Простота

***

Про­стота́ — 1) Боже­ствен­ное свой­ство, выра­жа­е­мое в том, что Бог не сложен из эле­мен­тов и вообще лишен какой-либо слож­но­сти; по есте­ству пре­выше не только какой-либо мно­же­ствен­но­сти, но даже и еди­нич­но­сти;

2) рас­по­ло­же­ние души, про­яв­ля­е­мое в укло­не­нии от сует­ного мно­го­об­ра­зия, стрем­ле­нии к цель­ной жизни о Гос­поде (2Кор.1:12; 2Кор.11:3). 

3) про­сто­ду­шие, бес­хит­рост­ность, наив­ность.

***

Чем про­стота отли­ча­ется от неве­же­ства?

Про­стоту жизни, свой­ствен­ную хри­сти­ан­ским подвиж­ни­кам, сле­дует отли­чать от тех грубых форм про­стоты, кото­рых стре­мятся при­дер­жи­ваться неко­то­рые совре­мен­ные веру­ю­щие.

Бла­го­дат­ная про­стота жизни святых была свя­зана с под­чи­не­нием всех внут­рен­них сил един­ствен­ной цели — слу­же­нию Богу, спа­се­нию, обре­те­нию Цар­ства Небес­ного. Всё вто­ро­сте­пен­ное, сует­ное (что обычно при­тя­ги­вает греш­ни­ков, служит при­чи­ной рас­се­ва­ния помыс­лов и душев­ных дви­же­ний) не имело для них ни сколь-нибудь зна­чи­мой при­вле­ка­тель­но­сти.

Неко­то­рые веру­ю­щие, желая под­ра­жать бла­го­дат­ной про­стоте хри­сти­ан­ских пра­вед­ни­ков, однако не созна­вая, в чём именно состо­яла та про­стота, отка­зы­ва­ются от столь важ­ного ком­по­нента рели­ги­оз­ной жизни как знание дог­ма­тов и прочих раз­де­лов учения Церкви о вере и нрав­ствен­но­сти.

Зачем? — гово­рят они, рас­се­и­вать свои умствен­ные силы? для чего рас­хо­до­вать время и силы на пости­же­ние тео­ре­ти­че­ских знаний? зачем зани­маться каким-то там фило­соф­ство­ва­нием? Разве святые спа­са­лись дипло­мами и дис­сер­та­ци­ями?

Глав­ное, по их мнению, соблю­дать запо­веди, больше молиться. Мол, запо­веди Хри­стовы понятны даже ребенку, и для пони­ма­ния не нужно осо­бого рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния. Для пра­виль­ного же моле­ния доста­точно знать кате­хи­зис и иметь под рукой полный молит­во­слов.

По рас­суж­де­нию особо рев­ност­ных поклон­ни­ков неве­же­ства, погоня за зна­ни­ями при­во­дит к излиш­ней пыт­ли­во­сти в обла­сти веры; а это, в свою оче­редь, спо­соб­ствует при­умно­же­нию заблуж­де­ний и ересей (см. подроб­нее: Можно ли быть хри­сти­а­ни­ном без знания дог­ма­тов?).

Правы они или нет? Оче­видно, что нет. О необ­хо­ди­мо­сти знаний основ веро­уче­ния гово­рил Гос­подь Иисус Хри­стос. Бла­го­слов­ляя апо­сто­лов на про­по­ведь по всему миру Он ясно запо­ве­до­вал им: «идите и научите все народы…» (Мф.28:19). Сами апо­столы име­но­ва­лись Его уче­ни­ками (Мф.28:16). Как же можно хулить стрем­ле­ние к про­све­ще­нию?

При­зы­вая веру­ю­щих сле­до­вать за Собой, Иску­пи­тель под­чер­ки­вал, что это сле­до­ва­ние должно осу­ществ­ляться осо­знанно и сво­бодно (Лк.9:23), Но разве можно осо­знанно и сво­бодно сле­до­вать неве­домо за Кем, неве­домо для чего, неве­домо куда (не зная, Кто Такой Бог, в чём состоит спа­се­ние, каким будет его резуль­тат)?

Из Боже­ствен­ного Откро­ве­ния и из опыта жизни святых хорошо видно, что личное спа­се­ние под­ра­зу­ме­вает стрем­ле­ние к бого­по­зна­нию, к позна­нию мира, позна­нию себя, но никак не неве­же­ство.

***

Кро­тость, сми­ре­ние — есть утвер­див­шийся навык души, кото­рая сде­ла­лась чуждою вся­кого раз­ли­чия и неспо­соб­ною к лукав­ству.
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

Ста­райся дойти до мла­ден­че­ской про­стоты в обра­ще­нии с людьми и в молитве к Богу. Про­стота — вели­чай­шее благо и досто­ин­ство чело­века.
св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский

Дей­ство­вать в про­стоте — не значит вести себя глупо. Про­стой чело­век незло­бив и бес­хит­ро­стен. Плохое и без­об­раз­ное он обра­щает в хоро­шее. У него всегда о других добрые помыслы.
прп. Паисий Свя­то­го­рец

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки