Гордость

Литература по теме

Го́рдость (греч. ὑπερηφανία ипэрифани́а, от прил. ὑπερήφανος высокомерный, надменный; образовано из ὑπερ- чрезмерно + φαίνω являться) –

1) форма греховного состояния (умонастроения) личностных существ (падших ангелов, людей (человеческих душ)), основанного на неправильном отношении к себе, Богу, окружающему миру, проявляемого в возвеличивании собственной значимости и принижении значимости других; один из восьми наиболее пагубных грехов / греховных страстей;
2) чувство удовлетворения успехами своих ближних, родного народа, страны, сближающееся по смыслу с чувством глубокого уважения, восхищения; или же сам объект такого уважения, восхищения (пример: этот учитель – гордость нашей школы).

photo 2022 10 05 14 39 12 - Гордость

Понятие «гордость» может обозначаться при помощи синонимичных ему понятий, имеющих, впрочем, и особые смысловые оттенки (надменность, самомнение, самость, высокомудрие). Внешними признаками гордости могут служить: кичливость, хвастовство.

Господь Иисус Христос, указывая на злые помыслы, которые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят» (Мк.7:21), отмечает среди них гордость (Мк.7:22). Апостол Павел включает гордость в число пороков, которые будут свойственны многим людям в последние дни (2Тим.3:1-9). Апостол Иаков в соборном послании увещевает гордых: «…вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак.4:16). Цитируя Ветхий Завет, апостол указывает, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6; Ср.: Притч.3:34). «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным», – учит апостол Павел (Рим.12:16).

Гордость (наряду с тщеславием) считается одной из наиболее пагубных греховных страстей: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Прит.16:18). Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к плотским удовольствиям, видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, часто считая прочих людей ниже себя.

Гордость превращает человека во врага Богу, поскольку подразумевает ложное отношение и к себе, как к творению Божьему, и к самому Богу. Обладая всеми всевозможными совершенствами, Бог дает и каждому верующему в Него человеку возможность об́ожения.

Однако гордость служит серьезным препятствием к следованию человеком по этому богоугодному пути.

Гордость порождает зависть, гнев и ненависть. Она обесценивает любые, по-видимому, добрые устремления и поступки. Поскольку эта страсть является чрезвычайно опасной и ослепляющей человека, постольку Бог, желая человеку исцеления от этого недуга, может попустить ему впасть в бесчестье, благодаря чему человек может прийти в чувство и покаяться. Прп. Исаак Сирин замечает, что «гордящемуся знанием попускается впадать в хулу, и превозносящемуся добротою дел попускается впадать в блуд, а превозносящемуся своею мудростью попускается впадать в темные сети неведения».

Гордость свидетельствует о безумии человека, поскольку он перестает адекватно оценивать себя и приписывает себе много того, чем он не обладает.

Прп. авва Дорофей выделяет две стадии гордости – превозношение над ближним и противление Богу. Кто не пресекает в себе желания возгордиться перед человеком, тот постепенно может дойти до презрения Бога. Он также различает гордость мирян и монахов. В одном случае, происходит превозношение внешними мирскими преимуществами, во втором – духовными подвигами и добродетелями.

Прп. Иоанн Кассиан различает два рода гордости, присущих разным категориям людей – новоначальным и духовно зрелым. В первом случае гордец унижает ближнего, завидует другим, кичится своим имением, бесстыдно проповедует свои труды, хвалит себя, ненавидит обличения, так что, уповая только на себя, отвергает Божию помощь. В то же время одержимый гордостью упрекает Бога в том, что Он ему не помог, когда он просил Его. Во втором случае «духовная гордость» искушает тех, кто победили предыдущие пороки и почти достигли вершины добродетели. По словам прп. Максима Исповедника, бес начинает внушать подвижнику либо помысел о собственной самодостаточности в духовных трудах, либо о презрении к менее совершенным христианам. Если человек поддается на это лукавство, то может быть оставлен Богом в наказание и подвергнут многим искушениям.

Главные признаки гордости и тщеславия:

  • обидчивость
  • гневливость
  • дерзость и хамство
  • осуждение, невысокое мнение об окружающих
  • навязывание своей воли, стремление к спорам, самонадеянность
  • повышенное желание давать советы, вмешиваться в чужие дела
  • печаль от малейших неуспехов, несбывшихся планов
  • зависть
  • мстительность
  • стремление браться за всё, во всё вмешиваться
  • нежелание слушать и принимать увещевания, обличения и советы
  • болезненное переживание критики
  • самооправдание
  • потребительское отношение к Богу, Церкви и людям
  • искажение учения Церкви, опора исключительно на свой разум
  • неоправданный отказ от повиновения Церкви и властям
  • искание похвал
  • отсутствие авторитетов, надменность
  • неумеренность в желаниях
  • стремление много и подробно рассказывать о себе
  • стремление казаться оригинальным, удивлять, острить
  • жажда интереса к своей персоне от других
  • старание пройти вне очереди, получить лучшее
  • перекладывание ответственности за свои страдания на других
  • трудность самому попросить прощения и простить кого-либо
  • стремление к непомерным подвигам

photo 2022 10 28 12 31 52 - Гордость

Всякое ли проявление гордости в человеке является смертным грехом?

Хотя этой страсти подвержен в той или иной мере каждый более или менее взрослый человек, не очистивший свое сердце, следует различать ее разные проявления. Одной из наиболее острых форм проявления гордости является сознательное стремление к превозношению над другими. Это требует обязательной исповеди данного греха.

Чем гордость отличается от тщеславия?

Эти страсти тесно связаны между собой, однако можно провести некоторое различие между ними. Тщеславному человеку желательны похвала и восхищение от других людей. Однако не всякий гордец стремится к внешней славе. Случается, что гордец бывает сосредоточен на себе самом, и никто другой его не интересует.

Свидетельствует ли довольство своими качествами или плодами своих трудов о гордости?

Само по себе довольство красотой, успехом, качественно проделанной работой, не является греховным. Грех начинается тогда, когда мы забываем о благодарности Богу, благодаря Которому имеем все блага, о благодарности ближним, чья помощь способствовала достижению успеха; тогда, опять же, когда мы приписываем успешность труда исключительно себе и начинаем себя превозносить. Заметим попутно: если мы радуемся своему успеху и огорчаемся при чужих успехах, то это может быть свидетельством гордости и зависти в нашем сердце.

Всякая ли гордость греховна?

Гордость, проявляющаяся в самовозвеличивании и превозношении над ближними, греховна всегда. Понимаемая в этом значении гордость относится к числу наиболее вредоносных и разрушительных грехов.

Именно гордость послужила причиной падения ангелов (Ис.14:12–15). Гордость побудила Адама решиться ослушаться Бога (Быт.3:5). Во времена Ветхого Завета гордость отдельных правителей способствовала заговорам, кровопролитию и войнам.

Гордого человека очень трудно направить в русло спасения. Считая себя самым достойным, он часто пренебрегает помощью ближних в советах, наставлениях и даже молитвах. В разные периоды церковной истории гордость не раз становилась причиной уклонений верующих в заблуждения, возникновения ересей и церковных расколов.

Однако нередко понятием «гордость» обозначается совершенно другое душевное чувство, далекое от пренебрежения к ближним. Так, кто-то, питая уважение к деду-герою, может сказать: я горжусь своим дедом. А кто-то, радуясь успехам Отечества, произнесёт: я горжусь своим государством, своей страной.

По сути, в первом и втором случаях речь идёт о разных понятиях. С определенной долей условности можно сказать, что в народном употреблении слово «гордость» может иметь разное значение. В одном случае под гордостью подразумевается завышенное мнение гордеца о самом себе, возвеличивающее его собственное «Я», а в другом речь идёт об уважении и восхищении другими.

Конечно, гордость за Отчизну, народ, может сопровождаться надменностью и кичливостью, ненавистью к другим. Такая форма отношения к себе и ближним – грех.

Чем гордость отличается от гордыни?

Иногда слова «гордость» и «гордыня» справедливо употребляются как синонимы. Между тем в ряде случаев они имеют расхожие, а иногда и взаимно контрастные значения.

Так, гордыня может означать не просто гордость, но подчеркнуто высокую степень этого вида греха (греховного расположения души).

С другой стороны, слово гордость может употребляться, к примеру, не в смысле самовозвеличивания, а в значении радостной удовлетворенности (ср.: гордиться сыном); слово же «гордыня» имеет нравственно негативный окрас и в подобном контексте не употребляется.

Что такое гордость ума?

Как глубоко укоренившаяся в грешнике страсть, гордость может влиять на различные силы души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную.

Понятие «гордость ума» может быть интерпретировано двояко.

  1. В первом значении гордость ума понимается как внутреннее превозношение, связанное с восхищением грешника своими интеллектуальными способностями, либо результатами своей умственной деятельности. Случается, что сами себе такие люди кажутся исключительными или даже незаменимыми, гениальными, выдающимися.

О таких грешниках говорится в Книге пророка Исаии: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!» (Ис.5:21).

Особую группу грешников, зараженных «гордостью ума» (понимаемой в выше приведённом значении), представляют еретики, противополагающие собственное разумение церковному.

  1. Во-вторых, “гордость ума” может пониматься в смысле поражения страстью гордости разумной силы (сферы) души.

Такого рода грешники далеко не всегда склонны считать себя «самыми умными» людьми. Гордость ума может проявляться в них в том, что они не желают слушать и слышать советы других.

В крайнем проявлении зависимость от этой страсти проявляется в том, что грешники начинают высмеивать и оспаривать справедливость и мудрость  Божьего Промысла, Божьего Суда.

Для чего Бог поступил так-то и так-то? — ведь было бы лучше, если бы Он поступил этак и этак. Почему Бог не создал человека таким образом, чтобы тот никогда не грешил? Зачем Он создал людей, о которых заведомо знал как о будущих обитателях ада? Почему он не уничтожит диавола, зная, что тот противодействует его замыслам и вредит людям? — В ряде случаев эти и подобные вопросы (если, конечно, они не вызваны благочестивой любознательностью, а направлены на осуждение Бога), могут указывать на зараженность вопрошающих гордостью ума.

Возможно ли победить в себе гордость и как?

С Божией помощью это возможно, хотя и сложно. Гордости противоположна добродетель смирения. Среди наиболее распространенных советов для приобретения смирения можно выделить следующие: регулярно осуществлять молитвенное делание; постоянно помнить о Боге и благодарить Его за все доброе; регулярно анализировать и (стараться) контролировать свои (нравственно оцениваемые) помыслы, мысли, желания (если есть возможность – при помощи духовно опытного православного наставника); стараться подражать Господу Иисусу Христу в повседневной жизни (в мыслях, словах, поведении); стараться не почитать себя «самым лучшим» на фоне своих ближних; помнить о смерти и о будущем суде.

Цитаты о гордости

«Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».
1Кор.10:12

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя люди сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».
архиепископ Иаков (Вечерков)

«В самих подвигах нужна большая осторожность. Приехал к нам в Скит один молодой человек, жаждущий спасения. Приходит к батюшке Амвросию, прося дать ему молитвенное правило.
— Кладите по 30 поклонов в день, и хватит с вас, — сказал Батюшка.
— Если бы вы были не батюшка Амвросий, то я подумал бы, что вы надо мною смеетесь, — возразил пришедший, — я клал в міру по тысяче поклонов.
— Я думаю, вы пришли сюда не учить, а учиться, — заметил строго Старец, — кладите по 30 поклонов за послушание, и довольно.
Выйдя от Батюшки, тот всем начал рассказывать, какое маленькое правило дал ему Старец. Проходит несколько дней, и молодой человек снова является к о. Амвросию.
— Ну, что скажете? — спросил Батюшка.
— Да я хочу поговорить относительно данного мне вами правила: я не могу.
— А какое я вам дал правило? — спросил о. Амвросий (Батюшка вследствие массы посетителей иногда забывал).
— Класть по 30 поклонов.
— Ах да, помню, вам мало?
— Нет, Батюшка, я пришел вас просить облегчить, ибо по 30 поклонов я класть не могу. Такая тоска и леность нападает, просто сил нет. Удивляюсь, как это раньше я с легкостью клал по тысяче поклонов, а теперь и 30 не могу.
— А потому, что вам помогал враг.
— Как, враг помогал молиться?
— Да, потому что, совершая большое молитвенное правило, вы себя в душе превозносили, а всех других осуждали, считали всех погибшими, а только себя спасенным.
— Да, Батюшка, мне казалось, что большинство людей гибнут, и я благодарил Бога за свое спасение.
— Ну, вот видите, у вас были и гордость, и превозношение, и осуждение других, а врагу больше ничего не нужно!
Следовательно, как должно быть осторожным даже в молитвах и подвигах, которые нам кажутся спасительными».
преподобный Варсонофий (Оптинский)

«Есть такое сравнение: человек подобен дроби, числитель – это то, что ты из себя на самом деле представляешь, а знаменатель – это, что ты о себе думаешь; чем больше ты о себе воображаешь, тем меньше величина дроби».
прот. В. Кречетов

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka