Гордость

AAA
(48 голосов4.7 из 5)

 

Го́рдость – 1) грех; наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, по слову св. Иоанна Лествичника, в отвержении Бога и презрении людей; 2) чувство удовлетворения успехами своих ближних, родного народа, страны, сближающееся по смыслу с чувством глубокого уважения, восхищения. 

Гордость (наряду с тщеславием) считается наиболее опасной греховной страстью, поскольку ее повод лежит не в материальном (чувственно-воспринимаемом) мире, а в мире духовном. Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, считая прочих людей ниже себя.

Гордость превращает человека во врага Богу, поскольку Бог есть Сама Любовь и Само Смирение, и всякий человек есть Образ Божий. Обладая всем всевозможным совершенством, Бог не замыкается в Себе. Он творит разумных существ по Своему Образу и стремится дать им участие в Своей вечной блаженной Жизни. Он ищет вечного соединения с человеком, Сам становится Человеком через Боговоплощение, сочетая в Себе Божественное и человеческое естество, даруя каждому верующему в Него возможность об́ожения.

Главные признаки гордости и тщеславия:

  • обидчивость
  • гневливость
  • осуждение, невысокое мнение об окружающих
  • навязывание своей воли, стремление к спорам, самонадеянность
  • любовь давать советы, вмешиваться в чужие дела
  • печаль от малейших неуспехов, несбывшихся планов
  • зависть
  • мнительность
  • мстительность
  • перфекционизм
  • стремление браться за всё, во всё вмешиваться
  • нежелание слушать и принимать увещевания, обличения и советы
  • болезненное переживание критики
  • самооправдание
  • потребительское отношение к Богу, Церкви и людям
  • искажение Учения Церкви, опора исключительно на свой разум 
  • искание похвал
  • отсутствие авторитетов, надменность
  • неумеренность в желаниях
  • стремление много и подробно рассказывать о себе
  • стремление казаться оригинальным, удивлять, острить
  • жажда интереса к своей персоне от других
  • старание пройти вне очереди, получить лучшее
  • перекладывание ответственности за свои страдания на других
  • трудность самому попросить прощения и простить кого-либо
  • стремление к непомерным подвигам

Всякая ли гордость греховна?

Гордость как чувство, способствующее самовозвеличиванию и превозношению над ближними греховна всегда. Понимаемая в этом значении гордость относится к числу наиболее вредоносных и разрушительных грехов.

Именно гордость послужила причиной падения ангелов (Ис.14:12-15). Гордость же побудила Адама решиться ослушаться Бога (Быт.3:5). Во времена Ветхого Завета гордость отдельных правителей способствовала заговорам, кровопролитию и войнам.

Гордого человека очень трудно направить в русло спасения. Ведь считая себя самым достойным, он часто пренебрегает помощью ближних в советах, наставлениях и даже молитвах. Во времена Нового Завета гордость не раз становилась причиной образования ересей и церковных расколов.

Однако нередко понятием «гордость» обозначается совершенно другое душевное чувство, далекое от пренебрежения к ближним. Так, кто-то, питая уважение к деду-герою, может сказать: я горжусь своим дедом. А кто-то, радуясь успехам Отечества, произнесёт: я горжусь своим государством, своей страной.

По сути первое и второе значения гордости представляют разные понятия. С определенной долей условности можно сказать, что в народном употреблении слова «гордость» и «гордость» могут использоваться как омонимы. Ведь в первом варианте под гордостью подразумевается завышенное мнение гордеца о самом себе, возвеличивающее его собственное «Я», а во втором случае речь идёт об уважении (или даже благоговении) других.

Конечно, и такое, казалось бы, близкое многим гражданам чувство, как гордость за Отчизну, народ, может сопровождаться надменностью и кичливостью. При таком положении вещей речь идёт о гордости греховной.

Чем гордость отличается от гордыни?

Иногда слова «гордость» и «гордыня» справедливо употребляются как синонимы. Между тем в ряде случаев они имеют расхожие, а иногда и взаимно контрастные значения.

Так, гордыня может означать не просто гордость, но подчеркнуто высокую степень этого вида греха (греховного расположения души).

С другой стороны, слово гордость может употребляться, к примеру, не в смысле самовозвеличивания, а в значении радостной удовлетворенности (ср.: гордиться Отечеством); слово же «гордыня» имеет нравственно негативный окрас и в подобном контексте не употребляется.

Что такое гордость ума?

Как глубоко укоренившаяся в грешнике страсть, гордость может влиять на различные силы души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную.

Понятие «гордость ума» может быть интерпретировано двояко.

В первом значении гордость ума понимается как внутреннее превозношение, связанное с восхищением грешника своими интеллектуальными способностями, либо результатами своей умственной деятельности. Случается, что сами себе такие люди кажутся исключительными или даже незаменимыми, гениальными, выдающимися.

О таких грешниках говорится в Книге пророка Исаии: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!» (Ис.5:21).

Особую группу грешников, зараженных «гордостью ума» (понимаемой в выше приведённом значении), представляют еретики, противополагающие собственное разумение церковному.

Во-вторых, «гордость ума» может пониматься в смысле поражения страстью гордости разумной силы (сферы) души.

Такого рода грешники далеко не всегда склонны считать себя «самыми умными» людьми. Гордость ума может проявляться в них в том, что они не желают слушать и слышать советы других.

В крайнем проявлении зависимость от этой страсти проявляется в том, что грешники начинают высмеивать и оспаривать справедливость и мудрость Божьего Промысла, Божьего Суда.

Для чего Бог поступил так-то и так-то? — ведь было бы лучше, если бы Он поступил этак и этак. Почему Бог не создал человека таким образом, чтобы тот никогда не грешил? Зачем Он создал людей, о которых заведомо знал как о будущих обитателях ада? Почему он не уничтожит диавола, зная, что тот противодействует его замыслам и вредит людям? — В ряде случаев эти и подобные вопросы (если, конечно, они не вызваны благочестивой любознательностью, а направлены на осуждение Бога), могут указывать на зараженность вопрошающих гордостью ума.

***

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6).

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор.10:12).

Нижегородский архиепископ Иаков: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя люди сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

***

См. ГРЕХ, ДОБРОДЕТЕЛЬ, СМИРЕНИЕ

Рейтинг@Mail.ru