Array ( )
81

Правило 82

83

О епитимии для нарушивших клятву по принуждению и без оного.

О совершивших клятвопреступление: если они нарушили клятвы из-за насилия и принуждения, то подлежат более легким епитимиям, так что после 6-ти лет должны быть совершенно приняты в общение. А без принуждения предавшие веру, после того как 2 года проведут с плачущими, 2 со слушающими, а на 5-й год будут молиться с припадающими и еще на 2 года будут приняты в молитвенное общение без приношения, – наконец, таким образом, т. е. показав достойное покаяние, будут восстановлены в общении Тела Христова.

Καὶ περὶ τῶν ἐπιορκησάντων, εἰ μὲν ἐκ βίας καὶ ἀνάγκης παρέβησαν τοὺς ὅρκους, κουφοτέροις ὑπόκεινται ἐπιτιμίοις, ὥστε μετὰ ἕξ ἔτη εἶναι αὐτοὺς δεκτούς. Εἰ δὲ ἄνευ ἀνάγκης προδόντες τὴν ἑαυτῶν πίστιν, ἐν δυσὶν ἔτεσι προσκλαύσαντες, καὶ ἐν δυσὶ ἀκροασάμενοι, καὶ ἐν πέμπτῳ ἐν ὑποπτώσει εὐξάμενοι, καὶ ἐν δυσὶν ἄλλοις ἄνευ προσφορᾶς εἰς τὴν κοινωνίαν τῆς προσευχῆς παραδεχθέντες, οὕτω τελευταῖον, ἀξιόλογον δηλαδὴ τὴν μετάνοιαν ἐπιδειξάμενοι, ἀποκατασταθήσονται εἰς τὴν κοινωνίαν τοῦ σώματος τοῦ Χριστοῦ.

Толкования

Зонара. В 64-м правиле святый определил наказывать клятвопреступника епитимиею отлучения на 10-летие. А здесь установляет различие между клятвопреступниками: тех, которые вынуждены были крайностью нарушить клятву, определил принимать после 6-летней епитимии; а тех, которые (сделали это) без крайности, – отлучать на 11 лет, и таким образом принимать к причащению тела Христова, если покажут достойное покаяние.

Синопсис. Нарушивший клятву по насилию принимается после6-летия; а без нужды – чрез 12 лет.

Аристен. Некто поклялся, что не сделает того-то, например, судья – что не подпишет представленное ему осуждение такого-то; потом, будучи вынужден высшею властию, нарушил свою клятву: таковый подлежит более легким епитимиям, как уступивший силе; именно, он должен подвергнутся 6-летней епитимии. А если без всякого насилия нарушил то, в чем поклялся, то должен в течение 2-х лет (стоять) со слушающими, 5 лет – с припадающими, и в 2 другие должен быть принят вместе с верными и участвовать с ними в молитвах; и за тем уже, после 11-го года, должен удостоится тела Христова.

Вальсамон. Законы, помещенные в 8-й главе 13-го титула настоящего собрания, достаточны для того, чтобы показать тебе, какие клятвы отменяются, и отсюда узнаешь, кто суть клятвопреступники. А 64-е и настоящее правило сего великого святого учат не о том, какие клятвы отменяются, но каким образом наказываются нарушившие клятву. В 64-м правиле святый неопределенно подвергнул клятвопреступника епитимии отлучения на 10 лет; а здесь установляет различие между клятвопреступниками: тех, которые вследствие насилия были принуждены нарушить клятву, определил принимать после 6 лет, а которые без насилия – после 12-ти, если покажут достойное покаяние. Таков смысл правила. А ты скажи, что по настоящему правилу наказываются те клятвопреступники, которые добровольно и посредством исповеди торжественно обнаружат грех и будут просить врачевания, а не те, которые осуждены как клятвопреступники, по обвинению другими: сии последние, кроме денежной пени, должны быть строже наказаны и церковью; ибо обличение, как мною раз сказано, удвояет тяжесть греха, а раскаяние смягчает строгость наказания. Но знай, что грех клятвопреступления многообразен и поэтому и неудобоврачуем. Ибо иначе врачуется тот, кто клялся по легкомыслию, и нарушил клятву, иначе – кто (клялся) для предотвращения опасности, иначе кто нарушил клятву, сделанную для чего-нибудь шуточного или дурного, иначе – кто нарушил телесную клятву (телесною клятвою называется та, когда кто клянется своею головою, глазами, здоровьем и тому подобное), иначе – кто письменную, и вообще врачевание клятвопреступления предоставляется рассуждению того, кто принял исповедь. Ибо я видел много таких, которые дали клятву идти в Иерусалим и, нарушив клятву, остались ненаказанными; и других, которые не письменно поклялись головою царя, и были строго наказаны; и 3-х, которые поклялись по насилию, и вовсе не были наказаны. А сколько я видел одержимых любовною страстию, которые клялись и безопасно попирали свои клятвы! Поэтому то и нужно тщательно исследовать все подобные случаи и достойным образом врачевать (согрешающих).

Славянская кормчая. По нужди кленся, по 6-ти лет, прият будет. А иже без нужди, по 12-м.

Толкование. Клятся некто сего, или иного не сотворити, якоже се судия сый, не подписати суда нанесенного на некоего; и потом понужден быв от большия власти, и подписав преступи клятву, таковый легчайшим запрещением повинен есть, нужди ради: за 6 бо лет запрещение приимет. Аще же кроме некия нужди преступит, о нем же клятся, 2 лета да плачется, и 2 да послушает божественных писаний, 5 лет да пребудет с припадающими, и 2 лета прият будет с верными, и молитв с ними приобщится, и тако по 11-м лете тела и крове Христовы да сподобится.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать