ется Жертва. При­но­сится в Жертву Хри­стос, Агнец Божий. Он пред­ла­гает пищу, кото­рая дарует нам вечную жизнь. «Я есмь хлеб жизни; при­хо­дя­щий ко Мне не будет алкать, и веру­ю­щий в Меня не будет жаж­дать нико­гда». (Ин.6:35). Жертва эта бла­го­при­ятна Богу, как ничто другое! Он при­ни­мает Ее и дарует нам Свое бла­го­сло­ве­ние и милость. И вот, почему.

Известно, что чело­ве­че­ство сби­лось с пути, стало виновно перед Богом в непо­слу­ша­нии. Велик грех, велико и нака­за­ние. Созна­ние вины застав­ляло людей искать про­ще­ния у Бога. Во все вре­мена люди ста­ра­лись уми­ло­сти­вить Его жерт­вами. В жертву при­но­сили овец, тель­цов и даже соб­ствен­ных детей. «Земля осквер­ни­лась убий­ством. Заклали сыно­вей своих и доче­рей своих», – вос­кли­цает пророк. Были ли они про­щены? Нет, созна­ние вины оста­ва­лось. Необ­хо­димо было при­не­сти един­ствен­ную Жертву бес­ко­неч­ного досто­ин­ства, кото­рая могла соот­вет­ство­вать Боже­ствен­ной Спра­вед­ли­во­сти, и кото­рую желал Бог.

А где греш­ный чело­век мог найти соот­вет­ству­ю­щую Жертву? Нигде. Ее нельзя было найти среди живот­ных и даже среди невин­ных чело­ве­че­ских детей. Не было на земле ничего, что могло стать достой­ной ценой про­ще­ния чело­ве­че­ства. И тогда Гос­подь Сам дал людям необ­хо­ди­мую Жертву.

Он послал на землю Своего еди­но­род­ного Сына Иисуса Христа как един­ственно воз­мож­ное при­но­ше­ние Себе. И Он был заклан на Гол­гофе. Жертва вели­кая, неиз­ме­ри­мой цены! Сын Божий Еди­но­род­ный зака­ла­ется! Он, Без­вин­ный, терпит нака­за­ние, чтобы были про­щены и спа­сены винов­ные. Это ли не выра­же­ние Любви?!

За каждой литур­гией воз­об­нов­ля­ется та един­ствен­ная Жертва. Снова зака­ла­ется Хри­стос и при­но­сится в жертву ради нас и ради нашего спа­се­ния. На Святом Пре­столе Сам Хри­стос. Святой Дух сходит на Жерт­вен­ник и пре­ла­гает хлеб и вино в Плоть и Кровь Хри­стову. Жертва совер­ши­лась.

И снова Бог при­ем­лет Ее. Ради Жертвы Сына Своего дарует нам про­ще­ние и то, о чем мы просим в этот момент. Я спра­ши­ваю, неужели это образ? Нет, это совер­ша­ется дей­стви­тель­ное Таин­ство.

5.2. Просфора

И она имеет зна­че­ние. Просфо­рой она назы­ва­ется потому, что при­но­сится6 Богу. Иногда ее назы­вают и «литур­гией», т.к. без нее невоз­можна литур­гия. Если бы были нужны золото и алмазы для такой вели­кой Жертвы, где бы мы их взяли? Вот почему пре­муд­рость и любовь Божия нашла этот про­стой способ.

Хлеб можно найти в любом доме. При­не­сен­ный в храм, этот дар твой станет Телом Хри­сто­вым!! Поду­май, какой вели­кой чести может удо­сто­иться твой дом. Пред­ставь себе, что царь, для того, чтобы накор­мить своих детей, согла­сился бы при­нять от тебя хлеб, кото­рый ты заме­сил, и пищу, кото­рую ты при­го­то­вил. Как бы ты был горд! Как бы бережно гото­вил ее и принес во дворец. А тут ты гото­вишь для Самого Бога, и Он при­ни­мает твое при­но­ше­ние! Разве это не чудо?

Предки наши знали об этом и были очень бла­го­го­вейны. Отби­рали лучшее пше­нич­ное зерно и соб­ствен­но­ручно мололи его. Были и спе­ци­аль­ное решето и мешалка, чтобы при­го­то­вить просфору. Жена, кото­рая месила тесто, моли­лась. При­го­тов­ле­ние пре­вра­ща­лось в свя­щен­но­дей­ствие. Но соот­вет­ственно потра­чен­ным силам Бог каж­дому дает и награду. Итак, когда просфора твоя, чело­век, пре­су­ще­ствится в Плоть Хри­стову, скажи мне, разве это образ?

5.3. Поми­но­ве­ние

Вместе с просфо­рой подаем мы имена наших срод­ни­ков7, живых и умер­ших. Зачем? Во время про­ско­ми­дии пола­га­ются частицы на Святой Дискос, и рядом с части­цами Пре­свя­той Бого­ро­дицы, ангель­ских воинств, святых лежат и частицы, выну­тые по одной за каждое подан­ное имя. Поми­на­ние совер­шают иереи. В этот момент, во время свер­ше­ния Жертвы, наши срод­ники при­сут­ствуют рядом с Хри­стом и вместе с Пре­свя­той Бого­ро­ди­цей, душами святых и анге­лами. И ради этого дарует Бог умер­шим покой, а живу­щим – покро­ви­тель­ство и бла­го­сло­ве­ние.

При­ве­дем один из мно­го­чис­лен­ных слу­чаев чудес­ной помощи. В 1922 году в Сред­ней Азии во время войны нахо­дился сын одной семьи из Мес­сины. Домаш­ние очень вол­но­ва­лись за него и даже ночью зака­зы­вали литур­гию из-за сра­же­ния. На пять часов утра при­шелся момент службы, когда свя­щен­ник воз­гла­сил: «Твоя от Твоих», а родные и близ­кие осо­бенно усердно моли­лись о своем сол­дате. Через несколько дней он напи­сал в письме о том, что в ту памят­ную ночь он был взят в плен, но в пять часов ему уда­лось уйти из рук врагов! Вот какое зна­че­ние имеет поми­но­ве­ние.

5.4. Свечи

Их исполь­зо­вали еще в ката­ком­бах для осве­ще­ния и как дар Богу. В насто­я­щее время они сим­во­ли­зи­руют наше соб­ствен­ное молит­вен­ное настро­е­ние. Афа­на­сий Вели­кий пишет: «Мы при­но­сим свечи, елей и ладан». А для Гос­пода может быть доста­точно и свечи как знака того, что совер­ши­лось при­ми­ре­ние между нами и Богом.

5.5. Ладан

То же самое отно­сится и к ладану. У него двой­ное дей­ствие. Ладан воз­жи­гаем Богу «в воню бла­го­уха­ния духов­ного», чтобы «нис­по­слал нам бла­го­дать Свя­того Духа». Кадим лада­ном и из-за дья­вола. Но для него – это запах смер­то­нос­ный на смерть. Муча­ется, обра­ща­ется в бег­ство и бывает посрам­лен. Не может его выне­сти. Вот почему кадят во время молебна. И до того, как нач­нется Боже­ствен­ная литур­гия, сле­дует изгнать злых духов из храма. Поэтому кадят и в начале таин­ства кре­ще­ния купель, чтобы «не ута­ился в воде демон темный». Вот почему, необ­хо­дим ладан во время совер­ше­ния бого­слу­же­ний и таинств.

Эпилог

Вижу, чита­тель, что у тебя хва­тило тер­пе­ния дочи­тать эту книжку до конца. И какая же польза от посе­ще­ния церкви? Ста­но­вишься чело­ве­ком, воз­рас­та­ешь духовно, спо­соб­ству­ешь порядку и спра­вед­ли­во­сти, отды­ха­ешь душой и телом. Обре­та­ешь силы про­ти­во­сто­ять житей­ским невзго­дам. Бла­го­сло­ве­ние Божие при­хо­дит и на тебя и на дом твой. Здесь при­ми­ря­ешься с Богом, достойно покло­ня­ешься Ему и испол­ня­ешь свое пред­на­зна­че­ние. Сколько же ты теря­ешь, живя вне Церкви!

Как же посту­пишь? Прими сего­дня реше­ние регу­лярно ходить в храм. Отставь все отго­ворки и само­оправ­да­ния. Ничто не может быть поме­хой, за исклю­че­нием тяже­лой болезни. Один старец гово­рил: «Если пламя охва­тило твой дом с четы­рех сторон, а ты при­ко­ван к постели так, что не можешь встать, чтобы поту­шить его, только тогда ты имеешь оправ­да­ние при про­пуске бого­слу­же­ния». Вспомни, если ты не при­хо­дишь в цер­ковь без тяжкой необ­хо­ди­мо­сти три вос­кре­се­ния подряд, ты отлу­чен. Ты слы­шишь? Отлу­чен! От всей Все­лен­ской Церкви.

Итак, отставь все и начи­най ходить в цер­ковь вместе со всей семьей. Бери и других вместе с собой, чтобы и они при­ми­ри­лись с Богом. Этим ты их спа­сешь, потому что «вне Церкви нет спа­се­ния», как гово­рят святые отцы. И будешь иметь награду от Бога, даже если только одного суме­ешь обра­тить. Если не полу­ча­ется у тебя убе­дить его, дай ему почи­тать эту книжку. Наде­юсь, она помо­жет и ему.

С сего­дняш­него дня положи начало цер­ков­ной жизни и не рас­ка­ешься. Наобо­рот, про­сла­вишь Бога. А мне, при­ло­жив­шему ста­ра­ние и напи­сав­шему эту книжку, будешь бла­го­да­рен.

Может, ты ска­жешь: «Мало того, что полу­чил гоно­рар, так ему еще и бла­го­дар­ность пода­вай!» Нет! Я не взял денег. Они пошли на про­ти­вое­ре­ти­че­скую борьбу «Все­эл­лад­ского Пра­во­слав­ного Союза». А тебя прошу только об одном: помяни меня в церкви и затепли свечку, жив я буду или мертв.


При­ме­ча­ния:

1 Речь идет о гре­че­ском царе Нико­лае. – Изд.

2 В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в отли­чие от Гре­че­ской суточ­ный бого­слу­жеб­ный круг раз­би­ва­ется на два дня. Вос­крес­ной литур­гии пред­ше­ствует все­нощ­ное бдение, кото­рое слу­жится нака­нуне в суб­боту вече­ром. Вместе с тем допус­ка­ется объ­еди­не­ние части все­нощ­ного бдения с литур­гией в вос­кре­се­нье. В этом случае служба в суб­боту вече­ром не ведется. – Изд.

3 Общими для всех при­хо­жан рус­ских церк­вей явля­ются молитвы «Отче наш…», «Верую…», тро­пари и вели­ча­ния празд­ни­кам. Иногда по усмот­ре­нию насто­я­теля раз­ре­ша­ется пение и других молитв. – Изд.
4 Солея – воз­вы­ше­ние перед алта­рем. – Изд.

5 Про́сти (греч.) – встаньте прямо – Пер.

6 Просфора (греч.) – при­но­ше­ние. Хлеб, упо­треб­ля­е­мый для совер­ше­ния таин­ства. – Пер.

7 В наших храмах и мона­сты­рях записки с име­нами о поми­на­нии за литур­гией пода­ются без просфор. Просфоры для совер­ше­ния таин­ства выпе­кают в спе­ци­аль­ных поме­ще­ниях и берут их оттуда минуя стадию подачи запи­сок.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки