71

Правило 72

73

О 20-ти летней епитимии для прибегающих к чародеям.

Тот, кто предался гадателям или кому-то подобному, да будет наказан на то же время, что и убийца.

Ὁ μάντεσιν ἑαυτὸν ἐπιδοὺς ἤ τισι τοιούτοις, τὸν χρόνον τῶν φονέων καὶ ἐπιτιμηθήσεται.

Толкования

Зонара. Прорицаниями в древности были предсказания, какие давались лжеименными богами, или ответы на вопросы. Но хотя прорицалища прекратились по воплощении Господа, но предсказания и ныне делаются некоторыми посредством обаяний и демонского действия, хотя они и оказываются по большей части ложными; каковы суть делаемые некоторыми женщинами, которые, кладя на руки зерна ячменя, посредством их предсказывают нечто; а другие, нагибаясь к золе, предугадывают грядущее; к ним должны быть причислены и те, которые говорят, что они по звездам предузнают имеющее быть, и которые пользуются ими, – каковых всех подвергает епитимии убийц.

Синопсис. Предавший себя предсказателям или неким подобным, должен быть подвергнут епитимии на срок убийц.

Аристен. Предавший себя волхователям, или обаятелям, или отравителям с целью изучить из злохудожество, должен быть подвергнут епитимии как вольный убийца. А кто верит волхователям и вводит их в свой дом для изыскания и приготовления врачеств (суеверных) или для открытия чего-нибудь неизвестного, подвергается епитимии не 6 лет, как говорит 61‑е правило Трулльского шестого собора и 83‑е сего, что в руках у нас, 3‑го послания Василия Великого.

Вальсамон. В 25‑й главе 9‑го титула и в 20‑й главе 13-го титула настоящего собрания мы изложили различные сведения о волхователях, магах и подобных; и прочти, как это, так и указываемые в тех же самых главах правила и законы, и узнаешь, каким образом они наказываются по законам гражданским и церковным. А теперь святый определяет, что те, которые предают себя каким-либо лицам этого рода, должны быть подвергаемы епитимии на срок, назначенный убийцам. Но поскольку некоторые, толкуя настоящее правило, сказали, что таким образом должно наказывать и тех, которые приходят к женщинам, берущимся не зернах ячменя открыть что-нибудь неизвестное, или будущее, то я говорю, что есть различие между предвещателями и ворожеями-старухами, которые обманывают простецов своими нашептываниями; ибо первые призывают демонов; а эти, прикрываясь скорее добродетелью и святостью, иногда с божественными псалмопениями, рукописуют будущее и показывают неизвестное при помощи ячменных зерен, как делают и так называемые монахи с красивыми бородами и волосами, носящие власяницы и вретища; ибо и эти, обольщая и обольщаясь, предуказывают будущее как бы по ангельскому откровению. Поэтому то те, которые не отреклись от Бога, но по развращенности прикрываются личиною святости, должны, как мне кажется, быть наказываемы умереннее, а не так, как отрекшиеся от Бога. А если скажешь, что старухи, гадающие по ячменю и делающие обаяния, призывают демонов, то необходимо и оне должны быть подвергаемы крайней епитимии, подобно волшебникам и магам. Прочти еще 83‑е правило настоящего святаго и что в нем (написано).

Славянская кормчая. Иже волхвом или другим неким таковым себе вдав, временем убийцы устроен будет.

Толкование. Вдав убо себе волхвом, или обавником, или чародеем на очение злохитрства их, яко волею убивый запрещение да приимет. Веруя иже в волхвы или вводя их в дом свой, обретения ради некоего и очищения отравлений, или откровения ради неких неизреченных, 6 лет запрещение да приимет: якоже 61‑е правило повелевает 6‑го Вселенского собора, иже в Константине граде в Трулле Полатнем, и 83‑е правило в сем послании великого Василия.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать