Рождественский пост

Литература по теме

28 ноября6 января

Рожде́ственский пост – последний многодневный пост в году.

Пост начинается 28 ноября  и продолжается до 7 января, длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей (как Великий Пост) или Малой четыредесятницей.

rozhdestvenskij post - Рождественский пост

История

От 1 до 5 дней (III–VIII вв.). Во II веке появился пост предпасхальный, продолжительность которого варьировалась в пределах 1–2 дней. По аналогии с этим постом в III веке 5 января был установлен и однодневный пост перед Богоявлением, которое в то время представляло собой совмещенное празднование Рождества Христова и Крещения. Таким образом, Крещенский сочельник – древнейшая основа рождественского поста.

В IV–VI вв. праздник Рождества Христова был отделен от Крещения, в связи с чем появился аналогичный сочельник и у Рождества Христова. Вскоре период подготовки к празднику Рождества Христова был расширен до 5 дней; этот процесс был аналогичен тому, как в III веке из 1-2 дней предпасхального поста возникла Великая седмица. В частности, указание на предрождественский пост усматривают в словах святителя Иоанна Златоуста (хотя в буквальном смысле в приведенной ниже цитате о посте не говорится): «Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать» («Против аномеев» слово 6-е).

5 дней для мирян, 40 дней для монахов (IXXI вв.). Примерно в IX веке появляется Рождественский пост в современном виде. Его появление связывают с расцветом монашества после победы над ересью иконоборчества. Действительно на ранней стадии Рождественский пост в составе 40 дней был присущ только монашеской традиции; он упоминается в ранних редакциях Студийского устава. При этом на ранней стадии (IX–XI вв.) этот пост был достаточно мягким: собственно постными были только дни, когда не совершалась литургия (аналог аллилуйных служб, предусмотренных нашим Уставом, но не совершаемых на практике). В то же время в дни субботние и воскресные, праздничные и почитаемых святых на трапезе разрешалась не только рыба, но и молоко и яйца. А если учесть, что мясо как возможная пища в монастырских уставах не рассматривается, получалось, что указанные дни вообще не имели никаких специальных ограничений, связанных с постом. На Руси такая студийская традиция пощения сохранялась вплоть до XIV века, пока господствовал Студийский Устав.

Для этого времени характерно различие продолжительности поста для мирян и монахов. Если монастырский пост начинался с 15 ноября, то для мирян действовала старая традиция – пять обязательных дней поста. Об этом явно высказывается известный канонист Феодор Вальсамон, который в конце XII века был номинальным Антиохийским патриархом. Он говорит, что обязательный сорокадневный пост для мирян только один – Святая Четыредесятница, тогда как в остальные посты (в том числе и в Рождественский) достаточно поститься 5 дней перед праздником. Однако если кто захочет поститься больший срок, этот человек достоин похвалы. Монахи же должны начинать пост после 14 ноября в соответствии с предписаниями своих монастырских Типиконов.

Четыредесятница для всех (XII в. – наше время). На греческом Востоке переход к более строгому пощению отмечается в XI веке и связан с Евергетидским Типиконом (конец XI – начало XII века). В этом уставе правила Рождественского поста становятся более строгими: разрешение на скоромную пищу отсутствует, рыба разрешается только для суббот, воскресений и праздников. Благодаря влиянию Евергетидского Типикона на афонские уставы и на Иерусалимский Устав, а также по причине стремления к более строгой монашеской жизни такая более строгая практика распространяется по всему Востоку.

Практически одновременно с этим проявляется другая тенденция: продолжительность монашеского поста распространяют и на мирян. В Византии эта практика активно пропагандируется и внедряется уже в XII веке. В литературе встречается утверждение, что сорокадневную продолжительность поста для мирян установил патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг в 1166 году, что верно лишь отчасти: патриарх Лука действительно был сторонником Четыредесятницы для всех, однако повсеместной нормой формат «малой Четыредесятницы» для Рождественского поста становится лишь в XIII–XIV веках.

Правила Типикона о Рождественском посте

Правила относительно вкушения пищи в Рождественский пост изложены в 33-й и 48-й (см. 14 ноября) главах Типикона. По степени строгости Рождественский пост является умеренным постом, так как только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»). В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в праздник 21 ноября и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (16, 30 ноября, 9 декабря и др.); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». Лишь последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 20–24 декабря) составляют период строгого поста, в который абсолютно запрещается вкушение рыбы.

Вот те же правила в формате таблицы:

Святой без знака или шестеричный Богослужение с полиелеем или славословием Бдение
Пнд без масла вино и елей рыба
Вт вино и елей рыба рыба
Ср без масла вино и елей рыба
Чт вино и елей рыба рыба
Пт без масла вино и елей рыба
Сб рыба рыба рыба
Вс рыба рыба рыба

Примечание. Интересно, что в Типиконе в двух указанных нами главах (33-й и 48-й) существуют расхождения, вот два важнейших:

  • В 33-й главе предписывается «сухоядение» в понедельник, среду и пятницу, а в 48-й главе (14 ноября) говорится только о воздержании от употребления «вина и елея», то есть не исключается вареная пища без растительного масла.
  • Второе расхождение касается поста в понедельник в случае святого со славословием или полиелеем. Если в 33-й главе содержится разрешение на рыбу в случае праздника со славословием или полиелеем в понедельник, то в 48-й главе в последовании 14 ноября в этом случае в понедельник предписывается вкушать только «вино и елей» (то есть понедельник по строгости поста приравнивается к среде и пятнице).

Влияние поста на богослужение. В Рождественский пост по Уставу полагаются в некоторые седмичные дни службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина (15 ноября, 19 ноября, 7 декабря и др.). В эти дни литургия не положена, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста (однако если один из таких дней случится в субботу или в воскресенье, то «аллилуйная» служба отменяется). Однако на практике в настоящее время «аллилуйные» службы не совершаются, так что в реальности Рождественский пост совершенно не оказывает влияния на богослужение.

Современная практика Русской Церкви

Фактически, в Русской Церкви в отношении Рождественского поста сейчас встречаются две практики:

  • более строгая: рыба разрешается по субботам, воскресеньям и праздничным дням (от полиелея и выше), в остальные дни – постная пища с растительным маслом, но без рыбы;
  • более мягкая практика: пища без рыбы предлагается только по средам и пятницам, в остальные дни – пища с рыбой. Последняя практика характерна для большинства духовных учебных заведений.

Цитаты о Рождественском посте

«Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, например, пост святыя Четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна… Итак, когда святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провести его небрежно, без внимания и даже памяти о нем? Освятим же его — освятим восстановлением в мысли высокого его значения, строгим исполнением церковного в нем устава и еще паче очищением совести в покаянии и укреплением себя святым причастием Тела и Крови Христовых».
свт. Феофан Затворник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka