78

Правило 79

80

О 20-ти летней епитимии для совершившего блудодеяние со своей мачехой.

Распаляемые страстью к своим мачехам подлежат тому же правилу, что и распаляемые страстью к сестрам.

Οἱ δὲ ταῖς μητρυιαῖς ἑαυτῶν ἐπιμαινόμενοι, τῷ αὐτῷ ὑπόκεινται κανόνι, ᾧ καὶ οἱ ταῖς ἑαυτῶν ἀδελφαῖς ἐπιμαινόμενοι.

Толкования

Аристен. Вознеистовствовавший на свою мачеху (несет епитимию) как неистовствовавший на сестру.

Вальсамон. Того, кто осквернился с сестрою не по обоим родителям, или со своею невесткою, святый определил в 75‑м и 76‑м правиле подвергать епитимии на 12 лет. А теперь, то есть в 77‑м, 78‑м и 79‑м правилах предписывает оставляющих своих жен и вступающих в браки с другими, а также и берущих в сожитие двух сестер, конечно, после смерти одной, и оскверняющихся со своими мачехами, наказывать как прелюбодеев. Но присовокупляет в 76‑м правиле, что тот, кто оставляет свою жену и сочетавается с другою, подвергается отцами епитимии на 7‑летие, и, таким образом, если покается со слезами, удостаивается святаго причащения. Если это так, то кто-нибудь спросит: так как 58‑е правило наказывает прелюбодея 15-летнею епитимиею, а настоящее правило говорит, что оставляющие своих жен и сочетавающиеся с другими подвергаются отцами епитимии на 7 лет, то чему мы должны следовать? Решение. Тому, что содержится в 58‑м правиле; ибо здесь святый предложил образ действования отцев не как неизменное правило, но как напоминание, и дабы мы знали как то, что прежде было определено теми, так и то, что после определено им, и это открывается из слов святаго, что должно наказывать таковых наравне с прелюбодеями. А если кто укажет на общее правило, гласящее: «должно иметь силу то, что изречено, а не то, что умолчано», тот услышит, что если бы правило, подвергающее прелюбодеев 15-летней епитимии, принадлежало другому святому, то, может быть, имело бы место то, что говорят; а поскольку оба правила – одного и того же святого, то необходимо мы должны обращать внимание на то, что определено им позднее, как уже изреченное в 58‑м правиле. А относительно оставляющих своих жен прочти также 48‑е правило настоящего святаго отца и предпоследнее положение последней главы 36-го титула 60‑й книги (Василик), где говорится: «покусившийся иметь двух жен не по закону, но фактом произвола, по справедливости должен подлежать обвинению в прелюбодеянии; а та, которая вышла за него после, если не знала, что он имеет законную жену, должна быть прощена». Прочти еще 2‑е правило Неокесарийского собора, в котором говорится, что таковые извергаются из церкви до смерти, и не сочти его противоречащим тебе, но скажи, что правило указанного собора положено о тех, которые держатся зла, а настоящее – об отступивших и исповедавшихся; и поэтому те осуждаются на совершенное отлучение, а эти подвергаются епитимии на 15 лет. Заметь из настоящих правил, что не только в таких грехах, но и в прочих дает место епитимиям только оставление (грехов); ибо кто пребывает во зле, хотя бы несчетное число раз подвергался епитимии и столько же раз совершал добрые дела, имеет язву неисцельною, не закрывающеюся от целительных повязок. Еще заметь, что постановления ветхозаветного закона, кроме тех, которые прямо приняты церковью, упразднены и кто пользуется ими, иудействует. Ибо вот открывается, что и у святых отцев приняты законы, воспрещающие браки по свойству, а ветхозаветный закон, который позволял брату умершего брать жену его, чтобы восстановить семя брата, перестал действовать. И латиняне, которые безразлично заключают браки в свойстве, идут наперекор настоящему правилу.

Славянская кормчая. Аще кто с мачехою своею осквернится, якоже осквернивыйся с сестрою, запрещение приимет. К сему ищи правила 67-го сего послания.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать