Скоромная пища

Скоро́мная пи́ща. (Слово ско­ром­ная свя­зано в эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии с др.-русск. ско­ромъ «жир, масло»; в неко­то­рых рус­ских губер­ниях до Октябрь­ской рево­лю­ции встре­ча­лось сино­ни­ми­че­ское поня­тие и сход­ное по зву­ча­нию «ско­ров­ный», то есть букв. «с коровы», то есть мясо-молоч­ный про­дукт). В пра­во­слав­ной тра­ди­ции в про­ти­во­вес пост­ной пище, ско­ром­ная пища — это пища, вку­шать кото­рую не доз­во­ля­ется в пост; к ско­ром­ным про­дук­там отно­сятся любые про­до­воль­ствен­ные про­дукты, име­ю­щие в своем составе плоть или про­дукты жиз­не­де­я­тель­но­сти теп­ло­кров­ных живот­ных, такие как (молоко, яйца). Рыба и море­про­дукты в пра­во­слав­ной тра­ди­ции зани­мают особое сре­дин­ное место между пост­ной и ско­ром­ной пищей, однако, в боль­шин­стве стро­гих постов подоб­ные про­дукты также запре­щены к упо­треб­ле­нию, что поз­во­ляет отне­сти их к ско­ром­ной пище. В пере­нос­ном смысле слова поня­тие «ско­ром­ный» обо­зна­чает нескром­ного, похот­ли­вого, плот­ского чело­века (анто­ним: цело­муд­рен­ный).

Ско­ром­ная пища в пра­во­слав­ной тра­ди­ции

Поня­тие о ско­ром­но­сти пищи напря­мую свя­зано с пони­маем того, что есть пост­ная пища. В свою оче­редь поня­тие «пост­ная пища» может иметь разные гра­ницы, вклю­чать разные виды пище­вых про­дук­тов, в зави­си­мо­сти от сте­пени стро­го­сти поста, кото­рый накла­ды­ва­ется на веру­ю­щего (это воз­можно либо в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ями, каса­ю­щи­мися кон­крет­ного поста, либо в соот­вет­ствии с осо­быми част­ными обсто­я­тель­ствами (напри­мер, пост может быть усилен веру­ю­щим по его личной ини­ци­а­тиве и бла­го­сло­ве­нию духов­ника, либо, наобо­рот, ослаб­лен, скажем, в связи с тяже­лой болез­нью). Древ­ней­шей, извест­ной еще с вет­хо­за­вет­ных времен, и наи­бо­лее стро­гой формой поста (совер­шен­ный пост) явля­ется полное воз­дер­жа­ние от при­ня­тия пищи. Именно так было при­нято дважды в  неделю поститься у фари­сеев времен земной жизни Христа (напр.: в извест­ной притче такой пост ставил себе в заслугу фари­сей (Лк.18:9-14)), хотя Мои­сеев закон этого не пред­пи­сы­вал: Пост пола­гался в День Очи­ще­ний — Йом Кипур, кроме того чело­век мог соблю­дать пост после того, как давал обет Гос­поду. Особое зна­че­ние для народа Изра­иля имел соро­ка­днев­ный пост Моисея во время его пре­бы­ва­ния на горе (Исх.34:28). Гос­подь Иисус Хри­стос, при­сту­пая к обще­ствен­ному слу­же­нию, тоже совер­шил соро­ка­днев­ный пост (Μф.4:1–11; Мк.1:12-13). Пост, пред­по­ла­га­ю­щий полное воз­дер­жа­ние от пищи, прак­ти­ко­вали и хри­сти­ане первых веков. Такой пост мог быть связан с пока­ян­ным дела­нием, или с духов­ной под­го­тов­кой к какому-либо собы­тию в жизни кон­крет­ного чело­века. Понятно, что при таком посте раз­де­ле­ние пищи на пост­ную и ско­ром­ную не могло иметь места. Ука­зан­ное раз­де­ле­ние появ­ля­ется в связи с раз­ви­тием хри­сти­ан­ского мона­ше­ства и раз­ра­бот­кой опыт­ным путем раз­ви­тых реко­мен­да­ций отно­си­тельно того, какая пища и в каких коли­че­ствах допу­стима / уместна тогда-то и тогда-то. Совер­шен­ный пост до сих пор пред­пи­сы­ва­ется уста­вом в неко­то­рых слу­чаях (напри­мер, в Сочель­ник перед Рож­де­ством Хри­сто­вым).

Сле­ду­ю­щей по стро­го­сти сту­пе­нью поста явля­ется «сухо­яде­ние» (греч. ξηροφαγία) — в пра­во­слав­ной тра­ди­ции под этим пони­ма­ется упо­треб­ле­ние доз­во­лен­ной пищи без масла в холод­ном виде. Разу­ме­ется, мясо, рыба и море­про­дукты (помимо про­чего) при этой форме поста также запре­щены. Менее стро­гие формы поста допус­кают более широ­кий пере­чень воз­мож­ных для упо­треб­ле­ния веру­ю­щими пище­вых про­дук­тов.

Ппо­ня­тие же «ско­ром­ная пища» в пра­во­слав­ной тра­ди­ции можно тол­ко­вать рас­ши­ри­тельно, к такому типу пищи отно­сятся:

  1. Мясо, потроха живот­ных и птицы, а также жиры и масла живот­ного про­ис­хож­де­ния;
  2. Молоко и молоч­ные, кисло-молоч­ные про­дукты;
  3. Яйца;
  4. Рыба и море­про­дукты (кото­рые раз­ре­ша­ются в рамках менее стро­гих форм поста).

При этом в совре­мен­но­сти суще­ствует ряд про­дук­тов пита­ния, кото­рые сложно / про­блемно впи­сать в ту или иную группу (пост­ный / ско­ром­ный). Напри­мер, спор­тив­ное пита­ние, кото­рое пред­став­лено син­те­зи­ро­ван­ными искус­ствен­ными бел­ками или даже ами­но­кис­ло­тами, но кото­рое при этом почти пол­но­стью может заме­нять пищу живот­ного про­ис­хож­де­ния. Ана­ло­гич­ная про­бле­ма­тика встре­ча­ется при рас­смот­ре­нии пищи из искус­ствен­ного мяса (рас­про­стра­нен­ного в запад­ном полу­ша­рии) и пищи из насе­ко­мых (рас­про­стра­нен­ной в восточ­ном полу­ша­рии). На данный момент в пра­во­слав­ной тра­ди­ции нет одно­знач­ных реко­мен­да­ций к упо­треб­ле­нию данных типов пищи во время поста (хотя при этом суще­ствуют реко­мен­да­ции отдель­ных пас­ты­рей).

Дни, в кото­рые веру­ю­щим раз­ре­ша­ется при­ня­тие ско­ром­ной пищи, назы­ва­ются «ско­ром­ными днями», а при­нять эту пищу в пост­ный день — «оско­ро­миться».

Необ­хо­димо напом­нить, что согласно совре­мен­ной пас­тыр­ской прак­тике в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви у веру­ю­щих при­нято обсуж­дать меру посто­вого воз­дер­жа­ния с духов­ни­ком и испра­ши­вать у него бла­го­сло­ве­ние на пост. При этом сле­дует, чтобы духов­ник знал об обсто­я­тель­ствах жизни пасо­мого, вклю­чая сюда состо­я­ние его физи­че­ского здо­ро­вья, осо­бен­но­сти семей­ной жизни и про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Нужно пом­нить, что воз­дер­жа­ние постом от опре­де­лен­ных видов пищи явля­ется не само­це­лью, а одним из средств духов­ного дела­ния, направ­лен­ного на спа­се­ние.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки