Апостольский пост

Ольга Бог­да­нова

Не так давно закон­чился Вели­кий Пост, прошла Пасха, Троица и Пяти­де­сят­ница. И вот снова начи­на­ется пост. Почему?

Если посмот­реть пра­во­слав­ный кален­дарь, ока­жется, что боль­шая часть дней в году пост­ные. И хотя про­дол­жи­тель­ность того же Пет­ров­ского (или апо­столь­ского) поста раз­лична, ситу­а­ция не меня­ется.

Пет­ров­ской пост может про­дол­жаться от одной недели и одного дня до шести недель. Зави­сит это от даты Пасхи, поскольку она меня­ется каждый год, а от нее отсчи­ты­ва­ется начало Пет­ров­ского поста (первый поне­дель­ник после Пяти­де­сят­ницы).

У этого лет­него поста несколько назва­ний: пост Пяти­де­сят­ницы (потому что он нераз­рывно связан с этим празд­ни­ком), Пет­ров­ский (потому что закан­чи­ва­ется в день Петра и Павла), Апо­столь­ский (потому что был уста­нов­лен апо­сто­лами).

С Пяти­де­сят­ни­цей он связан не только из-за рас­чета дней. Связь гораздо глубже. В Празд­ники поста не бывает, потому что Празд­ник – это радость, а пост – время работы над собой.

После того, как в день Пяти­де­сят­ницы Святой Дух сошел на Апо­сто­лов, они пре­бы­вали в посте и молитве, гото­вясь ко все­мир­ной про­по­веди Еван­ге­лия. Рас­ска­зать всему Миру о том, что про­изо­шло на Святой Земле и что запо­ве­дал Хри­стос было труд­ной зада­чей. И уче­ники Христа соби­ра­лись с силами перед тем, как отпра­виться в путь.

Пасху и Пяти­де­сят­ницу мы празд­нуем каждый год. И каждый год, пере­жи­вая опи­сан­ные в Свя­щен­ном Писа­нии собы­тия, мы внут­ренне про­жи­ваем все то, что про­ис­хо­дило тогда. И каждый год, руко­вод­ству­ясь духов­ным опытом святых (в том числе Апо­сто­лов), всту­паем на путь само­со­вер­шен­ство­ва­ния. Можно спро­сить: раз это так важно, почему бы не поститься целый год? Или, напро­тив. почему нельзя все дни пре­бы­вать в радо­сти?

За время хри­сти­ане нако­пили бога­тый духов­ный опыт. Известно, что время от вре­мени чело­веку просто необ­хо­дима «пере­дышка», неболь­шой отдых, иначе он просто не выдер­жит. Одного старца спро­сили о том, почему он, хри­сти­а­нин, кото­рый учит серьез­ным вещам, время от вре­мени шутит и рас­ска­зы­вает уче­ни­кам весе­лые исто­рии. Старец упо­до­бил чело­века натя­ну­той тетиве. Если тетива рас­слаб­лена, она про­ви­сает и ни на что не годна, если ее натя­нуть, можно пустить стрелу. Но если натя­нуть тетиву силь­нее или долгое время не рас­пус­кать ее, она порвется. Так же и чело­век.

Что уди­ви­тельно, в радо­сти про­ис­хо­дит то же самое. Чело­век не может выне­сти непре­стан­ной радо­сти, осо­бенно такой силь­ной, как духов­ная. Для этого тоже нужно набраться соот­вет­ству­ю­щего опыта. Поэтому и здесь тре­бу­ется пере­рыв. Вот и полу­ча­ется, что дни в году рас­пре­де­лены соот­вет­ственно нашим силам: и для духов­ной радо­сти, и для духов­ного труда.

«После про­дол­жи­тель­ного празд­ника Пяти­де­сят­ницы пост осо­бенно необ­хо­дим, чтобы подви­гом его очи­стить нам мысли и соде­латься достой­ными даров Свя­того Духа, – пишет святой Лев Вели­кий. – За насто­я­щим празд­не­ством, кото­рое Дух Святой освя­тил Своим соше­ствием, обык­но­венно сле­дует все­на­род­ный пост… Ибо мы не сомне­ва­емся, что после того, как апо­столы испол­ни­лись обе­то­ван­ною свыше силой и Дух истины все­лился в сердца их, между про­чими тай­нами небес­ного учения, по вну­ше­нию Уте­ши­теля, пре­по­дано также учение и о духов­ном воз­дер­жа­нии, чтобы сердца, очи­ща­ясь постом, дела­лись спо­соб­ней­шими к при­ня­тию бла­го­дат­ных даро­ва­ний… нельзя сра­жаться с пред­сто­я­щими уси­ли­ями гони­те­лей и ярост­ными угро­зами нече­сти­вых в изне­жен­ном теле и утуч­нен­ной плоти, поскольку то, что услаж­дает нашего внеш­него чело­века, раз­ру­шает внут­рен­него, и напро­тив, разум­ная душа тем больше очи­ща­ется, чем больше умертв­ля­ется плоть».

Святой Лев Рим­ский пишет: «Из апо­столь­ских правил, кото­рые внушил Сам Бог, пер­во­сто­я­тели цер­ков­ные, по вну­ше­нию Свя­того Духа, первым поста­вили то, чтобы все подвиги доб­ро­де­тели начи­нать с поста».

Полу­ча­ется, пост просто необ­хо­дим не только, чтобы изме­ниться в лучшую сто­рону, но и чтобы сохра­нить в себе ту радость, те дары, кото­рые мы полу­чаем во время таких боль­ших Празд­ни­ков, как Пяти­де­сят­ница, Троица и, конечно Пасха.

Конечно, суть поста не в еде, потому что это не диета. Глав­ное – стре­миться всем своим суще­ством обра­титься к Богу, к гор­нему, и отойти от зем­ного, доль­него, пре­хо­дя­щего. Первая ассо­ци­а­ция с постом – еда. Да, конечно. Потому что именно с борьбы с чре­во­уго­дием подвиж­ники сове­то­вали начи­нать борьбу со стра­стями. Особое при­стра­стие к еде – это как основа, на кото­рой утвер­жда­ются все осталь­ные пороки (это заме­тили еще антич­ные фило­софы). Поэтому самый эффек­тив­ный способ борьбы – изба­виться от корня, при­чины. «Первой нам надо попрать похоть чре­во­уго­дия, – и ум свой утон­чить не только постами, но и бде­ни­ями, а также чте­нием и непре­стан­ным сокру­ше­нием сердца», – писал Прп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин.

Пост­ное «меню» – это способ борьбы с грехом, но никак не цель. Другая важная состав­ля­ю­щая поста – испо­ведь и при­ча­стие. В этих таин­ствах чело­век очи­щает свою душу от грехов и полу­чает от Бога силу для борьбы с поро­ками.

О Пет­ров­ском посте гово­рится уже в так назы­ва­е­мых Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских – своде правил, кото­рый был состав­лен в первые вре­мена хри­сти­ан­ства: «После Пяти­де­сят­ницы празд­нуйте одну сед­мицу, а потом пости­тесь; спра­вед­ли­вость тре­бует и радо­ваться по при­ня­тии даров от Бога, и поститься после облег­че­ния плоти».

С IV века об этом летнем посте гово­рят многие Свв. Отцы: Афа­на­сий Вели­кий, Амвро­сий Медио­лан­ский, Лев Вели­кий и Фео­до­рит Кир­ский.

Св. Афа­на­сий Вели­кий напря­мую свя­зы­вал несо­блю­де­ние поста с постиг­шими людей бед­стви­ями: «Народ, постив­шийся в неделю, сле­ду­ю­щую за св. Пяти­де­сят­ни­цею, отошел для молитвы на клад­бище».

Русь пере­няла многие пра­во­слав­ные празд­ники у Визан­тии. И утвер­жде­ние Пет­ров­ского поста тоже свя­зано с собы­ти­ями, кото­рые про­изо­шли в Кон­стан­ти­но­поле. Когда в сто­лице импе­рии освя­тили храм во имя апо­сто­лов Петра и Павла (в день их памяти), их празд­ник стал отме­чаться с особой тор­же­ствен­но­стью. И пред­ше­ству­ю­щий ему пост вос­при­ни­мался не только как время сохра­не­ния духов­ной чистоты и напол­нен­но­сти после Пяти­де­сят­ницы, но и как под­го­товка к празд­нику.

http://www.taday.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки