Празднование Начала индикта – церковного новолетия

Михаил Бер­нац­кий

1 сен­тября (14 сен­тября по новому стилю) Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью празд­ну­ется цер­ков­ное ново­ле­тие (начало цер­ков­ного года), назы­ва­е­мое также Нача­лом индикта.

В VI в., в цар­ство­ва­ние Юсти­ни­ана I (527–565), в хри­сти­ан­ской Церкви вво­дится кален­дар­ное счис­ле­ние по индик­там или индик­ти­о­нам (от лат. indictio – объ­яв­ле­ние), 15-летним пери­о­дам нало­же­ния дани. Под indictio в Рим­ской импе­рии пони­ма­лось обо­зна­че­ние цифры пода­тей, кото­рые сле­до­вало собрать в данном году. Таким обра­зом, финан­со­вый год в импе­рии начи­нался «ука­за­нием» (indictio) импе­ра­тора, сколько нужно собрать пода­тей, при этом каждые 15 лет про­из­во­ди­лась пере­оценка имений (по мнению В. В. Боло­това индик­ти­оны имели еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние). Офи­ци­аль­ное визан­тий­ское счис­ле­ние, так назы­ва­е­мые индик­ти­оны Кон­стан­тина Вели­кого или Кон­стан­ти­но­поль­ское счис­ле­ние, начи­на­лось с 1 сен­тября 312 г.

В Визан­тии цер­ков­ный год не всегда начи­нался с 1 сен­тября – и на латин­ском Западе, и на Востоке было хорошо известно мар­тов­ское лето­счис­ле­ние (когда нача­лом года счи­та­ется 1 марта или 25 марта (дата празд­ника Бла­го­ве­ще­ния)). В целом, тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние ново­ле­тия 1 сен­тября можно счи­тать позд­не­ви­зан­тий­ским явле­нием.

В этот день Цер­ковь вспо­ми­нает, как Гос­подь Иисус Хри­стос прочел в сина­гоге в г. Наза­рет про­ро­че­ство Исаии (Ис. 61:1–2) о наступ­ле­нии лета бла­го­при­ят­ного (Лк. 4:16–22). В этом чтении Гос­пода визан­тийцы видели Его ука­за­ние на празд­но­ва­ние дня нового года; Пре­да­ние свя­зы­вает само это собы­тие с днем 1 сен­тября. В Мено­ло­гии Васи­лия II (X в.) гово­рится: «С этого вре­мени Он даро­вал нам хри­сти­а­нам этот святой празд­ник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Пра­во­слав­ной Церкви 1 сен­тября за литур­гией чита­ется именно это еван­гель­ское зачало о про­по­веди Спа­си­теля.

То же Еван­ге­лие чита­лось Пат­ри­ар­хом и в особом чине лето­про­вод­ства – празд­нич­ной службе, совер­шав­шейся 1 сен­тября. Зна­ме­на­тельно, что Еван­ге­лие читал сам Пат­ри­арх – в прак­тике Кон­стан­ти­но­поль­ской Церкви в позд­не­ви­зан­тий­ское время Пат­ри­арх сам читал Еван­ге­лие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Вели­кой пят­ницы (первое из 12 Страст­ных Еван­ге­лий) и на литур­гии и вечерне пер­вого дня Пасхи.

Согласно Типи­кону Вели­кой церкви и визан­тий­ским слу­жеб­ным Еван­ге­лиям, чин лето­про­вод­ства имеет сле­ду­ю­щий поря­док: после утрени архи­ерей с про­цес­сией под пение «боль­шого» Три­свя­того исхо­дит на город­скую пло­щадь. Когда про­цес­сия достиг­нет пло­щади, диакон воз­гла­шает екте­нию, и поются 3 анти­фона. После анти­фо­нов архи­ерей про­из­но­сит воз­глас, бла­го­слов­ляет трижды народ и садится на седа­лище. Далее сле­дуют про­ки­мен и Апо­стол; по Апо­столе архи­ерей, бла­го­сло­вив трижды народ, начи­нает чтение Еван­ге­лия. Затем про­из­но­сятся литий­ные про­ше­ния; по окон­ча­нии про­ше­ний и гла­во­пре­клон­ной молитвы певцы начи­нают петь тро­парь 2 гласа: Всея твари Соде­телю…, и про­цес­сия идет в храм для совер­ше­ния Боже­ствен­ной литур­гии.

На Руси по при­ня­тии хри­сти­ан­ства граж­дан­ский год вплоть до XV в. начи­нался с марта. С 1 марта вели начало года все древ­ние рус­ские лето­писцы, вклю­чая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. нача­лом граж­дан­ского года офи­ци­ально ста­но­вится 1 сен­тября, име­ются сви­де­тель­ства о совер­ше­нии на Руси 1 сен­тября чина лето­про­вод­ства не только в конце XIV в. (Треб­ники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV – нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упо­ми­на­ется в Вопро­со­от­ве­тах епи­скопа Фео­гно­ста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, анти­фо­нов, чтения паре­мий, Апо­стола, Еван­ге­лия и про­из­не­се­ния молитв. Рус­ские редак­ции XVII в. чина лето­про­вод­ства 1 сен­тября содер­жатся в Мос­ков­ском Потреб­нике мир­ском 1639 г., в Мос­ков­ском Потреб­нике 1651 г., в Треб­нике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напе­ча­тан­ном без обо­зна­че­ния года сбор­нике цер­ков­ных чинов (Николь­ский К., прот. О служ­бах Рус­ской Церкви, бывших в преж­них печат­ных бого­слу­жеб­ных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печат­ным мос­ков­ским чинам и нов­го­род­ский чин, содер­жа­щийся в руко­пис­ном сбор­нике первой чет­верти XVII в.

Отме­тим инте­рес­ные осо­бен­но­сти, содер­жа­щи­еся в мос­ков­ском и нов­го­род­ском чинах (подроб­нее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паре­мий про­то­поп совер­шал чин водо­освя­ще­ния до момента погру­же­ния креста. Затем, после чтения Еван­ге­лия, свя­ти­тель погру­жал крест в воду при пении тро­паря: Спаси, Гос­поди, люди Твоя… и омывал иконы губой, омо­чен­ной в освя­щен­ной воде, после чего чита­лись молитва Пат­ри­арха Фило­фея Кон­стан­ти­но­поль­ского: Вла­дыко Гос­поди Боже наш… и гла­во­пре­клон­ная молитва. В мос­ков­ском печат­ном чине опи­сы­ва­ется, кроме того, обряд при­ше­ствия царя к дей­ству (в Москве чин совер­шался на собор­ной пло­щади Мос­ков­ского Кремля, и царь чаще всего при­бы­вал туда уже после при­хода Пат­ри­арха с крест­ным ходом, но иногда мог при­хо­дить и вместе с ним), его встречи и поздра­ви­тель­ной речи к нему Пат­ри­арха. В Нов­го­роде слу­жа­щий свя­ти­тель обра­щался с поздрав­ле­нием к вое­во­дам и народу с про­из­не­се­нием «титла» о цар­ском мно­го­лет­нем здра­вии.

Киев­ский чин отли­чался от мос­ков­ского и нов­го­род­ского. В нем не ука­заны крест­ный ход на пло­щадь, водо­освя­ще­ние и омо­ве­ния икон. Чтение Еван­ге­лия совер­ша­лось в храме, не было паре­мий и Апо­стола. Лития совер­ша­лась пред храмом: сна­чала дважды обхо­дили храм с крест­ным ходом при пении стихир, в третье обхож­де­ние оста­нав­ли­ва­лись пред каждой сто­ро­ной храма, и диакон про­из­но­сил екте­нию; перед запад­ной сто­ро­ной свя­ти­тель читал молитву. Обряд поздрав­ле­ния также не указан в киев­ском чине.

Пре­кра­ще­ние совер­ше­ния чина лето­про­вод­ства свя­зано с изда­нием Петром I указа о пере­носе начала граж­дан­ского нового года на 1 января. В послед­ний раз чин был совер­шен 1 сен­тября 1699 г. в при­сут­ствии Петра, кото­рый, сидя на уста­нов­лен­ном на крем­лев­ской собор­ной пло­щади пре­столе в цар­ской одежде, при­ни­мал от Пат­ри­арха бла­го­сло­ве­ние и поздрав­лял народ с новым годом. 1 января 1700 г. цер­ков­ное тор­же­ство огра­ни­чи­лось молеб­ном после литур­гии, чин же лето­про­вод­ства не совер­шался.

С тех времен празд­но­ва­ние цер­ков­ного ново­ле­тия 1 сен­тября не совер­ша­ется с былой тор­же­ствен­но­стью, хотя Типи­кон доныне пола­гает этот день малым Гос­под­ским празд­ни­ком «Начала индикта, сиречь новаго лета», соеди­нен­ным с празд­нич­ной служ­бой в честь прп. Симеона Столп­ника, память кото­рого выпа­дает на эту же дату.

PATRIARHIYA.RU

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки