Проповедь на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла

игумен Мел­хи­се­дек (Артю­хин)

Тро­парь празд­ника, глас 4‑й

Апо­сто­лов пер­во­пре­столь­ницы, и все­лен­ныя учи­те­лие, Вла­дыку всех молите, мир все­лен­ней даро­вати, и душам нашим велию милость.

Во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа!

По сви­де­тель­ству слова Божия, апо­столы зани­мают особое место в Церкви — «каждый должен разу­меть нас, как слу­жи­те­лей Хри­сто­вых и домо­стро­и­те­лей тайн Божиих» (1Кор. 4:1).

Обле­чен­ные равной силой свыше и оди­на­ко­вой вла­стью раз­ре­шать грехи, все апо­столы сядут на две­на­дцати пре­сто­лах возле Сына Чело­ве­че­ского.

Хотя неко­то­рые апо­столы и отли­чены в Писа­нии и Пре­да­нии, напри­мер Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был глав­ным и даже пре­вос­хо­дя­щим честью осталь­ных.

Но так как в Дея­ниях апо­столь­ских пре­иму­ще­ственно повест­ву­ется о трудах апо­сто­лов Петра и Павла, то Цер­ковь и святые отцы, бла­го­го­вея при имени каж­дого из апо­сто­лов, этих двоих назы­вают пер­во­вер­хов­ными.

Цер­ковь про­слав­ляет апо­стола Петра как пред­на­чав­шего из лика апо­сто­лов испо­ве­дать Иисуса Христа Сыном Бога Живаго; Павла же яко паче иных потру­див­ше­гося и при­чис­лен­ного к высшим из апо­сто­лов Духом Святым (2Кор. 2:5); одного — за твер­дость, дру­гого — за свет­лую муд­рость.

Камень недви­жи­мый в осно­ва­нии Церкви – Петр; дви­жу­щая сила – Павел; тот Цер­ковь держит, этот – строит.

И вот эти два чело­века, столь тяжко согре­шив­шие – один как гони­тель Церкви Хри­сто­вой, другой как пре­да­тель, отрек­шийся от своего воз­люб­лен­ного Учи­теля и Гос­пода, – были вос­став­лены Спа­си­те­лем и воз­ве­дены на апо­столь­ское слу­же­ние. Святая Пра­во­слав­ная Цер­ковь почи­тает их как пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов, ибо апо­стол Петр воз­глав­лял про­по­ведь хри­сти­ан­ства среди иудеев, а Павел – среди языч­ни­ков.

Мы должны всегда иметь перед гла­зами при­меры этих апо­сто­лов и пом­нить, что Гос­подь не только вос­ста­вил их от тяжких согре­ше­ний, но и спо­до­бил вели­чай­шей бла­го­дати. Потому и мы не вправе отча­и­ваться или уны­вать.

Нам нужно пом­нить, сколь рев­ност­ными людьми были апо­столы Петр и Павел. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст даже так гово­рит об апо­столе Павле: «…он, как дух и огонь, обте­кал всю все­лен­ную и очищал землю»

Подо­шел к концу Пет­ров­ский пост, в тече­ние кото­рого хри­сти­ане гото­ви­лись к этому дню. 12 июля – день, когда, согласно пре­да­нию, глав­ные хри­сти­ан­ские апо­столы, «учи­теля среди учи­те­лей», Петр и Павел были каз­нены в Риме.

Что нам известно о них? Если мы возь­мем ака­фист апо­сто­лам, то узнаем, что они:

  • Бого­ве­де­нием концы мира оза­рив­шии и обильно стру­ями бла­го­дати напо­ив­шии;
  • Ангели бла­го­вест­ницы;
  • звезды све­то­зар­ные;
  • кра­сото Церкви все­лен­ские.

Петр и Павел – два столпа веры – два диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ных харак­тера: вдох­но­вен­ный про­стец и неисто­вый оратор – при­хо­дят к еди­ному окон­ча­нию своего зем­ного пути.

Петр пер­во­на­чально назы­вался Симо­ном, имя Кифа (Петр) – еврей­ское слово, озна­ча­ю­щее «скала, камень», было дано ему самим Хри­стом. Петр был стар­шим братом апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного, и оба они про­мыш­ляли рыбной ловлей.

Петр был очень про­стым и искрен­ним чело­ве­ком, его образ мыш­ле­ния очень живой, в харак­тере – горяч­ность. Для него была харак­терна речь, побуж­да­ю­щая к немед­лен­ным дей­ствиям. Петр ста­но­вится участ­ни­ком многих собы­тий, опи­сан­ных в Еван­ге­лии. Именно его тещу исце­лил Хри­стос – и это было одно из первых чудес.

Петр участ­во­вал в чудес­ной ловле рыбы, когда, после долгих без­ре­зуль­тат­ных попы­ток пой­мать хоть что-нибудь, по слову Христа сети рыба­ков напол­ни­лись рыбой настолько, что стали рваться под тяже­стью улова. В тот момент Петр впер­вые при­знал во Христе Гос­пода, ужас­нулся и в свя­щен­ном, бла­го­го­вей­ном страхе стал умо­лять Христа: «Выйди от меня, ибо я чело­век греш­ный».

Апо­стол Петр вместе с Иоан­ном и Иако­вом были сви­де­те­лями Пре­об­ра­же­ния Христа на горе Фавор и через неко­то­рое время – его стра­да­ний в Геф­си­ман­ском саду.

Там горяч­ный Петр отсек ухо одному из страж­ни­ков, при­шед­ших схва­тить Христа.

Петр искренне уверял Христа, что нико­гда не отре­чется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему при­хо­дит осо­зна­ние совер­шен­ного, рас­ка­я­ние и горь­кие слезы.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так гово­рит об этом: «Петр был иногда слиш­ком строг, а если бы он был и без­греш­ным, то какое снис­хож­де­ние могли бы полу­чить от него поуча­е­мые им? Поэтому Боже­ствен­ная бла­го­дать попу­стила и ему впасть в грех, дабы в том, чем сам он стра­дал, он был снис­хо­ди­те­лен к другим».

Апо­стола Петра назы­вают Апо­сто­лом надежды хри­сти­ан­ской. Ведь он нахо­дит в себе силу при­знать свое пре­да­тель­ство и сокру­шенно пла­кать о своей, столь зна­ко­мой всем нам, сла­бо­сти. И после пока­я­ния именно его Гос­подь трижды утвер­ждает в апо­столь­ском звании сло­вами – «паси овец моих».

К воз­вы­шен­ным исти­нам, соб­ственно – к Истине, невоз­можно прийти одними чело­ве­че­скими уси­ли­ями, ибо только Бог может открыть чело­веку Истину, утвер­дить его в ней и сохра­нить в ней до конца его дней. «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее». В этих словах речь идет о вере апо­стола Петра.

Самого Петра нельзя назвать камнем, ведь мы помним о его трое­крат­ном отре­че­нии, знаем, что почти сразу после этой похвалы, когда апо­стол захо­чет про­явить неумест­ное мило­сер­дие по отно­ше­нию к Гос­поду, Он скажет ему: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16:23).

Итак, камнем назван не сам Петр как немощ­ный чело­век, а его вера, даро­ван­ная ему Богом. А поскольку его крат­кое, но искрен­нее испо­ве­да­ние веры «Ты – Хри­стос, Сын Бога Живаго» будет сохра­няться и каждым веру­ю­щим чело­ве­ком, в первую же оче­редь, сохра­ня­лось апо­сто­лами и свя­тыми отцами, под­ви­зав­ши­мися во все вре­мена, постольку и «врата ада не одо­леют» ни какого-то отдель­ного хри­сти­а­нина, ни всю Цер­ковь, состав­ля­ю­щую народ Божий.

Апо­стол Петр нас учит, что, если делая добро и стра­дая, мы терпим, то это угодно Богу. «Что за похвала, если вы тер­пите, когда вас бьют за про­ступки? Но если, делая добро и стра­дая, тер­пите, это угодно Богу. Ибо вы к тому при­званы, потому что и Хри­стос постра­дал за нас, оста­вив нам пример, дабы мы пошли по следам Его» (1Пет. 2:20–21).

Имя Павла, пер­во­на­чально Саул, или Савл, было дано ему в честь пер­вого иудей­ского царя. Бога­тые и знат­ные роди­тели, при­над­ле­жав­шие фари­сей­ской партии, вос­пи­ты­вали маль­чика в стро­гом рели­ги­оз­ном духе. Семья имела рим­ское граж­дан­ство. Повзрос­лев, «книж­ник и фари­сей» Павел ста­но­вится насто­я­щим иудей­ским «инкви­зи­то­ром». По своей особой рев­но­сти он выпра­ши­вает раз­ре­ше­ние повсюду пре­сле­до­вать и при­во­дить в Иеру­са­лим свя­зан­ными хри­стиан.

Избра­ние апо­стола Павла на апо­столь­ское слу­же­ние абсо­лютно непо­сти­жимо и даже абсурдно с пози­ции чело­ве­че­ского разума. Чело­век, яростно сопро­тив­ляв­шийся рас­про­стра­не­нию учения Христа, вдруг ста­но­вится пла­менно веру­ю­щим. Ему явля­ется Сам Хри­стос со сло­вами: «Я Иисус, кото­рого ты гонишь». В том, кто еще вчера был всего лишь рас­пя­тым неудач­ни­ком, Павел узнает Бога.

Обра­ще­ние Павла состо­я­лось на 30‑м году жизни, после этого – еще 30 лет апо­столь­ского слу­же­ния. Пере­жив личную встречу с Хри­стом, Павел сви­де­тель­ствует о нем перед наро­дами. Он совер­шает несколько мис­си­о­нер­ских путе­ше­ствий и про­по­ве­дует в Аравии, Сирии, Пале­стине, на Кипре, в Антио­хии, в Афинах и многих других горо­дах. Всюду творит чудеса и… терпит гоне­ния. Им осно­вано мно­же­ство помест­ных Церк­вей, к ним он и обра­щает свои зна­ме­ни­тые посла­ния, кото­рые полу­чают назва­ние «Пав­лово Еван­ге­лие».

Сам апо­стол Павел при­знает, что ора­тор­скому искус­ству он не был обучен, но зато вла­деет исти­ной. С гневом Павел отра­жает все нападки, но с неж­но­стью и любо­вью забо­титься о своих воз­люб­лен­ных чадах, кото­рым хочет пода­рить не только Еван­ге­лие, но и себя самого.

Сейчас многие отно­сятся к евреям с пре­зре­нием, потому что они отрек­лись от Христа, но мы знаем, что пер­выми про­по­вед­ни­ками Еван­ге­лия были почти исклю­чи­тельно евреи и лишь немно­гие про­ис­хо­дили из языч­ни­ков. Известно, что апо­стол Лука был элли­ном, подав­ля­ю­щее же боль­шин­ство апо­сто­лов и вообще первых хри­стиан были евре­ями. И поскольку многие лже­учи­теля, исполь­зуя то ува­же­ние, кото­рое первые хри­сти­ане испы­ты­вали к евреям как к носи­те­лям истины, похва­ля­лись своим про­ис­хож­де­нием, то апо­стол Павел был вынуж­ден гово­рить о себе: «Они Евреи? и я. Изра­иль­тяне? и я. Семя Авра­амово? и я».

«Я гораздо более был в трудах, без­мерно в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­кратно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного». Трид­цать девять ударов палкой – это, конечно, страш­ное нака­за­ние. Иудей­ский закон не раз­ре­шал давать более сорока ударов.

«Три раза меня били пал­ками, одна­жды кам­нями поби­вали, три раза я терпел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день пробыл во глу­бине мор­ской; много раз был в путе­ше­ствиях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков, в опас­но­стях от еди­но­пле­мен­ни­ков».

Обра­тите вни­ма­ние – мы обычно молимся о том, чтобы у нас не было ника­ких непри­ят­но­стей, чтобы нам избе­жать скор­бей, не под­верг­нуться наси­лию со сто­роны других людей, напри­мер, раз­бой­ни­ков или воров. А святой апо­стол Павел – избран­ный сосуд Духа Свя­того – терпел необык­но­вен­ные скорби: он тонул, на него напа­дали и, навер­ное, гра­били раз­бой­ники, его жизнь под­вер­га­лась вся­че­ским опас­но­стям.

Почему же Гос­подь не хранил его от этого? Он хотел зака­лить его, как металл в гор­ниле, чтобы его рев­ность стала видна всем.

«Кроме посто­рон­них при­клю­че­ний, у меня еже­дневно сте­че­ние людей, забота о всех церк­вах». Кроме всех этих скор­бей, к апо­столу еже­дневно при­хо­дили толпы людей со всей все­лен­ной с раз­ными вопро­сами. Тот, кто вынуж­ден посто­янно общаться, знает, как это необык­но­венно уто­ми­тельно. Бывает тяжело при­нять за день даже десять чело­век и побе­се­до­вать с ними по разным вопро­сам.

А у апо­стола Павла было еже­днев­ное «сте­че­ние людей», кото­рые при­хо­дили спро­сить о вере или полу­чить ука­за­ния, как им посту­пать в тех или иных обсто­я­тель­ствах в уже осно­ван­ных им церк­вах.

На апо­столе лежала забота не об одной какой-нибудь церкви, допу­стим коринф­ской, а обо всех церк­вах, осно­ван­ных им во многих горо­дах все­лен­ной. При всем том и время тогда было небес­пе­чаль­ное: ото­всюду гоне­ния и скорби. И люди при­хо­дили к апо­столу и спра­ши­вали, что им делать в каких-либо затруд­ни­тель­ных ситу­а­циях. Он один носил тяготы всех этих людей, забо­тясь о том, чтобы во всех церк­вах было бла­го­по­лу­чие, укреп­ля­лась духов­ная жизнь и сохра­нялся мир между бра­тьями.

«Бог, – по мысли Иоанна Зла­то­устого, – при­звал Павла за его искрен­ность, за спо­соб­ность к слу­же­нию». В Павле не было лукав­ства, он был всем открыт: «Кто изне­мо­гает, с кем бы я не изне­мо­гал? – пишет он в своих посла­ниях, – кто соблаз­ня­ется, за кого бы я не вос­пла­ме­нялся?» (2Кор. 11:29).

И не будем забы­вать слова апо­стола Павла, кото­рый гово­рил нам: «радуй­тесь, усо­вер­шай­тесь, уте­шай­тесь, будьте еди­но­мыс­ленны, мирны – и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор. 13:11).

«Любо­вью слу­жите друг другу. Если же друг друга угры­за­ете и съе­да­ете, бере­ги­тесь, чтобы вы не были истреб­лены друг другом» (Гал. 4:13–15).

А преп. Амвро­сий Оптин­ский об этом также: «Кто усту­пает, тот больше при­об­ре­тает».

Именно Павел «гораздо более был в трудах, без­мерно в ранах, более в тем­ни­цах, и мно­го­кратно при смерти» (2Кор. 11:23). Павел принял муче­ни­че­скую кон­чину: его, как рим­ского граж­да­нина, обез­гла­вили.

Судьбы этих двух уди­ви­тель­ных хри­сти­ан­ских пер­во­про­ход­цев наво­дят на мысль о таин­ствен­ной глу­бине чело­века, кото­рую один только Бог может уви­деть.

Как, напри­мер, в рыбаке Симоне кро­ется «камень» Петр, и как в гони­теле Савле сокрыт «избран­ный сосуд», Павел?

Божий чело­век потому стоит так твердо, что как бы высоко ни вознес Бог, его сокру­шен­ное сердце всегда помнит о глу­бине паде­ния. Павел гово­рил о себе, что «недо­стоин назы­ваться Апо­сто­лом, потому что гнал цер­ковь Божию» (1Кор. 15:9). А Петр до самой смерти плакал, слыша пение петуха.

Глав­ная осо­бен­ность пра­во­слав­ных празд­ни­ков в том, что в каждом дне зало­жен свой особый смысл – просто вспо­ми­нать даже очень важные собы­тия – едва ли при­не­сет много пользы чело­веку. Цер­ковь вспо­ми­нает те или иные собы­тия с тем, чтобы помочь чело­веку понять, что он должен сде­лать в своей жизни, чтобы та пустота, кото­рая нахо­дится в душе каж­дого, запол­ни­лась не тьмой, отча­я­нием и уны­нием, но Богом.

День апо­сто­лов Пера и Павла – это призыв к мис­си­о­нер­ству, если ты сам полу­чил уте­ше­ние в молитве, был сви­де­те­лем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя – поде­лись им с другим, помоги и тому, кто рядом уви­деть то, чего он пока не знает. Конечно, сего­дня ходят в мис­си­о­нер­ские походы, но не для всех это воз­можно.

Но есть одно мис­си­о­нер­ство, кото­рое доступно каж­дому чело­веку, – быть для всех, светом, как гово­рил прп. Амвро­сий Оптин­ский: «Жить – не тужить. Никого не осуж­дать, никому не доса­ждать, и всем – мое почте­ние»!

Будем посто­янно пом­нить и такое настав­ле­ние апо­стола Павла: «Ибо крат­ко­вре­мен­ное легкое стра­да­ние наше про­из­во­дит в без­мер­ном пре­из­бытке вечную славу» (2Кор. 4:17).

«При­в­ле­цыте нас ко сла­до­сти еван­гель­ские истины, свя­жите узами любве Хри­стовы» — молим от всего сердца мы вас, апо­столы Петре и Павле. Аминь.

https://www.optina.ru/

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки