Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Возду́х

Возду́х – (греч. ἀήρ; νεφέλη – облако, ἀναφορά – воз­но­ше­ние, καταπέτασμα – завеса) – тканый покров, пред­на­зна­чен­ный, в част­но­сти, для покры­тия рас­по­ла­га­е­мых на дис­косе и в потире святых даров (пред­ва­ри­тельно покры­тых малыми покров­цами), при­го­тов­лен­ных к освя­ще­нию (на Боже­ствен­ной Литур­гии).

vozduh 1 - Возду́х

Одно из первых упо­ми­на­ний воз­духа отно­сится к VIII в., когда в визан­тий­ских источ­ни­ках за автор­ством Псевдо-Гер­мана Кон­стан­ти­но­поль­ского воздух тол­ку­ется как завеса небес­ного храма (Евр.10:20) и как камень, запе­ча­тав­ший гроб­ницу Христа. Другой интер­пре­та­цией явля­ется вос­при­я­тие воз­духа как пла­ща­ницы Христа, а чин вели­кого входа, когда воздух выно­сится, тол­ку­ется как погре­баль­ная про­цес­сия. Нако­нец, воздух может сим­во­ли­че­ски упо­доб­ляться тверди небес­ной.

Визан­тий­ские воз­духи (ката­пе­тасмы) могли дости­гать 2 метров в длину. Поэтому в сред­не­ве­ко­вом пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии как в Визан­тии, так и на Руси исполь­зо­ва­лись воз­духи двух типов – «боль­шие» и «малые». Тра­ди­ция изго­тов­ле­ния боль­ших воз­ду­хов пришла из Визан­тии на Русь и сохра­ня­лась вплоть до XVII века. Одним из самых круп­ных при­ме­ров сред­не­ве­ко­вого рус­ского воз­духа явля­ется т. н. «Спас Неру­ко­твор­ный с пред­сто­я­щими» 1389 года, хра­ня­щийся в Госу­дар­ствен­ном исто­ри­че­ском музее. Его размер состав­ляет 123 сан­ти­метра на 220 сан­ти­мет­ров, то есть больше двух метров в длину, и больше метра в ширину. Другой пример круп­ного сред­не­ве­ко­вого воз­духа – «При­ча­ще­ние апо­сто­лов» 1410–1413 годов. Также хра­ня­щийся в Госу­дар­ствен­ном исто­ри­че­ском музее данный имел размер 114 на 210 сан­ти­мет­ров. В XVII веке исполь­зо­ва­ние круп­ных воз­ду­хов пре­кра­ща­ется и на смену им окон­ча­тельно при­хо­дят т. н. «малые» или «слу­жеб­ные» воз­духи. Неко­то­рое время после выхода из обра­ще­ния боль­шие воз­духи исполь­зо­ва­лись в бого­слу­же­нии как один из пред­ме­тов, кото­рый выно­сился свя­щен­ни­ками при совер­ше­нии вели­кого входа, что отра­жено в бого­слу­жеб­ных Чинов­ни­ках XVII в. Такая же тра­ди­ция сохра­ня­лась неко­то­рое время и в гре­че­ских церк­вях, о чем сви­де­тель­ствуют фрески с изоб­ра­же­нием вели­кого входа (напри­мер, на фрес­ках 1425–1450 гг. в церкви св. Анто­ния во Врон­ти­сиу на Крите). В совре­мен­ной бого­слу­жеб­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви боль­шой воздух сохра­нился лишь в виде пла­ща­ницы с изоб­ра­же­нием ком­по­зи­ции «Поло­же­ние во гроб» на ней.

В насто­я­щее время воздух чаще всего пред­став­ляет собой пря­мо­уголь­ное полот­нище с изоб­ра­же­нием креста посе­ре­дине (в боль­шин­стве слу­чаев). Размер совре­мен­ного воз­духа может варьи­ро­ваться, но не сильно, оста­ва­ясь в сред­нем в диа­па­зоне от 40 на 60 сан­ти­мет­ров до 80 на 110 сан­ти­мет­ров. 

Исполь­зо­ва­ние воз­духа в бого­слу­же­нии

На Боже­ствен­ной Литур­гии воздух исполь­зу­ется несколько раз.

  1. В конце про­ско­ми­дии свя­щен­ник кадит воздух и пола­гает его на накры­тые покров­цами потир и дискос.
  2. Во время вели­кого входа воздух пола­га­ется диа­кону или свя­щен­нику на плечо.
  3. После вели­кого входа, когда дискос и потир уже постав­лены на пре­стол, малые покровцы сни­ма­ются и свя­щен­ные сосуды покры­ва­ются воз­ду­хом.
  4. Во время пения Сим­вола веры свя­щен­ник в алтаре при­под­ни­мает воздух над свя­щен­ными сосу­дами и совер­шает махо­вые дви­же­ния, то под­ни­мая, то опус­кая воздух.
  5. При руко­по­ло­же­нии иерея голова и лицо став­лен­ника покры­ва­ется воз­ду­хом.
  6. На архи­ерей­ском бого­слу­же­нии епи­скопы и свя­щен­ники веют воз­ду­хом над голо­вой пред­сто­я­теля архи­ерея.

В празд­ник Воз­дви­же­ния, Изне­се­ния Чест­ных древ Живо­тво­ря­щего Креста и в Неделю Кре­сто­по­клон­ную по уставу Крест для покло­не­ния выно­сится лежа­щим на воз­духе. 

Изоб­ра­же­ния на воз­духе

Иссле­до­ва­тели прот. М. Желтов и М. В. Вил­кова повто­ряют идею аме­ри­кан­ского уче­ного П. Джон­стона о том, что изоб­ра­же­ния на воз­ду­хах появи­лось не ранее XII–XIII вв.1 Самым же ранним при­ме­ром воз­духа с вышив­кой на Руси, то есть с изоб­ра­же­нием, явля­ется боль­шой воздух «Рас­пя­тие с пред­сто­я­щими» из Вели­кого Нов­го­рода, хра­ня­щийся в Госу­дар­ствен­ном исто­ри­че­ском музее и дати­ру­е­мый XII в., опи­сан­ный впер­вые совет­ским исто­ри­ком Л. В. Ефи­мо­вой2.

Изоб­ра­же­ния и ком­по­зи­ции воз­ду­хов доста­точно хорошо изу­чены и на данный момент суще­ствует два спо­соба их клас­си­фи­ка­ции. Первый способ был пред­ло­жен бол­гар­ской иссле­до­ва­тель­ни­цей Ю. Бой­че­вой в 2003 году3. Она раз­де­ляла декор воз­ду­хов на два типа: иллю­стра­тив­ный и сим­во­ли­че­ский. Первый тип посвя­щен литур­ги­че­ским и евха­ри­сти­че­ским обра­зам, второй тип сим­во­ли­че­скому тол­ко­ва­нию воз­духа. К пер­вому типу, напри­мер, отно­сится сюжет «При­ча­ще­ние апо­сто­лов», ко вто­рому – «Рас­пя­тие Христа». Второй способ клас­си­фи­ка­ции был пред­ло­жен оте­че­ствен­ным иссле­до­ва­те­лем Л. Мир­ко­вич в 2004 году4. Второй способ клас­си­фи­ка­ции также под­ра­зу­ме­вает два типа изоб­ра­же­ний: гим­но­гра­фи­че­ский и литур­ги­че­ский. В первом случае изоб­ра­же­ния опре­де­ля­ются пес­но­пе­ни­ями Вели­кой суб­боты, во втором – опре­де­ля­ется чином литур­гии.

Наи­бо­лее попу­ляр­ным изоб­ра­же­нием на воз­ду­хах была ком­по­зи­ция «Поло­же­ние во гроб». Тра­ди­ци­онно по краям воз­духа раз­ме­ща­лись над­писи на цер­ков­но­сла­вян­ском «Бла­го­об­раз­ный Иосиф…», «Во гробе плот­ски…», «Да молчит всякая плоть чело­веча…», «При­и­мите, ядите…». Изоб­ра­же­ния нано­сятся кра­си­те­лями, а также выши­ва­ются нит­ками, бисе­ром и пр. эле­мен­тами деко­ра­тив­ной вышивки.


При­ме­ча­ния:

1 Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия.

2 Ефи­мова Л. В. Шитая пелена «Рас­пя­тие с пред­сто­я­щими» XII в. в собр. Исто­ри­че­ского музея // Рус. искус­ство XI–XVII вв. М., 1986. С. 128–135.

3  Бой­чева Ю. Воз­дуси и пла­ща­ници от XIV–XVII век в Бъл­гар­ските църкви и музеи: Функ­ция, ико­но­гра­фия, стил: Авто­реф. София, 2003

4 Мир­ко­вич Л. Искус­ство цер­ков­ного шитья: II. Пла­ща­ницы // Убрус. СПб., 2004. Вып. 2. С. 31–44

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки