Покровцы

Покрове́ц – меньший покров, крестообразный, которым покрывается дискос или чаша.

В настоящее время в Православной Церкви при совершении литургии используются три вида покровов на священные сосуды: это крещатый (крестообразный) покровец для потира, квадратный или крещатый покровец для дискоса и прямоугольный плат, предназначенный для покрытия обоих сосудов вместе — воздух. В современных русских храмах имеется, как правило, по нескольку таких евхаристических комплектов различных цветов, в соответствии со сложившейся цветовой символикой церковных праздников. Они шьются из шелка, бархата или парчи, могут быть украшены орнаментальными вышивками или (сейчас достаточно редко) лицевым шитьем.

Покровцы

Происхождение

Покровцы имеют древнее происхождение. Традиция покрывать Святые Дары восходит к первым векам христианства. Изначально применение покровцов было связано с практической необходимостью защиты Святых Даров от насекомых, которые могли садиться на них. Одно из первых явных свидетельств о покровении святыни тканями относится ко второй половине V в. и содержится в «Ареопагитиках»: «предлагался «покровенный божественный хлеб и чаша благословения». Древнейшей формой покровцов была квадратная, крестообразные покровцы, значительно более удобные, стали использоваться позднее. Воздух, по сведениям из «Полного православного богословского энциклопедического словаря», изданного в С.-Петербурге в 1913 г., был введен в употребление на Ближнем востоке, преподобным Саввой Освященным.

Покровцы на потир и дискос упоминаются в древних описях (в частности, предметов из монастырских ризниц) парой, а воздух – отдельно от них. Памятники XIV–XVI вв. также свидетельствуют о том, что вплоть до конца XVI в. покровцы и воздухи не рассматривались как единый комплект. Лишь с 1590‑х гг. в России наблюдается распространение литургических комплектов, состоящих из двух покровцов и воздуха, иконография которых была выработана в мастерских царицы Ирины Годуновой и стала традиционной для большинства последующих аналогичных памятников.

Освящение покровцов

Изготовление покровцев, как и многих других предметов, предназначенных для использования за богослужением, традиционно предваряется и сопровождается молитвой. После изготовления покровцов и воздуха совершается их освящение, для чего произносится соответсвующая молитва из Требника. В ней священник испрашивает у Бога, покрывающего Собою весь тварный мир, Его небесное благословение на малый предмет, принадлежащий этому тварному миру, но покрывающий притом тело и кровь Христовы: «Го́споди Бо́же вседержи́телю, одея́йся све́том я́ко ри́зою, облага́яй не́бо о́блаки, и покрыва́яй вода́ми превы́спренняя своя́, при́зри ны́не, смире́нно мо́лим тя́, на приле́жное моле́ние на́ше, и низпосли́ небе́сное твое́ благослове́ние на покро́вцы сия́ [или́ на покро́вец се́й] и благослови́, очи́сти и освяти́ я́ [или́ его́] во е́же бы́ти и́м [или́ ему́] досто́йным [или́ досто́йну] к покрове́нию святы́х и Боже́ственных та́ин Те́ла и Кро́ве Христа́ твоего́, с ни́мже благослове́н еси́, с Пресвяты́м, и благи́м, и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Затем священник трижды окропляет покровцы освященной водой, произнося: «Освяща́ются покро́вцы сия́ [или́ освяща́ется покро́вец се́й] благода́тию Пресвята́го Ду́ха, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь. Три́жды».

Использование при совершении божественной литургии. Литургический символизм.

Совершив на проскомидии ряд надлежащих действий, священник поставляет на дискос, над св. хлебом (Агнцем) и частицами, особый предмет – звездицу, а затем последовательно покрывает подготовленные к освящению Святые Дары: дискос (со св. хлебом и звездицей), потир (св. чашу) и, наконец, и то и другое вместе.

При поставлении на дискос звездицы священник произносит: «И пришедши звезда ста верху, идеже бе Отроча» (Ср.: Мф.2:9)».

При покровении дискоса со св. хлебом и звездицей священник молится следующим образом: «Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (Пс. 92:1-5).

При покровении св. чаши священник молится: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля». Эти слова взяты (с незначительным изменением) из песни пророка Аввакума: «Го́споди, услы́шахъ слу́хъ тво́й и убоя́хся: Го́споди, разумѣ́хъ дѣла́ твоя́ и ужасо́хся: посредѣ́ двою́ живо́тну позна́нъ бу́деши: внегда́ прибли́житися лѣ́томъ, позна́ешися: внегда́ прiити́ вре́мени, яви́шися: внегда́ смути́тися души́ мое́й во гнѣ́вѣ, ми́лость [твою́] помяне́ши. Бо́гъ отъ ю́га прiи́детъ, и святы́й изъ горы́ приосѣне́нныя ча́щи: покры́ небеса́ добродѣ́тель его́, и хвале́нiя его́ испо́лнь земля́» (Авв.3:1-3).

При покровении дискоса и потира воздухом священник произносит: «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата…».

Текст молитв, произносимых при покровении Святых Даров, указывает на определенную связь между совершаемыми при этом действиями и обстоятельствами Рождества Христова. При этом прослеживается следующая логика:

1. Звездица, поставляемая на дискос над святым хлебом (Агнцем), соотнесена в молитве с остановившейся над пещерой с Богомладенцем Вифлеемской звездой; соответственно и Агнец (святой хлеб, подготовленный на проскомидии к Евхаристической жертве) символизирует младенца Христа;
2. Покровение Агнца в словах молитвы соотнесено с облечением Господа в лЕпоту, то есть в красоту, в славу. Соответственно, покровец над Агнцем соотнесен с воспринятой Господом человеческой природой «ризой (одеждой или завесой) человеческой плоти», в которую облекается Бог. По мысли св. прав. Николая Кавасилы (см. его «Изъяснение Божественной Литургии»), покровение Святых Даров, соединенное с исповеданием неизменного величия Божия («Господь воцарися…») знаменует сохраняемую до времени сокровенность божества («силы воплощенного Бога») во младенце Христе: «Тогда тот, кто был так мудр, что мог говорить о Нем: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», и прилагать к Нему и все прочие изречения, приличные Богу, те узнавали Его, чтили как Бога, и различали тот покров, который на Нем был». В таком контексте возможно рассматривать покровцы как символ младенческих пелен Спасителя, знаменующих, в свою очередь, означенный выше покров и вместе с тем одеяние неизреченной славы Божией, открывающейся в высоте Его смирения и добровольного самоуничижения;
3. Покровение святой чаши (потира) через стих из песни пророка Аввакума соотнесено с тем, как «добродетель» Христова (Его благость, милость, творимое им благо) «покрывает небеса», и как земля наполняется хвалой Ему. Соответственно, покровец над святой чашей соотнесен с покровом благости Божией, простертым над творением Его.

Далее Святые Дары пребывают покрытыми на жертвеннике вплоть до Великого входа, во время которого они, оставаясь покрытыми малыми покровцами, переносятся с жертвенника на престол (воздух, во время совершения входа, располагается на плече диакона). Когда потир и дискос поставляются на престол, малые покровцы снимаются с них, и они покрываются одним общим воздухом. Во время пения Символа веры воздух снимается, и священник колеблет (веет) им над Святыми Дарами, после чего он складывается, и Святые Дары остаются непокрытыми вплоть до окончания причащения священнослужителей. Перед выносом Чаши (потира) для причащения мирян она покрывается малым покровцем, который снимается перед самым причащением. После причащения мирян Чаша заносится в алтарь и поставляется на престоле, в нее сразу же погружаются частицы с дискоса со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». После этого Чаша вновь покрывается покровцом и переносится на жертвенник, где остается до потребления Святых Даров дьяконом или священником.

Все указанные действия, наряду с прямым практическим предназначением при совершении литургии, предполагают возможность символического истолкования (восприятия).

Так, сам текст молитвословий, произносимых после Великого входа, когда совершено перенесение Святых Даров с жертвенника на престол, показывает, что в этот момент Церковь «вспоминает снятие со Креста и положение во гроб Тела Христа Спасителя: “Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове закрыв положи”» (Священноисповедник Сергий Правдолюбов «Объяснение Божественной литургии»). Соответственно, покровцы в этот момент могут напоминать о погребальных пеленах Христовых.

В покровении чаши перед выносом ее для причащения мирян и снятии покровца перед самым причащением можно видеть символ того, что с Воскресением Спасителя, последовавшим за Его смертью, Его Божественное достоинство стало явным для многих (до этого, как отмечает ряд св. отцов Церкви, Божество Христа «скрывалось» «за завесой Его плоти»).

Перенесение св. Чаши с престола на жертвенник символически указывает на Вознесение Господа Иисуса Христа. Это вытекает из текста молитвы и действий священника в означенный момент: после причащения мирян и погружения в чашу частиц поется «Видехом свет истинный…», и священник трижды кадит св. чашу и произносит тайно: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Соответственно, покровец в этот момент напоминает об облаке, скрывшем от глаз апостолов возносящегося Господа (Деян.1:9). В этот момент жертвенник знаменует собой Небо. Верующие выражают великую радость песнью: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи».

Акцент на символическом значении священнодействий и богослужебных предметов, особенно распространенный в Византии, достаточно часто встречается и в наших толкованиях Божественной литургии. Приведем два примера символического толкования значения покровцов и воздуха.

Согласно толкованиям свт. Иоанна Постника и патриарха Германа (VIII в.), «…покров (над чашей) есть образ убруса, лежавшего на лице Христовом и закрывавшего оное во гробе. Общий покров или воздух означает и заменяет камень, которым Иосиф утвердил гроб и к которому приложена была печать стражи». В позднейшей редакции вставлено: «…покров над дискосом соответствует также плащанице, которою покрыли тело Господа». Отметим, что такое толкование значения покрова на дискос не получило распространения в церковной письменности. Свт. Симеон Солунский (XV в.) дает несколько иное толкование: верхний больший покров, накрывающий чашу и дискос, соответствует плащанице, покровы на чашу и дискос означают погребальные пелены, а илитон — сударь, которым была повита глава Спасителя» (Цит. по: Троицкий В. История плащаницы // Богословский вестник. 1912. № 2–3).

К настоящему времени, благодаря достижениям современной литургики, можно проследить историю формирования символических толкований тех или иных аспектов богослужебной традиции Православной Церкви а также отметить, что такие толкования представляют собой лишь определенную грань объяснения смысла литургических священнодействий.

pokrovcy 1 - Покровцы

Документальные и иные свидетельства о древних покровцах. Древнейшие сохранившиеся памятники

По-видимому, изначально покровы на литургические сосуды представляли собой парчовые или шелковые материи, которые могли быть украшены орнаментальной вышивкой. Со временем на воздухе и покровцах появились украшающие их изображения, но назвать точную дату их появления едва ли возможно. Письменные свидетельства о сюжетной вышивке на литургических тканях раннего периода довольно скудны. Так, Н. П. Кондаков, исследовавший византийские описи предметов, находившихся в ризницах афонских монастырей XI–XII вв., упоминает «…воздухи златотканые и покровы для потира и дискоса, также украшенные шитьем» (Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПБ., 1902. Цит. по: «Убрус» № 3. С. 55). В русских источниках домонгольского периода упоминаются «платцы оксамитны шиты золотом и женчугом». Кроме того, во фресковых и мозаичных росписях XII–XVI вв. встречаются изображения древних покровов на священные сосуды: например, в сцене Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108–1112 гг.) Спаситель, причащающий апостола Павла, держит в руках потир вместе с украшенным золотыми орнаментами пурпурным платом. На фресках Грачаницы, выполненных около 1320 г., изображена процессия ангелов, во время Великого Входа несущих св. сосуды, накрытые покровцами, украшенными орнаментальной вышивкой. Такую же процессию с покрытыми сосудами можно видеть на фресках 1360–1370 гг. в сцене Небесной литургии в храме Богоматери Перивлепты в Мистре.

Что касается материальных памятников, то орнаментальные покровцы древнейшего периода не сохранились, а от XII–XIV вв. до нас дошли лишь единичные экземпляры покровов, украшенных лицевым шитьем. Самыми древними из сохранившихся являются два парных покровца из ризницы собора в Альберштадте, датированные 1185–1195 гг. На каждом из них изображен престол под киворием, за которым стоит Христос, причащающий апостолов. Здесь, как и в храмовых росписях, Евхаристия разделена на две сцены. На дискосном покровце группу из шести апостолов возглавляет Петр, на покровце для потира Христос причащает из чаши ап. Павла, за которым стоят остальные пять учеников. Шитье было исполнено золотыми нитями, столь же плохо сохранившимися, как и шелковая ткань фона. Существенно, что на нешироких каймах имеются греческие надписи «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси…», причем расположены они столбиком, поперек вертикальных кайм. (См. Катасонова Е.Ю. Материалы к иконографии покровцов в лицевом шитье. Убрус, №5, 2006 г.). От XV в. осталось уже значительное количество предметов — и византийских, и древнерусских, немало сохранилось балканских, молдовалашских и русских произведений XVI в. Еще более обильный материал для исследования дает XVII в.

Отдельные особенности украшения покровцов

Традиционно покровцы украшаются специально подобранными и определенным образом расположенными священными изображениями и текстами. Как правило, встречаются кресты различной формы, изображения ангелов и образующие фигурную кайму особые тексты, выполненные вязью. Кайма вязью (особое декоративное письмо) — излюбленный прием как в монументальном искусстве, так и в лицевом шитье. Буквы при этом соединяются в непрерывный орнамент. Одним из главных приёмов в русской вязи стала т. н. мачтовая лигатура, когда две смежные вертикальные линии соединяются в одну. От количества в алфавите букв с «мачтами» зависит разнообразие лигатур. Так, из 24 букв греческого алфавита содержат «мачты» 12, а число возможных совпадений друг с другом двух подряд «мачтовых» букв равно 132; в русском кириллическом алфавите – 26 из 36 букв с «мачтами», а возможных лигатур – более 450. Столь богатыми возможностями и обусловлена изысканная проработанность и расцвет вязи именно в памятниках кириллического письма, в различных видах церковного искусства. При этом принято выделять 3 стиля вязи – природный (с украшением растительными элементами), геометрический (без таковых) и смешанный (преобладавший на Руси, например, в 15 веке). В памятниках лицевого шитья особенности вязи определяются главным образом техникой выполнения надписей (например, золотое шитье, жемчуг).

Каширина В.В. Вязь в литургических комплектах лицевого шитья XV–XVII веков: учебно-методическое пособие. М., 2018. с. 3–4; О.В. Шаповалова, Е.П. Панова. Литургический комплект для Евхаристии. Традиции и современность. Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 3 (28). 2020).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka