Гордость

***

Го́рдость – 1) грех; наи­глав­ней­шая гре­хов­ная страсть, выра­жа­ю­ща­яся, по слову св. Иоанна Лествич­ника, в отвер­же­нии Бога и пре­зре­нии людей; 2) чув­ство удо­вле­тво­ре­ния успе­хами своих ближ­них, род­ного народа, страны, сбли­жа­ю­ще­еся по смыслу с чув­ством глу­бо­кого ува­же­ния, вос­хи­ще­ния. 

Гор­дость (наряду с тще­сла­вием) счи­та­ется наи­бо­лее опас­ной гре­хов­ной стра­стью, поскольку ее повод лежит не в мате­ри­аль­ном (чув­ственно-вос­при­ни­ма­е­мом) мире, а в мире духов­ном. Так, блуд или среб­ро­лю­бие, тянут чело­века к види­мым вре­мен­ным благам, а гор­дость – к насла­жде­нию своим падшим «я», к утвер­жде­нию своей само­сти в про­ти­во­вес Богу и ближ­нему. Гордый чело­век пре­воз­но­сится над дру­гими людьми своими мни­мыми досто­ин­ствами, считая прочих людей ниже себя.

Гор­дость пре­вра­щает чело­века во врага Богу, поскольку Бог есть Сама Любовь и Само Сми­ре­ние, и всякий чело­век есть Образ Божий. Обла­дая всем все­воз­мож­ным совер­шен­ством, Бог не замы­ка­ется в Себе. Он творит разум­ных существ по Своему Образу и стре­мится дать им уча­стие в Своей вечной бла­жен­ной Жизни. Он ищет веч­ного соеди­не­ния с чело­ве­ком, Сам ста­но­вится Чело­ве­ком через Бого­во­пло­ще­ние, соче­тая в Себе Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское есте­ство, даруя каж­дому веру­ю­щему в Него воз­мож­ность об́ожения.

Глав­ные при­знаки гор­до­сти и тще­сла­вия:

  • обид­чи­вость
  • гнев­ли­вость
  • осуж­де­ние, невы­со­кое мнение об окру­жа­ю­щих
  • навя­зы­ва­ние своей воли, стрем­ле­ние к спорам, само­на­де­ян­ность
  • любовь давать советы, вме­ши­ваться в чужие дела
  • печаль от малей­ших неуспе­хов, несбыв­шихся планов
  • зависть
  • мни­тель­ность
  • мсти­тель­ность
  • пер­фек­ци­о­низм
  • стрем­ле­ние браться за всё, во всё вме­ши­ваться
  • неже­ла­ние слу­шать и при­ни­мать уве­ще­ва­ния, обли­че­ния и советы
  • болез­нен­ное пере­жи­ва­ние кри­тики
  • само­оправ­да­ние
  • потре­би­тель­ское отно­ше­ние к Богу, Церкви и людям
  • иска­же­ние Учения Церкви, опора исклю­чи­тельно на свой разум 
  • иска­ние похвал
  • отсут­ствие авто­ри­те­тов, над­мен­ность
  • неуме­рен­ность в жела­ниях
  • стрем­ле­ние много и подробно рас­ска­зы­вать о себе
  • стрем­ле­ние казаться ори­ги­наль­ным, удив­лять, ост­рить
  • жажда инте­реса к своей пер­соне от других
  • ста­ра­ние пройти вне оче­реди, полу­чить лучшее
  • пере­кла­ды­ва­ние ответ­ствен­но­сти за свои стра­да­ния на других
  • труд­ность самому попро­сить про­ще­ния и про­стить кого-либо
  • стрем­ле­ние к непо­мер­ным подви­гам

***

Всякая ли гордость греховна?

Гор­дость как чув­ство, спо­соб­ству­ю­щее само­воз­ве­ли­чи­ва­нию и пре­воз­но­ше­нию над ближ­ними гре­ховна всегда. Пони­ма­е­мая в этом зна­че­нии гор­дость отно­сится к числу наи­бо­лее вре­до­нос­ных и раз­ру­ши­тель­ных грехов.

Именно гор­дость послу­жила при­чи­ной паде­ния анге­лов (Ис.14:12–15). Гор­дость же побу­дила Адама решиться ослу­шаться Бога (Быт.3:5). Во вре­мена Вет­хого Завета гор­дость отдель­ных пра­ви­те­лей спо­соб­ство­вала заго­во­рам, кро­во­про­ли­тию и войнам.

Гор­дого чело­века очень трудно напра­вить в русло спа­се­ния. Ведь считая себя самым достой­ным, он часто пре­не­бре­гает помо­щью ближ­них в сове­тах, настав­ле­ниях и даже молит­вах. Во вре­мена Нового Завета гор­дость не раз ста­но­ви­лась при­чи­ной обра­зо­ва­ния ересей и цер­ков­ных рас­ко­лов.

Однако нередко поня­тием «гор­дость» обо­зна­ча­ется совер­шенно другое душев­ное чув­ство, дале­кое от пре­не­бре­же­ния к ближ­ним. Так, кто-то, питая ува­же­ние к деду-герою, может ска­зать: я гор­жусь своим дедом. А кто-то, раду­ясь успе­хам Оте­че­ства, про­из­не­сёт: я гор­жусь своим госу­дар­ством, своей стра­ной.

По сути первое и второе зна­че­ния гор­до­сти пред­став­ляют разные поня­тия. С опре­де­лен­ной долей услов­но­сти можно ска­зать, что в народ­ном упо­треб­ле­нии слова «гор­дость» и «гор­дость» могут исполь­зо­ваться как омо­нимы. Ведь в первом вари­анте под гор­до­стью под­ра­зу­ме­ва­ется завы­шен­ное мнение гор­деца о самом себе, воз­ве­ли­чи­ва­ю­щее его соб­ствен­ное «Я», а во втором случае речь идёт об ува­же­нии (или даже бла­го­го­ве­нии) других.

Конечно, и такое, каза­лось бы, близ­кое многим граж­да­нам чув­ство, как гор­дость за Отчизну, народ, может сопро­вож­даться над­мен­но­стью и кич­ли­во­стью. При таком поло­же­нии вещей речь идёт о гор­до­сти гре­хов­ной.

Чем гордость отличается от гордыни?

Иногда слова «гор­дость» и «гор­дыня» спра­вед­ливо упо­треб­ля­ются как сино­нимы. Между тем в ряде слу­чаев они имеют рас­хо­жие, а иногда и вза­имно кон­траст­ные зна­че­ния.

Так, гор­дыня может озна­чать не просто гор­дость, но под­черк­нуто высо­кую сте­пень этого вида греха (гре­хов­ного рас­по­ло­же­ния души).

С другой сто­роны, слово гор­дость может упо­треб­ляться, к при­меру, не в смысле само­воз­ве­ли­чи­ва­ния, а в зна­че­нии радост­ной удо­вле­тво­рен­но­сти (ср.: гор­диться Оте­че­ством); слово же «гор­дыня» имеет нрав­ственно нега­тив­ный окрас и в подоб­ном кон­тек­сте не упо­треб­ля­ется.

Что такое гордость ума?

Как глу­боко уко­ре­нив­ша­яся в греш­нике страсть, гор­дость может влиять на раз­лич­ные силы души: разум­ную, воле­вую, чув­ствен­ную, раз­дра­жи­тель­ную.

Поня­тие «гор­дость ума» может быть интер­пре­ти­ро­вано двояко.

В первом зна­че­нии гор­дость ума пони­ма­ется как внут­рен­нее пре­воз­но­ше­ние, свя­зан­ное с вос­хи­ще­нием греш­ника своими интел­лек­ту­аль­ными спо­соб­но­стями, либо резуль­та­тами своей умствен­ной дея­тель­но­сти. Слу­ча­ется, что сами себе такие люди кажутся исклю­чи­тель­ными или даже неза­ме­ни­мыми, гени­аль­ными, выда­ю­щи­мися.

О таких греш­ни­ках гово­рится в Книге про­рока Исаии: «Горе тем, кото­рые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!» (Ис.5:21).

Особую группу греш­ни­ков, зара­жен­ных «гор­до­стью ума» (пони­ма­е­мой в выше при­ве­дён­ном зна­че­нии), пред­став­ляют ере­тики, про­ти­во­по­ла­га­ю­щие соб­ствен­ное разу­ме­ние цер­ков­ному.

Во-вторых, “гор­дость ума” может пони­маться в смысле пора­же­ния стра­стью гор­до­сти разум­ной силы (сферы) души.

Такого рода греш­ники далеко не всегда склонны счи­тать себя «самыми умными» людьми. Гор­дость ума может про­яв­ляться в них в том, что они не желают слу­шать и слы­шать советы других.

В край­нем про­яв­ле­нии зави­си­мость от этой стра­сти про­яв­ля­ется в том, что греш­ники начи­нают высме­и­вать и оспа­ри­вать спра­вед­ли­вость и муд­рость Божьего Про­мысла, Божьего Суда.

Для чего Бог посту­пил так-то и так-то? — ведь было бы лучше, если бы Он посту­пил этак и этак. Почему Бог не создал чело­века таким обра­зом, чтобы тот нико­гда не грешил? Зачем Он создал людей, о кото­рых заве­домо знал как о буду­щих оби­та­те­лях ада? Почему он не уни­что­жит диа­вола, зная, что тот про­ти­во­дей­ствует его замыс­лам и вредит людям? — В ряде слу­чаев эти и подоб­ные вопросы (если, конечно, они не вызваны бла­го­че­сти­вой любо­зна­тель­но­стью, а направ­лены на осуж­де­ние Бога), могут ука­зы­вать на зара­жен­ность вопро­ша­ю­щих гор­до­стью ума.

***

Бог гордым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать (Иак.4:6).

Посему, кто думает, что он стоит, бере­гись, чтобы не упасть (1Кор.10:12).

Ниже­го­род­ский архи­епи­скоп Иаков: «Чтобы понять, ощу­тить ее, заме­чай, как ты будешь себя чув­ство­вать, когда окру­жа­ю­щие тебя люди сде­лают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рож­да­ется прежде всего не мысль кротко испра­вить ошибку, дру­гими допу­щен­ную, а неудо­воль­ствие и гнев­ли­вость, то знай, что ты горд и горд глу­боко. Если и малей­шие неуспехи в твоих делах тебя опе­ча­ли­вают и наво­дят скуку и тягость, так что и мысль о Про­мысле Божием, участ­ву­ю­щем в делах наших, тебя не весе­лит, то знай, что ты горд и горд глу­боко. Если ты горяч к соб­ствен­ным нуждам и холо­ден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глу­боко. Если при виде небла­го­по­лу­чия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожи­дан­ного сча­стья ближ­них твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глу­боко. Если для тебя оскор­би­тельны и скром­ные заме­ча­ния о твоих недо­стат­ках, а похвалы о небы­ва­лых в тебе досто­ин­ствах для тебя при­ятны, вос­хи­ти­тельны, то знай, что ты горд и горд глу­боко».

***

пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий (Оптин­ский):

В самих подви­гах нужна боль­шая осто­рож­ность. При­е­хал к нам в Скит один моло­дой чело­век, жаж­ду­щий спа­се­ния. При­хо­дит к батюшке Амвро­сию, прося дать ему молит­вен­ное пра­вило.

— Кла­дите по 30 покло­нов в день, и хватит с вас, — сказал Батюшка.

— Если бы вы были не батюшка Амвро­сий, то я поду­мал бы, что вы надо мною сме­е­тесь, — воз­ра­зил при­шед­ший, — я клал в міру по тысяче покло­нов.

— Я думаю, вы пришли сюда не учить, а учиться, — заме­тил строго Старец, — кла­дите по 30 покло­нов за послу­ша­ние, и довольно.

Выйдя от Батюшки, тот всем начал рас­ска­зы­вать, какое малень­кое пра­вило дал ему Старец. Про­хо­дит несколько дней, и моло­дой чело­век снова явля­ется к о. Амвро­сию.

— Ну, что ска­жете? — спро­сил Батюшка.

— Да я хочу пого­во­рить отно­си­тельно дан­ного мне вами пра­вила: я не могу.

— А какое я вам дал пра­вило? — спро­сил о. Амвро­сий (Батюшка вслед­ствие массы посе­ти­те­лей иногда забы­вал).

— Класть по 30 покло­нов.

— Ах да, помню, вам мало?

— Нет, Батюшка, я пришел вас про­сить облег­чить, ибо по 30 покло­нов я класть не могу. Такая тоска и леность напа­дает, просто сил нет. Удив­ля­юсь, как это раньше я с лег­ко­стью клал по тысяче покло­нов, а теперь и 30 не могу.

— А потому, что вам помо­гал враг.

— Как, враг помо­гал молиться?

— Да, потому что, совер­шая боль­шое молит­вен­ное пра­вило, вы себя в душе пре­воз­но­сили, а всех других осуж­дали, счи­тали всех погиб­шими, а только себя спа­сен­ным.

— Да, Батюшка, мне каза­лось, что боль­шин­ство людей гибнут, и я бла­го­да­рил Бога за свое спа­се­ние.

— Ну, вот видите, у вас были и гор­дость, и пре­воз­но­ше­ние, и осуж­де­ние других, а врагу больше ничего не нужно!

Сле­до­ва­тельно, как должно быть осто­рож­ным даже в молит­вах и подви­гах, кото­рые нам кажутся спа­си­тель­ными.

***

См. ГРЕХ, ДОБРОДЕТЕЛЬ, СМИРЕНИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки