Возду́х

Литература по теме

Возду́х – (греч. ἀήρ; νεφέλη – облако, ἀναφορά – возношение, καταπέτασμα – завеса) – тканый покров, предназначенный, в частности, для покрытия располагаемых на дискосе и в потире святых даров (предварительно покрытых малыми покровцами), приготовленных к освящению (на Божественной Литургии).

vozduh 1 - Возду́х

Одно из первых упоминаний воздуха относится к VIII в., когда в византийских источниках за авторством Псевдо-Германа Константинопольского воздух толкуется как завеса небесного храма (Евр.10:20) и как камень, запечатавший гробницу Христа. Другой интерпретацией является восприятие воздуха как плащаницы Христа, а чин великого входа, когда воздух выносится, толкуется как погребальная процессия. Наконец, воздух может символически уподобляться тверди небесной.

Византийские воздухи (катапетасмы) могли достигать 2 метров в длину. Поэтому в средневековом православном богослужении как в Византии, так и на Руси использовались воздухи двух типов – «большие» и «малые». Традиция изготовления больших воздухов пришла из Византии на Русь и сохранялась вплоть до XVII века. Одним из самых крупных примеров средневекового русского воздуха является т. н. «Спас Нерукотворный с предстоящими» 1389 года, хранящийся в Государственном историческом музее. Его размер составляет 123 сантиметра на 220 сантиметров, то есть больше двух метров в длину, и больше метра в ширину. Другой пример крупного средневекового воздуха – «Причащение апостолов» 1410–1413 годов. Также хранящийся в Государственном историческом музее данный имел размер 114 на 210 сантиметров. В XVII веке использование крупных воздухов прекращается и на смену им окончательно приходят т. н. «малые» или «служебные» воздухи. Некоторое время после выхода из обращения большие воздухи использовались в богослужении как один из предметов, который выносился священниками при совершении великого входа, что отражено в богослужебных Чиновниках XVII в. Такая же традиция сохранялась некоторое время и в греческих церквях, о чем свидетельствуют фрески с изображением великого входа (например, на фресках 1425–1450 гг. в церкви св. Антония во Вронтисиу на Крите). В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви большой воздух сохранился лишь в виде плащаницы с изображением композиции «Положение во гроб» на ней.

В настоящее время воздух чаще всего представляет собой прямоугольное полотнище с изображением креста посередине (в большинстве случаев). Размер современного воздуха может варьироваться, но не сильно, оставаясь в среднем в диапазоне от 40 на 60 сантиметров до 80 на 110 сантиметров.

Использование воздуха в богослужении

На Божественной Литургии воздух используется несколько раз.

  1. В конце проскомидии священник кадит воздух и полагает его на накрытые покровцами потир и дискос.
  2. Во время великого входа воздух полагается диакону или священнику на плечо.
  3. После великого входа, когда дискос и потир уже поставлены на престол, малые покровцы снимаются и священные сосуды покрываются воздухом.
  4. Во время пения Символа веры священник в алтаре приподнимает воздух над священными сосудами и совершает маховые движения, то поднимая, то опуская воздух.
  5. При рукоположении иерея голова и лицо ставленника покрывается воздухом.
  6. На архиерейском богослужении епископы и священники веют воздухом над головой предстоятеля архиерея.

В праздник Воздвижения, Изнесения Честных древ Животворящего Креста и в Неделю Крестопоклонную по уставу Крест для поклонения выносится лежащим на воздухе.

Изображения на воздухе

Исследователи прот. М. Желтов и М. В. Вилкова повторяют идею американского ученого П. Джонстона о том, что изображения на воздухах появилось не ранее XII–XIII вв.1 Самым же ранним примером воздуха с вышивкой на Руси, то есть с изображением, является большой воздух «Распятие с предстоящими» из Великого Новгорода, хранящийся в Государственном историческом музее и датируемый XII в., описанный впервые советским историком Л. В. Ефимовой2.

Изображения и композиции воздухов достаточно хорошо изучены и на данный момент существует два способа их классификации. Первый способ был предложен болгарской исследовательницей Ю. Бойчевой в 2003 году3. Она разделяла декор воздухов на два типа: иллюстративный и символический. Первый тип посвящен литургическим и евхаристическим образам, второй тип символическому толкованию воздуха. К первому типу, например, относится сюжет «Причащение апостолов», ко второму – «Распятие Христа». Второй способ классификации был предложен отечественным исследователем Л. Миркович в 2004 году4. Второй способ классификации также подразумевает два типа изображений: гимнографический и литургический. В первом случае изображения определяются песнопениями Великой субботы, во втором – определяется чином литургии.

Наиболее популярным изображением на воздухах была композиция «Положение во гроб». Традиционно по краям воздуха размещались надписи на церковнославянском «Благообразный Иосиф…», «Во гробе плотски…», «Да молчит всякая плоть человеча…», «Приимите, ядите…». Изображения наносятся красителями, а также вышиваются нитками, бисером и пр. элементами декоративной вышивки.


Примечания

1 Православная энциклопедия.

2 Ефимова Л. В. Шитая пелена «Распятие с предстоящими» XII в. в собр. Исторического музея // Рус. искусство XI–XVII вв. М., 1986. С. 128–135.

3 Бойчева Ю. Воздуси и плащаници от XIV–XVII век в Българските църкви и музеи: Функция, иконография, стил: Автореф. София, 2003

4 Миркович Л. Искусство церковного шитья: II. Плащаницы // Убрус. СПб., 2004. Вып. 2. С. 31-44

Цитаты о возду́хе

«Что касается практики веяния возду́хом над головой епископа в архиерейской литургии, мы оказались просто неспособны найти какую-либо убедительную причину столь причудливого обычая. Его не упоминает ни один из древних архиератиконов. Рубрика о веянии аером (воздухом) содержится в Деяниях Московского собора 1666–1667 гг. и позднейших русских источниках. По крайней мере, один греческий и несколько славянских кодексов предписывают подобный обряд в пресвитерской литургии.
Например, отрантский кодекс XIII в. Barberini 443 указывает священнику водрузить покровец потира себе на голову при возгласе «Горе имеим сердца». Кодекс София 530 (XV в.) предписывает иерею возложить аер на голову во время Символа веры. Затем он складывает его, читая Трисвятое. Рубрика кодекса Синод. 366 (680) XVI в. еще более замысловата. После Символа веры священник трижды помещает покров себе на голову, покрывая лицо и произнося Трисвятое. Возможно, происхождение этой практики объясняется изначальными размерами аера. Как указывает множество источников, возду́х был настолько большим, что требовалось усилие нескольких священнослужителей, чтобы снять его с даров. Единственной возможностью было пронести аер над головой предстоятеля и свернуть позади него.
Так по крайней мере предписывается рубриками русской литургической реформы 1666–1667 гг., которые гласят, что аер снимается над головой епископа и сворачивется созади его. Символика сошествия Святого Духа, которую Севир Антиохийский применил к веянию аером.. [могла] также повлиять на эту практику в архиерейской литургии, но у нас нет никаких более точных сведений».
проф. Р. Тафт, литургист

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka