Индикт, индиктион

Инди́кт – цер­ков­ный новый год, цер­ков­ное ново­ле­тие, совер­ша­е­мое 14(1) сен­тября (граж­дан­ское ново­ле­тие совер­ша­ется 1(14) января)).
Индиктио́н (индикт)  — период лето­ис­чис­ле­ния в 15 лет с нача­лом 1‑го сен­тября. В хри­сти­ан­скую эпоху при св. рав­ноап. Кон­стан­тине Вели­ком период в 15 лет лёг в основу лето­ис­чис­ле­ния, начи­ная с 312 года.
Вели­кий индиктио́н – период вре­мени в 532 года, назы­ва­е­мый вели­ким пас­халь­ным кругом, по исте­че­нии кото­рого даты празд­но­ва­ния Пасхи сле­дуют в том же порядке, как в пред­ше­ство­вав­ший период.

indiktion indikt - Индикт, индиктион

Счет обра­ще­ний вели­кого индик­ти­она ведет начало от Сотво­ре­ния мира и чело­века. По пас­халь­ным вычис­ле­ниям от Сотво­ре­ния мира до Рож­де­ства Хри­стова прошло 10 полных обра­ще­ний и 188 лет из сле­ду­ю­щего 11-го обра­ще­ния индик­ти­она. Один­на­дца­тое обра­ще­ние завер­ши­лось в 344 году по Рож­де­стве Хри­сто­вом, в 876 году завер­ши­лось 12‑е обра­ще­ние, в 1408 году – 13‑е, в 1940 году – 14‑е, с 1941 года идет 15‑е обра­ще­ние, кото­рое закон­чится 2472 годом, после чего нач­нется 16‑е обра­ще­ние индик­ти­она и таким поряд­ком будет сле­до­вать дальше.

Непо­движ­ные дни бого­слу­же­ния начи­нают свой круг с 1‑го сен­тября, кото­рое явля­ется Цер­ков­ным ново­ле­тием, «Новым Годом» (и носит в бого­слу­же­нии этого дня назва­ние Индикта).

Цитаты о индикте

«К сред­не­ви­зан­тий­ской эпохе нача­лом года стали счи­тать не 23‑е, а 1‑е сен­тября. Эта дата воз­никла из вполне свет­ских доку­мен­тов: к этому дню закан­чи­вали под­счет собран­ного урожая и вообще нало­го­вых сборов. Нало­го­вые доку­менты велись в рамках пери­ода из 15 лет, кото­рый назы­вался индикт; годы внутри этого пери­ода обо­зна­ча­лись как такой-то год индикта; 1‑е сен­тября счи­та­лось пере­хо­дом к оче­ред­ному году либо к новому индикту.
В том же Синак­саре Вели­кой церкви под 1‑м сен­тября поме­щен ком­мен­та­рий к поня­тию индикт, а также ука­за­ние, что именно в этот день Гос­подь Иисус Хри­стос пришел в сина­гогу в Наза­рете и прочел про­ро­че­ство Исаии: Дух Гос­по­день на Мне; ибо Он пома­зал Меня бла­го­вест­во­вать нищим, и послал Меня исце­лять сокру­шен­ных серд­цем, про­по­ве­до­вать плен­ным осво­бож­де­ние, слепым про­зре­ние, отпу­стить изму­чен­ных на сво­боду, про­по­ве­до­вать лето Гос­подне бла­го­при­ят­ное (Ис.61:1–2). Поэтому соот­вет­ству­ю­щее еван­гель­ское чтение и уста­нов­лено на 1‑е сен­тября. Ново­ле­тие в Кон­стан­ти­но­поле празд­но­вали тор­же­ственно; совер­ша­лись про­цес­сии по улицам города и празд­нич­ные службы в несколь­ких церк­вях. Одним из осо­бен­но­стей бого­слу­же­ния в этот день было чтение Еван­ге­лия лично Пат­ри­ар­хом — в году было всего 4 таких дня».
свя­щен­ник Михаил Желтов

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки