Советы венчающимся

про­то­и­е­рей Алек­сандр Авдю­гин

- По вашему мнению, вен­чаться могут только люди глу­боко веру­ю­щие? Если нет, то как людям, кото­рые еще не укре­пи­лись в своей вере, пра­вильно под­го­то­виться к вен­ча­нию и как они должны вос­при­ни­мать это таин­ство?

- Я бы не стал какие-то опре­де­лен­ные кри­те­рии уста­нав­ли­вать для тех, кто может и не может при­бе­гать к Таин­ству. Да и невоз­можны тут каноны стро­гие. Иногда вполне доста­точно слов: «Батюшка, мы хотим, чтобы Гос­подь бла­го­сло­вил наш брак», в других же слу­чаях я наста­и­ваю на обя­за­тель­ной испо­веди и при­ча­стии перед Вен­ча­нием.

Если и жених, и неве­ста кре­щены, то вполне доста­точно веры в Бога одного, а второй лишь был бы согла­сен идти под венец цер­ков­ный. Тут четкое еван­гель­ское раз­ре­ше­ние: Ибо неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ется женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ется мужем веру­ю­щим (1Кор. 7:14). Подоб­ные браки не редки и в боль­шин­стве слу­чаев через неко­то­рое время я вижу, что к испо­веди под­хо­дят уже вдвоем, а не только тот, кто настоял на вен­ча­нии и счи­тался «более веру­ю­щим».

Гото­виться же к Таин­ству надо также, как мы гото­вимся к любому зна­чи­тель­ному собы­тию в своей жизни, то есть со внут­рен­ней сосре­до­то­чен­но­стью. Она же опре­де­ля­ется не только внеш­ним кра­си­вым и тор­же­ствен­ным видом, но и чисто­тою душев­ной. Если под модным и ори­ги­наль­ным сва­деб­ным пла­тьем неве­сты и модным костю­мом жениха оста­лись стру­пья гряз­ных грехов, что-то скры­ва­ется друг от друга или недо­го­ва­ри­ва­ется, то начало буду­щих семей­ных недо­ра­зу­ме­ний уже поло­жено. Поэтому и надобно вен­ча­ю­щимся при­бе­гать к Таин­ству пока­я­ния, то есть к испо­веди. Ведь на вен­ча­нии Гос­подь соеди­нит души и тела двух, совсем недавно разных, не зна­ю­щих друг о друге людей «и будут двое — одна плоть» (Еф. 5:25–28). Вот и пред­ставьте себе: одна из душ чиста и непо­рочна, а другая запач­кана и скрытна, каков резуль­тат будет?

Совет один перед вен­ча­нием – будьте искренни друг с другом, и Божье бла­го­сло­ве­ние лишь силь­нее объ­еди­нит любя­щие сердца.

- О чем должны думать и на что обра­щать вни­ма­ние жених и неве­ста во время обряда?

- Тут легче ска­зать, о чем думать не надо.

Не имеет зна­че­ния, кто первый станет на рас­сте­лен­ный под ноги вен­ча­ю­щимся рушник, как и не имеет ника­ких послед­ствий, если сви­де­тели поме­няют руки, держа венцы над голо­вами моло­до­же­нов (тем паче, что есть венцы доста­точно тяже­лые); нет раз­ницы чья вен­чаль­ная свеча про­го­рит больше, как и не при­ве­дет к ката­строфе уро­нен­ное кольцо или упав­ший платок. Все эти «при­меты» имеют один источ­ник про­ис­хож­де­ния и зовут его у нас: «фирма ОБС», то бишь «одна бабка ска­зала».

Вни­ма­тельно вслу­ши­вай­тесь в молитвы про­из­но­си­мые свя­щен­ни­ком и моли­тесь вместе с ним. Лишь то, что чита­ется свя­щен­ни­ком и поется хором, имеет зна­чи­мость и дей­стви­тельно необ­хо­димо для многих лет сов­мест­ной жизни. Ведь сам бого­слу­жеб­ный чин вен­ча­ния берет начало из глу­бины веков и именно так, как вен­ча­ются ныне, соче­та­лись «в брака обще­ние» и наши дале­кие предки, именно после этих свя­щен­ни­че­ских молитв стало воз­мож­ным и нынеш­нее пред­сто­я­ние жениха с неве­стой пред Пре­сто­лом Божиим. Не обвен­ча­лись бы во вре­мена давние наши пра-пра-бабушки с такими же «пра»-дедушками, откуда нам-то было бы взяться?

- Надо ли моло­до­же­нам при­хо­дить в храм в день вен­ча­ния к началу службы?

- Сего­дня, боль­шей частью, вен­ча­ются на второй день сва­дьбы, в вос­кре­се­нье. Какой смысл после суб­бот­них тор­жеств, сва­деб­ных уго­ще­ний, весе­лья и поздрав­ле­ний устра­и­вать раннее хож­де­ние в храм на службу? Молиться ведь все равно не полу­чится. Лучше все же отдох­нуть, до вре­мени вен­ча­ния…

Испо­ве­до­ваться же и при­ча­ститься Тайн Гос­под­них надобно нака­нуне, за несколько дней до офи­ци­аль­ных тор­жеств.

В веру­ю­щих воцер­ко­в­лен­ных семьях вен­ча­ние всегда пред­ше­ствует первой брач­ной ночи, т.е. плот­ской бли­зо­сти жениха и неве­сты. Нынче это уста­нов­ле­ние и обя­за­тель­ность не в чести у боль­шин­ства моло­дежи, но все же почему бы, идя к Богу за бла­го­сло­ве­нием, не вспом­нить те вре­мена, когда соблю­де­ние этих уста­нов­ле­ний гаран­ти­ро­вали долгую и счаст­ли­вую жизнь?

- Правда ли, что венцы, кото­рые держат над голо­вами моло­дых во время обряда, – это сим­волы муче­ни­че­ства? Если да, то как надо рас­це­ни­вать этот символ.

- Венцы, воз­ла­га­е­мые на жениха и неве­сту, сим­во­ли­зи­руют славу союза Христа с Цер­ко­вью. Это четко опре­де­ля­ется еван­гель­ским тек­стом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Слова данные были ска­заны тем, кто может ради Бога «пре­тер­петь» и «остаться верным».

Разве супру­же­ский союз не пред­по­ла­гает собой жертву своими соб­ствен­ными при­выч­ками и при­стра­сти­ями ради сча­стья люби­мого чело­века? Разве семей­ная жизнь это всегда неуем­ная радость и посто­ян­ное весе­лие? Отнюдь. Это новые заботы и огра­ни­че­ния себя в мате­ри­аль­ном плане, в удо­воль­ствиях; это бремя обя­за­тельств по достой­ному вос­пи­та­нию детей; это, в конце концов, и непри­ят­но­сти с недо­ра­зу­ме­ни­ями с новыми и ста­рыми род­ствен­ни­ками, т.к. «враги чело­веку – домаш­ние его» (Мф. 10:36).

Как только в семей­ной жизни, кто либо из супру­гов станет свое соб­ствен­ное «я» ста­вить во главу угла, кто будет свое мнение и свои жела­ния не соче­тать, а про­ти­во­по­став­лять, еди­не­ние пре­кра­тится и семья оста­нется лишь юри­ди­че­ским фактом.

Там же, где ради любви и сча­стья супруги или супруга есть жерт­вен­ность (муче­ни­че­ство) всегда при­сут­ствует вели­кая награда – духов­ное еди­не­ние, та вели­кая радость, ради кото­рой стоит жить, жениться и замуж выхо­дить. Жерт­вуя – при­об­ре­таем. Стра­дая – воз­но­симся.

Венцы, кото­рыми мы вен­ча­емся, кото­рые держат над гла­вами моло­до­же­нов сви­де­тели – это и венцы домаш­него цар­ства и это же муче­ни­че­ские венцы, потому как счаст­ли­вая семей­ная жизнь без сми­ре­ния себя, по отвер­же­ния своего «я» не полу­чится..

Именно поэтому, когда свя­щен­ник ведет моло­дых вокруг аналоя, хор поет пес­но­пе­ние: «Святые муче­ники, славно под­ви­зав­ши­еся и увен­чав­ши­еся, моли­тесь ко Гос­поду о поми­ло­ва­нии душ наших».

- Что вы можете ска­зать тем, кто счи­тает вен­ча­ние неким новым модным обря­дом?

- Знаете, как мы назы­ваем тех пред­ста­ви­те­лей власти, кото­рые нынче в силу своих долж­но­стей и ими же при­ду­ман­ных «обя­зан­но­стей» при­хо­дят на цер­ков­ное бого­слу­же­ние и с баль­за­ми­ро­ван­ными от напря­же­ния лицами выста­и­вают службы? Очень просто – под­свеч­ни­ками. Другой роли они не играют, ни в храме, ни у себя в душе. Так зачем же неис­ку­шен­ных в жизни моло­до­же­нов, по воле моды или дабы блес­нуть пред дру­зьями и зна­ко­мыми пере­во­дить в роль бес­чув­ствен­ного при­спо­соб­ле­ния для дер­жа­ния свечи?

Если вен­ча­ние это не просьба к Богу освя­тить брак, помочь про­жить счаст­ливо и достойно, родить и вос­пи­тать детей, а просто некий пункт из обя­за­тель­ного списка пред­сва­деб­ных риту­а­лов: к памят­нику Ленина цветы поло­жить, бутылку шам­пан­ского выпить, пово­ро­жить на сча­стье и т. д., то пользы от него не будет ника­кого…

- Как меня­ется жизнь моло­до­же­нов после вен­ча­ния? Что они должны и чего не должны делать.

- Любить друг друга. Всё осталь­ное при­ло­жится. Один из бого­сло­вов сказал: «Люби Бога и делай, что хочешь». Вполне можно пере­фра­зи­ро­вать: «Люби жену (мужа) и делай что хочешь». Ведь любовь твоя нико­гда не поз­во­лит огор­чить…

Сове­тов моло­дым дают много и как то гото­вясь к про­по­веди я встре­тил сле­ду­ю­щие, кото­рые раз за разом повто­ряю, когда бла­го­слов­ляю моло­дых:

  1. Нико­гда не бывайте одно­вре­менно оба сер­ди­тыми;
  2. Нико­гда не кри­чите на друг друга (за исклю­че­нием, когда пожар в доме);
  3. Если кому-то из двух необ­хо­димо одер­жать победу в споре, то уступи победу дру­гому;
  4. Если нужно выска­зать пори­ца­ние, то сделай это с любо­вью;
  5. Нико­гда не вспо­ми­най ошибок про­шлого;
  6. Не идите спать, не при­ми­рив­шись;
  7. Ста­рай­тесь, по край­ней мере раз в день, ска­зать дру­гому лас­ко­вое слово;
  8. Когда ты сделал что-либо непра­вильно, поспеши при­знать свою ошибку и попро­сить про­ще­ния;
  9. Двое участ­вуют в споре, но тот, кто неправ, тот всегда гово­рит больше.

- Если же касаться цер­ков­ных запре­тов и кано­ни­че­ских правил в семей­ной жизни, то тут все инди­ви­ду­ально, в каждой семье по-раз­ному. Поэтому, если есть благое жела­ние соче­тать свою семей­ную жизнь с пра­во­сла­вием, то нужно обра­тится к свя­щен­нику, хотя бы к тому, кото­рый вас венчал.

- Насколько серьез­ную ответ­ствен­ность берут на себя вен­ча­ю­щи­еся, и что озна­чает поня­тие «развод» в Пра­во­слав­ной церкви?

- Цер­ковь всегда счи­тала осу­ществ­ле­нием хри­сти­ан­ского нрав­ствен­ного идеала наряду с дев­ством ради Христа только един­ствен­ный брак. Именно поэтому цер­ков­ные пра­вила запре­щают избра­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей из числа людей, состо­я­щих в повтор­ном браке или жена­тых на уже бывших заму­жем и тем более вступ­ле­ние в повтор­ный брак по при­ня­тии сана. Миря­нам, тем не менее, при опре­де­лен­ных усло­виях Цер­ковь доз­во­ляет вступ­ле­ние в повтор­ный брак, пони­ма­е­мый как хотя и отча­сти нару­ша­ю­щую запо­ве­дан­ный Хри­стом идеал свя­то­сти, но вынуж­ден­ную уступку чело­ве­че­ской немощи.

Чина «раз­вода» как тако­вого в Церкви не суще­ствует. Есть бла­го­сло­ве­ние на повтор­ный брак.

Цер­ковь наста­и­вает на пожиз­нен­ной вер­но­сти супру­гов и нерас­тор­жи­мо­сти пра­во­слав­ного брака, осно­вы­ва­ясь на словах Гос­пода Иисуса Христа: «Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает… Кто раз­ве­дется с женою своею не за пре­лю­бо­де­я­ние и женится на другой, тот пре­лю­бо­дей­ствует; и женив­шийся на раз­ве­ден­ной пре­лю­бо­дей­ствует» (Мф. 19:6,9). Развод осуж­да­ется Цер­ко­вью как грех, ибо он при­но­сит тяжкие душев­ные стра­да­ния и супру­гам (по мень­шей мере одному из них), и осо­бенно детям…

В 1918 году Помест­ный Собор Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церкви в «Опре­де­ле­нии о пово­дах к рас­тор­же­нию брач­ного союза, освя­щен­ного Цер­ко­вью» при­знал в каче­стве тако­вых, кроме пре­лю­бо­де­я­ния и вступ­ле­ния одной из сторон в новый брак, также отпа­де­ние супруга или супруги от Пра­во­сла­вия, про­ти­во­есте­ствен­ные пороки, неспо­соб­ность к брач­ному сожи­тию, насту­пив­шую до брака или явив­шу­юся след­ствием наме­рен­ного само­ка­ле­че­ния, забо­ле­ва­ние про­ка­зой или сифи­ли­сом, дли­тель­ное без­вест­ное отсут­ствие, осуж­де­ние к нака­за­нию, соеди­нен­ному с лише­нием всех прав состо­я­ния, пося­га­тель­ство на жизнь или здо­ро­вье супруги либо детей, сно­ха­че­ство, свод­ни­че­ство, извле­че­ние выгод из непо­требств супруга, неиз­ле­чи­мую тяжкую душев­ную болезнь и зло­на­ме­рен­ное остав­ле­ние одного супруга другим. В насто­я­щее время этот пере­чень осно­ва­ний к рас­тор­же­нию брака допол­ня­ется такими при­чи­нами, как забо­ле­ва­ние СПИДом, меди­цин­ски засви­де­тель­ство­ван­ные хро­ни­че­ский алко­го­лизм или нар­ко­ма­ния, совер­ше­ние женой аборта при несо­гла­сии мужа…

В любом случае – развод есть грех.

Рус­ская Неделя

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки