Отцы́ Це́ркви (святые отцы) –
1) христианские писатели, прославляемые Церковью как высочайшие авторитеты в области православного веро- и нравоучения, подтвердившие истинность этого учения святостью своей жизни;
2) (в широком значении) святые мужи.
Изучением истории жизни и богословия отцов Церкви и церковных учителей занимаются патрология и патристика.
В раннехристианский период это наименование применялось ко всем христианским учителям, независимо от того, были они писателями или нет. По словам св. Иринея Лионского (II в.), «кто научен кем-либо, называется сыном учителя, а этот – отцом его». Преимущественно это именование относилось к епископам. Начиная с эпохи великих догматических споров (с IV в.), так стали называть церковных писателей (сначала только епископов), бывших подлинными выразителями Священного Предания. Впоследствии к отцам Церкви стали относить и авторитетных церковных писателей, не имевших епископского сана (главным образом монашествующих).
В первоначальный период истории Церкви не существовало формальных критериев, по которым тот или иной церковный автор мог быть признан отцом Церкви. В V веке прп. Викентий Лиринский впервые выделил три признака «отца Церкви»: ортодоксальность (православность), древность и личная святость. По словам св. Викентия, правилом веры и ее письменного выражения может быть согласное свидетельство «только тех отцов, которые, живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верой почить о Христе, или блаженно умереть за Христа». Впоследствии в западной патрологии были сформулированы четыре критерия, которым должен удовлетворять истинный отец Церкви: святость жизни, ортодоксальность учения, признание Церкви и древность. Православные патрологи в целом принимают эти критерии, кроме последнего, считая древность несущественным признаком. Кроме того, многие из них не считают возможным ограничивать существование отцов Церкви каким-то историческим периодом, поскольку Церковь будет существовать до скончания века и Святой Дух неизменно действует в ней в любую эпоху.
- Святость жизни не предполагает безгрешности, однако важно, чтобы отец Церкви был образцом добродетели и окончил свою земную жизнь в мире с Церковью (некоторые отцы скончались мученически).
- Православность учения предполагает не полное отсутствие богословских ошибок в сочинениях (в отличие от признания отсутствия таковых в богодухновенных книгах святых пророков и апостолов), а признание Церковью учения святого отца в целом как православного. В «Исповедании православной веры Восточной Церкви» говорится о том, что «учение Святого Духа просвещает Церковь не напрямую, но через Святых Отцов и Предстоятелей Кафолической Церкви. Все Писание есть и именуется Словом Святого Духа не потому, что Он непосредственно изрек его, но говорил в нем через Апостолов и Пророков. Так и Церковь поистине научается Животворящим Духом, но через посредство Святых Отцов и Учителей, которых правило [веры] признано Святыми и Вселенскими Соборами». Таким образом, между творениями святых отцов и церковным учительством существует определенная взаимная зависимость. Одобренные Вселенскими Соборами творения святых отцов непогрешимо и точно выражают учение Церкви. По словам свт. Филарета Черниговского, отцы Церкви – «преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатнойчистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение».
- Признание Церкви является главным и решающим признаком отца Церкви. Оно является подтверждением чистоты жизни и учения церковного писателя. В результате признания того или иного отца со стороны Церкви его творения получают высокий авторитет для православного богословия. Используемое в данном контексте понятие «признание Церкви» нельзя отождествлять с понятием «канонизация». Канонизация обычно совершается на уровне Поместной Церкви или даже отдельной епархии. Признание же Церкви осуществляется как в форме общецерковного прославления святых отцов, так и на основании ссылок на них как на святых отцов на Вселенских Соборах. Например, на III Вселенском Соборе были прочитаны свидетельства из творений сщмч. Петра Александрийского, святителей Афанасия Великого, Аттика Константинопольского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Феофила Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского. На IV Вселенском Соборе к ним добавлены ссылки на творения святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Илария Пиктавийского и блаженного Августина. На V Вселенском Соборе в качестве отцов и учителей Церкви были перечислены 8 греческих (Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл Константинопольский) и 4 латинских отцов (Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Лев Великий).
Наименование учителя Церкви не имеет в православной патрологии устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно прилагается к знаменитейшим из Отцов Церкви (святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту) как особо почетное звание («великий вселенский учитель»). Иногда отцы Церкви одновременно называются и учителями Церкви.
В большинстве случаев, церковными учителями называют выдающихся церковных писателей, известных своей образованностью, подвижнической жизнью и уважением в Церкви, хотя и не причисленных к лику святых (например, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Лактанций). Последние нередко оказывали существенное влияние на будущих отцов Церкви.
Цитаты об отцах и учителях Церкви
«Отцы Церкви держались Предания, где было нужно, точно так же, как благоговейно описывали деяния Церкви и частных лиц. Но они же размышляли о слове Божием, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили и ораторствовали, философствовали и были филологами и при этом даже ошибались; потому говорить, что учение об Отцах Церкви то же, что учение о Предании, значит не понимать Отцов Церкви или, намеренно закрыв глаза для предмета, толковать о нем по своему произволу. Если хотите, можете извлекать из учения Отцов Церкви учение Предания, но это будет особая работа, но не учение об Отцах».
свт. Филарет (Гумилевский)
«Мы веруем в Церковь, которая созидается каноническими Писаниями и общими соборами верных, которые содействовали укреплению Христовой Церкви, а не в Августина или Дамаскина; ведь мы бы и самого Дамаскина не стали бы слушать […] если бы он не держался общего мнения».
Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский
«Всякий, кто основательно вчитывается в сочинения Отцов, поражается их идейной насыщенности и человеческой содержательности, а также их разнообразию. Никакой условности, никакого благолепия. В писаниях своих они остаются самими собой, видны нам во плоти и крови. У всех одна вера, но восприятие ее у каждого собственное, личностное. В этом оркестре избранных душ каждый владеет своим инструментом, и с каким мастерством, чувством, индивидуальностью! Отцы Церкви были прежде всего пастырями. Главное их орудие – речь, проповедь. Это особенно проявилось в творчестве двух изумительных гениев, Оригена и Августина. Пастырскую деятельность ставят превыше всего и на Востоке и на Западе, но понимают ее, пожалуй, не одинаково.
Восточные Отцы проникновенны, вдумчивы, патетичны; на Западе преобладает уклон правоведческий, практический, нравственный; особо ценится лаконизм изложения. Греческие богословы делают упор на величие человека, африканские помнят о том, что человек – существо падшее. Одни готовы приравнять человека к Богу, другие развивают учение о воздаянии. И все же чересчур обобщать не следует. Иоанн Златоуст, грек из греков, – по рождению сириец и, как подобает сирийцу, велеречив и наделен богатым воображением. Каппадокийцы весьма отличны от александрийцев, но именно им ближе всего оказался Ориген, которому они следовали с восторгом и вместе с тем вдумчивостью. Кирилл по влечению души отказался от славы на родине. Учение Августина о предопределении и благодати обрело самых суровых критиков именно в Галлии».
А. Аман, патролог
Литература по теме
- Библиотека святых отцов и церковных писателей
- Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
- Писания Святых Отцев Сокровищница духовной мудрости
- Отцы и Учители Церкви, Церковные Писатели А.И. Сидоров
- Святые отцы и учители Церкви Л.П. Карсавин
- Святые Отцы Православия иером. Серафим (Роуз)
- Великие учителя Церкви К.Е. Скурат
- Святоотеческое наследие и современность митрополит Иларион (Алфеев)
- Памятные записки прп. Викентий Леринский
- Историческое учение об отцах Церкви свт. Филарет (Гумилевский)
- Авторитет отцов Церкви Н.И. Сагарда
Комментировать