Помян­ник, о помян­нике

См. также Записка цер­ков­ная

© Архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин):

Помян­ник – неболь­шая книжка или тет­радка с запи­сан­ными в ней для молит­вен­ного поми­но­ве­ния име­нами живых и усоп­ших. Назы­ва­ется еще сино­ди­ком.

Почти у каж­дого хри­сти­а­нина име­ется малень­кая книжка, назы­ва­е­мая помян­ник – образ древ­него диптиха, где напи­саны имена живых и усоп­ших. Эту книжку он подает в храме на про­ско­ми­дию и екте­ньи, на молебны и пани­хиды, ее он должен читать еже­дневно в своих домаш­них молит­вах.

Что озна­чает список имен? Каждое имя зна­ме­нует собой чело­века: в списке живых – чело­ве­че­скую лич­ность, в списке умер­ших – душу, ушед­шую в другой мир – в неве­до­мое нам бытие. Помян­ник это то духов­ное поле, на кото­ром мы неви­димо встре­ча­емся с душами живых и усоп­ших, не только с ними, но и с их анге­лами-хра­ни­те­лями. Помян­ник – это связь между живыми и мерт­выми, между всеми, кто носит имя хри­сти­а­нина, связь через бла­го­дать, где нет пре­пят­ствий и рас­сто­я­ний, нет дале­ких и близ­ких, нет раз­де­ле­ния и раз­ли­чия между живу­щими на земле и теми, кто нахо­дится под землей, чьи тела пре­бы­вают в моги­лах, как на своих ложах до вос­кре­се­ния из мерт­вых. Мы все нахо­димся в духов­ном граде, имя кото­рого Цер­ковь.

Помян­ник это место встречи; путь туда лежит через чело­ве­че­ское сердце. Только голос сердца слышен на небе, а слова одних уст бес­следно рас­те­ка­ются по воз­духу и исче­зают, как рябь на поверх­но­сти воды. Нера­ди­вая молитва не единит чело­ве­че­ских душ; она похожа на цепь с разо­рван­ными зве­ньями. Под каждым именем скрыт чело­век, с его нуж­дами, стра­да­ни­ями и болью. Каждое имя это уста, кото­рые просят нас о помощи, осо­бенно имена умер­ших – это без­звуч­ные крики из могил. Мы должны обра­щаться с име­нами, словно  с теми людьми, кото­рые скрыты под ними, как под заве­сой.

Есть обы­ден­ное выра­же­ние «читать помян­ник». Как часто мы делаем это бук­вально – читаем, а не молимся, пере­чис­ляем имена, будто отсчи­ты­ваем камушки, а нередко читаем с отклю­чен­ным сонным созна­нием, рас­слаб­лен­ной волей, рас­се­ян­ными мыс­лями, как будто сле­пыми гла­зами. Молитва имеет один корень со сло­вами  «молить, умо­лять, мило­вать, милость, уми­ле­ние». Молиться это про­сить Бога о поми­ло­ва­нии, как осуж­ден­ный просит судью о пощаде. Умо­лять это значит, чув­ство­вать чужую боль, как свою соб­ствен­ную, это про­тя­ги­вать руку упав­шему, это как бы брать на себя тяжесть изне­мо­га­ю­щего под ношей. Молиться – значит обра­щаться к морю боже­ствен­ного мило­сер­дия, поэтому молитва должна быть оду­шев­лена надеж­дой; даже белый цвет стра­ниц помян­ника, на кото­рых напи­саны имена, служит как бы фоном молитвы, а вернее знаком надежды, с кото­рой мы должны про­из­но­сить их.

Две части помян­ника похожи на день и ночь. Живые нахо­дятся на земле, как бы при свете дня; мы можем их видеть, слы­шать и ося­зать. Усоп­шие ушли в тот мир, кото­рый для нас оста­ется тайной: они живы, но мы не видим их, как в ночной тем­ноте.

Помян­ник это символ того, что наши близ­кие всегда с нами. Помян­ник это память о смерти, с кото­рой каждый из нас под­пи­сал дого­вор в день своего рож­де­ния: те, кто нахо­дятся в списке живых, в свое время перей­дут в список умер­ших, но нет ни одного имени, кото­рое было бы пере­не­сено обратно. Еще ни один чело­век на свете не обра­тился назад на этом пути, как не может волна реки пойти против потока. В тоже время, помян­ник – сви­де­тель­ство о том, что смерти нет, что смерть это только раз­лука, но и ее пре­одо­ле­вает молитва.

На земле все стра­дают – и пра­вед­ные и греш­ные; все нуж­да­ются в помощи и состра­да­нии, поэтому имена, напи­сан­ные чер­ни­лами, в духов­ном плане напи­саны сле­зами и кровью. Помян­ник – баро­метр нашей любви: насколько вни­ма­тельно мы читаем его, насколько имена глу­боко про­хо­дят через наше сердце и согре­ва­ются теплом, – настолько мы испол­няем запо­ведь Божию о любви, кото­рая выше закона. Вера, надежда и любовь – три­едины. Но вера это первая сту­пень духов­ного вос­хож­де­ния; она рож­дает вни­ма­ние и укреп­ляет тер­пе­ние в молитве. Вни­ма­тель­ная молитва дает чело­веку  некое таин­ствен­ное изве­ще­ние о том,  что он услы­шан Богом. Надежда  изго­няет сомне­ние и  низ­во­дит в душу  бла­го­дать, кото­рая откры­ва­ется как любовь; тогда чело­век молится о своих врагах, как о дру­зьях, и не хочет, чтобы кто-либо был нака­зан за него. Он молится о бла­го­по­лу­чии своих обид­чи­ков и про­щает их, хотя бы они не про­сили про­ще­ния. Имена врагов в помян­нике это ключ к духов­ной сокро­вищ­нице, это тот огонь, кото­рый сжи­гает зависть как солому, изго­няет злобу и мсти­тель­ность, как змей из сердца, и делает врагов дру­зьями. Молиться сосре­до­то­ченно и вни­ма­тельно трудно, как про­ли­вать кровь; поэтому помян­ник похож на поле неви­ди­мого боя; но после усерд­ной молитвы за людей чело­век чув­ствует покой сове­сти и радость как тор­же­ство победы. Помян­ник – это воз­мож­ность выпла­тить долг усоп­шим, кото­рый остался за нами. Помян­ник – это запе­ча­тан­ное письмо, посы­ла­е­мое Богу. Помян­ник – про­верка веры, обли­че­ние надежды, испы­та­ние любви, это рас­кры­тие того, что скрыто в нашем сердце: состра­да­ние или без­раз­ли­чие, тепло весны или холод зимы. Помян­ник – это при­го­тов­ле­ние к соб­ствен­ной смерти, когда душу встре­тят те, кого она любила, за кого моли­лась, кто опе­ре­дил ее на пути в веч­ность. Помян­ник – это тра­пеза в твоем доме для нищих и стран­ни­ков, и пир любви для друзей. Невни­ма­тель­ная молитва похожа на рас­сте­лен­ную ска­терть без яств: ты позвал гостей и отпу­стил их голод­ными. Нера­ди­вая молитва это зер­кало твоего лице­ме­рия. Помян­ник – это плат, кото­рым ты можешь отте­реть слезы скор­бя­щих или оби­жен­ных тобой. Помян­ник – это вервь, бро­шен­ная тем, кто нахо­дится в аду, как бро­сают веревку уто­па­ю­щем в омуте. Помян­ник, отдан­ный в алтарь на литур­гию, ста­но­вится подоб­ным скинии Авра­ама, где все нуж­да­ю­щи­еся обре­тают покой. Когда ты вни­ма­тельно чита­ешь помян­ник, то он ста­но­вится подоб­ным небу, свер­ка­ю­щему звез­дами, а когда нера­диво – то небу, покры­тому обла­ками.

Греш­ник – враг соб­ствен­ной души, кото­рая  не только в буду­щем веке, но и здесь на земле стра­дает, хотя бы  он сам не осо­зна­вал этого, как не пони­мает рож­ден­ный в тем­нице, что он лишен сол­неч­ного света. Но в душе даже греш­ника есть некая память о небе и, поэтому, имена людей, поте­ряв­ших Бога, это очи их духа, напол­нен­ные сле­зами, кото­рые обра­щены к тебе с моль­бой.

Помян­ник – воз­мож­ность всегда и везде делать людям добро. Когда чело­век от души молится за других, то их ангелы-хра­ни­тели молятся за него; поэтому помян­ник один из источ­ни­ков духов­ного света для тебя самого, и твоя молитва, как отра­жен­ный свет, уси­лен­ный молит­вами анге­лов, воз­вра­ща­ется к тебе. Помян­ник – копилка духов­ной мило­стыни, и ее твой ангел-хра­ни­тель поло­жит на весы пра­во­су­дия Божия в день Суда; и тогда ты уви­дишь, что каждая твоя молитва, похо­жая на лепты вдо­вицы, пре­вра­ти­лась в слитки золота. Помян­ник это пред­вест­ник твоей буду­щей встречи с теми, о ком ты молился; они будут бла­го­дарны тебе больше, чем голод­ные тому, кто кормил их. Самое высшее сча­стье чело­века —  умение любить. Любовь это сама жизнь, а помян­ник – воз­мож­ность еже­дневно учиться науке  любить людей.

В помян­нике скре­щи­ва­ются пути: от сердца к сердцу – тех, кто на земле; молитва о тех, кто спасен,  – это путь, ухо­дя­щий в небо; молитва о тех, кто осуж­ден,  – луч, нис­хо­дя­щий в бездну ада. Эти три пути, пере­се­ка­ясь друг с другом, обра­зуют крест.

Гос­подь сказал: «Какой мерой мерите, такой будет отме­рено вам», и еще: «Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут». Твой помян­ник, если ты часто рас­кры­ва­ешь его как птица крылья, это надежда на то, что твое имя будет напи­сано в вечном Помян­нике на небе­сах в памяти Божией.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки