О диакониссах впадших в блуд с язычниками.
Диаконисса, впавшая в блуд с язычником, может быть принята в общение, но к приношению она будет допущена на 7-й год, разумеется, если будет жить в чистоте. А язычник, который после принятия веры вновь приступает к святотатству, возвращается на свою блевотину. Поэтому мы не позволяем, чтобы тело диакониссы, как освященное, и далее было в плотском употреблении.
Ἡ διάκονος, ἡ τῷ ἕλληνι συμπορνεύσασα, οὐ δεκτή ἐστιν εἰς κοινωνίαν, εἰς δὲ τὴν προσφορὰν δεχθήσεται τῷ ἑβδόμῳ ἔτει, δηλονότι ἐν ἁγνείᾳ ζῶσα. Ὁ δὲ μετὰ τὴν πίστιν ἕλλην, πάλιν τῇ ἱεροσυλίᾳ προσιών, ἐπὶ τὸν ἔμετον ὑποστρέφει. Ἡμεῖς οὖν τῆς διακόνου τὸ σῶμα, ὡς καθιερωμένον, οὐκ ἔτι ἐπιτρέπομεν ἐν χρήσει εἶναι σαρκικῇ.
Толкования
Зонара. Если диакониса совокупится с язычником, то, говорит святый отец, должна быть принята в общение; а под общением здесь должно разуметь стояние на молитве вместе с верными; но причащения святых даров должна быть удостоена в 7-е лето. Ибо вместе с лишением диаконства она не удаляется от молитв и не осуждается стоять в местах епитимий; но за то, что считаясь невестою Христовою, предала свою честь, наказывается строже. Ибо тогда, как блуд наказывается 4-летием, она оставляется под епитимиею до 7-го года, и это, если оставит грех и будет жить в чистоте. А если язычник, который совокупился с нею, обратившись к вере, снова совершит святотатство (святотатством здесь называется смешение с диаконисою), то, говорит, возвращается чрез то на свою блевотину; ибо тело диаконисы освящено и поэтому не должно дозволять, чтобы оно было в плотском употреблении, то есть чтобы пользовалось плотским удовольствием; но может быть диакониса и потому наказывается строже, что совокупилась с неверным.
Синопсис. Диакониса, если соблудит с неверным и раскается, должна подвергнуться 7-летней епитимии.
Аристен. Вот здесь две епитимии; ибо диакониса низводится со своей степени и принимает епитимию на 7 лет, и лишается божественных Таин за то, что она учинила блуд с неверным.
Вальсамон. Как и кто делается диаконисою, ты узнал из различных правил. Итак, женщина-диакониса, блудно совокупившись с неверным, была не только извержена, но и отлучена. И неверный, который совокупился с нею, сделавшись верным, хотел взять ее в жену, потому что посредством святаго крещения он очистился от языческой нечистоты и, конечно, не имел препятствия законным образом сочетаться с нею, после того, как она сложила с себя диаконское достоинство по причине предшествовавшего блуда, и сделалась как бы свободною. Итак, святый был спрошен о том и о другом, и отвечал, что соблудившая диакониса и за то изверженная не должна быть отлучаема так, чтобы не принимала участия в церковных собраниях, но должна быть допускаема к молитве и стоянию с верными. Ибо в 32-м его правиле сказано, что те из клира, которые согрешили грехом к смерти, только извергаются, а не отлучаются, ибо не отмстиши за едино дважды (Наум.1:9); поэтому и диакониса, будучи извержена за блуд, не должна быть отлучена от церковного собрания; ибо довольно для нея извержения вместо всякой епитимии. А поскольку блудники не причащаются святых Таин в течение 4-летия, то святый определил подвергнуть ее за совокупление с неверным более строгой епитимии и причастить Таин после 7-летия, если, конечно, оставит блуд; а язычника, принявшего веру и желающего иметь ту, которая была некогда диаконисою, подвергает осуждению за святотатство, если он осквернит смешением однажды освященное тело диаконисы. Еще более – называет его псом, возвращающимся на свою блевотину, то есть в прежнее неверие по причине незаконного смешения, и той, которая раз была посвящена Богу, хотя бы она и была извержена, ни в каком случае не позволяет сочетаваться с кем-либо, потому что тело ея освящено и должно быть соблюдаемо вне всякого общего и плотского употребления, в силу общего правила, которое говорит: «священное не делается скверным». Заметь это по отношению к клирикам и монахам, а также, конечно, и по отношению к монахиням и подвижницам, слагающим сан и желающим сочетаваться с законными женами или мужьями. Думаю, что на основании настоящего правила, справедливо должно быть возбраняемо вступать во 2-й брак и женам священников, точно так же, как и лицам посвященным, если они отрекаются от священства, не должно быть дозволяемо жить подобно мирянам и вступать во 2-й брак. Ибо жены священников, сделавшись единым телом и единою плотию священническою, чрез совокупление со священником, и следовательно, как бы посвященные, не должны быть оскверняемы посредством второбрачия; а священникам, так как они раз отложили второбрачие чрез то, что приняли посвящение, и обещали сие Богу, не должно быть дозволяемо из-за плотского вожделения отрекаться от священнического достоинства, нарушать обет Богу и работать плотскому вожделению; но хотя и отреклись от священства, им должно быть запрещено – единожды освященныя тела свои осквернять 2-м браком.
Славянская кормчая. Диакониса с еллином, рекше с поганым блуд сотворши, и покаявшися, 7 лет запрещение да примет.
Толкование. Се зде 2 запрещения дается вкупе. Измещетбося от степене своего диакониса, и за 7 лет запрещение приемлет, и божественных даров лишается: понеже с поганым блуд сотвори.
Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.
Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.
Комментировать