Дер­зость

***

Де́рзость — 1) помысл, выска­зы­ва­ние, дей­ствие, посту­пок, пове­де­ние гру­бого, вызы­ва­ю­щего, неува­жи­тель­ного харак­тера; 2) внут­рен­няя склон­ность к такого рода мыслям и дей­ствиям; 3) храб­рый, рис­ко­ван­ный до без­рас­суд­ства замы­сел, план или посту­пок (дей­ствие); 4) созна­тель­ное нару­ше­ние тре­бо­ва­ний Божьей воли, Божьего закона; 5) буй­ство стихии (Иов.26:12).

След­стви­ями дер­зо­сти явля­ются гнев, ссоры, обиды, блуд­ная страсть.

***

Чем дер­зость отли­ча­ется от дерз­но­ве­ния?

В отли­чие от поня­тия «дер­зость», близ­кого по зна­че­нию к гла­голу «дер­зить», поня­тие дерз­но­ве­ние” род­нится по смыслу с гла­го­лом «дер­зать» — отва­жи­ваться; решаться; смело стре­миться: 1) к чему-либо воз­вы­шен­ному, бла­го­род­ному; 2) к чему-либо новому, неиз­ве­дан­ному.

В каче­стве хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели дерз­но­ве­ние опре­де­ля­ется как готов­ность, реши­мость отва­жи­ваться на подвиги веры (в том числе скорби, стра­да­ния и смерть).

При­ме­ром особой дер­зо­сти можно назвать пове­де­ние Адама, про­явив­ше­еся вскоре после его гре­хо­па­де­ния. Так, когда Все­дер­жи­тель, давая ему воз­мож­ность пока­яться, задал вопрос, не ел ли тот плодов с дерева (позна­ния добра и зла), кото­рые Он строго-настрого запре­тил потреб­лять, Адам, вместо того, чтобы рас­ка­яться и испро­сить у Бога про­ще­ния, попы­тался пере­ло­жить вину и ответ­ствен­ность на жену и даже на Созда­теля жены — Бога, отве­тив Ему: «жена, кото­рую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12).

При­ме­ром злост­ной и вопи­ю­щей дер­зо­сти могут слу­жить слова Каина, выска­зан­ные Богу в ответ на вопрос о том, где нахо­дится его брат. Вопрос был задан после того, как Каин совер­шил грех бра­то­убий­ства. Тем не менее, отве­чая Вла­дыке он не только грубо солгал, но даже, как будто, и упрек­нул Его за вопрос: «не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт4:9).

При­меры бого­угод­ного дерз­но­ве­ния неод­но­кратно встре­ча­ются в опи­са­нии жизни Моисея и прочих Божьих про­ро­ков.

Так, одна­жды, когда Гос­подь опо­ве­стил Моисея, что уни­что­жит его сопле­мен­ни­ков — жесто­ко­вый­ный народ (впав­ший в идо­ло­по­клон­ство, изго­то­вив­ший золо­того тельца и при­знав­ший его своим богом), а затем про­из­ве­дёт новый народ от Моисея, тот, не желая при­нять это слово, стал про­ти­виться, умо­лять Гос­пода о про­ще­нии изра­иль­тян (Исх.32:9–11). Его мольбы были услы­шаны.

В другой раз Моисей про­явил дерз­но­ве­ние, засту­пив­шись за сопле­мен­ни­ков после того, как они, вдох­нов­лен­ные заго­вор­щи­ками Кореем, Дафа­ном и Ави­ро­ном, учи­нили воз­му­ще­ние и мятеж. Тогда Бог вновь был готов истре­бить «всё обще­ство», но по молитве заступ­ника, Моисея, кара кос­ну­лась лишь несу­ще­ствен­ной неко­то­рых людей (Чис.16:20–22).

Ярчай­ший Еван­гель­ский пример бого­угод­ного дерз­но­ве­ния встре­чаем в опи­са­нии беседы Христа языч­ни­цей-сири­фи­ни­ки­ян­кой. Когда послед­няя обра­ти­лась к Спа­си­телю с прось­бой помочь её дочери, одер­жи­мой лука­вым духом, Он, испы­ты­вая её сми­ре­ние, сказал, что нехо­рошо отни­мать хлеб у детей и бро­сать его псам. Этой репли­кой Хри­стос хотел пока­зать, что прежде Ему над­ле­жит про­по­ве­до­вать и совер­шать чудеса среди иудеев. Она же не отсту­пила, но воз­ра­зила ему со сми­ре­нием, что «и псы под столом едят крохи детей» (Мк.7:25–28). По воле Божьей демон тут же оста­вил её дочь (Мк.7:29–30).

Итак, умест­ное дерз­но­ве­ние к Богу и может, и должен про­яв­лять каждый хри­сти­а­нин. Дер­зо­сти же сле­дует избе­гать.

***

Ничто так не отго­няет от души страх Божий, как дер­зость.
прп. Авва Доро­фей

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки