Пост пред праздником Рождества Христова

Про­дол­жа­ется Рож­де­ствен­ский пост, и мы бла­го­да­рим Бога, что снова гото­вимся при­нять уча­стие в тайне при­ше­ствия в мир нашего Спа­си­теля. Как гово­рит святой Феофан Затвор­ник, в тече­ние этого поста мы должны при­ча­ститься Тела и Крови Гос­под­ней так, чтобы ощу­тить всем своим суще­ством, что Слово стало плотью, и Гос­подь при­об­щился нашей плоти и крови, став одним из нас.

Сего­дня, когда Цер­ковь напо­ми­нает нам о необ­хо­ди­мо­сти поста и молитвы, хоте­лось бы ска­зать о том, что, хотя Рож­де­ствен­ский пост и не такой стро­гий в смысле внеш­них тре­бо­ва­ний, однако он тре­бует рас­су­ди­тель­ного отно­ше­ния.

Прежде всего, мы должны его соблю­дать, но, как гово­рит святой Исаак Сирин, суще­ствует мера поста. Надо пони­мать, что все цер­ков­ные уста­нов­ле­ния должны соот­вет­ство­вать мере кон­крет­ного чело­века в зави­си­мо­сти от его телес­ной кре­по­сти, воз­раста, здо­ро­вья и других осо­бен­но­стей.

Пре­по­доб­ный Исаак гово­рит, что чрез­мер­ный пост более вреден, чем несо­блю­де­ние поста вообще. Это отно­сится, в первую оче­редь, к тем люби­те­лям поститься, кото­рые хотят сразу очень высоко взойти, имея боль­шое воз­дер­жа­ние, не урав­но­ве­шен­ное их внут­рен­ним состо­я­нием. Почему чрез­мер­ный пост вред­ней, чем несо­блю­де­ние поста? Потому, гово­рит Пре­по­доб­ный, что чело­век еще может из несо­блю­де­ния поста, из незна­ния того, как можно пра­вильно духовно жить, прийти к пра­виль­ному устро­е­нию, а вслед­ствие иска­же­ний, кото­рые воз­ни­кают от неуме­рен­ного поста, может про­изойти такое духов­ное рас­строй­ство, кото­рое выпра­вить уже гораздо труд­нее.

Пост как духов­ное явле­ние всегда обна­жает наше вос­при­я­тие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен пом­нить о том, что в тече­ние поста есте­ственно воз­ни­кают осо­бен­ные иску­ше­ния, и мы можем при­бли­жаться к Богу, а можем и осо­бенно уда­ляться от Него вслед­ствие того, что вос­при­я­тие добра и зла обост­ря­ется. Потому пре­по­доб­ная Син­кли­ти­кия гово­рит, что пост внеш­ний, кото­рый не соот­вет­ствует мере нашего духов­ного дела­ния, более вреден, чем поле­зен, поскольку прежде всего воз­буж­дает в нас тще­сла­вие, в кото­ром все грехи, вместе взятые, и пре­воз­но­ше­ние над дру­гими людьми. То есть одно только внеш­нее соблю­де­ние поста не при­бли­жает нас к Богу и к дру­гому чело­веку, но, наобо­рот, уда­ляет от них. И все другие стра­сти — раз­дра­же­ние, злоба и всё, что свой­ственно нам, может осо­бенно ярко вспых­нуть во время поста.

Итак, самое глав­ное, что Цер­ковь напо­ми­нает нам о посте: когда мы совер­шаем телес­ное воз­дер­жа­ние, наше тело, пло­тя­ная завеса, отде­ля­ю­щая нас от неви­ди­мого мира, как бы утон­ча­ется, и мы дела­емся более вос­при­им­чи­выми к духов­ному миру. И если сердце наше не очи­щено, то есте­ственно, что сопри­кос­но­ве­ния в этом неви­ди­мом мире свя­заны, в первую оче­редь, с тем­ными силами. Отсюда все иску­ше­ния и стра­сти, кото­рые в тече­ние поста могут только воз­рас­тать.

Мы знаем из Свя­щен­ного Писа­ния, из исто­рии Церкви о том, что пост может быть настолько без­бла­го­дат­ным, что может стать прямою про­ти­во­по­лож­но­стью того, чем он должен быть. В книге Деяний святых Апо­сто­лов опи­сы­ва­ется, каким может быть пост, когда сорок с лишним иудеев закля­лись не есть и не пить ничего, то есть хра­нить самое стро­жай­шее воз­дер­жа­ние, пока не убьют апо­стола Павла. Они были искренне убеж­дены, что делают дело Божие, и для того, чтобы под­дер­жать в себе огонь нена­ви­сти к этому чело­веку, они хра­нили свой страш­ный пост.

И пост, и само­от­вер­же­ние могут быть тем­ными и гибель­ными. Мы знаем при­меры такой ложной духов­но­сти в других рели­гиях, когда аскеза, воз­дер­жа­ние хра­нится именно для пита­ния мнимой духов­но­сти, для под­дер­жа­ния чуж­дого огня в Душе чело­века. Точно такого же свой­ства может быть и само­от­вер­же­ние, и чело­ве­че­ский геро­изм. Всем известно, что люди неве­ру­ю­щие спо­собны на боль­шое само­от­вер­же­ние и геро­изм, когда они вдох­нов­ля­ются какой-то ложной идео­ло­гией, и готовы даже отдать свою жизнь за нее. В любой ложной рели­гии это само­от­вер­же­ние, это воз­дер­жа­ние и эта отдача себя могут дости­гать осо­бенно страш­ных болез­нен­ных состо­я­ний. Но во всех тра­ги­че­ских слу­чаях, кото­рые можно наблю­дать и сего­дня (скажем, в тота­ли­тар­ных сектах, куда при­хо­дят моло­дые люди, ничего не зна­ю­щие о Боге и гото­вые хра­нить любой стро­гий пост и жерт­во­вать всем и всеми), мы видим одну осо­бен­ность: если бы всем пле­нен­ным ложной рели­гией людям, не зна­ю­щим Бога, но спо­соб­ным на гибель­ный геро­изм и само­от­вер­жен­ность, открылся истин­ный Бог, то они не были бы такими теп­лохлад­ными, како­выми часто явля­емся мы с вами. Об этой опас­но­сти, как самой серьез­ной, кото­рая грозит нам в послед­ние вре­мена, пре­ду­пре­ждает Спа­си­тель. И это будет в Церкви.

Заду­ма­емся с вами об этом. Из года в год мы при­выкли хра­нить пост слиш­ком внешне, слиш­ком фор­мально, часто сводя его к соблю­де­нию одной диеты, не при­бав­ляя молитвы и не углуб­ля­ясь в осо­зна­ние своего пути ко Христу, в осо­зна­ние той тайны, кото­рая откры­ва­ется нам в это время. К каж­дому из нас на самом деле при­бли­жа­ется Хри­стос, поэтому осо­знаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это — теп­лохлад­ность, это — внеш­нее фор­маль­ное соблю­де­ние поста. Поста­ра­емся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей испо­веди мы вспо­ми­наем все в завер­ше­ние поста, назы­вая этот грех прежде всего) углу­бить наш пост, при­бли­жа­ясь ко Христу не только чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния (в осо­бен­но­сти про­ро­ков), не только чте­нием Псал­тири и молитв (это обя­за­тельно) и более частым посе­ще­нием храма (это суще­ственно и необ­хо­димо), но именно при­об­ще­нием к самому глав­ному, что есть во Христе, — Его любви. Его при­част­но­сти к стра­да­нию и судьбе каж­дого живого чело­века, чтобы тайна Хри­стова Вопло­ще­ния ста­но­ви­лась в тече­ние поста нашим живым зна­нием.

Тот же свя­ти­тель Феофан Затвор­ник ука­зы­вает и на удоб­ство лече­ния гомео­па­тией. «Гомео­па­тия может помо­гать во всяких болез­нях, но надо уга­дать под­хо­дя­щее лекар­ство. Уга­дать можно по симп­то­мам или по тому, чем про­яв­ля­ется болезнь. Гомео­па­тиею можно лечиться, не видя док­тора, — при посред­стве пере­писки». А в наше время и при посред­стве теле­фона.

До рево­лю­ции в Санкт-Петер­бурге было очень силь­ное обще­ство гомео­па­тов. Они выпус­кали спра­воч­ники, удоб­ные для домаш­него лече­ния. Этими спра­воч­ни­ками мог поль­зо­ваться любой чело­век. Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский реко­мен­до­вал гомео­па­тию как доступ­ное по своей деше­визне лече­ние для бедных людей.

Сейчас раз­ра­ба­ты­ва­ется и пред­ла­га­ется мно­же­ство новых мето­дик для лече­ния болез­ней. Мето­дик удоб­ных именно для само­сто­я­тель­ного домаш­него поль­зо­ва­ния. Кто-то зани­ма­ется очи­ще­нием орга­низма, кто-то лечится моно­ди­е­той, кто-то пьет настойку сабель­ника, кто-то делает дыха­тель­ную гим­на­стику, кто-то в вос­торге от аро­ма­те­ра­пии. И отлично! Если вам помо­гает сабель­ник, пейте сабель­ник, если хорошо от гим­на­стики — делайте гим­на­стику. И если вам ста­но­вится лучше, не забы­вайте бла­го­да­рить Бога.

Когда-то прак­ти­че­ская состав­ля­ю­щая меди­цины была ничтожна. Было мало лекарств, мето­дик лече­ния, инстру­мен­тов для обсле­до­ва­ния. Врач лечил, в основ­ном, словом. Кстати, само слово «врач» про­ис­хо­дит от «врать», то есть рас­ска­зы­вать, гово­рить. В древ­нем мире лечили жрецы, исполь­зуя раз­лич­ные закли­на­ния. Тогда хри­сти­а­нину обра­титься к врачу языч­нику или иудею было невоз­можно. Это было обра­ще­ние за помо­щью к чуждой хри­сти­ан­ству мистике. Но сего­дня мы поль­зу­емся прак­ти­че­ской меди­ци­ной, лекар­ствами и мето­дами лече­ния, раз­ра­бо­тан­ными для каж­дого чело­века, неза­ви­симо от его миро­воз­зре­ния. Мисти­че­скую, то есть таин­ствен­ную, духов­ную состав­ля­ю­щую мы можем доба­вить к лече­нию сами с помо­щью Церкви.

Наше пра­во­сла­вие не должно быть пре­пят­ствием ни к обще­нию, ни к сотруд­ни­че­ству с врачом. И откуда знать, может быть, приняв помощь и дове­рив­шись док­тору, кото­рый не без воли Божией ока­зался рядом с нами в тяже­лое для нас время, мы сами как-то повли­яем на его судьбу, при­ве­дем его к вере. И такие случаи были. Мне зна­комы веру­ю­щие врачи, на цер­ков­ность кото­рых ока­зали вли­я­ние именно их паци­енты.

Духов­ная состав­ля­ю­щая

«Как не должно вовсе избе­гать вра­чеб­ного искус­ства, так несо­об­разно пола­гать в нем всю свою надежду» (свят. Васи­лий Вели­кий).

Веру­ю­щему чело­веку есть что доба­вить к искус­ству врача. Мы уже гово­рили о испо­веди и при­ча­стии во время болезни. О молитве. Но есть и еще духов­ные сред­ства.

Это, конечно, святая вода. Кре­щен­ская утром нато­щак и вода с молебна, кото­рый могут зака­зать ваши род­ствен­ники. Напри­мер, с молебна вели­ко­му­че­нику и цели­телю Пан­те­лей­мону. Или врачам-бес­среб­ре­ни­кам Косьме и Дами­ану. Воду с молебна в болезни можно пить и днем, и после еды. Неко­то­рые упо­треб­ляют воду, взятую на святых источ­ни­ках. И она, если ее пить с бла­го­го­ве­нием, тоже при­но­сит пользу.

Не забудьте про просфору. А есть и еще свя­тыня, кото­рую хранят пра­во­слав­ные нарочно на случай болезни,- артос. Кусо­чек бла­го­слов­лен­ного хлеба, кото­рый раз­дают после Пасхи, в суб­боту Свет­лой Сед­мицы, в церкви. Кру­пицы артоса с бого­яв­лен­ской или кре­щен­ской водой потреб­ляют, как и просфору — нато­щак. Упо­треб­ляют в болезни и святое масло. Это масло освя­ща­ется у святых икон или у мощей. Есть немало слу­чаев, когда боль­ные полу­чали исце­ле­ние, пома­зы­ва­ясь таким маслом. Его можно также при­ни­мать и внутрь. У одного моло­дого чело­века была болезнь щито­вид­ной железы. Духов­ник дал ему святое масло, при­ве­зен­ное из Иеру­са­лима. Боль­ной еже­дневно пома­зы­вал себе кре­сто­об­разно горло с молит­вами «Отче наш» и «Бого­ро­дица Дева радуйся» и пошел на поправку. Док­то­ров он тоже не избе­гал, но случай был тяже­лый, и, как он счи­тает, без иеру­са­лим­ского мас­лица он вряд ли бы выздо­ро­вел. Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может ока­зать бла­го­твор­ное дей­ствие.

«Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин обра­ща­ется лицом к святым иконам — Спа­си­теля, Божией Матери, анге­лов и святых угод­ни­ков Божиих — для того, чтобы наглядно пока­зать свою веру в при­сут­ствие их, в бли­зость их к себе; святые иконы реа­ли­зуют, осу­ществ­ляют веру нашу пра­во­слав­ную, а без святых икон мы как бы висели в воз­духе, не зная, кому молимся».

Заме­ча­тель­ные слова св. прав. Иоанна Крон­штадт­скоro! Духов­ной жизни необ­хо­димы и образ и дей­ствие.

Таким обра­зом, иконой могут быть и святые храмы, мона­стыри и места подви­гов угод­ни­ков Божиих. Мно­же­ство палом­ни­ков едут еже­годно, чтобы уви­деть свя­тыню, помо­литься на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угод­ни­кам Его молиться можно на всяком месте. Преп. Сера­фиму Саров­скому молятся и в Москве, и на Кам­чатке, и в Аме­рике, и в Китае, и в Антарк­тиде, но с каким теплым чув­ством вку­шают суха­рики, высу­шен­ные в котелке Пре­по­доб­ного, при­ве­зен­ные из Диве­ева! Они как личное бла­го­сло­ве­ние свя­того.

У чудо­твор­ных икон, у святых мощей, в местах жизни святых угод­ни­ков соби­рают и запи­сы­вают случаи чудес­ной помощи. В иных местах таких запи­сей соби­ра­ются целые тома.

При­веду несколько сви­де­тельств о чудес­ной помощи св. прав. Симеона Вер­хо­тур­ского.

Из письма полиц­мей­стера г. Пет­ро­пав­лов­ска Нико­лая Алек­се­е­вича Про­то­по­пова от 14 ноября 1878 года: «У жены моей болели зубы, ника­кие лекар­ства не помо­гали, когда же она натерла десны и зубы землей, взятой из могилы угод­ника, болезнь пре­кра­ти­лась». Из сооб­ще­ния девицы Мель­ни­ко­вой, полу­чен­ного в 1880 году: «1874 года, 28 апреля я пошла в Вер­хо­ту­рье к мощам св. пра­вед­ного Симеона. В то время у меня сильно забо­лела нога. Боль что дальше, то силь­нее умно­жа­лась, и болезнь эту редко можно встре­тить; ногу я обвя­зы­вала поло­тен­цем… и на двух косты­лях едва шла… Утром встала с вели­ким трудом и пошла в село Мер­ку­шин­ское, схо­дила к вечерне и при­го­то­ви­лась к при­ня­тию Св. Таин, и Бог допу­стил — при­ча­сти­лась. Тут я весьма много про­лила слез. Утром встала — у меня опу­холь прошла, и нога ровно не была больна». Сви­де­тель­ствуют и наши совре­мен­ники. Зайцев Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич, житель г. Бузу­лука, услы­шав о св. прав. Симеоне Вер­хо­тур­ском, в 1997 году посе­тил Вер­хо­ту­рье и село Мер­ку­шино, попил воды из гроб­ницы и, взяв с собой, пил ее в дороге. У него прошел осте­о­хонд­роз, кото­рым Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич был болен с 1974 г ., до этого он каждый день делал себе обез­бо­ли­ва­ю­щие уколы.

Свя­щен­ник Михаил Кудрин рас­ска­зал, что у его млад­шей дочери Ека­те­рины было силь­ное косо­гла­зие. После молебна св. прав. Симеону Вер­хо­тур­скому роди­тели пома­зали ей глаза маслом из лам­пады над гроб­ни­цей, а потом делали то же самое несколько раз, пока неожи­данно не обна­ру­жи­лось, что глазки уже не косят, а смот­рят прямо.

Пет­ру­хина Нина Гри­го­рьевна из Москвы сооб­щила: «Появи­лась рако­вая опу­холь, врачи хотели ее уда­лить. Я читала молитву свя­тому Симеону Вер­хо­тур­скому, пома­зы­вала лоб и боль­ные места маслом, при­кла­ды­вала землю к голове, один раз выпила воду (видимо, из гроб­нички). Через месяц пришел резуль­тат ана­лиза: рако­вых клеток нет. Опе­ра­цию отме­нили, но риск забо­ле­ва­ния остался. Видимо, надо лечиться и молиться прав. Симеону…».

Встре­ча­ются болезни, кото­рые не могут быть выле­чены или облег­чены лекар­ствами или уси­ли­ями меди­цины. Когда одни лишь духов­ные сред­ства могут улуч­шить состо­я­ние.

Среди писем преп. Мака­рия Оптин­ского есть ответ отцу боль­ной дочери. «Я вам писал уже, что эта болезнь не под­ле­жит физи­че­ским лекар­ствам, но надобно искать исце­ле­ния в вере, про­сить Бога и угод­ни­ков Его о нис­по­сла­нии ей исце­ле­ния от сей болезни». Пре­по­доб­ный сове­тует дома отслу­жить моле­бен с ака­фи­стом свя­ти­телю Мит­ро­фану Воро­неж­скому, а потом побы­вать у его мощей: «Сколько было и бывает там исце­ле­ний молит­вами свя­того угод­ника Божия при­бе­га­ю­щим к нему, и Бог, молит­вами его, исце­лит и вашу дочь. Веру­ю­щему все воз­можно».

Другой Оптин­ский старец, преп. Амвро­сий, боль­ному, стра­да­ю­щему от голов­ной боли и не ожи­да­ю­щему помощи от врача, сове­тует съез­дить в Афон­скую часовню, отслу­жить там моле­бен св. Вели­ко­му­че­нику Пан­те­лей­мону, взять масла из лам­падки и мазать им голову на ночь. «При этом и дома обра­щайся почаще к целеб­ному Пан­те­лей­мону и проси его помощи. Гос­подь даст — и прой­дет».

В труд­ных болез­нях неред­кая прак­тика — обеты посе­тить то или иное святое место, съез­дить к мощам угод­ника. Орен­бург­ский свя­щен­ник Филипп Ива­нов­ский, живший в сере­дине XIX века, рас­ска­зы­вал о себе, что когда он учился в семи­на­рии, после силь­ной про­студы у него яви­лась некая непо­нят­ная болезнь нервно-пси­хи­че­ского харак­тера. «Какая-то оду­ре­лость пришла на меня, соеди­нен­ная с неимо­вер­ною, неснос­ною тоскою, неве­рием и хуль­ными мыс­лями». О своей болезни он не гово­рил ни врачу, ни това­ри­щам, из опа­се­ния, что его отчис­лят из семи­на­рии. «Все мое уте­ше­ние, вся надежда и все вра­чев­ство заклю­ча­лись един­ственно в дава­е­мых мною обетах по окон­ча­нии курса схо­дить к неко­то­рым чудо­твор­ным иконам и в Вер­хо­ту­рье». И что же? По окон­ча­нии курса, когда обе­ща­ния были испол­нены, болезнь отсту­пила. «Есть болезни, на изле­че­ние коих Гос­подь нала­гает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спа­се­ния, чем здо­ро­вье. Не могу ска­зать, чтоб это не имело места в отно­ше­нии ко мне», — писал свт. Феофан Затвор­ник. Слу­ча­ется видеть людей болез­нен­ных как бы неис­цельно. Причем, это не всегда болезнь от рож­де­ния, от при­роды. Но что-то в при­роде харак­тера чело­века есть такое, что болезнь, словно некая узда, необ­хо­дима ему. Иной, забо­лев, вспо­ми­нает Бога, начи­нает вести цер­ков­ную жизнь, борется со своими гре­хов­ными при­выч­ками; но стоит ему выздо­ро­веть, как посте­пенно усилия его сходят на нет и Бог уже ста­но­вится не так потре­бен.

Цер­ков­ная жизнь, кото­рую состав­ляют молитва, пост, посе­ще­ние вос­крес­ных и празд­нич­ных бого­слу­же­ний, регу­ляр­ное уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах (то есть Испо­ведь и При­ча­стие), любую болезнь делает более тер­пи­мой, облег­чает. Осо­бенно это заметно в отно­ше­нии нервно-пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний. Даже тяже­лых, наслед­ствен­ных.

При­хо­дит на память случай, когда в цер­ковь пришел моло­дой чело­век со стран­ным забо­ле­ва­нием. Он угрюмо смот­рел испод­ло­бья, дви­же­ния его были ско­ванны и раз­вязны одно­вре­менно. Он словно не владел своей мото­ри­кой. Плечи све­дены вместе, голова опу­щена, речь похожа на кар­ка­нье. Отры­ви­стый, не всегда умест­ный хохот. Каза­лось, что это врож­ден­ное нездо­ро­вье невоз­можно пре­одо­леть.

Но шло время. Моло­дой чело­век посе­щал цер­ков­ные службы, он вни­ма­тельно испо­ве­до­вался, часто при­ча­щался. По мере сил участ­во­вал в делах при­хода. Посте­пенно изме­нился его внеш­ний облик, выра­же­ние лица стало мягче, плечи рас­пра­ви­лись, речь сде­ла­лась внят­ной.

И было заметно, что в пери­оды, когда он по каким — либо при­чи­нам не мог посе­щать храм, болезнь его опять уси­ли­ва­лась. Когда же цер­ков­ный ритм жизни прочно уста­но­вился, юноша, можно ска­зать, просто рас­цвел. Даль­ней­шая его жизнь сло­жи­лась хорошо.

И это не един­ствен­ный, не редкий случай, такие исто­рии вам рас­ска­жут на любом при­ходе.

В Еван­ге­лии упо­ми­на­ется жен­щина, восем­на­дцать лет имев­шая духа немощи: она была скор­чена и не могла выпря­миться (Лк. 13:11). При­чи­ной болезни был назван диавол: «связал сатана вот уже восем­на­дцать лет», а осво­бож­де­ние от «духа немощи» пришло от Спа­си­теля. Так от Христа, от еди­не­ния с Ним, вместе с цер­ков­ной жизнью, с цер­ков­ными Таин­ствами, при­хо­дит осво­бож­де­ние многим людям.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки