Об отлучении мирянина, изгнавшего свою жену и взявшего другую, или женившегося на разведённой.
Если мирянин, изгнав свою жену, возьмет иную или отпущенную другим, то да будет отлучен.
Εἴ τις λαϊκὸς τὴν ἑαυτοῦ γυναίκα ἐκβαλὼν ἑτέραν λάβοι, ἢ παρ᾿ ἄλλου ἀπολελυμένην, ἀφοριζέσθω.
Толкования
Зонара. Тот, кто не изгнал свою жену, но, имея ее при себе совокупится с другою, в строгом смысле совершает прелюбодеяние; точно также и жена, если, живя вместе с мужем, совокупится с другим. А по гражданскому закону таковый судится как блудодействующий. Следуя гражданскому закону, Василий Великий говорит: если муж, сожительствуя с женою, пребудет с другою, такового почитаем блудником и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергать его вине прелюбодеяния, аще грех содеян со свободною от брака. И жена должна принять мужа своего, обращающегося от блуда; но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома. Причину сему дать не легко, но тако принято в обычай (Василий Великий, правило 21). Но тот, кто принял к себе в дом отпущенную мужем без вины, явно есть прелюбодей по изречению Господа, в котором говорится: женяйся пущеницею прелюбы деет (Мф.19:9).
Аристен. Мирянин, изгнавший свою жену и приведший другую, или отпущенную, должен быть отлучен. Если кто изгонит свою жену без какой-либо узаконенной причины, и приведет другую, подвергается отлучению.
Вальсамон. Изгнавший свою жену без причины не может взять другую, иначе подвергнется отлучению. Равным образом отлучению же подвергается и тот, кто взял жену не свободную (от брака), но отпущенную (а отпущенная есть та, которая разведена с мужем не по закону), и осуждается как прелюбодей по слову Господа, Который говорит: женяйся пущеницею прелюбы деет (Мф.19:9). Таким образом, по правилам, как говорят некоторые, и прелюбодею, и блуднику церковное наказание есть отлучение; но мне это не кажется правильным. Прочти правила святого Василия, в которых вводится различие между блудником и прелюбодеем. Знай, что муж, при существовании еще брака, совокупляющийся с другою женою свободною, грешит блудом, а не прелюбодеянием; но если с замужнею, тогда наказывается как прелюбодей. А жена, при существовании брака, совокупившаяся с другим кем бы то ни было, наказывается как прелюбодейка. И это так. А Юстинианова новелла, помещенная в 28-й книге титул 7-й, Василик говорит, что если прежде и мог тот и другой из супругов, каким хотел образом, посылать развод, ибо муж говорил: жена, делай, что хочешь, а жена: муж, делай, что хочешь, но впоследствии развод бывает по определенным причинам. В новелле указаны и самые разные причины. Впрочем, и в древности развод совершался не самочинно, а после судебного разбирательства, и тот, кто женился на отпущенной не таким образом, считался прелюбодеем.
Славянская кормчая. Мирский человек жену свою пустив, и другую поим, или пущеницею оженился, да отлучен будет.
Толкование. Аще который мирский человек, кроме законом положенных вин, свою жену пустит, и иную поймет, или пущенною от своего мужа оженится, да будет отлучен.
Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.
Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.
Комментарий доктора церковного права Т. В. Барсова: «Мысль настоящего правила совершенно ясна; оно, основываясь на заповеди Христа Спасителя о нерасторжении брачного союза, осуждает новое супружество разведшегося мужа как со свободной, так и с отпущенной другим женой. Если же толковать настоящее правило в связи с обстоятельствами времени его происхождения, то необходимо заключить, что настоящий канон в противоположность Моисееву закону и в особенности в осуждение практики, господствовавшей у иудеев, и обычаев, принятых у римлян, относительно разводов, выражает простой и ясный взгляд христианской Церкви на этот предмет тот, что разводов не должно быть между христианами, а вместе с тем и заключения новых браков со стороны разведшихся супругов. Это тот самый взгляд, который высказывали и разделяли все древние и последующее отцы христианской Церкви, но который с течением времени, частью под влиянием жизни самой церкви, частью под влиянием требований и разъяснений греко–римского права, изменился и принял различные осложнения. Церковные законоведы удаляются от подлинной мысли этого канона, объясняя его в смысле запрещения развода без причины. Канон вовсе не допускает разводов с возможностью заключения затем нового брака разведшимися супругами. Эту мысль канона повторяли и соборы христианской церкви. Ельвирский собор, бывший в начале 4 века (306), издал несколько постановлений, относящихся к нашему предмету. В 8 каноне собор, рассуждая о женах, которые, оставив своих мужей, сопрягаются с другими, постановляет: если жены, оставившие без всякой уважительной причины своих мужей, сочетаются с другими, то они не удостаиваются причащения и при конце (жизни) (пес in finem accipiant communionem). В 9 каноне собор, имея в виду жен, оставляющих прелюбодейных мужей и сочетавающихся с другими, определяет: если верная жена, оставившая верного, прелюбодейного мужа, выйдет за другого, то возбраняется ей жить с ним, если же живет, то не прежде допускается к причащению, если оставленный ей муж умрет, или как если сама наперед подвергнется смертной опасности. В 10 каноне собор, говоря об оставленной оглашенным, если она сочетавается с другим, и разрешая оглашенных, оставляющих своих супругов, допускать к крещению, присовокупляет: если будет верная, которую возьмет муж, отпустивший невинную жену, и она будет знать, что он имел женой отпущенную им без причины, то лишь при кончине такой может быть дано причастие. В 11 каноне собор, рассуждая об оглашенных тяжко больных, определяет: если оглашенная сделает подобное, то крещение ее отлагается на пять лет, и лишь в случае смертной опасности может быть крещена ранее этого срока» (О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния).
Комментировать