Раз­го­ве­ние

Разгове́ние – вку­ше­ние ско­ром­ной пищи по окон­ча­нии поста.

Празд­нич­ный стол – это воз­мож­ность тор­же­ственно отме­тить собы­тие и поде­литься радо­стью с близ­кими людьми.

«Если кто уто­мился от поста, пусть примет ныне награду, – гово­рится в пас­халь­ном слове свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста. – Постив­ши­еся и не постив­ши­еся – воз­ве­се­ли­тесь сего­дня! Тра­пеза полна пищи! Насла­ждай­тесь все! Телец огром­ный: пусть никто не уйдет голод­ным! Все вос­поль­зуй­тесь богат­ством бла­го­сти!»

***

Однако и раз­гов­ляться сле­дует разумно и воз­дер­жанно.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник пишет: «Пока пост, мы сте­пен­ни­чаем, а как прой­дет пост, у нас начи­на­ется раз­ре­ше­ние на все, – и притом в таких широ­ких раз­ме­рах, что будто ника­кого ни в чем нет греха». Помимо телес­ного вреда, невоз­держ­ное раз­гов­ле­ние пагубно в духов­ном смысле: постив­шийся в тече­ние дол­гого вре­мени момен­тально рас­тра­чи­вает с таким трудом при­об­ре­тен­ные духов­ные блага.

«Стро­гие посты, если за ними после­дует излиш­нее послаб­ле­ние себе в пище, бывают ни во что, и плод их скоро вытес­ня­ется стра­стью чре­во­уго­дия», – гово­рит пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин.

«Пока был пост, мы только давали обет и соби­ра­лись с силами. Прошел пост, – теперь и откры­ва­ется поприще для нашей дея­тель­но­сти, по тому плану, кото­рый каждый построил себе во время поще­ния, и с теми силами, какие собрал тогда, – настав­ляет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. – И выходи каждый на дело свое и на дела­ние свое, и покажи силу свою и искус­ство свое.

Время поста есть время обу­че­ния к подвигу, а теперь нача­лось время самого подвига… Гос­подь собрал нас в храмы, учил, и разум­лял, вра­че­вал раны, раз­ре­шал узы, обле­кал во все оружия, – и вот теперь изво­дит на подвиг. Станем же муже­ственно и дружно. Какая похвала воинам, если они, когда их, обу­чивши как должно, выво­дят на брань, побро­сают оружие и пре­да­дутся в руки врагов? – Какая похвала и нам, если после такого о нас попе­че­ния мы при первом появ­ле­нии стра­сти пре­да­димся снова в руки ее, – и это только что ска­завши: «Не буду гре­шить», – и только что слы­шавши завет: «Не будь неве­рен, но верен?!» «Пого­вев, испо­ве­до­вав­шись и при­ча­стив­шись Святых Хри­сто­вых Тайн, – про­дол­жает свя­ти­тель Феофан, – хри­сти­а­нин воз­об­нов­ляет в себе бла­го­дат­ные источ­ники, откры­тые в нас Святым Кре­ще­нием, кото­рые потом столько раз были засо­ря­емы нера­де­нием и паде­нием и столько раз очи­ща­емы пока­я­нием. Теперь снова очи­щены они после послед­них паде­ний. Будем же хра­нить их от засо­ре­ния вновь невни­ма­нием, рас­се­я­но­стью и небре­же­нием».

Таким обра­зом, если мы постимся, воз­дер­жи­ва­ясь только от пищи, то по про­ше­ствии дней воз­дер­жа­ния про­хо­дит и пост. А если воз­дер­жи­ва­емся от грехов, то и по про­ше­ствии поста он про­дол­жа­ется и при­но­сит нам пользу. Часто бывает, что, когда пост идет уже к концу, нам жалко с ним рас­ста­ваться. А ведь и не надо рас­ста­ваться, надо всегда ста­раться жить в таком духов­ном напря­же­нии.

«Если хочешь, хри­сти­а­нин, чтобы тебе был пост поле­зен, – гово­рит свя­ти­тель Тихон Задон­ский, – то постись и телесно, постись и душевно, и постись всегда».

***

См. ГОВЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки