Петров пост. Как нам его про­ве­сти?

Прежде всего, Пет­ро­вым Постом надо чаще ходить в цер­ковь и участ­во­вать в бого­слу­же­нии. Нельзя изви­нять себя раз­лич­ными лич­ными обсто­я­тель­ствами, воз­мож­но­стями и невоз­мож­но­стями. Конечно, никто не может посе­щать все пост­ные бого­слу­же­ния. Но каждый может быть хотя бы на неко­то­рых из них. В первую оче­редь – это суб­бот­ние и вос­крес­ные службы. В тече­ние Поста необ­хо­димо, чтобы хоть один день был посвя­щен Таин­ствам Испо­веди и При­ча­ще­ния. Тут не могут быть убе­ди­тельны ника­кие ссылки на усло­вия жизни, недо­ста­ток вре­мени и прочее. Все зави­сит только от серьез­но­сти нашего отно­ше­ния к рели­гии. Пост длится две недели, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм, нужно мини­маль­ное усилие. Но, лишая себя этих несколь­ких раз, мы лишаем себя не только кра­соты и глу­бины пра­во­слав­ных бого­слу­же­ний, но и того, что при­дает нашему поще­нию смысл, делает его дей­ствен­ным.

Нет Поста без поще­ния. Однако воз­дер­жа­ние от живот­ной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) не явля­ется исклю­чи­тельно хри­сти­ан­ской прак­ти­кой: оно есть в других рели­гиях, этими вопро­сами зани­ма­ется дие­то­ло­гия, нако­нец люди могут «поститься» и по эко­но­ми­че­ским при­чи­нам… В чем же осо­бен­ность поста хри­сти­ан­ского? Пост как физи­че­ское лише­ние или огра­ни­че­ние пищи совер­шенно бес­по­ле­зен без его второй, духов­ной, состав­ля­ю­щей. В таком его пони­ма­нии самыми боль­шими пост­ни­ками явля­ются демоны: они вообще не едят и не пьют…Духовная сто­рона поста состоит в том, чтобы мы весь наш пост­ный подвиг сосре­до­то­чили на Боге, устре­мили к Нему.

Мы должны поститься ради Бога. Мы должны через облег­че­ние для тела ощу­тить Его при­сут­ствие в своей душе. Постом и молит­вой изго­ня­ется из нас все недоб­рое и нечи­стое. Однако здесь важно трезво рас­счи­тать свои духов­ные силы и физи­че­ские воз­мож­но­сти, чтобы, не начав чрез­мерно строго поститься, затем по немощи и вовсе оста­вить пост. Каждый, хоть раз испы­тав­ший на себе пост­ную прак­тику, знает, что разум­ный пост не ослаб­ляет нас, а создает лег­кость, собран­ность, трез­вость, радость и чистоту.

Нако­нец, от нас тре­бу­ется образ жизни, кото­рый не был бы про­ти­во­по­лож­но­стью Посту. В преж­ние вре­мена в пра­во­слав­ных стра­нах само обще­ство созда­вало вели­ко­пост­ную атмо­сферу, под­чи­ня­ясь извест­ному ритму жизни, опре­де­лен­ным пра­ви­лам: об этом напо­ми­нал особый, пост­ный звон цер­ков­ных коло­ко­лов, закрыты были все уве­се­ли­тель­ные заве­де­ния, пре­кра­ща­лись вели­ко­свет­ские приемы. Мы не живем в пра­во­слав­ном обще­стве. Мир, в кото­ром живем мы, мир, окру­жа­ю­щий нас, не меня­ется во время Поста. Поэтому от нас тре­бу­ется особое усилие, необ­хо­димо еще раз обду­мать вза­и­мо­связь между внут­рен­ней рели­ги­оз­ной жизнью и ее внеш­ними про­яв­ле­ни­ями.

В первую оче­редь это каса­ется семьи. Именно дома, в семье, а не в школе и даже не в церкви обра­зу­ется основа, стер­жень миро­воз­зре­ния чело­века, что осо­бенно важно для детей. И первый пост­ный обычай, кото­рый должен при­ви­ваться в семье, – это реши­тель­ное пре­кра­ще­ние про­смотра теле­про­грамм и слу­ша­ния радио. Наша жизнь пере­пол­нена инфор­ма­цией, весь мир входит в наши дома с экра­нов теле­ви­зо­ров. И мало-помалу эле­мен­тар­ный опыт внут­рен­ней жизни, кра­сота реаль­ного мира просто исче­зают, чело­век ста­но­вится неспо­со­бен насла­ждаться тиши­ной, теряет спо­соб­ность к молит­вен­ной сосре­до­то­чен­но­сти, да и к молитве вообще. Но тишина, создан­ная отсут­ствием свет­ского шума, не должна быть пусто­той. Душа наша пита­ется молит­вой, но и разум тоже нуж­да­ется в пище. Было бы хорошо зара­нее наме­тить для себя список книг, кото­рые полезно было бы про­чи­тать. Цер­ковь Постом ждет от нас обо­га­ще­ния нашего духов­ного и умствен­ного внут­рен­него мира. Чтение и духов­ное раз­мыш­ле­ние дают чело­веку воз­мож­ность обре­сти этот внут­рен­ний мир и его радость.

Что каса­ется долгих часов, про­во­ди­мых во время Поста вне дома, тут нельзя дать ника­кого опре­де­лен­ного рецепта. Надо только пом­нить, что Пост – это и время иска­ния смысла: про­фес­си­о­наль­ной жизни, отно­ше­ний с дру­гими людьми, смысла жизни. И если наша вера имеет какое-либо зна­че­ние, она должна быть соот­не­сена с жизнью во всех ее слож­но­стях.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки