Диакони́са – особый разряд женщин, вдов и девиц, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении Церковных Таинств.
Ряд диаконисс Древней Церкви причислен к лику святых: Фива Кенхрейская (Коринфская); Татьяна Римская мученица; Нонна Назианзская, мать святителя Григория Богослова; Олимпиада Константинопольская; Ксения Миласская, преподобная; блаженная Феозва, родная сестра святых Василия Великого, Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского; Домника Константинопольская, игуменья.
Впервые этим термином апостол Павел назвал св. Фиву: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим.16:1). Древние толкователи считают ее одной из первых диаконис, хотя в источниках I–II веке не упоминается прямо о таком женском служении.
Свт. Иоанн Златоуст, а также некоторые другие церковные толкователи, относят к диакониссам женщин, упоминаемых апостолом Павлом в послании к Тимофею (1Тим.3:11).
Однако в «Апостольском предании» (III в.), из женских церковных степеней упомянуты лишь вдовицы и девы. Вопрос о возможном отождествлении служений вдовиц и диаконисс не раз ставился в науке, но не получил окончательного решения.
Впервые диаконисы, как одна из степеней церковного клира, прямо упомянуты в «Дидаскалии апостолов» (1-я половина III в.), где описаны и их основные функции (16. 3). Диакониссы должны были помазывать женщин елеем при Крещении, воспринимать их от купели Крещения, посещать женщин в их домах для оказания помощи в болезни, участвовать в общении епископа с женской частью христианской общины. Все эти стороны служения были близки к служению диаконов в Древней Церкви, однако в отличие от диаконов диакониссы не имели специальных функций за общественным богослужением.
В «Апостольских постановлениях» (ок. 380 г.) названы те же функции: помощь при крещении женщин (III, 2. 15–16), преподание лобзания мира женщинам во время литургии, поддержание порядка в женской части храма во время службы (II, 7. 57–58), передача женских просьб епископу и сопровождение их при визитах к нему (II, 4. 26), распределение пожертвований среди нуждающихся женщин (III, 1. 14). В данном памятнике приведены нравственные требования, предьявляемые к диакониисе (III, 1. 15; 3. 2. 19), а также молитва на их поставление (VIII, 20).
Согласно памятнику «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (V в.), особым служением диаконисс была обязанность носить Святые Дары по домам для причащения беременных женщин, которые не могут самостоятельно прийти на литургию.
В конце IV века свт. Епифаний Кипрский писал о том, что, хотя «в Церкви существует чин диаконисс, он [установлен] не для священнодействия и не для поручения [диакониссам] чего-либо подобного, но [лишь] ради охранения чести женского пола или во время крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, [да] и [просто] во [всех] случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диакониссой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела, каковое надежно охраняется установленным в Церкви в соответствии с мерой канона строгим чином [диаконисс]. Ибо слово Божие не позволяет женщине ни в церкви глаголати, ни властвовати над мужем».
Диакониссы поставлялись через возложение рук епископа, в присутствии пресвитеров, диаконов и других молящихся. Константинопольские диакониссы поставлялись в алтаре, но обычное их место в храме Святой Софии находилось вне алтаря. Впрочем, иногда это служение осуществлялось без рукоположения. Так, в 19-м правиле I Вселенского собора говорится «о диакониссах, причисляемых к таковым по одеянию, поскольку они не имеют никакого рукоположения и, следовательно, по всему могут быть отнесены к мирянам».
В IV–VII веках служение диаконисс было распространено на Востоке. Диакониссе Олимпиаде свт. Иоанн Златоуст написал ряд дружеских писем. Константинопольские диакониссы принимали активное участие в церковном пении, образуя отдельный хор в храме Святой Софии.
Согласно одной из новелл св. императора Юстиниана, жизнь избираемой в диакониссы не должна вызывать никаких подозрений, избираться они могут либо из девственниц, либо из единобрачных вдов. Возраст диакониссы не должен быть ни слишком юным, ни преклонным, но должен «приближаться к 50 годам» (женщин моложе этого возраста можно поставлять только для женских монастырей). Диакониссе после поставления запрещалось вступать в брак. За блуд диакониссе полагалось более суровое наказание, чем диакону или пресвитеру: она не только лишалась своей степени, но и отлучалась от причастия (44-е правило св. Василия Великого).
В начале II тысячелетия поставление диаконисс фактически выходит из практики. Дольше всего оно сохранялось в Константинополе. Патриарх Феодор Вальсамон (XII в.) сообщает, что в его время чин поставления диаконисс «совершенно вышел из употребления».
В Новое время были неоднократные попытки восстановить институт диаконисс. В России предложение восстановить чин диаконисс для помощи миссионерству впервые выдвинул прп. Макарий (Глухарёв), направивший в Святейший Синод соответствующий проект, официально отклоненный в 1839 году. В 1860 году священник Александр Гумилевский составил по просьбе великой княгини Елены Павловны устав для Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, как для общины диаконис, однако устав утвержден не был. Вопрос о восстановлении чина диаконисс ставился в Предсоборном присутствии Русской Церкви 1906 года. В 1911 г. великая кн. прпмц. Елисавета Феодоровна подала в Святейший Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконис, но Синод отложил решение вопроса до Поместного Собора. На Поместном Соборе 1917–1918 гг. данное служение восстановлено не было.
В 1911 г. свт. Нектарий Эгинский посвятил в диакониссы одну из монахинь монастыря, которым он управлял. Она была поставлена согласно византийскому чину, но с облачением в короткий стихарь, орарь и поручи. Это событие вызвало смущение и соблазн, так что святителю пришлось объяснять свое деяние архиепископу Афинскому Феоклиту. Совершенную им хиротонию свт. Нектарий оправдывал потребностью в церковнослужителях, поясняя, что поставленная им диаконисса будет исполнять обязанности иподиакона. Впоследствии в Элладской Церкви в разное время были посвящены в диакониссы монахини различных монастырей.
В 1988 году на острове Родос на Межправославном cовещании на тему «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о рукоположении женщин» было высказано мнение о желательности восстановления чина диаконис. Обсуждение этого вопроса состоялось и на других межправославных встречах в 90-х гг. XX века.
Вопрос восстановления института диаконисс в Александрийской Церкви обсуждался достаточно долго, о чем свидетельствует, например, постановление Синода от 19 октября 2009 года: «Посвящение диаконисс было единодушно отвергнуто, поскольку оно не считается необходимым для того, чтобы это было установлено в практике Православной Церкви на Африканском континенте». Однако 16 ноября 2016 года Синод Александрийской Церкви после доклада митрополита Камерунского Григория об институте диаконисс и их миссионерском служении, которому сопутствовала длительная дискуссия и обсуждение данного доклада, постановил: «Что касается вопроса об учреждении диаконисс, было решено возродить его, и для подробного рассмотрения этого вопроса была назначена трехсторонняя комиссия иерархов». 17 февраля 2017 года Патриарх Александрийский Феодор II совершил Божественную литургию в церкви святого Николая при миссионерском центре Колвези (Конго), по окончании которой посвятил в диакониссы несколько женщин, которые будут помогать в миссионерской деятельности Катангской митрополии (епархия Александрийской Церкви в Конго), особенно при Таинстве Крещения взрослых, при Таинстве Брака, а также в катехизической деятельности Церкви. Таким образом, институт диаконисс в Александрийской Церкви был восстановлен.
Священник Михаил Желтов пишет о проблеме целесообразности восстановления данного служения:
«Главное возражение против идеи восстановления чина диаконисс состоит в том, что остается совершенно неясным конкретное содержание служения вновь учреждаемого женского диаконата. В древней Церкви женский диаконат занимался схожей с мужским диаконатом нелитургической деятельностью (т. е. социальной и проч.), но в отличие от мужского диаконата не имел специальных функций за общественным богослужением (т. е. диакониссы не произносили ектении, не совершали каждений и т. д.).
В современной же практике деятельность мужского диаконата чаще всего сводится к священнослужению, а его нелитургические функции, параллелью которым и должно быть служение женского диаконата, сведены к минимуму или отсутствуют. Т. о., возрождение института диаконисс как дополняющего институт диаконов возможно лишь в том случае, если служение мужского диаконата вновь наполнится разнообразным нелитургическим содержанием, как это имело место в древней Церкви. Утратило практическую пользу и единственное литургическое служение древних диаконис – помазание женщин при крещении св. елеем по всему телу, т. к. уже в течение многих веков помазание крещаемых св. елеем по всему телу заменено помазанием отдельных частей тела. Кроме того, таинство Крещения чаще совершается над детьми, а не над взрослыми; и по мнению Ж. Гродидье де Матона, служение диаконисс прекратило некогда свое существование именно из-за повсеместного распространения практики крестить детей в самом раннем возрасте. Возрождение чина диаконисс в таких условиях, когда функции диаконов-мужчин почти исключительно сведены к литургическим, будет вести к непониманию природы женского диаконата и уподоблению диаконисс священнослужителям-мужчинам, что не имеет основания в церковной традиции и противоречит свидетельству свт. Епифания Кипрского и других древних христианских авторов. <…>
Еще больше опасений, чем возникновение новых и неочевидных служений женщин-иподиаконов и т. п. (что само по себе уже может стать поводом к церковным нестроениям), вызывает потенциальная возможность трансформации неверного понимания диаконисс как женщин-священнослужителей в идею женского священства и, наконец, епископства – как это и произошло, например, в англиканской Церкви».
Литература по теме
- Диакониса Богословско-литургический словарь
- Диакониссы Н.Ф. Марков
- Древние чины рукоположения диаконис свящ. А. Постернак
- Диаконисы в Русской Церкви проф. С.В. Троицкий
- Церковнослужительницы в Православной Церкви проф. С.В. Троицкий
- Восточные диакониссы Магна и Марфана и западная церковнослужительница Эферия проф. С.В. Троицкий
- Рецензии на: С. В. Троицкий. Диакониссы в православной Церкви; Св. Олимпиада диаконисса IV века и другие диакониссы древней Церкви; Прот. Николай Добронравов. Диакониссы в древнем христианстве
- Служение женщин в Церкви
- Женское служение в ранней Церкви свящ. Андрей Постернак
- Церковные чины первых веков христианства
Комментировать