Простота

(8 голосов: 5 из 5)

 

Простота́ — 1) Божественное свойство, выражаемое в том, что Бог не сложен из элементов и вообще лишен какой-либо сложности; по естеству превыше не только какой-либо множественности, но даже и единичности; 2) расположение души, проявляемое в уклонении от суетного многообразия, стремлении к цельной жизни о Господе; 3) простодушие, бесхитростность, наивность; 4) примитивность; 5) бесцеремонность (ср.: поговорка: простота хуже воровства); 6) несложность, легкость для понимания, доступность (простая задача, простой вопрос).

Кротость, смирение) есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству преподобный Иоанн Лествичник

Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота — величайшее благо и достоинство человека. св. прав. Иоанн Кронштадтский

Действовать в простоте — не значит вести себя глупо. Простой человек незлобив и бесхитростен. Плохое и безобразное он обращает в хорошее. У него всегда о других добрые помыслы. прп. Паисий Святогорец

Чем простота отличается от невежества?

Простоту жизни, свойственную христианским подвижникам (см.: Подвижник), следует отличать от тех грубых форм простоты, которых стремятся придерживаться некоторые современные верующие.

Благодатная простота жизни святых была связана с подчинением всех внутренних сил единственной цели — служению Богу, спасению, обретению Царства Небесного. Всё второстепенное, суетное (что обычно притягивает грешников, служит причиной рассевания помыслов и душевных движений) не имело для них ни сколь-нибудь значимой привлекательности.

Некоторые верующие, желая подражать благодатной простоте христианских праведников, однако сознавая, в чём именно состояла та простота, отказываются от столь важного компонента религиозной жизни как знание догматов и прочих разделов учения Церкви о вере и нравственности.

Зачем? — говорят они, рассеивать свои умственные силы? для чего расходовать время и силы на постижение теоретических знаний? зачем заниматься каким-то там философствованием? Разве святые спасались дипломами и диссертациями?

Главное, по их мнению, соблюдать заповеди, больше молиться. Мол, заповеди Христовы понятны даже ребенку, и для понимания не нужно особого религиозного образования. Для правильного же моления достаточно знать катехизис и иметь под рукой полный молитвослов.

По рассуждению особо ревностных поклонников невежества, погоня за знаниями приводит к излишней пытливости в области веры; а это, в свою очередь, способствует приумножению заблуждений и ересей (см. подробнее: Можно ли быть христианином без знания догматов?).

Правы они или нет? Очевидно, что нет. О необходимости знаний основ вероучения говорил Господь Иисус Христос. Благословляя апостолов на проповедь по всему миру Он ясно заповедовал им: «идите и научите все народы…» (Мф.28:19). Сами апостолы именовались Его учениками (Мф.28:16). Как же можно хулить стремление к просвещению?

Призывая верующих следовать за Собой, Искупитель подчеркивал, что это следование должно осуществляться осознанно и свободно (Лк.9:23), Но разве можно осознанно и свободно следовать неведомо за Кем, неведомо для чего, неведомо куда (не зная, Кто Такой Бог, в чём состоит спасение, каким будет его результат)?

Из Божественного Откровения и из опыта жизни святых хорошо видно, что личное спасение подразумевает стремление к богопознанию, к познанию мира, познанию себя, но никак не невежество.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru