Ди́скос (от греч. δίσκος – блюдо, тарелка, диск) – небольшое блюдо на особой подставке, на которое во время Литургии полагаются св. Агнец и частицы, вынутые из других просфор (в разные моменты Литургии может знаменовать, например, вертеп и ясли, где родился Господь Иисус Христос; гроб Христов; а в совокупности с расположенными на нём частицами – Церковь Христову).
На дискос ставится звездица, поддерживающая возлагаемый на него во время Божественной литургии покровец.
Использование дискоса по всей видимости восходит к раннехристианским временам. Блюда с Хлебом присутствуют, например, на символических изображениях Евхаристии среди фресок римских катакомб III–IV вв. Древнейшие дискосы найдены в кладах IV–VI вв. Дискос упоминается в сирийском памятнике «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (V в.).
В богослужении дискос, как правило, используется только за Божественной Литургией. Единственный пример его использования вне Литургии – это чин освящения храма, когда на дискос полагаются частицы святых мощей, которые затем помещаются в освящаемый престол. Использовать дискос в непредназначенных для этого (нелитургических) целях запрещено 10-м правилом Двукратного Собора 861 года.
В древности само использование дискоса при совершении Божественной Литургии считалось достаточным для его освящения. Сейчас в Православной Церкви повсеместно бытует практика считать достаточным для освящения новых дискоса и других евхаристических сосудов окропление их святой водой во время чина освящения храма и последующее совершение на них литургии, без чтения дополнительных молитв.
Встречающиеся на дискосе изображения: Крест, Тайная вечеря, Распятие Христа, лик Спасителя, редко – иконы святых или библейские сцены. В современной практике Русской Церкви встречаются дискосы, как правило, с изображением Рождества Христова и надписью: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира».
В византийских литургических толкованиях есть несколько символических интерпретаций значения дискоса в богослужении:
- Облако как символ Св. Духа.
- Св. Дух при Воплощении и Рождении Спасителя.
- Руки Иосифа и Никодима, погребающие Христа.
- Ложе, на котором покоился умерший Спаситель.
- Небесный круг.
Комментировать