Презрение

***

Презре́ние — 1) чув­ство край­него неува­же­ния; 2) гор­де­ли­вое чув­ство пре­вос­ход­ства; 3) пре­не­бре­жи­тельно отно­ше­ние.

***

Пре­зре­ние свя­зано с гор­до­стью. Но в каком из этих грехов сле­дует испо­ве­до­ваться, если кого-то пре­зи­ра­ешь?

Пре­зре­ние ближ­него есть след­ствие гор­до­сти, кото­рую свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) назы­вает одной из восьми глав­ных стра­стей. Однако гор­дость, пишет свя­ти­тель, имеет многие под­раз­де­ле­ния и отрасли: здесь пре­зре­ние (его святой ставит на первое место среди всех грехов, про­из­рас­та­ю­щих от гор­до­сти) сосед­ствует с такими гре­хами как пред­по­чте­ние себя всем, дер­зость, хула, неве­рие, лже­имен­ный разум, непо­кор­ность Закону Божию и Церкви, после­до­ва­ние своей плот­ской воле, чтение книг ере­ти­че­ских, раз­врат­ных и сует­ных, непо­ви­но­ве­ние вла­стям, насмеш­ни­че­ство, остав­ле­ние хри­сто­под­ра­жа­тель­ного сми­ре­ния и мол­ча­ния, потеря любви к Богу и ближ­нему, потеря про­стоты и др. Поэтому на испо­веди умест­нее будет назы­вать грех точно, напри­мер: «Согре­шил пре­зре­нием ближ­него».

Нельзя пре­зи­рать своего ближ­него. Не грех ли пре­зи­рать самого себя, осо­зна­вая свою гре­хов­ность?

Святой апо­стол Павел пишет (этот отры­вок чита­ется во время Вен­ча­ния): «Никто нико­гда не имел нена­ви­сти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Гос­подь Цер­ковь» (Еф.5:29). Даже на уровне био­ло­ги­че­ских рефлек­сов в нашу при­роду зало­жена система само­со­хра­не­ния. Всякий чело­век по своей при­роде стре­мится к лич­ному бла­го­по­лу­чию, никто не желает себе дур­ного, пло­хого, печаль­ного, скорб­ного. Себя самого не нужно ни пре­зи­рать, ни нена­ви­деть – нена­ви­деть нужно грех, отда­ля­ю­щий нас от Бога, пре­одо­ле­вать грех с Божией помо­щью, сми­ряться, когда не полу­ча­ется пре­одо­леть его так быстро, как хоте­лось бы, не уны­вать и снова с Божией помо­щью под­ни­маться и дви­гаться дальше. В неко­то­рых слу­чаях люди, остро пере­жи­ва­ю­щие нелю­бовь, пре­зре­ние к себе и другие подоб­ные болез­нен­ные состо­я­ния, нуж­да­ются не только в помощи свя­щен­ника, но и в помощи пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской. 

Как посту­пать, когда нас пре­зи­рают?

Когда нас кто-то пре­зи­рает, чаще всего нет необ­хо­ди­мо­сти что-либо дока­зы­вать чело­веку, оправ­ды­ваться перед ним. Хри­сти­а­нин пере­но­сит пре­зре­ние с миром и даже радо­стью в сердце, чему мы нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии немало под­твер­жде­ний (напри­мер, Лк.6:22-23; Деян.5:41; 2Кор.12:10). Не сле­дует и бояться того, что нас могу пре­зи­рать (Ис.51:7). Пре­зи­ра­е­мый чело­век бывает угоден Богу (Неем.4:4; Пс.88:51; Пс.122:3), в том случае если при­чи­ной этого пре­зре­ния явля­ются не его соб­ствен­ные грехи. Напри­мер, если алч­ного, жад­ного чело­века пре­зи­рают за его алч­ность и жад­ность, он полу­чает заслу­жен­ное нака­за­ние в виде пре­зре­ния (Притч.12:8), хотя, конечно, и сами пре­зи­ра­ю­щие совер­шают при этом грех. Другое дело, когда чело­век пере­но­сит пре­зре­ние ради Бога (Ис.66:5; Иер.15:15; Иер.20:8; Деян.5:41; 1Тим.4:10; 1Кор.4:3; Евр.10:33).

Почему в Вели­ком пока­ян­ном каноне свт. Андрея Крит­ского именно пре­зре­ние (пре­з­ор­ство) назы­ва­ется новым Изма­и­лом?

В пере­воде с цер­ков­но­сла­вян­ского языка «пре­з­ор­ство» озна­чает пре­зре­ние, пре­не­бре­же­ние, непо­слу­ша­ние. Св. Андрей Крит­ский, дей­стви­тельно, гово­рит, что Измаил – это пре­з­ор­ство, пре­зре­ние: «Древ­ней Агари егип­тянке упо­до­би­лась ты, душа, пора­бо­щен­ная своим про­из­во­лом и родив нового Изма­ила – дер­зость» (Быт.16:16). Святой изоб­ра­жает сле­ду­ю­щую кар­тину: люди вместо того, чтобы жить с тою женой, с кото­рой соче­та­лись во Христе, то есть с Цер­ко­вью, берут себе рабыню из Египта. Египет – это образ мира. Все мы, придя в Цер­ковь и здесь соче­тав­шись с Богом, при­несли сюда с собой и мир­ское. И вот, от соче­та­ния с миром, с кото­рым мы никак не хотим рас­ста­ваться, мы рож­даем пре­зре­ние. Именно оттого, что мы не можем вытес­нить мир из своего сердца, мы пре­зи­раем кого угодно: хоро­ший или плохой, успеш­ный или горь­кий пья­ница. Мы в любом случае ищем осно­ва­ния пре­зреть чело­века, в любой форме. И вот это и есть насле­дие мира. И сколько не гово­ришь людям о том, что мы должны любить друг друга, они не могут это вме­стить. О таких Иисус Хри­стос гово­рил: «О, род лука­вый, пре­лю­бо­дей­ный, доколе буду с вами, доколе терплю вас» (Мф.17:17) – именно потому, что каждый Его слу­ша­тель нес в себе опыт жизни, кото­рый он при­об­рел, живя в мире, до того», как стал веру­ю­щим во Христа.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки