Рождественский пост

Рожде́ственский пост – послед­ний мно­го­днев­ный пост в году.

Пост начи­на­ется 28 ноября  и про­дол­жа­ется до 7 января, длится 40 дней и потому име­ну­ется в Цер­ков­ном уставе Четы­ре­де­сят­ни­цей (как Вели­кий Пост) или Малой четы­ре­де­сят­ни­цей.

rozhdestvenskij post - Рождественский пост

Исто­рия

От 1 до 5 дней (III–VIII вв.). Во II веке появился пост пред­пас­халь­ный, про­дол­жи­тель­ность кото­рого варьи­ро­ва­лась в пре­де­лах 1–2 дней. По ана­ло­гии с этим постом в III веке 5 января был уста­нов­лен и одно­днев­ный пост перед Бого­яв­ле­нием, кото­рое в то время пред­став­ляло собой сов­ме­щен­ное празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния. Таким обра­зом, Кре­щен­ский сочель­ник – древ­ней­шая основа рож­де­ствен­ского поста.

В IV–VI вв. празд­ник Рож­де­ства Хри­стова был отде­лен от Кре­ще­ния, в связи с чем появился ана­ло­гич­ный сочель­ник и у Рож­де­ства Хри­стова. Вскоре период под­го­товки к празд­нику Рож­де­ства Хри­стова был рас­ши­рен до 5 дней; этот про­цесс был ана­ло­ги­чен тому, как в III веке из 1–2 дней пред­пас­халь­ного поста воз­никла Вели­кая сед­мица. В част­но­сти, ука­за­ние на пре­дрож­де­ствен­ский пост усмат­ри­вают в словах свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста (хотя в бук­валь­ном смысле в при­ве­ден­ной ниже цитате о посте не гово­рится): «Скоро наста­нет празд­ник, кото­рый более всех празд­ни­ков достоин почи­та­ния и бла­го­го­ве­ния и кото­рый без­оши­бочно можно назвать мате­рию всех празд­ни­ков. Какой же это празд­ник? Рож­де­ство Хри­стово по плоти… Я уже теперь пре­ду­пре­ждаю и прошу вас вся­че­ски очи­стить самих себя и потом при­сту­пать к свя­щен­ным Таин­ствам. Никто пусть не гово­рит мне: я сты­жусь, совесть моя полна грехов, я ношу тяг­чай­шее бремя. Срок этих пяти дней доста­то­чен для того, чтобы очи­стить мно­же­ство грехов, если будешь трез­виться, молиться и бодр­ство­вать» («Против ано­меев» слово 6‑е).

5 дней для мирян, 40 дней для мона­хов (IXXI вв.). При­мерно в IX веке появ­ля­ется Рож­де­ствен­ский пост в совре­мен­ном виде. Его появ­ле­ние свя­зы­вают с рас­цве­том мона­ше­ства после победы над ересью ико­но­бор­че­ства. Дей­стви­тельно на ранней стадии Рож­де­ствен­ский пост в составе 40 дней был присущ только мона­ше­ской тра­ди­ции; он упо­ми­на­ется в ранних редак­циях Сту­дий­ского устава. При этом на ранней стадии (IX–XI вв.) этот пост был доста­точно мягким: соб­ственно пост­ными были только дни, когда не совер­ша­лась литур­гия (аналог алли­луй­ных служб, преду­смот­рен­ных нашим Уста­вом, но не совер­ша­е­мых на прак­тике). В то же время в дни суб­бот­ние и вос­крес­ные, празд­нич­ные и почи­та­е­мых святых на тра­пезе раз­ре­ша­лась не только рыба, но и молоко и яйца. А если учесть, что мясо как воз­мож­ная пища в мона­стыр­ских уста­вах не рас­смат­ри­ва­ется, полу­ча­лось, что ука­зан­ные дни вообще не имели ника­ких спе­ци­аль­ных огра­ни­че­ний, свя­зан­ных с постом. На Руси такая сту­дий­ская тра­ди­ция поще­ния сохра­ня­лась вплоть до XIV века, пока гос­под­ство­вал Сту­дий­ский Устав.

Для этого вре­мени харак­терно раз­ли­чие про­дол­жи­тель­но­сти поста для мирян и мона­хов. Если мона­стыр­ский пост начи­нался с 15 ноября, то для мирян дей­ство­вала старая тра­ди­ция – пять обя­за­тель­ных дней поста. Об этом явно выска­зы­ва­ется извест­ный кано­нист Феодор Валь­са­мон, кото­рый в конце XII века был номи­наль­ным Антио­хий­ским пат­ри­ар­хом. Он гово­рит, что обя­за­тель­ный соро­ка­днев­ный пост для мирян только один – Святая Четы­ре­де­сят­ница, тогда как в осталь­ные посты (в том числе и в Рож­де­ствен­ский) доста­точно поститься 5 дней перед празд­ни­ком. Однако если кто захо­чет поститься боль­ший срок, этот чело­век достоин похвалы. Монахи же должны начи­нать пост после 14 ноября в соот­вет­ствии с пред­пи­са­ни­ями своих мона­стыр­ских Типи­ко­нов.

Четы­ре­де­сят­ница для всех (XII в. – наше время). На гре­че­ском Востоке пере­ход к более стро­гому поще­нию отме­ча­ется в XI веке и связан с Евер­ге­ти­дским Типи­ко­ном (конец XI – начало XII века). В этом уставе пра­вила Рож­де­ствен­ского поста ста­но­вятся более стро­гими: раз­ре­ше­ние на ско­ром­ную пищу отсут­ствует, рыба раз­ре­ша­ется только для суббот, вос­кре­се­ний и празд­ни­ков. Бла­го­даря вли­я­нию Евер­ге­ти­дского Типи­кона на афон­ские уставы и на Иеру­са­лим­ский Устав, а также по при­чине стрем­ле­ния к более стро­гой мона­ше­ской жизни такая более стро­гая прак­тика рас­про­стра­ня­ется по всему Востоку.

Прак­ти­че­ски одно­вре­менно с этим про­яв­ля­ется другая тен­ден­ция: про­дол­жи­тель­ность мона­ше­ского поста рас­про­стра­няют и на мирян. В Визан­тии эта прак­тика активно про­па­ган­ди­ру­ется и внед­ря­ется уже в XII веке. В лите­ра­туре встре­ча­ется утвер­жде­ние, что соро­ка­днев­ную про­дол­жи­тель­ность поста для мирян уста­но­вил пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Лука Хри­со­верг в 1166 году, что верно лишь отча­сти: пат­ри­арх Лука дей­стви­тельно был сто­рон­ни­ком Четы­ре­де­сят­ницы для всех, однако повсе­мест­ной нормой формат «малой Четы­ре­де­сят­ницы» для Рож­де­ствен­ского поста ста­но­вится лишь в XIII–XIV веках.

В совре­мен­ной Греции и России. Совре­мен­ные греки в каком-то смысле воз­ро­дили сред­не­ве­ко­вую тра­ди­цию раз­ли­чия дли­тель­но­сти поста для мирян и мона­хов: для мона­ше­ству­ю­щих про­дол­жи­тель­ность поста 40 дней, для мирян – 7 дней. В России нико­гда не было мир­ского устава, мона­стыр­ские уставы рас­смат­ри­ва­лись как без­аль­тер­на­тив­ные и без­условно авто­ри­тет­ные, потому у нас про­дол­жи­тель­ность поста 40 дней оста­ется все­об­щей нормой.

Пра­вила Типи­кона о Рож­де­ствен­ском посте

Пра­вила отно­си­тельно вку­ше­ния пищи в Рож­де­ствен­ский пост изло­жены в 33‑й и 48‑й (см. 14 ноября) главах Типи­кона. По сте­пени стро­го­сти Рож­де­ствен­ский пост явля­ется уме­рен­ным постом, так как только в поне­дель­ник, среду и пят­ницу пред­пи­сы­ва­ется стро­гий пост (воз­дер­жа­ние от упо­треб­ле­ния «вина и елея»). В то же время во втор­ник и в чет­верг раз­ре­шено вку­шать «вино и елей», а в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни раз­ре­ша­ется вку­ше­ние рыбы. Также раз­ре­ша­ется вку­ше­ние рыбы в празд­ник 21 ноября и на празд­ники со все­нощ­ным бде­нием (в любой день сед­мицы). Нако­нец, раз­ре­ша­ется вку­ше­ние рыбы во втор­ник и чет­верг в случае поли­е­лей­ного празд­ника или вели­кого сла­во­сло­вия (16, 30 ноября, 9 декабря и др.); если же сла­во­сло­вие или поли­е­лей слу­чится в поне­дель­ник, среду или пят­ницу, то раз­ре­ша­ется вку­ше­ние «вина и елея». Лишь послед­ние пять пост­ных дней (период пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова, 20–24 декабря) состав­ляют период стро­гого поста, в кото­рый абсо­лютно запре­ща­ется вку­ше­ние рыбы.

Вот те же пра­вила в фор­мате таб­лицы:

Святой без знака или шесте­рич­ный

Бого­слу­же­ние с поли­е­леем или сла­во­сло­вием

Бдение

Пнд

без масла

вино и елей

рыба

Вт

вино и елей

рыба

рыба

Ср

без масла

вино и елей

рыба

Чт

вино и елей

рыба

рыба

Пт

без масла

вино и елей

рыба

Сб

рыба

рыба

рыба

Вс

рыба

рыба

рыба

При­ме­ча­ние. Инте­ресно, что в Типи­коне в двух ука­зан­ных нами главах (33‑й и 48‑й) суще­ствуют рас­хож­де­ния, вот два важ­ней­ших:

  • В 33‑й главе пред­пи­сы­ва­ется «сухо­яде­ние» в поне­дель­ник, среду и пят­ницу, а в 48‑й главе (14 ноября) гово­рится только о воз­дер­жа­нии от упо­треб­ле­ния «вина и елея», то есть не исклю­ча­ется варе­ная пища без рас­ти­тель­ного масла.
  • Второе рас­хож­де­ние каса­ется поста в поне­дель­ник в случае свя­того со сла­во­сло­вием или поли­е­леем. Если в 33‑й главе содер­жится раз­ре­ше­ние на рыбу в случае празд­ника со сла­во­сло­вием или поли­е­леем в поне­дель­ник, то в 48‑й главе в после­до­ва­нии 14 ноября в этом случае в поне­дель­ник пред­пи­сы­ва­ется вку­шать только «вино и елей» (то есть поне­дель­ник по стро­го­сти поста при­рав­ни­ва­ется к среде и пят­нице).

Вли­я­ние поста на бого­слу­же­ние. В Рож­де­ствен­ский пост по Уставу пола­га­ются в неко­то­рые сед­мич­ные дни службы с пением на утрене «Алли­луиа» и покло­нами с молит­вой пре­по­доб­ного Ефрема Сирина (15 ноября, 19 ноября, 7 декабря и др.). В эти дни литур­гия не поло­жена, а все бого­слу­же­ния суточ­ного круга совер­ша­ются по чину, близ­кому к бого­слу­же­ниям сед­мич­ных дней Вели­кого поста (однако если один из таких дней слу­чится в суб­боту или в вос­кре­се­нье, то «алли­луй­ная» служба отме­ня­ется). Однако на прак­тике в насто­я­щее время «алли­луй­ные» службы не совер­ша­ются, так что в реаль­но­сти Рож­де­ствен­ский пост совер­шенно не ока­зы­вает вли­я­ния на бого­слу­же­ние.

Совре­мен­ная прак­тика Рус­ской Церкви

Фак­ти­че­ски, в Рус­ской Церкви в отно­ше­нии Рож­де­ствен­ского поста сейчас встре­ча­ются две прак­тики:

  • более стро­гая: рыба раз­ре­ша­ется по суб­бо­там, вос­кре­се­ньям и празд­нич­ным дням (от поли­е­лея и выше), в осталь­ные дни – пост­ная пища с рас­ти­тель­ным маслом, но без рыбы;
  • более мягкая прак­тика: пища без рыбы пред­ла­га­ется только по средам и пят­ни­цам, в осталь­ные дни – пища с рыбой. Послед­няя прак­тика харак­терна для боль­шин­ства духов­ных учеб­ных заве­де­ний.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки