Дерзость

(2 голоса: 5 из 5)

 

Де́рзость — 1) помысл, высказывание, действие, поступок, поведение грубого, вызывающего, неуважительного характера; 2) внутренняя склонность к такого рода мыслям и действиям; 3) храбрый, рискованный до безрассудства замысел, план или поступок (действие); 4) сознательное нарушение требований Божьей воли, Божьего закона.

Следствиями дерзости являются гнев, ссоры, обиды, блудная

Ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость. прп. Авва Дорофей

Чем дерзость отличается от дерзновения?

В отличие от понятия «дерзость», близкого по значению к глаголу «дерзить», понятие дерзновение» роднится по смыслу с глаголом «дерзать» — отваживаться; решаться; смело стремиться: 1) к чему-либо возвышенному, благородному; 2) к чему-либо новому, неизведанному.

В качестве христианской добродетели дерзновение определяется как готовность, решимость отваживаться на подвиги веры (в том числе скорби, страдания и смерть).

Примером особой дерзости можно назвать поведение Адама, проявившееся вскоре после его грехопадения. Так, когда Вседержитель, давая ему возможность покаяться, задал вопрос, не ел ли тот плодов с дерева (познания добра и зла), которые Он строго-настрого запретил потреблять, Адам, вместо того, чтобы раскаяться и испросить у Бога прощения, попытался переложить вину и ответственность на жену и даже на Создателя жены — Бога, ответив Ему: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12).

Примером злостной и вопиющей дерзости могут служить слова Каина, высказанные Богу в ответ на вопрос о том, где находится его брат. Вопрос был задан после того, как Каин совершил грех братоубийства. Тем не менее, отвечая Владыке он не только грубо солгал, но даже, как будто, и упрекнул Его за вопрос: «не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт4:9).

Примеры богоугодного дерзновения неоднократно встречаются в описании жизни Моисея и прочих Божьих пророков.

Так, однажды, когда Господь оповестил Моисея, что уничтожит его соплеменников — жестоковыйный народ (впавший в идолопоклонство, изготовивший золотого тельца и признавший его своим богом), а затем произведёт новый народ от Моисея, тот, не желая принять это слово, стал противиться, умолять Господа о прощении израильтян (Исх.32:9-11). Его мольбы были услышаны.

В другой раз Моисей проявил дерзновение, заступившись за соплеменников после того, как они, вдохновленные заговорщиками Кореем, Дафаном и Авироном, учинили возмущение и мятеж. Тогда Бог вновь был готов истребить «всё общество», но по молитве заступника, Моисея, кара коснулась лишь несущественной некоторых людей (Чис.16:20-22).

Ярчайший Евангельский пример богоугодного дерзновения встречаем в описании беседы Христа язычницей-сирифиникиянкой. Когда последняя обратилась к Спасителю с просьбой помочь её дочери, одержимой лукавым духом, Он, испытывая её смирение, сказал, что нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать его псам. Этой репликой Христос хотел показать, что прежде Ему надлежит проповедовать и совершать чудеса среди иудеев. Она же не отступила, но возразила ему со смирением, что «и псы под столом едят крохи детей» (Мк.7:25-28). По воле Божьей демон тут же оставил её дочь (Мк.7:29-30).

Итак, уместное дерзновение к Богу и может, и должен проявлять каждый христианин. Дерзости же следует избегать.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru